Что такое отдел выездного взыскания
Что такое группа выездного взыскания Сбербанка, и стоит ли этого опасаться?
Оформляя кредит в банке, клиент берет на себя обязательства по возмещению заемных средств и процентов по ссуде. Но иногда граждане относятся к выплате задолженности по потребительским кредитам безответственно, не зная, какие последствия их ожидают. Если заемщик не выполняет взятые на себя обязательства, к нему может приехать группа выездного взыскания Сбербанка; что это, и чем грозит такой визит должнику — будем разбираться.
Что представляет собой группа выездного взыскания Сбербанка?
Многих интересует, что же это такое — мобильная группа по взысканию задолженности, и имеет ли ее деятельность законные основания.
Законодательством РФ не предусмотрены меры взыскания задолженности путем устрашения, психологического или физического давления на заемщика.
Группа выездного взыскания Сбербанка действует в установленных рамках. Ее представителями являются работники службы безопасности финансового учреждения. Разговор с заемщиком ведется корректно. Поэтому у клиента Сбербанка нет оснований опасаться последствий этой встречи.
Тем не менее такой метод воздействия на должника не предусмотрен законодательством. Вопрос возврата средств по кредиту может решаться только в судебном порядке. Поэтому заемщик имеет право не выходить на контакт с представителями банка, предъявляющими ему требования по погашению задолженности.
Возможные действия мобильной группы заключаются в телефонных звонках должнику или прямом контакте с ним. Как показывает практика, если попытки договориться с клиентом не приводят к результатам, банк обращается за помощью в коллекторскую службу, а затем — суд. Последствия для должника будут зависеть в последнем случае от решения судебного органа.
В каких случаях привлекается — функции
Группа выездного взыскания привлекается в случаях, когда уплата обязательств по кредиту составляет 3 месяца просрочки и более. С этого момента плательщик приобретает статус «проблемного».
Функции мобильной группы заключаются в установлении контакта с должником или его родственниками с целью ведения переговоров для определения подходящих обеим сторонам сроков и условий погашения задолженности без необходимости обращения банка в суд.
Методы и процесс работы
Работа службы Сбербанка по возврату заемных средств заключается в следующем:
Методы Сбербанка по возврату заемных средств не предусматривают действий, влекущих за собой порчу имущества клиента, а также применения к нему физического и психологического насилия. Также исключены угрозы в сторону плательщика.
Стоит ли этого бояться и придется ли платить по счетам?
Действия мобильной группы Сбербанка не имеют под собой законных оснований. Если сотрудники банка оказывают на клиента воздействие в грубой форме или пытаются проникнуть на частную территорию противозаконным путем, не следует этого бояться. Гражданин имеет право обратиться в полицию.
Заемщик может не отвечать на телефонные звонки и не открывать входную дверь работникам банка. Если представители финансового учреждения настойчиво пытаются установить с ним связь, должник имеет право снимать происходящее на камеру. Эти материалы помогут установить подробности событий при дальнейшем обращении в правоохранительные органы.
Тем не менее нельзя забывать об обязательствах по погашению кредита. Чтобы дело не доходило до привлечения мобильной группы, при возникновении финансовых затруднений рекомендуется уведомить об этом работников банка. В этом случае плательщику будут предложены пути решения проблемы, такие как отсрочка платежа или реструктуризация задолженности.
В ином случае банк на законных основаниях имеет право подать иск в суд. По решению суда или постановлению исполнительного пристава могут быть арестованы счета заемщика, а долг по кредиту, процентам и пене за просрочку платежа будет возмещен в принудительном порядке. Избежать обязательств перед банком не удастся.
Что делать, если к вам приехали сотрудники мобильных групп?
Если своевременные меры по погашению задолженности заемщиком не были приняты, и мобильная группа по взысканию задолженности приступила к работе, нужно знать стандартный порядок действий, применяемых в таком случае:
Если представители группы являются работниками банка, о чем свидетельствуют их документы, их целью является установить с клиентом контакт и заключить договоренность об уплате долга. В таком случае рекомендуется предоставить им только те данные, которые были указаны при оформлении кредита. Все несоответствия могут быть в дальнейшем использованы банком против заемщика.
Чтобы избежать встречи с коллекторами или судебного разбирательства, рекомендуется найти пути решения возникшей проблемы и договориться с работниками финансового учреждения о сроках уплаты долга.
При применении сотрудниками банка агрессивных или незаконных действий рекомендуется прекратить с ними контакт и обратиться с заявлением в прокуратуру. Это не исключает в дальнейшем возможность судебного разбирательства.
Отдел досудебного взыскания: особенности и принцип работы
Взыскание долгов – отдельный процесс в жизненном цикле банка. Независимо от его размеров, известности и статуса, наличие услуги выдачи кредита автоматически обрекает его на взаимодействие с должниками. Что же делать, если таким должником оказались вы? Как общаться с департаментом взыскания и стоит ли бояться звонков или действий с его стороны?
Отдел досудебного взыскания: что это такое?
Абсолютно любая организация, будь то банк или МФО (микрофинансовая организация), которая выдает кредиты и займы, обязательно сталкивается с несвоевременными выплатами, задержками платежей или полным отказом от уплаты долга. И добиться от заемщика возврата денежных средств в пользу банка бывает очень сложно и хлопотно. Именно поэтому существует отдел взыскания задолженности, который занимается данными вопросами.
Даже если у вас нет долгов по кредитам, но при этом вы уже являетесь клиентом банка и получили от него заем, обязательно нужно знать условия и принцип работы специального ведомства – отдела взыскания.
Служба досудебного взыскания может быть промежуточным этапом между стандартным взаимодействием заемщика с банком и передачей его долга коллекторам. Кредитный договор передается в этот отдел при систематическом нарушении сроков выплат и пребывает там до восьми месяцев. Обычно стандартным первым действием, которое предпринимает департамент взыскания задолженности, оказывается официальное письмо с досудебной претензией, отправляемой на указанный в договоре адрес. Кроме того, специалисты, привыкшие к работе с должниками, производят обзвоны нерадивых заемщиков с целями:
Разумеется, конечной целью службы взыскания банка (Сбербанка или любого другого) является возврат денежных средств от должника. У данного отдела достаточно ограниченные полномочия, но его сотрудники могут привнести в жизнь заемщика массу неудобств. Кроме того, за просрочку платежей неминуемо начисляются пенни, предусмотренные текущим кредитным договором. Зачастую одна только выплата неустойки банку существенно бьет по карману, не говоря уже об основном долге по кредиту.
На что имеет и не имеет права отдел взыскания
На самом деле сфера влияния выбивателя долгов в лице отдела взыскания задолженности Сбербанка и ему подобных достаточно ограниченна. Его сотрудники не имеют полномочий наряду с правоохранительными органами. Им запрещено проводить опись имущества, угрожать арестом (или имитировать его с целью напугать должника), наносить неприятные визиты в дом заемщика и всячески терроризировать его, как это нередко делают коллекторы.
Чаще всего развитие событий происходит по следующему сценарию:
Мобильное приложение для выездных сотрудников взыскания
Этапы взыскания просроченного долга в упрощенном виде можно разделить на:
На каждом из перечисленных этапов у сотрудников своя функция. На этапах hard и legal collection у сотрудников по большей части разъездной характер работы.
Hard-collection: выездному взыскателю необходимо объехать нужное количество должников, зафиксировать факт приезда, контакта и разговора с должником. Сотрудник отдела хард должен иметь при себе информацию о имеющихся договорах, условиях платежа, залоге, размеру и сроках просроченной задолженности и т.д.
Legal-collection и исполнительное производство: на судебной стадии взыскания выездному сотруднику необходимо совершать выезды в суды, к приставам и к должникам вместе с приставами. Если у должника есть автомобиль, то появляется задача на розыск данного автомобиля.
Что необходимо учесть для эффективной работы выездного взыскателя в полях?
Выездному сотруднику, в первую очередь, очень важно подготовится к выезду, будь это выезд к должнику, в суд или к приставу. Необходимо иметь план встреч, звонков, чек-лист задач, которые надо сделать на выезде, список адресов с возможностью построить оптимальный маршрут. Также выездной сотрудник должен иметь возможность зарегистрировать итог выезда, например, поставить статус “Разговор состоялся, обещал заплатить”, прикрепить необходимые файлы, отправить электронное письмо.
Мобильное приложение для выездного взыскания БИТ.Мобильное взыскание
Мобильное приложение подходит для Коллекторских агентств, Банков, ЖКХ, РСО, ТКО, МКК, КПК с выездными сотрудниками отдела взыскания, которые производят выезды:
БИТ.Мобильное взыскание является вспомогательным приложением к специализированному программному обеспечению для взыскания долгов “БИТ.Управление задолженностью”.
Мобильное приложение получает все данные из центральной базы, находящейся в основном программном обеспечении и является полноценным инструментом для работы на выезде через смартфон.
Возможности мобильного приложения:
Данные, хранящиеся в мобильном приложении
БИТ.Мобильное взыскание предоставляет выездному сотруднику всю необходимую для работы информацию:
Наличие вышеперечисленной информации гарантирует успешный и аргументированный диалог с должником.
Мобильное приложение получает всю необходимую информацию посредством обмена данных с центральной базой программного обеспечения “БИТ.Управление задолженностью”.
Работа с задачами (мероприятиями) внутри мобильного приложения
Мобильное приложение работает с мероприятиями, которые можно назначить вручную и автоматически назначенными картами бизнес-процессов (см. картинку ниже). К мероприятиям относится выезд к должнику, в суд и к приставу. В зависимости от типа мероприятия назначается чек-лист действий, которые необходимо произвести для корректного выполнения мероприятия.
При работе с задачами есть возможность отмечать геолокацию при выполнении мероприятия, где прописывается дата и время отметки, что позволяет контролировать сотрудников по их местоположению. В “БИТ.Управление задолженностью” записывается и хранится информация о геолокации сотрудников с отметкой времени и в любой момент руководитель может проверить передвижение выездных сотрудников.
Мобильное приложение дает возможность работать по чек-листу для каждого мероприятия, контролировать сотрудников по обязательным для исполнения пунктам чек-листов и задавать сценарий работы.
Еще одной из функций приложения является работа с медиа Аудио, Видео и Фото не из галереи, что дает хорошую возможность контроля за сотрудниками через прикрепленные файлы. Одним из преимуществ является невозможность прикрепления фото из галереи и метка, на сделанном фото, со временем и датой, в которое было сделано фото.
Работа с адресом выезда происходит с помощью встроенных в приложение карт (Android). Мобильное приложение дает возможность отметить на карте и найти маршрут от текущей точки до точки адреса.
В мобильном приложении реализован рабочий стол с невыполненными мероприятиями, выстроенный в хронологическом порядке по планируемой дате. Предстоящие и просроченные задачи маркируются цветом.
Соответствие мобильного приложения условиям ФЗ-230
На сегодняшний день, Федеральный Закон №230 жестко регламентирует деятельность по взысканию и при разработке мобильного приложения мы это учитывали.
БИТ.Мобильное взыскание имеет следующий функционал, соответствующий ограничениям на законодательном уровне:
Вышеперечисленные возможности обезопасят Вашу организация от неправомерных действий по взысканию и от возможных штрафов.
Работа мобильного приложения без подключения к интернету
Мобильное приложение может функционировать без подключения к интернету, однако без интернета работа мобильного приложения немного ограничена. Без доступа к интернету в приложении не доступен следующий функционал:
Как общаться с коллекторами и сотрудниками отдела взыскания банка?
Инструкция по общению с коллекторами и сотрудниками банка
1. Для начала, стоит уяснить, что заключая договор о выдаче товаров или денег в кредит, Вы заключаете договор присоединения. Это означает, что все условия и последствия оговорены и составлены уже банком, а Вы только соглашаетесь с ними. Хотя Гражданский кодекс рассматривает заключение и составление договора двумя сторонами, все же и этот «договор присоединения» имеет место. Ваша задача — не стесняться внимательно прочитать договор, не считая это формализмом или занудством. Вы имеете на это право. Вы имеете право задать вопрос холеному сотрудника банка и получить на него ответ. Помните, что при «взыскании долгов» сотрудники банка ссылаются, прежде всего, на то, что именно Вы подписали договор и были согласны со всеми последствиями!
2. Далее важно знать, что пропуская очередные платежи, Вы, как сторона обязательства, все же это обязательство нарушаете. Но также важно знать – договором может быть предусмотрено, что за данную просрочку вы платите различные «штрафы» или «неустойки». То есть, это ваш выбор — платить вовремя или переплачивать.
3. При разговоре с сотрудником банка не ссылайтесь на финансовые трудности. Увы, уже в многолетнем строе капиталистических отношений стало ясно – финансовые трудности никого не интересуют. Ваши слова о том, что заболел ребенок, рухнул бизнес, вероятнее всего, останутся шуткой в трудовом коллективе банка. Поэтому, не нервничая, спокойным, ровным голосом сообщите, что у вас затруднения, но не ссылайтесь на них! Сотрудники банка, чаще всего, просто рабочая масса, которая не принимает никаких решений. Взыскание долгов и процент от этого процесса — основа ее заработка. Людям, которые действительно решают, как дальше будет с Вами работать банк, информация отсылается в кратком объеме.
4. Следующее замечание заключается в характере угроз. Согласно Уголовному Кодексу, угроза – это исключительно намерение причинить вред здоровью и жизни, высказанное в устной форме. Именно на это ссылаются сотрудники банка, позволяя себе оскорбления и угрозы. Однако вы смело должны заявлять, что фразы, вроде «вы причините вред вашей семье» или «банк просто так это не оставит», являются угрозой и Вы готовы будете подтвердить это в суде.
5. Теперь самое важное. Что можно сказать сотруднику банка, чтобы реально уберечь себя от неправомерных звонков? Если сотрудник угрожает вам уголовным законодательством, отвечайте, что для возбуждения уголовного дела непогашение кредита должно быть злостным уклонением, включать в себя три элемента — 1) задолженность свыше 1,5 млн рублей 2) о злостности уклонения свидетельствует, прежде всего, совершение умышленного деяния при наличии у субъекта возможности погасить задолженность 3) злостность предполагает невнесение абсолютно ни одного платежа за определенный период. Используя эти аргументы, вы сможете усмирить кредитора, так как сотрудники взыскания не имеют юридического образования, за исключением редких индивидов.
6. При разговоре с сотрудником, который утверждает, что к вам прямо сейчас выезжает «рабочая бригада», «судебный пристав» и т. п., будьте уверены, что все это — только способы запугивания. Отвечайте, что служба судебных приставов на данном этапе не имеет отношения Вашему обязательству, так как вам еще не была выслана претензия, обязательная для обращения банка в службу судебных приставов. Еще один важный момент! Часто сотрудники сами представляются судебными приставами, «начальниками юридических отделов». Требуйте от сотрудника точного представления, предупреждая, что потом будете наводить справки по этому поводу.
7. Что касается коллекторов, то наряду с угрозами обращения в суд (что в реальности почти не имеет места), данные «стражи сурового взыскания» итак находятся в сомнительной области права. Этот экономический институт достаточно в новинку для нашей страны. Если сотрудник угрожает передачей долга коллекторскому агентству, знайте, чаще всего, коллекторские агентства являются организациями во главе с лицами, возглавляющими сам банк. Не о многом ли это говорит?
Ваша задолженность передана в группу выездного взыскания
В настоящее время многие пользуются кредитными и ипотечными предложениями. Однако не всем удается выплачивать ежемесячные взносы по займам. Это приводит к негативным последствиям и волнению, а также СМС от банка о том, что «Ваша задолженность передана группе выездного взыскания». Нет, это не имеет отношения к коллекторам.
Что такое «группа выездного взыскания»?
У многих возникает ассоциация с коллекторами и поджиганием домов, порчей имущества, однако это не так. Группа выездного взыскания предназначена для того, чтобы они обговорили с должником и обсудили пути выхода из создавшейся ситуации, нашли компромиссы.
Чаще всего СМС и звонки имеют цель напомнить клиенту о накопившемся долге перед банком и никто не выезжает к должнику. Однако, если они и приехали, их можно не впускать домой – заемщик имеет на это право, как и на проверку их документов. Съемка действий сотрудников выездной группы также не запрещена.
Сотрудники группы выездного взыскания не имеют право угрожать жизни и здоровью должника, портить его имущество, взламывать дверь и проникать на чужую территорию без согласия на то собственника. Если права нарушаются, необходимо жаловаться в прокуратуру.
Тем не менее, если Вы не выплатите долг, прессинг будет продолжаться и банк продаст долги коллекторским агентствам, с которыми будет тяжелее справиться. Но и они также не должны нарушать права человека, в случае угрозы жизни и здоровью необходимо подавать жалобу в прокуратуру.
Клиент может не общаться с сотрудниками группы выездного взыскания и решать все вопросы через суд и сообщить им об этом намерении.
Чем полезно общение с группой выездного взыскания?
Сотрудники группы могут обсудить пути решения проблемы долга – реструктуризацию, либо назначение кредитных каникул до улучшения материальных условий неплательщика. Лучшим выбором будет всё же поиск выхода из создавшейся ситуации, чем просрочка и назначение пени банком за просроченные платежи.
Однако не следует делиться с сотрудниками группы конфиденциальной информацией о состоянии здоровья ваших родственников. Рекомендуется предоставлять данные, которые были указаны вами в анкете банка, ни больше, ни меньше.
Если сотрудники группы выездного взыскания применяют силу или грубое психологическое давление в виде угроз, то есть возможность подачи жалобы в прокуратуру. Это является нарушением закона.