Что такое отец понимания
В чем были правы тамплиеры
«В Орден нас приводит понимание. Нам не нужно кредо или ложь отчаявшихся стариков. Нам нужно, чтобы мир оставался собой. Вот почему тамплиеров нельзя уничтожить».
После выхода Syndicate компания Ubisoft решила пересмотреть концепцию Assassin`s Creed. Самым же заметным и спорным изменением стал отход разработчиков от темы извечного противостояния ассасинов и тамплиеров.
И если в Origins, которая рассказывала про зарождение братства, еще были отдаленные намеки на ассасинов, пусть они где-то и противоречили канону, то в вышедшей в 2018 году Odyssey война ассасинов и тамплиеров окончательно ушла на задний план.
С связи с этим я хочу немного порассуждать на тему, почему конфликт ассасинов и тамлиеров кажется мне интересным, и в чем были правы главные антагонисты серии.
Немного о самой идее конфликта
«Знаешь, это не сильно отличается от твоей работы. Ты забираешь у людей жизни, убежденный в том, что это пойдет на благо мира. Малое зло во имя большого добра. Мы с тобой одинаковы».
История многовекового противостояния двух тайных обществ может показаться глупой и натянутой, однако это очень правильный сценарный ход. Во-первых, он делает историю гораздо глубже и масштабнее, благодаря чему у игрока возникает ощущение, что он стал участником чего-то великого.
Во-вторых, война ассасинов и тамплиеров дает правильную мотивацию. Мы не просто убиваем рандомные цели по заказу, мы ведем идеологическую борьбу. Даже Эцио, Коннор, Арно и Байек, чьи истории вроде как были построены вокруг мести, в какой-то момент выходили на новый уровень конфликта. Они не прекращали свой крестовый поход после убийства последнего заговорщика, причастного к гибели родного человека, поскольку их личная война к тому времени перерастала в войну двух разных мировоззрений.
И, наконец, в-третьих, ассасинско-тамплиерский замес позволяет очень органично связывать воедино абсолютно разных персонажей, которых могут разделять столетия.
Тамплиеры умеют править
Мы изменяем мир. Каждый день, ста различными способами.
Многие игроки жаловались на то, что Ubisoft сделала мир Assassin`s Creed черно-белым, где все тамлиеры сплошь подлецы и негодяи, а ассасины — всегда в белом (во всех смыслах этого слова). И что лишь к Rouge и Syndicate нам дали посмотреть на ситуацию с другой стороны баррикад. Однако это не совсем так.
Конфликт тамплиеров и ассасинов интересен именно тем, что с самого начала он не давал однозначного ответа, кто тут прав, а кто виноват. Вспомните первую часть, рассказывающую о похождениях Альтаира.
Магистр ордена госпитальеров в Акре Гарнье де Наплуз проводил бесчеловечные эксперименты над бродягами, однако при этом он лечил их от безумия. И, судя по тому, сколько по Акре шлялось невменяемых бомжей, город в действительно нуждался в его работе. «Король-купец» Дамаска Абу аль-Нуквод пытался положить конец раздирающей Ближний Восток войне крестоносцев и сарацин. Наместник короля Ричарда I Вильям Монферрат, который, по словам Альтаира, «воровал пищу у жителей Акры», на деле собирал ресурсы, чтобы распределить их поровну.
Все они по сути делали правильные с точки зрения любого правителя вещи — пытались развивать находящиеся под их властью территории. Однако излишний радикализм и попытки сохранить свою работу в тайне сделали из них злодеев.
«Порядок. Цель. Путь к ней. Всего-навсего».
Главное достоинство тамплиеров, на мой взгляд, заключается в том, что они по натуре созидатели. Не случайно пик могущества тамплиеров каждый раз выпадает на то время, когда происходит активное развитие цивилизации. Иерусалим, Дамаск и Акра во время Третьего Крестового похода были не просто развитыми городами, они были сосредоточием культуры и большими центрами торговли. Тоже самое можно сказать об Италии эпохи Ренессанса, Константинополе после падения Византийской империи и Париже времен Великой французской революции. Именно поэтому каждая игра серии начинается с того, что тамплиеры снова прибрали к рукам очередную европейскую столицу, которую надо срочно освободить.
Робер де Сабле пытался покончить с религиозными войнами и навести порядок в Святой земле. Чезаре Борджия хотел объединить Италию под папским знаменем. Хэйтем Кенуэй и Шэй Кормак активно восстанавливали Нью-Йорк и Ривер-Велли, пострадавшие в ходе Семилетней войны. Губернатор Багамских островов, капитан Вудс Роджерс сумел хитростью очистить колонию от пиратства.
Великий магистр французских тамплиеров Франсуа де ла Серр заключил перемирие с ассасинами, чтобы сосредоточиться на спасении Франции, которая уже захлебывалась кровью. А Кроуфорд Старрик привел Лондон к промышленной революции.
Разумеется, были тамплиеры, которые просто стремились к власти (Родриго Борджиа, Франсуа Жермен), но это в равной степени относится и к предводителям ассасинов (Аль-Муалим, Оноре Мирабо).
