Что такое основы светской эстетики
Класс: 4
Ключевые слова: светская этика
Презентация к уроку
Цель: формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности.
Задачи:
Планируемые результаты: учащиеся узнают, что такое этика и кто её основал, познакомятся с видами этики, главными этическими нормами, значением этики в жизни общества и каждого человека.
Основные термины и понятия: «этика», «светская этика», «религиозная этика», «мораль», «нравственность».
Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания.
Оборудование: проектор, презентация «Что такое светская этика?», толковый словарь Ожегова, рабочие листы.
Виды деятельности: беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап. Самоопределение к деятельности
Слайд 1.
— Ребята, как называется модуль, который мы с вами изучаем?
— Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое светская этика?»
— Как вы думаете, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?
Слайд 2.
— На сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, какие бывают виды этики. Узнаем, кто и для кого основал эту науку. Кроме этого, нам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.
II. Информационно-аналитический этап. Работа по теме урока
1. Работа со словарём.
– Ребята, а где мы можем уточнить значение слова «этика»? Проверить, верны ли наши предположения?
— У вас на партах лежит толковый словарь С.И.Ожегова. Найдите в нём значение слова «этика».
Учащиеся находят в словаре и зачитывают значение данного слова. Слайд 3.
2. Чтение и анализ учебной статьи (с. 6-7).
— Откройте учебник на стр. 6.
— Найдите и зачитайте определение слова «этика» данное в учебнике. Слайд 4.
— Запишите определение слова в рабочие листы.
— Прочтите в рабочих листах задания 2, 3, 4.
— На какие вопросы нам ещё предстоит найти ответы?
— Дочитайте учебную статью до конца и найдите ответы на данные вопросы.
3. Самостоятельная работа учащихся.
Читают учебную статью, самостоятельно выписывают ответы на вопросы 2, 3, 4.
III. Физминутка
IV. Работа по теме урока
1. Коллективная работа.
— Кого считают основателем этики? (Аристотеля.)
Слайд 5.
— Действительно эту науку в VI веке до нашей эры основал древнегреческий учёный Аристотель.
Слайд 6.
В Древней Греции было много философов. Были созданы философские школы. Всего в
Древней Греции насчитывалось около 300 философских школ.
Слайд 7.
Перед вами фреска одного из самых знаменитых художников того времени Рафаэля «Афинская школа».
(Слайд 7. имеет звуковое сопровождение: краткое описание фрески.)
Слайд 8.
Аристотель считал этику частью философии.
Слайд 9.
Наукой он назвал этику, когда писал книгу о нравственных законах жизни человека для своего сына Никомаха. Книга называлась «Этика для Никомаха», или «Никомахова этика». Это был свод правил поведения в обществе.
2. Работа с учебником.
— Что изучает этика? (Учащиеся ищут ответ в учебнике на с. 6.)
Слайд 10.
Этика изучает мораль. Слово мораль пришло к нам из Древнего Рима.
Слайд 11.
— Что означает слово мораль? (Ответы детей (по статье): привычки, обычаи, правила поведения.
— Как одним словом можно назвать привычки, обычаи, правила поведения? (Нравы.)
Слайд 12.
— От слова «нравы» в русском языке произошло слово «нравственность».
Вывод: слова мораль, нравственность, этика – синонимы.
(Дети проверяют свой ответ на вопрос 4.)
— Для того чтобы жить в обществе, человеку нужно соблюдать нравственные нормы. Основой нравственных норм является принцип «не навредить», т.е. не сделать больно, не обидеть.
— Как вы думаете, чтобы не сделать больно другим людям, не обидеть их ни словом, ни поступком, какими мы должны быть? (Ответы детей.)
— Вежливость и доброжелательность являются первостепенными нравственными нормами.
Слайд 13.
— В каких вопросах помогает нам разобраться этика? (Ответы детей по статье.)
3. Работа в группах.
Слайд 14.
— В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.
1 гр. – запишет положительные черты человека.
2 гр. – отрицательные черты человека.
