Что такое откаты у детей

Признаки аутизма

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

Ранняя диагностика аутизма

Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.

В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.

В 0-1 года необходимо оценить:

В 1-2 года:

В 2-3 года:

В 3 года:

Признаки аутизма в 4 года и старше:

За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.

Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.

После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:

Источник

Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности», трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО.

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

– чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

– жестокость к другим людям или животным,

– преднамеренная порча имущества,

– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

– вызывающие провокационные поступки;

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Нейропсихолог помогает ребенку справиться с нарушением, выбирая для этого специальные стратегии и программы.

Коррекция нарушений поведения у детей в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»:

Этот метод позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности поведения, развития или общения. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

Специалисты не имеющие в своем арсенале интерактивное и инновационное оборудование не в состоянии проводить качественную и результативную нейрокоррекционные занятия со сложными детьми.

Итак, в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в нейропсихологическую коррекцию по усмотрению (в зависимости от целей и задач индивидуальной программы) методиста и диагноста интегрируется огромное количество образовательного оборудования.

Форма проведения занятий индивидуальная.

В результате нейропсихологической диагностики составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается нейропсихологическая программа коррекции.

Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. Методика улучшает:

Проявление поведенческих нарушений нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка. Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие речи, улучшить концентрацию внимания, нормализовать поведение и, как следствие, решить проблемы с успеваемостью в школе.

Широко используется система тренировок на балансировочной доске Learning Breakthrough («прорыв в обучении») разработчик программы Френк Бильгоу. Серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.

Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий.

3. Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной интеграции и антигравитации.

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.

СЕНСОРНАЯ ОБРАБОТКА – это процесс, в ходе которого мозг получает сенсорную информацию, обрабатывает ее и использует по назначению.
Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
• Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
• Мозг организует и обрабатывает ее
• Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»

Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• П
оведенческих навыков
Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться,

Это система физических упражнений и особых телесноориентированных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

Эти занятия полезны всем детям, так как сенсомоторная интеграция – это обязательный этап психического развития каждого ребенка.

Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.

Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.).

Источник

Откаты у ребенка и восприятие времени

Читайте также

Что такое откаты у детей. Смотреть фото Что такое откаты у детей. Смотреть картинку Что такое откаты у детей. Картинка про Что такое откаты у детей. Фото Что такое откаты у детей

Почему приемному ребенку сложно в школе?

Что такое откаты у детей. Смотреть фото Что такое откаты у детей. Смотреть картинку Что такое откаты у детей. Картинка про Что такое откаты у детей. Фото Что такое откаты у детей

«Я привыкла биться за детей». Мамы — до и после принятия ребенка в семью

Что такое откаты у детей. Смотреть фото Что такое откаты у детей. Смотреть картинку Что такое откаты у детей. Картинка про Что такое откаты у детей. Фото Что такое откаты у детей

Моя главная ошибка

Что такое откаты у детей. Смотреть фото Что такое откаты у детей. Смотреть картинку Что такое откаты у детей. Картинка про Что такое откаты у детей. Фото Что такое откаты у детей

Как тип личности ребенка-отказника влияет на глубину его травмы?

Знать и понимать такую особенность у детей с травматичным прошлым, как откаты, это одно, но совсем иное, когда ты в процессе этого

Что такое откаты у детей. Смотреть фото Что такое откаты у детей. Смотреть картинку Что такое откаты у детей. Картинка про Что такое откаты у детей. Фото Что такое откаты у детей

Часть 8. Уже 11-й час идет… 🧐😲🌀📣…

Опасная это фраза дома. Идет 16-й год жизни, идет седьмой час, идет 21-й век и все промежуточные временные отрезки. Казалось бы, уже дважды этот вопрос прояснился с сыном, приходило понимание про промежутки времени, однако недавняя фраза моя показала, что снова откат.

Откаты — такое дело интересное, когда информация была усвоена или какие-то навыки развиты, причем неоднократно, а потом раз… И как будто обнуление.

Знать и понимать такую особенность у детей с травматичным прошлым одно, но совсем иное, когда ты в процессе этого. Иногда трудно настраивать снова себя, что пройденный путь необходимо пройти еще раз.

Плюсом накладывается сепарация подростковая. Это какая-то гремучая смесь вместе с откатами.

Сегодня достаточно долго переключение шло на успокоение, чтобы лобные доли заработали, а не буря эмоций. Диме снова стало непонятно, как это «идет десятый час», но при этом еще нет десяти, но и не девять. По его мнению, это — идет девятый час, потому что стрелка прошла только девять, а до десяти еще нет. Прошлись по тысячелетиям, векам, годам жизни от 0 до 15 лет, и что сейчас ему идет 16-й год, но при этом полных 15 лет и 11 месяцев.

Это с одной стороны и забавно, когда столь бурные эмоциональные реакции и взрывы на такие простые вопросы. С другой стороны, это требует выдержки, чтобы оставаться спокойным самому, делать регуляцию, чтобы включилась осознанность. И лишь потом уже что-то обсуждать.

Еще огромным открытием было в свое время, что существуют разные часовые пояса. Понять это помогли поездки в разных часовых поясах, еще до того даже, как сын появился в семье. Казалось ранее, что одно и то же время везде на планете.

А стрелочные часы… Их восприятия практически не было. Благо, я нашел часы с делением на часы, минуты, секунды, а также на времена года и месяцы. Календарь настенный на год был тогда приобретен тоже для этого.

Еще своеобразны бывают формулировки рассказов о прошлом в детдоме и интернате в настоящем времени. Это создает порой весьма курьезные ситуации. И здорово, что, например, учителя в школе новой обычно понимают это.

Был случай, когда то ли психолог школьный, то ли завуч преподавала один из школьных предметов. И вот сын рассказывает ей, что учитель математики не разрешает, переспрашивает, нервная, непонятно объясняет, а если попросишь ее повторить, объяснить, то ругает… Завуч (или психолог) 👀 удивленно смотрит.

И тут выручило, что папа дома, и обучение надомное. Речь шла о прошлом, а не о том учителе, который преподавал в момент рассказа.

Надеюсь, постепенно это выполняется. Хотя сейчас труднее в том плане, что по календарному возрасту общественные ожидания одни, физические развитие дате другой период, особенности душевные местами дают третье. Но знакомить других с такими особенностями у детей, у людей, считаю, важно, чтобы все могли понимать друг друга лучше.

Иногда эти прохождения пути освоения знаний или навыка могут повторяться энное количество раз. Но это того стоит.

Прежде всего, потому что сам ребенок ценен и дорог.

Понимание этого, что человек прежде всего ценен, просто потому что он есть, Бог вдохнул в него жизнь, он не функциональная единица, помогает воспринимать это и относиться к откатам более уравновешенно.

И все же, даже на третьем году моего отцовства это всегда как приключение.

Источник

«Регресс» или откат в развитии ребёнка

В острой, кризисной стадии адаптации практически всегда появляется яркий «регресс»: ребёнок ведёт себя явно младше своего возраста, его речь становится менее разборчивой, упрощенной, он может просить покормить его с ложечки, завернуть в пеленку, дать соску-пустышку, у него пропадают некоторые навыки самостоятельности, может появиться энурез.

Регресс в поведении является механизмом психологической защиты. Ребёнок в силу чрезмерного стресса как бы отказывается соответствовать своему календарному возрасту и скатывается на более примитивный уровень развития. Приёмные дети часто таким способом предоставляют родителю (буквально приносят на блюдечке с голубой каёмочкой) способ собственной реабилитации. Т.е. заново проживают этапы собственного детства, но в более стабильной обстановке и с установлением новых привязанностей.

На данном этапе адаптации очень важно не стыдить, не запрещать «детское» поведение, а подстроиться под нужды ребёнка и позволить ему «вырасти» в удобном для него темпе.

Мы попросили приёмных родителей поделиться своим опытом и рассказать, как в их семьях вели себя дети во время «откатов».

Что такое откаты у детей. Смотреть фото Что такое откаты у детей. Смотреть картинку Что такое откаты у детей. Картинка про Что такое откаты у детей. Фото Что такое откаты у детей

Б рали неговорящим четырёхлеткой с мрачными перспективами. Детке сейчас восемь лет, пошли в массовую школу, прогноз был, что коррекционку не потянет, но учимся. Научились говорить, рисовать, читать, писать, считать, рассуждать. От полной водобоязни перешли к плаванию в бассейне, от жуткой неуклюжести — к вполне ловкому поведению на спорткомплексе и прыжкам на батуте с замысловатыми кувырками. Сейчас у нас регрессо-прогресс. В последние три месяца сын начал эмоционально проживать трёхлетний возраст: полюбил конкретную мягкую игрушку, не расстаётся с ней дома ни на минуту, одевает, качает, строит ей домики, сюсюкает. Я вижу в этом очень хороший знак, но со стороны достаточно крупный мальчик в стильных очках, ТАК проводящий свой досуг, выглядит весьма нетривиально.

У нас ребёнок в пять лет взят в семью. В два года оторвали от мамы, и он как бы «заморозился» в доме ребёнка, остановился в развитии. Не говорил, не понимал речи, только глупо улыбался и носился как гиперактивный. Через пару месяцев дома стал всё тащить в рот. Выхожу из магазина, а из уличной урны только ноги его торчат. Я его за ноги вытаскиваю, а он в это время судорожно обеими руками в рот всё из мусорки запихивает. Окурки, огрызки и т.д. Отмыла, от глистов пропоила. Хотела к психиатру вести. Ему шестой год, парень крупный. Хорошо детдомовская психолог всегда помогала, дай ей бог здоровья. Объяснила, что он проживает теперь тот возраст, на котором остановился. Как малыши мир на вкус познают, так и он. В жизни бы не догадалась. Жалею, что, когда одна из моих девчат сосала палец как соску, в 6 лет, я ей просто пустышку или бутылочку с соком не давала. Быстрей бы прошло, наверное.

М ой приёмный сыночек попал в семью в 3,5 года, адаптации почти не было — сразу любимый, родной, родителям — мама, папа. Но проходил почти год в садик, и от перенагрузок, видимо, вышел на «запинки». Посоветовались с логопедом и забрали на дачу, чтобы отдохнул, и тут предложили от Управы социальную путевку. Поехали мы вдвоем, а там – началось! Увидел, что дели малые — сосут грудь — ему тоже дай! Многие не говорят, но их понимают – замолчал, стал пальцем и жестами показывать, что именно ему нужно. Я как-то сразу решила, что он со мной проживает своё детство и мамству обрадовалась, а муж в это пансионат приехал на выходные и был в шоке: ребёнок почти пяти лет, а вернулся к двухлетнему состоянию… Потом все прошло и вернулось развитие с задержкой года на полтора.

С ына забрали в два с половиной года. Не говорил ни слова. Задержка была махровая. Первые несколько месяцев мы с ним активно занимались, ребёнок выдавал линейный прогресс: каждый день обучался чему-то новому. Правда, так толком и не заговорил, только лепетал, да и то мало. И всё время нервный какой-то был, напряжённый. Мы даже к неврологу ходили, нам выписали успокоительные для мальчика. А потом вдруг (вот натурально: «в одно прекрасное утро») как подменили человека. Напрудил под себя, хотя давно спит без памперса, как ложкой пользоваться — забыл. Всё, чему учили, тоже куда-то делось. Даже ходить разучился: только на четвереньках. Поднимаешь его вертикально — а он стоит, глазками луп-луп, и не знает, как шагать. Младенец как есть. Мы испугались сначала, думали — заболел. Оказалось, он так копил силы на речевой скачок. Вся нервная система перестраивалась.

Мы, конечно, не стали форсировать. Ну, ползает — и ладно. В одеялко нашего мальчика заворачивали, бутылку дали, подгузник нацепили. Несколько дней так было. А потом он как-то резко вернулся во «взрослое» состояние. И заговорил активно после этого. Вот уже десятый год не замолкает.

У нас приемный сын, ему два года и восемь месяцев. Совершенно не тактильный ёжик, с нами уже 2 года, всё это время «приручаем» мелкими шажочками. Недавно взяли второго, ему пять месяцев. У старшего начался второй круг адаптации.

Днём он, как и полагается, обычный шустрый независимый мальчик. При укладывании на дневной сон и на ночь, когда маленького рядом нет, превращается в «лялю». Просит полежать на плечике, чтоб носили столбиком «выпускать воздух и газики», чтоб гладили животик и пели колыбельные на ручках и обняв. Артистично с удовольствием хнычет (довольный комментирует в перерывах) и грызет не интересовавшие его никогда прорезыватели. Проживает лялечку, т.к. своё младенчество провел по больницам. Потом говорит «всё, мама, я подрос» и довольный ложится спать. Уже второй месяц так развлекаемся.

Бонус: «Весёлый откат у мужа»

О т решения принять в нашу семью малыша решили впасть в детство вообще все.

Сначала сын (13 лет) начал кругами вокруг меня ходить, обниматься, лежать при любой возможности рядом. Готов уже мне на голову залезть, лишь бы насладиться, по всей видимости, последними минутами в качестве «ребёныша». Ну это ещё я понимаю.

Но вот муж (45 лет) начал просить петь ему колыбельные, сказки рассказывать, а то он иначе не заснёт! Товарищи, я угораю! Я им говорю: «А что будет, когда мелкий прибудет? Вы вообще меня заклюете?».

Источник

Задержка развития у ребенка до 3 лет

Что такое откаты у детей. Смотреть фото Что такое откаты у детей. Смотреть картинку Что такое откаты у детей. Картинка про Что такое откаты у детей. Фото Что такое откаты у детей

Кто в группе риска?

Если ребенок вынашивался или рождался с какими-либо проблемами, даже на первый взгляд незначительными, он оказывается в группе риска по формированию неврологической патологии.

Патология нервной системы может проявиться как минимальными и быстро компенсированными симптомами, так и стать причиной для значимых нарушений здоровья ребенка, вплоть до инвалидизации. Дети, рожденные недоношенными, пережившие гипоксию во время беременности, асфиксию в родах или внутриутробную инфекцию, на первом году жизни должны посещать кабинет невролога один раз в 3 месяца. Как правило, такие дети проходят ряд обследований: начиная с нейросонографии, ЭЭГ, ЭНМГ и заканчивая МРТ головного мозга, которое проводится строго по показаниям.

Причины задержки развития очень неоднородны. В зависимости от того, какая патология привела к нарушению в развитии малыша, он наблюдается либо только у невролога, либо у невролога и эндокринолога, или невролога и нейрохирурга, реже – у психиатра. В любом случае, «первым звеном» в определении факта наличия задержки развития является районный невролог, который регулярно осматривает ребенка.

Каждый пациент с задержкой развития уникален, каждый случай заслуживает внимания и особого подхода, который обеспечивает маленьким пациентам научно-практический центр детской психоневрологии.

Задержки моторного развития

ЗМР – это особенность развития, при которой малыш не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. При темповой задержке происходит отставание ребенка в развитии на один декретированный срок, то есть, малыш получает навыки последовательно, но медленно. Это повод наблюдаться у невролога, но, как правило, ситуация не предвещает существенных проблем со здоровьем. Если следовать указаниям врача, то в дальнейшем ребенок с таким типом задержки ничем не будет отличаться от сверстников.

Ситуация более серьезная и требует постоянного контроля, если:

А) Отставание в развитии более серьезное: например, ребенок к 1 году не сидит, или в 7-8 месяцев не переворачивается;

Б) Развитие происходит неравномерно или наблюдаются «откаты» в развитии: это когда ребенок, научившийся уверенно сидеть или ходить, вдруг начинает делать это неуверенно или перестаёт делать вовсе.

В этих случаях врач-невролог может поставить ребенку один из следующих диагнозов

Выраженная задержка моторного развития. Это не обязательно ДЦП, есть масса других патологий, которые имеют схожую клиническую картину – например, пороки развития головного мозга, заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, синдромальные формы задержки развития, которые могут быть обусловлены рядом нарушений на хромосомном уровне, и многое другое).

Избирательное нарушение двигательной функции. Это асимметричная слабость мышц, наблюдается только с одной стороны тела: ребенок переворачивается только на одну сторону, ходит прихрамывая, тянется к игрушкам только одной рукой, неровно держит голову (гемипарез). Еще один симптом – появление «лишних» движений, гиперкинезов.

Нарушение осанки, снижение мышечного тонуса. Если осевая мускулатура ребенка не имеет достаточной поддержки, у малыша нарушается осанка и походка, и это тоже неврологическая проблема. Такие дети часто страдают от дисплазии соединительной ткани и поэтому склонны к травмированию суставов.

ДЦП (детский церебральный паралич). Собирательный термин для определения персистирующих двигательных нарушений, в основе которых лежит непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах. Много лет назад этот диагноз звучал как приговор, но сейчас специалисты-неврологи располагают большим арсеналом современных и высокоэффективных методик. При раннем обращении к врачу и грамотном подборе лечения можно добиться прекрасных результатов и жить полноценной жизнью.

Задержки психоречевого развития

Связаны с отставанием в психическом развитии ребенка, формировании основных психических функций мозга. Чаще диагностируется у детей старше 3 лет, однако некоторые первые симптомы заметны уже в самом раннем возрасте:

Отсутствие улыбки, выражения эмоций, контакта глазами с матерью, безучастность к внешнему миру;

Отсутствие разделения взрослых на своих и чужих, отсутствие страха перед незнакомцами или, наоборот, ребенок каждого взрослого, кроме мамы, встречает как чужого;

Немотивированная агрессия и аутоагрессия (бьет, щиплет себя, вырывает у себя волосы);

Нарушение пищевого поведения: ребенок плохо жует, крайне избирателен в еде или не может насытится и т.д.;

Нарушение формирования собственной (экспрессивной) речи и понимания обращенной речи.

Задержка психоречевого развития может быть просто особенностью на пути формирования ребенка как социальной единицы, но в отдельных случаях это первый симптом расстройства аутистического спектра (РАС). Причины РАС до сих пор доподлинно не установлены; над решением вопросов этиологии РАС бьются специалисты из многих медицинских и немедицинских специальностей (генетики, биологи, неврологи, психиатры, педиатры, иммунологи и многие другие)

Самое главное о задержках развития у детей:

Многие патологические состояния, выявленные в раннем детстве, удается компенсировать, и в большинстве своем успешно лечить. Но даже очень внимательные родители могут не видеть полной картины симптомов, поэтому крайне важно приходить на прием к врачу подготовленными. Ведь на приеме, в суете осмотра, раздевания и одевания ребенка, как правило, родители забывают часть симптомов, о которых они хотели сообщить специалисту, и решение проблемы, постановка диагноза, а соответственно и начало лечения затягивается на неопределенный срок.

Чтобы подготовиться к приему у детского невролога, следуйте несложным правилам:

Заранее составьте перечень всех волнующих вас вопросов;

Наблюдайте за малышом и фиксируйте (записывайте, запоминайте, снимайте на видео) все, что кажется вам странным, необычным, непривычным и т.д.;

Если состояние ребенка изменилось, запомните и отметьте тот момент, когда вы обнаружили эти изменения;

Не откладывайте посещение врача. То, что на бытовом уровне кажется незначительным и не требующим срочного лечения, может быть важным и серьезным симптомом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *