Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест

Тесты по логопедии с ответами

Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест. Смотреть фото Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест. Смотреть картинку Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест. Картинка про Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест. Фото Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест татьяна кудинова
Тесты по логопедии с ответами

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Формой контроля степени усвоения слушателями знаний, умений и навыков, сформированных при изучении курса «Организация и содержание работы логопеда в условиях реализации ФГОС» выбран письменный тест. Преимущества данной формы заключаются в ее стандартизированном характере. Тест состоит из 20 тестовых заданий. Для успешного прохождения теста слушатели должны владеть знаниями по основным те-мам курса. При решении тестовых заданий необходимо внимательно прочитать все варианты ответов.

1. Логопедия — это.

а) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и

(или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и

б) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и

устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия

изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений

речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

в) отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения

умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.

2.Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: (исключить неверный ответ)

а) Они соответствуют возрасту говорящего

б) Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических

в) Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое

г) Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают

3.Под структурой речевого дефекта понимается:

а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности

б) сйовокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного

нарушения речи и характер их связе

в) характер отклонений в функционировании процессов и операций,

обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой

4. Педагогический процесс, направленный на коррекцию и

компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и

а) коррекция нарушений речи

б) логопедическое воздействие

5. Восстановительное обучение — это.

а) двусторонний управляемый процесс, включающий активную

познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков

и педагогическое руководство этой деятельностью

б) процесс, в котором осуществляются коррекция и компенсация

личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности

в) процесс, который направлен на восстановление нарушенных речевых и

6. Какая ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте?

в) эмоционально-положительное общение со взрослым

а) патологически замедленный темп речи

б) патологически ускоренный темп речи

в) нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное

судорожным состоянием мышц речевого аппарата

8. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной

иннервации речевого аппарата — это…

9. Сколько форм речевых нарушений выделяют в логопедии (клинико-

10. Нарушение процессов формирования произносительной системы

родного языка у детей с различными речевыми расстройствами

а) общее недоразвитие речи

б) фонетико-фонематическое недоразвитие речи

11. Кто одним из первых в Европе ввел в научное обращение термин

12. Предметом логопедии как науки является:

а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством

б) человек (индивидуум, страдающий нарушением речи

в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие

нарушений речевой деятельности.

13. Как называется явление, когда звук произносится как

несвойственный фонетической системе родного языка по своему

акустическому эффекту (ненормированного воспроизведения звуков в

силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных

14. Р. Е. Левина классифицировала замены и смешения звуков как.

(какие) дефекты, при которых нарушена система языка

15. Дефект произношения звуков [р] и 1р]называется.

16. Как устаревшее название дислалии?

17. Кто впервые сформулировал принципы анализа речевых

18. Что не относится к причинам функциональной дислалии?

а) педагогическая запущенность

б) недоразвитие фонематического слуха

в) укороченная уздечка языка

19. Форма дизартрии, при которой нарушается произвольная моторика

артикуляционного аппарата (по проявлению в сфере

звукопроизношения напоминает моторную алалию)

20. Недостатки произношения звонких согласных звуков,

выражающиеся в замене звонких согласных парными глухими звуками

а) дефектами озвончения

б) дефектами смягчения

в) дефектами произношения небных звуков

21. Что не входит в основные задачи подготовительного этапа по

формированию правильного звукопроизношения

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического

б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведения

подготовительных речевых упражнений для развития подвижности органов

периферического речевого аппарата

в) устранение неправильного звукопроизношения

ответы 1-б, 2-а, 3-б,4-б,5-б, 6-б,7-а. 8-в,9-в, 10-б, 11-в,12-а, 13-а, 14-б, 15-б, 16-в,17-а, 18-в, 19-б,20-а, 21-в

Тесты для педагогов ДОУ В настоящее время во многих дошкольных образовательных учреждениях встала проблема в подборе педагогов, их качественном составе. Не секрет,.

Тесты для воспитателей Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы Отметьте, какие из пословиц русского народа,.

Источник

Дефекты речи. Задержка речевого развития.

Что такое дефект речи?

Это хорошо различимые на слух звуки, их чёткое произношение, при котором слова и предложения выговариваются отчетливо и плавно и в одном языковом темпе. Дефектом речи будет отклонением от данной нормы.

Причины задержки речевого развития или дефекта речи.

В России в последнее время увеличилось число детей с дефектами речи ( задержка речевого развития ). Каждый пятый ребенок в нашей стране имеет нарушения в развитии речи.

К сожалению, врачи констатируют, что большинство детей имеет дефицит внимания со стороны взрослых, что приводит либо к неправильному формированию детской речи, либо к задержке, конечно, если это не вызвано травмами, либо патологиями.

Мы всегда заняты и у нас очень много дел, даже проводя время рядом с ребенком большинство из нас редко с ним говорят, а обычно просто присутствуют в комнате и включают малышу мультики. А ведь у кого ему учиться говорить, как не у родителей? Часто родители думают, что в садике ребенок разговориться среди других детей и от части они правы, но нашим детям свойственно копировать поведение и произношения других детей. Случаются ситуации, когда совершенно здоровый малыш начинает ходить в садик и у него возникает искажение речи, например, начинает шепелявить, либо коверкать слова, а все потому что его друг Васька, от рождения шепелявит и ему это кажется правильным и он начинает копировать произношение другого ребенка.

Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест. Смотреть фото Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест. Смотреть картинку Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест. Картинка про Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест. Фото Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест

Важно! Старайтесь чаще разговаривать с ребенком! Он должен слышать от Вас грамотную речь и следить за тем как вы строите предложения!

Что такое задержка речевого развития?

Задержка речевого развития – патология при которой речевые возможности ребенка отстают по времени, либо качеству от нормы развития речи здорового ребенка. Проблемы с речью у ребенка могут проявляться по-разному и существует различная вариация заболеваний, таких как

Виды речевых дефектов:

Когда стоит беспокоится по поводу задержки речевого развития (ЗРР)?

Взрослые часто пытаются игнорировать проблему боясь даже подумать, что их ребенок, какой-то не такой, как другие дети или переложить свою ответственность на советы других людей, а ведь многим из них нет дела до Ваших проблем, а больше половины с ними и не сталкивались. Очень часто молодые родители слушают советы друзей — знакомых, которые на отмашку могут сказать: «Ничего страшного, ребенок сам заговорит, дайте ему время».

И когда время проходит, а ребенок продолжает с трудом говорить, эти советчики обычно растворяются в воздухе и оставляют Вас с Вашей проблемой один на один.

Ребенок должен начать говорить в 1,5 – 2 года отдельные слова и даже возможно пытаться строить предложения. Если к 3 годам ребенок не начнет строить фразы, а его словарный запас будет состоять из пары десятков слов, то в этом случае стоит уже бить тревогу и обращаться к грамотному специалисту, мы рекомендуем показать ребенка врачу остеопату и логопеду.

Частые ошибки родителей при задержки речевого развития:

Ждать до 3 лет или дольше надеясь, что проблема пройдет без лишних вмешательств со стороны врачей, далее, когда видят, что время идет, а проблема остается, они идут к педиатру, педиатр направляет их к неврологу, невролог берет под наблюдение и направляет к логопеду, а время идет…. И уже ребенку примерно 3,5 – 4 года, когда родители видят, что результатов особых нет в лечении и речевое развитие ребенка не прогрессирует, вот тут и происходит обращение к врачу остеопату уже на довольно запущенной стадии, ведь как мы понимаем, в раннем возрасте проще исправить задержки речевого развития, чем в более позднем. Остеопат в свою очередь снимает напряжения и разблокирует нервы, чтобы ребенок смог нормально начать говорить.

По нашим наблюдениям процент успешного лечения ЗРР это совокупность действия всех специалистов единовременно.

Что такое речевые проблемы? Чем может помочь остеопат?

Рождается ребенок и постепенно начинается развитие его двигательных навыков. Вот он перевернулся, пополз, сел. Все это происходит за счет постепенного развития отдельных участков головного мозга. Так же и с речью. Участок, отвечающий за развитие речи, находится на границе лобной и височной косточек. При нарушении подвижности этих костей, этот участок, испытывает дискомфорт, он сжат, он плохо развивается, как следствие ребенок отстает от своих сверстников в речевом развитии. Остеопат в этом случае, работая с этими косточками, восстанавливает хорошую подвижность и соответственно создает комфортные условия для развития речевых зон.
Логопеды в процессе своей работы часто применяют массаж, упражнения для формирования правильной речи у малышей, если от этого результат не достаточен, то скорее всего тут присутствуют проблемы остеопатические, связанные с затылочной костью. Проблемы так же могут быть следствием родовых повреждений, и травм полученных в быту. Это проблемы с 12 (подъязычным нервом) и 9 парами (языкоглоточным нервом), они отвечают за иннервацию структур таких как язык, глотка, гортань. Наш врач, используя уникальный набор остеопатических техник может освободить данные структуры, тем самым упростить и ускорить работу логопеда.

Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест. Смотреть фото Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест. Смотреть картинку Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест. Картинка про Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест. Фото Что такое отклонение в речевом развитии ответ на тест

Упражнения на стимуляцию речевых навыков при задержки речевого развития у ребенка:

Все эти упражнения простые и, казалось бы, ничего сложного в них нет, но при постоянном воздействие и проработке в комплексе они оказывают колоссальное воздействие на центры головного мозга ответственные за двигательные и речевые навыки ребенка.

Профилактика задержки речевого развития

Мы рекомендуем в случае тяжелых родов или наличие травм у малыша, показать его врачу остеопату, чтобы избежать в дальнейшем проблем с развитием речи, для Вас это не займет много времени, а жизнь Вашему малышу в дальнейшем сделает более комфортной. Обычно хватает несколько сеансов для коррекции задержки речевого развития, а результат можно уже увидеть через 1,5 – 2 недели.