Да, нам показали Джованни Аудиторе, видного флорентийского банкира со связями. Показали его брата Марио с собственным городком-комунной Монтериджони. Показали Коннора Кенуэя, в одиночку поставившего на ноги и заселившего опустевшее поместье Девенпорт. Но это единичные случаи. Остальные же представители капюшонного братства преимущественно занимались тем, что разрушали чьи-то планы и скидывали попавших под власть тамплиеров правителей.
Впрочем, я не скажу, что разрушение само по себе — это плохо. Порой оно также необходимо, чтобы устранить проблему, мешающую развитию цивилизации. В этом смысле тамплиеры и ассасины прекрасно дополняют друг друга.
Тамплиеры дружат с экономикой
Всем известно древнее правило — там, где деньги, там и власть. Понимание тамплиеров экономических механизмов и отсутствие этого самого понимания у ассасинов наиболее наглядно продемонстрировано в Assassin`s Creed Syndicate.
На протяжении всей игры Джейкоб Фрай отчаянно борется с ветряными мельницами, насаждая добро и справедливость, чем в итоге чуть не губит Лондон. Он устраивает коллапс транспортной системы города, обваливает британский фунт, приводит к спекуляции липовыми лекарствами и вообще старательно сеет вокруг себя хаос и разрушения.
Кроме того, Джейкоб создает большую и опасную банду, которая монополизирует весь криминальный рынок британской столицы. Как вы думаете, чем занимаются «Грачи», когда не воюют с «Висельниками»? Котят с деревьев снимают? Едва ли. Полагаю, что для жителей Лондона бандиты Фрая представляют не меньшую головную боль, чем бандиты Старрика.
Некоторые могут возразить мне, напомнив все о том же Джованни Аудиторе, которые во внеурочное время работал банкиром, и его сыне Эцио, извлекавшего прибыль из инвестиций в мелкие лавочки. Но Джованни, как я уже говорил, видится мне редким исключением, а финансовый вклад скупающего средневековые ларьки Эцио едва ли может сравниться со сложной и разветвленной системой, построенной Старриком.
Промышленный магнат заполонил улицы кэбами, наладил поставки чая из Индии, поднял промышленное производство на новый уровень. И пусть при нем Лондон олицетворяет капитализм в его худших, диккенсовских проявлениях с детьми на фабриках, разгулом бандитизма, трущобами Уайтчепела и вечным смогом, это было неизбежное последствие перехода к индустриальной эпохе.
Именно поэтому в тех редких эпизодах Assassin`s Creed, где нам показывают современность, тамплиеры на коне. Они построили «Дисней» «Абстерго индастриз» — мегакорпорацию, которая выпускает игры и фильмы для максимально широкой аудитории, чтобы и дальше финансировать свои тайные масонские проекты. А вот еще забавный факт:
Теперь живите с этим))
Тамплиерам чужды предрассудки
«Наш орден не воюет за корону. Нам нужно то же, что и вам. Свобода. Закон. Независимость».
Несмотря на то, что в некоторых частях тамплиеров показывают, как одурманенных властью самодуров, они нередко были довольно прогрессивными людьми, свободными от предрассудков.
Магистр Сибранд из первой части Assassin`s Creed, который устроил морскую блокаду Акры, перед смертью признается, что хотел «освободить Святую землю от тирании веры». Нам это кажется вполне рациональным, но нужно понимать, что эти слова были произнесены в Средневековье — эпоху, когда религия правила повсеместно, когда во имя веры устраивались военные походы, а прихожанами церкви было подавляющее большинство населения Европы — от короля до последнего крестьянина. Более того, эти слова были произнесены в Акре (город в Западной Галилее, расположен в 23 км от израильской Хайфы) — на Святой земле. Да еще в то время, когда эту самую Святую землю осаждают орды магометян. С точки зрения крестоносцев, разумеется. С точки зрения Салах ад-Дина, осаждением Иерусалима как раз занимаются орды христиан. Но тут мы вступает на тонкий лед, поэтому вопрос, кто кого осаждал во время Третьего крестового похода, мы оставим за скобками.
Важно другое. Сибранд, будучи представителем своего времени, смог преодолеть навязанную ему идеологию и сформировать собственное мнение.
Губернатор Кубы Лауреано Торрес в разговоре с работорговцем Лауренсом Принцем открыто говорит ему, что осуждает торговлю людьми. И дело тут не только в прозорливости губернатора, который понимает, что рабство способно приносить доход здесь и сейчас, но оно тормозит развитие прогресса. Торрес говорит, что обращаться с людьми, будто они животные, в принципе занятие недостойное. И это опять же взгляд, который совершенно не соответствует духу того времени.
«Ваш подход мне неприятен, Принц. Все, кто думают и чувствуют, заслуживают уважения», — говорит он, чем удивляет своего собеседника, для которого торговля рабами — такой же бизнес, как торговля сахаром или ромом.
