Что такое остановка в баскетболе
Для чего в баскетболе нужны повороты и остановки?
Повороты и остановки являются приёмами техники игры в баскетбол. Обычно они используются для того, чтобы не дать сопернику возможность отобрать мяч, заняв при этом оптимальную позицию для броска или передачи.
Поворот
Поворот в баскетболе используется для маневрирования во время атаки. Приём предназначен для ухода от защитников обороняющейся команды или с целью не допустить выбивания мяча. Различают два вида поворотов: вперёд и назад. При повороте вперёд движение плеча баскетболиста и одновременное переступание ногой производится в ту сторону, куда обращено его лицо. Поворот назад осуществляется в противоположном направлении.
В зависимости от ситуации на площадки повороты могут иметь различную амплитуду – от 30 до 180 градусов.
Остановка
Остановка также является приёмом техники нападения. В основном она используется для того, чтобы, резко прекратив движение, освободиться от опеки соперника и занять как можно более выгодную позицию для дальнейшей атаки. Во время игры применяются два вида остановок – прыжком или на два шага.
Остановка с помощью двух шагов считается наиболее простым и в то же время наиболее часто исполняемым приёмом. Данный способ является базовым, поскольку позволяет сразу же после его исполнения продолжить атакующие действия или исполнить другой приём техники нападения. Различают два варианта остановки двумя шагами – с удлинённым шагом левой или правой ноги.
Остановка прыжком, как правило, применяется для ухода от защитника и выполняется путём отталкивания от площадки одной из ног. Приземление производится одновременно на обе ступни. Ноги при этом сильно согнуты в коленях.
Остановки с получением мяча в баскетболе. Методика обучения и совершенствования.
Остановки относятся к приемам передвижения в нападении и позволяют баскетболисту своевременно прекратить движение, благодаря чему освободиться от опеки соперника, получить позиционное преимущество для дальнейших атакующих действий. В игре применяют остановки двух разновидностей: двумя шагами и прыжком.
ОСТАНОВКИ С ЛОВЛЕЙ МЯЧА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.
Остановка с ловлей мяча применяется игроком для прекращения движения с одновременным овладением мячом. Она может осуществляться несколькими способами: двумя шагами или прыжком, с ловлей мяча двумя руками или одной. Баскетболисту чаще всего приходится останавливаться с ловлей мяча, посланного партнером.
И. п. — игрок, передвигаясь специфическим баскетбольным или ускоренным бегом, находится в высокой стойке, туловище незначительно подано вперед, руки согнуты в локтевых суставах до прямого угла, голова поднята.
Подготовительная фаза — при приближении мяча баскетболист выполняет удлиненный шаг правой (левой) ногой и вытягивает руки навстречу летящему мячу. В зависимости от траектории его полета производится корректировка движений руками (вверх или вниз), положений кистей и туловища (выпрямление или увеличение его наклона вперед).
Основная фаза — одновременно с обхватом мяча пальцами и постановкой согнутой правой (левой) ноги на всю стопу с разворотом носком наружу происходит амортизационное (уступающее) движение рук, продолжающееся на втором шаге остановки; мяч при этом подносится к туловищу. Окончательному гашению скорости полета мяча и инерции игрока на втором шаге содействуют отклонение туловища назад и поворот его в сторону опорной ноги. Левая (правая) нога, выполняющая второй шаг остановки, ставится, как и при остановке двумя шагами без мяча, почти выпрямленной в колене, на всю стопу с разворотом носком внутрь, почти перпендикулярно предшествующему направлению движения игрока. Масса тела находится на сзадистоящей опорной ноге, таз опущен.
Завершающая фаза — игрок укрывает мяч, убирая его в дальнюю от соперника сторону (в направлении опорной ноги) и разводя локти, или быстро поднимает мяч в и. п. для дальнейших игровых действий (приходит в стойку с тройной угрозой). Если впередистоящая нога после остановки сильно вынесена вперед, ее переставляют ближе к туловищу и приходят в устойчивое положение стойки игрока, владеющего мячом: ноги согнуты, стопы расставлены на ширину плеч, масса тела равномерно распределена на всю поверхность обеих стоп.
ОСТАНОВКА ПРЫЖКОМ С ЛОВЛЕЙ МЯЧА, ПОСЛАННОГО ПАРТНЕРОМ.
При выполнении остановки прыжком с ловлей мяча, посланного партнером, игрок в подготовительной фазе совершает толчок правой или левой ногой с одновременным движением прямыми руками к летящему мячу.
В основной фазе в процессе «стелющегося» прыжка вперед осуществляется обхват мяча двумя кистями с последующим амортизационным движением за счет сгибания рук и незначительного отклонения туловища назад. При этом стопы разворачиваются в направлении толчковой ноги или удерживаются на одном уровне, располагаясь носками вперед и немного в стороны.
В завершающей фазе игрок, приземляясь на согнутые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами, приходит в стойку с выставленной вперед ногой или в стойку с параллельным расположением стоп и несколько развернутыми в стороны носками. Мяч укрывается у пояса поворотом туловища и разведенными в сторону локтями либо поднимается в и. п. для броска, передачи или ведения.
В современном баскетболе в арсенале нападающих появился еще один вариант остановки с ловлей мяча, который чаще всего используется для подготовки последующего броска в корзину. Эту разновидность приема можно назвать комбинированной остановкой, так как она содержит элементы остановки двумя шагами (ловлю мяча на удлиненном шаге) и остановки прыжком (последующее отталкивание одной ногой и приземление на две ноги). Соответственно прием может выполняться с ловлей мяча на шаге правой или левой ноги. Игрок ловит мяч на удлиненном шаге, производит отталкивание этой же ногой и приземление одновременно на две ноги. Далее он может одним темпом (без промедления) совершить мощное отталкивание и позиционный бросок или занести мяч в корзину движением сверху-вниз, если находится в непосредственной близости от нее.
Разновидности остановок с ловлей мяча одной рукой в игре используются значительно реже и предполагают идентичную работу ног в сочетании с согласованными движениями руками, характерными для овладения мячом одной рукой на месте.
ОБУЧЕНИЕ РАЗНОВИДНОСТЯМ ОСТАНОВОК С ЛОВЛЕЙ МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ.
1. Объяснение и показ.
2. Остановка изучаемым способом с места с ловлей отскочившего от площадки мяча, предварительно выпущенного перед собой.
3. Выполнение изучаемой разновидности приема с места, снимая мяч с вытянутой в сторону кисти партнера.
4. То же, что в упр. 3, но после передвижения ходьбой.
5. То же, что в упр. 4, но после передвижения медленным бегом.
6. То же, что в упр. 5, но партнер слегка подбрасывает мяч вертикально вверх: остановка с ловлей «зависшего» в воздухе мяча.
7. Выполнение изучаемой разновидности приема в целом по ориентирам (разметка площадки, обручи и т.п.) с ловлей мяча, посланного партнером с отскоком от пола.
8. То же, но после встречного набрасывания мяча партнером по навесной траектории.
9. То же, что в упр. 8, но после встречной передачи партнера заданным способом.
10. То же, но момент передачи регламентируется звуковым сигналом игрока, выполняющего остановку.
11. Чередование вариантов изучаемого способа остановки с использованием в качестве ориентиров переносных стоек, имитирующих позицию защитника: справа от защитника — остановка с ловлей мяча на шаге или толчком правой ногой, слева — соответственно с ловлей мяча на шаге или толчком левой ногой.
12. Выполнение разновидностей приема, варьируя скорость передвижений игрока и момент передачи мяча партнером.
13. То же, но после передачи партнера сбоку или на ход выполняющему остановку игроку.
14. Чередование разновидностей остановки в вариативных условиях: вариант остановки задается конкретным условным сигналом, предшествующим ее выполнению (например, после передачи партнера левой рукой — остановка с ловлей мяча на шаге правой ноги; после передачи правой — остановка с ловлей мяча на шаге левой ноги; после передачи двумя руками — вариант остановки прыжком и т.п.).
15. То же, что в упр. 12, но в сочетании с другими игровыми приемами: поворотами, передачами, бросками с места и т.п. (по мере освоения техники игры).
16. Выполнение разновидностей приема в сочетании с другими игровыми действиями в условиях противоборства: подвижные игры типа «Охраняй капитана», «Мяч ловцу» и т.п.
1. К обучению разновидностям приема приступать после овладения остановкой двумя шагами и прыжком без мяча, ловлей мяча двумя (одной) руками на месте.
2. Подводящие упражнения выполнять фронтальным методом.
3. Чередовать упражнения для освоения остановки с ловлей мяча на шаге правой или левой ноги, после толчка правой или левой ногой.
4. В упражнениях с использованием переносных стоек, обозначающих защитника, нацеливать занимающихся на воспроизведение того варианта остановки, который позволит укрыть мяч в дальнюю от условного защитника сторону.
5. Во всех заданиях контролировать правильность и. п.: для остановки с ловлей мяча на удлиненном шаге правой ноги или в прыжке толчком правой ногой — правая сзади; для остановки с ловлей мяча на удлиненном шаге левой ноги или в прыжке толчком левой ногой — левая сзади.
6. Партнеру своевременно и точно передавать мяч, не задерживая его выпуск.
7. После овладения правильной структурой приема усложнять условия его выполнения, приближая их к игровым: увеличивать скорость передвижения; варьировать способы и момент передачи мяча; использовать условные сигналы, регламентирующие вариант выполнения остановки в каждом повторении; вводить в задания пассивного защитника; выполнять остановку в сочетании с другими приемами без сопротивления, далее в условиях игрового противоборства.
8. При выполнении приема двумя шагами:
на первом шаге остановки: «тянуть» бедро вперед (шаг «стелющийся»); ногу ставить на всю стопу разворотом носком наружу, сильно согнутую в колене; таз опускать вниз;
на втором шаге ногу ставить почти выпрямленной, на всю стопу, с акцентированным разворотом носком внутрь; туловище поворачивать в сторону опорной ноги и отклонять назад.
9. При выполнении приема прыжком:
толчковую ногу ставить упруго, отталкиваясь всей стопой прямо по направлению движения;
прыжок совершать вперед невысоко над площадкой, в полете поворачивать стопы в сторону толчковой ноги или удерживать фронтально на одном уровне;
приземляться мягко на обе согнутые ноги, одновременно касаясь площадки обеими стопами, сохранять равновесие.
10. В процессе выполнения всех разновидностей приема:
одновременно с началом первого шага или толчком вытягивать руки навстречу мячу;
контролировать взглядом полет мяча до момента захвата его пальцами;
обхватывать мяч пальцами (не ладонями), начиная амортизационное (уступающее) движение руками в момент встречи с мячом;
мяч подносить к поясу и убирать в дальнюю от соперника сторону, укрывать его туловищем, локтями и впередистоящей ногой или быстро поднимать в и. п. для дальнейших игровых действий — приходить в стойку с тройной угрозой;
голову не опускать и не отклонять в сторону, не сутулиться, плечевой пояс и руки не закрепощать;
принимать устойчивое положение: ноги согнуты, стопы на ширине плеч, но не на одной линии по ходу движения;
в завершающей фазе любого варианта остановки с ловлей мяча быстро восстанавливать стойку игрока, владеющего мячом, или стойку с тройной угрозой, т.е. мгновенно приходить в готовность к дальнейшим игровым действиям: поворотам, передаче, ведению или броску.
Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок с ловлей мяча двумя руками.
1. Скованность, неуверенность при передвижении, предшествующем ловле мяча: бег на прямых ногах, растягивание шагов с целью «подобрать» определенную ногу.
2. Рассогласование работы ног и рук:
— преждевременное выполнение остановки с последующей ловлей мяча на месте;
запаздывание встречного движения руками к мячу — попытка ловли мяча согнутыми руками у туловища в статическом положении после остановки.
3. Неточности в технике движения нижних конечностей:
выполнение остановки двумя шагами с постановкой стоп с носка или без необходимого разворота;
значительные колебания положения общего центра тяжести в вертикальной плоскости (над площадкой) — «высокий» удлиненный шаг или прыжок вверх, а не вперед;
приземление на прямые ноги — приход в неустойчивое положение;
недостаточное сгибание сзадистоящей ноги и чрезмерное сгибание впередистоящей: масса перенесена на впередистоящую ногу — потеря равновесия;
нерациональное расположение стоп после прекращения движения: обе стопы располагаются на одной линии перпендикулярно или прямо по направлению движения; слишком узкая (широкая) их постановка.
4. Неточности в технике ловли мяча:
нет полного выпрямления рук навстречу мячу;
кисти не образуют полусферу: обращены друг к другу ладонями или широко расставлены в стороны;
попытка обхватить мяч ладонями, а не пальцами;
нет уступающего сгибания рук после обхвата мяча;
излишне закрепощены верхние конечности;
после овладения мячом игрок не укрывает его разведенными в стороны локтями или очень медленно выносит мяч в и. п. для дальнейших игровых действий.
5. Нерациональное положение туловища после завершения разновидности остановки:
чрезмерный наклон вперед: потеря равновесия, ведущая к «пробежке»;
отсутствие поворота для укрывания мяча: мяч может стать легкой добычей соперника.
Игрок, получивший мяч находясь в движении или завершив ведение, может использовать двухшаговый ритм для остановки или передачи мяча; первый шаг считается состоявшимся, если игрок в момент получения мяча касается пола любой ногой или обе ноги игрока касаются пола одновременно после того, как он получит мяч в воздухе; второй шаг считается состоявшимся, когда после первого шага вторая нога касается пола или же обе ноги касаются пола одновременно.
Баскетбол – 7 класс
Передвижение, остановки и повороты
Техника игры в баскетбол, кроме владения мячом (ловля, передача, ведение и броски в кольцо), включает в себя передвижение игрока по площадке. Баскетболист должен уметь бегать в различном темпе, быстро останавливаться, изменять направление движения, делать неожиданные повороты, хорошие прыжки и целый ряд отвлекающих движений, дезориентирующих противника и помогающих свободе действий игрока на поле.
Движения баскетболиста должны быть разнообразны, основываться на рывках в различных направлениях. Баскетболист в процессе игры все время должен находиться как бы на старте перед максимальным напряжением сил, все время должен быть готовым или к стремительному рывку или к резкой остановке.
Особенно важно умение двигаться с мячом и без него переменным темпом. Защитнику «держать» нападающего, который все время двигается одним темпом и в одном направлении, не представляет труда. Приноровившись к этому темпу, он легко справляется с этой задачей. Другое дело, если нападающий игрок часто и резко меняет темп и направление бега. Внезапная остановка после рывка и новый рывок в другом направлении совершенно дезориентируют защитника и дают возможность нападающему хоть на мгновение освободиться от его контроля. Этого времени бывает достаточно для того, чтобы получить мяч и сделать бросок по корзине.
Умелое передвижение игрока на поле помогает ему в сложной обстановке игры увеличить свою маневренность, т. е. способность действовать активно. Маневренность игрока зависит от его умения сохранять равновесие своего тела в любом положении. Равновесие зависит от расположения веса тела, который должен по возможности все время распределяться на обе ноги. Потеря равновесия чаще всего бывает в том случае, если игрок действует на прямых ногах. Полусогнутые в коленях ноги дают возможность игроку всегда сохранять равновесие и одинаково хорошо передвигаться в любом направлении, резко останавливаться и изменять направление.
Если баскетболист потерял равновесие, то при необходимости изменить направление движения он должен прежде затратить силу и время на восстановление равновесия и только после этого изменить направление. Неумелое передвижение требует лишней затраты энергии, времени и вызывает много ошибок.
Игрок нападающей команды, используя свои навыки передвижения (хороший старт, внезапную остановку), стремится оторваться от защитника и выйти на свободное место для получения мяча или пройти с мячом к щиту.
Начало движения зависит только от нападающего игрока, и это предоставляет ему большую возможность для проявления инициативы. Старт может быть взят с места и в движении — изменение темпа рывком. Резкое снижение темпа или внезапная остановка также может помочь оторваться (отстать) от противника. Резкий старт, быстрый бег и разный темп бега (ускорение и замедление) необходимы для каждого баскетболиста.
При медленном движении остановка может быть сделана при помощи большого шага одной (любой) ноги вперед для упора.
Труднее остановиться при быстром или очень быстром беге. Чтобы остановиться при быстром беге, игрок производит один, более длинный шаг и делает основной упор на ногу, первой касающуюся земли после этого шага. Вторая нога, приземляющаяся позже, закрепляет остановку и вместе с отклонением назад туловища ликвидирует опасность дальнейшего продвижения по инерции (пробежка или падение).
При очень быстром беге остановка должна проводиться прыжком с одновременным приземлением на обе полусогнутые ноги и поворотом корпуса на 90°. Игрок, кроме поворота, должен отклонить туловище в сторону, противоположную движению. Это необходимо для преодоления инерции тела, полученной при быстром беге. Ноги после прыжка должны быть расставлены на ширину плеч и приземлиться одновременно на полные ступни со стремлением перейти на скольжение. Останавливаясь после любого темпа продвижения, баскетболист должен стремиться все время сохранять равновесие тела на обеих ногах.
Прыжки можно выполнять толчком одной и двумя ногами, с помощью и без помощи рук. Прыжки производятся с места и с разбега. Все виды прыжков одинаково важны и в игре применяются одинаково часто. Небольшие размеры площадки, большая скученность игроков на небольших участках ее часто требуют от баскетболиста, применяющего прыжки с разбега, взлета только вверх без продвижения вперед. Неумение прыгнуть только вверх может вызвать столкновения и, следовательно, персональные ошибки. Упорная борьба за мяч иногда требует от спортсменов выполнения подряд нескольких прыжков с места.
Сложность и разнообразие применения прыжков в игре требуют усиленной работы над повышением прыгучести.
Повороты могут выполняться в правую и левую стороны в зависимости от движения толчковой ноги (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Поворот в правую сторону
Рис. 2. Поворот в левую сторону
Основная цель поворота — освободиться от противника и уйти от него на максимально большое расстояние. Этого можно достигнуть, если поворот делается на полусогнутых ногах и толчковая нога воспроизводит движения циркуля (не поднимаясь высоко от пола, описывает дугу). Если же поворот производится на прямых ногах, то шаг «циркуля» будет настолько мал, что не обеспечит выполнения задачи — ухода от противника.
Сочетание различных поворотов (не отрывая опорной ноги) дает возможность игроку в борьбе с противником использовать часть из них как ложные для дезориентации противника и перехода к активным действиям.
1. В каком году появился баскетбол? (1895 г.)
2. Cколько четвертей в баскетбольной игре? (4 четверти)
3. Сколько игроков на баскетбольной площадке? (10 человек)
4. Сколько секунд дается команде на владение мяча? (24 секунд)
5. Какая страна является родоначальником баскетбола? (США)
6. Как переводится с английского игра «баскетбол»? (мяч в корзине)
7. Сколько очков дается команде при броске со штрафной линии? (1 очко)
8. Существуют ли в баскетболе жёлтые карточки? (нет)
Физическая культура. 4 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «4» класса
Урок № 32. Стойки и передвижения баскетболиста.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Урок посвящён разъяснению стоек, их значению и разнообразным техникам передвижения баскетболиста.
Баскетбол – это командная игра, целью которой является забросить мяч руками в корзину (кольцо) команды соперника.
Стойка – это начальное положение игрока при выполнении всех технических приёмов игры в баскетболе.
Передвижение – основной тип действия игрока в баскетболе.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Так как в баскетболе основной задачей является забросить мяч в корзину, то баскетболисту для решения этой задачи нужно совершить какие-то действия.
Все действия баскетболиста можно разделить на два типа:
Во время баскетбольного матча игрокам постоянно приходится передвигаться в самых различных направлениях: вперёд, назад, по диагонали, в стороны, по дуге и т. д. В зависимости от игровых целей и ситуаций игрок перемещается лицом, боком или спиной вперёд. Но этого не достаточно. Баскетбольные перемещения всегда имеют рваный характер. Это рывки, ускорения с изменением темпа и направления — словом, то, что принято называть рваным бегом. Именно такой характер приёмов позволяет игроку правильно выбрать место, выйти на свободную позицию для получения передачи либо ее перехвата, также даёт возможность, оторваться от соперника и организовать атаку.
Умение игрока правильно перемещаться по площадке позволяет ему успешно осуществлять индивидуальные тактические замыслы. За счёт высокой техники перемещений и хорошего тактического мышления игрок, даже не владея мячом, может завязывать интересные комбинации для всей команды. Быстрые и неожиданные перемещения, большая маневренность отдельных баскетболистов придают игре динамичность, делают её эмоциональной, зрелищной.
Стойка — это исходное положение игрока при выполнении всех технических приёмов игры в баскетбол. Её варианты:
В обоих случаях игрок находится в устойчивом положении, ноги согнуты, масса тела распределена на обе ноги, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты перед грудью, голова приподнята так, чтобы был обеспечен зрительный контроль за всеми игроками на площадке.
В зависимости от игровой обстановки стойка может быть высокой, средней или низкой. Так, чтобы воспрепятствовать проходу игрока соперника под щит и выбить у него мяч во время ведения, нужно принять низкую стойку. Чтобы помешать сопернику бросить мяч в корзину, следует находиться в средней или высокой стойке.
В ходе игры стойка баскетболиста претерпевает постоянные изменения, но в любом случае не следует находиться на прямых ногах. На тренировках, особенно в начальный период обучения, надо внимательно следить за правильным положением туловища игрока, его ног и своевременно исправлять ошибки.
Передвижение осуществляется, как правило, бегом по коротким отрезкам. Во время бега баскетболист ставит ногу на всю стопу или перекатом с пятки на носок, значительно сгибая обе ноги. При ускорениях бег выполняется коротким шагом, нога ставится на переднюю часть стопы.
Элементы перемещения можно разделить на несколько типов;
Прыжки выполняются толчком двумя ногами (с места и в движении) и одной (в движении). Для выполнения прыжков в движении баскетболист последний шаг делает шире. При прыжке толчком одной ноги он резко выносит маховую ногу, согнутую в колене, вверх, а при прыжке толчком двумя ногами подставляет маховую ногу к опорной и одновременно отталкивается двумя ногами вверх. Перед толчком ноги всегда согнуты. Важно отталкиваться быстро и энергично. Прыжки в длину применяются значительно реже.
Остановки выполняются прыжком и двумя шагами. В первом случае перед остановкой игрок, оттолкнувшись одной ногой, делает невысокий прыжок вперед, наклоняет туловище назад и приземляется на обе ноги или на одну. При остановке двумя шагами баскетболист, удлиняя последние два шага, сильно сгибает опорную ногу. Тяжесть тела он старается перенести назад, вынося вперёд при втором шаге почти прямую ногу. Умение внезапно останавливаться, не делая более двух шагов, определяется правилами игры и тактическими соображениями.
Повороты выполняются с мячом и без мяча, в опорном положении и в воздухе. Повороты с мячом согласно правилам игры можно выполнять стоя на одной ноге и отталкиваясь другой. Они позволяют игроку с мячом уйти из-под контроля противника, изменить направление атаки или обыграть защитника. Повороты выполняются вперёд и назад из различных исходных положений по отношению к противнику, на любое количество градусов, на впереди и сзади стоящей ноге.
Практические советы по соблюдению техники безопасности
Рассмотрим несколько упражнений для улучшения навыков игры:
Упражнения на перемещения:
Упражнения на координацию движений:
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
Найдите типы передвижения.
2. Слова по теме урока.
2. Отрыв двух ног от поверхности баскетбольного поля.
5. Как по-другому назвать корзину для меча?
1. Целенаправленное перемещение мяча в корзину.
3. Резкое изменение направление игрока.
4. На какую часть тела приходится максимальная нагрузка при игре в баскетбол?