Что такое особые формы глагола
Причастие и деепричастие
Причастие и деепричастие — это две особые формы глагола, которые можно отличить по общему значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.
Выясним, что такое причастие и деепричастие в русском языке, какие они имеют отличия и как их выявить в предложении, если задать к ним соответствующие вопросы.
Причастие — это неспрягаемая форма глагола
Говоря о причастии, будем иметь в виду, что в русском языкознании его квалифицируют по-разному. Одни ученые считают причастие вполне самостоятельной частью речи, а другие — особой глагольной формой. Независимо от этих взглядов на причастие оно соединяет в себе признаки двух самостоятельных частей речи:
Эта форма глагола обозначает признак предмета по действию, то есть такой признак, который сопряжен с действием, развивающимся в некоторых временных пределах:
Исходя из выясненных значений, дадим следующее определение этой глагольной форме (части речи):
Различают действительные и страдательные причастия, для которых характерны определенные суффиксы:
Причастие изменяется по падежам, числам и родам, как и имя прилагательное.
В словосочетании и предложении причастие в полной форме согласуется с определяемым словом и выступает в синтаксической роли определения. В соответствии с этим причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Примеры
К вечеру видимые на горизонте облака стали розоватого цвета.
Растаявший снег побежал по двору быстрым ручейком.
Научимся отличать причастие от другой глагольной формы — деепричастия.
Чем отличается причастие и деепричастие?
Деепричастие в отличие от причастия не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Эта неизменяемая форма является результатом соединения грамматических признаков глагола и наречия. Для деепричастий характерны совершенно другие формообразующие суффиксы:
Как форма глагола деепричастие обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, обозначенному сказуемым.
Собачонка (что делала?) лаяла. Лаяла (что делая?) бегая.
Собачонка лаяла и в то же время бегала.
Слово «бегая» обозначает добавочное действие к основному действию, обозначенному глаголом «лаяла».
В предложении деепричастие примыкает к глаголу и выполняет синтаксическую роль второстепенного члена предложения обстоятельства.
Неизменяемость этой глагольной формы — это признак наречия. Как глагольная форма деепричастие имеет общую основу, сходное лексическое значение с глаголом, вид (совершенный или несовершенный), возвратность или невозвратность и способность управлять наречием, существительным, местоимением в падежной форме.
Как видим, причастие и деепричастие имеют существенные грамматические различия, в соответствии с которыми можно безошибочно определить эти глагольные формы в предложении.
Суффиксы причастий и деепричастий (таблица)
Суффиксы причастий и деепричастий | Особенности употребления | Примеры | |
---|---|---|---|
Деепричастия |
(Что делая? Что сделав?)
Причастия
Видеоурок
Какие особые формы глагола
Причастие и деепричастие
Причастие и деепричастие — это две особые формы глагола, которые можно отличить по общему значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.
Выясним, что такое причастие и деепричастие в русском языке, какие они имеют отличия и как их выявить в предложении, если задать к ним соответствующие вопросы.
Причастие — это неспрягаемая форма глагола
Говоря о причастии, будем иметь в виду, что в русском языкознании его квалифицируют по-разному. Одни ученые считают причастие вполне самостоятельной частью речи, а другие — особой глагольной формой. Независимо от этих взглядов на причастие оно соединяет в себе признаки двух самостоятельных частей речи:
Эта форма глагола обозначает признак предмета по действию, то есть такой признак, который сопряжен с действием, развивающимся в некоторых временных пределах:
Исходя из выясненных значений, дадим следующее определение этой глагольной форме (части речи):
Различают действительные и страдательные причастия, для которых характерны определенные суффиксы:
Причастие изменяется по падежам, числам и родам, как и имя прилагательное.
В словосочетании и предложении причастие в полной форме согласуется с определяемым словом и выступает в синтаксической роли определения. В соответствии с этим причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Примеры
К вечеру видимые на горизонте облака стали розоватого цвета.
Растаявший снег побежал по двору быстрым ручейком.
Научимся отличать причастие от другой глагольной формы — деепричастия.
Чем отличается причастие и деепричастие?
Деепричастие в отличие от причастия не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Эта неизменяемая форма является результатом соединения грамматических признаков глагола и наречия. Для деепричастий характерны совершенно другие формообразующие суффиксы:
Как форма глагола деепричастие обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, обозначенному сказуемым.
Собачонка (что делала?) лаяла. Лаяла (что делая?) бегая.
Собачонка лаяла и в то же время бегала.
Слово «бегая» обозначает добавочное действие к основному действию, обозначенному глаголом «лаяла».
В предложении деепричастие примыкает к глаголу и выполняет синтаксическую роль второстепенного члена предложения обстоятельства.
Неизменяемость этой глагольной формы — это признак наречия. Как глагольная форма деепричастие имеет общую основу, сходное лексическое значение с глаголом, вид (совершенный или несовершенный), возвратность или невозвратность и способность управлять наречием, существительным, местоимением в падежной форме.
Как видим, причастие и деепричастие имеют существенные грамматические различия, в соответствии с которыми можно безошибочно определить эти глагольные формы в предложении.
Суффиксы причастий и деепричастий (таблица)
Причастия
Видеоурок
Какие формы глаголов бывают в русском языке
Сложно переоценить роль глагола в русской речи и возможности, которые он дает для передачи состояния явлений, среды, общественной жизни и деятельности человека. По частоте употребления в переписке и ежедневном общении эта составляющая речевых оборотов занимает второе место после существительного. Уже в 3 классе школьники знакомятся с определением и познают, какие формы глаголов бывают в русском языке
Особенности глагола
Вряд ли кто-то задумывается в процессе говорения о морфологических составляющих высказывания. Именно посредством глаголов (ГЛ) описывают происходящее, обозначают действие, дают оценку сообщаемому. Основные вопросы, на которые отвечает его неопределенная форма – «Что делать?», «Что сделать?». Для глагола характерны постоянные и непостоянные признаки, что определяется его общим грамматическим значением.
Отличительная особенность – все глаголы называют действие, но при этом каждый из них передает отдельное, конкретное значение и смысловой оттенок. Может обозначать:
Кроме ГЛ с полным лексическим значением, есть такие, которые служат как средства передачи модальности, формообразования и установления синтаксической связи с именной частью сказуемого.
Неспрягаемые формы
По способности образовывать лично-временные формы все глаголы русского языка делятся на спрягаемые и неспрягаемые. Если учесть, что спряжение свойственно только ГЛ изъявительного наклонения, чтобы различить эти две группы, достаточно попробовать определить модальность заданной формы. Выразить побуждение или условие с помощью причастия и деепричастия не получится, поэтому их относят к неспрягаемым. Сюда же условно, для упрощения списка, относят и инфинитив.
Причастие
Причастие объединяет в себе ряд признаков, присущих глаголу (вид, время, возвратность) и прилагательному (склонение, способность образовывать краткие формы и согласовываться с существительным). Причастие отражает свойства среды, предметов или событий по действию: пишущий, едущий, огорчаемый, обрезанный.
Причастие, как и прилагательное, имеет род, падеж, число. Благодаря указанной особенности, эта часть речи согласуется с существительным:
Деепричастие
Для деепричастия характерен признак, свойственный наречию – неизменяемость, а также вид и возвратность, присущие глаголу.
Задача этой формы глагола – обозначить дополнительное действие, в устной речи его заменяют синонимичныой конструкцией с однородным сказуемым:
Инфинитив – особая форма глагола
Инфинитив только называет идею действия, поэтому не связан с категорией времени. У данной формы лицо и число также не определяется.
В отличие от других форм глагола,синтаксическая функция инфинитива гораздо шире – в предложении может выступать не только в роли сказуемого, но и подлежащего, обстоятельства:
Признаки спрягаемых форм
Все глагольные формы, за исключением инфинитива, причастия и деепричастия, относят к спрягаемым, имеющим постоянные и непостоянные признаки/
В список непостоянных признаков входят:
Каждый из обозначенных признаков характеризуется рядом особенностей.
Время
Название «непостоянные» указывает на то, что глагол изменяется по временам, но это касается только форм изъявительного наклонения.
Так, в зависимости от времени, глаголы будут изменяться следующим образом:
- Настоящее время.Отражает событие или действие, одновременное с сообщением о нем. Иногда обозначает процесс, который происходил когда-то, либо описывает то, что еще не произошло, при этом сохраняет формальные показатели настоящего времени.
Представляю себе, что я уже в отпуске, лежу на пляже.Захожу я вчера домой – и вижу постороннего в кухне.
Род, лицо и число
В список непостоянных признаков глаголов изъявительного наклонения, кроме времени, входит число, род, а также лицо.
Что касается рода, этот грамматический признак присущ не всем глаголам, а лишь формам прошедшего времени или условного наклонения:
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам:
Формы глаголов могут быть в единственном и множественном числе.
Наклонение
Категория наклонения в русском языке, означающая объективность, необходимость или возможность действия, в арсенале имеет три формы. По словообразовательным особенностяи каждой из них можно понять, идет речь о реальных событиях, возможных при некоторых обстоятельствах либо желательных для исполнения.
Благодаря множеству форм глагола, используемых в русском языке, письменная и устная речь становится богаче, приобретает эмоциональную окраску, помогает выразить происходящие события не в застывшем виде, а в развитии. Человек, владеющий грамматикой и правильно использующий глагольные формы, является интересным собеседником и оратором.
Формы глаголов в английском языке
По способу образования форм прошлого времени (V2) и причастия прошлого времени (V3) все глаголы английского языка делятся на 2 группы: правильные (Regular Verbs) и неправильные глаголы (Irregular verbs).
Формы глагола в английском языке
Английский глагол имеет три формы. Формы глагола обозначают римскими цифрами I, II, III.
II форма служит для образования простого прошедшего времени (Past Simple Tense). При образовании простого прошедшего времени используются как правильные, так и не правильные глаголы. Правильные глаголы образуют II и III формы добавлением к основе I формы суффикса – ed (jump – jumped — прыгать – прыгал). Если глагол не правильный, то его форма прошлого времени соответствует второй колонке в таблице не правильных глаголов (be – was/were, do – did, make – made).
III форма — Причастие II (Participle II) — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного (потерянный, испеченный, сделанный). У правильных глаголов III форма совпадает со II: jump (I) – jumped (II) — jumped (III) (прыгать – прыгал — прыгнул). II и III форма нерегулярных глаголов могут быть образованы различными способами, указанными ниже.
Правильные глаголы
Правильные глаголы образуют II и III формы добавлением к основе I формы суффикса – ed ( — d), который произносится как:
При образовании II и III формы глаголов обратите внимание на следующие правила орфографии:
Неправильные глаголы
Неправильные глаголы – это глаголы, имеющие специальные, фиксированные формы прошлого времени и причастия, их формы не имеют четкого алгоритма образования и усваиваются путем запоминания: to make (делать) – made (сделал) – made (сделанный). Большинство английских неправильных глаголов являются исконно английскими, производными от глаголов, которые существовали в древнеанглийском языке. Большинство неправильных глаголов существуют как остатки исторических систем спряжения (изменение глагола по лицам – я иду, ты идешь, он идет…).
Неправильные глаголы используются для образования прошедшего простого (Past Simple), настоящего совершенного (Present Simple), прошедшего совершенного времен (Past Perfect), в пассивном залоге (Passive voice), при преобразовании прямой речи в косвенную (Reported speech), в условных предложениях (Conditional sentences).
Таблица неправильных глаголов
Infinitive | Past Tense | Past Participle | Перевод | |||
---|---|---|---|---|---|---|
arise | [ə’raiz] | arose | [ə’rəuz] | arisen | [ə’riz(ə)n] | возникать, появляться |
awake | [ə’weik] | awoke | [ə’wəuk] | awoken | [ə’wəukən] | будить, просыпаться |
be | [bi:] | was,were | [wɔz], [wз:] | been | [bi:n] | быть |
bear | [bɛə] | bore | [bɔ:] | born | [bɔ:n] | рождать, приносить |
beat | [bi:t] | beat | [bi:t] | beaten | [‘bi:tn] | бить |
become | [bɪ ‘kʌm] | became | [bɪ ‘keɪm] | become | [bɪ ‘kʌm] | становиться |
begin | [bɪ ‘gɪn] | began | [bɪ ‘gæn] | begun | [bɪ ‘gʌn] | начинать(ся) |
bend | [bend] | bent | [bent] | bent | [bent] | гнуть, сгибать |
bind | [baɪnd] | bound | [baʊnd] | bound | [baʊnd] | связывать |
bite | [baɪt] | bit | [bɪt] | bitten | [‘bɪtn] | кусать(ся) |
bleed | [bli:d] | bled | [bled] | bled | [bled] | кровоточить |
blow | [blou] | blew | [blu:] | blown | [bloun] | дуть |
break | [breɪk] | broke | [brouk] | broken | [‘broukən] | ломать(ся) |
breed | [bri:d] | bred | [bred] | bred | [bred] | воспитывать |
bring | [brɪŋ] | brought | [brɔ:t] | brought | [brɔ:t] | приносить |
build | [bɪld] | built | [bɪlt] | built | [bɪlt] | строить |
burn | [bɜ:rn] | burnt | [bз:nt] | burnt | [bз:nt] | гореть, жечь |
burst | [bз:st] | burst | [bз:st] | burst | [bз:st] | разразиться, взрывать(ся) |
buy | [baɪ] | bought | [bɔ:t] | bought | [bɔ:t] | покупать |
cast | [kɑ:st] | cast | [kɑ:st] | cast | [kɑ:st] | кинуть, лить (металл) |
catch | [kætʃ] | caught | [kɔ:t] | caught | [kɔ:t] | ловить, схватывать |
choose | [tʃu:z] | chose | [tʃouz] | chosen | [‘tʃouzən] | выбирать, подбирать |
come | [kʌm] | came | [keɪm] | come | [kʌm] | приходить |
cost | [kɒst] | cost | [kɒst] | cost | [kɒst] | стоить |
cut | [kʌt] | cut | [kʌt] | cut | [kʌt] | резать |
dig | [dɪg] | dug | [dʌg] | dug | [dʌg] | рыть, копать |
do | [du:] | did | [dɪd] | done | [dʌn] | делать |
draw | [drɔ:] | drew | [dru:] | drawn | [drɔ:n] | рисовать, тащить |
dream | [dri:m] | dreamt | [dremt] | dreamt | [dremt] | мечтать, сниться |
drink | [drɪŋk] | drank | [dræŋk] | drunk | [drʌŋk] | пить |
drive | [draɪv] | drove | [drouv] | driven | [‘drɪvən] | водить |
eat | [i:t] | ate | [eɪt, et] | eaten | [‘i:tn] | есть |
fall | [fɔ:l] | fell | [fel] | fallen | [‘fɔ:lən] | падать |
feed | [fi:d] | fed | [fed] | fed | [fed] | кормить |
feel | [fi:l] | felt | [felt] | felt | [felt] | чувствовать |
fight | [faɪt] | fought | [fɔ:t] | fought | [fɔ:t] | бороться |
find | [faɪnd] | found | [faʊnd] | found | [faʊnd] | находить |
fit | [fit] | fit | [fit] | fit | [fit] | подходить по размеру |
fly | [flaɪ] | flew | [flu:] | flown | [floun] | летать |
forget | [fər ‘get] | forgot | [fər ‘gɒt] | forgotten | [fər ‘gɒtn] | забывать |
forgive | [fər ‘gɪv] | forgave | [fər ‘geɪv] | forgiven | [fər ‘gɪvən] | прощать |
freeze | [fri:z] | froze | [frouz] | frozen | [‘frouzən] | замерзать |
get | [get] | got | [gɒt] | got | [gɒt] | получать |
give | [gɪv] | gave | [geɪv] | given | [‘gɪvən] | давать |
go | [gou] | went | [went] | gone | [gɒn] | идти, ходить |
grow | [grou] | grew | [gru:] | grown | [groun] | расти |
hang | [hæŋ] | hung | [hʌŋ] | hung | [hʌŋ] | висеть, развешивать |
have | [hæv] | had | [hæd] | had | [hæd] | иметь |
hear | [hɪər] | heard | [hɜ:rd] | heard | [hɜ:rd] | слышать |
hide | [haɪd] | hid | [hɪd] | hidden | [‘hɪdn] | прятать |
hit | [hɪt] | hit | [hɪt] | hit | [hɪt] | попадать в цель |
hold | [hould] | held | [held] | held | [held] | держать |
hurt | [hɜ:rt] | hurt | [hɜ:rt] | hurt | [hɜ:rt] | ранить, ушибить |
keep | [ki:p] | kept | [kept] | kept | [kept] | держать, сохранять |
kneel | [ni:l] | knelt | [nelt] | knelt | [nelt] | становиться на колени |
knit | [nɪt] | knit | [nɪt] | knit | [nɪt] | вязать (спицами) |
know | [nou] | knew | [nu:] | known | [noun] | знать |
lay | [leɪ] | laid | [leɪd] | laid | [leɪd] | класть, положить |
lead | [li:d] | led | [led] | led | [led] | вести, возглавлять |
lean | [li:n] | leant | [lent] | leant | [lent] | наклоняться |
learn | [lɜ:rn] | learnt | [lɜ:rnt] | learnt | [lɜ:rnt] | учить |
leave | [li:v] | left | [left] | left | [left] | оставлять, покидать |
lend | [lend] | lent | [lent] | lent | [lent] | занимать, одалживать |
let | [let] | let | [let] | let | [let] | позволять |
lie | [laɪ] | lay | [leɪ] | lain | [leɪn] | лежать |
light | [lait] | lit | [lit] | lit | [lit] | освещать, зажигать |
lose | [lu:z] | lost | [lɒst] | lost | [lɒst] | терять |
make | [meɪk] | made | [meɪd] | made | [meɪd] | делать |
mean | [mi:n] | meant | [ment] | meant | [ment] | значить |
meet | [mi:t] | met | [met] | met | [met] | встречать |
mistake | [mis’teik] | mistook | [mis’tuk] | mistaken | [mis’teik(e)n] | ошибаться |
pay | [peɪ] | paid | [peɪd] | paid | [peɪd] | платить |
put | [pʊt] | put | [pʊt] | put | [pʊt] | класть, ставить |
read | [ri:d] | read | [red] | read | [red] | читать |
ride | [raɪd] | rode | [roud] | ridden | [‘rɪdn] | ехать верхом |
ring | [rɪŋ] | rang | [ræŋ] | rung | [rʌŋ] | звонить, звенеть |
rise | [raɪz] | rose | [rouz] | risen | [‘rɪzən] | подниматься |
run | [rʌn] | ran | [ræn] | run | [rʌn] | бежать |
say | [seɪ] | said | [sed] | said | [sed] | говорить |
see | [si:] | saw | [sɔ:] | seen | [si:n] | видеть |
seek | [si:k] | sought | [sɔ:t] | sought | [sɔ:t] | искать |
sell | [sel] | sold | [sould] | sold | [sould] | продавать |
send | [send] | sent | [sent] | sent | [sent] | посылать |
set | [set] | set | [set] | set | [set] | класть, ставить |
shake | [ʃeɪk] | shook | [ʃʊk] | shaken | [‘ʃeɪkən] | трясти |
shine | [ʃaɪn] | shone | [ʃoun, ʃɒn] | shone | [ʃoun, ʃɒn] | светить, сиять, блестеть |
shoot | [ʃu:t] | shot | [ʃɒt] | shot | [ʃɒt] | стрелять |
show | [ʃou] | showed | [ʃoud] | shown | [ʃoun] | показывать |
shrink | [ʃriŋk] | shrank | [ʃræŋk] | shrunk | [ʃrʌŋk] | садиться (о материале), уменьшать(ся), сокращать(ся) |
shut | [ʃʌt] | shut | [ʃʌt] | shut | [ʃʌt] | закрывать |
sing | [sɪŋ] | sang | [sæŋ] | sung | [sʌŋ] | петь |
sink | [sɪŋk] | sank | [sæŋk] | sunk | [sʌŋk] | тонуть |
sit | [sɪt] | sat | [sæt] | sat | [sæt] | сидеть |
sleep | [sli:p] | slept | [slept] | slept | [slept] | спать |
smell | [smel] | smelt | [smelt] | smelt | [smelt] | нюхать, пахнуть |
slide | [slaid] | slid | [slid] | slid | [slid] | скользить |
sow | [sou] | sowed | [soud] | sown | [soun] | сеять, засевать |
smell | [smel] | smelled | [smeld] | smelled | [smeld] | нюхать, пахнуть |
speak | [spi:k] | spoke | [spouk] | spoken | [‘spoukən] | говорить |
spell | [spel] | spelt | [spelt] | spelt | [spelt] | произносить по буквам |
spend | [spend] | spent | [spent] | spent | [spent] | тратить |
spill | [spɪl] | spilt | [spɪlt] | spilt | [spɪlt] | проливать |
spit | [spɪt] | spat | [spæt] | spat | [spæt] | плевать |
split | [splɪt] | split | [splɪt] | split | [splɪt] | расщеплять |
spoil | [spoɪl] | spoilt | [spoɪlt] | spoilt | [spoɪlt] | портить |
spread | [spred] | spread | [spred] | spread | [spred] | распространять(ся) |
stand | [stænd] | stood | [stʊd] | stood | [stʊd] | стоять |
steal | [sti:l] | stole | [stoul] | stolen | [‘stoulən] | воровать |
stick | [stik] | stuck | [stʌk] | stuck | [stʌk] | приклеивать(ся), застревать, упорствовать |
sting | [stiŋ] | stung | [stʌŋ] | stung | [stʌŋ] | жалить |
strike | [straɪk] | struck | [strʌk] | struck | [strʌk] | ударять, бастовать |
strive | [straɪv] | strove | [strəuv] | striven | [‘strɪvn] | стараться, стремиться |
swear | [sweə] | swore | [swɔ:] | sworn | [swɔ:n] | давать клятву |
sweep | [swi:p] | swept | [swept] | swept | [swept] | мести, подметать |
swim | [swɪm] | swam | [swæm] | swum | [swʌm] | плавать |
take | [teɪk] | took | [tʊk] | taken | [‘teɪkən] | брать, взять |
teach | [ti:tʃ] | taught | [tɔ:t] | taught | [tɔ:t] | учить |
tear | [teər] | tore | [tɔr] | torn | [tɔrn] | рвать |
tell | [tel] | told | [tould] | told | [tould] | рассказывать |
think | [θɪŋk] | thought | [θɔ:t] | thought | [θɔ:t] | думать |
throw | [θrou] | threw | [θru:] | thrown | [θroun] | бросать |
understand | [ʌndər ‘stænd] | understood | [ʌndər ‘stʊd] | understood | [ʌndər ‘stʊd] | понимать |
upset | [ʌp’set] | upset | [ʌp’set] | upset | [ʌp’set] | опрокидывать, расстраивать (планы), огорчать |
wake | [weɪk] | woke | [wouk] | woken | [‘woukən] | просыпаться |
wear | [weər] | wore | [wɔr] | worn | [wɔrn] | носить |
weep | [wi:p] | wept | [wept] | wept | [wept] | плакать |
wet | [wet] | wet | [wet] | wet | [wet] | мочить, увлажнять |
win | [wɪn] | won | [wʌn] | won | [wʌn] | выигрывать, побеждать |
wind | [waind] | wound | [waund] | wound | [waund] | извиваться, обматывать, заводить (часы) |
write | [raɪt] | wrote | [rout] | written | [‘rɪtn] | писать |
Как запомнить формы неправильных глаголов?
Для качественного усвоения форм неправильных глаголов Вы можете воспользоваться нашими советами:
И самое главное: для совершенствования навыков устной и письменной речи регулярно повторяйте пройденный материал и упражняйтесь!
- Что такое слова нейтральной лексики
- Что такое группа выходного дня в институте