Тамплиеры воспитывают культ уважения
Да направит нас отец понимания
Одна из тех черт, которые меня всегда подкупали в тамплиерах — это уважение друг к другу. Причем уважение чувствуется в обращении не только к великому магистру (что в общем-то логично), но даже к рядовым членам ордена. Вспомните, как всегда учтиво обращался к Шею полковник британской армии Джордж Монро. Он с самого начала называл ассасина-перебежчика не иначе как «мастер Кормак», хотя тот к тому времени еще даже не вступил в ряды тамплиеров. Квартирмейстер «Морригана» Кристофер Гист, пусть и не обладает такими манерами, но тоже ни разу не проявил к Шею неучтивости. Про то, каким уважением пользовался Хейтем Кенуэй, я даже говорить не буду.
А теперь вспомните, как обращался с Шеем шевалье де ла Верендри. Во время первой же сцены он оскорбляет человека, которого прислали ему в помощь, провоцируя тем самым драку. И в дальнейшем шевалье не упускает случае подколоть своего товарища по оружию или лишний раз назвать его корабль лоханью.
В Assassins Creed Unity наставник Арно Пьер Беллек до самого конца называет своего ученика щенком, хотя тот, будучи прирожденным ассасином, ловит все налету и демонстрирует блестящие навыки. Уважения к Арно у Беллека не появилось даже после того, как тот самостоятельно раскрыл заговор против Мирабо, вышел на след его убийцы и одолел его в честной схватке.
В первом Assassin`s Creed аль Муалим не проявляет ни капли уважения к Альтаиру, который раз за разом успешно выполняет самоубийственные миссии, но по возвращению в Масиаф неизменно получает ушат дерьма на голову. Даже Эцио Аудиторе, живая легенда среди ассасинов, получает колкости в свой адрес от предводителя турецкого братства Юсуфа Тазима, когда тот замечает, что итальянские убийцы плохо прокачались в пиротехнике: «Кто из нас наставник, Эцио? Я начинаю сомневаться».
Тамплиеры верны друг другу
«Стоять за принципы нашего ордена и всё, что нам дорого. Не раскрывать наши секреты и суть нашей работы. До самой смерти. Любой ценой»«Стоять за принципы нашего ордена и всё, что нам дорого. Не раскрывать наши секреты и суть нашей работы. До самой смерти. Любой ценой»
Разумеется, за многие века противостояния друг с другом обе «партии» страдали от перебежчиков, это неизбежные издержки, когда война идет по всем фронтам и не имеет сроков давности. Но я склонен полагать, что орден ассасинов предавали гораздо чаще, чем их идейных противников. Практически в каждой игре серии нам показывают засранца, который подставляет своих братьев, несмотря на кредо и идеи братства.
Иными словами, все вышеперечисленные персонажи — это скорее исключение из правила. Люди, которые позиционируется, как коварные интриганы, на деле как правило стоят друг за друга горой. Даже мелочный и продажный Томас Хики, который сам говорил, что присоединился к тамплиерам лишь из-за денег, не предал своих хозяев, когда стало жарко. Хотя он прекрасно знал, что за ним по пятам идет Коннор, и что шансы выжить у него крайне малы.
Тамплиеры вращаются в высших кругах общества
Мир — как полотно из множество цветов и рисунков. Мудрый правитель не станет расплетать его.
Тамплиеры, будучи олицетворением масонов, предстают перед нами людьми, которые вращаются в высших кругах общества. Во всех частях серии это персонажи, обличенные властью. Наместник короля в Акре, дож Венеции, глава папского войска в Риме, принц, претендующий на трон в Константинополе, генерал Континентальной армии, губернатор Кубы… Перечислять их можно долго.
Ассасины же больше имели дело с выходцами из низов общества. Поэтому нашими союзниками в большинстве игр серии выступают куртизанки, воры, наемники, пираты и бандюганы. Я не говорю, что это плохо. Но это абсолютно другой уровень влияния. Куртизанки и воры дают ассасинам тактическое преимущество, в то время как тамплиеры, имеющие в союзниках прокурора Флоренции, обходили своих врагов в плане стратегии. Согласитесь, строить грандиозные планы гораздо проще, когда ты можешь крутить дожами и даже королями, как хочешь.
Да, среди союзников ассасинов были могущественные и влиятельные люди, вроде правителя Флоренции Лоренцо Медичи и правителя Романьи Катерины Сфорца. А Коннор лично знал Джорджа Вашингтона, хотя ничем хорошим для него это знакомство не кончилось. Но это все равно даже близко не тот уровень, который доступен тамплиерам.
Тамплиеры во многом похожи на тамплиеров
Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу
Девиз настоящих тамплиеров
Разумеется, образ тамплиеров в серии Assassin`s Creed претерпел значительные изменения в угоду сюжета и стал вариацией на тему «Что было бы, если бы средневековые рыцари переросли в сверхмогущественную политическую силу, тайно управляющую миром». Но в то же время, многие их черты и особенности легко узнаются в реальных крестоносцах.
Настоящий орден тамплиеров (он же Орден бедных рыцарей Христа, он же Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма) появился в 1119 году, после Первого крестового похода. Орден был очень богатым, имел большие обширные владения как на Ближнем Востоке, так и в Европе, поэтому рыцари были независимы от монархов, поскольку подчинялись напрямую Папе Римскому. Ничего не напоминает?
После того, как храмовников изгнали из Палестины, их основным занятием стала торговля и финансы, благодаря чему они смогли преумножить свое состояние, правда, при этом рассорившись со всеми властьимущими — как с европейскими королями, так и с понтификом. В итоге орден был упразднен Папой Климентом V в 1312 году. Requiescat in pace.
Вместо эпилога
Я ни в коем случае не хочу сказать, что тамплиеры во всем правы, а ассасины — нет. Стремление к свободе также необходимо человеку, как стремление к порядку. И я уверен, что конфликт, показанный Ubisoft в Assassin`s Creed — это нечто большее, чем просто грызня либералов и консерваторов. Это борьба двух разных мировоззрений, которые не могут быть априори правильными или неправильными. В конечно счете важно лишь, какие поступки совершает человек, и к каким последствиям они его приводят.
Отец Понимания ✠
Добро пожаловать в наше сообщества!
В данном сообществе вы можете найти новых «Друзей»,а так же людей с общими интересами.
Хотелось бы ещё Добавить, что на стене данного сообщества публикуют интересные/смешные фотографии, которые вы всегда можете оценить «Like».
Показать полностью.
Подписывайтесь на нас и хорошего Вам дня!)
Да прибудет с вами Отец Понимания!
Abstergo / Жить Лучше ✠
Отец Понимания ✠ запись закреплена
Отец Понимания ✠ запись закреплена
Опубликованные системные требования S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl оказались предварительными.
Менеджер сообщества студии GSC Game World под псевдонимом Super_PropheT прокомментировал опубликованные в июне системные требования игры S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl
Показать полностью.
Пользователь спросил, какой графике и производительности соответствуют системные требования проекта, на что Super_PropheT ответил, что детальные требования студия пока не раскрывала. «Те [требования], что можно увидеть в Steam и на сайте, являются предварительными. Мы поделимся окончательными спецификациями ближе к релизной дате», – объяснил Super_PropheT.
Также стоит напомнить, какими были опубликованы системные требования S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl в июне:
ОС: Windows 10;
процессор: AMD Ryzen 5 1600X или Intel Core i5-7600K;
оперативная память: 8 Гбайт;
видеокарта: AMD Radeon RX 580 (8 Гбайт) или NVIDIA GeForce GTX 1060 (6 Гбайт);
место на накопителе: 150 Гбайт.
ОС: Windows 10;
процессор: AMD Ryzen 7 3700X или Intel Core i7-9700K;
оперативная память: 16 Гбайт;
видеокарта: AMD Radeon RX 5700 XT (8 Гбайт), NVIDIA GeForce RTX 2070 Super (8 Гбайт) или NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (11 Гбайт);
место на накопителе: 150 Гбайт.
Мельница мифов: где находится Бафомет?
Почти 200 лет просуществовал духовно-рыцарский католический орден храмовников, и вот ровно семь столетий, прошедших со времени его ликвидации, как он вызывает неподдельный интерес не только профессиональных историков. Вокруг тамплиеров сложилось множество мифов. Давайте же рассмотрим наиболее характерные из них и к тому же самые популярные.
Появлению мифов способствовали многие факторы, но во многом в их появлении повинны сами рыцари-храмовники. В булле папы римского Климента V (Clemens V) от 1312 года Vox in excelso об официальном роспуске ордена тамплиеров отмечается «таинственность, с которой принимали в этот орден«, а также «клятва не разглашать ничего об этом приеме, которую требовали от каждого«. Отметим, что самой главной причиной роспуска ордена послужило обвинение в отречении от Иисуса, которого требовали от нового брата во время церемонии приема.
Словно загодя тамплиеры напускали тень на плетень в ясный день и всячески способствовали тому, чтобы представить свою деятельность таинственной и подозрительной.
В официальном уставе братства тамплиеров, например, запрещалось разглашать, что обсуждалось на заседаниях капитула. Вспоминается нелепая секретность советских времен, доходившая иногда до абсурда и анекдота. Достаточно было просто собраться за закрытыми дверями. Однако тамплиеры, слегка зациклившиеся на секретности, забирались к черту на кулички и старательно отбирали узкий круг посвященных лиц, повсюду раструбив о своей загадочности.
Тотальная и не всегда объяснимая секретность. Без специального разрешения запрещалось владеть экземпляром официального устава, чтобы он не попал в руки лиц, непричастных к делам ордена. У историков данное положение вызывает недоумение: статуты официального устава ордена написаны вполне отчетливо, в них нет ни следа двойного толкования и они не дают повода для превратных толкований. Русская барыня XIX века по этому поводу заметила бы своей товарке: «Милочка, да вы интересничаете!»
Ну и, конечно, как говорится, бывших тамплиеров не бывает. Уж коли попал в храмовники, то навсегда. За тяжкие прегрешения брата могли не только изгнать, но и заключить под стражу. Однако к тем, кто изъявлял желание добровольно покинуть орден Храма, относились с большим подозрением. Когда подобное происходит среди людей, занимающихся секретной деятельностью типа разведки, или в тайных обществах, где требуется пройти инициацию — такое в порядке вещей. Но ведь считается, что орден Храма не являлся таковым. Следовательно, можно предположить: внутри ордена была своя элита, состоящая из посвященных, и этот двойной орден по сути не только представлял собой государство в государстве, но и был секретной организацией.
Может быть в этой куче версий и есть «жемчужное зерно» истины. Только вот дело в том, что слово бафомет никогда не произносили ни обвинители ордена Храма, ни обвиняемые тамплиеры. Его распространению способствовали оккультисты и историки. Появилось оно на свет из протокола допроса одного сержанта, обвиненного в «поклонении бафометскому образу».
Сержант говорил на родном ему окситанском наречии, на котором Магомет звучит как Бафомет, т. е. непонятно уроженцам северной Франции. Не очень ученый человек, этот сержант не ведал, что ислам запрещает изображать людей и животных. А вот эрудиты, напротив, выдумали Бафомета, точно так же как и пресловутую голову.
Во время обысков в жилищах тамплиеров никаких голов не было найдено, за исключением одной-единственной. Хранитель Храма инквизиторам «принес голову, большую, красивую, из позолоченного серебра, которая имела женское лицо и содержала кости черепа, помещенные в складки сшитого куска белого полотна, а также другую ткань, красноватого оттенка, покрывавшую полотно«. На ней имелась надпись «Caput LVIII m».
Речь идет о самом обыкновенном реликварии в форме женского бюста, используемого в ортодоксальных культах святых жен и мучениц. Никаких тайн. Позднее исследователи показали связь легенд о голове тамплиеров с древнегреческим мифическим циклом о Персее и голове Медузы.
Читайте все статьи из серии «Мельница мифов»
Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Духовный отец — кто это?
интервью с протоиерем Владиславом Свешниковым,
настоятелем московского храма Трех Святителей на Кулишках
– Кто такой духовник или духовный отец?
– По большей части в церковной практике духовником или духовным отцом является священник, с которым те, кого принято называть его духовными чадами, совершают общий путь ко спасению. Но, поскольку он не просто рядом идущий, а еще и священник, он, во-первых, совершает таинство (в первую очередь речь идет о таинстве покаяния – исповеди). Во-вторых, он как пастырь стремится помочь духовному чаду, чтобы в душе последнего внедрились те духовные и нравственные качества жизни, которые находятся в пространстве Священного Писания и Предания. И если с Писанием дело довольно просто, потому что оно для всех одно и в каждом конкретном случае речь идет только о том, как применить к данному конкретному лицу различные евангельские принципы, чтобы сделать их осуществимыми, то в Предании по его бесконечности и возможностям многообразных форм проявления, область деятельности духовника становится гораздо более обширной, значимой. Он стремится нежно и ласково показать, в чем некоторые жизненные установки его духовных чад не соответствуют духу Предания и что, напротив, следовало бы в этом духе Предания раскрывать и развивать в себе, в своей душе и в своей жизни. Но это в обычной практике.
Есть и идеальные случаи (есть и ниже обычного, тогда они являются искажением отношений духовник – духовное чадо), они встречаются очень редко, но особо ценные. Это тот особый тип отношений, когда духовник посредством Духа Святого знает полноту содержания души своего духовного чада и открывает ему то, что Дух Святой открывает. И в таком случае духовник показывает своему духовному чаду его личный путь ко спасению, при том, что они объединены духом и содержанием общей молитвы, как общей, так и литургической.
– Существуют какие-то особенности в отношениях между духовным отцом и духовными детьми?
– По-настоящему чаще всего не понимается главное, что отношения духовный отец – духовное чадо – понятия и реальность глубокие и существующие. Но для этого совершенно не обязательны ни условия послушничества и послушания, ни требования и претензии, чтобы духовники непременно и как можно быстрее научили всему, что они знают сами.
Духовный отец на самом деле внутренне, не обязательно с долгими словами и размышлениями, входит в жизнь духовных детей. В жизнь тех, кто с ним – просто потому, что он их любит, и душа за них болит. И одним только фактом, что душа о них болит, они оказываются вместе и вместе идут путем спасительным. А он старается вести их ко Христу.
Духовный отец чуть впереди, потому что так оказался поставлен, и таинственным явлением духовной жизни его как нового лица, первого лица и своей любовью, имеющей очень обширную направленность. Потому что расширяющееся сердце вмещает в себя всех. Во всяком случае, всех, кто к нему прибегает. Таким образом, в общине и осуществляется то духовное содержание жизни, при котором духовный отец частным образом сказанным словом, проповедным словом, всем примером своей жизни, простотой в общении, скромностью, беспретенциозностью, нетребовательностью – не духовной нетребовательностью, духовная должна быть, разумеется, требовательность – (нетребовательностью для себя) достигает гораздо большего.
Потому что тогда его духовное чадо видит перед собою образец хорошего опыта духовной жизни, который к тому же не отдален страницами книги или какого-нибудь рассказа, а наоборот, предельно приближен непосредственным и личным общением. Вот тогда это и есть настоящий духовный отец, который заботится о своих детях. Заботится не тем, что доставляет им необходимые средства, а самим фактом их общего движения.
– Насколько полным должно быть послушание духовнику? Потому что иногда приходилось читать о буквальном, абсолютном послушании. Например, по воспоминаниям духовных чад тех же оптинских старцев, советы спрашивались обо всем, вплоть до механических действий – какую книжку прочитать или в какую сторону пойти.
– Какую книжку прочитать – как раз не механическое действие. Это может быть очень хороший способ управления и помощи в духовной жизни человеку, которому некоторые книги могут оказаться неполезными (даже вполне нормальные, имеющие хорошее христианское содержание) как несвоевременные. С другой стороны, предложение неофитам читать «Добротолюбие»*, которого еще не поймет современный человек, как правило, показывает странный монашеский опыт духовника.
Кстати говоря, что еще очень важно для духовника, так это понимание того, что мир постоянно ставит новые проблемы. И нужно пытаться увидеть разрешение этих проблем, именно как новых, если не по существу, то, по крайней мере, по формам, по новым принципам, по новым содержаниям. Начиная от таких простых вещей, как отношение к Интернету, к телевидению.
– А отношение к грехам меняется?
Другое дело, что, входя в область конкретного рассмотрения греховной жизни того лица, которое подходит к духовнику, нужно увидеть и ему помочь увидеть то, к чему следует пока, по крайней мере, отнестись более-менее снисходительно и спустить это как не то, что бы должное, а как временно допустимое. Не то, что грех надлежит культивировать, а в том плане, что, может быть, и нужно в этом грехе каяться, но не особенно сильно, зная, что энергия не безгранична, и силы души нужно пустить на то, что является более важным.
Это является одним из больших постоянных казусов, потому что увидеть, что важно, для этого нужен ум духовный, и совсем не обязательно он совпадает с практическим умом, со сметкой, если она есть у духовника, либо с его знаниями древних традиций. Но, во всяком случае, тот опыт, когда есть автоматическое требование абсолютного послушания, совершенно не ведет к исполнению главной задачи, которая состоит в воспитании в человеке, который приходит к священнику, подлинной духовной свободы.
Он пришел из одного вида рабства и попадает в другой вид рабства. И он никогда не узнает, что такое духовная свобода. Тем более, что это дело довольно тонкое и требует очень серьезного подхода. Больше того, я бы сказал, беседуя со многими священниками, что многие даже не понимают, что такое эта духовная свобода, и потому воспитать своего ученика в рамках духовной свободы они просто не могут. Все эти послушания важны на самом деле до тех пор, пока они воспитывают в человеке понимание того, как осуществляется духовно свободная жизнь. И послушание на самом деле не ограничивает свободу – оно дает для нее начало, определенные рамки, как форма сонета, или еще того более – «венка сонетов», где очень строгая определенная форма, но внутри которой могут быть осуществлены высшие проявления творческой поэтической возможности.
– В западном христианстве, то есть у католиков, у протестантов нет духовных отцов. Зато их успешно или плодотворно заменяют психологи. На самом деле и у нас все чаще люди обращаются за помощью к психологам, заменяя ими священника. В чем разница между психологом и духовным отцом?
– Что значит успешно заменяют? Это еще большой вопрос.
А идут к психологам, потому что многие люди не очень понимают, что такое духовная жизнь. И свое ощущение духовности они черпают из рамок своей душевности, из рамок своей психологичности. Поэтому, может быть, им действительно скорее нужен психолог, чем духовный отец. Тем более, что именно такие люди очень часто неудовлетворены общением со священником, не видят в этом общении никакой для себя перспективы.
– Можно сказать, что это в основном женская черта?
– В основном да. Хотя, конечно, теперь и многие мужчины вполне «обабились», и эта черта стала довольно общей. Но, конечно, женщинам она более свойственна, что, в частности, можно видеть по исповедям.
У нас в приходе более-менее искоренен тот тип исповеди, который еще культивируется во многих хороших (действительно хороших) храмах, хороших общинах, когда духовные чада, как раз преимущественно женщины, вместо исповеди предлагают духовную новеллу. Часто очень талантливую, психологически своеобразную, но к духовно-нравственному содержанию жизни это имеет очень небольшое отношение. Имеет, потому что строится на материале более или менее, имеющем отношение к нравственности. Но и этот материал переживается не с этических, а с психологических позиций.
– Когда говорят, духовник благословил сделать, что это значит?
– Но зачем человек идет за благословением к священнику?
– По-всякому бывает. В основном, если он идет за благословением к священнику, то он идет за санкцией, санкцией на то решение, которое он уже сам принял. Например, он хочет поехать в Дивеево, и говорит: «Батюшка, благословите поехать в Дивеево». Я с трудом представляю себе такую редкую ситуацию, когда батюшка говорит: «Нет, не благословляю».
– А если священник благословляет поступать так, что ты не можешь? Или он тебя уже благословил, а ты чувствуешь, что ты не в состоянии принять его решение?
– Если между духовным отцом и духовным чадом нормальные отношения, то – не можешь и не можешь – дело просто кончается. Если действительно не можешь, если не выдуманная немочь.
