Что такое откат в развитии ребенка

Возрастные кризисы у детей

Возрастные кризисы представляют собой переходные состояния с одного этапа жизни на другой. Существующие средства достижения целей переосмысливаются и кажутся неадекватными. Из-за этого развиваются непредсказуемые ситуации, а поведение кардинально меняется и не всегда в лучшую сторону. Возрастные кризисы – часть естественного развития ребенка.

Календарь кризисов

Возрастных кризисов у детей пять:

Психологи рассматривают их с физиологической и психологической точек зрения.

Кризис новорожденности

Физиология. Ребенок адаптировался к существованию вне материнской утробы. Организм привык самостоятельно дышать, регулировать температуру тела, получать и переваривать пищу. Регулярный сон и питание позволяют ощущать себя уверенно в новых обстоятельствах.

Психология. Качество психологической адаптации новорожденного зависит от родителей. Ребенок еще не владеет средствами общения, но нуждается в помощи, поэтому важную роль играет материнская интуиция.

Что делать? Научиться понимать язык тела, жестов и мимики ребенка. Чтобы выразить заботу и поддержку, как можно чаще берите его на руки, обнимайте, кормите грудью.

Кризис новорожденности заканчивается периодом оживления. Ребенок осваивается, узнает близких, улыбается, когда видит их.

Кризис первого года жизни

Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.

Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.

Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.

Кризис 3 лет

Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.

Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.

Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать. Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети.

В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.

При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.

Кризис 7 лет

Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.

Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.

Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.

Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.

Подростковый кризис

Физиология. В 11-15 лет наблюдается ускоренный физический рост и половое созревание.

Психология. На этом фоне происходят психологические изменения: повышенная чувствительность, возбудимость, неустойчивость настроения, несдержанность, возможна агрессивность. Стремление к независимости от взрослых и самоутверждению провоцирует необдуманные поступки: курение, алкоголь, ранние половые связи, наркотики. Подростки тяготеют к группированию и времяпрепровождению в обществе сверстников. Они эгоистичны и равнодушны к окружающим, при этом очень нуждаются во внимании и заботе взрослых.

Что делать? К подростку нужно относиться как к взрослому, способному принимать решения и отвечать за поступки. Не нужно навязывать ему свое мнение, постарайтесь подводить его к адекватным самостоятельным решениям. Если поведение подростка вызывает у вас опасения, проконсультируйтесь с психологом.

Возрастные кризисы закономерны. Их течение зависит от особенностей личности ребенка: может быть острым и болезненным либо мягким и практически незаметным. При правильном поведении взрослых ребенок преодолевает возрастные кризисы, а дома сохраняется спокойная, дружелюбная атмосфера.

Источник

Кризис 3 лет у ребенка

Содержание статьи

Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.

Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.

Когда ожидать начало кризиса трехлетки

Первые признаки кризиса наступают не ровно в три года, у большинства малышей они могут проявиться в период от 2,5 до 4 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей характера, методов воспитания и отношения родителей основные проявления могут продолжаться на протяжении от 2-4 месяцев до полутора лет и более. Источник:
Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова.
Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений

В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:

В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.

Источники:

Источник

Задержка развития у ребенка до 3 лет

Что такое откат в развитии ребенка. Смотреть фото Что такое откат в развитии ребенка. Смотреть картинку Что такое откат в развитии ребенка. Картинка про Что такое откат в развитии ребенка. Фото Что такое откат в развитии ребенка

Кто в группе риска?

Если ребенок вынашивался или рождался с какими-либо проблемами, даже на первый взгляд незначительными, он оказывается в группе риска по формированию неврологической патологии.

Патология нервной системы может проявиться как минимальными и быстро компенсированными симптомами, так и стать причиной для значимых нарушений здоровья ребенка, вплоть до инвалидизации. Дети, рожденные недоношенными, пережившие гипоксию во время беременности, асфиксию в родах или внутриутробную инфекцию, на первом году жизни должны посещать кабинет невролога один раз в 3 месяца. Как правило, такие дети проходят ряд обследований: начиная с нейросонографии, ЭЭГ, ЭНМГ и заканчивая МРТ головного мозга, которое проводится строго по показаниям.

Причины задержки развития очень неоднородны. В зависимости от того, какая патология привела к нарушению в развитии малыша, он наблюдается либо только у невролога, либо у невролога и эндокринолога, или невролога и нейрохирурга, реже – у психиатра. В любом случае, «первым звеном» в определении факта наличия задержки развития является районный невролог, который регулярно осматривает ребенка.

Каждый пациент с задержкой развития уникален, каждый случай заслуживает внимания и особого подхода, который обеспечивает маленьким пациентам научно-практический центр детской психоневрологии.

Задержки моторного развития

ЗМР – это особенность развития, при которой малыш не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. При темповой задержке происходит отставание ребенка в развитии на один декретированный срок, то есть, малыш получает навыки последовательно, но медленно. Это повод наблюдаться у невролога, но, как правило, ситуация не предвещает существенных проблем со здоровьем. Если следовать указаниям врача, то в дальнейшем ребенок с таким типом задержки ничем не будет отличаться от сверстников.

Ситуация более серьезная и требует постоянного контроля, если:

А) Отставание в развитии более серьезное: например, ребенок к 1 году не сидит, или в 7-8 месяцев не переворачивается;

Б) Развитие происходит неравномерно или наблюдаются «откаты» в развитии: это когда ребенок, научившийся уверенно сидеть или ходить, вдруг начинает делать это неуверенно или перестаёт делать вовсе.

В этих случаях врач-невролог может поставить ребенку один из следующих диагнозов

Выраженная задержка моторного развития. Это не обязательно ДЦП, есть масса других патологий, которые имеют схожую клиническую картину – например, пороки развития головного мозга, заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, синдромальные формы задержки развития, которые могут быть обусловлены рядом нарушений на хромосомном уровне, и многое другое).

Избирательное нарушение двигательной функции. Это асимметричная слабость мышц, наблюдается только с одной стороны тела: ребенок переворачивается только на одну сторону, ходит прихрамывая, тянется к игрушкам только одной рукой, неровно держит голову (гемипарез). Еще один симптом – появление «лишних» движений, гиперкинезов.

Нарушение осанки, снижение мышечного тонуса. Если осевая мускулатура ребенка не имеет достаточной поддержки, у малыша нарушается осанка и походка, и это тоже неврологическая проблема. Такие дети часто страдают от дисплазии соединительной ткани и поэтому склонны к травмированию суставов.

ДЦП (детский церебральный паралич). Собирательный термин для определения персистирующих двигательных нарушений, в основе которых лежит непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах. Много лет назад этот диагноз звучал как приговор, но сейчас специалисты-неврологи располагают большим арсеналом современных и высокоэффективных методик. При раннем обращении к врачу и грамотном подборе лечения можно добиться прекрасных результатов и жить полноценной жизнью.

Задержки психоречевого развития

Связаны с отставанием в психическом развитии ребенка, формировании основных психических функций мозга. Чаще диагностируется у детей старше 3 лет, однако некоторые первые симптомы заметны уже в самом раннем возрасте:

Отсутствие улыбки, выражения эмоций, контакта глазами с матерью, безучастность к внешнему миру;

Отсутствие разделения взрослых на своих и чужих, отсутствие страха перед незнакомцами или, наоборот, ребенок каждого взрослого, кроме мамы, встречает как чужого;

Немотивированная агрессия и аутоагрессия (бьет, щиплет себя, вырывает у себя волосы);

Нарушение пищевого поведения: ребенок плохо жует, крайне избирателен в еде или не может насытится и т.д.;

Нарушение формирования собственной (экспрессивной) речи и понимания обращенной речи.

Задержка психоречевого развития может быть просто особенностью на пути формирования ребенка как социальной единицы, но в отдельных случаях это первый симптом расстройства аутистического спектра (РАС). Причины РАС до сих пор доподлинно не установлены; над решением вопросов этиологии РАС бьются специалисты из многих медицинских и немедицинских специальностей (генетики, биологи, неврологи, психиатры, педиатры, иммунологи и многие другие)

Самое главное о задержках развития у детей:

Многие патологические состояния, выявленные в раннем детстве, удается компенсировать, и в большинстве своем успешно лечить. Но даже очень внимательные родители могут не видеть полной картины симптомов, поэтому крайне важно приходить на прием к врачу подготовленными. Ведь на приеме, в суете осмотра, раздевания и одевания ребенка, как правило, родители забывают часть симптомов, о которых они хотели сообщить специалисту, и решение проблемы, постановка диагноза, а соответственно и начало лечения затягивается на неопределенный срок.

Чтобы подготовиться к приему у детского невролога, следуйте несложным правилам:

Заранее составьте перечень всех волнующих вас вопросов;

Наблюдайте за малышом и фиксируйте (записывайте, запоминайте, снимайте на видео) все, что кажется вам странным, необычным, непривычным и т.д.;

Если состояние ребенка изменилось, запомните и отметьте тот момент, когда вы обнаружили эти изменения;

Не откладывайте посещение врача. То, что на бытовом уровне кажется незначительным и не требующим срочного лечения, может быть важным и серьезным симптомом.

Источник

Откат в развитии у ребенка

Здравствуйте. Мальчик 1 год и месяц. Родился ровно в срок. Роды прошли отлично, без стимуля-ций, без патологий. Всегда все делал в срок. В 7.5 месяцев начались непонятные передергивания головой. Легли в стационар. Сделали ЭЭГ, в заключении эпи активности не выявлено. МРТ и глазное дно в норме. Есть 1 кофейное пятно с рождения, наблюдаемся у генетика пробы ТМС в норме.
Назначили Депакин на 3 мл в день. В 11 месяцев были у невролога так как периодически появ-ляются кивки, развитие было в норме. Сказала ничего страшного нет, повторное короткое ЭЭГ отклонений не выявило. Также переболели Ковидом, с двухсторонней пневманией, 10 дне на антибиотиках.
Развивался нормально, лепетал иногда произносила надо, да, ада, ана но без смысла.
Что меня настораживает:
1. В последние пару недель заметила, что пропал лепет, в основном молчит. Только ино-гда, что-то проскакивает (сегодня проскочило мама, бам, дал), но стал чаще говорить мама, когда ему страшно, хочет, есть, или спасть или его сестра не пускает.
2. Не отвлекается на имя, редко когда повернется. Но на это я только сейчас стала обращать внимание.
3. Абсолютно нет подражания. Смотрит в глаза смеется, но не повторяет. Только как нос сопит. Но тоже особо никогда не делал.
4. Любит крутить колеса в машинках, но буквально пару минут, но также может ее и пока-тать.
5. Очень мало указательного жеста. Но глазами ищет предмет и смотрит в том направлении куда я показываю.
6. Перестал показывать предметы, которые я расставляю перед ним. Покажет один и убе-гает (возможно я стала сильно на него давать).
7. Ладушки раньше хлопал по просьбы, сейчас когда хочет. Перестал показывать сороку и махать пока-пока.
8. Животных не показывает и не имитирует, хотя недавно на кота в телевизоре говорил мяу
9. Просьбы выполняет очень редко, но мы только сейчас начали просить его что-то делать.
10. На нельзя не реагирует, или продолжает делать и смеется (до этого тоже почти не гово-рили нельзя, так как он особо никуда не лез или просто убирали его от опасного места).
11. Плохо набирает всем и плохо спим с рождения.
12. С рождения может резко заплакать во сне, но редко.
Из хорошего:
1. Хохочет и смеется, когда играют с ним в прядки, когда сестра делает колесо от козы-дерезы, когда на овечку я говорю бэээ.
2. Очень любит воду, купаться, подставлять руки.
3. Жалеет мишку, если я покажу покормит его.
4. Может пару раз сам поесть с ложки.
5. Виртуально пьет с чашки.
6. Расчёсывает мне волосы.
7. Моет пол тряпкой, загружает машину стиральную и нажимает кнопку. Выключает свет. Подает, когда я развешиваю вещи.
8. Выкидывает с комода вещи.
9. В зеркале себя узнает, смеется.
10. Иногда что-нибудь дает, когда попросишь.
11. В глаза в основном смотрит.
12. На руках сидит, руки не забирает, когда с ним играешь, обнимается. Со всеми играет одинаково, но с бабушкой больше.
13. Мелкая моторика развита хорошо.
14. Пылесоса не боится.
15. Немного собирает пирамидку, кубику, немного складывает фигурки, складывает ста-канчики.
16. Если увидел куда я спрятала пульт подойдет найдет.
17. Любит играть в мяч, но дает его, а не бросает.
18. Помогает одеваться, дает ручки для варежек и правильно просовывает ручки в кофту.
19. Детей чужих не боялся, сейчас не знаю, кроме сестры пока ни с кем не общается.
20. Залазит и слазит на диван.
21. Нажимает на кнопочки машинки.
22. Очень любопытный, не дает сестре ни рисовать, ни писать, надо все посмотреть.
23. Крутит руль в машине в поликлинике.
24. Пританцовывает при музыке.
Не капризный, плачет сильно только если забрать с ванной или выключить мультик (который показываем очень редко, 5 минут и не каждый день). Но можно чем-то отвлечь. Немного серь-езный если сам играет, но легко можно рассмешить.
1. Подозреваю, что Депакин и Антибиотики дали осложнение на слух (со стороны лора во-просов нет, дал направление к сурдологу).
2. Возможно, у нас стал проявлять аутизм.
3. Стал активно ходить.
4. Даю мало витамина Д.
Скажите пожалуйста это действительно откат в развитии или возможно такой период?

Хронические болезни: Нет, только болели ковидно пневманией

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Источник

«Регресс как защитный механизм психики ребенка»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАССЫЛКА № 11/2020

«Регресс как защитный механизм психики ребенка»

Иногда шаг вперёд требует шага назад.

Как гласит пословица, «хорошо растет то, что растет медленно».

Чтобы вырасти высоким и гордым, дерево нуждается в бурях.

Развитие человека происходит по спирали — с регулярным возвратом к предыдущим этапам. В отношении детей это свойство развития называют «два шага вперед, шаг назад». У детей регресс появляется очень легко, так как психика и личность ребенка недостаточно сформированы. Откат в развитии ребенка может наблюдаться сразу по нескольким направлениям или по одному из них. Среди них — нарушение речи, моторных функций, нарушения эмоционально-волевой сферы и другое.

Регрессия (регресс) – защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. Понятие регресс (от лат. regressus – «возвращение») и Регрессия (от лат. regression – «движение вспять»).

Регрессия поведения – форма психологической защиты, состоящая в возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения, переходе на предшествующие уровни психического развития и актуализации успешных в прошлом способов реагирования.

Часто регрессивное состояние у ребенка соотносится с «персональной программой» развития малыша. Скорость освоения новых навыков у детей обычно неравномерна, особенно у мальчиков, и всегда – абсолютно индивидуальная. Вроде бы, ребенок уже начал ходить сам, засыпать самостоятельно, «давать пять» и махать ручкой при прощании, и вдруг эти умения исчезли. На самом деле малыш еще не готов активно использовать новое умение, и пока не готов покинуть свою зону комфорта.

Психомоторное развитие ребенка в первые три года его жизни протекает с невообразимой скоростью: из маленького инопланетянина, который даже дышать-то иногда забывает, он превращается в маленькую личность, способную самостоятельно засыпать, есть, ходить на горшок, самостоятельно одеваться, у него появляется речь, а потом и мышление. Нагрузка на маленький растущий организм при всем этом колоссальная, и любые, вроде бы, ничего не значащие, обстоятельства могут повлиять на закрепление только что усвоенных умений и навыков. Что же это за обстоятельства?

Часто в первое время в садике у детей появляются проблемы с хождением на горшок. С одной стороны, ребенок привыкает к незнакомому, обычно общему, туалету, с полным отсутствием уединенности. С другой стороны, дети часто заигрываются, стесняются попроситься на горшок или забываются в незнакомой обстановке. Следует научить малыша проситься в туалет, объяснить ему, что не нужно бояться сказать вам или воспитателю, что случилась «авария». Можно надевать на него такую одежду, которую он может снять быстро и самостоятельно, хвалите ребенка, когда он успешно пользуется горшком. Чем увереннее в себе он себя будет чувствовать, тем более вероятно, что регресс проживется быстрее.

Разнообразные заболевания. (Вирусы, инфекции, анемии, травмы и т.д.). Маленький и, все-таки, еще слабый организм мобилизует все свои ресурсы на борьбу с болезнью и, как результат, временно приостанавливает любое другое развитие.

Несбалансированное питание. (неправильная диета, недоедание, дефицит питательных веществ и т.д.): организму недостаточно получаемого питания для полноценного развития, и он в определенный момент «останавливается», чтобы пережить неблагоприятный период. Как результат, недостаточно набирается вес, тормозится физическое, а потом и психическое развитие.

На данном этапе очень важно не стыдить, не запрещать «детское» поведение, а подстроиться под нужды ребёнка и позволить ему «вырасти» в удобном для него темпе. Также на этой стадии крайне важно проявлять терпение и доброжелательность, тщательно следить за своими эмоциями. Наказывать «оставлением», лишением общения категорически нельзя. В этот период важно активно слушать ребёнка, не запрещать ему рассказывать о прошлой жизни, больше общаться, держать ребенка на руках.

РЕГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА

Регрессия поведения – форма психологической защиты, состоящая в возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения, переходе на предшествующие уровни психического развития и актуализации успешных в прошлом способов реагирования. Регрессивное поведение проявляется в стрессогенных ситуациях, адекватное поведение в которых оказывается невозможным для индивида в силу их высокой значимости, новизны, сложности или психофизиологического состояния самого индивида (усталость, болезнь, регрессия возраста).

Регресс в поведении ребенка может выступать не только как симптом невротического поведения, но и как способ восстановить утраченное равновесие и расширить горизонты психической субстанции.

Целью регрессивного поведения иногда может быть получение контроля над происходящим. Например, утром ребенок непременно хочет первым из всей семьи оказаться за столом; если ему это не удастся, он будет рыдать. Устанавливая свои правила в этом пункте, он компенсирует недостаток контроля в других сферах своей жизни.

В психоаналитических теориях регрессивное поведение рассматривается как неэффективная защита, поскольку индивид вместо того, чтобы справиться с ситуацией, вынужден уйти от реальности, возвратясь к той стадии развития личности (согласно онтогенетической модели З. Фрейда), в которой переживалось чувство удовольствия. В когнитивных теориях под регрессией поведения понимаются обращение к более примитивным схемам познания и действия при взаимодействии с новой, сложной ситуацией, что служит источником дальнейшего прогрессивного развития личности. В теориях творчества также отмечается позитивная роль способности личности к целенаправленной регрессии поведения при решении творческой задачи, позволяющей достигать оригинальные, нестандартные результаты за счет снятия социальных барьеров на стадии генерирования идей.

Регрессия извлекает из бессознательного такие содержательные элементы, которые действуют в качестве «преобразователей энергии» и способны вернуть психическому процессу прогрессивную направленность.

Регрессия способствует обогащению сознания, поскольку содержит – пусть и в недифференцированной форме – зерно нового психического здоровья.

РЕГРЕССЫ И ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Известно, что регрессы отмечаются и в норме. Это главным образом регрессы следующих видов :

Во-первых, в ситуации, вызывающей страх, в ослабленном состоянии после болезни или вечером в состоянии усталости новообразования , находящиеся в стадии формирования, могут оказываться недоступными для ребенка (кратковременный регресс навыков).

Во-вторых, в тех же условиях эмоционального истощения любой маленький ребенок, скорее всего, прибегнет к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности (регресс эмоциональной регуляции).

В-третьих, возможен временный откат, возвращение к более простой, но соответствующей возрасту форме поведения после периода преждевременного использования более прогрессивной формы.

И в норме, и в патологии отмечается регресс, связанный с потерей интересов к довольно узкой, факультативной, области развития. В этих случаях ребенок почти полностью утрачивает интерес к тому, что было его сверхценным увлечением на протяжении некоторого времени, и становится менее успешным в этой области.

Возрастной (временной) аспект:

При затяжном регрессе неизбежны фиксации тех форм поведения, к которым регрессировал ребенок, с последующей их изоляцией и особым аффективным насыщением. Так, у таких детей можно наблюдать своеобразную искусность лепета или автономной речи, с богатством интонаций, иногда «чистую интонацию» в виде мычания или иных звуков, имитирующих язык животных у детей 3—5 лет, которые регрессировали на эту стадию с более высокого уровня в возрасте 1,5—2 лет.

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕГРЕССА У ДЕТЕЙ

Необратимый регресс может означать распад функции, однако вплоть до латентного периода (младший школьный возраст) остается надежда, что регрессировавшее образование может быть восстановлено.

Регресс как ограничение, накладываемое самим ребенком на определенную область деятельности, в которой он считает себя неуспешным. Например, ребенок 3-х лет отказывается от рисования из-за того, что не выносит несоответствия своих рисунков образцу, в том числе и воображаемому. Анна Фрейд подобные отказы называет «ограничением Я». Эпизодически такое поведение может встречаться и в норме. В патологии отказ очень упорный. Например, в случае неуспеха в рисовании, ребенок может не брать в руки карандаши в течение нескольких месяцев или даже лет после неудачной попытки.

ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕГРЕССА У ДЕТЕЙ

При первых признаках наступающего регресса необходимо своевременно проанализировать сложившуюся ситуацию. «Откат» назад должен стать для вас звоночком : обратите особое внимание на психологическое состояние ребенка, попробуйте выявить причины его неудовлетворенности, тревожности, раздражительности или застенчивости. Поразмышляйте, не менялась ли в худшую сторону внутрисемейная ситуация? Какие внешние факторы могут провоцировать лишний стресс для малыша? В конце концов, может быть, ему просто нужно больше вашего внимания?

Как только будут устранены причины, которые привели к «остановке», ребенок станет наверстывать упущенное. При этом ему обязательно надо помогать: больше контактировать с ребенком, почаще хвалить и говорить, как вы его любите, оберегать от физических и нервных перегрузок, стрессов, независимо от возраста обеспечивать тесный телесный контакт и совместное времяпрепровождение. В любой ситуации необходимо поддерживать ребенка и обеспечивать ему чувство безопасности. Чутко и внимательно следует относиться не только к детским переживаниям, но и к своим собственным. Дело в том, что, когда у родителей появляются страх, тревога или чувство вины, это может оказывать прямое влияние на состояние ребенка и даже замедлять процесс его развития.

При наступающих признаках регресса важно:

Выражать понимание чувств вашего ребенка. В случаях наступающих признаках регресса можно попробовать описать чувства вашего ребенка. Говорите, ему то, что вы знаете: что он чувствует себя неуверенно, беспокоится из-за изменившихся обстоятельств. При этом важно убедить его, что все будет хорошо. При этом важно давать ему понять, что любите его и всегда будете рядом, что сможете позаботиться о нем, даже когда физически вы не вместе.

Поддерживать на расстоянии. Подумайте, как помочь ему почувствовать вашу близость, когда вы далеко. Если, к примеру, ребенок не хочет отпускать вас от себя утром в детском саду, можно положить ему в шкафчик небольшую семейную фотографию с мамой и папой или какую-то вашу вещь. Проследите, чтобы у малыша был под рукой «переходный объект» — любимая мягкая игрушка или кукла.

Заботиться, не поддаваясь на манипуляции. При регрессе важно не закрепить такое поведение моментальным удовлетворением потребностей ребенка. Поэтому в момент истерики не нужно давать ему то, чего он требует: больше внимания (пусть и негативного), дополнительное печенье или новую игрушку. С другой стороны, нет смысла вставать в позицию строгого воспитателя или, что хуже, стыдить ребенка, если он внезапно разучился ходить в туалет: лучше не драматизировать это обстоятельство, а просто разобраться с ситуацией.

Каждый вариант регресса у ребенка любого возраста требует незамедлительной помощи и чуткости родителей. Какого бы происхождения ни был регресс, он чаще всего возникает в критические периоды развития ребенка. Если это ранний возраст, мы будем наблюдать утрату моторных навыков и навыков опрятности, если это дошкольный возраст, то утрачиваться будут речевые возможности и общение, в подростковом возрасте, на фоне гормональных перестроек происходит утрата смысла жизни и в связи с этим теряются навыки опрятности и самообслуживания.

Родителям важно помнить, – во время регресса при адаптации на поступки ребёнка больше влияет подсознание, а значит, ребёнок не всегда может управлять собой. Пугать, ругать, ожидать, что он «не будет» – бессмысленно. Ребёнок ждёт от вас безусловной любви вне зависимости от того, хорошим или плохим он выглядит в ваших глазах.

В этот период рекомендуется ограничить учебную и психологическую нагрузку, так как в этот период ребёнку трудно нормально учиться и запоминать книжки, стихи и т.д. Также важно не наказывать ребёнка бросанием, запиранием. Ни в коем случае нельзя говорить, что не любите его, не угрожайте его вернуть – это худшее, что вы можете сделать и для него, и для себя, ведь он вас на это и проверяет! Необходимо проявлять максимум терпения и всегда верить в себя и в ребёнка, тогда выход из регресса пройдёт быстрее и успешнее.

Правила профилактики задержек развития ребенка

Ребенок перестает реагировать на обычные просьбы родителей;

Ребенок перестает или не научается удерживать зрительный контакт с обращающимся к нему человеком;

Ребенок не реагирует на предлагаемый предмет, ведет себя в целом странно или безразлично;

Ребенок беспричинно перестал взаимодействовать эмоционально, а вместо этого появляется постоянный крик как средство выражения своих желаний;

Появляются проблемы с горшком, сопровождаемые частым мочеиспускание или нарушениями стула.

Для родителей регресс ребенка зачастую становится стрессом, так как они редко готовы принять факт, что ребенок, который уже освоил столько всего и уже вполне себе самостоятельный, может утратить эти умения. Такой регресс может спровоцировать у них панику и недоумение. Родитель, осведомленный о таких особенностях детского развития, может не допустить соматического заболевания, принять такой возврат, и помочь своему ребенку восстановиться, в том числе психологически. Родители же с гиперопекой, напротив, могут закреплять регрессивный способ реагирования ребенка, из-за чего ребенок не формирует другие, более зрелые способы принятия трудностей. Какой бы ни была причина регресса, постарайтесь не отчаиваться: это временное явление. Чтобы быстрее и легче его пережить, уделяйте малышу больше внимания, чем обычно. Старайтесь чаще его поддерживать, вселять в него веру в свои силы.

«Джон» Режиссеры: Джеймс и Джойс Робертсоны

Документальный фильм, наглядно показывающий влияние разлуки с мамой на психофизиологическое развитие маленького ребенка. Маленький мальчик Джон на несколько дней оказался в детском доме, в котором за его поведением наблюдали. Фильм стал сенсацией, он помог специалистам и родителям осознать, что происходит с детьми при разлуке.

Съемки на протяжении нескольких месяцев велись в доме ребенка и позволяют увидеть динамику развития четырех детей – Ромы, Вани, Фаи и Алёши. Двое из них находились в контакте с матерями, которые приходили в детдом навестить детей.

Создан в рамках проекта «Привязанность у детей раннего возраста» Санкт-Петербургского института раннего вмешательства и британской благотворительной организации HealthProm.

Директор Отделения развития ребёнка при Гарвардском университете снял небольшой фильм о лабораторном эксперименте под условным названием «“Безжизненное (каменное) лицо». В первой части эксперимента мама играет с малышом, во второй – она делает безжизненное (каменное) лицо, не реагируя на попытки к контакту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *