Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср

uristinfo.net

4. Культура

4.1. Литература.

4.1.1.Художественная литература. Художественный процесс 60-70-х гг. отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Благодаря последствиям хрущевской оттепели установилось своеобразное равновесие сил между властью и творческой интеллигенцией. В 60-е гг. значительные либерально-демократические силы страны объединились вокруг литературно-публицистического журнала «Новый мир» во главе с его редактором А.Т.Твардовским. Стали доступны некогда запрещенные произведения М.Булгакова (Мастер и Маргарита), Б.Пастернака (Доктор Живаго), произведения Платонова, Мандельштама и др. Читатель познакомился с книгами Вен. Ерофеева Москва-Петушки (1969), А.Битова Пушкинский дом (1971). В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области литературы стали М.А.Шолохов (1965), А.И.Солженицын (1970), И.А.Бродский (1987).

4.1.2. Основные направления в литературе. В художественной культуре тех лет нашли отражение новые явления и тенденции в социально-экономической жизни людей, в их образе жизни и быта.

В произведениях деятелей советской литературы 60-х-70-х годов получила дальнейшее развитие тема советского человека. В центре внимания писателей оставалась также тема Великой Отечественной войны. Авторы (А.Чаковский, А.Ананьев, В.Быков, Ю.Бондарев, А.Карпов, Б.Васильев и др.) сами в большинстве участники войны, помимо темы боевых действий поднимали в своих произведениях гуманистические проблемы ценности человеческой жизни, судьбы простого солдата на войне. Они возрождали в своих произведениях достоверность и подлинность фактов и событий.

Одно из ведущих литературных направлений 60-70-х гг. получило название деревенская проза. В ней был поднят ряд общечеловеческих и социально-исторических вопросов, раскрывались своеобразные черты русского национального характера. В произведениях В.Овечкина, Ф.Абрамова, Б.Можаева, В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева содержался протест против отчуждения человека от земли, раскрестьянивания деревни и разрушения крестьянского быта.

Многие социальные и психологические проблемы (экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах) поднимались в 70-е гг. в городской прозе. Ее связывают в первую очередь с именем писателя Ю.Трифонова. В традициях городской прозы работали также А.Битов, В.Конецкий, А.Ким, В.Токарева, Н.Садур, Ю.Поляков и др. писатели.

4.2. Театр. Театр становился более публичным и открытым к восприятию различных проблем современности (Иркутская история и Город на заре А. Арбузова; Материнское поле Ч. Айтматова и др.). Чрезвычайно популярными в те годы были герои производственных пьес (спектакли Человек со стороны Н.М.Дворецкого; Сталевары (пьеса инженера и журналиста Г.Бочкарева), Премия А.И.Гельмана и др.).

В драматургии А.Вампилова, В. Розова, А. Володина поднимались нравственные проблемы (вопросы морали, гуманизма, цены человеческой жизни и др.).

В эти же годы действовал театр, драматургия которого не вписывалась в традиционную драматургию советского театра. Речь идет о Театре им. А.С.Пушкина (постановки А.Эфроса), Театре на Таганке (гл.реж. Ю.Любимов), Современник (гл.реж. О.Ефремов, затем Г.Волчек), ленинградском Большом драматическом театре под руководством Г.Товстоногова. Целое поколение выдающихся актеров (в т.ч. народных артистов СССР), чья судьба была тесно связана с отечественным кинематографом, играло на сценах этих и других (МХАТ, им. Е.Вахтангова, Малый театр) театров Н.О.Гриценко, Ю.К.Борисова, М.А.Ульянов, Ю.В.Яковлев, И.М.Смоктуновский и др.

4.3. Музыка.

4.3.1. Симфоническая. Тема современности и героико-патриотическая тема нашла свое отражение в произведениях Д.Шостаковича (11-я и 12-я симфонии, Казнь Степана Разина), Г.Свиридова (Патетическая оратория), В.Мурадели (Октябрь), Д.Кабалевского (Реквием) и др.

В 60-е гг. наметился отход от глобальных симфонических концепций в сторону более скромных, камерных композиций (14-я симфония Д.Шостаковича). Существенный вклад в развитие симфонической музыки внесли композиторы Г.Н.Попов, Б.И.Тищенко, А.Г.Шнитке, А.Я.Эшпай, Б.А.Чайковский, Э.В.Денисов. Дирижировали симфоническими оркестрами Е.А.Мравинский, Г.Н.Рождественский, Е.Ф.Светланов и др. Кроме симфонической музыки развивался песенный эстрадный жанр (М.Фрадкин, Я.Френкель, С.Туликов, А.Пахмутова и др.). С середины 60-х гг. у молодежи получила популярность рок-музыка.

4.3.2. Опера и балет. В области оперы наивысшие достижения связаны с произведениями Р.К.Щедрина (Не только любовь, Мертвые души), С.М.Слонимского (Виринея), К.В.Молчанова (Зори здесь тихие), А.П.Петрова (Петр I). Развивались также жанры монооперы и камерной оперы (был открыт Московский камерный музыкальный театр под руководством Б.А.Покровского).

Балетное искусство, известное во всем мире, отражало темы современности и сюжеты классической литературы: Сотворение мира, Мастер и Маргарита А.П.Петрова, Икар С.М.Слонимского, Анна Каренина, Чайка Р.Щедрина, Любовью за любовь Т.Н.Хренникова и др.

Заметно расширились зарубежные связи мастеров искусств. Мировая общественность познакомилась с творчеством известных коллективов, таких как танцевальный ансамбль Березка, ансамбль народного танца под руководством И.Моисеева, ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова, хор им. Пятницкого.

Одновременно в кино работали режиссеры, многие выдающиеся работы которых не имели в годы застоя широкой зрительской аудитории, хотя в условиях 70-х гг. все же стали известны зрителю. В их числе были А. Тарковский (Иваново детство, Зеркало, Андрей Рублев), К. Муратова (Короткие встречи), А. Герман (Двадцать дней без войны).

4.5. Скульптура и живопись. Главная линия изобразительного искусства состояла в стремлении к созданию глубокого и яркого образа современника, к полноте жизненной правды. Искусство было призвано эмоционально воздействовать на зрителя, формировать его мысли и чувства. От произведений требовалась идейная завершенность.

В 60-70-е гг. продолжало развиваться монументальное искусство. Были созданы эпические произведения в форме монументально-художественного ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде, мемориальных памятников на Пискаревском кладбище в Ленинграде и в Саласпилсе под Ригой, на месте сожженной фашистами белорусской деревни Хатынь; монумента Легендарная тачанка у города Каховки, скульптурного ансамбля защитникам Брестской крепости.

Вместе с тем значительное место в 60-80-х гг. принадлежало мастерам станковой скульптуры, которые стремились освободиться от образных штампов и парадности. В числе скульпторов, работавших в разные годы Т.М.Соколова, А.Г.Пологова, Д.М.Шаховской, Ю.Д.Митлянский, О.К.Комов, Ю.Л.Чернов, А.Полянский (автор проекта музея Великой Отечественной войны, открытого в 1993 г.).

В 1980 г. в Манеже были выставлены четыре проекта мемориала на Поклонной горе (конкурс проходил в течение 1987-1990 гг.). К реализации была принята работа авторского коллектива, возглавляемого скульптором Н.Томским и архитектором Я.Белопольским (с 1992 г. куратор мемориала глав. архитектор г. Москвы Л.Вавакин и скульптор З.Церетели). Мемориал был открыт в 1995 г. (в год 50-летия Великой Победы).

В живописи в эти годы работали М. Сарьян, И. Глазунов, В. Шилов и др. художники. Сюжеты бытового жанра изображали художники Т.Яблонская, Д.Жилинский. Несмотря на последствия бульдозерной выставки 1974 г., продолжало существовать и развиваться неформальное искусство.

4.7. Контркультура. Массовая культура. В 70-е гг. складываются неформальные молодежные группы, которые формировались вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (битломаны, металлисты, роллинги, брейкеры). Появились также группы аполитичного характера (хиппи, панки). Эти направления представляли собой слепки с западной молодежной субкультуры. В условиях ликвидации репрессивных и регламентирующих моментов возникла некая свобода от условностей, аполитичность, враждебность элитарности. Нонконформизм этой части молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, одежде, жаргоне.

В течение 70-х гг. в СССР сложился рок, который был связан с элементами демократизации, массовости послевоенной культуры. Рок первоначально рассматривался как контркультура (это так называемый период андерграунда), однако со второй половины 80-х гг. он превращается в культуру нового времени и воспринимается уже как предмет искусства. К числу профессиональных рок-музыкантов того времени следует отнести Б.Гребенщикова и группу «Аквариум», А. Макаревича и группу «Машина времени» и др.

Среди части молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «митьки», образованная в 1982 г. (от имени Дмитрия Шагина), выделявшаяся самоиронией и подчеркнуто гротескным стилем «а lа Русь» (одевались в тельняжки), презиравшая всякое преклонение перед иностранщиной.

5. Выводы

5.1. Процесс развития отечественной культуры в 60-е-начале 80-х гг. характеризовался противоречивостью и двойственностью.

5.2. Культурная элита страны продолжала направлять свой творческий потенциал на развитие литературы, искусства, образования, отстаивая идеалы гуманизма и демократии, развивая международные контакты. Достижения отечественной науки тех лет в различных областях составили основу научно-технического прогресса СССР. Научно-технический потенциал СССР был весьма мощным и занимал второе (после США) место в мире.

5.3. Появились широкие возможности приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры у рядовых граждан страны. На эти годы приходится пик посещаемости кинотеатров, музеев, выпуска печатной продукции. Наблюдался устойчивый рост в художественно-творческой активности населения, реализуемой в клубных формах любительской деятельности.

5.4. Вместе с тем, сохранявшиеся административно-командные методы управления, остаточный принцип финансирования культуры, элементы двойной морали в обществе вели к духовному кризису, отставанию нашей страны в ряде областей науки, к падению уровня образования и ограничению творческой самостоятельности художественной интеллигенции.

5.5. Усиление идеологического нажима на различные сферы культурной жизни вызвали отток из страны значительной части интеллектуальных и творческих сил советского государства.

Вопросы и задания

литература

Безбородов А.Б. и др. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х-80-х годов. Учебное пособие. М., 1994.

Тенденции социокультурного развития России. 1960-1990-е гг. М., 1996.

Источник

Наука ждет бизнес

Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть картинку Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Картинка про Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть картинку Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Картинка про Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср

По своим масштабам она занимает ведущие позиции на глобальной арене: 9-е место по объему внутренних затрат на исследования и разработки (ИР), 5-е место по величине бюджетных ассигнований на гражданскую науку и 4-е место по численности занятых, отмечается в новом статистическом сборнике «Наука. Технологии. Инновации», который пополнил ежегодную серию, выпускаемую ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в партнерстве с Минобрнауки России и Росстатом.

Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть картинку Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Картинка про Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср

Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть картинку Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Картинка про Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср

Российская наука демонстрирует серьезные достижения во многих областях. Вместе с тем опережающие позиции по ресурсам науки сочетаются с ее невысокой результативностью. В развитии отечественного научно-технического комплекса проявляются системные проблемы, обусловленные как кризисными процессами в экономике и неблагоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом, так и архаичностью институциональной структуры, кадровыми проблемами и инерционным характером развития.

Финансирование науки

Кадры науки

Несмотря на многолетнее сокращение общей численности персонала, занятого ИР (в среднем на 1,5 процента ежегодно в 2000-2019 гг.), Россия остается одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке. В 2019 году в научно-техническую деятельность было вовлечено 753,8 тысячи человек (в эквиваленте полной занятости). По этому показателю Россия уступает только Китаю, США и Японии.

К сожалению, сфера науки остается не слишком привлекательной в качестве рынка труда: около 10 процентов студентов дневных отделений вузов выражают интерес к работе в науке, но доля выпускников, фактически связавших с ней свою профессиональную карьеру, не превышает 1 процента. С учетом долгосрочной тенденции к снижению численности занятых в науке этого оказывается недостаточно для полноценного воспроизводства научных кадров в России, которое также сдерживается низкой эффективностью системы их подготовки. Так, в 2019 году только 10,5 процента выпускников аспирантуры защитили диссертацию, и за 5 лет этот показатель снизился почти вдвое.

Результативность исследований

Уровень и динамика публикационной активности свидетельствуют о тенденции к повышению видимости России в глобальном исследовательском пространстве. За десять лет удельный вес работ отечественных авторов в общемировом потоке публикаций в журналах, индексируемых в ведущих базах научного цитирования, заметно менялся. После продолжительного спада в первой декаде 2000-х гг. доля российских статей, индексируемых в Web of Science, начала расти и в 2019 году достигла 2,9 процента от их общемирового числа. С учетом других типов научных публикаций (например, обзоров или докладов на конференциях) значение этого показателя выше (3,2 процента). Тем не менее такой расклад обеспечивает России только 14-ю позицию в общемировом рейтинге. При сохранении наблюдаемых темпов роста публикационной активности нынешнее отставание от стран-лидеров представляется вполне преодолимым. Важно, что вместе с количеством растет и качество публикаций российских авторов. Хотя на отечественные работы ссылаются значительно реже, чем в среднем по миру, удельный вес цитирований публикаций российских авторов в их общемировом числе за 10 лет удвоился.

На фоне стабильного роста публикационной активности уровень патентной активности российских заявителей, напротив, стабильно снижается. В 2019 году среди стран-лидеров по числу патентных заявок на изобретения Россия заняла 12-е место.

Научная специализация России в целом практически не меняется уже долгие годы. Устойчивыми областями концентрации исследовательских усилий являются физика, химия, науки о Земле и о космосе, материаловедение и математика. Недостаточно развитыми по глобальным меркам остаются общественные науки и науки о жизни (биология и биохимия, молекулярная и микробиология, нейронауки и поведенческие науки, клиническая медицина, экология, науки о растениях и животных, сельскохозяйственные науки), которые в структуре российских научных публикаций занимают довольно скромные позиции.

Инновационная активность

Усиление конкурентной борьбы на внешнем и внутреннем рынках интенсифицирует процессы разработки технологий для модернизации производств. К сожалению, инновационный потенциал российской науки пока не стал значимым ресурсом для экономического развития страны. В 2019 году уровень инновационной активности организаций составил 9,1 процента, что ниже, чем в предыдущие годы. Во многом на величину показателя повлияло расширение охвата статистикой таких отраслей, как транспорт и здравоохранение, продемонстрировавшие низкую степень вовлеченности в инновационные процессы.

Ожидать значительного роста показателя в ближайшие годы пока не приходится: лишь каждая десятая организация сообщила, что нацелена на реализацию нововведений в 2020-2022 гг.

Источник

Почему кльтура в СССР финансировалась по остаточному принципу? Ведь мы в начале проиграли западу в культмассовой сфере

Общие условия развития культуры. Думаю, если бы Э. Неизвестному пришлось делать надгробие для Брежнева, оно было бы сплошь черным. Никогда и никто прежде в нашей стране не позволял себе доводить ситуацию до такого абсурда. У власти был мнительный и трусливый человек, с полным отсутствием самокритичного контроля за своими действиями (обилие наград и званий, вера в собственное величие), с явными следами болезни. Именно в это время на всех уровнях процветали коррупция, очковтирательство, обман, воровство, партийные должности стали превращаться в пожизненную награду за «службу и дружбу». Этот период советской истории справедливо называют – годы «застоя», «брежнеское безмыслие».

Во внешней политике, с одной стороны, провозглашается «Программа мира», с другой – СССР беззастенчиво вмешивается во внутренние дела суверенных государств (в т. ч. Чехословакия и ввод войск в Афганистан).

В области экономики мы отстали на века, как писал в своем письме А. Д. Сахаров, во-первых, потому что постоянно неправильно выбирали приоритетные направления, во-вторых, правительство не подозревало о существовании экономических законов, успехи экономики видели только в правильном руководстве. Недаром, отраслевые министерства и ведомства росли как «грибы после дождя». В начале 60-х их было около двух десятков, к началу 80-х число приблизилось к сотне (не считая 800 республиканских).

Однако в экономике удалось создать впечатление благополучия за счет сырьевого экспорта (отсюда такая тоска по застойным временам). Основной доход давала нефть. Начался хищнический и необратимый процесс истребления природных ресурсов. Замораживаются самые перспективные разработки отечественных технологий, в свою очередь финансируются самые бесполезные и бездарные проекты (БАМ – «самый длинный памятник эпохи застоя», массовая ликвидация «неперспективных деревень», проект переброски части северных рек на юг и т. п.). В итоге темпы роста советской экономики упали до уровня экономической стагнации.

Социальная политика также строилась на непримиримых противоречиях. Партийное руководство провозглашает проблему повышения жизненного уровня населения своей стратегической целью. В 60-е годы государство переходит к индустриальному строительству благоустроенного жилья с водопроводом, канализацией, ванной, газом. Планируется широкое развитие социальной инфраструктуры (строительство больниц, школ, дошкольных учреждений). Рабочую неделю сократили до 42 часов. Был принят новый лучший в мире закон о пенсиях, предусматривавший самый низкий пенсионный возраст, наблюдался постоянный рост номинальной заработной платы (1956 – 75 руб., 1985 – 210).

Однако уже в 70-е годы социальная сфера финансируется по остаточному принципу (капиталовложения в первую очередь идут в тяжелую промышленность и оборону). На жилье возникают огромные очереди. Сокращается число больниц, по уровню детской смертности Россия оказалась на 56 месте в мире. Рост пенсий и заработной платы не обеспечивался соответствующим производством средств потребления и продуктов питания. Начались инфляционные процессы. Снижается реальный жизненный уровень населения.

В официальной идеологии незыблемыми остаются руководящая роль партии, социалистический патриотизм и интернационализм, социалистический гуманизм. Причем, договорились даже до отрицания общечеловеческих ценностей таких как, пацифизм, абстрактный гуманизм (признавали только социалистический). Единственное, в качестве ближайшей цели, теперь объявляется не коммунизм, а развитой социализм, как неизбежный этап на пути к коммунизму, что и было зафиксировано в новой редакции Конституции СССР 1977 г.

Общественное сознание второй половины 60-х годов заряжено потенциалом оттепели. По всей стране прокатилась волна новаторства. У нас была самая внушительная в мире армия изоб

Источник

Тема 76. СССР в годы перестройки

Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть картинку Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Картинка про Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть картинку Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Картинка про Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть картинку Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Картинка про Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть картинку Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Картинка про Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср

Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть картинку Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Картинка про Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср

Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть картинку Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Картинка про Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср

Выводы

Литература.

4.1.1.Художественная литература. Художественный процесс 60-70-х гг. отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Благодаря последствиям хрущевской оттепели установилось своеобразное равновесие сил между властью и творческой интеллигенцией. В 60-е гг. значительные либерально-демократические силы страны объединились вокруг литературно-публицистического журнала «Новый мир» во главе с его редактором А.Т.Твардовским. Стали доступны некогда запрещенные произведения М.Булгакова (Мастер и Маргарита), Б.Пастернака (Доктор Живаго), произведения Платонова, Мандельштама и др. Читатель познакомился с книгами Вен. Ерофеева Москва-Петушки (1969), А.Битова Пушкинский дом (1971). В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области литературы стали М.А.Шолохов (1965), А.И.Солженицын (1970), И.А.Бродский (1987).

4.1.2. Основные направления в литературе. В художественной культуре тех лет нашли отражение новые явления и тенденции в социально-экономической жизни людей, в их образе жизни и быта.

В произведениях деятелей советской литературы 60-х-70-х годов получила дальнейшее развитие тема советского человека. В центре внимания писателей оставалась также тема Великой Отечественной войны. Авторы (А.Чаковский, А.Ананьев, В.Быков, Ю.Бондарев, А.Карпов, Б.Васильев и др.) сами в большинстве участники войны, помимо темы боевых действий поднимали в своих произведениях гуманистические проблемы ценности человеческой жизни, судьбы простого солдата на войне. Они возрождали в своих произведениях достоверность и подлинность фактов и событий.

Одно из ведущих литературных направлений 60-70-х гг. получило название деревенская проза. В ней был поднят ряд общечеловеческих и социально-исторических вопросов, раскрывались своеобразные черты русского национального характера. В произведениях В.Овечкина, Ф.Абрамова, Б.Можаева, В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева содержался протест против отчуждения человека от земли, раскрестьянивания деревни и разрушения крестьянского быта.

Многие социальные и психологические проблемы (экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах) поднимались в 70-е гг. в городской прозе. Ее связывают в первую очередь с именем писателя Ю.Трифонова. В традициях городской прозы работали также А.Битов, В.Конецкий, А.Ким, В.Токарева, Н.Садур, Ю.Поляков и др. писатели.

4.2. Театр.Театр становился более публичным и открытым к восприятию различных проблем современности (Иркутская история и Город на заре А. Арбузова; Материнское поле Ч. Айтматова и др.). Чрезвычайно популярными в те годы были герои производственных пьес (спектакли Человек со стороны Н.М.Дворецкого; Сталевары (пьеса инженера и журналиста Г.Бочкарева), Премия А.И.Гельмана и др.).

В драматургии А.Вампилова, В. Розова, А. Володина поднимались нравственные проблемы (вопросы морали, гуманизма, цены человеческой жизни и др.).

В эти же годы действовал театр, драматургия которого не вписывалась в традиционную драматургию советского театра. Речь идет о Театре им. А.С.Пушкина (постановки А.Эфроса), Театре на Таганке (гл.реж. Ю.Любимов), Современник (гл.реж. О.Ефремов, затем Г.Волчек), ленинградском Большом драматическом театре под руководством Г.Товстоногова. Целое поколение выдающихся актеров (в т.ч. народных артистов СССР), чья судьба была тесно связана с отечественным кинематографом, играло на сценах этих и других (МХАТ, им. Е.Вахтангова, Малый театр) театров Н.О.Гриценко, Ю.К.Борисова, М.А.Ульянов, Ю.В.Яковлев, И.М.Смоктуновский и др.

4.3. Музыка.

4.3.1. Симфоническая. Тема современности и героико-патриотическая тема нашла свое отражение в произведениях Д.Шостаковича (11-я и 12-я симфонии, Казнь Степана Разина), Г.Свиридова (Патетическая оратория), В.Мурадели (Октябрь), Д.Кабалевского (Реквием) и др.

В 60-е гг. наметился отход от глобальных симфонических концепций в сторону более скромных, камерных композиций (14-я симфония Д.Шостаковича). Существенный вклад в развитие симфонической музыки внесли композиторы Г.Н.Попов, Б.И.Тищенко, А.Г.Шнитке, А.Я.Эшпай, Б.А.Чайковский, Э.В.Денисов. Дирижировали симфоническими оркестрами Е.А.Мравинский, Г.Н.Рождественский, Е.Ф.Светланов и др. Кроме симфонической музыки развивался песенный эстрадный жанр (М.Фрадкин, Я.Френкель, С.Туликов, А.Пахмутова и др.). С середины 60-х гг. у молодежи получила популярность рок-музыка.

Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Смотреть картинку Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Картинка про Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср. Фото Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры ссср

4.3.2. Опера и балет. В области оперы наивысшие достижения связаны с произведениями Р.К.Щедрина (Не только любовь, Мертвые души), С.М.Слонимского (Виринея), К.В.Молчанова (Зори здесь тихие), А.П.Петрова (Петр I). Развивались также жанры монооперы и камерной оперы (был открыт Московский камерный музыкальный театр под руководством Б.А.Покровского).

Балетное искусство, известное во всем мире, отражало темы современности и сюжеты классической литературы: Сотворение мира, Мастер и Маргарита А.П.Петрова, Икар С.М.Слонимского, Анна Каренина, Чайка Р.Щедрина, Любовью за любовь Т.Н.Хренникова и др.

Заметно расширились зарубежные связи мастеров искусств. Мировая общественность познакомилась с творчеством известных коллективов, таких как танцевальный ансамбль Березка, ансамбль народного танца под руководством И.Моисеева, ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова, хор им. Пятницкого.

Одновременно в кино работали режиссеры, многие выдающиеся работы которых не имели в годы застоя широкой зрительской аудитории, хотя в условиях 70-х гг. все же стали известны зрителю. В их числе были А. Тарковский (Иваново детство, Зеркало, Андрей Рублев), К. Муратова (Короткие встречи), А. Герман (Двадцать дней без войны).

4.5. Скульптура и живопись. Главная линия изобразительного искусства состояла в стремлении к созданию глубокого и яркого образа современника, к полноте жизненной правды. Искусство было призвано эмоционально воздействовать на зрителя, формировать его мысли и чувства. От произведений требовалась идейная завершенность.

В 60-70-е гг. продолжало развиваться монументальное искусство. Были созданы эпические произведения в форме монументально-художественного ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде, мемориальных памятников на Пискаревском кладбище в Ленинграде и в Саласпилсе под Ригой, на месте сожженной фашистами белорусской деревни Хатынь; монумента Легендарная тачанка у города Каховки, скульптурного ансамбля защитникам Брестской крепости.

Вместе с тем значительное место в 60-80-х гг. принадлежало мастерам станковой скульптуры, которые стремились освободиться от образных штампов и парадности. В числе скульпторов, работавших в разные годы Т.М.Соколова, А.Г.Пологова, Д.М.Шаховской, Ю.Д.Митлянский, О.К.Комов, Ю.Л.Чернов, А.Полянский (автор проекта музея Великой Отечественной войны, открытого в 1993 г.).

В 1980 г. в Манеже были выставлены четыре проекта мемориала на Поклонной горе (конкурс проходил в течение 1987-1990 гг.). К реализации была принята работа авторского коллектива, возглавляемого скульптором Н.Томским и архитектором Я.Белопольским (с 1992 г. куратор мемориала глав. архитектор г. Москвы Л.Вавакин и скульптор З.Церетели). Мемориал был открыт в 1995 г. (в год 50-летия Великой Победы).

В живописи в эти годы работали М. Сарьян, И. Глазунов, В. Шилов и др. художники. Сюжеты бытового жанра изображали художники Т.Яблонская, Д.Жилинский. Несмотря на последствия бульдозерной выставки 1974 г., продолжало существовать и развиваться неформальное искусство.

4.7. Контркультура. Массовая культура. В 70-е гг. складываются неформальные молодежные группы, которые формировались вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (битломаны, металлисты, роллинги, брейкеры). Появились также группы аполитичного характера (хиппи, панки). Эти направления представляли собой слепки с западной молодежной субкультуры. В условиях ликвидации репрессивных и регламентирующих моментов возникла некая свобода от условностей, аполитичность, враждебность элитарности. Нонконформизм этой части молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, одежде, жаргоне.

В течение 70-х гг. в СССР сложился рок, который был связан с элементами демократизации, массовости послевоенной культуры. Рок первоначально рассматривался как контркультура (это так называемый период андерграунда), однако со второй половины 80-х гг. он превращается в культуру нового времени и воспринимается уже как предмет искусства. К числу профессиональных рок-музыкантов того времени следует отнести Б.Гребенщикова и группу «Аквариум», А. Макаревича и группу «Машина времени» и др.

Среди части молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «митьки», образованная в 1982 г. (от имени Дмитрия Шагина), выделявшаяся самоиронией и подчеркнуто гротескным стилем «а lа Русь» (одевались в тельняжки), презиравшая всякое преклонение перед иностранщиной.

5.1. Процесс развития отечественной культуры в 60-е-начале 80-х гг. характеризовался противоречивостью и двойственностью.

5.2. Культурная элита страны продолжала направлять свой творческий потенциал на развитие литературы, искусства, образования, отстаивая идеалы гуманизма и демократии, развивая международные контакты. Достижения отечественной науки тех лет в различных областях составили основу научно-технического прогресса СССР. Научно-технический потенциал СССР был весьма мощным и занимал второе (после США) место в мире.

5.3. Появились широкие возможности приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры у рядовых граждан страны. На эти годы приходится пик посещаемости кинотеатров, музеев, выпуска печатной продукции. Наблюдался устойчивый рост в художественно-творческой активности населения, реализуемой в клубных формах любительской деятельности.

5.4. Вместе с тем, сохранявшиеся административно-командные методы управления, остаточный принцип финансирования культуры, элементы двойной морали в обществе вели к духовному кризису, отставанию нашей страны в ряде областей науки, к падению уровня образования и ограничению творческой самостоятельности художественной интеллигенции.

5.5. Усиление идеологического нажима на различные сферы культурной жизни вызвали отток из страны значительной части интеллектуальных и творческих сил советского государства.

Вопросы и задания

4.. Чем можно объяснить наметившееся в годы застоя отставание СССР в области научно-технических разработок? Что такое остаточный принцип финансирования науки и культуры?

литература

2. Безбородов А.Б. и др. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х-80-х годов. Учебное пособие. М., 1994.

5. Тенденции социокультурного развития России. 1960-1990-е гг. М., 1996.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *