Что такое откаты в коррупции
Коммерческий подкуп и ответственность его участников перед законом
Коммерческий подкуп, или откат, – это незаконные действия по передаче материальных ценностей, денег, иных материальных благ лицу, занимающему ответственный пост, выполняющему функции управленца в коммерческой или иной организации. Целью такого подкупа является выгода от действия (бездействия) ответственного лица при осуществлении сделок, получении контрактов, преимущественного финансирования того или иного бизнеса в обход закона.
Откат как часть коррупционного механизма чрезвычайно негативно сказывается на экономике государства, подрывает основы честной конкуренции, выводит из законного оборота значительные объемы денежных средств и ресурсов. Раскрытие любого из таких преступлений — трудная задача, поскольку для того, чтобы доказать факт отката, нужна добрая воля хотя бы одной из сторон преступной сделки. Наряду с усилением борьбы с коррупцией со стороны государства, происходит и усложнение преступных коррупционных схем, с помощью которых преступники надеются избежать наказания за содеянное.
Схемы откатов в бизнесе и способы сокрытия факта отката
Одними из наиболее коррумпированных областей экономики на сегодняшний день являются госзакупки товаров, услуг, а также строительная сфера, в которой вращаются государственные средства. Правоохранительные органы признают наличие отката также в других секторах бизнеса.
Нечистые на руку чиновники могут потребовать мзду при согласовании различного рода разрешительной документации, требующей резолюции конкретных ответственных лиц. При этом преступники действуют по достаточно устойчивым схемам, учитывающим нюансы бизнеса и его специфику.
Строительство
Конкурсные условия, документация составляется так, чтобы соискатель-подрядчик, взаимодействующий с чиновником, приобрел преимущество и гарантированно выиграл право проведения строительных работ. Работы осуществляет приглашенная по субподряду компания, имеющая связь с чиновником.
На этапе проектирования условием утверждения проекта является привлечение «нужных людей», связанных с чиновником, для составления проекта, поставки стройматериалов в соответствии с ним. В проект закладываются работы, результат которых выгоден ответственному лицу или связанным с ним лицам (например, выкуп недвижимости).
Поставка товаров (услуг)
На первом этапе рыночной оценки стоимости привлекаются только компании, имеющие связь с чиновником. Их исследования и выводы заведомо лишены объективности, учитывают интересы определенных поставщиков и составляются с выгодой для последних.
Условия подрядного конкурса составлены в интересах конкретного поставщика товаров или услуг. В качестве поставщика преимущество приобретает не производитель, а посредник, имеющий связь с чиновником. Путем манипуляции с контрактными и рыночными ценами образуется неправомерный доход поставщика.
Поставщик, связанный с чиновником, может также поставлять товары или услуги более низкого качества и стоимости, нежели предусмотренные контрактом, а разница попадает в карман нечистого на руку чиновника.
Согласование документации
Бизнесмену даются обещания беспрепятственного прохождения всех согласований при условии его лояльности к конкретному чиновнику и его интересам. Предлагается пригласить для оказания консалтинговых услуг фирму, связанную с чиновником, и оплатить ее работу. В случае несогласия имеет место искусственное затягивание согласования, применение лишенных конкретики критериев оценки.
Чиновники, практикующие преступные схемы обогащения, применяют все более изощренные способы их сокрытия. Наряду с привлечением компаний, связанных с чиновником, услуги которых затем оплачивает поставщик, может иметь место открытие банковской карты для чиновника на имя третьего лица. Имя чиновника при этом не фигурирует в официальных бумагах. Имеют место и такие формы откатов, как приглашения в дорогостоящие зарубежные поездки за счет поставщика, организация банкетов и празднеств, которые также оплачивает зависимый от управленческих решений ответственного лица бизнесмен.
Коммерческий подкуп с точки зрения уголовного права
Подкуп должностных лиц в целях получения коммерческой выгоды рассматривается в ст. 204 УК РФ. Преступление рассматривается как с точки зрения вины чиновника, так и лица, незаконно передающего ему деньги, имущество или права, оказывающего ему услуги имущественного характера. Последнее, по мысли законодателя, означает избавление чиновника от затрат за оказание ему каких-либо услуг. Обе стороны незаконной сделки, согласно положений указанной статьи, виновны в преступном деянии.
Если в деле имеются отягчающие обстоятельства, такие как крупный, особо крупный размер отката, совершение преступления в составе группы, по предварительному сговору, наказание увеличивается.
Максимальный штраф может составить 2,5 млн. руб., а срок лишения свободы — 8 лет. При этом суд имеет право запретить занимать некоторые должности на определенный срок.
Максимальный штраф для чиновника по этой статье – до 5 млн. рублей, а срок лишения свободы – 12 лет. Так же существуют ограничения на право заниматься определенной деятельностью, по решению суда.
Законодатель предусмотрел возможность избежать ответственности на основании:
Ответственность по ст. 204 УК РФ наступает с 16 лет.
Откат и взятка
Взятка и коммерческий подкуп связаны с преступлениями должностных лиц, обличенных властью, имеющих полномочия принимать те или иные управленческие решения. Указанные преступные деяния, несомненно, имеют сходство. В то же время откат характеризует преступление, аналогичное взяточничеству, затрагивающее непосредственно коммерческий сегмент.
Законодатель, тем самым, подчеркивает важность декриминализации отношений в деловой сфере, дает жесткую правовую оценку подобного рода преступлениям.
Откат как один из видов коррупции
Рейдерство: понятие и виды.
Рейдерство можно определить как получение контроля одним предприятием над другим, используя как законные методы, так и незаконные. Либо рейдерство – это захват активов при помощи инициирования бизнес-конфликтов.
Выделяют такие виды рейдерства, как «черное», «серое» и «белое» рейдерство.
— «черное» рейдерство – предполагает использование незаконных схем присвоения собственности с применением силовых методов, таких как шантаж, захват сотрудников предприятия в заложники, подкуп представителей ответственных ведомств, силовой захват территории предприятия, фальсификация решений суда, уставных документов, протоколов собраний акционеров и т.п.
— «серое» рейдерство – предполагает сочетание формально законных и незаконных действий, таких как форсирование принятия решений представителями судебной власти, создание атмосферы, при которой нормальное функционирование рабочего процесса становится невозможным, размещение компрометирующих материалов в СМИ, неформальное давление на ответственных за ситуацию лиц, административный ресурс, «сарафанное радио», затягивание сроков под надуманными предлогами, различные отвлекающие маневры и т.п.
— «белое» рейдерство – предполагает действия, формально остающиеся в рамках закона, например, использование в своих целях законодательных лакун, манипуляции общественным мнением, склонение на свою сторону представителей органов власти путем неформальной коммуникации, поощрение протестной активности сотрудников предприятия, «слив» компрометирующей руководство предприятия отчетности в соответствующие налоговые органы и контролирующие инстанции и т.п.
Откат –это вид материальной коррупции, заключающийся в том, что уполномоченное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определенное предложение и за это получает от поставщика вознаграждение в виде % от суммы сделки.
Польза отката:
Для непосредственно готовящих сделку представителей покупателя и продавца — личное обогащение.
Вред отката:
Для конечного потребителя — радикальное снижение качества всех товаров и услуг, проходящих по откатам. Особенно наглядно можно наблюдать на качестве российских дорог.
10. Коррупционный оборот: определение и методы измерения.
Коррупционный оборот – это показатель, который складывается из сумм, уплаченных, полученных в качестве взятки за определенный период времени по доказанным составам преступлений.
Размеры коррупционного оборота в России шокируют. Согласно предоставленным данным фонда ИНДЕМ, ежегодно он составляет около 300 млрд долл, что практически равно доходам федерального бюджета за год.
Общий объема коррупционного рынка России можно измерить двумя методами.
Несовпадение оценок по двум методам расчета приводит к необходимости выполнения последующего анализа в двух вариантах: по минимальному и по максимальному объему коррупционного рынка. Целесообразно сопоставить объем коррупционного рынка с числом уголовных экономических преступлений по отраслям экономики. Из этого сопоставления можно сделать предположительный вывод о стоимости одного экономического преступления.
Торговля занимает первое место (31% всех экономических преступлений) лс числу преступлений, но через нее обращается примерно 5% коррупционного рынка.
Промышленность занимает второе место (24%) по числу экономических преступлений, но через нее проходит только 8% коррупционных доходов. В отрасли «строительство» цифры почти выравниваются (соответственно 11% и 13%). Предприятия банковской системы при 1% уголовных преступлений имеют 6% коррупционных доходов. Все другие отрасли, при 28% всех экономических преступлений имеют не менее 68% коррупционного рынка.
11.Особенности коррупции в России.
Коррупция в России появилась именно тогда, когда все вышеперечисленные условия возникли. А именно:
1. Резко изменилось отношение общества к экономическим преступлениям. Сегодня за них даже не сажают до суда в тюрьму. Можно украсть миллионы и находиться на свободе (до суда). Этим широко пользуются наши новые собственники-казнокрады и взяточники. Они тут же уезжают. Кто в Лондон, кто в Австрию, кто в Америку. Туда, где их не выдадут. Коррупционный риск снизился.
2. Резко усложнилась борьба с коррупцией, ибо в неё стали всё шире вовлекаться правовые органы, силовые структуры, от которых эта борьбы и зависит. В последние годы мы только и слышим о коррупции в милиции-полиции, в прокуратуре, в судах и т.п. Призванные бороться с коррупций, все эти органы стали её составной частью.
3. Возникли совершенно новые (неизвестные при социализме) преступные синдикаты. Очень разветвлённые, включающие в себя целый спектр чиновников, бюрократов, депутатов различных уровней, судей, нотариусов, просто бандитов, финансистов, предпринимателей и т.п. Каждый из них выполняет строго свою функцию, но все вместе они образуют целостный преступный клан.
4. Среди определённых групп населения (прежде всего у преступных синдикатов) появились гигантские материальные возможности для подкупа должностных лиц, для решения практически любых своих вопросов в обход законодательства и интересов общества.
5. А главное, появились доселе невиданные общественные ценности, материальные объекты, обладание которыми дают гигантские перспективы обогащения. Это фабрики и заводы, это всевозможные (самого различного профиля) промышленные предприятия, здания и другая недвижимость. И многое, многое другое.
6. В России сложилась определённая организационно-бюрократическая структура управления, которая сделала чиновников-бюрократов центральным субъектом решения практически всех сколько-нибудь значимых вопросов жизнедеятельности. Строительство дома, получение квартиры очередниками, военными, подключение к электросетям и т.д. и т.п. – всё зависит от чиновников. Малый, средний бизнес фактически стал заложником бюрократической вертикали.
7. Резко возникла заинтересованность предпринимательского сословия в решении своих насущных проблем. Имея финансовые возможности, предприниматели с готовность идут на сделки с чиновниками в целях благополучного решения своих проблем. Предприниматели всех сортов стали сегодня питательной средой коррупции, её составной частью.
8. Благодаря искусственно созданной системе власти (в результате фальсифицированных выборов и законодательству) не принимаются важнейшие меры для борьбы с коррупцией, ибо в них никто из властных структур не заинтересован. ПЖиВ упорно не ратифицирует статью 20 регламента ООН по борьбе с коррупцией.
Всё это коррупция, которая становится уже не просто взяточничеством, а системной, организованной деятельностью по ограблению России.
Итак, мы видим, что коррупция есть системное явление, возникшее не потому, что люди «стали хуже», а в силу коренного изменения основных условий жизнедеятельности общества: экономических, политических, идеологических.
Следует признать, что общество, основанное на частнособственнических отношениях, имманентно несёт в себе это явление, как и многие другие негативные явления, вызывающие и постоянно воспроизводящие социальные противоречия и конфликты.
В этом и заключаются особенности коррупции в России, когда в течение 20 последних лет происходит безудержный, наглый грабёж нашего общенародного достояния. И продолжаться это будет до тех пор, пока идёт перераспределение собственности. Для этого правящей партией в ГД делается всё возможное, закрепляющее права собственности, уменьшаются сроки давности по делам с махинациями при приватизации и т.п.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Эксперты оценили средний размер откатов при госзакупках
Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ провел исследование уровня коррупции при государственных закупках (есть у РБК). Анонимно опросив российские компании, участвующие в системе госзакупок, авторы выяснили, что с коррупцией при прохождении конкурсных процедур сталкивались более двух третей (71%) поставщиков.
В среднем размер отката в коррупционной схеме составляет почти пятую часть от всей суммы госконтракта, а общий объем взяток в сфере госзакупок оценивается почти в 6,6 трлн руб., оценили в ВШЭ. Для сравнения: 6,6 трлн — это 6,2% ВВП России (107 трлн руб. за 2020 год), или 35,3% от доходной части федерального бюджета (18,7 трлн руб.). Объемы коррупционных выплат в закупках выше, чем расходы консолидированного бюджета на образование или здравоохранение, констатируют в Институте госуправления ВШЭ.
Авторы исследования опросили более 1,2 тыс. представителей компаний, вовлеченных в конкурсные процедуры, из разных регионов страны и ручаются за их осведомленность о процедуре госзакупок. В выборке 53% респондентов — из микропредприятий, 34% — из малого бизнеса, 6% — из среднего и около 7% — из крупного. Для достоверности результатов ученые задавали не только прямые, но и косвенные вопросы (например: «Как вы думаете, от чего зависит, платят ли компании неформально при госзакупках?»), что позволило, по их мнению, восстановить приближенную к реальности картину. Исследователи признают, что многие избегали искренних ответов на прямые вопросы о коррупции, опасаясь уголовного преследования или общественного осуждения. 83% опрошенных сообщили, что осуждают коррупцию. Бороться за заказ неправомерными способами их вынуждает слишком высокая конкуренция за госзаказ, следует из доклада.
Для 37% респондентов главным фактором для получения госзаказа является сговор — вертикальный (между заказчиком и поставщиком) или горизонтальный (между компаниями — участниками торгов). «В текущих условиях поставщику выгоднее вступать в сговор, чем работать над уникальностью или инновационностью товаров, работ или услуг», — утверждают авторы исследования. РБК направил запрос в Минфин, отвечающий за государственную политику в сфере госзакупок.
Как считали размер отката
На основе ответов респондентов на косвенные вопросы исследователи выяснили, что не менее двух из трех компаний указали на существование неформальных выплат представителям заказчика, 28% затруднялись с ответом или отказались отвечать. Размеры взятки назывались разные: суммы варьировались от 3 до 65% стоимости госконтракта. Чаще других назывались варианты 3, 5, 10, 15 и 20%. Нулевую сумму взятки назвали 14% опрошенных.
Итоговая оценка размеров коррупционных выплат делалась на основе «многофакторного анализа ответов респондентов в зависимости от отрасли закупок, региона деятельности, организационно-правовой формы участников закупок» с учетом статистических данных об объемах закупок, говорится в докладе. Как пояснил РБК один из авторов исследования, замдиректора Института государственного и муниципального управления ВШЭ Константин Головщинский, респонденты в общей сложности вспомнили около 2,3 тыс. примеров из практики, в которых назвали средний размер отката (включая ноль). Это и стало выборкой для расчетов. По ней исследователи суммировали все названные размеры неформальных выплат, все размеры контрактов и поделили первое на второе. Так они получили средний процент неформальных выплат — 22,5% от суммы контракта, пояснил Головщинский.
Всего на госзакупки, осуществляемые в 2020 году в рамках 44-ФЗ (регулирует закупки госорганов) и 223-ФЗ (регулирует закупки госкомпаний), заказчики потратили 29,1 трлн руб. Экстраполировав процентное значение среднего размера взятки на все множество госзакупок, ученые оценили рынок коррупционных выплат в 6,56 трлн руб.
Коррупция в слепой зоне
Система закупок в России страдает от дефицита надежных метрик оценки эффективности, отмечают авторы работы. На проблему почти полного отсутствия научных исследований о размерах коррупционных потерь государства и бизнеса еще несколько лет назад указывали сотрудники Лаборатории институционального анализа экономических реформ ВШЭ Анна Бальсевич и Елена Подколзина. Они разработали систему из нескольких индикаторов, свидетельствующих о возможной коррупционной составляющей в процедуре закупки, это в том числе установление стартовой цены не по минимальному коммерческому предложению, регулярные победы в тендерах заказчика одного и того же поставщика и т.д.
Как государство борется со взятками
Анализ сферы госзакупок регулярно проводит Счетная палата. В последнем докладе аудиторы оценили долю неконкурентных закупок почти в 75%. Под неконкурентными понимались закупки госорганов у единственного поставщика, что само по себе не означает коррупционного следа. Однако опрошенные Счетной палатой участники рынка назвали главной проблемой наличие неформальных связей между заказчиком и поставщиком. Коррупционные риски генерирует прежде всего фактор неурегулированности вопросов формирования начальной цены, указали аудиторы.
Тематических мероприятий, непосредственно посвященных вопросам коррупции при госзакупках, Счетная палата не проводила, сказали РБК в пресс-службе ведомства. Но аудиторы планируют углубить анализ в этой сфере. «В настоящее время проводится экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ проблем, связанных с выявлением правонарушений и преступлений при осуществлении аудита и контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также с использованием угрозы административной и уголовной ответственности как инструмента обеспечения законности поведения участников федеральной контрактной системы». Оно будет завершено в следующем году», — добавили в Счетной палате.
О намерениях усилить надзор за госзакупками в начале этого года сообщила Генеральная прокуратура. Генпрокурор Игорь Краснов издал приказ «Об организации прокурорского надзора в сфере закупок», который должен обеспечить формирование единообразной правоприменительной практики и применение всех прокурорских полномочий по обеспечению законности в сфере закупок. В 2020 году прокуроры выявили 150 тыс. коррупционных нарушений в госзакупках, возбуждено более 700 уголовных дел, к ответственности привлечены более 40 тыс. виновных лиц. РБК направил запрос в Генпрокуратуру.
Рецепт возможного решения проблемы коррупции в госзаказе, как ни странно, — в предоставлении большей свободы заказчику, считает Головщинский. По его словам, сейчас не оправдываются ожидания участников госзакупок, что жесткое регулирование закупочного процесса позволит предотвратить коррупцию, а электронный аукцион будет работать как бесстрастный механизм честного отбора поставщика. «Любое законодательное регулирование не нужно перегружать несвойственными ему антикоррупционными функциями. Задача такого регулирования одна — обеспечить поставку качественных товаров в срок, а не бороться с коррупцией», — рассуждает эксперт. То есть, считает он, нужно обеспечивать контроль результатов закупок, а не процедур.
Самые очевидные последствия коррупции в системе госзаказа — низкое качество услуг и работ (по госконтрактам строятся больницы, детсады, закупаются лекарства и т.д). В научной литературе существует консенсус, что такая коррупция негативно влияет на возможности экономического роста. Есть и некоторые исследователи, которые рассматривают коррупцию как положительный фактор — «смазку», позволяющую ускорить ход бюрократической машины. Но позитивная роль коррупции возможна только в том случае, если государственные институты сами по себе неэффективны, делают вывод они.
Ответственность за «откаты». Отличие от взятки. Разъяснение адвоката.
В СМИ часто можно слышать про «откат», что это вполне законно и ничего за это не будет.
В данном статье постараюсь разъяснить, что понимается под словом «откат» и какая ответственность может наступить за данные действия.
Что такое «откат»?
Согласно статье 204 Уголовного кодекса РФ коммерческий подкуп— это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации,
за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).
Коммерческий подкуп, по сути, будет являться «откатом».
За коммерческий подкуп предусмотрена уголовная ответственность.
Наказания различны в зависимости от квалификации (простой подкуп или совершенный группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере ) и могут быть от штрафа до лишения свободы.
Например, за совершение коммерческого подкупа в значительном размере (свыше 25 тысяч рублей) (часть 2 статьи 204 Уголовного кодекса РФ) предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы до 3 лет со штрафом в размере до 10 кратной суммы коммерческого подкупа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.
За совершение коммерческого подкупа в особо крупном размере (свыше 1 миллион рублей) (часть 4 статьи 204 Уголовного кодекса РФ) предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы до 8 лет со штрафом в размере до 40 кратной суммы коммерческого подкупа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 6 лет.
Так, согласно статье 19.28 Кодекса об административных правонарушениях РФ незаконные передачу предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации
за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением предусмотрена административная ответственность и на юридическое лицо может быть наложен штраф.
Отличие «отката» от взятки?
Действия лиц при коммерческом подкупе или передачи взятки очень похожи.
Вспомним, что такое передача взятки в соответствии с уголовным законодательством:
должностному лицу или предоставляемых им лицам с определенной выгодной для них целью, а именно:
— за совершение определенных действий или бездействий, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица или оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям;
— за общее покровительство или попустительство по службе;
Отличие в том, кому предназначены передаваемые денежные средства ( оказание услуг, передача иных имущественных прав).
Если это лицо занимает управленческую должность в коммерческой организации, то такие действия будут считаться коммерческим подкупом.
Если лицо занимает должность в государственных, муниципальных органах и обладает функциями представителя власти или организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, то такие действия будут квалифицироваться как дача взятки.
Таким образом, за коммерческий подкуп (откаты) предусмотрена уголовная ответственность. Данные действия могут быть доказаны показаниями свидетелей, материалами оперативно-розыскных мероприятий, бухгалтерскими документами, выписками банковских счетов организаций и другими документами.
При этом законность получения данных доказательств может проверить адвокат по уголовным делам. Он не только оценит соответствие полученных документов уголовно-процессуальному закону, но и достоверность и относимость доказательств.
При перепечатке ссылка на сайт и автора обязательна.
(с) 2019 г., адвокат по уголовным делам Евгений Абраменко, advokat-abramenko.ru
Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!