Что такое отбойник на трассе
Дорожные ограждения барьерного типа
Вы здесь
Дорожные ограждения барьерного типа (в просторечье отбойник) — неотъемлемая часть системы постройки современных дорог, обеспечивающая необходимый уровень безопасности при движении на повышенных скоростях.
Профилактическое влияние на уровень происшествий на дорогах, оборудованных ограждениями, очень значительно — автомобили не съезжают с трассы, предотвращаются серьезные лобовые столкновения.
Дорожные ограждения устанавливают как на автострадах и магистралях, так и на обычных городских трассах. Они сохранили немало жизней и уберегли многих от более серьезных ДТП.
Среди самых крупных производителей дорожных ограждений в Российской Федерации стоит отметить АО КТЦ Металлоконструкция из Ульяновска, вот их сайт https://ktc.ru/product/dorozhnye-ograzhdeniya/. Компания занимается не только производством металлических ограждений, но их монтажом.
Преимущества таких ограждений:
Какие ограждения бывают?
Логично, что одностороннее ограждение устанавливается для препятствия съезду автомобилей с трассы и для защиты внешних объектов, а двустороннее дорожное ограждение устанавливается на многополосных автострадах для разделения полос движения и в свою очередь для предотвращения лобовых столкновений.
Как устроено металлическое дорожное ограждение?
Отбойник состоит из следующих элементов:
В соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза и Европейских стандартов устанавливаются дорожные ограждения барьерного типа, обладающие удерживающей способностью от 130 до 720 кДж. Заводы ежегодно проводят технические испытания выпускаемой продукции и проходят соответствующую сертификацию.
Антикоррозийная обработка
Элементы дорожного ограждения эксплуатируются в жесточайших климатических дорожных условиях — они подвергаются воздействию естественных природных явлений: как дождь, снег и перепады температур; так и искусственному человеческому воздействию: попадание на поверхности химических реагентов, применяемых в зимний период, воздействие утечек топлива и технических жидкостей.
Для защиты поверхностей ограждения применяются следующие методы:
Резюме, как выбрать компанию и дорожное ограждение
Выбирая компанию для заказа дорожных ограждений, обратите внимание, чтобы имелись в наличии все разрешительные документы и сертификаты, предоставлялась гарантия. Значимым фактором является собственное производство. Дополнительным плюсом послужить наличие бригад для монтажа отбойников.
Какие разделительные отбойники наиболее опасны
Все дорожные отбойники подразделяются на три основные группы: жесткие, полужесткие и гибкие. Их могут изготавливать из бетона, пластика и металла. Такие барьеры должны служить надежной защитой от выезда транспортного средства на встречную полосу. Кроме того, они эффективно поглощают энергию при ударе автомобиля. Как показывает практика, каждый вид дорожных ограждений имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от конкретной ситуации, поэтому статус самых безопасных определить крайне сложно.
Бетонные
Самые прочными барьерами считаются бетонные, которые устанавливаются монолитом или готовыми блоками. Их высота в зависимости от участка дороги может достигать одного метра. Они обладают повышенной жесткостью, устойчивы к деформаци и отличаются низким поглощением энергии. А следовательно, столкновение автомобиля под прямым углом может привести к тяжелым последствиям для пассажиров.
Однако легкий наезд по касательной, который случается чаще, в большинстве случаев исключает контакт кузова с защитным ограждением, благодаря его специальной конусной конструкции. Так что в такой ситуации автомобиль практически не пострадает. Бетонные барьеры отличаются длительным сроком службы и высоким уровнем защиты, к тому же они не так дороги в обслуживании. В то же время из-за их громоздкости требуется широкая разделительная полоса, что не везде удается обеспечить.
Барьеры из металлического профиля
Полужесткими считаются все известные металлические барьеры, состоящие из секций гнутого профиля, которые болтами крепятся к стойкам. Не случайно это один из самых распространенных типов разделительного ограждения. В сравнении с бетонной оградой металлический профиль наиболее безопасен для автотранспорта, так как способен эффективно гасить энергию удара.
С одной стороны преимуществом можно считать тот факт, что такие ограждения быстро устанавливаются без применения специальной техники. Но с другой — у них высокая цена, они дороги в эксплуатации, а также требуют значительных временных и финансовых затрат на восстановление после повреждений.
Тросовые
Конструкция из натянутых с определенной жесткостью тросов между стойками в случае столкновения с автотранспортом гасит инерцию лучше, чем бетонные и металлические ограждения. К преимуществам таких барьеров в сравнении с другими видами можно отнести, прежде всего, дешевизну. Кроме того, они быстро и просто монтируются, обладают небольшой металлоемкостью, не нуждаются в покраске, а в случае повреждения сломанные звенья легко заменяются.
Типы дорожных ограждений
Многочисленные аварийные ситуации на дорогах страны являются результатом не только деструктивного поведения безответственных граждан, но и следствием недостатка либо элементарного отсутствия защитных барьеров на автостраде. Неизбежные жертвы дорожно-транспортного происшествия и разбитые машины вынуждают Федеральное дорожное агентство принимать меры по недопущению аварий.
Функции дорожных ограждений
Дорожное ограждение – это инструмент дорожной инфраструктуры, предупреждающий водителя транспортного средства об участке шоссе, который представляет опасность как для человека, так и для автомобиля.
Их фиксируют не только на обочинах транспортного полотна, но и на тротуарах городских улиц, газонах, мостовых конструкциях, разделительной полосе шоссейной дороги любого типа.
Дорожные ограждения решают следующие проблемы, возникающие при движении транспортного средства:
Справка. Элементы дорожной инфраструктуры барьерного типа служат и для уборки снежного покрова с шоссе с наступлением зимнего периода.
Типы дорожных ограждений
Весь комплекс дорожных ограждений классифицируется на три категории, согласно материалу изготовления, функциональности и внешней конфигурации.
По материалу изготовления
Материалом, из которого изготавливают дорожные ограждения, служит:
Бетонные и железобетонные
Большинство дорожных ограждений выполняются из бетона и железобетона. Водоцементный строительный материал выбран неслучайно. Его эксплуатационные свойства отличаются повышенными значениями. Бетон и железобетон обладают высокими прочностными характеристиками, отличной удобоукладываемостью, морозостойкостью, долговечностью, высокой сопротивляемостью статическим и динамическим нагрузкам, а также водонепроницаемостью.
Бетонные и железобетонные отбойники группируются на разделительные и ограждающие. Разделительные конструкции межуют проезжую часть на полосы движения. Чем крупнее дорога, тем больше выделенных полос фигурирует на ней. Ограждающие элементы устанавливаются на обочине. Они служат для защиты транспортного средства от съезда в кювет.
Внимание! Бетонные и железобетонные отбойники обладают большим весом. Они устанавливаются на дорогах при помощи специального оборудования после проведения предварительной разметки на специально отведенное место. При этом монтаж должен соответствовать государственным стандартам.
Металлические
Металлические дорожные ограждения изготавливают из стали С245. Их фиксируют на обочинах шоссейного полотна, на границах мостов и тоннелей, в области разделительных полос на шоссе и мостах.
Типовая металлическая конструкция состоит из:
Конфигурация элементов мостовой группы дополнена фланцем стойки и ребром стойки.
Пластиковые
Пластиковые устройства монтируют на участках дорог с незначительными неровностями рельефа местности. Ограждение выполняют в виде пластиковой емкости, в которую помещают сыпучий строительный материал в виде песка или щебня.
По функциональному назначению
Ограждения, предназначенные для обустройства дороги, делятся на:
Согласно принципу работы, боковые удерживающие ограждения классифицируются на:
Барьерные
Барьерные конструкции разделяются на устройства дорожной группы и мостовой группы. Они бывают жесткими и эластичными. Выполняются из металла, пластика или бетона. Материал изготовления выбирается в зависимости от целеназначения.
Внимание! Изготовление барьерных устройств должно соответствовать ГОСТ 26804-2012 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия
Ограждения дорожной группы фиксируют на основании из грунта в области рабочего, переходного и концевого участков. Ограждения мостовой группы монтируют на рабочем участке. Такой участок охватывает величину длины мостовой конструкции и величину длины переходных плит.
Независимо от местоположения барьерные отбойники классифицируются на односторонние и двусторонние. Односторонние изделия дорожной группы монтируют в районе обочины участка дороги и в области границ разделительной полосы. Односторонние ограждения мостовой группы помещают в пределах границ габарита моста или тоннельного сооружения. В области оси разделительной полосы монтируют двусторонние конструкции, предназначенные как для моста, так и для дороги.
Начальный и концевой сегмент одностороннего барьерного ограждения разрешается изготавливать с изогнутой балкой. Форма изгиба – петля.
Все элементы барьерной конструкции должны иметь оцинкованное либо лакокрасочное покрытие. Сварные швы и стальные детали зачищаются от шлака, сварных брызг и металлических натеков.
Парапетные
Парапетные устройства фиксируют на обочинах и разделительной полосе шоссейного полотна. Рабочий участок состоит из рабочих прямолинейных и коротких блоков. В начале и конце рабочего участка устанавливают концевой блок, служащий для принятия продольного усилия при столкновении автомобиля с рабочим участком ограждения.
Парапеты изготавливают из тяжелого бетона. Бетонная поверхность не должна иметь:
Внимание! Претензии к строительному материалу оговорены в ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.
Все открытые элементы арматуры, закладных и соединительных деталей покрываются антикоррозийным материалом. Такие устройства, как соединительная и стяжная муфта, пластина для соединения блоков обрабатываются с помощью горячего оцинкования.
Парапетные устройства необходимо устанавливать так, чтобы они не препятствовали оттоку ливневой (талой) воды с проезжей части и обочины дорог, мостовых сооружений.
Направляющие устройства для указаний водителю
Направляющие устройства служат для повышения зрительного восприятия дорожных сооружений, обеспечивающих бесперебойное движение транспортных средств. К ним относятся съезды, развязки, виадуки, эстакады и др. Их выполняют в виде сигнальных столбиков, конусов, тумб, буферов, стальных тросов и т.д.
Как правило, направляющие устройства монтируют на шоссейных трассах без искусственного освещения, а также:
Справка. Месторасположение направляющих устройств локализуется в районе бровки земляного полотна съезда.
Материал изготовления аналогичен барьерным и парапетным конструкциям. Производители выпускают изделия из железобетона, пластика и металла, опираясь на ГОСТ 50970-2011. Согласно нормативным требованиям, сигнальные столбики имеют высоту 1300 и 1150 метров, их изготавливают белого и желтого цветов. Эксплуатация изделий возможна в любых погодных условиях, даже когда температура окружающей среды падает до отметки в 40 градусов или превышает 50 градусов. Монтаж осуществляется анкерным болтом.
Дорожные конусы выполняют из жесткого или гибкого пластика с утяжелителем или без. Утяжелители изготавливают из качественной резины. Они призваны сдерживать удары легкового и грузового транспорта. Светоотражающие полосы из призматической пленки позволяют распознать конус в ночное время суток или при ухудшающихся метеорологических условиях на расстоянии до полукилометра.
Дорожные тумбы и буферы обозначают опасные участки при сужении или разделении определенного участка дороги. Их фиксируют в начале разделительной полосы, впереди торца подпорной стены тоннельного сооружения транспортного типа, перед опорами путепроводных сооружений, локализованных на проезжей части,
в области островков безопасности и(или) направляющих островках, немного возвышающихся относительно поверхности земли.
Справка. Для придания более устойчивого положения дорожное приспособление заполняют водой или песком.
Высота корпуса столбика составляет 75-80 см. Разметка выполняется с помощью светоотражающих лент, выделяющихся в ночной тьме.
По внешнему виду
В соответствии с внешним видом дорожные ограждения подразделяются на:
Положения, регламентирующие правила установки дорожных ограждений
В качестве основного нормативно-правового акта, регламентирующего предписания в части установки оградительных элементов, необходимо рассматривать обновленный национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 52289-2004. Согласно данному документу:
Строительство и эксплуатация шоссейной трассы в обязательном порядке должны предусматривать сооружение элементов дорожной инфраструктуры. При этом устройства дорожной инфраструктуры просто обязаны быть безопасными и для транспортного средства, и для водителя, и для пассажиров, и для пешеходов на тротуарах. То есть даже если и случилась аварийная ситуация в районе автомагистрали, то защита участников дорожного движения должна соблюдаться беспрекословно.
Полезное видео
В этом видео показаны испытания дорожных ограждений:
Мостовые и дорожные металлические барьерные ограждения
Строитель 4 разряда
Автомобильный транспорт сейчас неизменно развивается, и количество машин на трассах постоянно увеличивается. Для того чтобы разделить потоки, часто используется установка дорожного барьерного ограждения. Эта мера позволяет также разграничить трассу и обочину, выделить мостовые сооружения, обозначить опасные зоны на магистралях. Кроме того, снижается вероятность лобового столкновения при аварии.
Отбойники на дорогах предназначены для повышения безопасности при вождении машины на трассе
Степень жёсткости отбойника
Различные способы производства парапетов предполагают варианты, зависящие от тех условий, в которых они будут применяться. Если территория установки ограничена, то оптимальным станет изготовление стационарного твёрдого сооружения. Когда места достаточно, можно смонтировать эластичную систему.
В первом случае имеется в виду бетонное или металлическое оградительное сооружение для автомобильной дороги. Пересечение линий передвижения транспортных средств полностью исключается. Обычно так поступают на участках, где высокий трафик и скорости встречных потоков большие.
Так, можно разделить полосы, где организовано двустороннее движение, чтобы при создании аварийной обстановки проблема ограничивалась в единственном направлении. Это поможет снизить количество предполагаемых жертв и повреждений. Нередко подобным способом разграничиваются потоки автомобилей, движущихся по мостам или горным дорогам, что позволяет предотвратить падение машины с высоты.
Наиболее прочным считается бетонный отбойник
Однако жёсткие заслоны имеют существенный недостаток. В силу своей конструкции они наносят травмы человеку, попавшему в аварию. Поэтому целью разработчиков подобных строений является изобретение амортизирующих шоссейных и мостовых барьерных ограждений. С их помощью остановка автомобиля происходит не моментально, что может спасти жизнь водителю и пассажирам, а также снизить ущерб от повреждения транспортного средства.
Чаще всего на автомагистралях встречаются разделительные сооружения из волнистого металлического профиля. Есть и конструкции из пластика с различным наполнением. Основная задача таких систем безопасности — удержание машины на дороге и снижение скорости движения. Тем самым водителю предоставляется возможность вернуть контроль над управлением автомобилем.
В этом видео вы узнаете как производятся отбойники для дороги:
Особенности конструкции
Основные элементы дорожных разделительных комплексов — это стальные волнообразные листы толщиной 3-4 миллиметра. Окрашиваются такие изделия грунтовкой или обрабатываются способом горячей оцинковки. Антикоррозийные характеристики у них отличаются, соответственно, срок службы также неодинаковый. Возможно изготовление дорожного металлического ограждения барьерного типа и без обработки или окрашивания.
Поэлементный состав системы таков:
Характеристики изделий
Для каждого отдельного случая имеется предназначенная для этого конструкция. В настоящее время есть такие типы бордюров:
Каждый из этих видов защиты имеет внутренние категории. Они различаются по техническим характеристикам:
Различия можно увидеть на примерах. У транспортного барьера 11ДО-У1 (2) показатели следующие:
Имеется ещё такая марка — 11ДО-У2 (2). Её характеристики:
Несмотря на сходство названий, разница между конструкциями значительная. Любое дорожное сооружение для раздела потоков имеет характеристики, определяемые ГОСТом 26804 86, являющимся основным законом для предприятий, производящих подобный товар. От соблюдения нормативов зависит сохранность жизни человека.
Виды ограждений
Все транспортные артерии различаются по своему рельефу, ширине, проложены они в разных географических и климатических зонах. Поэтому есть градация дорожных разделительных сооружений на несколько категорий. Способ монтажа и детали, пригодные для производства конструкций в каждом отдельном случае, различается.
Тип используемого материала
Для изготовления транспортных перегородок употребляется несколько основных видов сырья. Выделяют такие барьеры:
Функциональное назначение
Несмотря на то, из чего изготовлен дорожный комплекс, классификация у любого одинаковая. Это может быть барьер одного из следующих типов:
Внешний вид барьеров
Этот параметр строго регламентируется ГОСТом, особенно на федеральных автомобильных магистралях. По форме на дороге можно встретить такие отбойники:
Крутые повороты, затяжные подъёмы и спуски могут оборудоваться разделителями нескольких типов, причем не в один ряд.
Правила установки
Все работы по монтажу дорожного барьера производятся специальными дорожно-строительными компаниями. Их деятельность, как и качество самих конструкций, должна отвечать требованиям ГОСТа. Для корректного размещения защитного комплекса на автостраде выполняются следующие этапы строительства:
При монтаже разделительных сооружений на мостах крепёж стоек осуществляется к специальным закладкам, которые предусмотрены в конструкции во время возведения.
Для обеспечения безопасности водителей и пешеходов необходимо соблюдение правил, предписанных современными нормами изготовления и установки дорожных разграничительных барьеров. Снижение аварийности на магистралях — основное предназначение подобных конструкций.
Разделяй и защищай: для чего нужны отбойники на дорогах Москвы
Барьерные ограждения — необходимый элемент безопасности на московских трассах. Сегодня их общая протяженность в Москве достигает 1300 километров и продолжает расти. Эксперты рассказали сайту «РИА Недвижимость», как отбойники помогают минимизировать ДТП, и почему металлические разделители никогда не появятся на Тверской.
На вкус и цвет
Разделительные ограждения или, в простонародье, отбойники на московских дорогах выполняют две основные функции. Первая и основная — разделение встречных транспортных потоков.
«Согласно ежегодной статистке, аварии с тяжелыми последствиями чаще всего случаются на встречках. Чтобы их предотвратить, ставятся барьерные ограждения — они не дают автомобилям выехать навстречу друг другу», — говорит президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.
Вторая задача отбойников — в случае аварии предотвратить опрокидывание автомобиля в кювет или выезд на встречную полосу. Если водитель теряет управление, и машина врезается в ограждение, специально сконструированный отбойник поглощает силу удара, смягчая его. Это позволяет снизить риск для пассажиров и уберечь других участников движения от возможных травм.
«Такие барьеры самые безопасные с точки зрения минимизации последствий. Существует несколько разновидностей отбойников, и у каждого свои особенности и требования к установке», — отмечает Агре.
Что касается разделительных столбиков, их задача — предупреждать.
«Удержать бесконтрольный автомобиль столбики не смогут. Но их наличие удерживает водителя от выезда на встречку. На дорогах, где есть такие столбики, количество ДТП значительно снижается», — подчеркивает Агре. Она добавляет: по статистике, 2/3 водителей попадают в аварии на встречных полосах, потому что неправильно рассчитывают расстояние, собственные силы и не принимают во внимание погодные условия.
При выборе участков для отбойников специалисты учитывают категорию дороги и саму возможность их установки. И если для скоростных трасс наличие барьеров — обязательное условие, то с остальными магистралями все не так просто.
Трассе трассово
Все дороги делятся на пять категорий. Принадлежность к любой из них, а также правила применения дорожных знаков, ограждений и светофоров, и определяют, будет ли барьер разделять автопотоки.
К первой и второй категории относятся автомагистрали и скоростные дороги. Для них установка металлических барьерных ограждений — обязательное условие. К трем остальным категориям относятся трассы обычного типа. Наличие разделителей для них опционально. Решение об их установке принимают, как правило, местные власти.
«Сегодня уровень качества сбора данных о ДТП по стране находится на очень высоком уровне. Все очаги аварийности можно увидеть на специальной карте Госавтоинспекции», — говорит Агре. Она объясняет: с помощью регулярного мониторинга специалисты выявляют трассы, где аварии на встречных полосах происходят чаще всего. Затем на основе рекомендаций от ГАИ и Минтранса для особо опасных участков принимается решение об установке барьера той или иной функциональности.
Впрочем, существуют оживленные дороги, на которых отбойники, скорее всего, не появятся никогда, например, Тверская. Она, отмечает Агре, часто становится центральной улицей для массовых гуляний и торжественных парадов. Установка разделительной полосы в этом случае была бы нелогичным решением — барьеры пришлось бы регулярно снимать.
«Работа над очагами аварийности показывает высокую эффективность. За последние десять лет количество человек, попавших в аварии с летальным исходом, сократилось с 36 тысяч до 19 — при росте автомобилизации это хорошие цифры», — подчеркивает собеседница агентства.
Реформа безопасности
С 2014 по 2017 год в Москве реализовали программу по замене барьерных ограждений на высокоскоростных трассах — МКАД, ТТК и вылетных магистралях. До реформы на этих дорогах использовались металлические одноярусные ограждения типа «Волна». Чтобы барьеры соответствовали требованиям безопасности дорожного движения, в течение четырех лет их заменили на тип «Трансбарьер». В сравнении с «Волной», их удерживающая способность вдвое выше — 350 килоджоулей.
Гарантийный срок на установку отбойников — два года, при этом срок их эксплуатации достигает десяти лет. Обслуживанием и ремонтом отбойников в Москве занимается ГБУ «Автомобильные дороги».
«Основная работа по замене барьерных ограждений ведется на вылетных магистралях», — говорит начальник ПК «Разметка» ГБУ «Автомобильные дороги» Константин Алимов. По его словам, количество отбойников на столичных трассах постоянно увеличивается.
В зимний период за чистотой отбойников следят коммунальные службы города. Барьеры чистит уборочная техника со специальным навесным оборудованием в виде щеток. А чтобы ограждения не повредились во время механической уборки снега, их устанавливают на расстоянии 0,05-0,1 метра от бортового камня.
Дальше — компактнее
Барьерные ограждения занимают немало место на дорогах — в среднем, отбойник «съедает» по 50 сантиметров полосы с каждой стороны. Сегодня этой проблемой плотно занимается Госавтоинспекция.
«Почти на всех четырехполосных трассах барьеры установлены, а вот на двухполосных, особенно локальных и региональных дорогах, для них не хватает места. Сейчас разрабатывается конструкция меньшего объема», — говорит Агре. По ее словам, если испытания нового барьера пройдут успешно, его могут рекомендовать для установки на двухполосных трассах.
В своих разработках специалисты-безопасники принимают во внимание и зарубежный опыт. Например, рассказывает Агре, интересный формат барьеров недавно предложили в Австралии. Конструкция иностранных коллег — симбиоз бетонной ограды и тросового барьера. Такой отбойник гораздо легче и занимает меньше места на трассе.
«За рубежом, как и в России, высокие показатели смертности в ДТП перешли на локальные и региональные дороги. Сегодня все страны обсуждают, как сделать двухполосные дороги безопаснее, ведь там, где нет переходов и светофоров, водитель часто остается сам по себе, без подсказки», — подчеркивает Агре.
Она добавляет: сокращение числа аварий на дорогах — проблема, которой уделяется большое внимание на законодательном и инфраструктурном уровнях.
«Сегодня очень много находок в дорожной инфраструктуре. Решения должны быть экономически эффективны как с точки зрения установки, так и эксплуатации. Как и Австралия, мы активно работаем в этом направлении и ищем безопасные пути», — отмечает эксперт.