Что такое особенности поведения

Особенности поведения

Психические свойства личности и их влияние на деятельность человека.

Темперамент.

Темперамент является биологическим фундаментом личности человека, т.е. основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека (его конституцией), обменом веществ в организме. Представляет собой сравнительно целостное постоянство индивидуально-психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, проявление эмоций и волевых качеств и др.).

У взрослого человека свойства темперамента, в основном, стабильны, но могут изменяться

под воздействием психических состояний и жизненных ситуаций.

В настоящее время под темпераментом понимается совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны ее деятельности и поведения и, наряду c информационно-психическими свойствами, обусловливающими взаимодействие личности со средой обитания:

Слабым внешним выражением эмоциональных состояний, логичностью суждений;

Особенности поведения

Холерика: обидчив, неспокоен, агрессивен, возбудимый, поддающийся настроениям, импульсивный, оптимистический, активный.

Флегматика: спокойный, размеренный, надежный, направленный, миролюбивый, вдумчивый, старательный, пассивный.

Сангвиника: общительный, открытый, разговорчивый, доступный, живой, беззаботный, любящий удобства, инициативный.

Меланхолик: необщительный, сдержанный, пессимистический, трезвый, ригидный, неподатливый, тревожный, раздраженный.

Решая широкий спектр профессионально-технологических задач, преподаватель обязан оптимизировать использование психологических ресурсов подчиненных ему работников. Эти ресурсы обусловлены, в том числе, темпераментом и сопутствующим ему информационно-психическим взаимодействием, опосредующим предрасположенность к решению определенного типа задач, преобладающую мотивацию эмоциональной сферы психики; свойствами нервной системы, проявляющихся в специфике реализации поведенческих актов; спецификой межличностных отношений, опосредующих успешное взаимодействие в ролях эффективных ведущих и продуктивных ведомых.

К числу основных функций относят:

1.Взаимодействие личности с материальной средой.

Осмысливать эти связи теоретически.

Реализуя эти функции, человек выполняет роли непосредственного исполнителя или разработчика теоретических, организационных предпосылок для успешной деятельности исполнителей.

2.Взаимодействие с социальной средой.

Содержание данной функции: осуществление продуктивной коммуникативной деятельности непосредственно с окружающими; диагностирование характера межличностных отношений и создание условий для здорового морально-психологического климата в интересах профессиональной деятельности.

3.Ориентация пространстве (производственном, в том числе), в объективной среде и адекватное действие на их целенаправленное развитие.

Содержанием ее могут быть: оценка ситуации на рабочем пространстве, планирование и организация его продуктивного развития; проработка и создание условий подчиненным для системного и непосредственного взаимодействия в объектной среде.

4.Ориентация во времени, событийной среде. Осознание закономерностей происходящих процессов и адекватное целенаправленное влияние на них.

Содержанием этой функции может быть: оценка событийной ситуации в содержательном и временном аспектах. Прогнозирование развития ситуации, Улавливание духа времени, вычленение и планирование мер при формировании стратегии действий.

Психологические особенности личности оказывают влияние на ее ориентацию во взаимодействии со средой обитания. Взаимодействие может быть широкомасштабным и малым, непосредственным и дистанцированным, направленным на сближение или, наоборот, на удаление (отделение).

Разносторонность и полнота реализации перечисленных функций определяют ресурсы личности, относящейся к тому или иному типу (подтипу) темперамента и, соответственно, дают Основание вычленить сферы деятельности (работу), в которых человек (специалист) будет наиболее продуктивным и перспективным.

Что такое особенности поведения. Смотреть фото Что такое особенности поведения. Смотреть картинку Что такое особенности поведения. Картинка про Что такое особенности поведения. Фото Что такое особенности поведения

Подтип темперамента определяется с помощью теста Г. Айзенка.

Подтипы темпераментов и особенности поведения, деятельности, характерные для их носителей. Что такое особенности поведения. Смотреть фото Что такое особенности поведения. Смотреть картинку Что такое особенности поведения. Картинка про Что такое особенности поведения. Фото Что такое особенности поведения

Цифрами обозначены особенности деятельности и поведения, характерные для подтипов темперамента:

1-обидчивый; 2-неспокойный; 3- агрессивный;4- возбудимый; 5-поддающися настроениям;

6- импульсивный; 7-оптимистический; 8-активный; 9-общительный; 10-открытый; 11-разговорчивый; 12- доступный; 13- живой; 14- беззаботный; 15- любящий удобства; 16- инициативный; 17- спокойный; 18- размеренный; 19- надежный; 20- направленный; 21- миролюбивый; 22-вдумчивый; 23-старательный; 24- пассивный; 25- необщительный; 26- сдержанный; 27- пессимистический; 28- трезвый; 29- ригидный; 30- неподатливый; 31- тревожный; 32- раздраженный.