В нормальной ситуации оба – и священник и тот, кто послушание не выполнил, – относятся к этому нормально. Ну что же? Ну, увидели, ну, поняли. Все хорошо, жизнь идет, жизнь не кончается. Настаивать, в таком случае, на обязательности выполнения решения, значит иметь священническое своеволие или послушническое своеволие. Это только кажется, что человек находится в области послушания, на самом деле, он находится в области своеволия.
Даже когда речь идет о таких обычных благословениях, которые ради смеха разделены на две категории. Одна женщина говорит: «Батюшка, у меня много во рту скопилось слюны. Благословите сплюнуть». А другая: «Батюшка, у меня во рту скопилось много слюны, куда благословите – направо или налево сплюнуть?» Этот пример свидетельствует не только о том, что обычно подходят за благословением по мелочи, для которой не требуется никакого благословения. Он, конечно, карикатурный, и таких не бывает на самом деле. Но по типу – бывает сколько угодно вопросов по мелочам, на которые никакого благословения специального не требуется. Либо от священника требуется санкция, требуется выбор в альтернативной или мнимой альтернативной ситуации. Но, как правило, речь в таких случаях идет о человеческой безответственности.
Другое дело, что для серьезных решений, особенно духовного порядка, безусловно, требуется внутренний совет, который даже и не столько совет, сколько рассуждение о содержании проводимого дела. Чтобы было ясно, что оно духовно и неопасно, полезно и плодотворно. И, соответственно, наоборот.
– Если духовник посоветовал одно, родственники говорят другое, а сердце подсказывает третье, что в этой ситуации стоит сделать?
– Плюнуть, и сделать по-четвертому.
Ну, а на деле, – когда как. Иногда оказываются правы родственники, хотя бы потому, что священник может не знать полноту ситуации. Иногда оказывается прав священник, потому что родственники не понимают полноту духовного отношения. А иногда оказывается право сердце. Хотя своему сердцу в целом доверять не особенно возможно, потому в своей ветхости, во всех своих возможностях понимания действительности, в том числе и интуитивного понимания, ошибки вероятны и возможны ровно так же, как и верные решения. Так что и то, и другое, и третье, а там, может быть, и четвертое, и пятое.
Самое лучшее – если речь идет о понимании промысла Божия – когда человек искренне желает исполнять волю Божию, и в этом отношении он рассматривает все свои дела. А так как они могут быть рассмотрены как исполнение (или неисполнение) воли Божией, то лучшим ориентиром верности оказываются обстоятельства. Обстоятельства, посылаемые промыслом, наиболее четко подсказывают картины и направление жизни. Нужно тебе или не нужно уходить с работы, потому что тебя зовут на другую работу? Предоставь все воле Божией, предоставь все промыслу, и через какое-то время так сложатся обстоятельства, что окажется, что иным образом нельзя было поступить, чем тем, который подсказывает промысел.
– Если случится конфликт с духовным отцом, стоит к кому-то обращаться за советом? И можно ли менять духовного отца?
– Такие ситуации требуют каждый раз индивидуального разбора. Чаще всего не стоит, особенно, если вопрос мелкий. Потому что у нас в жизни крупных вопросов вообще не так уж много. Тем более, что ошибка, даже если она действительная ошибка, а не мнимая, если она не приводит к каким-то очевидным, быстро действующим отрицательным исходам, ошибка есть вещь полезная и преодолимая. Полезная, потому что дает возможность увидеть еще раз себя и все, что тебя окружает, на более верных жизненных основаниях. Не стоит забывать, что каждое становление верных отношений не проходит без ошибок.
Но все имеет значение только в тех случаях, когда возникают неправильности. В некоторых случаях без совета просто не обойтись. Особенно, когда кажется, что совет, или предложение, или приказ священника имеют явно нравственно или недопустимый, или сомнительный характер. И в таком случае посоветоваться было бы, конечно, не худо, поскольку тупое послушание в таком случае ничего хорошего не дает.
Что же касается смены духовников, да, она возможна. Во-первых, когда священник, духовник грешит ересью. И тогда, естественно, совершать подобное ему – грех, означающий отлучать себя от общего церковного, отлучать себя от Духа Святого. Да, можно, когда священник тяжко согрешает каким-то грехом, связанным с тобой лично. Я не говорю, когда священник блудит, поскольку это дело нечастое, но любым другим явным образом, скажем, себялюбием с твоей помощью или еще чем-то. И ты видишь, что не спасаешься. Наконец, печально, но сменить духовного отца можно в тех случаях (лишь бы это не стало нормой), когда оказалось, что встреча была почти случайной, когда налицо ваше глубокое несоответствие. И кто прав, кто виноват, даже лучше не разбираться.
– Старец отличается от духовного отца?
– Я не знаю, что такое старец. Я знаю, что такое младостарец.
– Хорошо, что такое младостарец?
– Не хочу говорить только потому, что это прекрасно описано митрополитом Сурожским Антонием в одном из его великолепных докладов, который прямо говорит о младостарчестве. Я просто к каждому слову присоединяюсь.
«Речь не идет о том, чтобы различать между молодыми или старыми безумцами. Речь идет здесь о том, чтобы по возможности оценить духовную зрелость человека, его способность быть руководителем для человека» – говорит владыка Антоний. – «Старец – это не просто человек, который долго занимался пастырской работой и приобрел какой-то навык или опытность; старец в настоящем смысле – это нечто иное, это благодатное состояние. Старцев не “выделывают”, старцы силой Святого Духа рождаются; и если говорить о том, что характеризует старца, то я скажу коротко и о том, каково место старчества по отношению к обычному священству.
Мне кажется, что есть в духовничестве три степени. Есть приходской священник, роль которого – совершать таинства Церкви. Он может не быть хорошим проповедником, он может не давать никаких советов на исповеди, он может ничем не проявлять себя в пастырском отношении. Достаточно того, что он совершает Божественную литургию, если только он помнит, что чудо Божественной литургии или других таинств совершается Господом. Но это не значит, что ему дано право или возможность руководить другими людьми. Рукоположение не дает человеку ни ума, ни учености, ни опытности, ни духовного возраста. Оно дает ему страшное право стоять перед престолом Божиим там, где только Христос имеет право стоять. Он в каком-то смысле икона, но он не должен воображать, будто он святыня.…
Есть другая степень. Это священник опытнее или старше, который более научен и призван давать наставления другому человеку о том, как идти от земли на небо. И этот священник должен быть предельно осторожен. Он не должен говорить того, чего он опытно не пережил или чего он как-то своим нутром не знает. Мы приходим к духовнику с тем, чтобы встретить проводника до дверей Царства Божия. Но если он сам там не бывал, он нам ничего не может дать. Об этом должен задумываться каждый духовник, каждый священник, к которому приходят люди на исповедь. Можно ли сказать, что каждый священник имеет в себе способность каждому человеку сказать то, что ему нужно? Нет. Бывает так, что исповедующий священник или просто священник, к которому пришел человек на духовную беседу, слышит его, понимает то, что говорится, но ответа у него нет. В таком случае священник должен быть честен и сказать своему духовному чаду: “Все, что ты мне сказал, я понимаю, но ответа у меня для тебя нет. Я буду молиться о тебе. И ты молись, попроси Бога о том, чтобы Он мне простил то, что по своей неопытности я не могу тебе и Ему послужить в этой встрече, но я тебе не могу сказать ничего”.
А есть еще третий уровень. Это старчество, уровень тех людей, которые, говоря образно, почти всю дорогу прошли до дверей Царства Небесного, может быть, не вошли в него, а может, допущены были в него, но были посланы обратно, на землю, к нам, чтобы нас вести в это Царство. Вот это старец. Это человек, который весь путь прошел до глубин своей души, дошел до того места, где запечатлен образ Божий в нем, и который может говорить из этих глубин. Но старцем самого себя не сделаешь, и, если можно так выразиться, старцами не рождаются. Это люди, которых коснется благодать Святого Духа и которые отзовутся на нее и будут верными, – верными тому, чему учит нас Христос, и верными тому, что говорит Дух Святой в их душах. Старцы – явление редкое.…
Если бы самый неопытный священник так относился к исповеди, то он был бы уже тайносовершителем; а старец только тогда старец, когда он именно так может относиться к человеку – и на исповеди и вне исповеди при всякой встрече. И так мне хотелось бы сказать громко, на всю Русь: Берегитесь, братья мои, священники! Берегитесь, не принимайте на себя роль, которая не соответствует вашему духовному возрасту, будьте просты! Будьте просто священниками – это уже так много! Человек, который силой благодати Святого Духа может совершить Литургию, может окрестить ребенка, может помазать миром, это не мало, это нечто столь великое!»
– Нужен ли духовный отец священнику?
– Как правило, нужен, особенно молодому. Если священник уже напитан хорошим духовным опытом, исповедоваться все равно необходимо. По возможности чаще, чем это принято в современной Православной Церкви, потому что очень многие священники исповедуются только на общих исповедях в епархии.
– То есть два раза в год?
– Да, два раза в год. А что же, священники меньше грешат, что ли? Внутренними грехами они не меньше грешат, чем другие люди. Поэтому, конечно, желательно гораздо чаще исповедоваться. Исповедь необходима, потому что вообще необходим непрекращающийся покаянный опыт жизни.
И к руководству в духовной жизни священники не привыкли. Они не знают, что это такое, они умеют только руководить, а быть руководимыми, как правило, не умеют и не хотят. Но молодым священникам, конечно, лучше все-таки набираться опыта под руководством более опытного священства.
– А не страшно священнику становиться духовником? Ведь речь идет об ответственности за души человеческие?
– Ну, это вопрос, относящийся к области психологии. Так же ведь не получается, что ты решаешь: «Стану-ка я духовником». Идет жизнь, идет процесс, становишься священником и, тем самым, возлагаешь на себя ряд обязанностей. Приходишь на исповедь – приходят к тебе люди, исповедуются. Некоторые исповедуются часто, кроме того, у них возникают вопросы, кроме того, возникает необходимость за них молиться, кроме того, идет уже отчасти общая жизнь. Вот так и получается. А не то, чтобы ставишь себе задачу: пункт один – стать духовником.