Что такое отдание церковного праздника
Отдание Пасхи
Отдание Пасхи совершается в среду 6-ой недели по Пасхе. В этот день заканчивается сорокадневное празднование Светлого Христова Воскресения, и мы последний раз приветствуем друг друга словами пасхальной радости: «Христос Воскресе!» и готовимся встречать грядущий праздник Вознесения Господня.
Содержание:
Отдание Пасхи. История
«Отданием» праздника называется последний день попразднества великих или двунадесятых праздников, который имеет свои отличительные черты в богослужении. Из церковной истории известно, что отдание самых главных христианских праздников, таких как Пасха, Рожество и Троица начали чествовать еще в 4-ом веке, позднее соответствующий уставной порядок был принят в настоящем виде. Попразднество Пасхи имеет самый долговременный период по сравнению со всеми прочими двунадесятыми праздниками и продолжается в течении сорока дней, т.к. по Преданию Церкви Господь, по Воскресении Своем из мертвых, пребывал в эти дни еще на земле и неоднократно являлся Пречистой Своей Матери и св. ученикам и апостолам.
Явления воскресшего Исуса в течение 40 дней после Пасхи
День отдания праздника Пасхи был последним днем жизни Исуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о царствии небесном. Повествования о явлениях Воскресшего Господа в сорокадневный период от Пасхи до Вознесения находим у всех четверых евангелистов:
«По Иоанну, сначала явился ученикам Исус в самый день Воскресения, когда двери были заперты; потом —по прошествии восьми дней, когда и Фома уверовал. Затем, когда они думали идти в Галилею и еще не все были собраны вместе, но некоторые из них ловили рыбу на Тивериадском море, тогда явился Господь только семерым, ловившим рыбу. То, о чем говорит Матфей, случилось после, тогда именно, когда прежде случилось то, о чем повествует Иоанн, ибо часто являлся им в продолжение сорока дней то приходя, то опять уходя, но не всегда и не везде присутствуя с ними» [1].
Явление Христа апостолам на море Тивериадском. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. ХII век
Св. Иоанн Богослов пишет здесь особенно подробно, последняя 21-я глава Евангелия полностью посвящена описанию третьего явления Спасителя, которое произошло на море Тивериадском. На этот раз Господь не только предстал пред учениками, но и разделил с ними трапезу, хотя, по Воскресении Своем, и не нуждался уже в подкреплении сил телесных, но делал так для большего уверения, чтобы показать, что воскрес Он в той же самой плоти, в которой и пострадал на кресте. Тогда же случилось одно из самых знаменательных событий в истории зарождающейся Христовой Церкви, при поручении св. апостолу Петру заботы о всеобщем церковном устроении:
«Когда же они обедали, Исус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя. Исус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли ты Меня? И сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Ин. 21, 15-19).
«Так как обед имел у Него цель, то Он вручает Петру попечение об овцах всей вселенной, вручает попечение не иному кому, а ему, во-первых, потому, что он был избранным из всех и был устами всего лика апостолов; потом для того, дабы показать, что он должен иметь дерзновение, так как отречение его залажено. Об отречении не вспоминает, ни порицает за оное, а говорит: если любишь Меня, позаботься о братьях и докажи теперь ту горячую любовь ко Мне, о которой ты говорил, что готов умереть за Меня. Трижды спрашивает его, частью для того, чтобы показать, что Он столько заботится о верующих и столько любит Своих овец, что попечение об овцах Его служит признаком любви к Нему Самому; частью троекратным вопрошением и исповеданием врачует троекратное отречение и словом исправляет падение, бывшее на словах.
Отселе произошел обычай — от желающих креститься требовать троекратного исповедания.
После первого и второго вопроса Петр призывает в свидетели Его Самого, знающего сердца; он уже не надеется сам на себя, не отвечает с поспешностью, но всякий раз прибавляет: «Ты знаешь». Когда же Петр был спрошен и в третий раз, то он смутился, не ошибочно ли он думает о себе, что любит, тогда как, быть может, на деле не любит, потому что и прежде он много думал о себе и крепости своей, однако же, последствия опровергли его. И теперь он убоялся того же. Потому и отвечает с благоговением: «Господи! Ты все знаешь», и настоящее, и будущее; Ты знаешь, что ныне Я люблю Тебя, как мне кажется; но пребудет ли моя любовь на последующее время, это ты знаешь, а я не стою сам за себя. Господь, сказав Петру о любви к Себе, предсказывает ему и о мучении, которое он претерпит. Говорит это с тем, чтобы показать, что если Он спрашивает его о любви, то спрашивает не по недоверию к нему, но по уверенности, что он любит, ибо как не любит тот, который будет и замечен за Него? Спрашивал для того, чтобы более обнаружить любовь самого Петра и всех прочих научить, что если мы желаем любить Его, то должны доказать любовь к Нему попечением о братьях.
Под «агнцами», может быть, разумеются начинающие, а под «овцами» — более совершенные. Итак, кто любит Христа, тот должен иметь попечение об агнцах и об овцах, должен «питать» агнцев, то есть иметь за ними надзор более простой, и «пасти» овец, что указывает на высшее руководство. Иногда, впрочем, и совершеннейшие нуждаются в нежном попечении, и приставники овец должны кормить их. «Пасти» выражает надзор более строгий, а «питать» — более нежный. Что же мы воздадим Господу, Который так возлюбил нас, что признаком любви к Себе поставил попечение об Его овцах?» [2].
Следующее явление Воскресшего Господа, по толкованию бл. Феофилакта Болгарского, описано у св. евангелиста Матфея, когда Он повелел одиннадцати апостолам Своим собраться в Галилеи и заповедал им идти на всемирную проповедь. Здесь Спаситель дает торжественное обетование о неразлучном Своем пребывании в роде христианском: «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф., 28, 20).
Ободряя же учеников Своих (так как посылал их к язычникам на заклания и опасности), говорит: не бойтесь, потому что Я буду с вами до скончания века. Смотри и это, как Он напомнил о кончине, чтобы побудить их еще более презирать опасности. Не бойтесь, говорит, все будет иметь конец, будет ли то мирское горе, или благополучие; поэтому ни в горестях не отпадайте, ибо они проходят, ни благами не обольщайтесь, ибо они окончатся. Впрочем, не к одним апостолам относилось это: пребыть с ними, —но и ко всем вообще ученикам Его, ибо, несомненно, апостолы не имели жить до кончины мира. Итак, и нам, и тем, которые будут после нас, обещается это; однако не так, что до скончания Он будет, а после скончания отойдет. Нет! Тогда-то особенно и будет пребывать с нами и притом яснейшим и очевиднейшим образом, ибо слово «до», где ни встречается употребленным в Писании, не исключает того, что будет после [3].
Явление Христа апостолам на горе Галилейской. Монастырь Дечаны, XIV в, Сербия
О последней беседе с учениками, перед самым Вознесением, повествуют евангелисты Марк и Лука, св. Марк передает прощальные слова и заповеди для апостолов, которые указал им Спаситель:
«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мр. 16, 15-20).
Явление Христа апостолам на море Тивериадском. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. ХII век
Апостольские проповеди. Ок. 1668 г. Великий Устюг
Отдание Пасхи. Богослужение
Церковное богослужение отданию Пасхи совершается с особенной торжественностью, в этот день сочетаются совместно три уставные службы: празднику Пасхи, Недели о слепом и Предпразднества Вознесения Господня. 3-й, 6-ой и 9-ый часы, а также антифоны на литургии поются по пасхальному чину. День постный, но в Триоди есть специальное предписание, что «на трапезе бывает утешение братии»: «ямы масло, и рыбу, и вино пием, благодаряще Бога». Так верующие прощаются до следующего года с пасхальными песнопениями и переходят (кроме чтения молитвы «Царю Небесный») к повседневному годовому уставу о молитвах.
Послепасхальные дни имеют свое послабление относительно поста среды и пятницы и освобождают верующих от земных поклонов. Это дни духовной радости, когда вслед за Спасителем нашим устремляемся сердечным взором к Будущей, Непреходящей Пасхе, где получим вечное утешение и покой, если окажемся к тому достойными.
Церковные песнопения, предназначенные на этот период, говорят преимущественно о том же. «Светися, светися новый Иеросалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся. Богородице, о востании Рожества Твоего» – послепасхальный задостойник, составленный прп. Иоанном Дамаскиным, который каждый день читаем на церковной и домашней молитве, всегда возводит нас мысленно к новому миру и Иеросалиму Небесному. Прп. Никодим Святогорец в толковательном пояснении на пасхальный канон подробно раскрывает духовный смысл этой общеизвестной возвышенной молитвы:
«Боговдохновенный певец услышал, что пророк Исаия говорит: «Почерпите воду от источник спасения» (Ис. 12:3) (а под источниками спасения подразумеваются Божественные Писания, согласно толкователям), поэтому и сам он до сих пор заимствовал многие мысли из Божественных Писаний и напоил ими духовные сады своих песненных канонов, черпает же и ныне у того же пророка изречение, говорящее: «Светися, светися, Иеросалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия» (Ис. 60:1) и претворяет это в настоящий ирмос, слегка изменив изречение, и говорит так: «О новый Иеросалим, кафолическая Христова Церковь, светись, светись». Поэт удваивает это слово, во-первых, для подтверждения просвещения, а во-вторых, из-за избытка радости, ибо в обычае как у подтверждающих какое-либо дело, так и у чрезмерно радующихся удваивать одно и то же слово, как сказал и великий Григорий: «Обновление, обновление наш праздник, братья; пусть это неоднократно повторяется от удовольствия!» (Слово в Неделю Новую). Итак, светись, потому что на тебе воссияла слава Господня, а слава Господня, по словам Феодора, – это Крест Христов, ибо Писание говорит: «Ныне прославися Сын Человеческий» (Ин. 13:31); а, по словам Григория Богослова, это Божество Христа, что подтверждает и Павел: «Отец славы» (Еф. 1:17), то есть Божества, или, по словам других, слава Господа – Божественный свет и блистание Его лица, по сказанному: «И слава Господня осия их (то есть пастырей)» (Лк. 2:9), ибо эти три воссияли на тебе, о Церковь из язычников.
Чтобы стало явно то, что иудеи видя не видят, по пророчеству Исаии, а народ, сидящий во тьме (то есть язычники), увидел великий свет богопознания, ибо среди тех самых иудеев скрылось Солнце правды, Христос, из-за неверия их, поскольку, умерщвленный ими, Он скрылся и царствовал в глубине гроба и ада, а среди нас, уверовавших из язычников, воссиял, потому что мы узнали восход Божества Его и были осияны светом благочестия и добродетели. Повелевает певец и новому Сиону плясать духовно и радоваться Воскресению Жениха Христа, потому что Христова радость и ликование являются и нашими. Затем он обращает свое слово и к Богородице, не напрасно и не мимоходом делая это, но с целью показать, что этот ирмос принадлежит девятой песни, песнотворицей которой, начальницей и творцом стала Госпожа Богородица, и поэтому он говорит Ей: «И Ты, Богородица, веселись и радуйся Воскресению Твоего Сына, ибо как прежде в Твое сердце вошел меч скорби из-за страдания и смерти Твоего Сына, по Симеонову пророчеству, так и ныне справедливо Тебе радоваться и веселиться первой, более остальных, ради Воскресения Сына Твоего, как Ты и пророчествовала в Своей песни, говоря: «Возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1:47)32».
Источники:
[1] Блаженный Феофилакт Болгарский, «Толкование на Евангелие».
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
Благовещенский Храм, с.Крутые Хутора
с. Крутые Хутора
Что такое «отдание праздника»?
Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящих много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Какой же сакральный смысл несет в себе это церковное действо, иное название которого — апо́досис — переводится с греческого языка как «возвращение»?
Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета — в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: «…в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев. 23:36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и Книге Чисел: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…» (Чис. 29:35-39).
Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день. Обычай посвящать 8-й день попразднества «ушедшему» великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков — 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой.
Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке — еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно в XVII веке появляется традиция празновать отдания дней памяти угодников Божиих — в частности, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого Лаврентия, римского мученика-архидиакона, святой мученицы Агнессы.
Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции, поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время литургии читаются Апостол и Евангелие дня. Особым по значению временем попразнства наделено Фомино воскресенье, или Неделя Антипасхи. Во время этой недели и самого дня отдания праздника воспоминается история уверения Фомы неверующего, принято читать кондак, причастен и прокимен Антипасхи и святого апостола.
В Православной Церкви существуют праздники, отдание которых в силу различных исторических причин не служится. К таковым в наши дни относятся, например, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Обрезание Господне и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиции христианского богослужения, как видим, меняются (и это закономерно, так как Церковь — живой богочеловеческий организм, без перемен она существовать не может), но суть остается прежней.
Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство, то есть празднование Ветхого и Нового Завета вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню — это, скорее, особое состояние.
Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях называются и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника — это также «суббота Господу Богу твоему». Храня в себе ощущение попразднства 8 дней, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно — и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Священное Писание: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21).
В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено по возможности избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, которые нуждаются в Помощи и Врачевании Божиих. Каждый может и, пожалуй, должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания, как на саму службу в «красный» день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, которая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом, описанном святым царем и пророком Давидом, «духе сокрушенном»?
И вообще — знаю ли я, насколько важен этот завершальный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько настоящая или, наоборот, формальна собственная вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, которое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем.
Конечно, сейчас уже не апостольские времена, и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на службу и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это — прежде всего…
Сроки отдания некоторых праздников в православной церкви
Праздник | Дней попразднства | Отдание |
4 | 12 (25) сентября | |
7 | 1 сентября (4 октября) | |
4 | 25 ноября (8 декабря) | |
6 | 31 декабря (13 января) | |
8 | 14 (27) января | |
0…7 | 2 (15) февраля…9 (22) февраля | |
1 | 26 марта (8 апреля) | |
Пасха | 39 | среда, 6-я седмица по Пасхе |
1 | среда, 5-я седмица по Пасхе | |
8 | пятница, 7-я седмица по Пасхе | |
6 | суббота, 1-я седмица по Пятидесятнице | |
7 | 13 (26) августа | |
8 | 23 августа (5 сентября) |
Не имеют отдания (а также предпразднства, попразднства) праздники:
— Рождества Иоанна Предтечи
— Усекновения главы Иоанна Предтечи
— Покрова Пресвятой Богородицы
— Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Поделиться:
Сегодня:
Седмица 27-я по Пятидесятнице (ев. чтения 29-й седмицы). Свт. Амвросия, еп. Медиоланского (397). Прп. Нила Столобе́нского (1554). Прп. Антония Сийского (1556).
Прп. Иоанна, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мч. Афинодора (ок. 304). Прп. Павла Послушли́вого. Мц. Филофеи (1060) (Румын.).
Прмчч. Сергия Гальковского, Андроника Барсукова (1917); сщмч. Антония Попова пресвитера (1918); сщмчч. Сергия Голощапова, Михаила Успенского, Сергия Успенского пресвитеров, Никифора Литвинова диакона, прмчч. Галактиона Урбановича-Новикова и Гурия Самойлова, мч. Иоанна Демидова (1937); сщмчч. Петра Крестова и Василия Мирожина пресвитеров (1941).
Селигерской (Владимирской) иконы Божией Матери.
1_Тим., 285 зач. (от полу’), V, 1–10.Лк., 102 зач., XX, 27–44.Прп.:2_Кор., 176 зач., IV, 6–15.Лк., 24 зач., VI, 17–23156.
ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Святая Церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, величает Ее высшею без сравнения всех ангелов и святых и воздает Ей особенную честь. Слава Ее была предвозвещена пророками ( Ис. 7, 14 ; Пс. 44; 67, 16–18; 71, 6 ) и началась еще с младенчества. После благовещения Архангела о рождении от Нее Сына Божия праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, первая нарекла Ее Матерью Господа. При этой встрече Сама Богоневеста, движимая Духом Святым, прорекла о Себе: «Се бо от ныне ублажат Мя вси роди» ( Лк. 1, 41–48 ).
Величие Богоматери, явленное при Ее жизни и по Успении, распространилось в мире с расширением пределов Церкви Христовой. На III Вселенском Соборе отцы Церкви, осудив лжеучение Нестория, торжественно исповедали Пресвятую Деву Богородицею.
Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Ее праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках:
1. Рождество Пресвятой Богородицы.
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
3. Благовещение Пресвятой Богородицы.
4. Успение Пресвятой Богородицы.
Рождество Пресвятой Богородицы
Событие праздника, его смысл и значение (8 сентября)
Житийное сказание о Рождестве Пресвятой Богородицы.
Пречистая Богородица Мария родилась в галилейском городе Назарете и по линии отца происходила из царского рода, по матери – из рода архиерейского.
Отец Ее, святой и праведный Иоаким, происходил от Нафана, сына Давидова. Нафан родил Левия, Левий родил Мелхия и Панфира, Панфир родил Варпанфира. Варпанфир родил Иоакима – отца Пресвятой Богородицы. Супруга Иоакима – Анна – происходила из рода Аарона и была младшей дочерью священника Матфана.
Матфан имел трех дочерей: Марию, Совию и Анну. Мария, выйдя замуж, родила Саломию, мать апостола Иоанна Богослова. Совия в замужестве родила Елисавету – мать Иоанна Предтечи, святая Анна была матерью Пресвятой Богородицы.
Супруги Иоаким и Анна обладали и вещественным богатством, состоявшим преимущественно из крупного и мелкого скота, и богатством добродетелей. Они жили непорочно, во всем следуя заповедям Господним. На каждый праздник святая супружеская чета имела обыкновение выделять часть имения для раздачи бедным и часть жертвовала на храм для церковных нужд.
За исключительное благочестие Господь удостоил Иоакима и Анну быть родителями Божией Матери. Но этого счастья они удостоились лишь в конце своей земной праведной жизни. Проходил уже пятидесятый год их совместной супружеской жизни, Анна же продолжала оставаться неплодной. Оба супруга в душевной горести не переставали умолять Бога о даровании им чада.
В один великий праздник Иоаким, по обыкновению, принес в Иерусалимский храм богатые дары. И каково было его огорчение, когда первосвященник Иссахар не захотел принять его даров. Укоряя Иоакима за неплодие, он говорил ему: «Твоих даров не следует и принимать, так как ты бесчаден. Из-за каких-то тайных грехов ты не имеешь Божьего благословения».
Подобно первосвященнику, на Иоакима тогда же обрушился с укорами некий еврей из колена Рувимова, говоря: «Зачем ты спешишь прежде меня приносить дар Богу? Разве ты не сознаешь того, что недостоин с нами приносить даров, поскольку ты не оставил семени во Израиле?»
Услышанные упреки до глубины души опечалили и уязвили Иоакима. В крайней скорби он вышел из храма, тяжело переживая унижение и оскорбление. Всеобщая радость того праздника превратилась для него в болезненный плач. Полный горечи, он не возвратился в свой дом, но из храма пошел в пустынные места, где паслись его стада. Там пред Господом ему удобнее было изливать в молитвенных слезах накопившуюся горечь. Находясь в уединении, Иоаким невольно вспоминал разрешение Богом Авраамова неплодия в старости и горячо просил себе такого же чуда свыше. «Господи Боже! – молитвенно взывал он. – Удостой меня назваться отцом чаду, как некогда Ты удостоил Авраама, чтобы люди не считали меня отринутым Тобою и не презирали».
К молитве Иоаким присоединил строгий пост и сорок дней не хотел вкушать хлеба. На многократное предложение пастухов подкрепиться хлебом он неизменно отвечал одно и то же: «Не вложу пищи в мои уста и не возвращусь в мой дом. Пусть пищей будут мне слезы мои и домом – эта пустыня до тех пор, пока не услышит меня и не посетит милостию Господь Бог Израилев».
Между тем, слух об иерусалимском оскорблении Иоакима за бесчадие в храме и о безутешном его плаче дошел до праведной Анны. Трудно описать ее волнение и горе при вести о позоре супруга. «Ныне, – воскликнула она, – я окаяннее всех людей: Богом отвержена, людьми поносима, мужем оставлена. О чем прежде восплачу: о моем вдовстве или о бесчадии; о моем ли сиротстве, или о том, что недостойна была назваться матерью?». И горько рыдала Анна все те 40 дней в отсутствие Иоакима. Служанка ее Иудифь пыталась было ее утешить, но не могла. Кто мог утешить ту, печаль которой была глубока, как море?
Во время плача Анны вдруг предстал перед ней Архангел Гавриил и сказал: «Анна, Анна! Твоя молитва услышана, Твои воздыхания прошли облака, и слезы твои пали пред Богом. Вот, ты зачнешь и родишь Преблагословенную Дочь. Чрез Нее возблагословятся все земные колена и дастся спасение миру. Ей наречется имя – Мария». Сказав это, Архангел сделался невидим. При слышании небесного благовестия Анна поклонилась Богу и воскликнула: «Жив Господь Бог! Если я рожду дитя, то отдам его на служение Ему. Пусть оно служит Богу и хвалит Его святое имя во все годы своей жизни день и ночь».
Полная несказанной радости, Анна спешно пошла в Иерусалим, чтобы там в храме возблагодарить Бога за милостивое посещение.
Между тем, Архангел Гавриил в тот же час после явления Анне внезапно предстал в пустыне Иоакиму со словами: «Иоаким, Иоаким! Бог услышал твою молитву и изволил дать тебе Свою благодать. Жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дочь. Ее рождение будет радостью всему миру. И вот тебе знак истины моего благовещения. Иди в Иерусалим к Церкви Божией. Там, у Золотых ворот, встретишь твою супругу Анну. Ей возвещено то же, что и тебе».
Пораженный и обрадованный явлением Архистратига Господня, Иоаким быстро пошел по направлению к Иерусалимскому храму. У Золотых ворот он действительно повстречался с Анной, молившейся здесь. Радостные супруги обменялись рассказами о Божием благовещении им через Небесного Посланника, поблагодарили Бога в храме и возвратились в свой назаретский дом.
По Ангельскому благовестию, святая Анна в девятый день декабря месяца зачала Пречистую Дочь Марию Богородицу и родила Ее 8 сентября следующего года.
Неописанной была радость Иоакима и Анны по случаю рождения Преблагословенной Дочери, нареченной именем Мария. В связи с разрешением неплодия Анны Иоаким принес обильнейшие дары в храм, а также вознес жертвы и всесожжения. Благословляемый первосвященником, он с ликующей душой возвратился в свой дом и здесь устроил семейное торжество, пригласив на него родных и знакомых.
О Богоданном Младенце-Дочери Иоаким и Анна заботились со всей тщательностью, зная по откровению об Её будущем предназначении. В Ней они видели не только свою Дочь, но и Свою Госпожу. Богоотроковица Мария в трехлетнем возрасте была помещена родителями на жительство в Иерусалимский храм.
По введении Ее во храм праведные супруги жили недолго. Иоаким преставился в Назарете 80 лет, Анна же почила в Иерусалиме 79 лет, прожив здесь близ Пресвятой Дочери всего два года.
Литургическое освещение праздника
Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены несколькими церковными песнопевцами. В числе авторов стихир упоминаются имена Константинопольских Патриархов: святых Анатолия, Германа и Сергия; святого Андрея, архиепископа Критского, Стефана святоградца. Каноны подписаны именами преподобного Иоанна Дамаскина и святого Андрея Критского. Упомянутые авторы в своих творениях раскрывают историю и общецерковное значение Рождества Богородицы. История праздника у них передается сжато.
Литургическое изложение истории Рождества Пресвятой Богородицы изобилует библейскими терминами, сопоставлениями исторических сведений с ветхозаветными пророчествами.
Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведникам. Неплодные ложесна Анны отверз именно Сын Божий и повелел изойти из бесчадной утробы Источнику Жизни. Так, Богосыновним мановением святая Анна соделалась плодоносной бороздой, произведшей добрый колос – Богородицу.
Можно себе представить радость праведных родителей, осчастливленных чадородием. Иоаким, ликуя, говорил всем: «Мне родился жезл, от которого прорастет цвет – Христос». Праведная же Анна, кормя младенца своим млеком, была готова от радости плескать руками и говорила мысленно: «Я, неплодная, родила Божию Матерь, ради Которой разрешится осуждение Евы. Сорадуйтесь мне, вси сыны Израиля, ибо вот Господь дал мне Одушевленную Палату Его Божественной славы, в общее веселие, радость и спасение».
Счастливые родители обещали посвятить свою Дочь на служение Богу. По достижении Ею трехлетнего возраста они действительно отвели Ее на жительство в Иерусалимский храм для воспитания и вскормления рукою Ангела.
Говоря библейски, от Анны – малого чертога – родилась Мария, Божий град, имеющий выход от утробной двери, но не знающий входа плотского общения.
Рождество Пресвятой Богородицы, многозначительное для всего человеческого рода, торжественно чтится во Вселенской Церкви по устроению Сына Божия. Иоакиму и Анне, высшим всех земных родителей, сорадуется мир ангельский и человеческий не без глубокого основания.
Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды – Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле.
В Лице Пресвятой Девы Марии Благодать родила Предызбранную из всех родов в жилище Христу Богу, начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем.
Всецарица Богородица есть по своему достоинству Матерь Жизни, Скиния всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный престол, Чертог неприступного света Божества и Книга Слова жизни. Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к востоку и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Святителя Христа. Как Дверь Единородного Сына Божия, Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле. Ввиду этого Ее рождение, предвозвещающее начало спасения людей от духовного бесплодия, вызывает «шум празднующих» и созидает церковное благолепное торжество.
Весть о рождении Богоматери, по словам песнопевцев, достигает прародителей Адама и Евы. Отлагая печаль, они побуждаются говорить:
«Чрез Тебя, Пречистая, мы с явлением Христа избавимся от клятвы». Праматерь же Ева ублажает свою Внучку приветственным восклицанием: «Мне родилось ныне избавление. Ради Девы я освобожусь от адских уз».
Подобно Адаму и Еве, о рождении Пресвятой Девы Марии радуется и праотец Ее Давид и объявляет всем: «Бог мне клялся и исполнил клятву, дав мне от плода моего чрева Девицу. Из Нее родится на Моем престоле Царь Христос, имеющий вечно незыблемое Царство».
К приведенным общим упоминаниям о значении Рождества Богородицы церковные песнопевцы присоединяют еще ряд замечаний об участии Богоматери в восстановлении человеческого рода из состояния падения.
В богослужебных песнях и тропарях канонов праздника, например, высказывается мысль, что Чистая Богоматерь и Раба Христа Бога непрерывно ходатайствует пред Ним о даровании людям первого блаженства. Для склоняющихся к аду Она – мост жизни. Ею попран бесстыдный ад, а всеродная Ева введена в твердую жизнь. Она отверзла вход в рай, затворенный древним преступлением и, как непорочная Агница, привела в наше существо Агнца Христа. От Неё родился Богомладенец – Огнь по Божеству и Отчее Слово – и в Ее чреве из всечеловеческой персти создал тело, не всеянное земным отцом.
Некогда уста Патриарха Иакова, благословляющего сына своего Иуду, назвали Богородицу Летораслью, произращающей Сына Божия действием Святого Духа.
Пречистая Дева действительно была посредницей Боговоплощения. Во время Архангельского благовещения, по благоволению Бога Отца, Её осенил Божественный Дух и вселилось в Нее Слово Отчее. Рождением воплотившегося Сына Божия Она облагоухала миром благодати концы мира.
После всего сказанного выше становится понятною причина всемирного почитания зачатия и рождения Пресвятой Богородицы. Верующие люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и дарование обожения.
История праздника
Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (см. в книгах блаженного Иеронима, св. Епифания Кипрского и др.).
Святой Андрей Критский в своем слове в день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам святого Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость». «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется».
Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери. Другие сведения можно найти в творениях святого Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами (в V в. – Анатолием, архиепископом Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским, в VII в. – святым Андреем Критским, в VIII в. – святым Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. – преп. Иосифом Студитом). Их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты».
Особенности богослужения праздника
Возглас: «Слава Святей. », предначинательный псалом, «Блажен муж. ». На «Господи, воззвах» – 8 стихир, глас 6-й. «Слава, и ныне» – стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня. На великой вечерне после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники.
Первая паримия из книги Бытия (28, 10–17) – о лествице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снизшел на землю и воплотился Сын Божий.
Вторая паримия ( Иез. 44, 2–4 ) – о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы.
Третья паримия ( Притч. 9, 1–11 ) – о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира.
На литии – 5 стихир праздника, глас 6-й. На стиховне – 4 стихиры со своими стихами.
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое».
После величания, малой ектении и седальна праздника поется 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, гл. 4: «Помяну имя Твое. ». Стих: «Отрыгну сердце мое слово благо. ». Евангелие от Луки, зач. 4-е. После Евангелия – псалом 50-й, «Слава: Молитвами Богородицы. », «И ныне» – то же. Затем «Помилуй мя, Боже», стихира праздника, гл. 6-й: «Сей день Господень. » и молитва «Спаси, Боже, люди Твоя. ».
Примечание: 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея», как правило, поется по полиелее во все двунадесятые Господские и Богородичные праздники в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье же 1-й антифон 4-го гласа поется только в случившиеся Господские праздники: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Вход Господень во Иерусалим и Пятидесятницу. (В воскресенье первый антифон 4-го гласа поется еще в Неделю Фомину, имеющую во многом особенности богослужения двунадесятого праздника).
Канонов два. Тропари на 12. Первый канон – святого Иоанна Дамаскина (VIII в.), второй – святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон по своему содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы как близким между собою событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову.
По 3-й песни – седален праздника, гл. 4-й. «Слава, и ныне» – то же. По 6-й – кондак: «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея» и икос.
Катавасия – ирмосы ближайшего великого праздника – Воздвижения: «Крест начертав Моисей» (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие двунадесятые Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по Уставу петь по дважды.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника.
1-й припев: «Величай, душе моя, преславное Рождество Божией Матери».
Ирмос: «Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем».
Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: «Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию».
После 9-й песни светилен «От неплодныя днесь Анны. » (дважды), «Слава, и ныне» – «Адаме обновися. ».
На хвалитех стихиры на 4, глас 1-й. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника (единожды), ектении сугубая и просительная и отпуст.
На литургии тропари на «Блаженны» берутся из 1-го канона, песнь 3-я, на 4 и из второго канона, песнь 6-я, на 4. После малого входа (как и во все другие двунадесятые Богородичные праздники) поется «Приидите, поклонимся». (В Господские двунадесятые праздники при священническом служении «Приидите, поклонимся» не поется, но сразу после входного стиха хор поет тропарь и кондак. (См.: Никольский. С. 396). Затем – тропарь, «Слава, и ныне» – кондак праздника.
Прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя. ». Апостол – Флп., зач. 240; Евангелие от Луки, зач. 54. Вместо «Достойно» – задостойник – ирмос 9-й песни: «Чужде матерем девство» с припевом. Обычно задостойник праздника поется на литургии до отдания (включительно) и во все другие великие Господские и богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом.
Причастен: «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову».
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12 сентября.
Следующий день после праздника (9 сентября) посвящен участникам празднуемого события – праведным Иоакиму и Анне.
Порядок службы праздника в воскресенье
Малая вечерня. На «Господи, воззвах» – стихиры на 4. «Слава, и ныне» – праздника. На стиховне – стихира воскресная одна и праздника стиховня стихира великой вечерни с припевами праздника (то есть «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо. »), «Слава, и ныне» – праздника. Тропарь воскресный, «Слава, и ныне» – праздника. Ектения малая и отпуст.
Великая вечерня. На «Господи, воззвах» – стихиры на 10: воскресные три, Анатолиева одна и праздника 6. «Слава, и ныне» – стихира праздника (вместо догматика). Вход. Прокимен дня. Паримии праздника.
На литии – все стихиры праздника. На стиховне – стихиры воскресные, «Слава, и ныне» – праздника. На благословении хлебов тропарь праздника – трижды.
На утрени. На «Бог Господь» – тропарь воскресный дважды, «Слава, и ныне» – праздника. После кафизм – седальны только воскресные с Богородичными их. Полиелей и тропари «Ангельский собор». Степенные антифоны – текущего гласа. Прокимен и Евангелие праздника. «Воскресение Христово. », псалом 50-й, «Слава: Молитвами Богородицы. », «И ныне» – то же. «Помилуй мя Боже. ». Стихира праздника.
Канон воскресный с ирмосами на 4 и Богородицы из Октоиха на 2; оба канона праздника на 8. Катавасия – «Крест начертав. ». По 3-й песни – кондак и икос воскресный, седален праздника дважды. По 6-й песни – кондак и икос праздника. По 9-ой песни припевы не поем, но «Честнейшую». Светилен воскресный, «Слава, и ныне» – праздника. На хвалитех – стихиры воскресные 4 и праздника 4 с праздничными припевами. «Слава» – стихира праздника, «И ныне» – «Преблагословенна еси. ». Славословие великое. По Трисвятом – тропарь только один воскресный. После отпуста – «Слава, и ныне», поется стихира Евангельская. На 1-м часе – тропарь воскресный, «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен часа. Кондак воскресный, а на следующих часах – кондаки воскресный и праздника попеременно.
На литургии. «Блаженны» воскресны на 64 и праздника, песнь 3-я, на 4. По входе – «Приидите, поклонимся» с концовкой «воскресый из мертвых. », но не «Молитвами Богородицы. ». Тропари воскресный и праздника. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – праздника.
Прокимен, Апостол, Аллилуиа и Евангелие – прежде Недели пред Воздвижением, затем рядовые Апостол и Евангелие под зачало и Богородицы. Прокимен гласа оставляется.
Причастен: «Хвалите Господа с небес. » и праздника: «Чашу спасения прииму. ».
Примечание: о том, что на входе на литургии Евангелием начертывается крест, см. книгу Никольского, стр. 395; Архиерейский Чиновник.
Если случится попразднство Рождества Божией Матери в воскресенье, то: на великой вечерне: на «Господи, воззвах» – стихиры воскресные три, Анато-лиева – одна, праздника – три и святого Минеи – три. Но если случится память святого, имеющего службу шестеричную или полиелейную, то стихиры поются так: воскресные три, праздника три и святого Минеи на четыре. «Слава» – стихира святого, если есть; если нет, то «Слава» – стихира праздника, на «И ныне» – Богородичен (то есть Догматик) гласа. Вход. Прокимен дня и ектении по обычаю. На литии – стихиры праздника. «Слава» – стихира святого, если есть, на «И ныне» – праздника; если нет стихиры святого, то на «Слава, и ныне» – стихира праздника. На стиховне – стихиры воскресные. «Слава» – святого, на «И ныне» – праздника. На благословении хлебов – тропари: «Богородице Дево, радуйся» – дважды и праздника единожды.
На утрени: на «Бог Господь» – тропарь воскресный дважды. «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Если нет на «Слава» стихиры святого, то на «Слава, и ныне» – праздника.
По чтении кафизм – седальны только воскресные с Богородичными их.
Если служба святому полиелейная, то по полиелее поется величание, после которого – тропари воскресные: «Ангельский собор удивися…». Степенны антифоны – текущего гласа. Евангелие воскресное. Затем – «Воскресение Христово. », псалом 50-й и далее – по обычаю воскресной службы.
Каноны: воскресный, на 4, Богородичен Октоиха, на 2, праздника, на 4 и святому Минеи, на 4. Но если случится память святого с полиелейной службой, то чтение канонов меняется, а именно: воскресный, на 4, Богородичен Октоиха опускается, праздника, на 4, и святого, на 6. Катавасия – «Крест начертав…». По 3-й песни канона – кондак и икос праздника. Если есть кондак, икос и седален святого, то также читать, а на «Слава, и ныне» – седален праздника. По 6-й песни читается кондак и икос воскресные. По 9-й песни поется «Честнейшую». Светилен – воскресный, «Слава» – святого, «И ныне» – праздника.
Хвалитные стихиры: 4 воскресные, 4 праздника (стиховны того же дня с их праздничными припевами). Но если святой имеет стихиры на хвалитех, то порядок пения стихир следующий: воскресные, 4, святого, 4, с его припевами, «Слава» – стихира Евангельская, «И ныне» – «Преблагословенна еси, Богородице. ». После великого славословия поется тропарь только воскресный, затем ектении и отпуст.
На 1-м часе: тропарь воскресный, «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен часа. По «Отче наш» читается кондак праздника.
На 3-м часе: тропарь воскресный, «Слава» – святого; если нет, то «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен часа. По «Отче наш» читаются кондаки на 3-м, 6-м и 9-м часе праздника, воскресный и полиелейного святого попеременно.
На литургии: «Блаженны» гласа, на 6, тропари праздника из рядовой песни канона, на 4 (то есть в понедельник – из 1-й песни, во вторник – из 3-й и т.д.). Но если святой имеет канон, то порядок будет иной: воскресный, праздника и святого, по 4 тропаря, причем тропаря святого берутся из 6-й песни канона.
По входе – тропари поются следующие: воскресный, праздника, храма святого и святого дня. Далее кондаки воскресный, храма святого, «Слава» – святого дня, если есть, а если нет, то «Слава» – храмового святого, «И ныне» – праздника.
Прокимны – Недели пред Воздвижением и святого полиелейного, а воскресный прокимен оставляется. Апостол, Аллилуиарий и Евангелие – Недели пред Воздвижением вместе с рядовым Евангелием под зачало, затем – Евангелие полиелейного святого.
Причастен: «Хвалите Господа с небес», но если есть причастен святого, то и его, если нет, то второй причастен – праздника «Чашу спасения прииму. ».
Отдание праздника в седмичный день
Вся служба совершается только празднику. Стихиры на «Господи, воззвах» – на 6, «Слава, и ныне» – праздника, но если отдание в субботу, то в пятницу вечером на «Слава» – стихира праздника, а на «И ныне» – догматик гласа, то есть в этот день положено отдание гласа. Прокимен дня. Паримий и входа нет. Затем – «Сподоби, Господи» и просительная ектения.
По «Ныне отпущаеши» – тропарь праздника один раз. Далее – ектения сугубая и отпуст.
На утрени: на «Бог Господь» – тропарь праздника дважды, а также «Слава и ныне» – тот же. После кафизм седальны праздника.
Каноны – праздника: первый – на 8 и второй – на 6. Катавасия – «Крест начертав…». По 3-й песни – седален праздника (дважды). По 6-й песни – кондак и икос. Вместо «Честнейшую» – поют припевы праздника. Славословие великое. Далее – тропарь, ектении сугубая и просительная и отпуст.
На литургии: на «Блаженны» – тропари 9-й песни обоих канонов, на 8. По входе – тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак. Прокимен, Аллилуиарий и причастен праздника. Но Апостол и Евангелие – сначала дня, затем праздника.
Отдание праздника в воскресный день
Начало обычное, воскресное. Стихиры на «Господи, воззвах» – стихиры воскресные – 3, Анатолиева – одна и праздника – 6 (которые пелись на самый праздник). «Слава» – праздника, «И ныне» – догматик гласа. На литии – стихиры только праздника. На стиховне – стихиры воскресные, «Слава, и ныне» – праздника. Тропари на благословении хлебов: «Богородице Дево» (дважды) и праздника (один раз).
На утрени: На «Бог Господь» тропарь воскресный (дважды), «Слава, и ныне» – праздника. После кафизм – седальны воскресные. Тропари по «Непорочных»: «Ангельский собор». Степенны антифоны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное. Каноны: воскресный – на 4, Богородицы из Октоиха – на 2 и праздника (оба канона) – на 8. Катавасия – «Крест начертав». По 3-й песни – кондак, икос и седален (дважды) праздника. После 6-й песни – кондак и икос воскресные. На 9-й песни поётся «Честнейшую», светилен – воскресный, «Слава и ныне» – праздника.
На хвалитех – стихиры воскресные – на 4 и праздника (с их припевами) – на 4. На «Слава» – стихира Евангельская, на «И ныне» – «Преблагословенна еси, Богородице. ». Славословие великое. Затем Трисвятое и тропарь только воскресный. Ектении и отпуст.
На часах тропари: воскресный, «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен часа. Кондаки чередуются, то есть на 1-м часе – праздника, на 3-м – воскресный и т.д.
На литургии: на «Блаженны» тропари – гласа, т.е. воскресные, на 6, и праздника из 9-й песни канона, на 4.
По малом входе – тропари воскресный и праздника, «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – праздника.
Прокимны – сначала Недели пред Воздвижением, затем – праздника, воскресный гласа опускается. Апостол и Евангелие – Недели пред Воздвижением, рядовое – воскресное (читаются под одно зачало), затем – праздника.
Причастные стихи – «Хвалите Господа с небес» и праздника – «Чашу спасения прииму. ».
Порядок службы в предпразднство или попразднство святого, имеющего бдение, или храмового святого
На малой вечерне: на «Господи, воззвах» – стихиры святого, «Слава» – его же, «И ныне» – предпразднства или попразднства. На стиховне – стихиры предпразднства или попразднства (стиховные великой вечерни), «Слава» – святого, «И ныне» – праздника (стиховная стихира утрени). По «Ныне отпущаеши» – тропарь святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или попразднства. Ектения: «Помилуй нас, Боже» (краткая). Малый отпуст.
На великой вечерне: «Блажен муж» (1-й антифон 1-й кафизмы). На «Господи, воззвах» – стихиры праздника – 3 и святого – 5. «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или попразднства. Вход. Прокимен дня. Паримии святого – 3. Ектения: «Рцем вси», «Сподоби, Господи», ектения: «Исполним вечернюю молитву».
На литии – стихиры храма (1) и святого; если святой храмовой, то стихиры только его; «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или попразднства.
На стиховне – стихиры святого, «Слава» – его же, «И ныне» – предпразднства или попразднства. На благословении хлебов – тропарь святого (дважды) и предпразднства праздника (один раз).
На утрени: на «Бог Господь» – тропарь предпразднства или праздника (дважды), «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или праздника. После кафизм – малые ектении и седальны святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или попразднства. Полиелей. Величание святого и обычное каждение. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – святого. Псалом 50-й. «Слава»: «Молитвами святаго. », «И ныне»: «Молитвами Богородицы. ». «Помилуй мя, Боже. » и стихира святого. «Спаси, Боже, люди Твоя. ».
Каноны: предпразднства или попразднства – с ирмосом (ирмосы по дважды) на 6 и святого на 8. Катавасия праздника или рядовая. По 3-й песни – кондак и икос праздника, «Слава» – седален святого, «И ныне» – предпразднства или попразднства. По 6-й песни – кондак и икос святого. Поется «Честнейшую». По 9-й песни – светилен святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или попразднства.
На хвалитех – стихиры предпразднства или попразднства – 3, которые положены на стиховне утрени, и святого – 3, «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или попразднства. Ектении и отпуст. Великое славословие. Тропарь: святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или праздника. Час 1-й. На часах тропарь предпразднства или праздника, «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен часа; кондаки – праздника и святого попеременно.
На литургии: на «Блаженны» тропари канона предпразднства, песнь 3-я на 4 или попразднства, песнь рядовая на 4 и святого, песнь 6-я на 6. По входе – тропарь храма Христова или Богородицы, если им храм посвящен; но если храм посвящен святому, то сначала тропарь предпразднства или праздника и святого, «Слава» – кондак святого, «И ныне» – предпразднства или праздника.
Примечание: Если празднуется предпразднство или попразднство праздника Христова и храм Христов, то тропарь и кондак храма Христова в сия дни не поются по входе; равным образом и в предпразднство или попразднство праздника Богородицы в храме Богородицы по входе тропарь и кондак храма не поются. Тропарь и кондак храма святого в сей день тоже не поются.
Прокимен, Аллилуиарий и причастен, Апостол и Евангелие (в предпразднство) – святого; в попразднство же – прокимен, Аллилуиарий и причастен – праздника и святого; Апостол и Евангелие только празднуемого святого. В попразднство – задостойник праздника.
Порядок службы в предпразднство или попразднство святого, имеющего полиелей
9-й час – по обычаю. На вечерне – возглас: «Благословен Бог. ». «Блажен муж» (1-й антифон 1-й кафизмы).
На «Господи, воззвах» – стихиры предпразднства или попразднства – 3 и святого – 5, «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или попразднства (в пятницу вечером на «И ныне» – догматик гласа). Вход. Прокимен дня. Паримии святого – 3. Ектения: «Рцем вси». «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю молитву».
На стиховне – стихиры предпразднства или попразднства, «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или попразднства.
По «Ныне отпущаеши» – тропарь святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или праздника. Далее возглас: «Премудрость» (при закрытых царских вратах). Хор: «Святейший Владыко, благослови». Священник: «Сый благословен». Хор: «Аминь. Утверди, Боже». «Возглас священника: «Слава Святей. », и читается шестопсалмие. Но по Уставу после тропарей положен отпуст, после чего сразу малое повечерие, на котором читается канон или трипеснец праздника (если есть на ряду). По «Достойно» (в попразднство поется вместо «Достойно» – задостойник) – Трисвятое по «Отче наш», кондак святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или праздника и прочее малого повечерия по обычаю.
Полунощница вседневная, в субботу же – субботняя.
На утрени: на «Бог Господь» – тропарь предпразднства или праздника (дважды), «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или праздника. После кафизм и малых ектений – седальны предпразднства или попразднства. Полиелей. Величание святого. По ектении – седальны все святого. «От юности моея», глас 4-й. Прокимен, Евангелие и стихира – святого. «Спаси, Боже, люди Твоя. ».
Каноны: предпразднства или попразднства, с ирмосом (ирмосы по дважды) на 6, и святого на 8. Катавасия – праздника или рядовая. По 3-й песни – кондак и икос предпразднства или попразднства, седален – святого, «Слава, и ныне» – седален праздника. По 6-й песни – кондак и икос святого. На 9-й – «Честнейшую». Светилен – святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или попразднства.
На хвалитех – стихиры предпразднства или попразднства (что на стиховне утрени), и святого, «Слава» – святого, «И ныне» – предпразднства или попразднства. По великом славословии – тропарь святого, «Слава, и ныне» – праздника. Ектении и отпуст полный при открытых царских вратах. На часах – тропарь предпразднства или попразднства, «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен часов. Кондаки чередуются – праздника и святого.
На литургии: на «Блаженны» тропари канона предпразднства, песнь 3-я на 4, в попразднство – песнь рядовая на 4 и святого, песнь 6-я на 4. По входе – порядок пения тропарей соблюдается тот же, что и в предпразднство или попразднство с бдением святого, только в сей день присоединяется тропарь и кондак храмового святого. Прокимен, Аллилуиарий, причастен, Апостол и Евангелие в предпразднство – дню и святого; в попразднство же – прокимен, Аллилуиарий и причастен – праздника и святого, Апостол и Евангелие дня и празднуемого святого. В попразднство – задостойник праздника.
Порядок службы в предпразднство или попразднство с малым святым (одним и двумя)
По 9-ом часе начинается вседневная вечерня. Ектения великая. Стихословится рядовая кафизма (если было бдение, то кафизмы не бывает).
На «Господи, воззвах» – стихиры предпразднства или попразднства – 3 и святого – 3; если два святых, то стихиры предпразднства или попразднства опускаются, а поются только стихиры святых по три; «Слава» – стихира святого, если есть, «И ныне» – предпразднства или попразднства. Входа не бывает. Прокимен дня. «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю. ».
Примечание. На вечерне в самый день Господского праздника бывает прокимен великий, ради которого бывает вход. По прокимне – ектения: «Рцем вси. », «Сподоби, Господи. », ектения: «Исполним вечернюю молитву. ».
На стиховне – стихиры предпразднства или попразднства со своими стихами, «Слава» – стихира святого, если есть, «И ныне» – предпразднства или попразднства.
По «Ныне отпущаеши» – тропарь святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или праздника. Если два святых, то тропарь первого святого, «Слава» – второго, «И ныне» – праздника. Если святой не имеет тропаря, то поется тропарь только предпразднства или праздника один раз. Ектения: «Помилуй нас, Боже…».
Отпуст вседневный, только в попразднство Господского праздника начало отпуста праздничное (до отдания), а в воскресенье – отпуст воскресный. Далее повечерие малое (без канона Октоиха), так как Октоих не поется.
Примечание. В дни предпразднства праздников: Рождества Христова, Богоявления и Преображения, а именно: 20-го, 21-го, 22-го, 23-го и 24-го декабря, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го января и 5-го августа, если они не случатся в воскресенье, вместо канонов Октоиха поются трипеснцы или каноны праздников. По Трисвятом – кондак предпразднства или праздника.
Каноны: предпразднства или попразднства с ирмосами (ирмосы по дважды) на 6 и святого на 6. Вместо катавасии по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни поется ирмос канона святого. Если два святых, то поется канон предпразднства или праздника с ирмосом на 6, а святых на 8 (по 4, без ирмосов). По 3-й песни – кондак и икос предпразднства или попразднства, седален святого (дважды); «Слава, и ныне» – седален предпразднства или попразднства. По 6-й песни – кондак и икос святого. По 8-й песни поется «Честнейшую». По 9-й песни – светилен святого (дважды), «Слава, и ныне» – предпразднства или попразднства. Затем – хвалитные псалмы со вседневным славословием и просительная ектения.
На стиховне – стихиры предпразднства или попразднства, «Слава» – святого, если есть, «И ныне» – предпразднства или праздника. По «Благо есть. » – тропарь святого, «Слава, и ныне» – предпразднства или праздника. Ектения: «Помилуй нас, Боже» и прочее последование вседневной утрени.
На часах – тропарь предпразднства или праздника, «Слава» – святого; если два святых, то их тропари чередуются. Кондак на всех часах – предпразднства или праздника.
На литургии: на «Блаженны» – тропари канона в предпразднство, песнь 3-я на 4, а в попразднство – рядовая песнь, на 4, и святого песнь 6-я, на 4.
По входе – тропари: если Господский праздник, – предпразднства или праздника, храма Богородицы или святого, рядового святого или святых. Кондаки: предпразднства или праздника, храма святого, «Слава» – рядового святого, «И ныне» – храма Богородицы. В храме Христовом тропарь и кондак храма не поются.
Если же предпразднство или попразднство Богородичного праздника, то по входе тропари: праздника, храма святого и рядового святого, «Слава» – кондак рядового святого, «И ныне» – праздника. В храме же Христовом тропари: храма, праздника Богородицы, рядового святого; кондаки: храма, «Слава» – рядового святого, «И ныне» – праздника. Прокимен, причастен, Апостол и Евангелие в предпразднство – дня и святого (если есть). В попразднство прокимен, причастен праздника (до отдания) и святого (если есть); Апостол и Евангелие дня и святого (если есть). В попразднство – задостойник праздника (до отдания).
Порядок службы в день отдания праздника (со святым, имеющим бдение, или святым храма)
На малой вечерне: на «Господи, воззвах» – стихиры святого, «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. На стиховне – стихиры святого (стиховные великой вечерни со своими стихами), «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. По Трисвятом – тропарь святого, «Слава, и ныне» – праздника.
На великой вечерне: «Блажен муж…». На «Господи, воззвах» – стихиры праздника – 6 и святого – 4, «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Вход. Прокимен дня. Паримии святого. Ектении: «Рцем вси. », «Исполним вечернюю молитву. ».
На стиховне – стихиры праздника, «Слава» – святого, «И ныне» – праздника.
По «Ныне отпущаеши» – тропарь святого (дважды) и праздника (один раз).
На утрени: на «Бог Господь» – тропарь праздника (дважды), «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. После кафизм – малые ектении и седальны праздника. Полиелей. Величание святого и каждение всего храма. После малой ектении – седальны святого, «Слава, и ныне» – праздника. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие святого. Псалом 50-й. «Слава»: «Молитвами святаго. », «И ныне»: «Молитвами Богородицы. ». «Помилуй мя, Боже. » и стихира святого. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя. ».
Каноны: праздника с ирмосами (ирмосы по дважды) на 8 и святого на 6. Катавасия – праздника или рядовая. Если праздника два канона, то 1-й канон праздника с ирмосом (по дважды) на 6, 2-й канон на 4 и святого на 4. По 3-й песни – кондак и икос святого и седален (дважды), «Слава, и ныне» – праздника, по 6-й песни – кондак и икос праздника. Если святой храмовой, по 6-й песни – кондак и икос святого, а праздника – по 3-й песни. На 9-й песни поются припевы праздника. Светилен – праздника, «Слава» – святого, «И ныне» – праздника.
На хвалитех – стихиры праздника на 4 и святого на 4, «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Славословие великое. По Трисвятом – тропарь святого, «Слава, и ныне» – праздника. Ектении и полный праздничный отпуст.
На часах – тропари: праздника, «Слава» – святого; кондаки праздника и святого чередуются.
На литургии: на «Блаженны» – тропарь канона праздника, песнь 9-я, на 4, и святого, песнь 6-я, на 4.
По входе – тропари: праздника (если праздник Господский), храма Богородицы, празднуемого святого; кондаки: праздника, «Слава» – святого, «И ныне» – храма Богородицы; если храм святого, то на «Слава» – кондак празднуемого святого, «И ныне» – праздника.
В отдание праздника Богородицы – тропари: храма Христова, праздника, празднуемого святого; кондаки: храма Христова, «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Прокимен, Аллилуиарий и причастен – праздника и святого; Апостол и Евангелие – святого и праздника, если отдается праздник Богородичный. Если же отдается Господский праздник, то Апостол и Евангелие только святого. Задостойник праздника.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»