Что такое отказ изделия
Отказ изделия
Отказ изделия — нарушение его работоспособного состояния.
Смотреть что такое «Отказ изделия» в других словарях:
отказ — 3.14 отказ: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния машины, которое наступает, когда машина утрачивает одну или несколько своих основных функций. Примечание Отказ машины обычно происходит в том случае, когда один или… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Отказ внезапный — – отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта. [ГОСТ 27.002 89] Рубрика термина: Общие термины, оборудование Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Отказ явный — – отказ, обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования при подготовке объекта к применению или в процессе его применения по назначению. [ГОСТ 27.002 89] Рубрика термина: Общие термины, оборудование… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Отказ — – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта (ПС). [«Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденным приказом Федеральной службы по… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Отказ сваи — – средняя величина (в см) погружения в грунт забивной сваи от одного удара молота в залоге за 10 ударов, а при вибропогружении – величина (в см) погружения сваи в грунт от работы вибропогружателя за 1 минуту. [СП 46.13330.2012]… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
отказ, характерный для данного изделия — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN intrinsic failure … Справочник технического переводчика
ОТКАЗ — полное млн. частичное прекращение работоспособности либо правильного функционирования технического объекта (транспортного средства, двигателя, станка, узла изделия, ЭВМ, аппаратуры и т.п.), наступившее в результате неустранимой (см.) в работе… … Большая политехническая энциклопедия
Отказ от курения — Содержание 1 Потребность и возможность отказа от курения 2 Причины отказа от курения … Википедия
Отказ от сигарет — Содержание 1 Потребность и возможность отказа от курения 2 Причины отказа от курения … Википедия
Отказ от табака — Содержание 1 Потребность и возможность отказа от курения 2 Причины отказа от курения … Википедия
Что такое отказ изделия
НАДЕЖНОСТЬ В ТЕХНИКЕ
Термины и определения
Industrial product dependability. General concepts.
Terms and definitions
Дата введения 1990-07-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Институтом машиноведения АН СССР, Межотраслевым научно-техническим комплексом «Надежность машин» и Государственным Комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.11.89 N 3375
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который даны ссылки
Вводная часть, 5.1, 5.3
Настоящий стандарт устанавливает основные понятия, термины и определения понятий в области надежности.
Термины, устанавливаемые настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 18322.
1. Стандартизованные термины с определениями приведены в табл.1.
2. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Применение терминов-синонимов стандартизованного термина не допускается.
2.1. Для отдельных стандартизованных терминов в табл.1 приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
2.2. Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значение используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
2.3. В случаях, когда в термине содержатся все небходимые и достаточные признаки понятия, определение не приведено и в графе «Определение» поставлен прочерк.
2.4. В табл.1 в качестве справочных приведены эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.
3. Алфавитные указатели содержащихся в стандарте терминов на русском языке и их английских эквивалентов приведены в табл.2-3.
5. В приложении даны пояснения к терминам, приведенным в настоящем стандарте.
1.1. Надежность
Reliability, dependability
Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Примечание. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств
1.2. Безотказность
Reliability, failure-free operation
Свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.
1.3. Долговечность
Durability, longevity
Свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта
1.4. Ремонтопригодность Maintainability
Свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта
1.5. Сохраняемость
Storability
Свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способности объекта выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и (или) транспортирования
2.1. Исправное состояние
Исправность
Good state
Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации
2.2. Неисправное состояние Неисправность
Fault, faulty state
Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации
2.3. Работоспособное состояние Работоспособность
Up state
Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации
2.4. Неработоспособное состояние
Неработоспособность
Down state
Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Примечание. Для сложных объектов возможно деление их неработоспособных состояний. При этом из множества неработоспособных состояний выделяют частично неработоспособные состояния, при которых объект способен частично выполнять требуемые функции
2.5. Предельное состояние Limiting state
Состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно
2.6. Критерий предельного состояния
Limiting state criterion
Признак или совокупность признаков предельного состояния объекта, установленные нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документацией.
Примечание. В зависимости от условий эксплуатации для одного и того же объекта могут быть установлены два и более критериев предельного состояния
3. ДЕФЕКТЫ, ПОВРЕЖДЕНИЯ, ОТКАЗЫ
Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния
Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта
3.4. Критерий отказа
Failure criterion
Признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния объекта, установленные в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации
3.5. Причина отказа
Failure cause
Явления, процессы, события и состояния, вызвавшие возникновение отказа объекта
3.6. Последствия отказа
Failure effect
Явления, процессы, события и состояния, обусловленные возникновением отказа объекта
3.7. Критичность отказа
Failure criticality
Совокупность признаков, характеризующих последствия отказа.
Примечание. Классификация отказов по критичности (например по уровню прямых и косвенных потерь, связанных с наступлением отказа, или по трудоемкости восстановления после отказа) устанавливается нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документацией по согласованию с заказчиком на основании технико-экономических соображений и соображений безопасности
3.8. Ресурсный отказ
Marginal failure
Отказ, в результате которого объект достигает предельного состояния
3.9. Независимый отказ
Primary failure
Отказ, не обусловленный другими отказами
3.10. Зависимый отказ
Secondary failure
Отказ, обусловленный другими отказами
3.11. Внезапный отказ
Sudden failure
Отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта
3.12. Постепенный отказ
Gradual failure
Отказ, возникающий в результате постепенного изменения значений одного или нескольких параметров объекта
3.13. Сбой
Interruption
Самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора
3.14. Перемежающийся отказ
Intermittent failure
Многократно возникающий самоустраняющийся отказ одного и того же характера
3.15. Явный отказ
Explicit failure
Отказ, обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования при подготовке объекта к применению или в процессе его применения по назначению
3.16. Скрытый отказ
Latent failure
Отказ, не обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования, но выявляемый при проведении технического обслуживания или специальными методами диагностики
3.17. Конструктивный отказ
Design failure
Отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования и конструирования
3.18. Производственный отказ
Manufacturing failure
Отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта, выполняемого на ремонтном предприятии
3.19. Эксплуатационный отказ
Misuse failure, mishandling failure
Отказ, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации
3.20. Деградационный отказ
Wear-out failure, ageing failure
Отказ, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления в эксплуатации
4. ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ
4.1. Наработка
Operating time
Продолжительность или объем работы объекта.
Примечание. Наработка может быть как непрерывной величиной (продолжительность работы в часах, километраж пробега и т.п.), так и целочисленной величиной (число рабочих циклов, запусков и т.п.).
4.2. Наработка до отказа
Operating time to failure
Наработка объекта от начала эксплуатации до возникновения первого отказа
4.3. Наработка между отказами
Operating time between failures
Наработка объекта от окончания восстановления его работоспособного состояния после отказа до возникновения следующего отказа
4.4. Время восстановления
Restoration time
Продолжительность восстановления работоспособного состояния объекта
Определение отказа, классификация отказов.
Конструкционный – отказ, вызванный несовершенством конструкции.
Технологический – отказ, возникший в результате отклонения от принятого технологического процесса изготовления изделия или в результате несовершенства этого процесса.
Эксплуатационный – отказ, возникший в результате нарушения установленных правил эксплуатации или ремонта.
Классификационный признак | Отказ | |
1 | Условия возникновения | Возникший в условиях эксплуатации, при хранении, транспортировании |
2 | Причины возникновения | Связанный с разрушением деталей; связанный с износом деталей |
3 | Происхождение | Конструкционный, производственный, эксплуатационный |
4 | Характер проявления | Внезапный, постепенный, явный, скрытый, полный, частичный |
5 | Частота возникновения | Единичный, систематический, перемежающийся |
6 | Взаимосвязь отказов | Зависимый, независимый |
7 | Последствия | Опасный, безопасный, легкий, тяжелый |
8 | Сложность устранения | Простой, сложный |
9 | Возможность прогнозирования | Непрогнозируемый, прогнозируемый по наработке или по параметру |
Постепенный – отказ, возникший в результате постепенного изменения одного или нескольких параметров. Постепенные отказы связаны с процессами износа технологического оборудования, инструмента, оснастки и средств контроля, с температурными деформациями, химическими воздействиями и т. п.
Внезапный – отказ, возникший в результате скачкообразного изменения одного или нескольких параметров. Внезапные отказы могут быть вызваны ошибками людей (наладчика, контролера), быть следствием дефектов в заготовках и комплектующих изделиях при недостаточном входном контроле и т. п. Эти отказы сводятся к минимуму при организации эффективной системы по управлению качеством.
Скрытый отказ может оставаться незамеченным длительное время.
Перемежающийся отказ — многократно возникающий самоустраняющийся отказ объекта одного и того же характера.
Зависимые отказы возникают вследствие отказа других деталей. Отказ цилиндровой втулки поршневого насоса вследствие образования промывов на ее рабочей поверхности из-за разрушения резинового уплотнения поршня.
Независимые отказы возникают по любым причинам, независимо от того, имелись ли отказы других деталей.
Полным называется отказ, до устранения которого использовать по назначению изделие невозможно.
Частичным называется отказ, если до его устранения изделие можно использовать по назначению с теми или иными ограничениями. Если в коробке скоростей привода буровой лебедки отказала шестерня, обеспечивающая одну из скоростей, то лебедку можно временно использовать по назначению с переключением на другую скорость.
^ Вопрос 6. Термины и определения, применяемые в теории надежности: свойства объектов.
Надежность — свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.
Наработка – продолжительность или объем работы объекта, измеряемый в часах, километрах, циклах или др. единицах. Различают суточную наработку, месячную наработку, наработку до первого отказа, наработку между отказами и др.
Надежность НПО обуславливается его безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью.
Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Предельное состояние — это состояние объекта, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния проведением технического обслуживания и ремонтов.
Сохраняемость — свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и работоспособности в течение и после хранения и (или) транспортирования.
^ Вопрос 7. Случайные величины и способы их описания.
Надежность оборудования зависит от многих факторов и случайных обстоятельств. Поэтому при исследовании надежности применяют методы теории вероятностей и математической статистики.
Случайной величиной называется такая переменная величина, которая в результате опыта принимает одно из возможных, заранее неизвестных, значений.
Случайные величины могут быть дискретными и непрерывными. Например, количество отказов за некоторый промежуток времени – дискретная случайная величина, значение времени работы оборудования между отказами и времени восстановления – непрерывные случайные величина. Как правило, случайные величины, исследуемые теорией надежности, являются непрерывными случайными величинами.
Для непрерывных случайных величин используются следующие способы аналитического описания законов распределения:
Дифференциальная функция или плотность распределения
Интегральная функция распределения или законом распределения вероятностей случайной величины.
Отказы изделий, их классификация.
В теории надежности понятие отказа является основным. Понимание физической сущности отказов – важнейшее условие успешной деятельности специалиста по обеспечению надежности.
Для поиска отказа необходимо знать его последствия, а для устранения – причины отказа.
Причина отказа – явления, процессы, события и состояния, вызвавшие возникновения отказа объекта.
Причинами отказов могут быть:
· ошибки, допущенные при проектировании (конструировании), производстве и ремонте;
· естественные процессы износа и старения;
· нарушения правил и условий эксплуатации;
Причины отказов, обусловленные процессами износа и старения, могут быть обусловлены следующими факторами:
· разрушения усталостного характера, вызванныепостоянным действием расчетных эксплуатационных нагрузок (вибрации и перегрузки транспортирования, суточные и сезонные колебания температур, атмосферные осадки, радиационное воздействие Солнца и др.);
· разрушения и необратимые деформации, вызванные действием экстремальных эксплуатационных нагрузок: акустическое и тепловое воздействие на РКН при пуске, в полете и др.;
· изменение свойств рабочих жидкостей и смазок, используемых в КСр: вязкости, плотности, химического состава, однородности;
· разрушение защитных и лакокрасочных покрытий;
· коррозия металлических конструкционных материалов и др.
К эксплуатационным причинам отказов относятся повреждения всех видов, вызванные небрежностью, неподготовленностью личного состава, а также нарушения условий эксплуатации.
Последствия отказа – явления, процессы, события и состояния, возникшие при отказе изделия и находящиеся в непосредственной причинной связи с ним.
Последствия отказов, наиболее вероятные отказы, соответствующие данным последствиям, а также способы их устранения приводятся в эксплуатационной документации на агрегат (систему) технологического оборудования СК.
Для удобства рассмотрения классификация отказов по видам отказов и определения самих видов отказов приведены в таблице 1.
Применительно к содержанию этой таблицы сделаем несколько дополнительных замечаний и пояснений, необходимость которых проистекает от известной условности всякой классификации. Так, при разделении отказов на внезапные и постепенные необходимо учитывать, что «постепенность» или «внезапность» отказа может определяться не только истинным механизмом его развития, но и частотой наблюдений за состоянием изделий. Понятно, что при частом, тем более непрерывном контроле параметров состояния какого-то узла имеется возможность фиксировать малейшие их изменения и при необходимости принимать соответствующие, например профилактические, меры. Тем самым исключается скачкообразный выброс параметра за поле допуска, а может быть, и появление самого отказа по этому параметру. При отсутствии же наблюдений даже весьма характерный «постепенный» отказ может представляться как внезапный. Сказанное следует учитывать при обработке статистических данных об отказах.
Например, в электрической лампе отказ возникает внезапно, так как визуально контролируется только ее свечение при подаче напряжения. Если бы процесс изменения электрического сопротивления нити накаливания лампы в результате испарения металла контролировался более глубоко, то наступление отказа могло быть предсказано по изменению контролируемого параметра.
По существу, внезапные отказы характеризуют незнание сущности процесса, невозможность или нецелесообразность его контроля.
Далее, деление отказов на зависимые и независимые также не абсолютно, поскольку наши возможности по выявлению взаимовлияния в работе элементов изделия в достаточной степени ограниченны. Тем не менее вопрос этот очень важен при построении той или иной модели надежности, так как учет зависимости отказов серьезно усложняет создаваемую модель со всеми вытекающими последствиями.
Чрезвычайно актуальным являемся разделение отказов по причинам, хотя это и далеко не всегда возможно В тех случаях, когда это удается сделать, проводятся мероприятия, направленные на предотвращение подобных отказов в будущем, в том числе доработки техники, технологических процессов и т.д. Если оказывается, что доработка эффективна, то в последующем при анализе статистики такой отказ относят к незачетным и он не подлежит учету при оценке надежности.
Таблица 1
Классификация отказов
Классификационный признак | Виды отказов | Определение отказа |
– 1 – | – 2 – | – 3 – |
По характеру изменения параметров | Внезапный | Отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта |
Постепенный | Отказ, возникающий в результате постепенного изменения значений одного или нескольких параметров объекта | |
По связи между отказами | Независимый | Отказ, не обусловленный другими отказами |
Зависимый | Отказ, обусловленный другими отказами | |
По устойчивости | Сбой | Самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством |
Перемежающийся | Многократно возникающий самоустраняющийся отказ одного и того же характера | |
По причине возникновения отказа | Конструктивный | Отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил или норм проектирования или конструирования |
Производственный | Отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта, выполненного на ремонтном предприятии | |
Эксплуатационный | Отказ, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил или условий эксплуатации |
Окончание таблицы 1
– 1 – | – 2 – | – 3 – |
По периоду эксплуатации, на котором возникает отказ | Приработочный | Отказ периода приработки |
Отказ периода нормальной эксплуатации | (Определение отказа содержится в названии вида отказа ) | |
Деградационный | Отказ, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил и норм проектирования, изготовления и эксплуатации | |
По способу обнаружения | Явный | Отказ, обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования при подготовке объекта к применению или в процессе его применения по назначению |
Скрытый | Отказ, не обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования, но выявляемый специальными методами диагностирования |
Однако, бывают случаи, когда причина известна, но доработки не проводятся, поскольку они себя не оправдывают в данной ситуации. В этом случае, а также при неэффективности доработки отказ относят к зачетным. Следует добавить, что исключительно актуальным и порой болезненным является установление причины отказа при рекламационной работе, связанной с выявлением виновных в возникновении отказа и взыскании с них материального ущерба.
Конструктивные отказы многократно проявляются в процессе эксплуатации, то есть становятся систематическими, так как ошибка в конструировании распространяется на всю совокупность
изготовленных изделий. Причина такого отказа может быть с определенной достоверностью установлена и устранена.
Производственные отказы также могут принимать систематический характер, если нарушения технологического процесса возникли при изготовлении и ремонте больших партий изделий.
Причины конструктивных и производственных отказов устраняются в процессе проведения доработок конструкции изделий, усовершенствования технологии изготовления и ремонта и корректировки документации.
Причинами эксплуатационных отказов могут быть ошибки в эксплуатационной документации, разработанной в эксплуатирующих организациях, недостаточная или неправильная подготовка личного состава, отсутствие штатных инструментов и приспособлений, невыполнение требований эксплуатационной документации, несоблюдение условий эксплуатации и др.
Следует отметить, что распределение отказов по причинам влечет за собою и распределение ответственности за отказы и за возмещение материальных затрат по их устранению.
Распределение отказов по причинам возникновения для РКК «Космос», «Циклон» и «Союз» космодрома Плесецк в 1994-1996 гг. представлено на рис.4 [16].
Говоря о причинах отказа, нельзя не взглянуть на внезапные, постепенные и деградационные отказы в несколько ином аспекте. Дело в том, что здесь о причинах следует говорить не в связи с какой-то «виновной» стороной (проектирование, производство, эксплуатация), а в связи с существованием объективных факторов, обусловливающих изменение физико-химических свойств в процессе эксплуатации.
Так, в начальном периоде эксплуатации могут иметь место отказы слабых, большей частью некондиционных элементов, а также отказы, вызванные дефектами сборки, монтажа и др. Такие элементы заменяют кондиционными, остальные элементы «притираются», «прирабатываются» друг к другу, так что свойства изделия в течение некоторого периода в среднем улучшаются. Такой период (если он есть) называют периодом приработки, «детским» периодом, а отказы этого периода – приработочными, ранними. Периода приработки может и не быть, особенно в тех случаях, когда еще на заводе-изготовителе до начала эксплуатации организовывают «тренировку» аппаратуры, технологический прогон оборудования, «выжигание» слабых элементов.
Рис.4. Распределение долей (в %) отказов по видам для РКК
Космодрома Плесецк
С окончанием периода приработки свойства изделия стабилизируются и в течение некоторою периода остаются практически неизменными, заметного накопления повреждений в связи с износом и старением, деградацией еще не происходит. Такой период называют нормальным периодом эксплуатации. Причинами отказов в этом периоде могут быть внезапные концентрации («пики») нагрузок, случайные неблагоприятные сочетания нагрузок и условий функционирования элементов и т.д. Как правило, параметры элементов в этом случае меняются скачкообразно, и поэтому отказы периода нормальной эксплуатации обычно относят к внезапным. Это не исключает появления в нормальном периоде эксплуатации постепенных отказов, не связанных или мало связанных с утратой элементами своих первоначальных физико-химических свойств. Так, сюда могут относиться отказы типа «разрегулировка», «уход параметра за поле допуска», «увеличение зазоров» (скажем, от вибраций, особенно при слабом крепеже) и др. В среднем по множеству всех факторов отказы в период нормальной эксплуатации возникают с примерно постоянной частотой, т.е. за равные промежутки времени появляется примерно одинаковое число отказов.
С течением времени к причинам, вызывающим внезапные отказы, добавляются еще и такие, как естественное старение и износ, деградация. Свойства элементов ухудшаются, отказы становятся чаще, особенно за счет деградационных. Этот последний период эксплуатации именуют обычно периодом износа. К сожалению, этот период не является исключением и для РКК, хотя при наличии соответствующих средств его желательно избегать до наступления периода износа.
В заключение этого вопроса остановимся более подробно на разделении отказов по их критичности. Этот вид классификации производится по согласованию с заказчиком на основании технико-экономических соображений и соображений безопасности. Актуальность этого вопроса объясняется следующим. Современные технические системы являются сложными, содержат большое количество элементов. В этих условиях обеспечить требуемую надежность системы путем улучшения качества одновременно всех элементов не всегда возможно или целесообразно. Однако ясно, что различные элементы в системе играют далеко не одинаковые роли, отказы разных элементов могут приводить к разным по степени влияния на состояние системы последствиям. Возникает вопрос, нельзя ли в первую очередь сосредоточить усилия на совершенствовании тех элементов, которые играют в обеспечении надежности наиболее важную роль. Особенно важно выявление так называемых критичных элементов системы. т.е. элементов, отказ которых может быть критическим. Помимо данного в табл. 1 определения критического отказа, при анализе критичности отказов их дополнительно подразделяют на различные категории критичности, вводя и вычисляя показатели критичности с учетом вероятности отказа и тяжести вызываемых им последствий [10,14,28]. К последствиям отказов (повреждений) относят явления, процессы, события и состояния, обусловленные возникновением отказа (повреждения) изделия. Например, выключение двигателей, короткое замыкание в цепи, авария, катастрофа и др. Некоторые последствия отказа (повреждения) могут одновременно служить и его признаком.
Помимо указанных видов отказов в [14] и [28], по признаку повторяемости однотипных отказов они подразделяются на одиночные и повторяющиеся, а по возможности восстановления работоспособности изделия после отказа – на устранимые и неустранимые. Там же анализируется и разделение отказов по способам обнаружения, по внешним проявлениям, по механизмам отказов, способам восстановления и т.д.
Подводя итог обзору разновидностей отказов, нельзя не отметить, что в практической деятельности довольно часто возникают затруднения в оценке событий, которые одним представляются отказом, а другим – нет. Почему это происходит, что здесь объективно, а что субъективно?
Одна из основных причин состоит в том, что всякое изделие как объект при исследовании можно описать различными способами. Одним из способов описания является составление конечной совокупности конкретных требований, которым должно удовлетворять данное изделие. И уже в зависимости от того, насколько изделие удовлетворяет этим требованиям, судят о его состоянии. Составление совокупности указанных требований к изделию связано с деятельностью определенных лиц и, следовательно, является субъективным актом, зависящим от полноты знаний об изделии, опыта и ряда других факторов. Эти требования могут меняться с течением времени, т.е. они динамичны.
Но важно то, что, несмотря на всю относительность полноты требований к изделию и субъективный характер их установления, в любой момент времени должна быть выделена и зафиксирована какая-то определенная совокупность этих требований, по которой можно достаточно объективно судить о работоспособности изделия.