Истории болезни

Мальчик Костя 3 года – не мог составлять предложения. Глаголы отсутствовали. Наблюдалось небольшое заикание. Получалась бессвязная речь. Занятия с логопедом улучшали состояние речи Кости, но каких-то прорывов значительных родители не наблюдали. В конечном итоге, решено было Костю показать врачу- остеопату.

Результат: Костя за 2 месяца посещения остеопата, смог научиться говорить без запинок, строить предложения и догнал своих сверстников в речевом развитии. Дополнительно у Кости появилась концентрация внимания и была снижена психоэмоциональная напряженность. В данном случае успех был достигнут за счет совместного посещения остеопата и логопеда одновременно.

Сейчас Косте уже 4 года, и он не испытывает никаких проблем в общении со своими сверстниками. Проблемы с дефектами речевого развития остались в прошлом.

Мальчик Сережа 4,2 года — У Сережи была родовая травма и мальчик отставал в развитие от своих сверстников. К сожалению, в данном случае, родители и врачи, наблюдавшие Сережу, упустили много времени, прежде чем обратиться к врачу-остеопату. Сережа в свои 4,2 года не мог строить предложения, говорить четко слова, в основном у Сережи получалось больше мычать и показывать пальцем на те вещи, которые он хочет. Занятия с логопедом не приносили успехов, врачи просто оставляли ситуацию под наблюдением.

Результат: в связи с запущенным состоянием, Сережи, потребовалось больше времени, чтобы ребенок стал нормально говорить. Период его реабилитации проходил в течении 5-6 месяцев. Были все усилия направлены на восстановление речевых дефектов у Сережи. В данном случае, удалось добиться 95% восстановления речевых дефектов. Спустя полгода Сережа смог нормально общаться с родителями и сверстниками.

Источник

Тест «Понятие,механизи речевого нарушения»

1. Характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности механизм

185 Отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой

| деятельности называется нарушение речи.

Укажите вид документации логопеда, отражающий календарное планирование: в) перспективный план;

а) планы фронтальных занятий;б) тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя; г) индивидуальные тетради детей.

в) нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата;

Психофизиологические особенности возраста детей 3-5 лет обусловливают возникновение: в)функциональной дислалии.

201. Соотнесите данное ниже определение с одной из форм речевой патологии: «различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне» — это: а) общее недоразвитие речи

фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

199. Дополните понятие:

Психофизиологические особенности возраста детей 3-5 лет обусловливают возникновение: в)функциональной дислалии.

23выделите среди перечисленных форм речевой патологии нарушение фонационного оформления высказывания: а)дислалия

В каком из принципов говорится, что устранении речевых нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер. В) комплексности а) системности;б)развития; г) наглядности.

Соотнесите классификацию нарушений речи с формами речевой патологии:

1) клинико-педагогическая классификация- б) дислексия.

а) общее недоразвитие речи;

К практическим методам логопедии относятся: в) игровой метод

К словесным методам логопедии относятся: г); рассказ.

а) упражнения; б) наблюдение;в) игровой метод;

1. Качественно более низкий уровень сформированности той или инойречевой функции или речевой системы в целом недоразвитие речи

2. Педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением логопедическое воздействие

2. Что означает термин «логопедия»:-

В) наука о нарушениях речи и методах их устранения средствами специального обучения и воспитания;

Соотнесите перечисленные ниже проявления нарушения речи с формой речевой патологии:Наличие нарушения звукопроизношения и тембра речи.

А) ринолалия, о) дисфония,г) дизартрия,д) дислалия.

Установите соответствие между общедидактическими специальными принципами логопедии.

1. Общедидактические а)наглядности д) научности

1. Исправление недостатков речи называется коррекцией произношения. (или правильная организация логопедического процесса)

В каком из принципов говорится об учете последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе. б ) онтогенетический

а)системностиг) наглядности. В) комплексности

1. Приспособление организма к условиям существования называется адаптация

2. Характер отклонений в функционировании процессов и операций, обуславливающих возникновение и развитие нарушений речевойдеятельности механизм

К наглядным методам логопедии относятся: г)наблюдение

а) упражнения; б) рассказ;в) игровой метод;.

Какой из ниже перечисленных факторов не является причиной органической дислалии: г)билингвизм

1. Непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языканазываются тремор

2. Речь, произносимая совместно с логопедом сопряженная

1. Сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушениях или утрете каких-либо функций организма называется компенсация

2. Совокупность речевых и неречевых симптомов данного речевого нарушения и характер их связей называется симптоматика

Дополните понятия Полное отсутствие голоса называется афония

44. Логопедическое обследование в период доречевого развития младенца включает: в) обследование голосовых реакций;

45. Использование данного подхода к анализу речевых нарушений базируется на понимании «любой психической деятельности человека как

сложной функциональной системы, реализация которой обеспечивается целым комплексом совместно работающих аппаратов мозга, вносящих свой вклад в обеспечение этой функционирующей системы» (А.Р. Лурия).

б) нейропсихологический подход;

Раскройте психолингвистический аспект механизма заикания.

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиций психолингвистики. Данный аспект и зучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:
1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;
2) рождение замысла высказывания во внутренней речи;
3) звуковая реализация высказывания.

В разных структурах речевой деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит сопоставление задуманного и осуществленного. И.Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличие у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося «ломается» весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.

48. Автор одной из адаптированных к детям дошкольного возраста нейропсихологических методик обследования речевых и неречевых форм деятельности: г) Л.С. Цветкова.

В какой эволюционный период развития теории и практики логопедии стали применять комплексный метод преодоления заикания б) 20 век

а) в древности; в) 19 век.

62. Задание «стоять с закрытыми глазами на правой, левой или обеихногах и вытянутыми вперёд руками» исследует:

в) статическую координацию движений;

63. Нарушение, при котором ребёнок не может воспроизвести ритмы по инструкции:

б) нарушение произвольной регуляции движений;

64. Нарушение, при котором ребёнок не может переключиться с одной артикуляции на другую, застревает на отдельных звуках:

в) нарушение кинетической организации речи;

65. Приём для исследования двигательной организации мягкого неба:

г) широко открыть рот и четко произнести [а].

66. Приём для обследования символического праксиса: а) показать оскал;

67. Прием, который нельзя использовать для развития подвижности мягкого нёба и задней стенки глотки:

б) искусственно вызываемые рвотные движения;

74. Работа над голосом у детей с церебральным параличом при выраженности позотонических рефлексов должна начинаться:

г) в рефлекс запрещающих позициях.

73. Фактор эффективности применения компьютерной программы Видимаяречь :б) визуализация;

80. Задание на закрепление интонации с опорой на звук и знак препинания:

г) прочитай «а» на той карточке, где обозначена радость.

1. Определите расположение центрального отдела речедвигательного анализатора:

б) в задней трети нижней лобной извилины левого полушария;

2. Укажите, к какому из понятий относится определение, в котором говорится о характере отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности:

1.определите расположение центрального отдела речеслухового анализатора: а)в задней трети верхней височной извилины левого полушария.

34.Дополните понятия: 1.Наличие симптомов несформированности всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематических, лексико-грамматических)называется ОНР

2.Исправление или ослабление симптоматики нарушений речи называется коррекция речи.

2.Укажите, к какому из понятий относится определение, в котором говорится о сложном, многоаспектном процессе перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма: а )компенсация;

1. Избирательный отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата характеризует Элективный мутизм

19.Перечислите возможные функциональные причины речевых нарушений – нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС-соматическая ослабленность–неврологический статус ребёнка и родителей – неблагоприятное социальное окружение и внешняя среда.

20 Определите расположение центрального отдела речезрительного анализатора в) в затылочной области коры головного мозга.

Период развития речи человека, от первых его речевых актов до совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления-ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ

11. Дополните понятия:

2. Патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности – патогенез нарушений речи.

21Укажите. К какому из понятий относится определение, к котором говорится о совокупности признаков (проявлений) нарушений речевой деятельности: в)симптоматика нарушений речи.

а) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

6. Определите, к какому из определений относится понятие, в котором говорится о нарушении речи, обусловленным нарушением иннервации мышц речевого аппарата.

г) частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дайте характеристику методов стимулирования и мотивации деятельности детей с нарушениями речи.

Общая характеристика методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности дошкольников

Первая подгруппа – методы стимулирования интереса к процессу обучения. Исходя из принципов психологии обучения, интерес как мощный фактор, что стимулирует деятельность, характеризуется такими особенностями: 1) позитивной эмоцией относительно деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции (мне интересно это знать); 3) выражением непосредственного мотива, который является типичным для самой деятельности.

1.Создание ситуации интереса при изложении того или иного материала;2.Познавательные игры как метод стимулирования интереса;

Вторая подгруппа – методы стимулирования ответственности и обязанностей.

1.Разъяснение цели обучения данному предмету; 2.Требования к изучению предмета; 3.Поощрение и наказание в обучении.

В среднем дошкольном возрасте мотивация поведения и деятельности приобретает качественно более сложный характер: поощрение воспитателя, положительная оценка усилий детей и результатов этих усилий являются важным мотивом поведения и становятся непременным условием определения ребенком своей позиции в семье или детском саду.

На основе этой мотивации воспитатель получает возможность создавать условия для более высокой мотивации, показывая ценность их деятельности для семьи и воспитателя.

Если в младшей группе детского сада дети получали удовольствие от любого доброжелательного общения со взрослыми, то в средней для них становится важной и оценка. Поэтому у ребенка возникает потребность не только в общении с воспитателем, но и в положительной оценке его деятельности со стороны взрослого. В связи с чем необходимо с большим вниманием подходить к вопросу положительного стимулирования их деятельности.

31. Дополните понятия:

1. Признак какого-либо нарушения речи- симптом речевой деятельности

2. Педагогический процесс, направленный, на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности – логопедическое воздействие.

33. Укажите, при поражении, какого отдела речевого анализатора возникает ринолалия:

в) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное дефектами речевого аппарата

40. Определите, к какому из определений относится понятие, в котором говорится о нарушении темпо-ритмической организации речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата:

Дополните понятия Полное отсутствие голоса называется афония

е) отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

1. Сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушениях или утрете каких-либо функций организма называется компенсация

2. Совокупность речевых и неречевых симптомов данного речевого нарушения и характер их связей называется симптоматика

43. Дополните понятия.

Расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функций организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболеваний, повреждений) – это декомпенсация

1. Приспособление организма к условиям существования называется адаптация

2. Характер отклонений в функционировании процессов и операций, обуславливающих возникновение и развитие нарушений речевойдеятельности механизм

1. Непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языканазываются тремор

2. Речь, произносимая совместно с логопедом сопряженная

Определите, к какому из определений относится понятие, в котором говорится о нарушении речи, обусловленное нарушением иннервации мышц речевого аппарата. г) дизартрия

1. Исправление недостатков речи называется коррекцией произношения. (или правильная организация логопедического процесса)

2. Что означает термин «логопедия»:-

В) наука о нарушениях речи и методах их устранения средствами специального обучения и воспитания;

1. Качественно более низкий уровень сформированности той или инойречевой функции или речевой системы в целом недоразвитие речи

2. Педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением логопедическое воздействие

Определите, к какому из—определений относится—понятие, в котором говорится о нарушении темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. в)заикание;

Укажите вид документации логопеда, отражающий календарное планирование: в) перспективный план;

1. Система педагогических мероприятий, направленных/На преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с нарушениями речи_ коррекция нарушений речи

2. Совокупность речевых и неречевых симптомов речи и характер их связей юго нарушения симптоматика

1. Расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности- нарушение речи

28. Совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи- структура речччевввого дефекта

Исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи- коррекция нарушений речи.

Высшая форма отражения человеком внешнего3 (объективного) и

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Организация коррекционной работы в соответствии с теорией П.Я. Гальперина и Д.Б. Эльконина о поэтапности формирования умственного действия направлена на овладение дошкольниками: б) сложными формами фонематического анализа;

а) лексикой;в) грамматическими категориями;г) звукопроизношением.

Установите соответствие между местом локализации и формами речевых нарушений:

1. Нарушения речи периферического характера;- б) ринолалия, дислалия, ринофония, дисфония.

Укажите, при поражении, какого отдела речевого анализатора возникает моторная алалия: в) центрального отдела речедвигательного анализатора;

а) центрального отдела речеслухового анализатора;

б) периферического отдела речеслухового анализатора;(при сенсорной алалии)

г) периферического отдела речедвигательного анализатора.

Расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности_НАРУШЕНИЕ РЕЧИ.

Совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи_СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА

Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем называется –НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.

. Избирательный отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата характеризует Элективный мутизм

2. Наличие следующих симптомов: а)отсутствие звонкости голоса, его перенапряжение;б)наличие запинок, необоснованных пауз; г)трудности в выборе слов, выражении своих мыслей.отсутствие осознания своепнедостатка, го улучшение речи при^сосредоточении внимания и в новой обстановке, усиление поспешности речи, пропусков, перестановок, изменения звуков, слогов, выпадения и изменения ^слов^во^ время

Определите, к какому из определений относится понятие, в котором говорится об отсутствии или недоразвитии речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем пе риоде развити я ребенка. г)алалия;

19.Перечислите возможные функциональные причины речевых нарушений – нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС-соматическая ослабленность–неврологический статус ребёнка и родителей – неблагоприятное социальное окружение и внешняя среда.

Определите, к какому из определений относится понятие, в котором говорится о патологически замедленном темпе речи. А)брадилалия;

Определите расположение центрального отдела речезрительного анализатора в) в затылочной области коры головного мозга.

21Укажите. К какому из понятий относится определение, к котором говорится о совокупности признаков (проявлений) нарушений речевой деятельности: в)симптоматика нарушений речи.

Соотнесите данное ниже определение с одной из форм речевой патологии: «различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне» — это: а) общее недоразвитие речи

Дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций называются дети с нарушениями развития.

1. Наличие следующих симптомов: замедленность темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса, интер- и интравербальное замедление характеризуют брадилалию

2. Симптомокомплекс, выражающийся в нарушении витальных функций (сосания, глотания), ключичном типе дыхания, соматической ослабленности, гиперназализации, грубом нарушении произношения звуков, характеризует ринолалию.

177 Организация коррекционной работы в соответствии с теорией П.Я. Гальперина и Д.Б. Эльконина о поэтапности формирования умственного действия направлена на овладение дошкольниками: б)с ложными формами фонематического анализа;

а) лексикой . в) грамматическими категориями; г) звукопроизношением.

Наличие симптомов несформированности всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематических, лексико-грамматических)называется ОНР

.Исправление или ослабление симптоматики нарушений речи называется коррекция речи.

177 . Определите период обучения, в котором решаются следующие задачи: закрепление правильного произношения гласных звуков и согласных звуков раннего онтогенеза; обучение различению на слух гласных звуков и согласных звуков раннего онтогенеза; подготовка к анализу звукового состава слов; в) третий период обучения. См. распечатка.

а) первый период обучения; б) второй период обучения; _

Речевой акт включает в себя несколько речевых действий :

1) ориентировку говорящего в речевой ситуации (где буду высказывать мысль),

2) формирование мотивов, потребностей и целей речевого действия (для чего, зачем буду совершать речевую деятельность),

3) планирование речевой деятельности — составление внутреннего плана (что буду говорить),

4) подбор грамматических и лексических средств оформления мысли, структурирование высказывания (как, с помощью каких языковых средств буду высказывать мысль, каким образом буду строить высказывание),

5) звуковое или графическое оформление высказывания,

6) восприятие речи, то есть прослушивание или чтение её,

7) обратную связь — реакцию слушающего или читающего на речь, произведённую речевую деятельность, оценку речевой деятельности (фазу контроля), или самоанализ речевой деятельности, самооценку (самоконтроль). — ориентировки в речевой ситуации (где буду высказывать мысль).

Речь (речевая деятельность) может быть внутренней и внешней.

Внутренней речью называется оформление мысли с помощью языковых средств без её высказывания. Такая речь характеризуется: сжатостью, свёрнутостью, большой скоростью протекания, предназначенностью для самого себя, отсутствием функции общения, функционированием в качестве средства теоретико-познавательной деятельности.

Внешняя речь — это речь кодированная, оформленная в виде высказывания (устного или письменного). Может быть представлена в виде

монолога — развернутого вида речи, произносимого одним говорящим, подчиненного одной теме, определенному замыслу, имеющего свою композицию, обладающего относительной законченностью, иногда и значительными размерами (доклад, лекция, рассказ, статья, ответ на экзамене, сочинение и т. д.), часто готовящегося заблаговременно (составляется его план, подбирается материал и располагается в определенной последовательности, иногда редактируется, совершенствуется);

диалога — разговора двух или более человек (в последнем случае принято говорить о полилоге ), который состоит из реплик, обращенных к собеседнику, и характеризуется их сменой, как правило, ситуативного, то есть связанного с обстановкой, в которой протекает (реплики диалога связаны друг с другом по содержанию: каждая новая реплика вытекает из предыдущей), часто сопровождается невербальными средствами.

Особенностями внешней речи являются:

— двусторонность процесса: в ней участвуют две стороны — говорящий и слушающий (пишущий и читающий);

— основная ее функция — коммуникативная;

— внешняя речь включает в себя:

— по способу кодирования выступает в двух формах — устной и письменной.

Устная речь оформляется в виде звуковых комплексов, более непосредственна, менее подготовлена, с более простым синтаксисом, обладает средствами звуковой выразительности (интонацией, тембром, высотой, темпом, паузами, логическими ударениями, громкостью), может сопровождаться невербальными средствами (жестами, мимикой, указаниями и т. д.), в результате чего имеет сильное воздействие на слушателей. В устной речи требуется соблюдение орфоэпических, интонационных норм.

Письменная речь оформляется графически, более подготовлена и более правильна, сложна по форме и полна по содержанию, строга, подчинена литературной норме, имеет более объемные, сложные предложения. К письменной речи предъявляются также орфографические, пунктуационные и каллиграфические требования.

Факторами, определяющими характер и результат речевой деятельности, являются:

— обладают какими-то общими знаниями и представлениями о мире, фондом общих речевых навыков (речевой компетенцией),

— исполняют определенные социальные роли (учитель — ученик, больной — врач, руководитель — подчиненный и т. д.),

— выполняют определённые, согласованные между собой функции: функции отправителя речи — адресанта (говорящего или пишущего) и воспринимающего — адресата речи (слушающего или читающего);

4) способ осуществления речевых действий ( как, каким образом осуществляет говорящий речевые действия);

При подготовке к речевому общению нужно учитывать и национальные особенности, систему социально-политических, этических взглядов, мировоззрение, предпочтения адресата речи.

Текст — это цельное, завершенное по смыслу устное или письменное речевое произведение, состоящее, как правило, из нескольких предложений, связанных между собой семантически и грамматически.

Признаками текста являются:

1) смысловая целостность, отражающаяся в опорных словах и словосочетаниях;

2) грамматическая связность, композиционное единство структурных компонентов, которое подчеркивается абзацным членением, связующими компонентами, отражающими причинно-следственные связи между частями текста;

3) завершенность, то есть предметно-смысловая исчерпанность;

4) модальность: а) объективная (соотнесенность содержания речи с действительностью), б) субъективная (наличие концептуальной позиции автора, его определенного отношения к сообщаемому, основной мысли, идеи);

5) коммуникативная целостность, подчиненность всех языковых средств замыслу автора и др.

По функции и содержанию различают несколько типов текстов (речи) : описание, повествование, рассуждение.

Описание — изображение признаков, явлений, предметов или событий, то есть их перечисление, позволяющее ярко, живо, наглядно представить предмет, событие, явление, человека. В связи с этим описания могут быть портретными, пейзажными, событийными и т. д.

Повествование — изображение событий или явлений, которые следуют друг за другом или обусловливают друг друга, иными словами — это рассказ о том, что произошло, случилось. В повествовании используются обычно глаголы прошедшего времени совершенного вида, которые называют действия, происшествия. Они не описывают действия, а повествуют о них, передают само действие, событие.

Рассуждение — это ряд суждений, вытекающих одно из другого, цепь умозаключений, последовательно изложенных в тексте по поводу чего-либо; развитие, доказательство или опровержение какой-то мысли.

Определение — функционально-смысловой тип речи (текста), точно раскрывающий содержание понятия, в сжатой, обобщённой форме называя основное содержание понятия, его родовые и видовые признаки. Определение требует чёткого, логически последовательного построения, включает в себя 4 основных элемента: 1) определяемое понятие, 2) то, что говорится об определяемом, 3) родовой признак, то есть качество, присущее ряду родственных предметов или явлений, в число которых входит определяемое, 4) видовое отличие — качество, характерное только для данного (определяемого) понятия (См.: Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998. С. 326-327).

Коррекционно-педагогический процесс, направленный на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций называется ..логопедическое воздействие.

16.Соотнесите данное ниже определение с одной из форм речевой патологии: «Нарушение звукопроизношения. Обусловленное либо дефектом строения периферического отдела речевого аппарата, либо недоразвитием фонематического восприятия, либо неблагоприятными социально-психологическими условиями жизни ребёнка»-это в)дислалия

2.Укажите, к какому из понятий относится определение, в котором говорится о сложном, многоаспектном процессе перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма: а )компенсация;

Определите, синкинезии–это:б)содружественные движения при попытке к произвольному движению

4выделите среди перечисленных форм речевой патологии нарушение темпо-ритмической организации речи: б)заикание.

1. Определите расположение центрального отдела речедвигательного анализатора:

б) в задней трети нижней лобной извилины левого полушария;

2. Укажите, к какому из понятий относится определение, в котором говорится о характере отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности:

3. Определите гиперкинез — это: насильственные непроизвольные движения;

определите расположение центрального отдела речеслухового анализатора: а)в задней трети верхней височной извилины левого полушария.

4. Выделите среди перечисленных форм речевой патологии нарушенияструктурно-семантическогооформления высказывания:

11.Пассивная артикуляционная гимнастика является специфическим методом коррекционной работы при преодолении: в)дизартрии.

6. Укажите, какой из ниже перечисленных факторов не является причиной функциональной дислалии: б)прогнатия;

Раскройте сущность методологических принципов организации и проведения психолого-педагогической диагностики нарушенного развития. (Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей) Психолого-педагогическая диагностика нарушенного развития должнаопределить направление обучения ребёнка, его специфические образовательные потребности, возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения, то есть психолого-педагогическая диагностика нарушенного развития является дифференциальной прогностической. В процессе диагностики должны определяться оптимальные организационные формы обучения ребёнка и рекомендации индивидуального планового обучения. Диагностика нарушенного развития на современном этапе должна строиться с опорой на ряд принципов, ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, С. Д. Забрамная):6

Системный подход к диагностике психического развития ребёнка опирается на представление о системном строении психики и предполагаетанализ результатов психической деятельности ребёнка на каждом из её этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и

установление взаимосвязей между ними, иерархии выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

Динамический подход к изучению ребёнка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учёт возрастных особенностей ребёнка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребёнка, учёт возрастных качественных новообразований и их своевременная

реализация. Очень важен учёт возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.

Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребёнка включает следующие параметры:

• отношение к ситуации обследования и заданиям;

• способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

• соответствие действий ребёнка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

• продуктивное использование помощи взрослого; • умение выполнять задание по аналогии;

• отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

Необходимость раннего диагностического изучения ребёнка. Именно раннее выявление отклонений в развитии ребёнка позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение его в коррекционное обучение.Единство диагностической и коррекционной помощи детям с на-рушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могутбыть решены только на основе диагностики, определения прогнозовпсихического развития и оценки потенциальных возможностей ребёнка.

Раскройте специфику использования метода беседы в специальной диагностике.БЕСЕДА

Беседа как метод исследования отличается от обычной повседневной беседы тем, что является целенаправленной, методичной, систематизированной, объективной и профессиональной. Беседа может применяться как в качестве дополнения к эксперименту, так и вполне самостоятельно. Использование этого метода невозможно без установления отношений доверия между психологом и испытуемым.

В работе с аномальными лицами при беседе могут возникать проблемы, связанные с особенностями дефектов. Например, легко можно допустить бестактность в беседе со слепым («Как вы видите. »). Очень сложно вести беседу с глухим или слабослышащим, с человеком, имеющим нарушения речи. Словом, беседа (и интервью) требует опыта общения и знания психологом особенностей коммуникации аномальных лиц и детей в частности.

Беседа с обследуемым ребенком не должна быть каким-то определенным этапом психологического исследования, считают Н. Ю. Максимова и Е. Л. Милютина. Напротив, вопросы психолога должны возникать как бы непроизвольно, для того чтобы снять естественную напряженность и скованность ребенка в ситуации обследования. Если выполнение экспериментальных заданий побуждает испытуемого мобилизоваться, то беседа должна восприниматься им как не относящаяся к эксперименту и позволяющая поэтому расслабиться и свободно проявлять свои эмоции, высказывать вслух мысли и переживания.

Несмотря на видимую случайность вопросов психолога, беседа всегда подчинена поставленной задаче. Однако нельзя надеяться, что необходимая информация будет получена с помощью нескольких прямых вопросов:

1. у ребенка могут быть не развиты навыки самоанализа или в соответствии с уровнем развития он не может еще давать обобщенные оценки явлений. В этом случае его ответы будут отражать не реальное положение вещей, а желание угадать, что хочет взрослый;

2. подростки (и младшие школьники) в беседе могут сознательно искажать информацию, выдавая социально приемлемые ответы на особо значимые для них вопросы;

3. тема беседы может быть для ребенка болезненной, и он также будет искажать информацию или откажется отвечать.

Отсюда два важных вывода:

1. вопросы в беседе должны иметь косвенный или наводящий характер,

2. информация об аффектогенных зонах более достоверна, если получена проективными методами.

Темы беседы с ребенком хотя и зависят от конкретных задач обследования, все же должны охватывать основные сферы его жизнедеятельности: семья, школа, интересы, внешкольное окружение, общение, мнение ребенка о себе, своих возможностях и способностях. Более детально рассматриваются темы, важные для достижения цели исследования, например, круг представлений об окружающем, запас сведений или осведомленность в определенных областях.

Уход ребенка от темы беседы, попытки рассказать о чем-то другом, внезапная замкнутость, формальные односложные ответы — все это высокодиагностичные признаки. Однако причины их появления могут быть различными — от реальной болезненности данной сферы жизни до неустановленности контакта, поэтому сиюминутные выводы нецелесообразны, требуется применение дополнительных методов, например проективных методик. Нужно учитывать также, что ребенок может устать и утратить интерес к содержанию беседы, поэтому, во-первых, она не должна быть чрезмерно длительной, во-вторых, необходимо в процессе беседы фиксировать эмоциональные реакции, интонации обследуемого.

Беседа с подростком ведется иначе, чем с младшим школьником. Психолог должен выступать в роли собеседника, всерьез принимающего партнера по общению, уважающего его взгляды, интересы. Не рекомендуется вести себя излишне дружески и тем более фамильярно: такая позиция вызывает недоверие подростка и неадекватное отношение к ситуации эксперимента в целом.

В школьной практике ученики могут воспринимать обследование как нечто угрожающее, поэтому беседу лучше начинать с объяснения целей исследования, но далеко не всегда следует называть его истинные причины, и, безусловно, не в форме, задевающей самоуважение ребенка.

Например, даже если подростку уже ясно, что он направлен на обследование в связи с неуспеваемостью, все равно не следует говорить ему, что сейчас будут проверяться умственные способности. Можно сказать, что предстоит измерение работоспособности или степени переутомления с целью рекомендовать новые приемы усвоения информации и т.п.

Заключительный этап беседы проводится после экспериментального исследования. Психолог выясняет, какие задания ребенку понравились, а какие нет; что было трудно, а что легко; как ребенок оценивает свои успехи. На основе ответов уточняются представления о личностных особенностях ребенка (самооценка, уровень притязаний, критичность и т.д.), его эмоционально-волевых проявлениях.

В беседе с испытуемым психолог обязательно должен учитывать его отношение к ситуации эксперимента и к экспериментатору. Но самое главное — и беседа, и обследование обязательно должны содержать элементы деонтологии: испытуемого необходимо ободрить, настроить на успешное выполнение заданий. Как отмечает И. Ю. Левченко, в правильно проводимой беседе всегда присутствуют элементы психотерапевтического воздействия, а в некоторых случаях она может быть направлена на изменение установок и отношений обследуемого ребенка, то есть иметь коррекционный характер.

Краткий словарь терминов

Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

Механизм нарушения речи понимается, как характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Структура речевого дефекта понимается, как совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

Компенсация представляет собой сложный, многоаспективный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *