Что такое открепленная электронная подпись
Электронная подпись: отсоединенная, присоединенная и внутри документа
Электронная подпись может быть по-разному связана с подписанным документом. В статье рассмотрим три варианта, их отличия и особенности использования.
Присоединенная электронная подпись
При создании присоединенной подписи создается новый файл, в который помещается подписываемый документ и подпись к нему. Этот процесс можно сравнить с запечатанным конвертом с документом внутри. с подписанными данными. Этот файл можно копировать, пересылать по почте и т.п.
Нужно учесть, что без специальных криптографических программ невозможно прочитать содержимое подписанного файла. Точно так же, как нельзя извлечь содержимое конверта, не вскрыв его.
Если вы получаете такой документ вне информационных систем, в которых уже есть механизмы проверки, нужно использовать программу, которая умеет проверять подпись и «извлекать» подписанный файл, чтобы его можно было прочитать. В программу нужно будет загрузить единый файл, который содержит и документ, и подпись.
Отсоединенная электронная подпись
При этом сам подписываемый файл достается доступным для чтения без криптографических программ. Они нужны, только чтобы проверить действительность подписи. Чтобы проверить подпись, нужно загрузить в программу и подписанный файл, и файл с электронной подписью.
Электронная подпись внутри данных
Электронную подпись внутри документа можно создать только в определенном приложении, например Microsoft Word или Acrobat Reader. В этом случае подпись генерируется как метаданные и только по желанию владельца можно создать на документе поле с подписью.
Очень сложно проверить подлинность подписи вне приложения, в котором она была создана.
Если вам необходимо самостоятельно создать электронную подпись, уточните требования системы, которой вы подписываете документ. Например, чтобы отправить документы в Росреестр или Арбитраж, требует подписывать документы отсоединенной подписью в формате.sig.
Как подписать документ электронной подписью? Виды подписей и программное обеспечение.
Электронная подпись содержит информацию об авторе и подтверждает отсутствие изменений в электронном документе после его подписания. Есть несколько основных способов подписания, но выбор способа зависит от требований контрагента, поэтому прежде чем принимать решение, каким способом и в каком программном обеспечении подписывать документ, уточните у контрагента требования к подписи:
Открепленная (отсоединенная) ЭП
— Файл подписи создается отдельно от подписываемого файла
— Для проверки подписи нужно передавать два файла — исходный документ и файл подписи
— Нет ограничения по формату подписываемых документов
— Созданный файл подписи имеет, как правило, расширение.sig,.sgn,.p7s
— Есть возможность создать усовершенствованную открепленную подпись, такой файл содержит отметку времени
— Можно создать файл, содержащий подписи нескольких лиц
Проверку созданной открепленной подписи контрагент может выполнить в программах, предназначенных для проверки электронных документов с отсоединенной подписью.
— Контур.Крипто
Сервис для подписания электронной подписью, проверки электронной подписи под документом, шифрования и дешифрования документов. Для работы подойдут сертификаты, выданные любым УЦ. Есть возможность создания усовершенствованной подписи с отметкой времени.
После подписания файл открепленной подписи сохраняется рядом с документом. Подписант может отправить подписанные документы любому получателю по электронной почте, а также скачать на компьютер пакет документов: исходный документ, файл подписи, сертификат и инструкцию по проверке подписи.
Все функции сервиса бесплатны.
— КриптоАРМ
Локальная программа для подписи и шифрования файлов любого формата. С помощью КриптоАРМ можно расшифровать, посмотреть подпись файла, создать как открепленную подпись документа, так и присоединенную подпись.
Установить программу можно с помощью диагностики для ЭТП или с сайта разработчика. Приобрести лицензию для этого ПО можно в любом Сервисном центре.
Примечание: порядок оказания технической поддержки по программе КриптоАРМ описан на сайте разработчика программы. Техническая поддержка УЦ СКБ Контур не оказывает консультации по этому продукту.
Совмещенная (прикрепленная/присоединенная) ЭП
Разновидность электронной подписи, при создании которой формируется файл, содержащий как саму электронную подпись, так и исходный документ.
Создать такую подпись можно через КриптоАРМ. В той же папке, в которой хранился исходный документ, появится файл с аналогичным названием, но с расширением, как правило,.sig,.sgn. Размер этого файла несколько больше, чем размер исходного документа.
Отправлять контрагенту нужно будет только этот файл. Для проверки и прочтения документа у контрагента должно быть установлено ПО, поддерживающее работу с прикрепленной подписью.
Встроенная ЭП
Подписание внутри документов Word, Excel, PDF с помощью дополнительного ПО КриптоПро Office Signature и КриптоПро PDF.
Формат исходного документа не меняется, информацию о подписи можно просмотреть, открыв документ. Если в документ после подписания внести изменения, подпись будет определяться как недействительная.
После того, как в документе появилась цифровая подпись, он автоматически помечается как окончательный и доступен только для чтения. Любое действие по редактированию документа приведёт к тому, что все подписи из документа будут помечены как недействительные.
При открытии документа с подписью на компьютере, где не установлен продукт «КриптоПро Office Signature» подпись будет отображаться как недействительная.
Установить компонент можно с помощью диагностики для ЭТП или с сайта разработчика. Приобрести лицензию для этого ПО можно в любом Сервисном центре.
— КриптоПро PDF
Плагин для создания подписи внутри документов PDF. Можно создать видимую подпись (отображается на панели Подписи, и в виде поля подписи в документе), или невидимую (отображается только на панели Подписи). Также позволяет настроить разрешенные изменения, при которых подпись останется действующей (например, добавление комментариев). Есть возможность создания усовершенствованной подписи с отметкой времени.
Приобрести лицензию для этого ПО можно любом Сервисном центре.
Примечание: консультации по продукту КриптоПро PDF оказывает техническая поддержка компании КриптоПро.
— Подписание в OpenOffice / LibreOffice
В данном пакете не поддерживается создание подписи в документе с сертификатами, выданными с помощью СКЗИ КриптоПро. Разработки плагина для OpenOffice / LibreOffice КриптоПро пока не планируется.
ЭП в Outlook
Подписание в Outlook возможно только в почтовом клиенте Microsoft Outlook, и почта в учётной записи MS Outlook должна совпадать с почтой, указанной в сертификате.
Подробнее о настройке подписи и шифрования сообщений электронной почты в MS Outlook в статье «Как настроить Outlook для работы с сертификатом».
Что такое отсоединенная электронная цифровая подпись
Все виды электронных подписей можно условно разделить на две группы: присоединенные и отсоединенные. Электронные цифровые подписи (ЭЦП) имеют различия в способе создания и последующего расшифрования, но для работы с ними нужны официальные программные средства и настроенное рабочее место.
В чем разница между присоединенной и отсоединенной ЭЦП
Электронная подпись представляет собой последовательный набор необязательных и обязательных символов. К обязательным относится криптографическая часть, обеспечивающая идентификацию данных и гарантирующая надежность источника информации. Необязательные — это информация об авторе и технические данные (дата и время, информация для проверки ЭЦП, графическое изображение, дополнительные штампы и т.п.).
ЭЦП может быть присоединена к отправляемым данным (быть в теле документа) или отсоединена от них. Если пользователь ставит присоединенную ЭЦП, то формируется новый файл ЭП с зашифрованными данными подписываемого документа. Прикрепленная ЭП имеет несколько достоинств:
К недостаткам относят невозможность прочтения документа без использования специального ПО.
Отсоединенная подпись формирует отдельный файл под себя, а документ с изначальной информацией остается неизменным. Преимущество данного вида ЭЦП в том, что для чтения файла не требуются криптографические программные средства. Недостатками открепленной подписи являются необходимость хранить информацию в разных файлах и копирование с передачей каждого из них.
Разница в чтении ЭЦП
При использовании отсоединенной подписи пользователь отправляет 2 вложения: один с основной информацией, второй — с ЭЦП. Для чтения тела документа не требуются специальные программы, но для проверки подписи и отсутствий изменений в теле файла необходимо использовать ПО.
Если документ заверен присоединенной подписью, то для его проверки, открытия и чтения нужно установить на ПК программные средства ЭЦП.
Как подписать документ
Процесс подписания ЭД зависит от типа файла и используемого плагина. Простой способ проставления ЭЦП происходит в несколько последовательных шагов:
Если используется плагин для MS Office КриптоПро Signature, то процесс заверения выглядит так:
Для формата pdf процесс подписания немного отличается:
Если все указано верно и сертификат ЭЦП действующий, то система выдаст окно-оповещение об успешном заверении документа.
Как создать отсоединенную подпись
И открепленная, и присоединенная электронная подпись создается при помощи одного сертификата, а для подписания документа необходима программа КриптоАРМ. Она работает с любыми форматами, а также видео и базами данных. КриптоАРМ позволяет заверить как один, так и сразу несколько документов любым из видов ЭЦП.
Более простой способ создания отсоединенной подписи — использование веб-сервисов типа Контур.Крипто. Преимущество — бесплатное заверение без установки на ПК плагинов, а также возможность расшифровки и зашифровки файла. Недостаток — ограниченный объем заверяемого файла (максимум 100 МБ) и поддержка только OS Windows. Для подписания необходимо:
Созданный файл можно отправить через отдельный сервис или обычную электронную почту. Созданная таким способом ЭЦП доступна для проверки любым ПО.
С использованием КриптоАРМ
Работа с программным обеспечением КриптоАРМ проста и не требует специальных компьютерных навыков. Заверение документа начинается с клика правой кнопкой мыши по нужному файлу. В выпадающем списке пользователь выбирает «КриптоАРМ» и «Подписать».
Запускается Мастер создания ЭЦП:
Далее пользователь должен:
Если все сделано правильно, то подписание завершится без системных ошибок.
Подписанный документ с отсоединенной электронной подписью хранится в родительской папке, если при подписании не было указано иное место хранения.
Отсоединенная ЭЦП не вкладывается в тело документа и отправляется получателю в виде отдельного файла. Этим она отличается от присоединенной ЭП. При проверке программа читает только файл с подписью, но не изначальный заверяемый документ. Несмотря на разницу, отсоединенная ЭЦП имеет всю юридическую силу и гарантирует неизменность данных после заверения. Создать ЭЦП можно бесплатно через онлайн-сервис либо через приложение от КриптоПро. Недостаток использования веб-сервиса в том, что объем заверяемых данных ограничен. Проверить в дальнейшем документ с отсоединенной подписью можно через любое специальное ПО.
Как создать отсоединенную подпись к документу
В правилах работы с информационной системой может быть указано, что документы должны загружаться с отсоединенной (или открепленной) подписью. Она создается как отдельный файл и не меняет сам документ, поэтому его можно открыть без специальных программ.
Для создания отсоединенной подписи потребуется:
Порядок действий зависит от того, где вы будете создавать отсоединенную подпись.
Вы получите архив, который содержит сам документ и отсоединенную подпись к нему.
В указанном выше каталоге будет создано 2 файла: сам документ и отсоединенная подпись.
Как работать с электронной подписью?
Чтобы повысить эффективность работы и увеличить скорость бизнес-процессов, современные предприниматели переходят на электронный документооборот, ядром которого является электронная подпись. Тем, кто только начинает ею пользоваться, стоит сразу разобраться, как это делать и что учесть.
В предыдущей статье мы разобрались, где и как получить электронную подпись, и выяснили, что самой незащищенной является простая электронная подпись. Поскольку простая ЭП не содержит криптографические механизмы, алгоритмы и представляет собой, например, пару логин-пароль или SMS-код, то пользоваться ею довольно просто.
Гораздо больше вопросов вызывает использование усиленной ЭП, так как оно сопряжено с различными технологическими нюансами. Поскольку в основе усиленной ЭП лежат криптографические механизмы, то для того, чтобы все они работали, необходимы соответствующие инструменты: ПО, правильная реализация в информационной системе и др.
Все технологические вопросы, касающиеся использования ЭП, можно разделить на несколько базовых блоков:
Рассмотрим подробнее каждый блок задач.
Как начать работать с электронной подписью
Инструмент №1 — криптопровайдер
Это специальное ПО, реализующее все криптографические алгоритмы. Оно дает инструментарий для их использования: чтобы создавать ЭП, проверять ее, зашифровывать и расшифровывать информацию. Одни из самых известных криптопровайдеров — КриптоПро CSP и ViPNet CSP.
Инструмент №2 — сертификат ЭП и закрытый ключ к нему
Эти элементы можно получить в удостоверяющем центре (УЦ). Они хранятся на защищенном носителе, который внешне выглядит как флеш-накопитель, но на самом деле является специализированным электронным устройством, обеспечивающим безопасное хранение закрытого ключа пользователя и сертификата ЭП. Этот носитель называется токеном. При осуществлении криптографических операций криптопровайдер обращается к защищенному носителю для получения доступа к закрытому ключу ЭП.
Токены на российском рынке выпускают различные производители. Флагманами считаются Рутокен (компания «Актив»), JaСarta (компания «Аладдин Р.Д.»).
Инструмент №3 — настроенное рабочее место
Основной вопрос касается установки корневых сертификатов УЦ, выдавшего сертификат ЭП. При работе с квалифицированными сертификатами ЭП настройка корневых сертификатов часто связана с дополнительной задачей — установкой кросс-сертификатов Минкомсвязи. Такие сертификаты позволяют удостовериться в том, что УЦ действительно аккредитован, так как в требованиях к квалифицированной ЭП указано, что она обязательно должна быть выдана аккредитованным УЦ.
Следующий блок задач касается правильной настройки браузера. При работе с площадками и системами с веб-доступом необходимо настроить браузер таким образом, чтобы он позволял осуществлять все необходимые операции. Если мы попробуем начать работу с браузером, настроенным по умолчанию, то работа с ЭП будет недоступна из-за политик безопасности операционной системы.
Также часто требуется установка дополнительных надстроек или плагинов для браузера.
Наличие трех основных инструментов — криптопровайдера, закрытого ключа и сертификата ЭП и правильно настроенного рабочего места — обеспечивает корректную работу в 99% случаев. Компания СКБ Контур создала специальный сервис для автоматической настройки рабочего места клиента. Чтобы осуществить настройку, достаточно зайти по адресу sertum.ru, выбрать нужный тип информационной системы, с которой планируется работать, и дождаться окончания работы веб-диска.
Как работать с ЭП в электронных документах
Порядок подписания будет отличаться в зависимости от типа электронного документа, с которым мы работаем. В целом можно выделить два вида документов:
1. Электронные документы специализированного формата, которые позволяют встроить ЭП внутрь самого документа (документы Microsoft Word, PDF).
Чтобы встроить ЭП внутрь файла, иногда нужны дополнительные настройки, но часто достаточно обычной версии программы. В случае с Microsoft Word многое зависит от версии продукта: в версии до 2007 года включительно ЭП в документе можно создавать без дополнительных надстроек, для более поздних версий понадобится специальный плагин — КриптоПро Office Signature. Руководство по настройке ЭП для Microsoft Word/Excel можно найти на сайте УЦ СКБ Контур.
Для подписания PDF-файлов можно использовать программу Adobe Acrobat. При помощи данного функционала можно встраивать ЭП внутрь документа. Проверка созданной таким образом ЭП осуществляется также при помощи программ Adobe Reader и Adobe Acrobat.
2. Неформализованные электронные документы, не обладающие дополнительным инструментарием для встраивания ЭП.
Для электронного документа можно создать ЭП без встраивания в сам документ. Такая подпись будет называться отсоединенной и представлять собой отдельный электронный документ. Таким способом можно подписывать любые электронные документы, в том числе и в форматах Word и PDF.
Набор инструментов для реализации таких возможностей в целом не ограничивается каким-то одним решением. Существуют отдельные программы, которые устанавливаются на рабочее место и позволяют создавать и проверять ЭП, например, КриптоАРМ. Есть веб-решения, с помощью которых можно прямо в браузере создать ЭП, загрузив документ в форму на сайте, присоединив свой токен с закрытым ключом. На выходе вы получите отсоединенную ЭП. Такие возможности предоставляет сервис Контур.Крипто.
Каким требованиям должно соответствовать рабочее место, чтобы с него можно было работать с ЭП? С критериями можно ознакомиться по ссылке.
Проверка электронной подписи
Чтобы проверить ЭП в документах Microsoft Word и PDF, можно воспользоваться штатной программой, открыть в ней документ и посмотреть, корректна ЭП или нет.
Второй способ более универсальный — воспользоваться отдельным инструментарием для работы с ЭП — КриптоАРМ или Контур.Крипто. Нужно загрузить в программу электронный документ с ЭП, сертификат, при помощи которого создавалась ЭП, и осуществить проверку. Данные утилиты в соответствии с алгоритмом проверки ЭП осуществят все необходимые действия. Во-первых, инструментарий позволяет убедиться в том, что сертификат, при помощи которого создавалась ЭП, действующий. Во-вторых, можно удостовериться в том, что сертификат выпущен УЦ, которому мы доверяем. В-третьих, можно получить подтверждение, что ЭП действительно соответствует тому электронному документу, который загрузили.
Как работать с ЭП внутри различных информационных систем
Информационные системы могут представлять собой веб-сервис или настольное приложение. Поскольку каждое настольное решение имеет свои особенности реализации и правила настройки для работы с ЭП, разбирать общие сценарии не имеет смысла. Остановимся на более унифицированных веб-решениях.
Чтобы получить возможность работать с ЭП в электронной облачной системе, нужно правильно настроить браузер. В данном случае потребуется установка плагинов, дополнительных настроек, которые помогают работать с ЭП. Например, на электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ» используется штатный плагин от Microsoft — Capicom. На портале госуслуг устанавливается свой плагин, работающий во всех браузерах и осуществляющий работу с ЭП.
Работа с ЭП на определенном веб-портале осуществляется при помощи интерфейса этого портала. Интерфейсы могут быть разные, но базовые сценарии сходны — это загрузка или создание документа и последующее его подписание ЭП. Веб-портал использует плагин, который совершает необходимые операции по созданию или проверке ЭП, и результат работы попадает на серверы информационной системы.
Чтобы начать работать на электронной торговой площадке, пользователю необходимо пройти аккредитацию и приложить копии требуемых документов, подписанных ЭП. В дальнейшем, участвуя в электронных торгах, все действия подтверждаются при помощи ЭП, и эта информация в юридически значимом виде сохраняется на серверах электронной торговой площадки.
Часто в процессе работы c веб-ориентированными информационными системами у пользователей возникают вопросы: почему мой сертификат не принимается системой? как проверить подлинность сертификата? Ответы на первый вопрос могут быть разными, но основных, как правило, три:
Почему иногда сертификат не проходит проверку подлинности на портале госуслуг?
Обратите внимание на то, что Постановление Правительства РФ от 27.08.2018 № 996 расширило действие простой ЭП на портале госуслуг. Ранее ее использование ограничивалось выполнением лишь элементарных действий, например, просмотром личного кабинета. Более серьезные операции требовали применения усиленной ЭП. Но, чтобы ее получить, нужно оплатить стоимость флеш-носителя, на котором она выдается в УЦ. Предполагается, что это нововведение позволит сократить расходы заявителей, связанные с выпуском физического носителя сертификата ключа ЭП.
Если резюмировать все описанное выше, можно отметить, что работа с усиленной ЭП имеет некоторый технологический порог вхождения. Для преодоления этого порога можно пользоваться готовыми программными решениями по автоматической настройке рабочего места и началу работы с усиленной ЭП, что существенно облегчает процесс.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.