Что такое отчет посредника
Как агенту отчитаться о выполнении агентского договора
Отчет по агентскому договору — неотъемлемая часть контракта, заключаемого между агентом и принципалом. Их отношения регулируются главой 52 Гражданского кодекса РФ.
Правовые особенности агентских договоров
В соответствии с действующим законодательством обязательными участниками договора агентирования являются две стороны — агент и принципал:
Особенности правового регулирования отношений между сторонами установлены главой 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Законодательно унифицированная форма не регламентирована, а значит, форма отчета по агентскому договору на оказание услуг разрабатывается сторонами самостоятельно, исходя из специфики условий сделки.
Когда и как отчитываться
В соответствии со статьей 1008 ГК РФ агент обязан подготовить отчет и предоставить его принципалу в сроки, установленные контрактом.
Следует отметить, что условие о сроках, в которые предоставляется акт, может отсутствовать в заключенном между сторонами контракте, и в этом случае отчитываются перед принципалом либо по мере исполнения условий заключенного соглашения, либо по окончании срока его действия.
Документ принимается, если в тридцатидневный срок с момента его предоставления от принципала не поступило никаких возражений.
Условиями контракта может быть предусмотрен иной срок подачи возражений.
Образец отчета агента
В качестве подтверждения понесенных расходов в рамках заключенного контракта (если они были осуществлены за счет принципала) агент обязан подтвердить их документально.
Порядок исправления ошибок
На практике нередко случаются ошибки, которые необходимо исправить. В этом случае возможны два варианта внесения изменений:
Оформление отчёта агента по агентскому договору
Составление отчета агента происходит только в тех случаях, когда между сторонами заключен агентский договор. Отчет относится к учетной документации и должен составляться в строго определенном порядке.
Что такое агентский договор
Агентский договор – это вид соглашения, по которому одна сторона правовых отношений поручает второй стороне, выступающей в роли посредника, оказание каких-либо услуг или продажу товаров за определенное вознаграждение.
Таким образом, в процессе, например, купли-продажи участвуют не как обычно, две стороны, а три.
Кто может выступать в качестве агента
Агентом может быть любое лицо как физическое (индивидуальный предприниматель или просто гражданин РФ), так и юридическое: предприятие или организация.
Объектами агентского договора могут быть сделки по продажам, услугам, выполнению работ и т.д.
Основные моменты агентского договора
Обычно в соответствии с такого рода договорами, агент действует от своего имени, являясь как бы официальным представителем компании-доверителя. При этом круг его прав и полномочий имеет определенные ограничения, нарушать которые чревато расторжением договорных отношений.
Если объектом агентского договора являются какие-то товарно-материальные ценности, то они не становятся собственностью агента ни на каком этапе сделки, а переходят от продавца к покупателю без учета на счетах агента.
В зависимости от объемов выполненных работ или сделанных продаж вознаграждение по агентскому договору может быть:
Договор может заключаться:
Все пункты агентского договора, в том числе предоставление отчета о деятельности агента, должны быть прописаны тщательно и скрупулезно, поскольку то, так составлен основной документ, может влиять на выполнение обязательств по нему.
Нужно помнить и о том, что если вдруг между компанией-доверителем агента и самим агентом возникнут какие-то трения и конфликты, документ может обрести статус доказательства (особенно актуально при решении споров в судебной инстанции).
Суть отчета агента
По результатам своей работы агент должен предоставить своему партнеру отчет. В нем прописываются все сведения о проведенных в рамках договора услугах или продажах, а также средствах по этим сделкам.
Цель отчета – показать полную картину деятельности агента за определенный промежуток времени и дать возможность его доверителю удостовериться в том, что условия агентского договора выполняются в полной мере.
Как составить отчет агента
На сегодняшний день унифицированного образца отчета агента нет, так что предприятия и организации имеют право писать документ в произвольной форме или по внутреннему шаблону, утвержденному в учетной политике компании.
Следить нужно только за тем, чтобы документ соответствовал некоторым стандартам деловой документации и нормам делопроизводства, кроме того, в нем должны присутствовать определенные сведения. Например, в отчете обязательно должны быть указаны:
Далее в отчете должна быть основная часть, оформленная в виде таблицы. Сюда вносятся:
Таблица может быть дополнена какими-то другими столбцами (в зависимости от тех условий, которые прописаны в агентском договоре), к примеру, сведениях о подрядчиках, понесенных агентом расходах, о документах, сопровождающих ту или иную сделку и т.п.
В заключение указывается то, что вторая сторона может возразить на предоставленную информацию в определенный промежуток времени (или к какой-то конкретной дате).
Нюансы при оформлении отчета
Отчет агента можно оформлять как в печатном виде, так и в рукописном, на фирменном бланке или на обычном листе А4 формата.
Главное условие здесь заключается в том, чтобы он содержал «живую» подпись представителя предприятия-агента (после получения своего экземпляра вторая сторона также должна завизировать документ).
Удостоверять бланки отчета при помощи печатей не обязательно, т.к. с 2016 года коммерческие компании (предприятия и организации) могут использовать в своей деятельности различного рода штампы только тогда, когда эта норма закреплена в их локальных нормативно-правовых актах.
Данный отчет всегда формируется в двух экземплярах, один из которых остается у агента, второй передается партнерской организации.
Сколько времени и как хранить бланк
Заполненный и подписанный обеими сторонами отчет должен находиться в отдельной папке вместе с договором, к которому он прилагается. Срок хранения определяется законодательством РФ (не менее трех лет) или внутренними нормативными документами организации, после чего его можно уничтожить.
Как передать отчет
Отправить документ можно несколькими способами:
Эти варианты различаются по срокам доставки, но гарантируют получение агентского отчета адресатом.
С некоторых пор распространение получил еще один способ: отправление официальной документации, в том числе и отчетов, через электронные средства связи. Однако, в этом случае важно, чтобы компания-отправитель имела электронную цифровую подпись (официально зарегистрированную), правда, даже это не может дать уверенность в том, что отчет не попадет в папку «спам» и дойдет до получателя.
Образец отчета агента по агентскому договору
Для чего нужен отчет агента?
Агент в процессе исполнения обязательств по договору с принципалом (заказчиком агентских услуг) должен представлять принципалу отчеты в соответствии с положениями договора. А если таких положений нет, то агент в любом случае должен отчитаться перед принципалом о проведенной работе по ее завершении (п. 1 ст. 1008 ГК РФ).
Если в договоре не прописано иного, то к своему отчету агент должен приложить документы, подтверждающие расходы, которые совершены им за счет заказчика (п. 2 ст. 1008 ГК РФ).
Принципал, изучив отчет агента, в течение месяца (либо в иной срок, определенный договором) вправе предоставить агенту возражения по проделанной работе (п. 3 ст. 1008 ГК РФ). Если о возражениях агенту не сообщено, то отчет считается принятым заказчиком. В течение недели после этого принципал должен оплатить агенту его услуги, если иной срок расчетов не предусмотрен договором или деловым обычаем (ст. 1006 ГК РФ).
Если вместо отчета агент предоставит заказчику только документы, подтверждающие расходы, а сам отчет не предоставит, то у принципала появится повод не оплачивать услуги агента (постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.07.2009 № Ф03-3022/2009 по делу № А73-10353/2008).
Рассмотрим теперь, как может выглядеть структура отчета агента.
Как должна выглядеть форма отчета агента?
Законом не установлены какие-либо требования к содержанию и форме отчета агента по агентскому договору, о котором идет речь. Но, как показывает судебная практика, агенту имеет смысл включать в документ сведения, аналогичные тем, что должны быть отражены в первичном документе (постановление ФАС Поволжского округа от 09.11.2010 по делу № А65-35130/2009). Так, положения п. 2 ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ предписывают включать в первичку:
1. Сведения о документе:
2. Сведения об отчитывающемся субъекте:
3. Сведения о фактах хозяйственной жизни, например:
По агентскому НДС у налоговиков часто возникают вопросы. Эксперты КонсультантПлюс подготовили решения, которые помогут организовать учет так, что фиксалам не к чему было придраться. Если вы принципал, вам поможет это Готовое решение:
Если вы агент, этот материал подготовлен специально для вас:
Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Отчет по агентскому договору подписывается агентом либо руководителем (или иным уполномоченным лицом) фирмы-агента. В нем может быть предусмотрена графа согласования с принципалом.
Согласовать отчет стороны также могут посредством сторонних документов, например акта согласования (в котором будет содержаться ссылка на отчет). В нем принципал при необходимости может отразить перечень претензий к агенту. По факту исправления замечаний агент и принципал могут составить финальный акт согласования.
О том, как наладить документооборот между агентом и принципалом, а также о бухучете операций у каждой из сторон читайте в статье «Как правильно сделать проводки по агентскому договору?».
Составляем агентский отчет: на что обратить внимание?
В зависимости от содержания конкретных правоотношений с участием агента и принципала в отчет также могут включаться:
1. Порядковый номер документа в рамках серии отчетов, если по договору предусматривается предоставление промежуточных отчетов в ходе работы агента.
2. Ссылки на прилагаемые оправдательные документы — с названием и реквизитами каждого из них.
3. Ссылки на положения договора, в соответствии с которыми составляется отчет и приводятся факты из хозяйственной жизни.
4. Сведения о размере вознаграждения агента. Обычно они включаются в отчет, если в документе присутствует графа согласования с принципалом. При проставлении подписи в ней принципал удостоверяет свое согласие и с вознаграждением.
5. Сведения о взаимных задолженностях агента на момент составления отчета (если они есть).
Скачать заполненную форму отчета агента вы можете на нашем сайте по ссылке ниже.
Итоги
Агент в ходе оказания услуг, заказанных принципалом, либо по завершении их оказания составляет для заказчика отчет о проведенной работе. В нем должны присутствовать все те реквизиты, что определены законом № 402-ФЗ для первички, и прочие сведения, отражающие содержание правоотношений между агентом и принципалом. Без предоставления отчета принципал может отказать агенту в оплате оказанных им услуг.
Узнать больше о специфике агентских отношений в бизнесе вы можете в статьях:
Отчет комиссионера: когда и кто его составляет
Отчет комиссионера — это документ, которым он фиксирует результат оказанных услуг комитенту. Составляется в течение месяца после сделки, если другие условия не предусмотрены договором.
Когда готовят отчет комиссионера
Если производитель, продавец или реализатор привлекает посредника для продажи собственных товарно-материальных ценностей, то он заключает с ним договор комиссии и платит ему фиксированное вознаграждение (ст. 990 ГК РФ). Другой пример комиссии — посредничество в оказании услуги или покупке любых товаров, материалов, ценностей. В договоре комиссии всегда участвуют две стороны:
В Гражданском кодексе разъясняется, что такое отчет комитенту — итоговый документ, подтверждающий результаты проведенной сделки (ст. 999 ГК РФ). Комиссионер обязан отчитаться перед заказчиком, это установлено на законодательном уровне. Срок подготовки отчетности — максимум 30 дней после закрытия сделки или другой период, прописанный в договоре комиссии.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как в бухучете комиссионера отражать операции по договору комиссии. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как отчитывается комиссионер
Единого отчетного бланка законом не закреплено. Отчетность составляют в произвольной форме, которую закрепляют отдельным приложением к договору комиссии. В регистре прописывают все требования, условия и результаты по конкретной сделке и включают обязательные реквизиты для первичных документов (ч. 2 ст. 9 402-ФЗ от 06.12.2011).
Общая инструкция, как составить отчет комиссионера:
По правилам комиссионер готовит отчет комитенту, кто подписывает, отпустил и получил товары, то есть конечный покупатель к составлению комиссионной отчетности отношения не имеет. Он приобретает продукцию и переводит деньги посреднику или напрямую комитенту, если такое условие прописано в договоре комиссии. Если же покупатель рассчитывался с посредником, то вместе с отчетностью комитент получает деньги (опять же, если это закреплено договором) и все сопроводительные документы по сделке. Но у судебных органов другая позиция: если стороны не договаривались о перечислении денег по результатам исполнения соглашения, то посредник обязан перечислить комитенту средства от продажи ТМЦ по мере их поступления (Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 85 от 17.11.2004).
Как учесть отчет в 1С
Комиссионную отчетность обязательно отражают в бухгалтерии — формируют проводки в рабочей бухгалтерской программе. Порядок, как в 1С отразить отчет комиссионера, зависит от операции — покупки или продажи. По каждой сделке в обязательном порядке заводят контрагента, фиксируют договор комиссии и сумму вознаграждения посреднику, вносят номер, дату отчетности и валюту операции.
Отразите покупку для комитента таким образом:
Продажа
Формируем на основании счета-фактуры отчет комиссионера: в учете отражаем получение и реализацию товара, расчеты с покупателем и заказчиком, вознаграждение от комитента. В счете-фактуре необходимо отразить полную стоимость товаров и сумму комиссионного вознаграждения.
Продажу отражаем по инструкции:
Как отразить в бухучете
Если формируете для комитента отчет комиссионера, проводки у комиссионера в бухгалтерском учете сделайте так:
Дебет | Кредит | Бухгалтерская операция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
90.02 | 45.02 |
Хозяйственная операция | Дебет | Кредит |
---|---|---|
Комиссионные продажи | ||
Получен посредником товар на реализацию | 004 | |
Товар продан покупателю | 62 | 76 (комит) |
Списана стоимость проданных товаров | 004 | |
Получена оплата от покупателя | 51 | 62 |
Полученная оплата перечислена комитенту | 76 (комит) | 51 |
Комиссионные закупки | ||
Поступила оплата в счет приобретаемого имущества от заказчика | 51 | 76 (комит) |
Приобретен товар в интересах комитента | 76 (комит) | 60 |
Приобретенное имущество отражено на забалансовом счете | 002 | |
Имущество передано посредником заказчику | 002 | |
Произведена оплата поставщику | 60 | 51 |
Вознаграждение (проводки аналогичны для обоих случаев) | ||
Признана выручка в виде комиссионного вознаграждения | 76 (комит) | 90.1 |
Исчислен НДС с выручки | 90.3 | 68 |
Поступила оплата комиссионного вознаграждения на расчетный счет | 51 | 76 (комит) |
Сумма оплаты комиссионного вознаграждения зачтена в счет сумм, подлежащих перечислению комитенту (для комиссионных закупок) | 76 (комит) | 76 (комит) |
Программы автоматизации бухгалтерского учета предлагают встроенную систему отражения операций по комиссионным договорам. В семействе программ 1С существует встроенный документ «Отчет комитенту». В версии ПО 1С 8.2 реализован только отчет о продажах.
В версии 1С 8.3 более глубоко проработан вопрос автоматизации и реализована возможность формирования отчетности как по продажам, так и по закупкам.
Как внести изменения в отчет
Внесение исправлений в первичные документы допускается, если запрет на это не установлен законодательно (п. 7 ст. 9 402-ФЗ). В отношении отчетности по посредническим договорам таких запретов нет. Для внесения исправлений достаточно указать дату исправления и проставить подписи лиц, подписавших документ (с расшифровкой).
Сколько надо хранить отчет
В настоящее время сроки архивного хранении документов установлены Приказом Росархива № 236 от 20.12.2019. Кроме него учитываются сроки, установленные соответствующими Федеральными законами. Первичные документы (в том числе и отчетность к комиссионным договорам) хранятся не менее пяти лет (п. 1 ст. 29 Закона о бухучете; п. 227 Приказа 236).
- Что такое пантеон древнегреческих богов
- Что такое отношения между людьми