4. Проверка работы групп.
Слайд 15.
Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, воруют, грубят, обижают слабых.
Слайд 16.
— Почему же так происходит?
— Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?
— Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?
— Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?
— Как наградить человека, сделавшего добро?
— Как сделать жизнь людей лучше?
— На все эти вопросы помогает ответить этика.
5. О каких видах этики вы прочли в учебной статье? (Ответы детей. Этика бывает религиозной и светской.) Слайд 17.
— Что означает слово «светская» этика? («Мирская», «гражданская».)
— Что она предполагает? (Человек сам может определить, что такое добро и что такое зло; от человека зависит хорошим он станет или плохим; человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.)
Слайд 18.
— Что такое религиозная этика? (Нормы поведения, предписываемые религией.) Запись определения в рабочие листы.
Слайд 19.
— Что такое светская этика? (Нормы поведения, принятые в гражданском обществе.) Запись определения в рабочие листы.
Слайд 20.
— Что общего между религиозной и светской этикой? (И религиозная и светская этика предписывают людям моральные, нравственные нормы поведения.)
Слайд 21.
— Нужна ли нам этика? (Да, нужна.)
— Для чего? (Помогает строить отношения с людьми, самостоятельно совершать добродетельные поступки, помогает нам стать лучше.)
V. Подведение итогов урока
Слайд 22.
— Какая бывает этика?
— Что такое светская этика?
— Что предполагает светская этика?
— Что такое религиозная этика?
— Назовите синоним слову мораль?
— Кто является основателем этики?
— Что бы ты мог рассказать об этике своей семье, другу?
VI. Рефлексия учебной деятельности
Слайд. 23-24
— Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее?
— Обведите или раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке: достижениям на уроке.
VII. Домашнее задание
К учебнику: «Основы светской этики. 4-5 классы», Бондаренко Л.И., Перов В.Ю.
Что такое светская этика?
Урок 1. Основы светской этики 4-5 классы ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Что такое светская этика?»
Вы живёте в мире среди множества людей, и каждый день вам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для вас лично, но и для окружающих вас людей. Например, ваших родителей или одноклассников.
Но как же тяжело иногда сделать правильный выбор. Не верите? Давайте тогда рассмотрим две ситуации.
Вы подарили своим друзьям коллекцию папиных значков, которые он собирал с самого детства и подарил вам. Узнав про это, папа очень расстроился. Ну в чём же вы не правы, ведь вы подарили значки друзьям от чистого сердца и не попросили ничего взамен. Почему же вы не правы?
Ну или, предположим, вас угостили яблоками, а у вас есть друзья, которых вы сперва тоже хотели угостить, но вдруг подумали: «Мне ведь тогда достанется меньше, а угостили-то меня, потому и яблоки только мои. Разве я не прав?»
Интересные ситуации, не так ли? Конечно, каждый человек в той или иной ситуации зачастую поступает так, как сам считает нужным. Но при этом, чтобы не обидеть окружающих своим поведением или поступками, вы должны соблюдать определённые правила, которыми должны руководствоваться все люди.
Согласитесь, в каждом окружающем вас человеке есть положительные и отрицательные стороны. Большинство из них честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Такие люди готовы прийти на помощь в любую минуту, даже если их об этом специально никто не просил.
Но есть и такие, которые обманывают, грубят, обижают слабых и совершают другие плохие поступки.
Однажды внук спросил у своего умудрённого жизненным опытом дедушки:
– А откуда берутся плохие люди?
– Плохих людей не бывает, – ответил старик. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, лож, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:
– Но какой же волк побеждает в конце?
Старик слегка улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого человек кормит.
А как вы думаете, почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше?
На все эти и многие другие вопросы помогает ответить такая наука, как этика. Это наука, которая рассматривает все поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель.
Принято выделять религиозную и светскую этику.
Религиозная этика – это представления о поведении человека, которые опираются на Божественные заповеди, как они изложены в Священных Писаниях мировых религий. Например, «Не убивай», «Не кради», «Не наговаривай на ближнего» и многие другие запреты, которые есть в каждой мировой религии.
От нарушения этих правил человека прежде всего должна останавливать возможность Божественного наказания за совершённые им плохие поступки.
В отличие от религиозной, светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло. Что только от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим, и что только он сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.
Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит стать лучше.
Однажды один юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет! – ответил юноша.
– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай всё это! А познав, не делай!
Конечно же, не надо воспринимать совет мудреца буквально, как призыв к действию. Учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать. Он просто хотел, чтобы юноша понял и осознал, что эти пороки присутствуют в жизни каждого человека.
Согласитесь, что добро и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга и, не чувствуя и не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро. Ведь даже в русских народных сказках, которые вы хорошо знаете, добро всегда побеждает зло.
В конце нашего урока давайте подведём некоторые итоги. Сегодня мы с вами узнали о том, что такое этика и в чём заключается отличие религиозной этики от светской.
Основы светской этики
Определение и анализ понятия светской этики. Исследование сущности альтруизма и эгоизма. Характеристика особенностей свободы и морального выбора человека. Рассмотрение терминов стыда, вины, извинения, чести и достоинства. Изучение нравственных идеалов.
Рубрика | Этика и эстетика |
Вид | курс лекций |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.04.2017 |
Размер файла | 47,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
2. Что такое светская этика
3. Культура и мораль
4. Особенности морали
6. Добродетель и порок
7. Свобода и моральный выбор человека
8. Свобода и ответственность
11. Альтруизм и эгоизм
13. Что значит быть моральным
15. Нравственный поступок
16. Золотое правило нравственности
17. Стыд, вина и извинение
18. Честь и достоинство
20. Нравственные идеалы
21. Образцы нравственности в культуре Отечества
23. Семейные праздники
25. Любовь и уважение к Отечеству
Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну РОДИНОЙ, потому что родились и живём в ней.
Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.
Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или печалиться, быть спокойным или тревожным, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске
От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.
Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.
Как не разрушить свой внутренний мир? Вы начали изучать предмет «Основы религиозных культур и светской этики» для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, важные для каждого человека.
В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.
И в этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной
2. Что такое светская этика
Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.
Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается.
В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых. этикет светский нравственный моральный
Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика.
Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «гражданская». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.
Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.
В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX в. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.
Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать. Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру. Эти культуры существуют вместе обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны своего народа, но и других стран и народов.
Культура включает в себя предметы человеческого труда (материальная культура), также представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правил, (духовная культура).
Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А ее ли лениться, ссориться, обманывать, то жизни людей становится хуже. Постепенно стало складываться представления о хорошем и плохом, о добре и зле. В результате появилась потребность поддерживать (поощрять хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки. Кроме того, стал( необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания посте пенно перешли в нормы поведения. Эти моральные нормы связаны с понятными требованиями: уважать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся, не воровать, не убивать и т. д. И всегда, во все времена, осуждались трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.
4. Особенности морали
Моральные нормы (правила) нигде не записаны. Однако это не значит, что о них нигде нельзя прочитать. Есть труды учёных, литературные произведения и фильмы, герои которых попадают в различные ситуации морального выбора, а также религиозные книги.
Большинство государственных законов, в том числе и главный закон Российского государства, которым является Конституция Российской Федерации, основано на моральных нормах. Кроме этого, есть родители и учителя, которые учат своих детей соблюдать моральные нормы (правила). В основе законов, принимаемых Государственной думой Российской Федерации, лежат моральные нормы
Моральные нормы не имеют документального оформления, т. е. нет единого свода |списка) моральных норм. Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живёт, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого. Познавая мир и общаясь с другими людьми, человек учится выбирать моральные нормы, следуя которым он сделает жизнь окружающих его людей, а значит, и свою жизнь лучше.
В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Это прокуратура, суды, милиция. Они следят за тем, чтобы люди не нарушали законы. Если люди будут их нарушать, то жизнь в обществе станет хуже.