ТемпераментСектор
Холерик1-8
Сангвиник9-16
Флегматик17-24
меланхолик25-32

Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 6 ; Нарушение авторских прав

Источник

Значение и виды поведения в психологии

Люди по-разному реагируют на воздействие раздражителей. Один человек в определенной ситуации поведет себя по спланированному сценарию, другой по спонтанному. Чтобы предугадывать действия людей, нужно понять, что такое поведение в психологии, уметь замечать закономерности.

Понятие

Поведение — образ взаимодействия с окружающей средой, который индивидуален для каждого человека. Благодаря особенностям поведения индивид может менять действия под влиянием различных раздражителей, внешних факторов.

С помощью поведения животные избегают негативное воздействия изменяющихся факторов окружающей среды. Для многоклеточных организмов характерно управление поведением через нервную систему.

История и последователи учения

Психология, как наука о поведении, возникла сотни лет назад. О ней начали говорить еще античные исследователи. Отдельным направлением психологической науки, которое начало заниматься изучение поведения, является бихевиоризм. Это наука, цель которой — изучение особенностей поведения животных, людей. Его последователи уверены, что поведение строится на рефлексах.

Основные последователи бихевиоризма:

Классификация

Поведение можно разделить на две больших группы:

Симонов выделял отдельную классификацию врожденного поведения:

Что такое особенности поведения. Смотреть фото Что такое особенности поведения. Смотреть картинку Что такое особенности поведения. Картинка про Что такое особенности поведения. Фото Что такое особенности поведения

Изучение индивида при первом знакомстве

Что такое особенности поведения. Смотреть фото Что такое особенности поведения. Смотреть картинку Что такое особенности поведения. Картинка про Что такое особенности поведения. Фото Что такое особенности поведенияЧтобы понять, как будет меняться поведение индивида, нужно обратить внимание на разные факторы. Первое знакомство может предоставить много правдивой информации об индивиде.

Внешний вид

Сначала нужно посмотреть на одежду индивида. По ней можно определить вкусы, настроение, достаток. Особенности:

Поступки

Поступки — это главный фактор, по которому нужно судить об индивиде. Индивид может говорить что угодно, но то как он поступает, особенно в мелочах, говорит о его натуре. Например, девушке будет приятно видеть, как парень распахивает перед ней двери, помогает нести сумку или пакеты, подает руку выходя из транспорта или машины. Чтобы произвести впечатление на девушку при первой встрече, парню нужно подобрать интересное место для свидания, подарить ей цветы, сделать несколько комплиментов. Для первой встречи этих манипуляций достаточно, чтобы произвести положительное впечатление.

Движения рук и рукопожатия

Что такое особенности поведения. Смотреть фото Что такое особенности поведения. Смотреть картинку Что такое особенности поведения. Картинка про Что такое особенности поведения. Фото Что такое особенности поведенияУзнать личность поможет рукопожатие. Этот жест имеет множество расшифровок, зависимо от положения, движения рук. Расшифровка:

Крепкие рукопожатия, которые заставляют вас пытаться избавиться от захвата, исходят от людей, которые хотят навредить окружающим, ищут конфликтные ситуации или желают их создать.

Люди, которые выполняют рукопожатия двумя руками одновременно, пытаются показать свою дружелюбность, но это вранье.

Поза и мимика

Также внимание нужно уделить позе, мимике индивида. Расшифровка:

Интонация и слова

Слова и интонация могут многое сказать о воспитании человека, его поведении в обществе. При любом проявлении грубости, повышении тона нужно перестать общаться с собеседником, поскольку это может привести к развитию конфликтной ситуации.

Как по жестам определить, что человек лжет?

Психологи выделяют ряд движений, жестов, которые могут сказать о том, что собеседник лжет:

Чаще подобные факторы проявляются комплексно.

Психологи изучают особенности поведения несколько сотен лет. Полученные данные позволяют предугадывать действия человека в какой-либо ситуации, отличать правдивые ответы от лжи.

Источник

Динамические особенности поведения, или темперамент

Динамические особенности поведения, или темперамент

В предыдущем разделе уже упоминалась такая природная особенность, как темперамент. Но там речь шла о его связи с другими (конституциональными) особенностями. Теперь же поговорим о его психологической сущности и влиянии на поведение.

Термином темперамент обозначают динамические особенности поведения. Его физиологической или природной предпосылкой является тип высшей нервной деятельности, определяемый сочетанием свойств нервной системы. Именно темперамент регулирует скорость возникновения, изменения и затухания эмоциональных процессов, их интенсивность, склонность к сохранению определенного вида деятельности или стихийной смене его, легкость, с которой человек приобретает новые формы поведения (умения, навыки, привычки) и изменяет их.

Типичные ситуации

Что такое особенности поведения. Смотреть фото Что такое особенности поведения. Смотреть картинку Что такое особенности поведения. Картинка про Что такое особенности поведения. Фото Что такое особенности поведенияУ других мамочек детки спят всю прогулку, а мы раньше – пойдем гулять, так моя барышня ежится, кряхтит, изгибается вся. Полчаса, сорок минут – и мы опять домой покатили. Так и таскались по три раза на дню с коляской вверх-вниз с четвертого этажа. Теперь плакса стала ужасная и трусиха. Одна не остается, со мной ходит – одна морока и капризы. Устает, на руки просится, но я же не могу двухлетнего ребенка по магазинам и транспорту на руках таскать.

Что такое особенности поведения. Смотреть фото Что такое особенности поведения. Смотреть картинку Что такое особенности поведения. Картинка про Что такое особенности поведения. Фото Что такое особенности поведенияДва месяца промучались с детским садом. Так и перестали водить. Воспитательница говорит, что мальчик требует к себе особого внимания, с другими детьми не контачит, игрушками и книжками делиться не желает. И очень упрямый. Может больше часа просидеть в раздевалке один. В группу не идет, ждет, когда я приду его забирать.

Что такое особенности поведения. Смотреть фото Что такое особенности поведения. Смотреть картинку Что такое особенности поведения. Картинка про Что такое особенности поведения. Фото Что такое особенности поведенияВаня, сколько помню, всегда занимал себя сам, сидел, что-нибудь перебирал, конструировал. И не плакал никогда. Если ушибется больно, набычится, покраснеет, но не плачет. Теперь вот в школу пошел. Учится хорошо. Все сам, нас с отцом не подпускает. Но ребят сторонится. Есть у него приятель Валерик, еще с детского сада. Но тот все с ребятами, с компанией. Наш Ваня ревнует его ужасно, но молчит. Сам никогда не позвонит, не пойдет, ждет упорно, чтобы тот сам к нам заявился.

Что такое особенности поведения. Смотреть фото Что такое особенности поведения. Смотреть картинку Что такое особенности поведения. Картинка про Что такое особенности поведения. Фото Что такое особенности поведенияПойдет хоть с кем и куда угодно – хоть с дядей, хоть с тетей незнакомой. Ничего не боится, как ни стращаем. И сама кого угодно уведет. Не девка растет, а коновод. Все чего-нибудь придумывает, то под веранду прятаться, то плевать на дальность, то убегать за дорогу в чужой двор на собак смотреть. Устали от соседей претензии выслушивать.

Впервые учение о темпераментах создал древнегреческий ученый-медик Гиппократ. Как исследователь, на практике имеющий дело с материальными проявлениями жизни и деятельности человеческого организма, он связал темперамент индивида с преобладанием в теле одного из четырех типов жидкости, коими, по его определению, являлись:

? горячая подвижная кровь – сангва;

? холодная тягучая слизь – флегма;

? черная желчь, окрашивающая восприятие мира в серо-черные тона;

? красная желчь, порождающая порывистость и непредсказуемость поведения, толкающая человека на крайности.

Названия этих жидкостей легли в основу наименования четырех типов темперамента, хорошо известных и сегодня:

Каждый тип связан со своей стихией, символизирующей его суть. У холериков это огонь, у сангвиников – воздух, у флегматиков – вода, у меланхоликов – земля.

Сангвиников часто называют смеющимися, меланхоликов – плачущими, флегматиков – размышляющими. В этом есть определенная доля истины.

Психика меланхоликов действительно обладает особой чувствительностью, ранимостью. Ребенок с меланхолическим типом темперамента вполне способен не спать до полуночи после того, как стал свидетелем семейной сцены, где папа кричал на маму, а та – на папу. Он может плакать из-за того, что увидел на дороге раздавленного червяка, искренне бояться того, что лиса, съевшая Колобка, может съесть и его. Соматические расстройства у таких детей также могут быть связаны с нервными потрясениями. Если малыш-меланхолик не любит ходить в детский сад, то принуждение вполне может вызвать у него повышение температуры, жидкий стул и тому подобные явления. В школе аналогичный эффект вызывают у таких учеников приближение контрольной работы, экзамена, любого другого ответственного мероприятия. Но проблемы со здоровьем не являются признаком трусости, а лишь следствием неспособности нервной системы этих ребят выдерживать сильные эмоциональные нагрузки.

Зато они тонко чувствуют музыку, прекрасно разбираются в настроении других людей, интуитивно реагируют на дружелюбие и враждебность в свой адрес. С возрастом у них развивается такая черта, как наблюдательность, способность к сопереживанию другим людям и живым существам. Это очень важные черты, которые имеют непреходящее значение в сфере человеческих взаимоотношений.

Сангвинический тип темперамента базируется на типе высшей нервной деятельности, сочетающем в себе силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Их эмоциональный фон обычно положителен, а настроение приподнято. В раннем детстве таких детей отличает здоровый сон и отменный аппетит. Зато, подрастая, они требуют присутствия взрослых. Игрушки им быстро надоедают, они их разбрасывают, часто ломают. Только что купленные подарки очень скоро постигает та же участь. Уже с двух-трех лет ребята-сангвиники предпочитают игры в компании и другие совместные действа. Им нравится проводить время во дворе. В плохую погоду они пропадают в квартирах соседей или приглашают друзей и приятелей к себе в гости. Любые неприятности (обиды, ссоры, ушибы, болезни, неудачи) сангвиники переносят легко. Особой радости они, конечно, не испытывают, но настроение у них портится ненадолго. Они умеют смеяться не только над другими, но, в первую очередь, над собой. В школьном возрасте это умение становится основой их популярности среди сверстников.

Зато ждать от таких детей стойких привязанностей и увлечений почти не приходится. Легко устанавливая социальные контакты, без труда включаясь в работу, они также легко разрывают связи, бросают начатое дело на полпути. Школьные успехи таких детей опираются на их сообразительность, легкость переключения и распределения внимания, а неуспехи объясняются отсутствием усидчивости, недостаточной сосредоточенностью. Заставить ребенка-сангвиника делать то, что у него не получается, практически невозможно.

Зато дети с флегматическим типом темперамента, природным фундаментом которого является сильный, уравновешенный инертный тип высшей нервной деятельности, отличаются стабильностью во всем. Присутствие других людей для них не является особенно желанным. Уже на первом году жизни они могут подолгу занимать себя сами, разглядывать или выбрасывать из манежа погремушки, стаскивать с ноги тапки и носочки. Едят они тоже обстоятельно, но плохо реагируют на новые продукты, долго отказываясь от непривычной пищи. Именно таким ребятишкам бывает свойственно наличие предпочитаемых вещей и игрушек, которые бывают в ходу годами. Они редко досаждают родителям своими шалостями. Девочки возятся с тряпочками и куклами, мальчики любят конструировать. Рисование, чтение, просмотр телепередач, коллекционирование естественным образом входят в круг их традиционных занятий.

В семьях, где растет ребенок-флегматик, нередко возникают трудности с отучиванием малыша от соски. Еще эти товарищи любят «помечтать» на горшке. Их общительность существенно ниже, чем у сангвиников. В дошкольном возрасте они легко обходятся обществом домашних, в школе заводят одного-двух друзей. Авторитет среди сверстников ребята-флегматики обретают за счет упорства и настойчивости в достижении поставленной цели. Кроме того, они обычно хорошо учатся. Но встречаются среди них и тугодумы. Такие добиваются положительных результатов лишь зубрежкой.

