Что такое острова 6 класс география
Что в географии называют островом? Определение, примеры и типы
Остров – это участок суши, расположенный в океане, море, озере, на реке или другом водоеме, окруженный со всех сторон водой. Однако такое определение требует некоторого уточнения.
Дело в том, что материки также омываются водами со всех сторон. Однако материки значительно больше по размерам. Самый маленький материк – это Австралия (7,66 млн кв. км), а самый большой остров – это Гренландия (2,13 млн кв. км). С геологической точки зрения материки отличаются тем, что они лежат на отдельных литосферных плитах. Австралийская плита существует, а гренландская – нет, поэтому Австралию называют материком, а Гренландию – островом.
Есть несколько классификаций островов. Во-первых, их можно разделить на две группы в зависимости от того, омываются ли они пресными или солеными водами. Во-вторых, учитывают их положение относительно материков. Есть континентальные острова (они находятся на шельфе континентов), океанические острова и острова в переходной зоне. В-третьих, есть классификация островов и по их происхождению. Те, из них, которые являются продолжение континентов, называются континентальными, а те, которые возникли при извержении океанических вулканов, именуются вулканическими. Также есть коралловые и искусственные острова.
Такие острова, как Новая Зеландия, Мадагаскар, Гренландия, считаются континентальными. В качестве примера вулканических островов можно привести такие Гавайские, Курильские и Канарские острова, Бали. Самым же крупным таким островом является Исландия. К этому же типу относится и остров Пасхи. Он считается одним из самых удаленных от материков островом на Земле. От западного побережья Южной Америки его отделяет 3514 км.
Коралловые острова в основном располагаются в Тихом океане. Часто их называют атоллами. Примерами коралловых островов являются Мальдивы и Маршалловы острова.
Список использованных источников
Конспект урока географии 6 класс Острова и полуострова России
Конспект урока географии 6 кл.
Тема: «Острова и полуострова России»
Цель: Обучающиеся узнают о островах и полуостровах России.
— вспомнить понятия остров и полуостров;
— изучить острова и полуострова России
— научится «читать» карту;
-упражнять мыслительную деятельность, развивая умение сравнивать и классифицировать острова и полуострова;
-коррегировать пространственное восприятие и мышление при работе с физической картой России; эмоционально-волевую сферу учащихся через осуществление рефлексии собственной деятельности.
-организовать восприятие природных объектов через применение компьютерной презентации;
-развивать ответственное отношение к учебе через проверку и оценивание выполнения домашней работы;
— воспитание положительной мотивации к предмету, бережному отношению к воде.
Средства обучения: учебник, приложение к учебнику, презентация.
Тип урока: комбинированный
Сегодня у нас необычный урок, поэтому для начала мы выполним упражнение «Прощай, напряжение!»
Сейчас мы с вами возьмём лист бумаги. Скомкаем его, вложим в него всё своё напряжение и выбросим в корзину.
Как вы себя чувствуете? Расстались со своим напряжением? Тогда приступим к уроку.
И так, мы сегодня с вами отправимся в виртуальное, морское путешествие.
II. Проверка домашней задачи Цель – выявить уровень знаний учащихся по пройденной теме «Моря Тихого и Атлантического океанов»
(Выставляю на стол макет корабля)
Как вы знаете к любому путешествию нужно готовиться, а к морскому путешествию особенно. Для того чтобы отправиться в море, надо погрузить наш корабль. Мы будем грузить названия морей.
Прежде чем отправиться в путешествие мы должны вспомнить…
-Как называется наша Родина? (Россия)
-На каком материке она находится? (Евразия)
-Какие границы имеет Россия? (сухопутные, морские)
– Пользуясь физической и контурной картой повторим названия морей и океанов
(Во время фронтального опроса один ученик работает у доски )
– «договори» моря по первым слогам
(На контурную карту прикрепить названия соответствующих океанов и морей и еще раз прочитать хором).
— Молодцы! Я вижу, что вы все справились с домашним заданием, и мы можем начать свое путешествие…
III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока.
Долго плыл корабль, уже заканчивались продукты и пресная вода. Наконец, кто-то из моряков крикнул…
Какое слово он крикнул? Найдите слово в наборе букв, (слайд) и определите тему урока.
Но так как моря и океаны имеют не только острова, но и полуострова, то мы сегодня будем изучать острова и полуострова России. К концу урока вы научитесь:
Отличать остров от полуострова.
Определять и показывать острова и полуострова на карте России.
Находить острова и полуострова по их названию и описанию.
III. Изучение нового материала:
Мы уже с вами знакомы с понятиями остров и полуостров, и давайте повторим эти определения. Кто вспомнит. Что такое остров. Что такое полуостров.
На слайде понятия «остров» и «полуостров» и их определения.
Полуостров – часть суши, окруженная водой с трех сторон
Обратите внимание Правильное написание слов «Остров», «Полуостров»
Рассказ учителя: В морях омывающих берега России, находится много островов (откройте форзац №2 учебника) Слушайте внимательно мой рассказ и глазами находите острова и полуострова, которые я буду описывать.
Продолжим наше путешествие по Северному Ледовитому океану.
На Северо-Западе Баренцева моря расположена целая группа островов – архипелаг Земля Франца Иосифа. Лед покрывает почти всю поверхность островов, а вокруг них плавает множество айсбергов. Погода здесь всегда холодная.
Между Баренцевым и Карским морями располагается остров Новая Земля. Половина поверхности острова покрыта льдами, более 200 дней в году бывают метели.
К востоку от Новой Земли расположена группа островов Северная Земля. Природные условия на островах суровые. Большую часть островов занимают ледники.
Между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем находятся Новосибирские острова. Зимы здесь суровые и морозные.
На востоке Северного Ледовитого океана находится остров Врангеля. Его поверхность круглый год покрыта снегом и льдом. Здесь расположен заповедник белых медведей.
Ребята, вы обратили внимание на то, что все острова, которые мы сейчас изучили, покрыты снегом и льдом? Почему? (острова находятся на самом холодном океане)
Плывем на восток. В Тихом океане у берегов России тоже много островов. Самый крупный из них – остров Сахалин. Остров от материка отделяется узким Татарским проливом, по которому идет паромная переправа.
Курильские острова отделяют Охотское море от Тихого океана. Здесь располагаются наши пограничные заставы. Моряки не только охраняют наши границы на море, но и помогают задерживать суда браконьеров, которые ловят рыбу, крабов, морских животных в территориальных водах России.
Береговая линия нашей страны сильно изрезана, во многих местах суша выступает далеко в море, образуя полуострова.
Вернемся на северо-запад нашей страны, воды Баренцева и Белого морей омывают берега Кольского полуострова. На нем расположен крупный незамерзающий порт Мурманск – центр по переработки рыбы.
На крайнем северо-востоке расположен Чукотский полуостров. Поверхность полуострова возвышенная. Летом часто идут моросящие дожди, часты туманы. Чукотский полуостров богат оловом, золотом. Все необходимое доставляется по морю в период года, когда на реке возможно судоходство – этот период называется навигация.
Самым большим полуостровом в Тихом океане является полуостров Камчатка. Здесь много вулканов. Самый высокий – Ключевская сопка, его вершина круглый год покрыта снегом. На Камчатке расположена Долина гейзеров.
Откройте учебник на стр.150, найдите вывод в рамке, зачитает вслух вывод. Обратите внимание, из уроков письма вы знаете, что названия островов и полуостровов пишутся с большой буквы.
Острова мы изучали и немножко все устали.
Вот поэтому нам надо просто отдохнуть.
Встали из-за парт все дружно, острова представить нужно.
И на карту посмотрели, удивились от души
Покрутили головой, не пора ли нам домой.
Потянулись вверх друзья, развернулись все кругом
И работать мы начнём.
IV. Систематизация и обобщение изученного материала. Практическая работа
А теперь, чтобы вернуться из нашего путешествия назад нам нужно поработать с картой.
Работа с контурной картой.
Задание: найти и подписать на контурной карте названия островов и полуостровов.
Работа выполняется одновременно вместе с учителем. Учитель прикрепляет названия и контуры материков и океанов постепенно на большую контурную карту на магнитной доске, а обучающиеся находят и подписывают названия материков и океанов у себя в контурной карте (вместо учителя работать на доске может сильный ученик)
Долго мы с вами плыли, надо возвращаться домой.
Путешествие по карте. Ученики вызываются к доске
Совершить путешествие от берега о. Новая Земля до полуострова Камчатка сообщая моря, по которым ваш корабль будет плыть.
Совершите путешествие от порта Мурманск до порта Владивосток. Как называется этот морской путь? (Северный морской путь)
Показать все острова в Северном Ледовитом океане, Тихом океане.
Показать полуострова в Северном Ледовитом и Тихом океанах.
VI. Релаксационная пауза «Звуки воды».
Цель: развитие слухового восприятия.
Под тихую музыку звучат звуки природы: океан.
Анализ звукового восприятия.
V. Систематизация и обобщение изученного материала. Практическая работа.
И так мы с вами уже на пути к дому, и чтоб скорей доплыть нам нужно выполнить несколько заданий.
Заполнить перфокарту. На пересечении вопроса и правильного ответа поставить знак «+».
1. Место, где море вдаётся в сушу.
2. Часть суши, с нескольких сторон окружённая водой
3. Полоса воды между двумя участками суши.
4. Часть суши, окружённая со всех сторон водой.
Отгадайте по описанию острова России.
1.Полуостров, расположенный между Белым и Баренцевым морями (Кольский);
2. Острова, расположенные между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем (Новосибирские);
3. Группа островов, отделяющая Охотское море от Тихого океана (Курильские);
4. Самый большой полуостров на востоке России (Камчатка);
5. Полуостров, расположенный на крайнем северо-востоке России (Чукотский);
6. Самый северный полуостров России (Таймыр);
7. Самый большой остров на востоке России (Сахалин).
Новая Земля, Северная Земля, Чукотка, Сахалин.
Кольский, Таймыр, Врангеля, Камчатка.
Наше путешествие подошло к концу, и мы вернулись с багажом знаний
Узнали, чем остров отличается от полуострова
Запомнили некоторые названия островов и полуостровов России.
Презентация по географии в 6 классе на тему «Острова и полуострова»
Описание презентации по отдельным слайдам:
А) окраинные Б) наружные В) внутренние Моря бывают
А) шторм Б) штиль В) цунами На картинке
А) шторм Б) штиль В) цунами На картинке
А) шторм Б) штиль В) цунами На картинке
А) судоходства Б) нефтедобычи В) рыболовства Г) отдыха Д) все ответы подходят Человек использует океаны для
Выполнила: учитель географии Котюсова Т.А. Острова и полуострова
Берег моря Береговая линия Суша Море
Полуостров* – часть суши с трёх сторон окруженная водой.
Остров* – часть суши, со всех сторон окруженная водой.
Залив* – часть океана, моря, озера, водохранилища глубоко вдающееся в сушу.
Пролив* – полоса воды между двумя объектами суши.
Материки* – огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой
1 2 2 2 1 3 3 4 4 2 4 4
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-302267
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
§ 30. Мировой океан
Что такое острова и полуострова. Как устроено дно Океана.
На карте вблизи побережий материков и среди Океана вы увидите отдельные участки суши, со всех сторон окружённые водой, — острова. Встречаются и группы островов — архипелаги.
Вулканические острова: Гавайские, Курильские, Канарские.
Коралловые острова: Мальдивские, острова в составе Большого Барьерного рифа.
Материковые острова: Гренландия, Мадагаскар, Тасмания.
Острова бывают разных размеров, но все они во много раз меньше материков. Самый крупный остров на Земле — Гренландия — расположен к северо-востоку от Северной Америки. Другие крупные острова — Мадагаскар, Сахалин, Баффинова Земля, Новая Гвинея, Великобритания, Калимантан. Все перечисленные острова по происхождению материковые. Это значит, что в результате движений земной коры от материка отделялись небольшие части и возникали острова. Кроме того, существуют вулканические и коралловые острова (рис. 67). Первые образовались в результате подводных извержений вулканов, вторые — из окаменевших остатков кораллов, например Большой Барьерный риф.
Полуострова — это выступающие части суши, с трёх сторон окружённые водой. Самые большие полуострова на Земле — Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Сомали. В России самый крупный и самый северный полуостров — Таймыр. Полуостров Камчатка находится на Дальнем Востоке, на побережье Тихого океана.
ОСТРОВА И ПОЛУОСТРОВА — ЭТО УЧАСТКИ СУШИ В ОКЕАНЕ.
Как устроено дно Океана
Если бы океанические котловины в земной коре были просто гигантскими углублениями с ровным дном, Мировой океан имел бы одинаковую глубину — 3750 м. Однако на физической карте мы видим разные оттенки голубого цвета в океанах. Чем интенсивнее цвет, тем большую глубину он обозначает. Оказывается, дно Океана неровное. Его рельеф такой же сложный, как и рельеф суши (рис. 68).
Вдоль побережья материка тянется шельф (его ещё называют материковой отмелью). Это мелководная окраина материков с глубинами обычно до 200 м. Для Океана такие глубины совсем небольшие, и шельф лучше всего освоен человеком. В шельфовых зонах ведётся основной улов рыбы и добывают огромное количество нефти. Далее начинается крутой материковый склон. На глубине 3000—3500 м он заканчивается материковым подножием.
Шельф, материковый склон и материковое подножие вместе составляют подводную окраину материков.
Строение земной коры здесь сходно с материковой.
До глубины 6000 м располагается огромное по площади ложе Океана. Рельеф ложа Океана сглажен, но, как и на суше, здесь существуют поднятия и впадины.
§ 30. Мировой океан (2)
Вопрос 1. Что такое остров и полуостров?
Остров — это участок суши, окруженный со всех сторон водой. Полуостров — выступающая часть суши, с трех сторон окруженная водой.
Вопрос 2. Установите соответствие:
1) Участок суши, со всех сторон окружённый водой
2) Участок суши, с трёх сторон окружённый водой
3) Часть моря или океана, вдающаяся в сушу
4) Узкие вытянутые участки морской поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши
Вопрос 3. Нанесите на контурную карту все острова и полуострова, названия которых выделены в тексте.
Острова: Гавайские, Курильские, Канарские, Мальдивские, Гренландия, Мадагаскар, Тасмания, Сахалин, Баффинова Земля, Новая Гвинея, Великобритания, Калимантан, Большой Барьерный Риф.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Сомали, Таймыр, Камчатка.
Вопрос 4. Используя текст параграфа и рисунок 68, расскажите об особенностях строения дна океанов.
Основными формами рельефа дна Мирового океана являются подводные окраины материков, ложе океана и срединно-океанические хребты.
Вопрос 5. Дайте описание Атлантического и Индийского океанов по плану.
Площадь океана — 91,6 млн. кв. км;
Максимальная глубина — желоб Пуэрто-Рико, 8742 м;
Количество морей — 16;
Самые большие моря — Саргассовое море, Карибское море, Средиземное море;
Самый большой залив — Мексиканский залив;
Самые большие острова — Великобритания, Исландия, Ирландия;
Самые сильные течения:
— теплые — Гольфстрим, Бразильское, Северное Пассатное, Южное Пассатное;
— холодные — Бенгальское, Лабрадорское, Канарское, Западных Ветров.
Атлантический океан занимает все пространство от субарктических широт до Антарктиды. На юго-западе он граничит с Тихим океаном, на юго-востоке с Индийским а на севере — с Северным Ледовитым. В северном полушарии береговая линия материков, которые омываются водами Ледовитого океана, сильно изрезана. Здесь много внутренних морей, особенно на востоке.
Атлантический океан считается относительно молодым океаном. Средне — Атлантический хребет, который протянулся почти строго по меридиану, делит ложе океана на две приблизительно одинаковые части. На севере отдельные вершины хребта возвышаются над водою в виде вулканических островов, наибольший из которых Исландия.
Атлантический океан находится во всех климатических поясах, но большая его часть — в тропических и умеренных широтах. Средние температуры поверхностных вод в Атлантическом океане значительно ниже, чем в Тихом. Это объясняется влиянием холодных вод и льда, которые поступают с Северного Ледовитого океана и Антарктики. В высоких широтах встречается много айсбергов и дрейфующих льдин. На севере айсберги сползают с Гренландии, а на юге — с Антарктиды.
Атлантический океан — самый соленый. Среднее содержание солей составляет 34,5 промилле. Соленость во многом зависит от осадков, притока пресных вод с рек. Самая соленая — в тропических широтах, потому что здесь осадков почти не бывает, сильное испарение влаги из-за высокой температуры, а пресная вода почти не поступает.
В Атлантическом океане плавают киты, тюлени, морские котики, множество рыбы: треска, сельдь, камбала, сардина и др. В северных широтах живут пингвины, фрегаты. У берегов Африки обитают большие водные животные ламантины.
Увеличение антропогенного влияния на Атлантический океан негативно отображается на его обитателях, и он уже не в состоянии восстанавливать свои биоресурсы самостоятельно. Опасная ситуация наблюдается в Черном и Средиземном морях, а одним из самых грязных в мире считается Балтийское море.
Площадь океана — 76,2 млн. кв. км;
Максимальная глубина — Зондский желоб, 7729 м;
Количество морей — 11;
Самые большие моря — Аравийское море, Красное море;
Самый большой залив — Бенгальский залив;
Самые большие острова — остров Мадагаскар, Шри-Ланка;
Самые сильные течения:
— теплые — Южное Пассатное, Муссонное;
— холодные — Западных Ветров, Сомалийское.
По своим размерам Индийский океан занимает третье место. Большая его часть находится в Южном полушарии. На севере он омывает берега Евразии, на западе — Африки, на юге — Антарктиды, а на востоке — Австралии. Береговая линия Индийского океана изрезана слабо. С северной стороны Индийский океан, будто бы окутанный сушей, в результате чего он единственный из океанов, который не связанный с Северным Ледовитым океаном.
С севера Индийский океан надежно защищен горами от проникновения холодных воздушных масс. Поэтому, температура поверхностных вод в северной части океана доходит до +29 ˚С, а летом в Персидском заливе повышается до +30…+35 ˚С.
Важной особенностью Индийского океана являются муссонные ветра и созданное ими муссонное течение, которое меняет свое направление посезонно. Часты ураганы, особенно в районе острова Мадагаскар.
Наиболее холодные районы океана находятся на юге, где чувствуется влияние Антарктиды. В этой части Тихого океана встречаются айсберги.
Соленость поверхностных вод выше, чем в Мировом океане. Рекорд солености зафиксировано в Красном море — 41%.
Органический мир Индийского океана разнообразен. Тропические водные массы богаты планктоном. К самым распространенным рыбам относятся: сардинелла, скумбрия, тунец
Вопрос 6. Дайте описание Чёрного и Баренцева морей по плану.
Внутреннее море бассейна Атлантического океана.
Чёрное море расположено в северо- западной части Атлантического океана. Море глубоко вдаётся в сушу и имеет с океаном слабую связь через узкие мелководные проливы.
Расположено между параллелями 40⁰с. ш. и 46⁰ с. ш.
Расположено между меридианами 27⁰ в. д. и 41⁰ в. д.
Протяжённость моря: с севера на юг — 580 км.
На севере омывает побережье республики Крым (Россия), Украины. На востоке побережье России, Грузии, Абхазии. На западе побережье Болгарии и Румынии. На юге Анатолийский берег в Турции. На восточном и южном берегах к морю вплотную подступают отроги Кавказских и Понтийских гор.
Максимальная глубина — 2210 м
Глубины очень быстро увеличиваются от берегов к центру моря. В нескольких километрах от берега глубины уже могут достигать 500 м.
Нарастание солёности происходит с северо-запада на юго-восток от 13% до 18%.
Расположено в двух климатических поясах. Умеренный климатический пояс включает области континентального климата. Субтропический климатический пояс.
В Чёрном море обитает 2500 видов животных. Главными причинами биологической бедности являются низкая солёность воды и присутствие сероводорода, поэтому в основном черноморские обитатели населяют прибрежное мелководье. Представители мелководья: мидии, гребешки, устрицы, медузы, морские звёзды. Из рыб обитают: бычки, кефаль, морской ёрш, сельдь, тюлька и ряд других. Млекопитающие представлены дельфинами и белобрюхим тюленем. Из птиц распространены чайки, буревестники, бакланы.
Баренцево море — окраинное море Северного ледовитого океана.
Море ограничено северным побережьем Европы и архипелагами
Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля.
Площадь — 1405 км кв. Глубина достигает 600 метров.
Солёность поверхностного слоя воды в открытом море в течение года составляет на юго-западе 34,7—35,0%, на востоке 33,0—34,0 %, на севере 32,0—33,0 %. В прибрежной полосе моря весной и летом солёность понижается до 30—32 %, к концу зимы возрастает до 34,0—34,5 %.
Добывают полезные ископаемые, богата промысловыми биоресурсами — около 5 процентов всей мировой добычи морских и океанических рыб.
Серьёзную проблему представляет радиоактивное загрязнение моря из-за деятельности норвежских заводов по переработке радиоактивных отходов.