Что такое осуществление социального обеспечения
Понятие осуществления социального обеспечения
К основным юридическим средствам поддержания должного порядка отношений по социальному обеспечению относят нормотворчество, правовые отношения, реализацию норм права, толкование норм права, юридическую ответственность и пр.
Экономические меры проявляются в особом характере общественных отношений, связанных с формированием финансовой основы государственной системы социального обеспечения и ее финансированием.
Специфичность организационных средств поддержки отношений по социальному обеспечению заключается в том, что непосредственное участие государственной административной власти в нем ограничено.
1) законодательная инициатива;
2) решение о необходимости издания акта;
3) разработка проекта акта;
4) рассмотрение проекта акта;
6) доведение акта до его адресатов.
1) нахождение конкретной нормы, подлежащей применению;
2) проверка правильности того текста, в котором содержится требуемая норма;
3) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;
4) уяснение содержания нормы.
Под оперативно-исполнительной деятельностью понимается организация выполнения правовых норм социального обеспечения.
С помощью оперативно-исполнительной деятельности государство должно обеспечивать прогрессивное развитие всех отраслей экономики, включая и сферу государственного социального обеспечения.
Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких-либо нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. На практике это означает, что органы и организации, осуществляющие социальное обеспечение, занимаются такой деятельностью.
Таким образом, конечной (главной) целью осуществления социального обеспечения является воплощение в жизнь прав граждан на социальное обеспечение и обязанность соответствующих органов создать условия для этого и, наконец, предоставление социального обеспечения. Что достигается, как отмечалось выше, в ходе формирования и функционирования отношений по социальному обеспечению.
Итак, в содержание осуществления социального обеспечения входит управление социальным обеспечением.
Понятие управления социальным обеспечением.
В отношениях по социальному обеспечению между гражданами и предоставляющими его органами нет власти и подчинения. Поэтому между ними отсутствуют административные отношения. Подобные отношения (административного характера) могут складываться только как внутри отдельных органов социального обеспечения, так и внутри системы органов.
В управлении социальным обеспечением выделяется два его вида: общее управление; оперативное управление.
Общее управление социальным обеспечением в стране осуществляет государственная федеральная администрация, а главной федеральной администрацией является Правительство РФ.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Федеральное правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
На Федеральное правительство также возложены следующие полномочия: представление в Государственную Думу РФ проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов обязательного социального страхования; предоставление дотаций, субсидий, оказание иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета; решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ и др.
Но в настоящее время в законодательстве отсутствует конкретизация функций общего и оперативного управления Федеральным правительством государственной системой социального обеспечения. Поэтому не всегда ясно, каковы должны быть пределы управления и его функций в этой сфере. В целом же исполнительная власть характеризуется следующими признаками:
1) вторичность, зависимость от высшей законодательной власти;
2) организующий характер деятельности;
3) систематический, постоянно осуществляемый характер деятельности;
4) универсальная организационная деятельность;
5) предметный, непосредственный характер организационной деятельности;
6) исполнительно-распорядительный характер деятельности;
8) наличие в качестве ее субъекта единой многоуровневой, иерархической государственной администрации;
9) власть, которую осуществляет большое число служащих, власть чиновников;
10) власть подзаконная;
Управление всей системой социального обеспечения должно осуществляться с учетом трех основных организационно-правовых форм социального обеспечения: обязательного социального страхования, социального обеспечения отдельных категорий граждан за счет ассигнований из государственного бюджета, государственной социальной помощи.
Оперативное управления органами, осуществляющими социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета, возложено на органы государственной исполнительной власти.
Деятельность органов, осуществляющих социальное обеспечение, не должна быть произвольной. Она должна подчиняться определенным правилам, т.е. должна быть организованной.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 2569 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)
Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.
Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудоспособности либо других независящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населения.
Конституционными формами социального обеспечения выступают государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.
К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обеспечения, что в определенной мере снижает ценность права на социальное обеспечение.
Право на трудовую пенсию при наличии других предусмотренных законодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина составляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионера, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.
Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматривается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотворительность. Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, то есть созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.
Основные законодательные акты:
Особенности, виды и формы социального обеспечения в России
Социальное обеспечение — это важная отрасль права, где нормы являются регуляторами общественных отношений, которые складываются между населением страны и органами соцобеспечения.
В этих структурах происходит распределение материальных благ между нетрудоспособными гражданами, всеми нуждающимися, если они обратились за государственной помощью, к другим институтам, обладающими правомочиями в реализации социальной поддержки.
Что это такое
В понятие социального обеспечения входить потребность в сторонней материальной помощи, которая возникла в человеческом обществе со времен его организованного становления. В любых государствах вне зависимости от финансового благополучия, экономических и политических устройств, существуют категории людей, которые сами, по ряду причин, не в состоянии зарабатывать на свое существование.
В число таких граждан входят:
Вместе с развитием общества социальные связи усложняются, возрастают причины, которые влияют на материальное положение людей:
Институт социального обеспечения граждан, принадлежит к конкретному историческому типу, так как его развитие находится в рамках общественно-экономических формаций.
А по-простому Собес – это помощь, оказанная властными структурами страны, чтобы выровнять социальное положение между различными слоями населения. При этом государством:
Как регулируется законом
Самым главным регулятором соцобеспечения, нуждающихся граждан в России, является Конституция РФ. В статье 39.1 предусмотрены все ситуации, которые могут возникнуть с человеком, когда он может просить помощи и правомочные структуры обязаны ему помочь.
А статьей 7 признано, что РФ принадлежит к социальному государству, с политикой, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Только на основании основного закона страны создаются и корректируются под влиянием времени федеральные законы, указы, различные распоряжения от высокопоставленных должностных лиц министерств и ведомств.
К примеру:
Всего в стране законодателями разработано и принято около 37 федеральных норм и правовых положений, на основании этих законодательных документов:
Объекты населения, нуждающиеся в помощи
Все граждане, которые нуждаются в материальной поддержке являются объектами для государственной системы, обеспечивающей права человека в удовлетворении его социальных потребностей.
Социальную защиту в РФ оказывают:
Объектом соцобеспечения становятся семьи, доход в которых на каждого члена ниже ПМ, установленного в субъекте Федерации, где они проживают.
Формы
Материальная защита граждан населения состоит из 3-х основных форм, социального:
А соц. обеспечение всего лишь одна из форм государственной поддержки, организованной государством для выравнивания финансового неравенства среди разных категорий граждан.
Но для назначения помощи должен наступить определенный юридический факт, утвержденный законом:
Когда нетрудоспособность или другая ситуация доказана документально, что человек не способен себя содержать ему предоставляют:
Социальные услуги могут быть предоставлены вместо денег или как дополнение к выплатам.
Государственная помощь
В государственном бюджете каждый год устанавливаются нормы расходов на соц. обеспечение в виде:
Государственная помощь может относиться к социально обеспечительной поддержке. Сюда относится:
Социальное страхование
Компенсацией последствий, нанесенных социальными рисками, связанных с утратой способности трудиться и как следствие доходов, этим занимается социальное страхование. Основой ФСС служат страховые перечисления от работодателей на наемный персонал.
Поэтому страхование распространяется только на работников, которые платят страховые взносы. Существует разделение в системе. Это обязательный соцстрах, который поддерживается бюджетом государства и как дополнение к нему – добровольный, созданный за счет коллективных фондов.
Социальная помощь
Гражданам, которые не имеют или не могут иметь источника средств к существованию, оказывается соц. помощь адресного характера. Для получения материальной поддержки нужно предоставить документальные доказательства, что деньги действительно нужны.
Факты проверяют и назначают:
Для получения соц. помощи людям не нужно платить предварительных взносов. Подобную поддержку обеспечивают специальные программы, финансируемые правительственным бюджетом. Предоставление обязательного благодеяния осуществляют, чтобы устранить последствия от различных рисков.
Дополнительное участие оказывают:
Материальное содействие может быть выражено социальными льготами:
Виды соцобеспечения
Правовая литература делит социальное обеспечение на 4 функции:
Социальное обеспечение имеет 2 вида – это помощь и содержание. При этом помощь имеет временной статус, когда переданные деньги не являются основным источником дохода в отличие от пенсионного содержания.
Система гособеспечения в Российской Федерации
Федеральные, региональные, местные бюджетные и внебюджетные фонды составляют основу социальной защиты российских граждан.
К государственным внебюджетным фондам, которые защищают население страны от разорения, бедности, относятся:
Экономисты высказали свое мнение, дав определение соц. обеспечению, что это способ распределения внутренних валовых продуктов. Когда предоставляют населению материальные блага, выравнивают личные доходы при наступлении риска их потери.
На это тратят средства целевого финансового источника по объему и условиям законодательных норм. Таким способом государство поддерживает полноценный общественный статус населения.
Основные принципы
Систему соц. защиты создавали в России, чтобы в ее основу легли основные принципы:
Средства защиты
Государственные структуры используют целый ряд средств, которые способны защитить граждан от бедности:
Большой вклад в поддержку системы соцзащиты в России внесли благотворительные фонды.
Выводы
В РФ общественное обеспечение состоит из многоуровневой системы, куда входят меры для достижения результата:
Все эти функции направлены защищать права и свободы граждан, гарантировать им хотя бы выживание в предоставленном уровне жизни. Соцзащитой предоставляется помощь нуждающимся людям, которые принадлежат к незащищенным слоям населения, это:
Причин много, когда человек остается без средств к существованию, но только в социальном государстве он защищен пособиями по безработице, на которое можно прожить.
Понятие социального обеспечения, его функции и формат
Понятие социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения
Основным правом человека международное сообщество признает право на жизнь, реализация которого обеспечивается системой других прав, принадлежащих человеку. Одним из них является право каждого как члена общества на социальное обеспечение. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, старости, вдовства, или иного случая утраты средств существования по обстоятельствам, не зависящим от человека. Данное право закреплено во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1966 г.), ратифицированном СССР, в Европейской социальной хартии, в Конституции Российской Федерации (ст. 39).
Реализация обязательств государства, установленных на конституционном уровне, обусловливает необходимость создания и обеспечения функционирования в стране соответствующей системы, экономически и юридически гарантирующей право на социальное обеспечение.
В соответствии со ст. 12 Европейской социальной хартии (ратифицирована Федеральным законом от 34 июня 2009 г. № 101-ФЗ) государства обязуются: создать или поддерживать систему социального обеспечения; поддерживать такую систему социального обеспечения на достаточно удовлетворительном уровне, по меньшей мере, равном такому, который требуется для ратификации Конвенции № 102 Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения; добиваться постепенного выведения системы социального обеспечения на более высокий уровень.
Определения социального обеспечения как реально существующего общественного явления законодателем не дано; нет единства взглядов ученых и в науке права социального обеспечения1. Это объясняется тем, что данное явление многоаспектно и любое данное ему определение не может быть универсальным, поскольку неспособно в форме дефиниции одновременно охватить все его сущностные признаки и функции. Если абстрагироваться от частностей, то в самом общем виде можно предложить следующее определение.
В последнее время все большее распространение, как в зарубежных странах, так и внутри страны получают такие термины, как «социальная защита населения» и «социальное право»1.
Научное определение социальной защиты, наиболее емкое по содержанию, предложено В.Ш. Шайхатдиновым: «это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан».
Вопрос о социальном праве поднимался еще в рамках советской правовой науки, но не находил положительного ответа. На современном этапе проблема социального права вновь приковывает к себе внимание как отечественных, так и зарубежных ученых, однако единства взглядов не наблюдается. Одни из них рассматривают социальное право в качестве основной самостоятельной отрасли, другие в качестве комплексного правового образования1. В настоящее время термин «социальное право», будучи более благозвучным и удобным, используется часто на практике вместо термина «право социального обеспечения».
Функции социального обеспечения
Значение социального обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Существенных разногласий во взглядах ученых по вопросу классификации функций социального обеспечения не наблюдается, различия касаются лишь формулировок самих функций и их количества.
В связи с этим одной из основных функций социального обеспечения является экономическая функция. Реализация данной функции позволяет решать задачи, формирующие содержание социальной политики государства. К их числу относятся следующие.
Во-первых, это распределение на справедливых началах части валового внутреннего продукта с целью воздействия на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, субсидий, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении социальных рисков, указанных в законах.
Во-вторых, гарантированность достаточного уровня социального обеспечения с целью поддержания покупательского спроса, необходимого для нормального функционирования экономики страны и ее развития, той части населения, основным источником средств существования которых являются социальные выплаты и услуги.
В-третьих, создание эффективного механизма аккумуляции финансовых средств (в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов федерации, внебюджетных фондах социального страхования, фондах социальной поддержки населения и др.), необходимых для выполнения обязательств государства по реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение.
В-четвертых, усиление обусловленности объема правомочий в сфере социального обеспечения трудовой деятельностью человека.
В учебной литературе обосновываются предложения о выделении и некоторых иных функций социального обеспечения.
Формы социального обеспечения
В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. также закрепляет право каждого человека на социальное обеспечение. Европейская социальная хартия (1961) конкретизирует социальные права: каждый человек имеет право пользоваться всеми средствами, способствующими достижению им наилучшего возможного для него состояния здоровья; каждый человек, не имеющий достаточных средств к существованию, имеет право на социальную и медицинскую помощь; каждый человек имеет право на получение услуг со стороны социальных служб; каждый имеет право на защиту от бедности и социального остракизма; каждое пожилое лицо имеет право на социальную защиту.
Конституция страны закрепляет, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39).
С учетом приведенных выше актов можно сделать вывод, что к кругу обеспечиваемых относится все население страны и, следовательно, форма социального обеспечения должна быть единой. В чем же заключается специфика данного круга лиц? Она выражается в том, что во всех названных выше актах говорится о предоставлении социального обеспечения каждому человеку как члену общества независимо от того, занимался он трудовой деятельностью или не занимался. Этим обусловлен выбор государством соответствующего финансового источника, видов социального обеспечения и системы органов, его осуществляющих.
Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные и территориальные.
К централизованным формам относятся: 1) социальное обеспечение, адресованное каждому как члену общества, за счет средств федерального бюджета; 2) социальное обеспечение застрахованных в порядке обязательного социального страхования; 3) смешанная форма социального обеспечения, используемая для специальных субъектов.
Рассмотрим каждый из признаков, на которые указывал В.С. Андреев, отражающих специфику этих форм.
Государственное социальное обеспечение за счет бюджетных средств. К кругу обеспечиваемых относится все население страны. Финансовым источником, гарантирующим каждому реализацию конституционного права на социальное обеспечение, как уже выше говорилось, являются бюджетные средства, аккумулируемые как в федеральном государственном бюджете, так и в бюджетах регионов. Виды обеспечения, предоставляемые указанному кругу лиц, устанавливаются федеральными законами и подзаконными актами федерального уровня. Право на их получение реализуется каждым как членом общества, в связи с чем в данный круг обеспечиваемых входят и те лица, которые работают. К этим видам относятся: социальные пенсии; пособия по безработице, по уходу за ребенком; иные социальные выплаты в связи с материнством и на несовершеннолетних детей; субсидии и компенсационные выплаты; государственная социальная помощь, социальная доплата к пенсии, ежемесячные денежные выплаты инвалидам в связи с монетизацией льгот; медицинская и лекарственная помощь, санаторно-курортное лечение, различного рода социальные услуги и льготы. Ни одна из указанных денежных выплат не соизмеряется с заработком человека (если даже он его имеет) и ни один из видов «натурального» социального обеспечения не зависит от его трудового вклада. В систему органов, компетентных осуществлять социальное обеспечение в рамках рассматриваемой формы, входят органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, опеки и попечительства и др.
Видами социального страхования являются: а) медицинское страхование; б) пенсионное страхование; в) страхование на случай временной нетрудоспособности; г) страхование в связи с материнством; д) страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи; е) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Это Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Указанные фонды выполняют функции страховщика.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета, штрафные санкции и пеня; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда здоровью застрахованных лиц; иные поступления, не противоречащие законодательству РФ. Тарифы страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами. Их размеры дифференцируются с учетом вероятности наступления страховых рисков, необходимости обеспечения исполнения страховых обязательств и создания соответствующего резерва.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов в лице организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, и другим. Плательщики страховых взносов, указанные выше, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При этом база для начисления страховых взносов, с учетом ее индексации, в отношении каждого физического лица установлена в сумме, не превышающей:
Виды обеспечения застрахованных лиц в порядке обязательного социального страхования включают: пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности родам, за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, единовременное пособие при рождении ребенка; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; социальное пособие на погребение; пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, страховые выплаты пострадавшим от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. К этим видам также относится оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
К числу органов, осуществляющих обеспечение застрахованных, относятся: территориальные органы внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС), медицинские организации и др.
На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна, третья централизованная форма социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для двух указанных выше, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство предоставляет определенным субъектам в связи с особым характером их деятельности, некоторые виды социального обеспечения, как за счет средств государственного бюджета, так и в порядке обязательного социального страхования (например, пенсионное обеспечение). В качестве финансового источника в этом случае используются одновременно бюджетные средства и средства фонда социального страхования. При этом какого-либо особого способа аккумуляции для этих целей средств в настоящее время не установлено.
Будущее данной формы, очевидно, зависит от общего вектора развития системы социального обеспечения в России и, в частности, от того, станет ли дифференциация в социальном обеспечении в зависимости от служебного положения человека определяющим принципом или общество сочтет такой принцип нарушающим представления о социальной справедливости.
Наряду с централизованными формами выделяются региональные формы социального обеспечения. Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить уровень федерального стандарта в социальном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен.
Первоначально региональные формы социального обеспечения представляли собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определялись самими субъектами РФ. На современном этапе отчетливо сформировалась тенденция отнесения к компетенции субъектов тех полномочий, которые еще недавно осуществлялись на федеральном уровне и рассматривались в качестве общегосударственных гарантий конституционного права граждан на социальное обеспечение. Так, например, Законом о монетизации (ФЗ № 122 от 22 августа 2004 г.) были предприняты попытки перераспределения полномочий в сфере правового регулирования социального обеспечения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. При этом, в отличие от прошлого, предоставление многих видов социальной поддержки населения отнесены к расходным обязательствам субъектов РФ. В частности, это коснулось замены льгот в натуральной форме денежными компенсациями; передаче регионам полномочий по выплате семьям пособий на детей, предоставлению социальных услуг по системе социального обслуживания населения и др. Субъекты, реализуя указанные полномочия, обязаны сохранить и по возможности даже повысить ранее достигнутый уровень социальной защиты, однако на практике во многих регионах в связи с тяжелым финансовым положением ранее сложившийся уровень социальной защиты даже снизился, что вызвало массовые обращения граждан в Конституционный Суд РФ.
К числу территориальных (муниципальных), корпоративных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных (к федеральным и региональным) мер социальной защиты человека, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц, для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, ее виды и способы предоставления. На современном этапе территориальные формы, как и региональные, приобретают все большее значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски «местного значения», хотя финансовые ресурсы здесь пока весьма ограничены.
Эффективность локальных форм социального обеспечения, используемых на уровне конкретных организаций, полностью зависит от их экономических возможностей и развитости социально-партнерского сотрудничества в данной конкретной организации.