Холерический тип темперамента в раннем детстве проявляется неуемной крикливостью при условии, что нет других причин для плача (голода, жажды, несварения желудка, сырых подгузников, боли и т. п.). Некоторые крикуны могут «тренироваться» часами, изводя своим плачем родителей и соседей. В основе этого типа темперамента – сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности. Поэтому частые смены настроения, общая эмоциональная нестабильность – его основная отличительная черта. Детям-холерикам легко надоедают любые повторяющиеся действия и привычные вещи. Потребность в новых впечатлениях побуждает их к исследовательской активности. В раннем детстве они везде лезут, всюду суют свой нос. Игры со сверстниками часто заканчиваются ссорами и даже потасовками.

Холерики не любят однообразную пищу и либо требуют от взрослых особых кулинарных изысков, либо родители и воспитатели начинают жаловаться на плохой аппетит ребенка («Кашу не ест», «Супы не любит…»). Зато где-нибудь в кафе или в гостях у малознакомых людей они могут продемонстрировать свои здоровые наклонности. Страх неизвестности, собственной несостоятельности часто делает таких ребят грубыми, несдержанными. Эти формы поведения представляют собой защитную реакцию на неприятные переживания и мысли. В суждениях школьников-холериков часто звучит безапелляционность, просматривается заметная непоследовательность. Ранее любимые ими педагоги и учебные предметы через короткое время могут стать нелюбимыми и наоборот. Круг их знакомых обычно очень широк и пестр по составу. С одними они играют, с другими контактируют по поводу школьных поручений и подготовки домашних заданий, с третьими их связывает общность увлечений, четвертые им просто симпатичны.

Следует отметить, что в чистом виде типы темперамента встречаются редко. Обычный ребенок может иметь черты сразу нескольких типов и действовать достаточно пластично.

Традиционно сангвиники имеют черты флегматиков и холериков, флегматики – свойства меланхоликов и сангвиников, холерики – меланхоликов и наоборот. В поведении мальчиков темпераментные черты проявляются ярче и резче, у девочек они имеют более сглаженные формы, залакированные социальными нормами.

Ребенок обычно наследует темперамент одного из родителей или в равной степени заимствует черты обоих родителей. Поэтому в одной семье возможно появление детей с разными типами темперамента.

Заранее точно предугадать, что за темперамент будет у будущего наследника или наследницы, практически невозможно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Психологические особенности поведения человека в толпе

Психологические особенности поведения человека в толпе Выделяют несколько психологических особенностей, отличающих поведение человека в толпе от его поведения в обычной жизни.• Снижение самоконтроля вплоть до полного отсутствия… Примечание Или попросту говоря,

Национальные особенности невербального поведения

Национальные особенности невербального поведения Коварная это вещь – культура общения: присутствие ее незаметно, зато отсутствие замечаешь сразу. С. Муратов Чем больше в культуре прослеживается зависимость общения от ситуации, тем большее внимание в ней уделяется

85. Особенности поведения индивида в толпе

85. Особенности поведения индивида в толпе Попадая в толпу индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть совершенно не свойственны ему как индивиду. Появление этих свойств определяет его поведение в толпе.Свойства человека

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Особенности поведения

Особенности поведения Социопат склонен к следующим поступкам (мы употребляем здесь мужской род, потому что речь идет преимущественно о мужчинах):• Совершает асоциальные действия, осуждаемые обществом, в котором он живет, например: идет на явно противоправные действия,

2. Особенности психики и поведения в раннем возрасте

2. Особенности психики и поведения в раннем возрасте 1. Общая характеристика развития ребенка от года до трех лет.2. Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте.3. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи.4. Развитие личности в возрасте от

30. Особенности формирования преступного поведения

30. Особенности формирования преступного поведения Исследования причин формирования преступного поведения проходят в основном в виде обследований самих преступников, их родителей, детей и других членов семьи, знакомых и соседей, близких друзей, приятелей, сослуживцев,

Особенности поведения в ситуациях бизнес-общения

Особенности поведения в ситуациях бизнес-общения Деловые визиты Одной из типичных ситуаций делового общения является прием посетителей или клиентов, в данной ситуации вы можете выступать в качестве принимающего или наносящего визит. Самые первые моменты во время

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ ПОЗНАКОМИВШИСЬ с различными психотипами, попробуем теперь представить себе, как будут вести себя разные личности в различных обстоятельствах. Зная их основные свойства, уже нетрудно предсказывать их поведение в различных

Особенности социального поведения

Особенности социального поведения • импульсивность;• слабый поведенческий контроль;• потребность в психическом возбуждении;• безответственность;• проблемное поведение в детстве;• антисоциальное поведение во взрослой

Глава 13. Особенности поведения мужчин и женщин

Глава 13. Особенности поведения мужчин и женщин 13.1. Стратегии взаимоотношений с окружающим миромА. Монтаори (Montuori, 1989) отмечает, что мужское отношение к окружающему миру характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на самоконтроль. Для того чтобы

6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения

4.5.3. Особенности суицидального поведения у военнослужащих

4.5.3. Особенности суицидального поведения у военнослужащих В условиях военной службы около половины суицидальных действий совершается военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в том числе 2/3 – солдатами и сержантами в первые 4 мес. службы. В последнее время

Источник

Особенности и характеристика различных видов поведения

Критерии поведения в обществе

Для каждого человека свойственны устойчивые характеристики его личности, которые относятся к критериальной основе его поведения, они определяют тот или иной выбор и принятие решений по поводу поведения.
На выбор какого-либо решения влияние оказывает цель, преследуемая человеком, условия, в которых он находится, возможности, его настроение и другие факторы.

Однако, поведение человека, несмотря на большое разнообразие факторов, обладает стабильностью и предсказуемостью, определенными принципами поведения, предпочтениями, табу и др.

Разные люди при одинаковых ситуациях, принимают совершенно разные решения и это объясняется различной критериальной базой, которая задает их приоритеты и оценки происходящих событий.

Критерии поведения складываются из расположения человека к другим членам общества, набора тех ценностей, которые человек разделяет, его верований и принципов, находящихся во взаимодействии.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Тем не менее, каждый критерий можно рассматривать самостоятельно и каждый из них будет характеризовать личность человека.

Нормальное взаимодействие человека с его окружением будет зависеть от того, как сам человек расположен к людям, к тем процессам, которые происходят в его среде. Один и тот же процесс, явление, влияющее на людей, вызывают разную реакцию, потому что у каждого человека будет различное расположение к этому явлению или процессу.

Поведение человека в коллективе, его предпочтения и принимаемые решения, имеют тесную связь с его ценностями – это набор стандартов и критериев, которых человек придерживается.

Формирование системы ценностей происходит в ходе воспитания человека. Большая часть ценностей воспитывается родителями, близкими людьми.

Большое влияние на формирование системы ценностей оказывает литература, религия, образовательная система и др. Даже в зрелом возрасте система ценностей может быть подвержена изменению.

То или иное решение может быть принято человеком на основе оценок явлений или заключений по поводу их качеств. Это верования, которые становятся таковыми, если оценки устойчивы и не нуждаются в каких-либо доказательствах.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

В целом верования являются устойчивыми представлениями о явлении, процессе, самом человеке, но, могут меняться во времени. Если у человека есть определенные верования относительно объекта, то оценка объекта происходит в соответствии с этими верованиями.

Верования тоже относятся к самостоятельным характеристикам объекта. По поводу одного и того же человека, например, верования могут быть такие: этот человек надежный, он прекрасный специалист, мастер своего дела. человек очень болезненный, слабый.

Важным фактором, систематически регулирующим поведение человека, являются его принципы, формируемые на основе системы ценностей. Воплощаются принципы в устойчивых нормах поведения, каких-либо ограничениях, табу на явления, на протекающие процессы, на людей.

Каждый человек – это исключительное, уникальное явление природы, обладающее своей индивидуальностью.

Таким образом, принципы являются устойчивой формой проявления ценностей и воплощением верований в форме каких-то определенных стандартов поведения

Теории каузальной атрибуции

Наиболее популярны две из них.

Теория корреспондентских отношений Джонса и Дэвиса

Ученые Джонс и Дэвис в 1965 году представили теорию, в которой предположили, что люди уделяют особое внимание преднамеренному поведению (в отличие от случайного или бездумного).

Эта теория помогает понять процесс возникновения внутренней атрибуции. Ученые полагали, что человек склонен совершать эту ошибку, когда видит несоответствия между мотивом и поведением. Например, считает, что если кто-то ведет себя дружелюбно, то он дружелюбен.

Диспозиционные (то есть внутренние) атрибуты предоставляют нам информацию, из которой мы можем делать прогнозы о будущем поведении человека. Дэвис использовал термин «корреспондентский вывод» для обозначения случая, когда наблюдатель думает, что поведение человека соответствует его личности.

Итак, что заставляет нас делать корреспондентский вывод? Джонс и Дэвис говорят, что мы используем пять источников информации:

Модель ковариации Келли

Модель ковариации Келли (1967) – самая известная теория атрибуции. Келли разработал логическую модель для оценки того, должно ли какое-то конкретное действие приписываться какому-либо характеристическому (внутреннему) мотиву или окружающей среде (внешнему фактору).

Термин «ковариация» попросту означает, что человек имеет информацию из нескольких наблюдений в разное время и в разных ситуациях и может воспринимать ковариацию наблюдаемого эффекта и его причин.

Он утверждает, что, пытаясь обнаружить причины поведения, люди действуют как ученые. В частности, они учитывают три вида доказательств.

Давайте рассмотрим пример, который поможет понять эту теорию атрибуции. Наш субъект – Алексей. Его поведение – смех. Алексей смеется над стенд-ап выступлением комика вместе с друзьями.

то мы имеем дело с внешней атрибуцией, то есть предполагаем, что Алексей смеется, потому что комик очень смешной.

С другой стороны, если Алексей – человек, который:

то мы имеем дело с внутренней атрибуцией, то есть предполагаем, что Алексей такой человек, который любит посмеяться.

Итак, существуют люди, которые приписывают причинность корреляции. То есть они видят, что две ситуации идут друг за другом, и поэтому предполагают, что одна вызывает другую.

Одна из проблем, однако, состоит в том, что у нас может не быть достаточной информации для принятия такого решения. Например, если мы не очень хорошо знаем Алексея, то не обязательно будем точно знать, будет ли его поведение последовательным с течением времени. Так что же нужно делать?

По словам Келли, мы возвращаемся к прошлому опыту и:

Если ваш уровень английского выше среднего, можете посмотреть следующий ролик, в котором преподаватель из Khan Academy простыми словами объясняет термин «ковариация».

Поведение «нормальное» и «отклоняющееся»

Специалисты считают, что границы «нормального поведения» людей, как границы «нормального характера или здоровья», относительны.

По мнению П.В. Ганнушкина людей, «находящихся на границе психического здоровья и психической болезни», принимающих участие в социальной жизни достаточно большое количество.

Поскольку границы между нормальным поведением и отклоняющимся достаточно размыты, то те или иные поступки, правонарушения надо оценивать с позиций комплексного биопсихосоциального подхода.

Нормальным считается нормативно-одобряемое поведение людей, не связанное с болезненными расстройствами. Такое поведение характерно для большинства людей, оно соответствует норме-эталону.

Способы получения этой нормы называются критериями.

Статистический критерий принято считать самым распространенным. С помощью подсчета частоты определяется норма для любого явления, с которой это явление встречается. Все то, что встречается не реже 50% случаев, т.е. часто, с точки зрения математической статистики будет нормальным.

В гуманитарной области, помимо статистического критерия, используются специальные критерии оценки нормальности или аномальности поведения человека. Например, в медицине используется психопатологический критерий, социльно-нормативный – в общественной жизни.

Степень социальной адаптации является ведущим показателем нормальности поведения, с точки зрения социально-нормативного критерия. Если адаптация прошла успешно, то между ценностями, особенностями индивида и требованиями социальной среды, будет оптимальное равновесие.

Нежелание и неумение выполнять и принимать требования социальной среды, является дезадаптацией. В результате становится очень трудно реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Проявляться дезадаптация может в виде конфликтов с законом и негативного отношения к социальным требованиям. Отсюда завышенные претензии к окружающим, неудовлетворенность собой при стремлении самому избежать ответственности.

Отклоняющееся поведение часто заменяют синонимом девиантное поведение.

Особенности отклоняющегося поведения:

Вывод

Очень важно избегать каузальной атрибуции, особенно когда она портит жизнь и приводит к неприятностям. Остановите свой поток мыслей на мгновение и поймите причину поведения конкретного человека – этого обычно бывает достаточно, чтобы не делать скоропостижных выводов. Это улучшит наблюдательные способности и научит сопереживать другим.

Кроме того, следует понять, что нет проблемы в том, чтобы приписывать свои неудачи внешним факторам, а удачи – внутренним (особенно, если это заслуженно). Просто не делайте из этого слепой привычки, а смотрите по ситуации.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *