Что такое освобожденный классный руководитель
Входит ли время, проработанное освобождённым классным руководителем в льготный педстаж?
Входит ли время, проработанное освобождённым классным руководителем в льготный педстаж?
Ответы на вопрос:
Если не работали, то не войдет.Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Нет, не входит в спецстаж.
Это дополнительные обязанности.
Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015
«Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» требует исчисления стажа по основной работе.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Нет, классное руководство в льготный стаж не входит
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 октября 2002 г. N 781
О СПИСКАХ РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ,
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, С УЧЕТОМ КОТОРЫХ
ДОСРОЧНО НАЗНАЧАЕТСЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»,
И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ
РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ
СО СТАТЬЕЙ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ТРУДОВЫХ
ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей
Ирина. К сожалению, нет. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены списки профессий, работа в которых засчитывается в льготный стаж. Классный руководитель сам по себе там отсутствует. Кроме того, согласно правилам подсчета стажа, который утвержден этим же постановлением,
Таким образом, если вы не осуществляли именно преподавательскую деятельность на полную ставку, то этот период в стаж не будет засчитан
Вопросы для повторения и закрепления материала. Роль освобожденного классного руководителя в воспитательном процессе школы
Роль освобожденного классного руководителя в воспитательном процессе школы.
Серьезно затрудняют деятельность классного руководителя большие преподавательские нагрузки, отсутствие условий для внеурочной работы, рассогласованность воспитательных институтов современного общества, недостаточная психолого-педагогическая и методическая подготовка, отсутствие дифференциации, низкая оплата труда.
Таким образом, система классного руководства в ее современном виде малоэффективна и нуждается в основательном преобразовании.
Следует обратить внимание на:
o необходимость разработки новой технологии общения с ребенком;
o отказ воспитателя от принципа «как можно больше» и повернуть к принципу меры «только то следует делать, что необходимо и достаточно для развития детей»;
o ориентация воспитателя на развитие личности школьника.
o документальное обеспечение воспитательного процесса
o примерное положение о классном руководителе (воспитателе, кураторе) воспитательно-образовательного учреждения
В истории развития Российской школы важнейшее место всегда отводилось институту классного руководства. Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов как показывает практика различных типов учреждений образования дает именно классный руководитель.
Назначение и задачи классного руководителя
· духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
· защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
· организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
· организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;
· помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
· создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.
Классный руководитель (куратор, воспитатель и т.д.) реализует эту задачу в своем учебном заведении:
1. осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, подростка, девушки, юноши;
2. содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;
3. организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил;
4. вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников;
5. помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;
6. работает над созданием классного (школьного) клуба и др. коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребенка, учащегося, студента.
Функции и содержание работы
1. Аналитическая функция определяет следующее содержание работы классного руководителя:
· изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;
· изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;
· анализ и оценка уровня воспитанности;
· изучение и анализ становления и формирования коллектива класса, группы, объединения, клуба и др.;
· изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;
· изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, группы, клуба, объединения.
· предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;
· прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;
· прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;
· построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы) для своего класса, группы, объединения, соответствующей воспитательной системе учебного заведения;
· определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива;
· предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.).
помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков;
· помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления;
· организация взаимодействия с семьями учащихся;
· помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами района, города, республики, страны;
· стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся;
· координация воспитательных усилий педагогов класса, группы, психологов, социальных работников различного профиля;
· участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.
· помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде;
· помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом;
· содействие установлению и поддержанию благополучного психологического климата коллектива;
· коррекция (совместно с психологом, социальными работниками) поведения, отношений социально дезадаптивных детей и подростков.
Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса, группы, клуба, объединения.
Критерии оценки работы
Результативность деятельности классного руководителя, воспитателя может быть оценена с помощью самых разных критериев.
· упорядоченность жизнедеятельности класса, группы, объединения;
· наличие и уровень зрелости классного коллектива;
· общий психологический климат группы, класса;
· социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность;
· реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;
· активная позиция классного руководителя;
· участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе;
· вовлечение родителей учащихся в дела класса, группы и коллектива.
Подготовка классного руководителя и общие условия его работы
Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя, воспитателя, куратора являются:
· знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии и социальной педагогике;
· знания теоретических основ воспитания;
· владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив;
· широкая образованность и духовная культура, интеллигентность;
· бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики;
· способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство;
· ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность;
· опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить тенденции с позиций педагогической целесообразности;
· вера в человека, в пользу своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли;
· коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.
Организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам;
Контролирует занятия учащихся во 2-ой половине дня в кружках, индивидуальные занятия, посещение консультаций по предметам;
1.Раскройте смысл правил, соблюдение которых, по мнению В.А. Сухомлинского, делает человека воспитуемым:
· первое правило –радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие;
· второе правило– окружающая воспитывающая среда (природа, люди);
· третье правило– глубокая вера в другого человека;
· четвертое правило – красота, духовная жизнь в мире прекрасного, красота человеческого духа.
2.В каких аспектах может проявляться вариативность классного руководства?
3. Какие факторы обуславливают вариативность классного руководства?
4. Какие должностные статусы классного руководителя возможны в общеобразовательных учреждениях?
5. В чем заключаются отличия в деятельности классного руководителя городской школы и малочисленной сельской школы?
6. Какими документами руководствуется классный руководитель в своей деятельности?
7. Перечислите основные направления работы классного руководителя
8. Охарактеризуйте основополагающий подход воспитательной работы классного руководителя.
9. Охарактеризуйте понятие «воспитательная система», кратко осветите особенности каждой из воспитательных систем.
Задания для самостоятельной работы.
1. Воспользуйтесь образцом, данным в п.3.3. и составьте свою систему воспитательной работы с классом (возраст определите самостоятельно).
Лекция 4. Технология и методика работы классного руководителя с родителями учащихся
Цели и задачи изучения темы: изучить особенности организации работы классного руководителя с родителями
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Что такое освобожденный классный руководитель
ТЕМА 6: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ОСВОБОЖДЕННОГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Краткое содержание темы
Главные направления педагога-воспитателя школы-гимназии №30 г.Гродно — формирование единых педагогических позиций и единой воспитательной направленности всех учителей, работающих в классе; обеспечение единых воспитательных влияний школы и семьи; непосредственная воспитательная работа в коллективе класса.
За 10 лет построена модель гимназии как учебного заведения нового типа, в которой индивидуализированная воспитательная система занимает центральное место. В ней творческая, интеллектуальная, высококультурная, психофизически зрелая личность является целью и результатом воспитания. Над этим работает весь коллектив, а лаборатория методики воспитания, куда входят все классные руководители, является генератором и проработчиком идей.
Задача освобожденного классного руководителя — обеспечить индивидуальную траекторию развития и становления творческой личности воспитанника, привить потребность в самосовершенствовании, способность нравственной самокоррекции в незнакомой ситуации. В итоге все это и обеспечивает конкурентоспособность будущего профессионала, его социальную востребованность. Нет противоречия в воспитании индивидуальности и коллективизма. Наше кредо: через личность — на коллектив, ибо из интеллектуальны», высококультурных личностей и складывается коллектив как творческое содружество, способствующее саморазвитию и самоопределению личности.
Статус освобожденного классного руководителя определен Уставом учебного учреждения. Поскольку такая должность нетрадиционна, то функциональные обязанности диктуются целями и задачами гимназии, совершенствуются и изменяются. Приводим вариант функций, утвержденных методическим советом гимназии.
а) планы воспитательной работы на учебный год и каждую четверть;
б) ежедневное планирование и учет работы;
в) психолого-педагогический дневник наблюдений;
д) учет консультаций по предметам;
е) личные дела учащихся класса;
ж) дневники учащихся класса;
з) индивидуальное расписание ежедневной занятости каждого учащегося;
и) отчеты по итогам четверти и учебного года.
По функциональным обязанностям видно, что значение классного руководителя трудно переоценить, он воспитатель, психолог, советчик, адвокат, умеет снять проблему, предупредить стресс, урегулировать взаимоотношения. Тесный контакт и атмосфера сотрудничества в значительной степени обеспечивают необходимую гармонию в развитии сфер психической индивидуальности ребенка.
Определяем рейтинг классного руководителя глазами воспитанников в ходе диагностики взаимоотношений.
Результаты анкетного опроса показали, что большинство учащихся довольны своим контактом с педагогом, отношения характеризуются как благоприятные. Это значит, что их удовлетворяет компетентность педагога как специалиста, его способность обеспечить потребности учащихся в неформальном общении, доброжелательном отношении, внимании. Благоприятна оценка личностнык качеств классного руководителя, внешнего поведения и общения с учащимися. Однако низкие оценки свидетельствуют о неудовлетворенности учащихся своим контактом с педагогом. Это может быть результатом конфликтного поведения или невнимания к делам и заботам воспитанника. Легче всего педагогу изменить поведенческий компонент, характер общения с учащимися (чаще с ними беседовать, интересоваться личными делами и т.д.). Данная диагностика применима для выявления резервов в повышении эффективности воспитательной работы, диагностики степени благоприятности микроклимата взаимоотношений педагога с учащимися, планирования индивидуальной работы.
Комплексный подход осуществляется при планировании воспитательной работы с классом. Лаборатория методики воспитания предложила трехуровневое планирование работы освобожденного воспитателя классного коллектива:
а) перспективное (на учебный год) ;
б) календарное (план-сетка на четверть) ;
Перспективное планирование ведется по трем разделам:
1. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Что такое освобожденный классный руководитель
В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность массовой средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства. Сейчас имеется несколько типов классного руководства:
· учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
· классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);
· в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную нагрузку.
Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы его работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.
Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.
Вариативна позиция классного руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.
За что поставить “отлично” классному руководителю?
За что поставить “отлично” классному руководителю?
Сразу замечу: больших открытий мы не увидели. Институт освобожденных классных руководителей решает важную для конкретного населенного пункта социальную проблему – трудоустройство педагогов, которые в Кинель-Черкассах находятся в переизбытке. Это бесспорный плюс. В остальном же с освобожденными классными руководителями школа приобретает не меньше серьезных проблем, чем разрешает их. И опыт кинельчеркассцев в этом смысле показателен.
Смерть пионерской и комсомольской организаций выбила почву из-под ног многих классных руководителей, структурно и содержательно строивших свою воспитательную работу на могучих плечах общественно-политических организаций. “Что делать?” – задумались светлые головы, придерживающиеся мнения, что обучение и воспитание – составные части единого процесса, происходящего в стенах учебного заведения. Этот же вопрос пять лет назад повис в воздухе школы # 1. А когда было найдено новое “могучее” плечо в виде методики коллективных творческих дел, стало очевидным: учителю-предметнику не по силам такая нагрузка. И в школе появились первые освобожденные классные руководители, пока лишь в старших классах, заняв ставки воспитателей групп продленного дня. “Освобожденные от чего? От работы?” – раздались возмущенные голоса предметников, усмотревших в коллегах бездельников, получающих зарплату “ни за что”. Впрочем, были на первых порах и такие, и не только по причине отсутствия у них педагогического образования. Администрация школы, введя новый институт, не подкрепила его своевременно необходимым набором должностных, функциональных обязанностей. Такой неопределенный статус оставляет возможность сужения-расширения, а также толкований в оценке деятельности освобожденных классных руководителей. Что закономерно и происходило в коллективе, по большей части женском, не искоренившим в себе советскую привычку считать деньги в соседском кармане. Так или иначе эсперимент пошел (благо, нашлись взаимопонимание и деньги), и сегодня в школе работают 20 освобожденных классных руководителей. Направления их деятельности: работа с семьей, организация досуга ( в основном посредством коллективных творческих дел), “надзор” за учебой (классный руководитель выступает как посредник между учителем-предметником и учеником, помогая в исправлении оценок, и одновременно как статист, фиксирующий рост или падение уровня знаний по выставленным в журнале оценкам). Классный руководитель вместе с детьми составляет план работы класса или школы, ведет дневник индивидуального наблюдения за каждым своим подопечным (не реже, но, похоже, и не чаще, чем раз в полугодие). Все ныне работающие освобожденные классные руководители имеют педагогическое образование, некоторые ведут уроки (3-5 час. в неделю) либо кружки.
Но практически все освобожденные от уроков классные руководители – педагоги, в принципе лишенные перспективы нормального профессионального роста как предметники. И кинельчеркассцев это печалит, особенно молодых педагогов (у Т.И.Зимовец – 11-й разряд, у А.Н.Павлова, недавнего выпускника педвуза,- 9-й). Выйти же на аттестацию как воспитателя они опасаются, поскольку, по их мнению, не имеют специальных знаний по психологии, социальной педагогике. Отсутствие серьезной психологической подготовки мешает освобожденным классным руководителям подняться на более высокий уровень оценки своих воспитанников, не говоря уж о проведении серьезной диагностики и, может быть, психокоррекции личности. А должно ли все это входить в обязанности классного руководителя? Может быть, это забота психолога, как правило, единственного на школу?
Я склоняюсь к тому, что иметь знания в области психологии (и, конечно, использовать их в своей работе) освобожденный классный руководитель просто обязан. Тогда написанный им дневник индивидуального наблюдения станет реальным помощником как предметнику в его работе с учеником, так и самому классному руководителю в сотворении личности.
Если же отбросить эту сторону деятельности и взглянуть на классных руководителей в первую очередь как на организаторов досуга, несоизмеримо вырастает потребность в ярких индивидуальностях. Ибо по-настоящему увлечь каким-либо делом сможет истинно творческая личность с незаштампованным сознанием.
В кинель-черкасской школе #1 … возрождают пионерскую организацию. Только ли увлечение детей внешней атрибутикой сыграло здесь свою роль? Не является ли это проявлением ностальгии самих педагогов школы по тем временам, когда все было понятно, когда для всех существовали единственно верный светлый путь и проверенные формы воспитательной работы по пяти направлениям? Нет-нет, речь не о том, что в этой замечательной сельской школе дефицит творческих личностей. Это опровергает и большое количество кружков – все они работают в здании школы, и собственная телестудия “Ровесник”, одноименная передача которой является чуть ли не самой любимой у кинельчеркассцев на местном телевидении, и нешаблонно проходящие вечера, фестивали.
Но, несмотря на все свои результаты, директор школы Владимир Иванович Гусаров повторял нам как самую главную свою боль вопрос: какой социальный заказ дает сегодня общество массовой школе?
Фото Дмитрия ДЕНИСОВА
Недавно в Самаре и области побывал с инспекционной поездкой вице-президент российского отделения Международной организации по правам человека Борис Миллер. Осмотрев с пристрастием СИЗО и колонии, он признался: столь хороших условий для заключенных не встречал больше нигде в России, несмотря на то, что побывал на всех “зонах” – от Магадана до Карелии. “Если меня когда-нибудь посадят в тюрьму, я хотел бы сидеть в Самаре”, – пошутил высокий гость.
Прежде всего визитер интересовался, конечно, условиями содержания несовершеннолетних. Всего в самарском следственном изоляторе #1 их 173. Есть правила, по которым “малолетки” не должны здесь общаться с неоднократно судимыми, но оно соблюдается не всегда. По разным причинам… Так и здесь. Зато далеко не в каждой камере есть свой “батюшка” – священнослужитель. Он тут, увы, не только для воспитания и направления заблудших на путь истинный – сам осужден за участие в дорожно-транспортном происшествии с летальным исходом (погибла девочка). Бывает и так. Хотя вот написал апелляцию на приговор в Верховный суд и ждет ответа, надеясь на помилование. А пока святой отец ведет с подследственными душеспасительные беседы, причем не только в “своей” камере.
Попадают сюда ребята как минимум на три месяца. Чаще срок продлевается: следствие у нас неповоротливое. В самарской тюрьме не учатся, так что попал в изоляцию – считай, школьный год пропал. А оттуда редко кто возвращается в школу снова…
Но вот в сызранском изоляторе # 2 сумели возродить учебно-консультационный пункт для тех, кто поневоле пропускает уроки. И при желании можно не отстать от программы, попытаться сдать экзамены, а потом при необходимости продолжить учебу в Жигулевской исправительно-трудовой колонии.
Пятнадцать-шестнадцать лет – возраст роста, здорового аппетита. И хоть ограничений в продуктовых передачах от родственников в СИЗО нет, далеко не все родители торопятся подкормить своих отпрысков. Кто-то – потому что в семье самим кушать нечего, у иных, к сожалению, главная забота – как бы опохмелиться… А их дети в тюрьме зарабатывают, не выходя из камеры: делают для концерна “Резерв” несложные резиновые прокладки, которые идут на запчасти к автомобилям. В среднем на камеру получается тысяч по сто пятьдесят в месяц. На пряники.
Многие из здешних обитателей-подростков только в тюрьме впервые в жизни начинают получать трехразовое питание. На кормежку грех жаловаться – мясо всегда есть в необходимом количестве, зелень круглый год: администрация колонии позаботилась о теплицах, и сейчас юные правонарушители уже хрустят огурчиками нового урожая…
На снимке: слева – начальник СИЗО В.Яковлев в камере для несовершеннолетних в следственном изоляторе #1 г.Самары.