Что такое основы проектной деятельности
ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Конспект лекции общее представление о проектной деятельности проектная деятельность общее представление. Понятие проекта
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. ПОНЯТИЕ ПРОЕКТА
С проектной деятельностью мы сталкиваемся в своей жизни постоянно. К ней можно отнести многое из того, что мы делаем. От небольших проектов, занимающих дни или недели (например, организации дня рождения или встречи друзей) до крупных проектов, продолжающихся месяцы (например, подготовка выпускной работы или книги) или даже годы (например, строительство стадиона).
Для начала проясним, что же такое проект и проектная деятельность, чем она отличается от операционной деятельности.
Формулировка понятий, особенно многосложных (каковым является понятие проекта и проектной деятельности), как правило, не претендует на единственность и полноту охвата всех признаков вводимого понятия. Поэтому существует достаточно много различных определений проекта и проектной деятельности.
Проект – это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов.
В отличие от нее, операционная деятельность – это постоянный вид деятельности с мало меняющимся составом исполнителей, результат ее повторяется, т.е. не является уникальным. Ключевое отличие проектной деятельности – это уникальность результата, ограниченность по срокам и большее число рисков. Состав исполнителей, как правило, формируется под конкретный проект.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(1) Первый этап работы – проблематизация. Идентификация проблемы, которую нужно решить, или задачи, которую нужно выполнить – вот, что является началом работы..
Например, проблемой может быть низкое качество или отсутствие определенных услуг или товаров, несоответствие поведения людей или функционирования некоторой технической или иной системы определенным требованиям.
Возможна иная ситуация, когда заказчиком формулируется не проблема, а ставится конкретная задача. В этом случае обязательно необходимо определить, какую именно проблему заказчика решает эта задача. Этот момент в дальнейшем может привести к другим способам решения поставленной задачи.
(2) Следующий этап – целеполагание.
На этом этапе определяется: к чему все-таки должен прийти проект и каких достичь целей. Для этого важно провести шаг генерации идей, вариантов решений по достижению целей.
Существуют разные критерии, по которым можно оценить, хорошо ли сформулирована цель. Один из распространенных подходов – использование методики SMART. Здесь SMART – мнемоническая аббревиатура, используемая для определения целей и постановки задач в различных областях. Вообще, в разных источниках происхождение термина присваивают различным авторам, да и впоследствии появились дополнительные критерии. Поэтому отметим суть.
Желательно представить себе как можно больше способов достижения цели и выбрать из них самый оптимальный. Естественно, при выборе пути решения не забудьте оценить свои возможности.
Здесь же стоит определиться с продуктом проекта. По сути, под продуктом проекта понимается то, что должно быть реализовано (создано) для завершения проекта, для достижения цели. Продуктом проекта могут быть товары, услуги, разработанные методологии, определенные информационные материалы, результаты исследований и т.д.
Например, если цель проведения конференции – наладить взаимодействие с определенными лицами и компаниями для проведения совместных работ, то продукт проекта – это конкретные соглашения с определенными временными рамками, составом участников и тематикой работ.
(3) Третий этап – планирование. Здесь происходит планирование деятельности, которую необходимо осуществить для достижения цели проекта. Определяются требования к продукту проекта, выбираются способы выполнения проекта, устанавливаются сроки выполнения и т.д.
(4) Четвертый этап — реализация проекта. Для успешной реализации важно научиться отслеживать прогресс выполнения, чтобы вовремя выявить отклонения и предпринять управленческие действия. Определяйте контрольные точки (вехи), проводите оценивание каждого этапа работы с точки зрения сроков и достигнутых результатов.
(5) Последний этап – сдача проекта. Для данного курса «Основы проектной деятельности» непременным условием является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации команда не только показывают полученные результаты, но и демонстрируют полученный опыт в приобретенные компетенции. Также подготовка финальной презентации позволяет команде осмыслить проделанную работу, дает возможность перевести полученный опыт в знания.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
Проекты могут значительно отличаться по сфере приложения, составу, предметной области, масштабам, составу участников, степени сложности и т.д. Одна из самых распространенных классификаций проектов приведена на рисунке.
По составу и структуре проекта (класс проекта): монопроект (отдельный проект), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и др., включающий в свой состав ряд моно и мультипроектов).
По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект (тип проекта): технический, организационный, социальный, смешанный.
По продолжительности периода осуществления проекта: краткосрочные (до 2-х лет), среднесрочные (до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).
По масштабу проекта (размер бюджета, количество участников) различают мелкие, малые, средние, крупные проекты.
По характеру предметной области проекта (вид проекта): инвестиционный (создание или реновация основных фондов, требующих вложения инвестиций), инновационный (разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие систем), научно-исследовательский, образовательный, смешанный.
Вопросы для самоконтроля по лекции 1
1. Что такое проектная деятельность?
2. Каковы основные этапы проектной деятельности и их краткая характеристика?
3. Основные определения понятия «Проект»
4. Каковы основные признаки классификации проектов?
5. Каковы отличительные особенности инновационных проектов?
6. Как можно определить понятие «Успешность проекта»?
7. Какие показатели используются при оценке успешности проекта?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1. РАЗБОР КЕЙСА. ЭЛЕМЕНТЫ УСПЕШНОГО ПРОЕКТА: СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ УСПЕШНЫХ И ПРОБЛЕМНЫХ ПРОЕКТОВ
Цели и задачи выполнения практического задания
На примере кейса понять необходимость учета всех факторов, которые определяют успешность проекта.
Для выполнения задания необходимо ознакомиться с теоретическим материалом (видео-лекция, конспект и презентации), в которых определяется понятие успешность проекта и какие факторы определяют успех проекта.
ЛЕКЦИЯ 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ
Проекты выполняются людьми и для людей. Это взаимодействие порождает множество управленческих задач, необходимость выстроить процессы совместной работы между участниками проекта.
Прежде всего определим, кого будем понимать под участниками проекта.
Участники проекта – это физические и/или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта.
И Исполнитель, и Заказчик обязательно являются участниками проекта. А вот сотрудник, который просто интересуется, как идет проект, уже не входит в группу участников проекта. Такие сотрудники относятся к категории «заинтересованных сторон проекта» (или на английский манер, «стейкхолдеров»).
О работе с заинтересованными сторонами более подробно будет рассказано в следующих лекциях. Сейчас же скажем кратко, что под заинтересованной стороной будем понимать персону, группу, организацию, систему, которые могут повлиять на проект или чьи интересы затронет выполнение проекта.
В данном разделе сейчас сконцентрируемся на изучении участников проекта, на тех, кто непосредственно выполняет проект.
Роль в проекте – определенный набор функций и полномочий в проекте, созданный с целью распределения обязанностей между участниками проекта.
Проектную роль можно рассматривать как временную должность в организации.
Выделение ролей позволяет определить набор функций, которые должны выполняться в проекте безотносительно к конкретным персонам участников. В соответствии с ролями можно подбирать людей в команду или распределять ответственность и полномочия между участниками уже сформированного коллектива.
Команда проекта – это временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение.
Команда проектa состоит из участников, каждый из которых выполняет в команде одну или несколько ролей.
Выделение ролей по формальным компетенциям определяется в целом предметной областью и более детально – конкретными задачами, которые должны быть решены в проекте. В таблице приведены примеры ролей (по профессиональным компетенциям) в различных областях.
Основные рекомендации. Желательно, чтобы все эти роли присутствовали в команде. В среднем у каждого человека есть предрасположенность к 1–3 ролям из перечисленной классификации. У некоторых людей не наблюдается выраженных предпочтений к определенным ролям, они могут выполнять те роли, которые им поручат. Есть люди, которым некомфортно работать в команде в принципе, что также стоит учитывать при формировании команды.
На основании работ Белбина разработаны тесты на определение предпочтительных ролей, доступны для желающих проверить себя и свою команду в интернете (например, здесь).
Ответственность участников команды
Помимо ролевого распределения в команде зачастую необходимо определить персональную ответственность и степень участия в выполнении отдельных этапов и задач проекта.
При составлении матрицы ответственности проекта используют, например, методику RACI. Методика RACI является удобным и наглядным средством планирования ответственности членов проектной команды при выполнении задач на каждом из этапов проекта.
Термин RACI является аббревиатурой наименований степеней ответственности, как показано в таблице 2.
Методическое пособие «Основы проектной деятельности»
Бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Чувашской Республики «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Министерства культуры, по делам национальностей
и архивного дела Чувашской Республики (БОУ ВО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии)
ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Печатается по решению ученого совета БОУ БО «ЧГИКИ» Минкультуры
Каримов Б. К., заведующий кафедрой социально-культурной и библиотечной деятельности БОУ ВО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии, кандидат педагогических наук, профессор;
Медведева И. А., заведующая кафедрой сольного и народного пения ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», доктор педагогических наук, профессор.
Основы проектной деятельности: учебно-методическое пособие / авторсост. Н. С. Матросова, А.В. Сидорова. – Чебоксары : Чув. гос. инст-т культуры и искусств, 2017. – 32 с.
В учебном пособии раскрыты теоретические знания в области проектной деятельности, а так же раскрыты требования к написанию и оформлению проекта.
Пособие адресовано слушателям курсов повышения квалификации.
© Матросова Н. С., Сидорова А.В., 2017
© БОУ ВО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные понятия социокультурного проектирования 5
2. Основные требования к проекту 6
3. Основные разделы текста проекта 7
4. Требования к оформлению проекта 15
Рекомендуемая литература 16
Приложение Проект всероссийский фестиваль исполнителей на многострунных народных инструментах «Гуслей перезвон чудесный» 17
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня общество нуждается в умениях структурировать и моделировать социальные процессы, происходящие вокруг нас, для последующей реализации их в практической плоскости. Так, цели, задачи и этапы реализации действий, направленных на решение социального запроса оформляются в проекте.
Таким образом, первым звеном в формировании социальных проектов является наличие актуальных для данной социальной общности проблемы. Предположим, что вы решили изменить ситуацию: на следующем этапе вы, как правило, будете искать ресурсы для её изменения в лучшую сторону: начинается этап поиска ресурсов (финансовых, людских, информационных, технических). Успешность поиска ресурсов зависит от специфики социальной среды.
Методики социального проектирования становятся всё более популярными при решении проблем различного масштаба. Поле применения технологий социального проектирования всё время расширяется: органы государственной и муниципальной власти, крупные коммерческие структуры, научно-исследовательские, общественные организации разрабатывают и реализуют социальные проекты, изменяющие окружающий мир в лучшую сторону.
1. Основные понятия социокультурного проектирования
Основными понятиями в социокультурном проектировании являются:
социокультурная ситуация, социокультурное проектирование, программа, проект, форма, идея, практические мероприятия.
Социокультурная ситуация — это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности.
Социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей, это проблемно-целевое проектирование.
Общие принципы, применимые ко всем разновидностям социокультурного проектирования:
1. Принцип «проживания» обществом новых ценностных оснований своей деятельности, своих норм взаимодействия.
2. Принцип саморазвития.
3. Принцип социальной ответственности.
4. Принцип социальной компетентности.
5. Принцип непрерывного образования широких слоев населения.
6. Принцип согласования целей и баланса интересов субъектов социального проектирования.
7. Принцип открытости будущему. 8. Принцип автономности сообщества.
Проект, как правило, включает следующее:
I. Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной проблемы).
II. Постановка цели деятельности и конкретных задач.
III. Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий).
IV. Характеристика и способ оценки планируемых результатов. V. Бюджет. Материально-техническое обеспечение.
2. Основные требования к проекту
1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) эта характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по чётко определенным этапам на основании результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:
• этапы и конкретные сроки их реализации;
• четкие и измеряемые задачи;
• конкретные и измеряемые результаты;
• планы и графики выполнения работ;
• конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
4. Объективность и обоснованность — доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ воздействия на неё.
6. Жизнеспособность — определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.
3. Основные разделы текста проекта
Если проект предоставляется для участия в конкурсе, то авторами заполняются строго в соответствии с указанными образцами формы заявок и информационных карт (паспортов и т.п.), запрашиваемых организаторами конкурса, а также сметы финансирования.
Организаторами различных конкурсов могут быть также предъявлены требования к расположению и названиям основных разделов, что облегчает администрирование конкурсов и оценку, рецензирование проектов.
Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.
Схема составления проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штампы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы. » или «Все меры по. оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов…»)
И этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, дается ответ на вопросы, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.
Одной формулировки недостаточно, требуется аналитическое осмысление, проблему необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.
Раздел «Постановка проблемы» можно считать качественно прописанным если:
• он раскрывает необходимость выполнения проекта;
• в нем описаны обстоятельства, побудившие написать проект;
• проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;
• исполнитель является достаточно компетентным для реализации
• масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;
• проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники;
• проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам
служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;
• нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов; написан кратко и интересно; четко определен способ решения проблемы.
Цель проекта
Это осознанное представление результата деятельности по проекту.
Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.
Основные требовании к формулировке цели таковы:
• достижимость в рамках этого проекта;
• безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;
• предусмотрение итогового результата проекта;
• соответствие компетентности, подготовленности финансовоэкономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.
Определение цели — важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, чего именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.
Задачи проекта
В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполняются специфическим смыслом.
Задача — это частная цель, или мини-цель. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание», вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий.
Задача в проекте — это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида).
Раздел «Цели и задачи» можно считать прописанным, если он соответствует следующим условиям:
• описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;
• из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной
• по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;
• цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению; постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения; язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.
Содержание и механизм реализации
Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достататочно подробно прописываете, в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.
Если содержание представляет собой монолит, не разделенный на части, то это затруднит работу по проекту, так как деятельность носит всегда разноплановый характер. Другими словами, нельзя действовать по принципу «вали все в кучу, потом разберемся».
Если же мы структурируем содержание, то нужно продумать «вертикальные» и «горизонтальные» связи между частями. Чтобы разобраться, можно все содержание сначала изобразить в виде схемы. Составление схем дело не обязательное, но полезное. Схема (или текстовая информация) работы по проекту и план действий являются базовыми понятиями в технологии разработки содержания и механизма реализации, так как достаточно четко показывают, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:
• четкость структурирования проекта на части и видение их
• доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;
• из раздела понятно, как, с кем, когда и где будет
• нет лишней «воды», то есть ненужных описаний, приложений и прочего отягощения текста.
Планирование
Является самой важной частью механизма реализации.
План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в графической форме, например:
План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.
Оценка результативности проекта
Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта
Показатель — это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Однако в социальной сфере, а тем более в психолого-педагогической практике показатели приобретают специфические черты.
Достаточно мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы успешность того или иного социально полезного деяния. Абсурдно и смешно было бы утверждать, например, что «по итогам реализации проекта более милосердными стали 15%населения» или «население стало на 15% милосерднее».
Поэтому мы предлагаем примерные ориентиры для оценки выполнения проекта:
Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др.).
Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).
Показатели общественного мнения (популярность проекта, социальнопрофилактический эффект, заинтересованность социальных партнёров, отклик в средствах массовой информации).
Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).
Экономические показатели (соотношение затрат с социальнопедагогическим эффектом, привлечение дополнительных материальнотехнических ресурсов).
Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не дает заметного эффекта.
Критерии эффективности призваны:
выражать действенность всех видов, форм и методов реализации отражать качество управленческой и содержательной деятельности.
Можно также пользоваться следующей таблицей критериев
Проект отвечает концепции, программе, их приоритетам, его осуществление содействует становлению открытого общества в России, плюрализму, демократии
Проект новаторский, во многом уникален, мало кто пытался осуществить что-то подобное
Осуществление проекта существенно изменит ситуацию к лучшему или принесет пользу значительному числу людей
Четко показано, кем и как проект будет осуществляться, ясны обязанности и функции каждого участника проекта
Исполнители проекта достаточно опытны и квалифицированны, чтобы эффективно достичь
Бюджет проекта реален, сбалансирован, хорошо обоснован, нет завышенных требований ни по одной из статей бюджета
Вознаграждение, выплачиваемое участникам проекта, не чрезмерно и соответствует потраченному времени и квалификации исполнителей работы
Запрашиваемое оборудование в указанном количестве и заявленной спецификации действительно необходимо для осуществления проекта
Планируемые поездки действительно необходимы для осуществления проекта
Если бы я мог распоряжаться запрашиваемой суммой для поддержки проектов в данной области, я бы предпочел выделить средства именно в таком количестве
на осуществление именно этого проекта
Авторы проекта сумели найти финансовую
поддержку других фондов или организаций
После прекращения финансовой поддержки проект
может развиваться дальше самостоятельно либо ясны
будущие альтернативные источники финансирования
Проект не носит политического или коммерческого характера, он не направлен на поддержку одной из политических партий или на извлечение прибыли
В соответствии с предлагаемыми критериями, а
также в связи с собственной экспертной оценкой данный проект должен быть поддержан
Предполагаемые результаты
При описании результатов следует руководствоваться требованиями к формулировке блока целей и задач: конкретность, реальность, достижимость. Эффективность проекта оценивается по его результативности. Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели. А цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?» Значит, проектирование начинается с осмысления результата».
Жизнеспособность проекта (перспективы)
При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.
Финансовое обоснование проекта
Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:
• Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта?
• Ни какие цели будут израсходованы средства?
• Какие средства есть в наличии у организаторов проекта?
• Какая есть материально-техническая база?
• Какие дополнительные источники финансирования можно найти (конкурсные средства государственных структур и общественных фондов; бюджетные поступления; взносы (членские, родительские); средства учредителей; благотворительные пожертвования; спонсорские отчисления; доходы от разрешенной законом деятельности; труд добровольцев; прочие, не запрещенные законом поступления)?
• На какие цели будут израсходованы средства, собранные для реализации проекта?
Как правило, бюджет готовится после продумывания самого проекта. Бюджет должен содержать реальную финансовую информацию, если возможно, сделайте поправки на инфляцию, определите временные рамки бюджета.
Если вы представляете проект на конкурс или ищете социальных партнеров для софинансирования, то необходимо:
• знать требования к бюджету, формы смет и отчетностей организации, софинансирующей проект или предоставляющей конкурсные средства, а также финансовые возможности и круг интересов данной организации;
• дать перечень других источников финансирования и собственных затрат на данный проект;
• закладывать реальные цены на те или иные товары и услуги по проекту (не завышать и не занижать их);
• в смете запрашиваемых средств не учитывать интеллектуальный труд (авторские права) и не учитывать труд сотрудников организации или учреждения, ставших инициаторами проекта;
4. Требования к оформлению проекта
1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.
2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторе принадлежность учреждению и организации, год и место составления
3. Если проект больше 5 страниц по объему, то он имеет оглавление с указанием разделов и номеров страниц.
5. Каждая глава отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.
7. Если проект заявлен на конкурс, то при оформлении выполняются требования организаторов (заполняется информационная карта, образцы смет, приложений, соблюдается порядок построения разделов проекта согласно положению/аннотации к конкурсу).
9. Авторы обязательно оставляют у себя экземпляр проекта, так как проекты не рецензируются и не возвращаются.
10. Ясно излагается только до конца понятая мысль. В тексте программы употребляются только те понятия, которые можно однозначно вкопать, как можно меньше научных и профессиональных слов.
11. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц текста. Запомните, что ни одна уважающая себя организация не предоставит финансирование под неконкретный проект, если даже он будет состоять из трех томов.
12. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной тому, для кого мы готовим текст.
13. Аннотация проекта (как правило, она необходима) характеризует ваш проект с максимальной четкостью, содержит не более 200-230 слов (I страница), для коротких проектов один абзац (3-10 строк). В краткая информация о заявителе, описание проблемы, цель предполагаемый результат, прописана стратегия и механизмы, экономические аспекты и целесообразность финансовых затрат.
14.Финансовые документы прилагаются в конце проекта (сметы, бланки, описания, комментарии к бюджету и др.).
15.Заявки, официальные письма и прочее прилагаются в начале проекта (перед основным описанием).
Рекомендуемая литература
1. Бодунген, А.Ю. Как составить заявку (проектное предложение) на получение гранта / А.Ю. Бодунген // БИНО : некоммерческая организация. – 2003. – № 10. – С.32-43.
2. Боева, Л. Как подготовить проект : практические рекомендации / Л. Боева // Библиополе. – 2015 – № 3 – С. 19-25.
3. Виды фондов-грантодателей, их цели и задачи [Электронный ресурс] // Инновации и предпринимательство [сайт]. – Режимдоступа:
4. Как получить грант: методическое пособие. – Москва: РНТНБ, 2001
5. Как просить деньги на некоммерческие проекты благотворительных фондов (В помощь пишущим заявки на гранты). – Москва: Педагогическое объединение «Радуга», 1996 –60 с.
7. Конкурсы и гранты: рекомендации по написанию заявки [Электронный ресурс] //Благотворительный фонд развития сообщества «Гарант»: [сайт]. – Режим доступа: http://konkurs.ngogarant.ru/index.php/recomendation/recomzayavka (06.10.2017).
8. Курбатова, С.С. Правовое регулирование грантов в системе расходов бюджета [Текст] / Курбатова С.С. // Закон. – 2015. – № 3.– С. 141-149.
9. Пантюхова, Т.В. Проекты и гранты: от замысла к реализации :
сборник-тренаж ѐ р / Т.В. Пантюхова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2014. – 144 с.
10. Правила подачи заявки на грант [Электронный ресурс] //Инновации и предпринимательство: [сайт]. – Режим
11. Составление заявки на грант: методическое пособие некоммерческих организаций [Электронный ресурс] // Пермский региональный правозащитный центр: [сайт]. – Режим доступа: http://www.prpc.ru/met_nko/write.shtml (06.10.2017).
Бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чувашской Республики «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
ПРОЕКТ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА МНОГОСТРУННЫХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ «ГУСЛЕЙ ПЕРЕЗВОН ЧУДЕСНЫЙ»
Срок реализации 1,5 года
профессиональной переподготовки по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность профиль Менеджмент социальнокультурной деятельности Бабинцева Ольга Анатольевна
Витюгова Ирина Алексеевна
Лукина Мирослава Степановна
Сергеева Ирина Владимировна
Доктор пед. наук, профессор Медведева И.А. Канд. пед. наук, доцент Матросова Н.С.
РАЗДЕЛ 1 Описание проекта……………………………………………………….6
РАЗДЕЛ 2 План мероприятий……………………………………………. ……. 9
РАЗДЕЛ 3 Критерии оценки……………………………………………. ……….12
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………..….…..16 ВВЕДЕНИЕ
Возрождение интереса к древним музыкальным инструментам в XXI веке обрело важное общественное и социальное значение. Сохранение национальных традиций помогает сформировать у людей чувство патриотизма, гордость за великое культурное наследие и желание передать накопленный опыт последующему поколению.
В массовой молодежной среде прослеживается засилие низкопробных образцов западной (и не только) рок и поп культуры, оказывающей разрушительное воздействие на формирование и становление личности детей и подростков.
В настоящее время в центре внимания общественности находится проблема сохранения этнических культурных традиций, этнокультурного разнообразия народов России. Большую роль в решении этой проблемы играет народное творчество, развитием которого занимаются не только профессиональные коллективы и учебные заведения, но и музыканты – любители.
Чувашская Республика является многонациональной территорией, где проживает множество народов, обладающих собственной многовековой культурой. Одним из объединяющих эти народы аспектов является наличие похожих национальных многострунных инструментов. Чувашские кесле, марийские кюсле, русские гусли, удмурские крезь имеют как общие черты, так и характерные особенности. Каждый из этих народов бережно хранит традиции игры на любимых инструментах, передавая их из поколения в поколение.
Чебоксары – жемчужина России. С этим трудно не согласиться: своей любовью трудолюбивые горожане превратили некогда небольшой городок на берегах великой русской реки – Волги в прекрасный современный город.
В разные годы, столица Чувашской Республики неоднократно выступала площадкой для реализации творческих Всероссийских проектов, таких как:
— Международный форум редких и самобытных этнических групп и исполнителей на старинных и аутентичных инструментах «ИСТОКИ»;
— ежегодный Всероссийский фестиваль народного творчества «Родники России».
«Чебоксарская детская музыкальная школа № 4 им. В.А. и Д.С. Ходяшевых» уникальна тем, что является единственной в Чувашии музыкальной школой, ведущей обучение на чувашских гуслях – кесле и гуслях звончатых. Преподаватели школы неустанно расширяли творческие связи и пропагандировали искусство владения уникальными инструментами. В разные годы, при поддержке управления культуры, школа организовала и провела фестивали:
Чебоксар получили возможность услышать исполнителей из республик Марий Эл, Удмуртии, Карелии, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
— I Межрегиональный фестиваль гусляров республик Чувашия и Марий Эл (2007);
В рамках настоящего Фестиваля «Гуслей перезвон чудесный» к участию будут приглашены исполнители на многострунных инструментах из разных регионов России, где сохранились национальные разновидности гуслей. Именно у гуслей есть возможность объединить сегодняшний день с истоками, новое со старым, будущее с прошлым. Более того технические возможности гуслей позволяют исполнять произведения разных жанров, привлекать к исполнительству большие творческие коллективы: симфонический оркестр, хор.
— приобщить широкую публику к музыкальному искусству народов России;
— способствовать расширению кругозора жителей и гостей города в области музыкального искусства во всем его многообразии;
— создать условия для творческой самореализации исполнителей на многострунных народных инструментах;
— пропагандировать лучшие образцы музыкальных произведений народов России и современных авторов с целью формирования чувства патриотизма, активизации интереса к истории и традициям отечественной культуры;
— наладить связи между творческими коллективами и образовательными учреждениями Поволжья и России.
База исследования – МБУ ДО «Чебоксарская детская музыкальная школа № 4 им. В.А. и Д.С. Ходяшевых».
РАЗДЕЛ 1. Краткое описание проекта
На начальном этапе подготовки реализации проекта мы обратились в управление культуры и туризма администрации города Чебоксары с целью поддержать идею о проведении фестиваля «Гуслей перезвон чудесный» в городе Чебоксары. Заручились поддержкой БОУ ВО Чувашской Республики «Чувашский государственный институт культуры и искусств», с целью обеспечения методической поддержки в проведении круглого стола, предоставления аудиторного фонда и зрительного зала, привлечения студентов к волонтерскому движению. За идеологической поддержкой мы обратились в Министерство культуры и архивного дела по делам национальностей.
Для освещения мероприятия в средствах массовой информации мы обратились в ГТРК Чувашия, ЮТВ, Национальная телерадиокомпания Чувашия, в газеты «Чебоксарские новости», «Московский комсомолец», «Про – город», «Советская Чувашия».
К участию в проекте приглашаются различные коллективы и солисты – исполнители на многострунных инструментах. География участников обширна – города Москва, Йошкар-Ола, Ижевск, Петрозаводск, Чебоксары.
Детский ансамбль гусляров «Многолетие», созданный в 2010 году приглашен из города Москва. Ансамбль с успехом выступает на Международных и Всероссийских конкурсах и фестивалях, участник программ Международного благотворительного Фонда В. Спивакова, участник музыкальных фестивалей в Словакии и Сербии. Руководитель ансамбля Волкодав Мария.
«Быдзым крезь», ансамбль традиционных удмуртских инструментов. Ансамбль организован на базе кафедры народных и традиционных инструментов «Удмуртский государственный университет». В данный момент словосочетание «Быдзым крезь» ассоциируется с Великим инструментом, символизирующим Великий Удмуртский народ. Его душу и самобытность.
Ансамбль кантелистов Молодежной студии Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» (Петрозаводск) – участник всех Парадов кантелистов, а также фестивалей различного уровня. В репертуаре ансамбля произведения русской и зарубежной классики, обработки народной музыки, произведения современных авторов.
Ансамбль гуслей звончатых «Барыня» под руководством Заслуженный работник культуры Чувашской Республики Лукиной Мирославы из города Чебоксары, постоянный участник городских мероприятий, дипломант Всероссийского фестиваля «Гуслей перезвон чудесный», 2014 г.
Ансамбль чувашских гуслей «Илемби», лауреат Международных, Всероссийских, Республиканских конкурсов под руководством Лидии Корниловой.
Ансамбль «Сказ». Руководители: Мирослава Лукина и Маргарита Романова. Молодой творческий коллектив гусляров и скрипачей, уникальный по своему составу, преемник и последователь лучших традиций 1-го состава ансамбля «Сказ». Дипломант Всероссийского фестиваля «Гуслей перезвон чудесный», 2014 Лауреат Международного детского и юношеского фестиваля музыкального творчества «Фейерверк талантов» в г. Прага Чешской Республики, 2013. Лауреат республиканского конкурса-фестиваля творческих коллективов «Играем вместе», 2013г. Лауреат IV Всероссийского фестиваляконкурса детского и юношеского творчества «Золотая осень» 2012 г.
Целевая группа социального проекта
Участниками фестиваля могут быть представители всех возрастных групп. На открытие приглашаются все желающие, так как музыкальные номера могут представлять интерес для профессионалов и любителей народной музыки. Круглый стол организуется для музыкантов, исследователей, исполнителей и участников фестиваля.
Краткое содержание основных проектных мероприятий Мероприятия фестиваля условно можно поделить на три группы.
К первой группе (познавательные мероприятия) относятся историко – географические экскурсии: обзорная экскурсия по городу с посещением краеведческого, национального музеев, музея города, художественного музея, музея Чапаева. Для желающих будет организована экскурсия на ведущее предприятие города Чебоксары кондитерскую фабрику «Акконд. Предусмотрена также пешеходная экскурсия по исторической части города и Чебоксарскому заливу. Экскурсионная программа позволит познакомить гостей и участников фестиваля с историческими, национальными и культурными традициями чувашского народа. Туристическая привлекательность города – организатора фестиваля, позволит в дальнейшем расширить географию участников, их количество.
Ко второй группе (культурно – просветительские) относятся мероприятия, отражающие исторические корни музыкальной культуры многонациональной России. У многих народов, проживающих на территории нашей Родины, сохранились многострунные инструменты, на которых исполняются не только мелодии Родного края, но и музыка других народов. На одной сцене встретятся представители исполнительских традиций игры на многострунных инструментах во всей их полноте. Чувашские гусли кесле исполнят напевы нижних и верховых чуваш, русские народные песни, песни народов мира. Гусли звончатые – русские песни, образцы классической музыки, произведения современных авторов, переложения зарубежных композиторов. Карельские кантеле познакомят нас с музыкой кареллов, финнов и народов Прибалтии. Марийские гусли кюсле – передадут мелодичные напевы жителей горномарийского района и авторские произведения марийских композиторов. Музыканты из Удмуртии позовут в пляс под озорные наигрыши и напевы многочисленных аутентичных народных инструментов.
Инновационность проекта. Впервые в Чувашии будут собраны исполнители на самых древних народных многострунных инструментах, освещена история и пропаганда исполнительства на них.
РАЗДЕЛ 2. План мероприятий
реализации проекта Всероссийский фестиваль исполнителей на многострунных народных инструментах «Гуслей перезвон чудесный»