Что такое открытая задача
Презентация «Технология открытых задач» для детей старшего возраста
«Технология открытых задач»
Открытые задачи — это тоже технология ТРИЗ
Многие задачи, даже имеющие правильный ответ, можно сделать открытыми. То есть продумать дополнительные вопросы, которые предполагают множество решений.
Возьмём, к примеру, уже рассмотренную задачу о мальчиках, собирающих шишки в ведёрки без дна. Можно дополнительно рассуждать, как же тогда мальчикам собрать шишки?
Некоторые вопросы уже являются открытыми. Например:
Какие птицы не летают?
Все ли ёлки зелёные?
Как может пригодиться обычная палка в лесу?
Открытые задачи встречаются и в литературных произведениях. Герой сталкивается с проблемой, которую необходимо решить. Например, Том Сойер совсем не хотел красить забор, поэтому решил показать мальчишкам, что это очень увлекательный процесс. В результате все захотели вместо Тома белить забор, да ещё и разные сокровища ему отдавали, если тот им разрешал.
Подобные ситуации встречаются в книгах и для детей, и для взрослых. Они достаточно жизненны, поэтому стоит пробовать ставить себя на место героев и думать, а как бы поступили вы.
Полезными будут и различные упражнения на способность находить эффективные творческие решения:
предложить безопасный бассейн для людей, которые не умеют плавать;
придумать, что можно сделать с огромным некрасивым камнем посередине сада, который не нравится всем домочадцам и гостям;
как обеспечить домашнего питомца кормом, если вы уезжаете на несколько дней и некого попросить присмотреть за ним, а много корма не оставишь, иначе он съест всё за раз.
Вышеописанные задания предполагают большую работу. При этом рассуждать, находить решения точно будет увлекательно. ТРИЗ направлен на развитие смекалки, на творчество и креативность. Не нам говорить, насколько это важно сегодня и взрослым, и особенно детям. Кто знает, что они изобретут завтра?
Задачи ТРИЗ для детей
Мальчик соскочил с лестницы высотой 12 м и даже не ушибся. Как ему это удалось? (Ответ: мальчик спрыгнул с нижней ступеньки.)
Папа и сын поспорили, что две недели сын не будет спать ночами, а днями не будет есть. Сын спор выиграл. Как ему это удалось? (Ответ: он спал днём, а ел ночью.)
Мальчики и девочки собирали шишки в лесу. У мальчиков были красные и большие ведёрки без дна, у девочек — маленькие и зелёные ведёрки. Кто больше шишек соберёт? (Ответ: девочки, ведь у мальчиков ведёрки без дна.)
Задачи открытого типа
Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задачи предполагают разнообразие путей решения, которые не являются прямолинейными, двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие препятствия. Вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет. Следовательно, возникает необходимость проведения специально организованного обучения, направленного на развитие креативных качеств личности.
Задача 2. Как на Ваш взгляд древнегреческий мыслитель Пифагор определил, что земля шарообразная?
Анализ. Из условия задачи не ясно, что необходимо использовать для ее решения. Возможных методов решений и ответов много. Это задача открытого типа.
Как видим, найдено весьма неожиданное решение, напрямую не привязанное к скворечнику.
В других случаях открытая задача привязана к той или иной науке или учебной дисциплине, например к математике или русскому языку.
В учебниках математики для начальной школы, особенно по системе развивающего обучения, есть открытые задачи. Появились они и в учебниках традиционной системы, но их явно не достаточно, чтобы систематически включать в обучение младших школьников. Учитель начальных классов должен овладеть приемом переформулировки закрытых задач в открытые, учитывая специальные требования к формулировке открытой задачи.
Наличие внутреннего противоречия в условии задачи (главной движущей силой процесса обучения являются противоречия ).
Достаточность условия (условие задачи должно содержать все необходимые данные для ее решения).
Корректность постановки вопроса (учащийся не должен испытывать трудностей с правильной интерпретацией вопроса к задаче).
Решению открытых задач следует учить дошкольников специально, соблюдая следующие этапы работы.
Этап 1. Знакомство с открытыми задачами. Учащимся необходимо приобрести опыт «встречи» с открытыми задачами через решение типовой закрытой задачи и дальнейшую переформулировку ее условия и (или) требования в открытую.
Этап 2. Решение открытых задач соответствующего вида.
Этап З. Освоение (по аналогии) решения других видов открытых задач.
Этап 4. Решение готовых открытых задач всех видов путем переноса методов и умений в знакомую ситуацию.
Итак, реализация деятельностного метода на «внутриурочном» уровне заключается в подборе педагогом таких заданий, которые требуют не простого воспроизведения полученных знаний, а направлены на использование знаний в новой необычной ситуации.
Учитывая нестандартность задач, а, следовательно, и сложность оценки заданий творческого характера, предлагаются следующие критерии оценивания задач открытого типа.
Система открытых задач, используемая в учебно-воспитательном процессе в сочетании с условиями, благоприятствующими проявлению творческого потенциала дошкольников, способствует целенаправленному развитию креативности учащихся, с учетом того, что для комплексной системы открытых задач должны учитываться следующие положения:
Важна не отдельная трудность, а их система, которая сочетается с условиями, благоприятствующими их преодолению дошкольниками;
Разрешение противоречия должно осознаваться ими как необходимость;
Возникновение противоречия должно быть подготовлено и обусловлено ходом учебного процесса, его логикой.
Предлагаемая система открытых задач для развития креативности может стать одним из ведущих факторов модернизации образования. Открытые задачи позволяет включить учащихся в специально организованную, постепенно усложняющуюся образовательную деятельность, обеспечивающую развитие мотивами и качествами личности: любознательности, стремления к фантазированию, чувствительности к проблемам, изобретательности, оригинальности, эмоциональности и продуктивности.
Для реализации предлагаемой технологии необходимо её теоретическое осмысление, создание базы данных или картотек открытых задач по различным дисциплинам, выявление соответствующей «дозировки» степени внедрения открытых задач в систему изучения каждой дисциплины.
После изучения темы «Кто такие звери».
1. ежи не едят яблоки, они едят насекомых, но, может быть, яблоки служат хорошим кормом для насекомых, которые в них размножаются?
ежи так запасают еду для насекомых, а потом их едят.
2. ежи выбирают кислые яблоки, может быть, им нужна кислота для нейтрализации щелочей, которые, возможно, выделяются через колючки.
3. яблоки гниют, при этом выделяют энергию, возможно, ежи используют энергию гниения, чтобы во время спячки зимой, когда температура тела животных понижается, в норке поддерживалась плюсовая температура.
4. с помощью кислот, которые есть в кислых яблоках, ежи борются с паразитами, которые находятся на их иголках.
5. ежи, насаживая достаточно большие и яркие предметы (например, яблоки) себе на иголки, своеобразно сигнализируют, что наступают холода и пора впадать в спячку. 6.так ежи маскируются, возможно, для своей защиты.
7. ежи используют яблоки как предмет подношения своему партнёру.
8. яблоки едят маленькие ежата. Или в яблоках разводятся насекомые, которых едят ежата, пока сами не могут охотиться.
9.ежи с помощью яблок подчёркивают своё превосходство для привлечения партнера, подобно тому, как это делают петухи с помощью гребня или павлины с помощью хвоста.
10 Ежи на время спячки затыкают проход в норку яблоком.
Это лишь небольшая часть тех ответов, которые можно дать при решении задачи, верный ответ заключается в том, что ежи натыкают на иглы кислые и едкие продукты, чтобы продезинфицировать иглы. Хотя и в любой из выдвинутых гипотез есть доля истины.
Возможно, эта игра знакома многим из вас. Она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.
Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:
— Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:
— Не Желтая, а Красная
— Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :
— Да нет же, не папа, а мама.
— Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
— К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
Это один из вариантов игры в » перевирание» сказок. Он состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» сказочной темы.
Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый:.
Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха:
В этой игре используются образы из двух различных сказок, а задача детей подумать и рассказать как будут развиваться события в данном случае.
— Или что произойдет, если Буратино очутится в домике Семи Гномов.
Цель данной игры найти как можно больше возможных вариантов ответов для данной ситуации. Примеры ситуаций:
к вам в дверь постучал крокодил;
на земле исчезли все кошки;
на земле исчезла вода
Одной из целей ТРИЗ-педагогики является научить детей решать открытые (творческие, эвристические, жизненные) задачи. Такой подход позволяет сформировать «решительный» подход к любой ситуации, как учебной, так и жизненной. Ведь нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы задач. В технике, в науке, в быту, в искусстве, в отношениях людей… И, похоже, есть только одно качество, абсолютно и безусловно необходимое для достижения значительных успехов в жизни: умение решать задачи — профессиональные, бытовые, психологические и др.
Открытые задачи развивают мышление, они приучают думать системно, логически, для их решения недостаточно просто подставлять данные в формулы – нужно мыслить! Открытая задача не имеет четкого однозначного условия, в ней может не хватать каких-то данных или, напротив, она может содержать избыточные данные. Поэтому ребенку необходимо самостоятельно, осмыслить, дополнить, а иногда и сформулировать условие открытой задачи, а также найти необходимые для ее решения сведения. Кроме того, открытая задача может иметь множество путей решения и много верных ответов.
Поскольку открытые задачи, как правило, формулируются на основе фактов или жизненных ситуаций, то ответ продиктованный жизнью называют контрольным ответом. Но контрольный ответ не всегда является лучшим. Конечно, это – огромная радость и мощный мотивирующий фактор.
В ТРИЗ-педагогике мы выделяем два основных типа открытых задач: изобретательские и исследовательские. Исследовательские задачи Исследовательской мы считаем задачу, в которой необходимо объяснить непонятное явление, выявить его причины. В этом случае ключевыми являются вопросы: как происходит? почему?
Статья по математике на тему «ОТКРЫТЫЕ ЗАДАЧИ В МАТЕМАТИКЕ: В ЧЕМ ИХ СМЫСЛ?»
Чудинова Светлана Сергеевна,
учитель математики МАОУ лицей № 180,
ОТКРЫТЫЕ ЗАДАЧИ В МАТЕМАТИКЕ: В ЧЕМ ИХ СМЫСЛ?
Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного — «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, — так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия.
На самом деле, каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». Подавляющее число школьников, а далее студентов и потом специалистов и работников предприятий конформны, бояться самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и разложенной строго «по полочкам». Неопределенность условия и вариативность решения творческой проблемы их пугает.
Творческое, открытое мышление не развивается на закрытых задачах.
Закрытые задачи предусматривают четкую и однозначную трактовку условий решения проблемы, из которой, зачастую, единственный способ напрашивается сам собой. В результате задача имеет, как правило, одно правильное решение. Такие задачи не дают возможности ребенку в полной мере проявлять и развивать свои творческие способности (творческие – в широком смысле понимания). Задания данного типа хороши для отработки какого-либо конкретного приема решения, при изучении нового материала и являются основой традиционной парадигмы образования, зачастую способствуют игнорированию творческого потенциала ребенка.
Под открытой задачей понимаются – текстовые задачи с недостаточным количеством данных, которые учащиеся должны найти поисковым, экспериментальным, опытным путем, добавить условие, сформулировать и решить задачу.
Решение подобных задач позволяет не просто давать готовые знания, а сталкивать учеников с проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса, заставляет включить не только логическое, но и творческое мышление.
Использование открытых задач в процессе обучения поможет (поспособствует) учителю:
1. Показать ученику:
— неограниченность возможностей и путей решения проблемы/задачи;
— многовариантность правильных ответов, исходя из выбранной стратегии решения проблемы/задачи;
2. Раскрывать творческий потенциал школьника.
3. Повышать уровень самооценки обучающегося.
4. Мотивировать к дальнейшему саморазвитию.
Но сначала попробуем разобраться, какие бывают открытые задачи.
Открытая задача рассматривается ни просто как упражнение, а как проблема, которую ставит перед учениками учитель. Для ее решения нет предписанных способов. Таким образом «открытый подход» предполагает, что сами задачи должны заключать в себе математические идеи. Для его реализации используют задачи следующих типов:
Условные обозначения
Типы открытых математических задач
Проблемные ситуации (поиск ответа на вопрос «Как быть?»)
Задачи – процессы (с неполным процессом данных; учащиеся должны добавить условие, сформулировать и решить задачу)
С открытыми концами (задачи, которые учащиеся могут переформулировать, получая новые)
Порождающие («углубляя» которые, можно получить новые, более сложные, иллюстрирующие интересные математические идеи задачи)
Со многими решениями
Будем помнить, что данная классификация — как впрочем и любая другая — относительна. Она включает в себя не все, а только основные — по мнению автора — типы задач.
Приведем примеры решения открытых задач:
Серединой отрезка называется точка, которая делит его на два отрезка равной длины. Можно ли утверждать, что точка В является серединой отрезка АС, если АВ=ВС
Разбейте прямоугольник на три таких треугольника, чтобы площадь одного из них равнялась сумме площадей двух других.
Диагональ разбивает прямоугольник на 2 равновеликих треугольника, разбив один треугольник на 2 получим одно из возможных решений задачи.
Начертите две пересекающиеся прямые. Проведите третью прямую, пересекающую каждую из этих прямых. Сколько точек попарного пересечения прямых у вас получилось?
Определите, по какому правилу составлена последовательность чисел, и запишите три последующих числа:1;4;9;16…
Квадраты чисел 25, 36….
Расстояние между двумя машинами, едущими по шоссе, 200 км. Первая машина двигается со скоростью 60 км/ч, вторая – 80 км/ч. Чему будет равно расстояние между ними через 1 час.
60 км (машины едут навстречу друг другу).
180 км (вторая машина догоняет первую).
220 км (вторая машина впереди).
340 км (машины едут в разные стороны).
Основание древних египетских пирамид – строго горизонтальна поверхность. Как удавалось египтянам, не имеющим современной техники добиваться такой горизонтальности?
Приведем образцы переформулировки «закрытых» задач в «открытые» к учебнику Математика: 6 класс / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Из одного пункта в противоположных направлениях выехали две машины со скоростями 60 км/ч и 80км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2часа?
Две машины выехали из одного пункта со скоростями 60 км/ч и 80км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа? Какие варианты возможны?
Две автомашины движутся на встречу друг другу со скоростями 60 км/ч и 40 км/ч. Расстояние между ними 500км. Какое расстояние будет между ними через 3часа?
Движутся две машины со скоростями 60 км/ч и 40 км/ч. Расстояние между ними 500км. Какие вопросы можно сформулировать к этим данным?
Собственная скорость теплохода равна 27 км/ч, а скорость течения реки 3км/ч. Сколько времени затратит теплоход на путь между 2 пристанями, расстояние между которыми равно 120 км, если он будут плыть по течению?
Собственная скорость теплохода равна 27 км/ч, а скорость течения реки 3км/ч. Сколько времени затратит теплоход на путь между 2 пристанями, расстояние между которыми равно 120 км? Сколько решений имеет задача?
Сумма двух чисел 96, а разность 18. Найдите эти числа.
Подумайте, можно ли подобрать два таких числа, что их сумма равна 96, разность 18? Если да, то объясните каким образом.
Дано выражение 42+61+28+39+31+19 вычислите, выбирая удобный порядок действий.
Дано выражение 42+61+28+39+31+19 какими способами можно скомбинировать числа, для удобного вычисления? Приведите все возможные комбинации.
Чему равен угол между часовой и минутной стрелками, если часы показывают 3 часа?
Подберите такое время, чтоб угол между часовой и минутной стрелкой был прямым. Сколько существует вариантов.
Какие из чисел 132, 815, 26000, 551, 1000 делятся на 5?
Подберите такие трехзначные числа, которые бы делились на 5, но не делились на 2. Сколько их?
Я задумал число. Если его увеличить на 9,2 и результат увеличить в 11 раз, то получится число 110. Какое число я задумал?
Какие два действия можно провести над числом 8, чтоб получить 117? Рассмотрите несколько возможных вариантов.
Один мотор расходует полный бак бензина за 18ч., а другой за 12ч. Какую часть полного бака израсходуют оба мотора, если первый будет работать 5 ч., а второй 7ч.?
Один мотор расходует полный бак бензина за 18ч., а другой за 12ч. Какие вопросы можно поставить к этим данным?
Первый мотор расходует полный бак бензина за 18ч., а второй за 12ч. Какую часть полного бака израсходуют оба мотора, если один их них будет работать 5 ч., а другой 7ч.?
Фабрика сшила 4300 пар сапог. Из них 0,4 пар были на натуральном меху. Сколько пар было на натуральном меху?
Фабрика сшила 4300 пар сапог, более половины из них на натуральном меху. Какая часть всех сапог может быть на натуральном меху?
Открытые задачи в начальной школе
Выбранный для просмотра документ Открытые задачи в начальной школе.doc
МБОУ СОШ 10 « Кадетский корпус юных спасателей»
«Открытые задачи в начальной школе»
Атор: Антипова Любовь Максимовна
учитель начальных классов
Г. Рубцовск Алтайского края
Открытые задачи в начальной школе.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития у учащихся научной грамотности, исследовательских и творческих умений и навыков. Школа должна готовить личность, способную максимально эффективно использовать свой потенциал в получении новых знаний и творчески, грамотно их применять. В чём же кроется проблема? Казалось бы, за одиннадцать лет, проведённых в школе, дети получили достаточный багаж знаний и умений как на уроках, так и на всевозможных кружках, факультативах, элективах, секциях, курсах. Педагоги прикладывают все усилия, чтобы воспитать, развить личность школьника; создаются специализированные классы и школы, придумываются различные программы и технологии. Но на практике, в большинстве своем, мы видим выпускника, не подготовленного к жизни. Как же снизить уровень неподготовленности школьников к жизни в эпоху высоких технологий, которые делают жизнь человека более разнообразной и сложной, требуя от него не шаблонных, привычных действий и подходов, а гибкости, беглости, оригинальности и разработанности мышления при решении актуальных задач, возникающих в процессе его жизнедеятельности.
В связи с данными требованиями особенно актуальной стала проблема обучения младших школьников решению открытых задач.
Применение открытых задач в обучении младших школьников обеспечивает педагогу возможность не только давать знания, но и сталкивать ученика с проблемами, которые развивают творческое мышление, готовят учащихся к решению жизненных задач, формируют у них умение делать выбор.
Обучение решению открытых задач практически невозможно без применения деятельностного подхода.
Какие задачи решаем мы?
Ответ прост — мы решаем те задачи, решению которых нас научили. А школа учит решать закрытые задачи. Формула закрытой задачи: четкое условие + утвержденный способ решения + единственно правильный ответ. Шаг влево, шаг вправо от утвержденного способа решения (а значит, и мышления!) — снижение оценки.
На самом же деле нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы открытых задач.
В технике, в науке, в быту, в искусстве, в отношениях людей…
Поэтому следует сказать несколько слов о различиях между закрытыми и открытыми задачами.
Задачи закрытого типа
Выделим характеристики основных параметров задач данного типа. Задачи данного типа предусматривают четкую и однозначную трактовку условий решения проблемы, из которой, зачастую, единственный способ напрашивается сам собой. В результате задача имеет, как правило, одно правильное решение. Такие задачи не дают возможности ребенку в полной мере проявлять и развивать творческие способности.
Задача 1. Выделите части слова «мухоловка»?
Задачи открытого типа
Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задачи предполагают разнообразие путей решения, которые не являются прямолинейными, двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие препятствия. Вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет. Следовательно, возникает необходимость проведения специально организованного обучения, направленного на развитие креативных качеств личности.
Задача 2. Как на Ваш взгляд древнегреческий мыслитель Пифагор определил, что земля шарообразная?
Анализ. Из условия задачи не ясно, что необходимо использовать для ее решения. Возможных методов решений и ответов много. Это задача открытого типа.
Как видим, найдено весьма неожиданное решение, напрямую не привязанное к скворечнику.
В других случаях открытая задача привязана к той или иной науке или учебной дисциплине, например к математике или русскому языку.
В учебниках математики для начальной школы, особенно по системе развивающего обучения, есть открытые задачи. Появились они и в учебниках традиционной системы, но их явно не достаточно, чтобы систематически включать в обучение младших школьников. Учитель начальных классов должен овладеть приемом переформулировки закрытых задач в открытые, учитывая специальные требования к формулировке открытой задачи.
Наличие внутреннего противоречия в условии задачи (главной движущей силой процесса обучения являются противоречия ).
Достаточность условия (условие задачи должно содержать все необходимые данные для ее решения).
Корректность постановки вопроса (учащийся не должен испытывать трудностей с правильной интерпретацией вопроса к задаче).
Многие задачи из курса математики можно легко переделать в открытые, переформулировав вопрос или условие.
1.Найди признак, по которому можно разбить на две части числа: 35,44,45,531, 333,540,242
2.Прочитай выражение 15 * 3
4.Дима с Сашей нашли в лесу 2б белых грибов
и 3б подосиновиков. Из них 15 грибов мама
пожарила, а остальные засолила. Сколько грибов пошло на засолку?
1.Подумай, можно ли разбить на две
части числа 35,44,45, 531, 333, 540, 242. Если да, то рассмотри возможные случаи
2.Предложи возможные варианты чтения выражения 15 * 3
4.Дима с Сашей нашли в лесу 2б белых грибов и 3б подосиновиков. Из них 15грибов мама пожарила остальные засолила. Сколько грибов пошло на засолку? Какими способами можно решить задачу? Реши и выбери лучший вариант
5.Какие задачи можно придумать к выражению
Решению открытых задач следует учить школьников специально, соблюдая следующие этапы работы.
Этап 1. Знакомство с открытыми задачами. Учащимся необходимо приобрести опыт «встречи» с открытыми задачами через решение типовой закрытой задачи и дальнейшую переформулировку ее условия и (или) требования в открытую.
Этап 2. Решение открытых задач соответствующего вида.
Этап З. Освоение (по аналогии) решения других видов открытых задач.
Этап 4. Решение готовых открытых задач всех видов путем переноса методов и умений в знакомую ситуацию.
Итак, реализация деятельностного метода на «внутриурочном» уровне заключается в подборе учителем таких заданий, которые требуют не простого воспроизведения полученных знаний, а направлены на использование знаний в новой необычной ситуации.
Учитывая нестандартность задач, а, следовательно, и сложность оценки заданий творческого характера, предлагаются следующие критерии оценивания задач открытого типа.
Критерии оценивания решения задач открытого типа и расшифровка уровней оценки (0, 1,2) по этим критериям.
Критерии оценивания
Уровень
оценки по
критерию
Эффективность решения (достигнуто ли требуемое в задаче?)
Оптимальность решения (оправдано ли такое решение?)
Оригинальность решения (ново ли решение, или решение обыденное?)
Разработанность решения (достаточно ли подробно описан ход решения, или решение на уровне идей?)
По решению не ясно, как можно достигнуть искомого результата
Решение слишком громоздкое; использование множества приемов не оправданно
Решение стандартное, встречается более чем у 10% школьников
Не описан или непонятен ход решения задачи
В целом ход решения понятен, и результат так достигнуть можно, но некоторые моменты решения не продуманы или нечетко объяснены
Решение оптимально, но некоторые моменты процесса решения можно значительно упростить
Решение встречается в ответах редко: от 5 до 10 % школьников
Решение описано на уровне идей, которые возможно довести до разумного конца
Предложенное решение позволяет четко понять, как достигнуть результата
В решении использован тот или иной метод, благодаря которому получилось достаточно емкое, четкое и оптимальное «красивое» решение
Решение оригинальное, встречается менее чем у 5% школьников
Четко и грамотно описано решение и обоснованы все действия
Система открытых задач, используемая в учебно-воспитательном процессе в сочетании с условиями, благоприятствующими проявлению творческого потенциала школьников, способствует целенаправленному развитию креативности учащихся, с учетом того, что для комплексной системы открытых задач должны учитываться следующие положения:
Важна не отдельная трудность, а их система, которая сочетается с условиями, благоприятствующими их преодолению школьниками;
Разрешение противоречия должно осознаваться ими как необходимость;
Возникновение противоречия должно быть подготовлено и обусловлено ходом учебного процесса, его логикой.
Предлагаемая система открытых задач для развития креативности может стать одним из ведущих факторов модернизации образования. Открытые задачи позволяет включить учащихся в специально организованную, постепенно усложняющуюся образовательную деятельность, обеспечивающую развитие мотивами и качествами личности: любознательности, стремления к фантазированию, дивергентного мышления, чувствительности к проблемам, изобретательности, оригинальности, эмоциональности и продуктивности.
Для реализации предлагаемой технологии необходимо её теоретическое осмысление, создание базы данных или картотек открытых задач по различным дисциплинам, выявление соответствующей «дозировки» степени внедрения открытых задач в систему изучения каждой дисциплины.
Урок окружающего мира.
После изучения темы «Кто такие звери».
1. ежи не едят яблоки, они едят насекомых, но, может быть, яблоки служат хорошим кормом для насекомых, которые в них размножаются?
ежи так запасают еду для насекомых, а потом их едят.
2. ежи выбирают кислые яблоки, может быть, им нужна кислота для нейтрализации щелочей, которые, возможно, выделяются через колючки.
3. яблоки гниют, при этом выделяют энергию, возможно, ежи используют энергию гниения, чтобы во время спячки зимой, когда температура тела животных понижается, в норке поддерживалась плюсовая температура.
4. с помощью кислот, которые есть в кислых яблоках, ежи борются с паразитами, которые находятся на их иголках.
5. ежи, насаживая достаточно большие и яркие предметы (например, яблоки) себе на иголки, своеобразно сигнализируют, что наступают холода и пора впадать в спячку. 6.так ежи маскируются, возможно, для своей защиты.
7. ежи используют яблоки как предмет подношения своему партнёру.
8. яблоки едят маленькие ежата. Или в яблоках разводятся насекомые, которых едят ежата, пока сами не могут охотиться.
9.ежи с помощью яблок подчёркивают своё превосходство для привлечения партнера, подобно тому, как это делают петухи с помощью гребня или павлины с помощью хвоста.
10 Ежи на время спячки затыкают проход в норку яблоком.
Это лишь небольшая часть тех ответов, которые можно дать при решении задачи. Любой из них принёс бы участнику эвристической олимпиады хорошие баллы. По мнению же ученых, верный ответ заключается в том, что ежи натыкают на иглы кислые и едкие продукты, чтобы продезинфицировать иглы. Хотя и в любой из выдвинутых гипотез есть доля истины.
После изучения темы «Равенство и неравенство»
Задание в учебнике:
Задача «закрытая». Изменяем условие и вопрос.
7 10 –
Задание: «Назовите все цифры, при подстановке
которых, вместо п получится верное неравенство. Как это
сделать? («открытая» задача, предполагающая
многовариантность ответов, методов)
При первом знакомстве с заданием данного типа необходимо показать детям возможные пути решения данной проблемы через подводящий диалог с применением деятельностного подхода:
а) Метод проб и ошибок.
б) Метод рассуждения
Урок русского языка
Тема: Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]
Эвристическое задание на уроке: Нарисуй, на что похожа буква Ж.
Алгоритм выполнения данного задания:
1. Рассмотри внимательно букву Ж.
2. Представь на что или кого она похожа.
Нарисуй на что похожа буква Ж. Если затрудняешься нарисовать реальный предмет, то нарисуй вымышленный.