— поступки, которые помогают преодолеть разобщённость между людьми, способствуют утверждению гуманности (человеколюбия, взаимопонимания и взаимоуважения);
— поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям.
Например, если дать однокласснику списать домашнее задание, то это не значит сделать доброе дело. Ведь тот, кто списал, не станет знать лучше. Добрым делом будет помочь ему разобраться в задании, чтобы он смог сделать его сам. Зачастую для этики более важно выяснить не что такое добро, а что такое зло. Иногда важнее не допустить совершения зла, чем сделать добро.
— сознательное унижение других людей, которое чаще всего проявляется в неуважении и нетерпимости к ним;
В ходе исторического развития менялись общество и культура. Менялись и представления о добре и зле.
Например, в древности существовал обычай приносить в жертву богам животных и даже людей. И это не считалось плохим поступком. Наоборот, люди думали, что поступают хорошо. Ведь тем самым они хотели задобрить богов для того, чтобы они помогли им получить хороший урожай, удачно поохотиться и т. п.
Сотни лет в России и других странах существовало крепостное право. Крестьяне, как вещь, принадлежали своему барину. Нередко жестокие помещики издевались над крестьянами, наказывали их за любую провинность.
В истории человечества было много случаев, когда одни люди убивали других за то, что у них был другой цвет кожи, за то, что они думают по-другому, просто потому, что они другие. И это не осуждалось обществом. Примеров того, как менялись представления о добре и зле, можно привести множество.
Шло время, общество развивалось, менялась жизнь человека. Люди стали больше задумываться о том, как сделать свою жизнь и жизнь всего общества лучше, и учились этому.
Сегодня все знают, что нельзя приносить в жертву и убивать людей ни ради того, чтобы задобрить богов, ни ради каких-либо других целей, что нельзя никого держать в рабстве и заставлять работать без оплаты и благодарности за труд, что нельзя убивать, оскорблять и унижать других людей за их цвет кожи, за то, что у них другие мысли и убеждения
Конечно, это не значит, что в мире всё стало хорошо, нет бедствий и страданий. Есть ещё и войны, и голод, и болезни. Однако люди становятся лучше и находят в себе силы бороться со злом. И помогает им в этом знание о добре и зле. Благодаря этому, люди стремятся к мирной жизни, дружбе, взаимопомощи, стараются заботиться друг о друге.
Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. Таким образцом для подражания могут быть родители, учитель, друг, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи (богатыри, мушкетёры, рыцари). Стараясь быть похожим на эти моральные образцы, человек учится быть добродетельным.
Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называются пороками. Пороком можно назвать и предосудительный недостаток человека, свойство характера, которое позорит его. Например, жадность, лень, лживость, хвастовство, зазнайство и т. п. Нравственный человек знает, что такое добро и зло. Он сознательно совершает добродетельные поступки, избегая порочных.
Что нужно делать, чтобы стать добродетельным?
Моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни.
С раннего детства человек общается с другими людьми, наблюдает за их поступками, берёт с них пример. Иногда человек ошибается и поступает плохо. Однако постепенно, пробуя и ошибаясь, прислушиваясь к мнению окружающих его людей, сравнивая свои поступки с их действиями, человек учится жить в обществе. Он учится быть добродетельным, приобретает положительные качества личности, т. е. нравственно совершенствуется.
Первым шагом к добродетельному поведению является признание ценности других людей. Что это значит? Это значит, что в своих поступках человек не может ориентироваться только на свои интересы и убеждения, он должен уважать интересы и убеждения других людей, прислушиваться к их мнению.
Путь к добродетели трудный и долгий. Кому-то кажется, что проще жить так, как хочется только ему. Но тогда этот человек должен быть готов к тому, что окружающие будут избегать общения с ним, не захотят с ним дружить, любить его.
Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
Есть ещё много других добродетелей и пороков. Но нет единых правил, которые можно выучить, чтобы стать добродетельным. Поэтому каждый человек должен сам правильно оценить конкретную ситуацию, чтобы совершить хороший поступок. Именно этот поступок и будет добродетельным.
7. Свобода и моральный выбор человека
Ситуаций морального выбора, в которых оказывается человек на протяжении всей своей жизни, очень много. Рассмотрим некоторые из них.
Часто человек должен выбирать между своими интересами и интересами других людей. Считается, что добродетельный человек должен следовать интересам других. Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным интересам и желаниям. Однако не все люди добродетельные, и порой их интересы могут противоречить нормам морали.
Например, один человек хочет совершить кражу или обмануть кого-то и просит приятеля помочь ему. В этом случае моральный выбор требует от приятеля не только не помогать, но и помешать вору или мошеннику сделать задуманное. Человек не может не учитывать мнения других людей. Однако если он убеждён в своей моральной правоте, то делает выбор в пользу отстаивания своей позиции.
Люди связаны друг с другом разнообразными обязанностями, одну из которых трудно исполнить, не нарушив другой. Как, например, сдержать обещание хранить доверенную тайну, если её сокрытие может нанести вред другим людям? Поэтому важно давать только такие обещания, которые точно можно выполнить без ущерба для других.
8. Свобода и ответственность
Ответственное поведение личности возможно только при определённых условиях.
Во-первых, человек ответственен только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора. Человек не несёт ответственности за то, что он не совершил, или за то, что от него не зависит.
Например, если человека толкнули и он, падая, нанёс кому-то вред, то он не может быть обвинён и не несёт за это ответственности. Отвечать за причинённый вред должен тот, кто толкнул, потому что он мог этого и не делать.
Во-вторых, важным условием при оценке ответственности поступка и человека, его совершившего, является преднамеренность.
Что такое преднамеренность? Это когда какой-либо поступок совершается сознательно. Намеренная помощь ценится гораздо выше случайной.
Преднамеренное причинение зла хуже непреднамеренного. Но и за непреднамеренное причинение зла человек тоже должен нести ответственность.
В-третьих, человек должен отдавать себе отчёт в последствиях совершаемых действий.
Например, выбрасывая что-то из окна (а это уже безнравственно), человек не подумал, что может попасть в прохожего и нанести ему травму. Однако это не значит, что он не несёт за это ответственности.
Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы.
Приведём пример. Туристы оставили после себя на привале в лесу мусор и не потушили костёр. Всё это наносит огромный вред природе. Ответственные люди так не поступают. Они заботятся о природе и о тех людях, которые придут сюда после них. Настоящие туристы обязательно оставят место своего привала в полном порядке.
Обязанность уважать других людей и их права. Каждый человек имеет право свободно выражать своё мнение. И другие люди должны уважать это право. Однако это не означает, что нужно всегда соглашаться с мнениями других. У каждого человека есть свои убеждения, мнение. И нельзя преследовать, унижать, осуждать или оскорблять человека, а тем более принуждать его отказаться от своих убеждений, если они не совпадают с вашими. Исключением являются только те права, которые все должны уважать. Если эти убеждения не противоречат правам других людей, то никто не может препятствовать человеку в осуществлении его прав.
Кроме того, есть много обязанностей, которые люди добровольно принимают на себя. Так, давая обещание что-то сделать, человек берёт на себя обязанность сдержать его. Если обещание было дано свободно, т. е. без принуждения или обмана, то его необходимо выполнить.
Моральной обязанностью является и благодарность. Когда один человек оказывает помощь другому в соответствии со своим моральным долгом, не рассчитывая на материальную благодарность, то можно поблагодарить его, сказав «спасибо», и быть готовым помочь ему, когда это понадобится.
В отношениях между людьми важную роль играет справедливость. Каждый человек хочет, чтобы к нему относились справедливо. Что же такое справедливость?
Известны разные представления о справедливости. Например, в XIX в. дворяне занимали высокое положение в обществе. Их почитали прежде всего за благородное происхождение и за богатство, а не за заслуги или выдающиеся способности. И это считалось морально оправданным и справедливым.
У некоторых народов раньше справедливым считалось правило «Око за око, зуб за зуб». И сегодня кое-где существует обычай кровной мести. Однако в современном обществе большинство людей считают это несправедливым и принимают меры для искоренения этого дикого обычая.
Ученики тоже часто задумываются о справедливости. Справедливо ли мне поставили отметку? Справедливо ли родители наказали за провинность?
Вот основные признаки, по которым можно судить о справедливости.
Признак соразмерности, который означает, что поступок должен быть оценён по заслугам. За хороший, добродетельный поступок человек заслуживает награду, похвалу, почёт и уважение. За плохой поступок он должен быть справедливо наказан. Человек должен знать, за что он получил награду или наказание.
Признак уравнивания, или «равное за равное», требует равенства труда и оплаты, ценности вещи и её цены, вреда и его возмещения. Несправедливо, если за одинаковые знания одинаково успевающие ученики получат разные оценки. Но несправедливо и другое, когда за разные знания поставлены одинаковые оценки.
Какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к другим?
Избегать в своих действиях зла (унижения достоинства, обмана и насилия).
Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.
Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте.
Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.
Справедливость требует соблюдения прав других людей, не допускает посягательства на личность и достоинство человека. Справедливость во многом направлена на исполнение обязанностей человека перед другими людьми и перед самим собой. В противоположность ей несправедливость наносит вред не только тем, на кого она направлена, но и тому, кто её творит. Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя. Тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить.
Следует различать крайний и умеренный (разумный) эгоизм. Крайний эгоизм проявляется в виде самомнения, неуважения к другим людям, пренебрежения их достоинством и правами. Окружающие люди воспринимаются только как средство для достижения собственных целей.
Будучи противоположностями, альтруизм и эгоизм могут успешно дополнять друг друга. Дело в том, что при всей моральной привлекательности альтруизм не свободен от недостатков. Так, больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо «дальнего», помощь случайным людям. Это происходит потому, что в таких поступках наиболее очевидна бескорыстность альтруиста. Однако излишняя любовь к «дальнему» может привести к забвению «ближних». И в данном случае уместно представление о добродетели как середине между двумя крайностями. Такой серединой является разумный эгоизм.
Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Это могут быть родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, служебные отношения, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские отношения и др. С моральной точки зрения все они должны быть добродетельными, строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения. Но даже если отношения оказываются именно такими, человек может быть одинок, если у него нет друзей.
Друзей объединяет взаимная симпатия и общность интересов. Это люди, близкие по духу, поведению и увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет различий. Различия есть, но они только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.
Кого выбрать себе в друзья? Как выяснить, настоящий ли у тебя друг? Ведь не будешь же устраивать ему проверку. Так можно обидеть человека недоверием и потерять друга. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но с этической точки зрения можно сказать, что надёжнее дружить с хорошим, добродетельным человеком, на которого можно положиться. Чем надёжнее человек, тем больше у него друзей.
Что значит быть моральным? Человечество всегда искало ответ на этот вопрос, который одновременно важен и труден. На этом пути было много ошибок, но и много достижений. И пусть окончательного ответа пока нет, но каждый человек своей жизнью, своим поведением вносит посильный вклад в его поиск.
Человек выполняет существующие моральные нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений. Через понимание и осознание своего долга он свободно и добровольно принимает на себя обязательства по отношению к себе и другим. И если существующие нормы противоречат долгу и убеждениям человека, за ним всегда остаётся право отстаивать свои убеждения и прилагать усилия по изменению существующих норм. Главное, чтобы это делалось в соответствии с идеалами добра, с уважением к правам других.
Давным-давно возникли разные символы рода, например фамилии. В древности основателем рода иногда считали не человека, а легендарное или мифическое существо, животного или зверя, например волка, медведя, зайца. Отсюда и фамилии: Волковы, Медведевы, Зайцевы. Символом рода могли быть и родовая земля, и родовые духи-покровители, и родовые имена, флаги, гербы. На родовых и семейных гербах символически изображается всё, чем особенно гордится род и семья.
Родство бывает не только по рождению. Иногда семьи усыновляют или удочеряют чужих детей. Тогда приёмные дети и родители становятся близкими родственниками.
Семейные роли предполагают выполнение определённых важных, порой нелёгких обязанностей. Это и воспитание детей, и забота об их образовании, и зарабатывание средств к существованию и т. д.
В семье человек может чаще, чем где-либо, рассчитывать на понимание и прощение, потому что здесь его больше всего любят.
Что такое поступок? Как его оценить? Как управлять своими поступками? Эти вопросы главные в этике.
1. Мотив поступка. Рассматривая любой поступок, важно решить, зачем он совершён. Если на этот вопрос есть хотя бы какой-то ответ, значит, есть мотив, побуждающий человека к действию.
2. Цель поступка, т. е. намерения человека. Зная намерения человека, можно понять его поступок. Только действие, которое в состоянии ответить на вопрос «для чего?», является поступком.
Поэтому в морали при обдумывании поступка цель очень важна, она занимает первое место. А вот при выполнении действий важнее средства. Они могут сделать поступок моральным, нравственным или, наоборот, аморальным, безнравственным.
4. Само действие. Чтобы рассмотреть поступок с нравственной точки зрения, надо знать обстоятельства, в которых действовал человек: действовал он добровольно или по принуждению. Только добровольный поступок, когда человек мог поступить иначе, но выбрал именно эти действия, говорит о его нравственности. Кроме этого, иногда важно, где, когда, каким образом действовал человек.
5. Результат поступка. Это то, ради чего человек действовал. Результат может быть положительным или отрицательным, так как поступок может принести пользу или нанести вред.
О том, каким может быть результат, можно только предполагать.
Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Его стали так называть в XVIII в. Но на самом деле это правило как способ управления поведением сложилось гораздо раньше. Оно встречается во множестве формулировок, например в учениях древнекитайского философа Конфуция, древнегреческого философа и математика Фалеса, римского философа Сенеки и др. Приведём две наиболее известные его трактовки.
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Золотое правило нравственности является самым общим принципом для обоснования морали. С его помощью человечество попыталось выработать универсальный способ выбора поступка.
Как применять золотое правило в жизни? Сначала следует оценить последствия поступка в мыслях и чувствах. Поступок, который хочется или нужно совершить, следует перепроверить относительно того, на кого направлено действие, т. е. попытаться встать на его место.
Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.
Стыд может быть формой общественного воздействия на человека. Например, ученика перед всем классом стыдят за то, что он обидел слабого. Стыд можно вызвать осмеянием, насмешками, он может возникнуть во время наказания, в том числе и телесного.
Существует множество причин для переживания чувства стыда. Это несоответствие высоким моральным образцам, неспособность проявить качества, необходимые в конкретной ситуации: решительность, честность, выдержку и др.
Стыд ограждает от дурных поступков, но иногда удерживает и от хороших. Существует понятие «ложный стыд». Оно связано с ошибочными представлениями о нравственности. Например, слушая объяснение нового материала, ученик что-то не понял, но постеснялся переспросить. Ему было стыдно, что все поняли, а он нет. Это, конечно, ложный стыд. Стыд может быть связан с такими переживаниями, как обида, страх, вина.
Чтобы избавиться от чувства вины, надо извиниться перед тем человеком, которого вы обидели. Порой сделать это совсем не просто, но это необходимо. Извиняясь, можно сказать: «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Я не думала, что это обидит тебя», «Мне очень жаль, что так случилось. Обещаю, что это никогда не повторится». Просьба о прощении вовсе не признак слабости, унижения. Наоборот, это признак сильного человека, способного совершить поступок и восстановить добрые отношения.
Каким меня воспринимают окружающие? Каково моё положение среди людей? Ценят ли они меня как личность? На эти и подобные вопросы позволяют ответить такие важные нравственные характеристики человека, как честь и достоинство. Они помогают определить нравственную ценность человека.
Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести».
Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек». Достоинство позволяет избегать взаимных обид. Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.