Что такое отечественная война в истории 9 класс
Конспект урока по теме «Отечественная война» (9 класс)
Тема урока: «Отечественная война 1812 года»
Цель урока : формирование представлений о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер
— способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма на примере подвига российского народа;
— формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками ;
— развивать умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;
— формировать умение извлекать информацию из различных источников;
— формировать умение анализа, синтеза и сравнения;
— развивать умение связно и логично излагать свои мысли;
— развивать навыки работы в группе.
— развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
— воспитывать уважение к историческому наследию.
Тип урока : комбинированный урок изучения и закрепления нового материала с использованием компьютерных технологий.
Опережающее задание : группе учащихся найти материал по Отечественной войне 1812 года и составить презентацию; подготовить рассказ о партизанском движении.
Межпредметные связи: всеобщая история, литература.
Основные понятия : флеши, редут, инфантерия, адъютант, ополчение, фураж, Бородинская битва, Тарутинский маневр, партизан, «Великая армия».
Основные даты и события:
1 сентября – Военный совет в Филях,
2 сентября – оставление Москвы французам,
2-6 сентября – Тарутинский маневр.
Выдающиеся личности : М. И. Кутузов, М. Б. Барклай – де – Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, М.И. Платов, Ф.П. Уваров, Д. Д. Давыдов, А. С. Фигнер. А. Н. Сеславин и др.
I. Организационный момент.
— Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать российскую историю в период правления Александра I. Напомните, пожалуйста, хронологические рамки данного периода (1801-1825гг.).
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
— Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Направления внешней политики Александра I.)
— Сейчас мы выясним, каковы наши достижения по данной теме.
Экспресс-опрос по следующим вопросам:
Каковы цели и основные направления внешней политики Александра I?
Что такое «восточный вопрос»? Какое значение имел он для России?
Каковы итоги внешней политики Александра I на восточном направлении?
Каковы причины военных неудач России в кампаниях 1805-1807г.?
Каково содержание Тильзитского мира?
Был ли выгоден Тильзитский мир России?
Какие противоречия возникли между Россией и Францией после заключения Тильзитского договора?
I II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о них. Услышав их, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. Об одном из таких событии мы сегодня и будем говорить.
Начать урок я хочу с отрывка из одного известного стихотворения:
Ведь недаром Москва, спалённая пожаром
Ведь были ж схватки боевые,
Да говорят ещё какие,
Недаром помнит вся Россия
-Кто сможет озвучить тему нашего сегодняшнего урока? (Отечественная война 1812 года)
-Как вы думаете, а каковы цели нашего занятия?
— Как вы помните, Наполеону подчинялась практически вся Европа. Планы по завоеванию мира у него, конечно же были поистине огромными. «Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её»
-Проблемное задание: Благодаря чему отсталая крепостная Россия одержала победу над передовой Францией?
V. Изучение нового материала.
— Давайте сначала определения причины, цели и характер войны 1812 года.
— Для определения причин войны поработаем с документами (распечатки на каждой парте).
1812 г. июня 10. — Приказ Наполеона при переходе армии через Неман.
В нашей императорской квартире в Вилковишках, 22 июня 1812 г.
Задание: прочитайте внимательно приказ Наполеона при переходе армии через Неман и выдержки из высказываний Наполеона. Выясните, каковы причины войны с Россией, по словам Наполеона?
Вопросы для анализа документа:
Как Наполеон определяет причины вторжения в Россию?
Для выяснения причин и целей войны для России проведём работу с приказом Александра I, изданным на второй день войны.
Вопросы для анализа документа:
Какие способы, в отношениях с Францией использовала Россия?
Какова была цель России в войне с Францией?
Какова причина войны со стороны России?
Исходя из причин и целей, определите характер войны.
Почему война стала называться Отечественной?
Какие войны, из истории нашей страны, имеют аналогичное название?
Как вы думаете, действительно ли в развязывании войны виноват только Наполеон? Можно ли, всю ответственность возложить только на него?
Причины Отечественной войны
Противоречия между Францией и Россией.
Агрессивная внешняя политика Франции.
Стремление Наполеона к мировому господству.
Цели Франции в войне:
Превращение России в зависимую от Франции страну.
Отторжение от России части её территории.
Завоевание Индии с помощью России, чтобы ослабить Англию.
Для России Отечественная, защита свободы и независимости своей родины.
Для Франции захватническая и грабительская.
420 – 600 тысяч человек
французы и другие европейские народы
Французская армия: во-первых, в 2 раза превосходила по численности русскую армию, хорошо обучена, но она была ненадежна, т. к. состояла наполовину из покоренных народов, во-вторых, русская армия была разрознена и растянута вдоль западной границы, из-за сохранения рекрутской повинности большинство мужчин не было обучено военному делу.
Ознакомившись с численностью и расположением армий давайте составим прогноз: каков должен быть итог войны? (Победа французов.)
Однако события, как вам известно, из уроков всеобщей истории, литературы, кинофильмов, развернулись по-иному.
Утром 11 июня перед переходом через реку Немон, Наполеон лично приехал проверить подготовку его войска к реке, возвращаясь в лагерь его лошадь, встала на дыбы, он упал, солдаты Французской армии приняли это как дурной знак. Приближенные к Наполеону советовали отступить от вторжения на территорию Российской империи, но Наполеон сказал: «Это всего лишь заяц».
В ночь на 12 июня 1812 года Великая армия Наполеона перешла реку Неман и вторглась в пределы России без объявления войны. Ночью 11 июня 1812 года французские инженеры возвели 3 моста через реку Неман, по 1-му мосту переходила пехота, по 2-му мосту – конница, по 3-му мосту – артиллерия.
Наполеон надеялся на поддержку таких стран как: Швеция, Австрия, Пруссия, Турция.
Однако 24 марта 1812 года Россия со Швецией подписали мирный договор.
Австрия и Пруссия, оккупированные Францией были союзниками Наполеона, но Александр I добился от них обещаний не вести активных военных действий в случае Французко-Русской войны.
Турция с 1806 года вела военные действия против Российской империи. 1812 года за месяц до вторжения Франции Россия с Турцией заключили Бухарестский мир.
Дипломатическая изоляция Российской империи не состоялась.
На момент вторжения Наполеона Русские войска были разбросаны, часть русский войск была в Бессарабии, Финляндии, на Кавказе где Персия готовилась к войне, На западе было только около 220 тыс. человек, против почти 600 солдат Французской армии.
12 июня 1812 года императора Александра I не было вблизи реки Немон, он был на балу, когда ему сообщили известие о вторжении Наполеона, он приказал эту новость держать в тайне. Только Поздним вечером Александр I начал давать распоряжения по ведению военных действий.
Вечером 13.06.1812 года Александр I отправил министра полиции Балашова Александра Дмитриевича к Наполеону с письмом, он предлагал вернуться к реке Немон и начать вести переговоры. Но Наполеон ответил: «Мечь вынут из ножн. Война будет».
Французская армия шла на Москву.
Задание: Обратите внимание на названия населенных пунктов, где происходили наиболее важные сражения.
Беседа с классом на основе анализа карты в атласах.
— Как были расположены русские войска в начале войны?
Военный министр М. Б. Барклай де Толли базировался вдоль реки Неман.
П. И. Багратион базировалась в Белоруссии.
А. П. Тормасов прикрывала Киев.
Сообщения учеников о командующих армиями (опережающее задание).
Багратион Петр Иванович.
Tормасов Александр Петрович.
С первых дней война носила всенародный, отечественный характер. В городах шло формирование ополчения и сбор средств для нужд действующей армии. В 16 губерниях Российской империи образовались ополченческие отряды. Только в Петербурге в ряды ополчения вступило 13 тыс. человек. По всей России шел сбор материальных ценностей для армии. Сумма пожертвований превысила доходную часть ежегодного бюджета страны.
— Что вам известно о планах военных действий французов? (Наполеон, используя свое численное превосходство, планировал разбить в приграничных сражениях русские армии поодиночке и заставить Александра I просить о мире, закончить войну в короткие сроки.)
— Какая тактика ведения войны была выбрана русскими? (По предложению Барклая-де-Толли было решено не вступать с французами в крупные сражения в условиях превосходства их в силах, отступать в целях соединения армий, не оставляя врагу провиант и фураж.)
— Используя карту атласа, назовите населенные пункты, вблизи которых происходили наиболее значимые сражения. (Салтановка, Клястицы, Красный, Полоцк.)
— Где и когда произошло соединение русских армий? (22 июля, в районе Смоленска.)
— Каково, по вашему мнению, значение Смоленского сражения для французов? (Наполеон понес большие потери, 6 дней он провел в тяжелых раздумьях о дальнейших планах и ждал ответа от Александра I на свое предложение о мире, не дождавшись ответа, принял решение о наступлении на Москву.)
— Почему после Смоленска был смещен главнокомандующий русской армией Барклай-де-Толли? (Барклай-де-Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, принял решение об отступлении в целях сохранения армии. Его тактика вызвала резкое недовольство в армии и в обществе. За Смоленском русские до самой Москвы не имели больше укрепленных пунктов).
— При каких обстоятельствах и когда главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов? (Для прекращения разногласий между П.И.Багратионом, обвинявшим Барклая-де-Толли в измене, и по требованию общества Александр I 8 августа назначил Кутузова главнокомандующим русской армией.)
Сообщение о М.И. Кутузове (опережающее задание).
— Какую реакцию вызвало в прибытие Кутузова в армию?
— Какой план действий был принят Кутузовым?
Подведение итогов учителем.
Таким образом, мы завершили характеристику хода военных действий с момента вторжения наполеоновской армии в Россию от переправы через реку Неман до генерального сражения у Бородино.
— У какой деревни произошло сражение перед Бородинской битвой? Каково его значение?
— Сколько атак по подсчетам историков предприняли французы на Багратионовы флеши? Назовите места наиболее ожесточенных действий.
— Что помешало Наполеону начать общую атаку после захвата Багратионовых флешей?
— До или после Бородинского сражения французы вступили в Москву?
— Как объяснял Кутузов свое решение об оставлении Москвы французам?
— По картам атласа определите, направление движения русских войск после оставления Москвы французам. Что такое Тарутинский маневр?
(Ученики высказывают свое мнение.)
Подведение итогов учителем.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Составить хронологическую цепочку событий Отечественная война 1812года с момента вторжения Наполеона до оставления Москвы французам,§4, ответы на вопросы после параграфа стр.33
V I . Рефлексия (подведение итогов занятия)
— Чем мы занимались сегодня на уроке?
— Сумели ли мы достичь поставленных целей? Что нового, интересного вы получили на уроке?
Сегодня мы познакомились с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до Тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам. Мы выяснили, что на данном этапе войны инициатива принадлежала армии Наполеона, имевшей превосходство в силах. Бородинское сражение с военной точки зрения не выявило победителя, но была ослаблена наступательная активность французской армии, предопределено ее поражение в этой несправедливой, захватнической войне. Сражение вызвало огромный патриотический подъем в России, укрепило веру в возможность победы над врагом.
Презентация к уроку истории в 9 классе «Великая Отечественная война»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Великая Отечественная война Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941-ноябрь 1942г.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов – великая страница новейшей истории России в XX веке. Она явилась не только величайшим несчастьем для советского народа, масштабы которого измеряются гибелью более 20 миллионов советских людей, но и величайшим взлетом человеческого духа, духовности, патриотизма, величайшего исторического прозрения воевавших поколений людей.
Этапы Великой Отечественной войны I этап: 22 июня 1941г.-18 ноября 1942г. (Начальный период, неудачи Кр. Армии) II этап: 19 ноября 1942 г.-конец 1943 г. (Коренной перелом в ходе войны) III этап: начало 1944 г.- 9 мая 1945 г. (Десять сталинских ударов. Триумфальное шествие Кр. Армии по В. Европе. Победа!)
Великая Отечественная война (1941—1945) — война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Хорватии, Испании), составная часть Второй мировой войны.
«И пред глазами сорок первый, Внезапно прерванный войной, Врагу навстречу шли резервы, На Запад, часто сразу в бой!»
Силы сторон И.В. Сталин А.Гитлер
СССР 170 дивизий 47 тыс. орудий и Минометов 9.2 тыс. танков 8.5 тыс. самолетов Германия 190 тыс. дивизий 48 тыс. орудий и минометов 4.3 тыс. танков 5 тыс. самолетов
Одесская оборона — оборона войсками СССР города Одесса от румынско-немецкой группировки войск во время Великой Отечественной войны. 5 августа – 16 октября 1941 года
Вся советская страна, весь мир с восхищением следили за мужественной борьбой защитников Одессы. Они ушли из города, не запятнав своей чести, сохранив свою боеспособность, готовые к новым боям с фашистскими ордами. И на каком бы фронте ни сражались защитники Одессы — всюду будут они служить примером доблести, мужества, геройства.
Битва за Москву (30 сентября 1941—20 апреля 1942 года) — боевые действия советских и немецких войск на московском направлении. Делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября – 4 декабря 1941 года) и наступательный, который состоит из 2 этапов: контрнаступления (5-6 декабря 1941 — 7-8 января 1942) и общего наступления советских войск (7-10 января — 20 апреля ). Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы, столицы СССР и самого большого советского города, как одну из главных военных и политических целей операции Барбаросса. В германской и западной военной истории известна как «Операция Тайфун».
Вся родина встала заслоном, Нам биться с врагом до конца, Ведь пояс твоей обороны Идет через наши сердца… Москва! До последних патронов, До дольки последней свинца Мы в битвах! Твоя оборона Идет через наши сердца!
Блокада Ленинграда —и военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.
К началу блокады в городе имелись лишь недостаточные по объёму запасы продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии была несоответствующей потребностям города. Начавшийся в городе голод, усугублённый проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.
Дневник Тани Савичевой «…Лека умер 17марта в 5 час утр 1942 г; Дядя Вася умер 13 апр. в 2ч ночи1942г. Дядя Леша 10 мая в 4ч дня 1942г; мама 13 мая 7.30час утра 1943г; Савичевы умерли; Умерли все; Осталась одна Таня». Но и Таня умерла уже в эвакуации.
Сталинградская битва — сражение между войсками СССР, с одной стороны, и войсками нацистской Германии, Румынии, Италии, Венгрии в ходе Великой Отечественной войны. Битва была одним из важнейших событий Второй мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге была переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска потеряли стратегическую инициативу. 17 июля 1942 — 2 февраля 1943
Великая Отечественная война – это самое значимое историческое событие не только XX века, но и всей истории человечества.
Начать заполнять таблицу Этапы Дата Сражения Результат И значение
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-257487
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое отечественная война в истории 9 класс
Ключевые слова конспекта: причины Великой Отечественной войны, этапы Великой Отечественной войны, начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Раздел ОГЭ по истории: 3.1.10* СССР во Второй мировой войне. Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Битва за Москву
Причины Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война была частью Второй мировой войны. Начав войну осенью 1939 г., Германия не смогла завершить ее в кратчайшие сроки. Она столкнулась с необходимостью вести длительную войну в условиях нехватки продовольственных, сырьевых и энергетических ресурсов. В этой обстановке А. Гитлер решил изменить характер войны, превратив ее из войны между двумя группами капиталистических стран в войну всего капиталистического мира против СССР. После победы над СССР А. Гитлер планировал вынудить Великобританию и США заключить с ним мирный договор и разделить мир на условиях, продиктованных Германией. Поскольку А. Гитлеру было известно, что в Англии и США имеются силы, стремящиеся направить германскую агрессию против СССР, то он рассчитывал на сотрудничество с ними. В случае отказа Великобритании и США добровольно признать за Германией мировое господство, А. Гитлер планировал использовать сырьевые ресурсы СССР для дальнейшей войны с этими государствами. То есть война против СССР была запланирована Германией как часть борьбы за мировое господство.
План вторжения Германии в СССР был утвержден вермахтом в декабре 1940 г. и назван «Барбаросса» в честь первого немецкого императора Фридриха I Барбароссы. Этот план предусматривал молниеносный разгром основных сил Красной Армии западнее рек Днепр и Западная Двина. В дальнейшем намечалось захватить Москву, Ленинград, Донбасс с последующим выходом на линию Архангельск — Волга — Астрахань. Предполагаемая продолжительность основных боевых действий составляла 2—3 месяца, так называемая стратегия блицкрига (молниеносной войны).
Этапы Великой Отечественной войны
Первый этап Великой Отечественной войны начался 22 июня 1941 г. нападением на СССР гитлеровской Германии и закончился в апреле 1942 г. победой советских войск под Москвой.
Второй этап Великой Отечественной войны начался в апреле 1942 г. победой советских войск под Москвой и закончился 19 ноября 1942 г. началом контрнаступления Красной Армии под Сталинградом.
Третий этап Великой Отечественной войны начался 19 ноября 1942 г. контрнаступлением советских войск под Сталинградом и закончился 23 августа 1943 г. нашей победой в Курской битве.
Четвертый этап Великой Отечественной войны начался 23 августа 1943 г. освобождением Харькова (завершение Курской битвы) и закончился в ноябре 1944 г. полным освобождением территории СССР от немецко-фашистских захватчиков.
Пятый этап Великой Отечественной войны начался в ноябре 1944 г. освобождением СССР от врага и закончился 9 мая 1945 г. подписанием акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. В этот период советские войска освободили от гитлеровцев территорию Восточной Европы.
Начало Великой Отечественной войны
22 июня 1941 г. Германия напала на Советский Союз. На стороне Германии выступили Румыния, Венгрия, Италия, Словакия и Финляндия. Группировка вооруженных сил фашистского блока насчитывала 19 танковых и 13 моторизованных дивизий (5,5 млн человек), 4,3 тыс. танков и штурмовых орудий, 47,2 тыс. орудий и минометов, 4,5 тыс. боевых самолетов и 192 корабля.
Германия выступила против СССР в трех направлениях — на Ленинград, Москву и Киев.
Войскам фашистского блока противостояли советские вооруженные силы, преобразованные на базе приграничных округов в Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный и Южный фронты, состоявшие из 179 дивизий (3 млн человек), 38 тыс. орудий и минометов, 13,1 тыс. танков, 8,7 тыс. самолетов. Морские рубежи СССР защищали Северный, Балтийский и Черноморский флоты, насчитывавшие в своем составе 182 корабля и 1,4 тыс. боевых самолетов.
23 июня 1941 г. для руководства боевыми действиями была создана Ставка главного командования во главе с наркомом обороны маршалом Советского Союза С. К. Тимошенко. В стране были объявлены мобилизация и военное положение.
Создав на направлениях главных ударов превосходство сил, войска агрессора прорвали их оборону, захватив стратегическую инициативу и господство в воздухе.
Для первых дней войны было характерно сочетание неумелых действий командования и героизма воинов. Навсегда в памяти народа останется подвиг защитников Брестской крепости, где начиная с 22 июня 1941 г. больше месяца шли ожесточенные бои.
К середине июля 1941 г. враг оккупировал Литву, Латвию, Белоруссию, значительную часть Эстонии, Украины и Молдавии.
В июле 1941 г. после захвата Минска противник начал наступление на Смоленск. В ходе Смоленского сражения войска фактически созданного вновь Западного и Центрального фронтов в ожесточенных боях смогли остановить группу армий «Центр» и 30 июля вынудили немецко-фашистские войска перейти к обороне.
В августе 1941 г. немецкие войска группы армий «Север» вышли к южным окраинам города Ленинграда. Финские войска прорвали оборону Северного фронта на Карельском перешейке и блокировали Ленинград с севера. Началась длительная оборона города, которую Ленинградский фронт совместно с Балтийским флотом и всеми жителями вел долгие 900 дней и ночей.
В Заполярье советские войска отстояли Мурманск и главную базу флота — Полярный.
Войскам Юго-Западного и Южного фронтов удалось на некоторое время задержать группу армий «Юг» на подступах к Днепру. Перенеся основные усилия на Украину, германские войска с 15 по 27 сентября 1941 г. окружили и уничтожили основные силы Юго-Западного фронта. В окружение попали 452 720 человек личного состава (в том числе около 59 тыс. командных кадров). Это было результатом неумелых действий советского командования, не давшего вовремя приказа об отводе войск из-под Киева.
Разгром советских войск на Украине позволил вермахту продолжить наступление на трех основных направлениях советско-германского фронта. На юге противник в октябре — ноябре 1941 г. захватил Донбасс, овладел Ростовом, прорвался в Крым. Здесь его войска сковала оборона Севастополя. Соединения группы армий «Юг» не смогли через Керченский пролив выйти в тыл советским войскам.
Попытки группы армий «Север» соединиться с финнами на реке Свирь были сорваны упорной обороной под Тихвином (ноябрь 1941 г.).
Конспект урока по Истории России «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».