Что такое открытое государство
Открытое государство
Открытое правительство (открытое государство) — это доктрина государственного управления, которая поддерживает право граждан на доступ к документам и действиям государства с целью возможности эффективного общественного контроля за государственным регулированием. В наиболее широком изложении она противостоит попыткам легитиматизации расширения секретности и непубличности деятельности государственных структур. Аргументы в пользу открытого правительства восходят ко времени европейского Возрождения: к дебатам о правильном обустройстве рождающегося тогда гражданского общества.
Содержание
Содержание
Прозрачность государства часто связана с обеспечением подотчетности. Прозрачность зачастую позволяет гражданам демократических стран контролировать их государство и уменьшать коррупцию, взятки, и иные должностные преступления.
Современная доктрина открытости государства находит сильную поддержку среди некоммерческих организаций, занятых противостоянием тому, что они видят как непрерывную тенденцию склонности государства к уходу в секретность, везде где это только возможно. Наиболее известные из подобных НКО это такие организации как Transparency International, Open Knowledge Foundation, Институт Открытое Общество. Они выступают в поддержку применения норм открытости и прозрачности по всему миру и убеждают в необходимости подобных стандартов для процветания и развития демократических обществ. В России одной из подобных организаций выступает ИРСИ.
Направления и приоритеты
Мировая практика в области открытости государства является весьма широкой и включает множество тем и направлений, которые правительства стран выбирают как приоритетные. В то же время, ряд направлений присутствуют повсеместно и считаются неотъемлемыми для обеспечения публичности государства. К таким направлениям можно отнести:
Эти направления отчасти представлены и в России в виде несистематизированных государственных и общественных инициатив.
Открытые данные
Одной из существенных проблем общения представителей государства и граждан является проблема непонятности государственной информации для простых людей. Эта проблема широко распространена во всём мире, и во всех развитых странах она сейчас решается через подход, который называется «открытые данные». Открытые данные — это специальный способ публикации информации в форматах, пригодных для последующей обработки и анализа. Они также называются открытые машиночитаемые данные Такой подход позволяет широкое повторное использование публичных государственных баз данных бизнесом, СМИ и гражданским обществом. Примерами подобных данных в России можно привести машиночитаемое раскрытие информации:
В России пока ещё нет портала открытых данных, аналогичного государственным порталам другим стран, однако инициативы по созданию порталов открытых данных звучат на уровне федеральных министров и представителей правительств субъектов федерации. На сегодняшний день государственная политика в области открытости данных в России отсутствует, а само это направление представлено такими общественными проектами, как OpenGovData.ru и GisLab.info
Народная экспертиза/ Открытые коммуникации
Среди множества примеров подобных проектов в России необходимо отметить проекты обсуждения законопроектов, такие как система обсуждений Правительства Российской Федерации, обсуждение законопроектов под эгидой Президента, народное обсуждение законопроектов в Республике Башкирия, публичное онлайн обсуждение концепции здравоохранения и множество других. Можно говорить о том, что в России появилось множество проектов по организации так называемой «народной экспертизы». Эти проекты обеспечивают эффективный механизм коммуникации государства и граждан за счёт того, что публичное обсуждение позволяет избежать наиболее грубых ошибок при нормотворчестве. Также к этой категории проектов можно отнести проекты по сбору идей и жалоб граждан на дорожные проблемы, проблемы городской инфраструктуры, незарегистрированные свалки и тому подобные инициативы.
Открытость государственных расходов
В мире всё более набирает вес движение в сторону раскрытия органами власти информации о том, куда направляются государственные расходы. Существуют инициативы по мониторингу открытости и полноты публикации бюджетов в странах мира, и формируется рейтинг. Принятая 20 июля 2011 года концепция «Электронный бюджет» и запланированный к созданию портал этой системы позволят донести информацию о бюджетах страны, регионов и муниципалитетов до всех граждан. В России на сегодняшний день запущен первый подобный публичный портал по бюджету города Москвы, где представлена детальная информация по всем запланированным программам города.
Открытость государства в России
В рамках данного доклада авторы используют наиболее универсальный подход, который трактует открытость государства как совокупность трёх основных направлений: открытость информации, открытые данные и открытый диалог. Предполагается, что доклад об открытости государства будет ежегодным, а его выводы и рекомендации будут востребованы и учтены для общего блага российского общества и государства.
В сфере открытости государства в России пройден большой путь, прежде всего в направлении создания необходимой нормативной базы. Однако практика правоприменения во многом носит формальный характер, а качество процессов обеспечения открытости остаётся низким. Развитие же такой области, как открытый диалог, в целом остаётся на неудовлетворительном уровне, несмотря на определённые успехи десятилетней давности. Во многом это связано с отсутствием чётко поставленных целей и качественного управления развитием открытости.
По мнению авторов доклада, для дальнейшего развития открытости государства в России необходимо создание единого органа, курирующего вопросы открытости и осуществляющего координацию по работам в этой области, включая взаимодействие с экспертным сообществом, формирование общих правил для системы государственного и муниципального управления и контроль за их исполнением. При этом необходимо учесть опыт «Открытого правительства», которое ввиду структурных проблем, слабой институционализации и отсутствия серьёзных полномочий не смогло достаточно эффективно выполнять роль такого органа.
Предложенный в докладе Рейтинг открытости является первой попыткой построения системного мониторинга ситуации по открытости государства в целом и по его составным аспектам. Авторы проанализировали работу 22 федеральных министерств и 50 федеральных служб. В рамках применённой методологии рейтингования наиболее высокие результаты министерства демонстрируют по направлениям открытости информации и открытости данных. По этим направлениям более половины по 13 министерств попали в высшую категорию A. По направлению открытости диалога половина министерств (54%) оказалась в категории B, в категорию A попало семь министерств (32 %), в категорию C три (14%).
Важным в проделанной работе является не столько сам процесс оценки министерств и служб от более открытых к менее открытым, сколько рекомендации отдельным ведомствам по улучшению ситуации с открытостью. В дальнейшем авторы доклада собираются сформировать не только общий рейтинг открытости органов государственной власти, но также и отраслевые, тематические рейтинги, которые позволяли бы оценивать открытость в отдельных сферах экономики и общественной жизни.
Открытое государство. История и новый смысл
Термины и определения
Великобритания 1993 год. Первый официальный документ
«Open Government» Presented to Parliament by the Chancellor of The Duchy of Lancaster By Command of Her Majesty July 1993
— четкая формулировка принципов, на которых информация может быть доступна ;
— четкая формулировка условий, на которых информация может быть оправданно сокрыта ;
— обособленный , авторитеный и независимый контроль».
В этом определении мы можем увидеть еще более точную формулировку, и она раскрывается через так называемые законы свободы доступа к информации FOI (Freedom of Information)
OECD Policy Brief (публикации ОЭСР) 2005 год
Принципы хорошего управления – прозрачность и подотчетность ; честность и равенство ; действенность и результативность ; уважение к закону и высокие стандарты этичного поведения – представляют основу того, на чем построено открытое государство .
Великобритания 2007 год. Информационный комиссар Ричард Томас
Европейское управление. Good Governance. 2001 год
Открытость. Институты должны работать в более открытой манере. Вместе со странами-участниками они должны активно взаимодействовать о том, что ЕС делает и какие решения принимает. Они должны использовать язык, который доступен и понятен широкой общественности. Это особенно значимо в целях улучшения доверия сложным институтам.
Участие. Качество, соответствие и эффективность стратегий ЕС зависят от того, насколько широко участие по всей цепочке принятия решений — от концепции до реализации. Улучшение в участии ведет к большему доверию к конечному результату и Институтам, проводящим политику. Участие зависит от центральных правительств, включающих подобный подход при разработке и реализации политик ЕС.
Подотчетность. Роли законодательного и исполнительного процесса требуют большей ясности. Каждый из Институтов ЕС должен разъяснить и взять ответственность за то, что они делают в Европе. Однако также требуется большая ясность и ответственность от входящих стран и всех, кто вовлечен в разработку и внедрение политик ЕС на любом уровне.
Эффективность. Политики должны быть эффективными и своевременными, представляя то, что необходимо, основываясь на ясных целях, оценке последующего эффекта и, где возможно, прошлом опыте. Эффективность также зависит от реализации политик ЕС в пропорциональной манере и принятии решений на наиболее подходящем уровне.
Слаженность. Политики и действия должны быть согласованными и легко понимаемыми. Необходимости согласованности в Союзе возрастает, число задач растет, увеличение влечет рост разнообразия таких показателей, как климатические и демографические изменения по границам и секторальные политики, на которых Союз основан; региональные и местные власти все более вовлекаются в политики ЕС. Согласованность требует политического лидерства и сильной ответственности в части Институтов для уверенности адекватного подхода к комплексным системам.
Мы признаем, что люди по всему миру требуют большей открытости от государства . Они призывают к большему участию граждан в публичных отношениях , ищут пути к тому чтобы сделать их государства более открытыми , ответственными , подотчетными и эффективными .
Мы осознаем, что страны находятся на разных стадиях в их усилиях по распространению открытости в государстве и каждый из нас выбирает подход соответствующий нашим национальным приоритетам и условиям и пожеланиям сограждан .
Мы принимаем ответственость в участии в усилении нашего вклада для распространения прозрачности, борьбы с коррупцией, вовлечении граждан и использовании мощи новых технологии для обеспечения государства более эффективным и подотчетным .
Мы поддерживаем ценности открытости в нашем взаимодействии с гражданами для улучшении услуг , управления общественными ресурсами , распространении инноваций и создания безопасных сообществ . Мы видим принципы прозрачности и открытости государства с целью достижения большего процветания , качества жизни и человеческого достоинства в наших собственных странах и все более объединенном мире .
У этого безусловно важного документа есть лишь один недостаток – многие определения открытости там установлены как данность, они не раскрыты и предполагается, что все мы под открытостью понимаем что-то одно и этот термин самозначен.
Так что же такое Открытое государство
Они подробно изложены в на специальной странице партнерства, и там же приводятся материалы, на основании которых рассчитывалась готовность / пригодность вступления стран в OGP.
Для каждого из критериев организаторы партнерства использовали данные международных рейтингов и исследований дабы понять, какие из стран подходят и какие нет.
Открытое государство – это государственная политика и никак не что-то иное.
Открытое государство без государства
Что будет в итоге
Открытое государство. Чем оно является и чем быть не может
Итак друзья, в последнее время много разговоров идёт про «Открытое правительство» и мы, учредители, Apps4Russia решили отразить своё видение того что не так с этим термином и что должно быть на самом деле.
Это авторский документ написанный 6-ю людьми, в котором мы постарались, с одной стороны, максимально подробно, а с другой кратко изложить наше мнение.
Конечно же, буду благодарен за всяческое его распространение, дабы люди наконец-то понимали что же такое «Открытое государство» _на самом деле_. Документ также доступен по вот этой ссылке http://www.apps4russia.ru/vision/
Открытое государство. Чем оно является и чем быть не может
О чем этот документ?
К 2012 году наше государство де-факто стало электронным государством. 99% документов готовится в электронном виде, за самыми неудобными и неэлектронными госуслугами стоят вполне электронные действия чиновников, взаимодействие граждан и власти тоже переходит в преимущественно электронную форму. Давайте вспомним самые яркие «электронные» события последних лет:
Введение
В последние годы во всех развитых странах мира всё чаще звучат голоса о необходимости большей подотчетности правительств и иных государственных органов гражданам, обеспечении открытости деятельности органов власти и использовании механизмов прямой демократии. Вопреки общественному и мировому мнению, в части прозрачности государства и создании механизмов коммуникации государство-гражданин Россия не только не отстаёт от развитых стран, но и лидирует, устанавливая собственные стандарты открытости и публичности. Однако текущий российский опыт отличается достойным качеством “тактических проектов” – сделанных в рамках иных, отличных от открытости, государственных инициатив и, одновременно, дефицитом стратегических инициатив в области прозрачности и подотчетности государства для граждан. Особо следует обратить внимание на терминологию. Утвердившийся во всем мире термин OpenGovernment дословно на русский язык переводится как «открытое правительство» – именно так, слово «правительство» с маленькой буквы, что имеет смысл не обозначения конкретного органа власти, как это стало восприниматься у нас (в особенности в последнее время), а всю систему государственного управления. Чтобы не развивать эту путаницу, мы будем в качестве русского перевода использовать термин «Открытое государство».
Что такое открытое государство?
Открытое государство (OpenGovernment) — это:
Чем открытое государство не является?
Открытое государство — это НЕ может быть:
Особенность России
Особенность российской ситуации в том, что на сегодняшний день отсутствует единая государственная политика в части открытости государства в целом и отдельных его институтов на всех уровней и ветвей власти. Законодательство об обеспечении доступа граждан к информации разбросано по множеству нормативных документов, регулирующих государственные вебсайты, госконтракты, информацию о вузах и многочисленных государственных реестрах. Одновременно с этим существует ряд инициатив внутри страны, нацеленных на обеспечение высокого уровня публичности и взаимодействия государства и граждан. Часть из этих инициатив поддерживается государством, часть является общественными инициативами, имеющими не меньшую пользу, чем государственные. Эти инициативы можно выделить как фундамент для построения открытого государства в Российской Федерации.
Направления и приоритеты
Мировая практика в области открытости государства является весьма широкой и включает множество тем и направлений, которые правительства стран выбирают как приоритетные. В то же время, ряд направлений присутствуют повсеместно и считаются неотъемлемыми для обеспечения публичности государства. К таким направлениям можно отнести:
Эти направления отчасти представлены и в России в виде несистематизированных государственных и общественных инициатив.
Открытые данные
Одной из существенных проблем общения представителей государства и граждан является проблема непонятности государственной информации для простых людей. Эта проблема широко распространена во всём мире, и во всех развитых странах она сейчас решается через подход, который называется “открытые данные”. Открытые данные – это специальный способ публикации информации в форматах, пригодных для последующей обработки и анализа. Такой подход позволяет широкое повторное использование публичных государственных баз данных бизнесом, СМИ и гражданским обществом. Примерами подобных данных в России можно привести машиночитаемое раскрытие информации о государственных закупках, справочники адресной информации КЛАДР, раскрытие бюджета города Москвы в форматах, пригодных для повторного использования. В России пока ещё нет портала открытых данных, аналогичного государственным порталам другим стран, однако инициативы по созданию порталов открытых данных звучат на уровне федеральных министров и представителей правительств субъектов федерации. На сегодняшний день государственная политика в области открытости данных в России отсутствует, а само это направление представлено такими общественными проектами, как OpenGovData.ru и GisLab.info
Народная экспертиза/ Открытые коммуникации
Среди множества примеров подобных проектов в России необходимо отметить проекты обсуждения законопроектов, такие как система обсуждений Правительства Российской Федерации (zakon-fom.ru), обсуждение законопроектов под эгидой Президента (zakonoproekt2011.ru), народное обсуждение законопроектов в Республике Башкирия, публичное онлайн обсуждение концепции здравоохранения и множество других. Можно говорить о том, что в России появилось множество проектов по организации так называемой «народной экспертизы». Эти проекты обеспечивают эффективный механизм коммуникации государства и граждан за счёт того, что публичное обсуждение позволяет избежать наиболее грубых ошибок при нормотворчестве. Также к этой категории проектов можно отнести проекты по сбору идей и жалоб граждан на дорожные проблемы, проблемы городской инфраструктуры, незарегистрированные свалки и тому подобные инициативы.
Открытость государственных расходов
В мире всё более набирает вес движение в сторону раскрытия органами власти информации о том, куда направляются государственные расходы. Существуют инициативы по мониторингу открытости и полноты публикации бюджетов в странах мира, и формируется рейтинг OpenBudgetIndex. Принятая 20 июля 2011 года концепция “Электронный бюджет” и запланированный к созданию портал этой системы позволят донести информацию о бюджетах страны, регионов и муниципалитетов до всех граждан. В России на сегодняшний день запущен первый подобный публичный портал по бюджету города Москвы, где представлена детальная информация по всем запланированным программам города.
Тематические инициативы
Каждое государственное ведомство, каждая государственная структура обладает собственными особенностями. Открытость каждой из структур требует своего подхода, однако, основанного на общих принципах – открытости информации, открытых данных и привлечении граждан для открытого диалога. Одним из ключевых направлений развития открытого государства является создание тематических открытых концепций и долгосрочных усилий по обеспечению прозрачности деятельности государства. Такими направлениями могут быть:
И многочисленные другие инициативы. Все они могут и должны быть основаны на их экспертной проработке и последующем публичным обсуждениии гражданами.
Роль федерального правительства
В России федеральное правительство является своего рода “законодателем мод”, большинство региональных властей и органов власти в муниципалитетах ориентируются на федеральные инициативы, концепции, направления развития государства в своей работе. Это можно было наблюдать и на широком распространении практики ведения блогов чиновниками после появления блога Президента, и на распространении практики народной экспертизы законопроектов после апробации онлайн обсуждений Правительством России, Администрацией Президента и рядом федеральных ведомств. Это видно по многим иным публичным государственным инициативам. Подобный пристальный взгляд региональных и местных властей накладывает определённую ответственность на федеральные власти в инициативе “Открытое государство”. По этой причине важно, чтобы эта инициатива не превратилась в краткосрочное политическое событие, а была представлена долгосрочным видением и обеспечила бы выбор и поддержку лучших региональных проектов и инициатив в области открытости и прозрачности. Федеральная власть может и должна не создавать единичные проекты по визуализации и краудсорсингу, но создавать экосистему, доступную среду, в которой такие проекты могли бы создаваться инициативными гражданами, некоммерческими и коммерческими организациями, региональными и муниципальными органами власти.
Роль регионов и муниципалитетов
Региональные и муниципальные власти отличаются от федеральной тем, что находятся в максимальной доступности для граждан и именно на них приходится основной поток жалоб и обращений, именно они отвечают за наиболее ключевые объекты инфраструктуры, от которых зависит комфорт каждого гражданина. Во многих из российских регионов сложилась практика создания общественно значимых проектов в области открытости государства и вовлечения их в диалог, в создание общественного блага. Эта практика раскрытия информации во многих регионах если не опережает федеральные инициативы, то идёт очень хорошими темпами и с сильными примерами. В качестве примера можно привести такие проекты, как Street Journal, пользующийся поддержкой властей Пермского края, проект Turchak.ru по сбору жалоб, обращений и идей от жителей Псковской области, многочисленные проекты мэрии г. Москвы по открытости бюджета (budget.mos.ru), работ по благоустройству дворовых территорий (gorod.mos.ru) и множество других. Пока эти проекты являются точечными и не поддержаны системными документами, концепциями, определяющими цели и развитие открытости государственных структур и взаимодействия государства и граждан. Роль регионов и муниципалитетов не только в создании и поддержки ключевых общественно значимых сервисов в области открытости, но и в обмене лучшими практиками, использовании общепринятых стандартов, создаваемых в России и в мире.
Необходимость единого подхода
Для того чтобы открытость государства, практика взаимодействия государства и граждан стали общепринятой нормой, необходима выработка единого подхода, который соответствовал бы масштабам государства, его федеральной структуре и охватывал бы все ветви органов государственной и муниципальной власти на всех уровнях. Это соответствует рамкам признанной в мире доктрины «Открытое государство». Подобная инициатива может включить и расширить существующие компоненты:
А также в инициативу могут войти пока ещё не поддерживаемые государством направления, такие как:
5 шагов к открытому государству
Авторы:
Что такое открытое государство
Что такое открытость? Что должно быть открытым? В чем разница между правительством и государством? И что же такое, наконец, Открытое государство и почему оно вообще нас всех должно волновать. Начну с того, что этот термин до сих пор не столь однозначен в мире и весьма неоднозначен в России. В изначальном своем звучании «Open Government» можно перевести как «Открытое государство», «Открытое правительство» или «Открытая власть». Каждый из терминов неточен по-своему.
Так, термин «Открытое правительство» отличается тем, что в России все рассматривают «Правительство» только с большой буквы, то есть как орган верховной исполнительной власти, а не как совокупность всех властных структур. В термине «Открытая власть» заведомо содержится разделение на «мы и они». Власть и все остальные. С той лишь разницей, что власть открытая. При всей его симптоматической точности, он не соответствует тому, что происходит в мире. Именно поэтому я лично использую термин «Открытое государство», который включает все органы государственного управления и все ветви власти, а также иные органы власти, упомянутые в основном законе. И, как вы знаете, в России сейчас членами правительства активно используется смешанная терминология. Кто-то говорит «Открытое правительство», кто-то — «Большое правительство», и реже, но тоже употребляют «Расширенное правительство». В лучшем случае, речь идет об открытости исполнительной власти, в худшем — о создании новой структуры экспертного типа при обычном Правительстве. Поскольку лично я всегда куда больше интересовался термином «открытые данные», о котором еще напишу подробнее, то всегда хотел хотя бы для себя понять, что такое открытое государство в международном понимании и что применимо к нему, а что нет. И для этого я собрал почти все известные определения, а далее приведу наиболее интересные из них.
Термины и определения
Великобритания 1993 год. Первый официальный документ
Одно из самых первых серьёзных и детально раскрытых определений Открытости государства содержится в документе 1993 года, в докладе герцога Ланкастера в главе 1 и пункте 1.1: «1.1 Открытое государство — это часть эффективной демократии. Граждане должны иметь адекватный доступ к информации и анализу, на основе которого государство работает. Министры и публичные служащие обязаны разъяснять их законы, решения и действия общественности. Государство, тем не менее, нуждается в том, чтобы хранить некоторые секреты и обязано защищать личную жизнь тех, кем оно управляет».
«Open Government» Presented to Parliament by the Chancellor of The Duchy of Lancaster By Command of Her Majesty July 1993
В том же документе это неоднократно раскрывается и я приведу еще несколько выдержек оттуда же, из главы 4, пункт 4.3: «4.3 Ключевыми условиями для того, чтобы положения данного документа были уставлены,являются:
— четкая формулировка принципов, на которых информация может быть доступна;
— четкая формулировкаусловий, на которых информация может быть оправданно сокрыта;
Две этих коротких выдержки вполне четко определяют, что такое открытое государство. Открытость – это, в первую очередь, доступ к информации, пусть и с некоторым оговорками, которые здесь упомянуты. Двинемся дальше.
Уэльс 2002 год. Министр открытого государства
Выступление министра открытого государства Уэльса Карвина Джонса. … Создание открытого государства – это большое испытание, но намерение в том, чтобы администрация достигла целей и превзошла требования Законодательство о свободе информации (Freedom of Information legislation). Наши цели амбициозны и испытывающе, но наш выбор искреннен…
В этом определении мы можем увидеть еще более точную формулировку, и она раскрывается через так называемые законы свободы доступа к информации FOI (Freedom of Information)
OECD Policy Brief (публикации ОЭСР) 2005 год
С точки зрения общественности, открытое государство — то, где бизнес, общественные организации и граждане могут:
Принципы хорошего управления – прозрачность и подотчетность; честность и равенство; действенность и результативность; уважение к закону ивысокие стандарты этичного поведения – представляют основу того, на чем построено открытое государство.
На сей раз определение становится шире и в нем можно увидеть как тех, на кого открытое государство ориентировано – бизнес, общественные организации и граждане; и то, что является его неотъемлимой частью – доступ к информации («знать»), эффективность («приобретать») и вовлечение («создавать»). Даже с оглядкой на то, что ОЭСР – это международная организация с акцентом на экономике, безусловно, это определение достаточно хорошо, чтобы его можно было бы использовать и сейчас.
Великобритания 2007 год. Информационный комиссар Ричард Томас
В одном из выступлений в 2007 году к теме открытости государства обратился информационный комиссар Великобритании Ричард Томас.
Если общество сейчас в большинстве видит пользу от большей открытости, позвольте мне обратится к отражению глубоких конституционных,законодательных, политических и административных размышлений, приводящих к тому, что открытое государство это, безусловно, хорошее государство. Возможно, есть презумпция раскрытия информации, но свобода информации, в значительной степени, — это возможность применения конкретных исключений и взвешивание конкурирующих общественных интересов. Это неизбежно, что линии границы все еще прочерчиваются.
Это то, что можно назвать наиболее осторожным определением. При том, что в Великобритании довольно давно считается, что свобода доступа к информации – это хорошо, однако всегда существуют оговорки по открытию той информации, что составляет государственную тайну. А также существуют ограничения на публикацию личной информации, то, что называют персональными данными. Соблюдение баланса интересов различных групп общества – это, пожалуй, один из наиболее важных аргументов в дискуссиях об открытости в зарубежных странах. И вот здесь я сделаю небольшое отступление и обращусь к другому термину, упомянутому в этом. Хорошее государство или Good Government можно раскрыть и как хорошее или надлежащее управление.
Европейское управление. Good Governance. 2001 год
Этот термин (Good Governance или, на русском языке, «Надлежащее управление») был упомянут и подробно раскрыт в официальном документе Европейского союза под названием «European Governance». Что это такое, раскрывается в следующих принципах:
Декларация партнерства открытых правительств. Наши дни.
Пройдя через все определения выше, мы наконец-то приходим к тому, что же происходит в мире сейчас. Все те принципы, что звучали ранее в разных формах и подробностях нашли свое отражение в документе партнерства открытых правительств (Open Government Partnership). Эта международная организация была создана в сентябре 2011 года как раз с целью развития открытости стран. Обратимся к ее декларации.
Мы признаем, что люди по всему миру требуют большей открытости от государства. Они призывают к большему участию граждан в публичных отношениях, ищут пути к тому чтобы сделать их государства более открытыми, ответственными, подотчетными и эффективными.
Мы осознаем, что страны находятся на разных стадиях в их усилиях по распространению открытости в государстве и каждый из нас выбирает подход соответствующий нашим национальным приоритетам и условиям и пожеланиям сограждан.
Мы принимаем ответственость в участии в усилении нашего вклада для распространения прозрачности, борьбы с коррупцией, вовлечении граждан и использовании мощи новых технологии для обеспечения государства более эффективным и подотчетным.
Мы поддерживаем ценности открытости в нашем взаимодействии с гражданами для улучшении услуг, управления общественными ресурсами,распространении инноваций и создания безопасных сообществ. Мы видим принципы прозрачности и открытости государства с целью достижения большего процветания, качества жизнии человеческого достоинства в наших собственных странах и все более объединенном мире.
У этого безусловно важного документа есть лишь один недостаток – многие определения открытости там установлены как данность, они не раскрыты и предполагается, что все мы под открытостью понимаем что-то одно и этот термин самозначен.
Так что же такое Открытое государство
Покончив с основными определениями можно переходить к сути. Основа определений в соответствии государства, государственной политики определенным принципам. Эти критерии очень четко сформулированы в перечне критериев по которым определяются страны пригодные для вступления в Open Government Partnership.
Они подробно изложены в на специальной странице партнерства, и там же приводятся материалы, на основании которых рассчитывалась готовность/пригодность вступления стран в OGP.
Я изложу их вкратце. Эти критерии:
Для каждого из критериев организаторы партнерства использовали данные международных рейтингов и исследований дабы понять, какие из стран подходят и какие нет.
Являются ли эти критерии водоразделом того, что такое открытое государство? Безусловно. По крайней мере, по критерию «Вовлечение граждан» мы можем увидеть четкую связь Open Government и того, что называют демократическими ценностями и гражданскими свободами, поскольку он определяется по уровню развития демократии в стране на основе рейтинга Democracy Index 2010 от Economist Business Unit.
Поэтому, что же такое Открытое государство. Это доктрина открытости органов власти, реализация которой обеспечивает свободу доступа информации для граждан, бизнеса и гражданского общества, высокий уровень прозрачности ключевых государственных инициатив, персон и процессов для широкой общественности и участие граждан в принятии ключевых государственных решений.
Открытое государство – это государственная политика и никак не что-то иное.
И вот здесь пора затронуть тему Большого правительства в России.
Россия. Наши дни. Большое Правительство
Во-первых, возникла терминологическая ловушка. Разные чиновники, стоящие за этой инициативой, называли его то Большим, то Расширенным, то Открытым, и каждый раз по-новому, а иногда поминая и все три термина за речь. Причем, если что такое «Открытое» более-менее понятно людям, знающим, что происходит в мире, то «Большое» и « Расширенное» – это какое-то внутрироссийское изобретение непонятного происхождения.
Во-вторых, с самого начала упоминалось Правительство с большой буквы — то есть конкретный государственный орган, а не совокупность всех верховных органов власти. Это как раз к вопросу о терминологической разнице в названиях. Сейчас получается что Открытым / Большим / Расширенным Правительством называют некую форму экспертного совета при российском правительстве, формируемую некой рабочей группой по его созданию. Но экспертные группы – это не группы правозащитников и не широкие публичные консультации. Это модель коммуникаций построенная, в лучшем случае, на цивилизованном лоббизме, в худшем — на узаконивании ранее принятых решений через экспертные советы. Сами по себе они, при этом, ничего не решают.
Мне довелось прочитать все публичные документы этой рабочей группы. И если сказать вкратце, то результат удручающий. Вместо четкого фокусирования на вопросах открытости, фактически, в материалах видно, что это попытки сформировать некую новую экономическую и социальную политику. Причем это видно даже из самого начального разделения группы на «подгруппы», каждая из которых не имела отношения к открытости как таковой. Необходима ли стране экономическая политика? Безусловно. Но опять же это не открытость. Отчасти на этом фоне радует, что Россия все таки оставила заявку на вступление в Open Government Partnership и выполнение международных обязательств перед партнерством даст большее понимание того, что правильно, а что нет, нашим чиновникам. И вот сейчас мы подошли к самому важному вопросу. А зачем же открытое государство вообще нужно. Каким образом возникла потребность в его появлении? И на этот вопрос также есть ответ.
Открытое государство без государства
До этого я писал о том, что же такое открытое государство и о проблемах понимания этого термина в России. А теперь обратимся к самым первоистокам. Откуда у чиновников вообще возникло стремление к формулированию данного термина и данной доктрины. В неком идеальном, если угодно, Платоновском обществе, мы можем представить, что множество людей выбирают наиболее честных и подходящих для того, чтобы те лучшим образом представляли их интересы и управляли тем, что находится в общем ведении. Образ этого общества так или иначе есть у каждого из нас, и мы четко ощущаем разницу в том, когда нами управляют те, кто может быть профессиональными и моральными авторитетами и те, кто готов использовать власть и инструменты манипуляции для достижения личных целей.
При этом, де факто, современное общество является информационным. Если ранее каналы коммуникации состояли из бумажных писем и телефонов, то сейчас интернет получил широчайшее распространение и коммуникации стали всеобъемлющими и чрезвычайно быстрыми. Мы вот прямо сейчас живем в информационном обществе, и современные технологии создают многочисленные возможности самостоятельно и быстро делать то, что ранее требовало работы больших коллективов за многие месяцы.
Механизмы краудсорсинга для решения проблем, такие, как волонерство при лесных пожарах, самоорганизация граждан для раздельного сбора мусора, посадки деревьев, обустройства окружающей среды – все это ни что иное, как самоорганизация граждан, которая становится все проще, быстрее, коммуникативнее и независимей от государства. Аналогичные примеры можно привести и в отношении государства и его открытости. В странах где общество уже успело оценить важность доступности государственной информации еще до инициатив открытости правительств, появлялось множество гражданских проектов, в которых имеющаяся государственная и общественная информация собиралась и представлялась удобным образом.
Так, государственные проекты по открытости бюджета США появились значительно позже общественного проекта Fedspending.org, созданного OMB Watch в октябре 2006 года. Проекты открытости государственных данных в Европе создавались Open Knowledge Foundation без участия государственных структур Евросоюза, проект Rewired State («переделанное государство») в котором программисты самостоятельно переделывают государственные сервисы и создают новые проекты на основе государственных данных, также существует независимо. Это многочисленные иные проекты открытости, в которых граждане по крупицам собирают государственную информацию, опубликованную в сканах, PDF-документах и т.п. и преобразуют ее в открытые базы данных, доступные для всех.
К примерам подобных проектов в России я могу привести созданные мной проекты OpenGovData.ru и конкурс для разработчиков Apps4Russia. Их смысл и их цели не в том, чтобы привлечь внимание государства к этой теме, а в том, чтобы обеспечивать открытость государства без его участия. Другими такими проектами являются ГисЛаб – проект/сообщество по геоданным, многочисленные гражданские Вики проекты и отдельные инициативы в виде мобильных приложений и сайтов гражданского контроля. И таких проектов очень много, и именно они и создаются среду, в которой может существовать Открытое государство. Эти проекты возможны благодаря другому явлению которое называется «Открытые данные» и смысл которого в том, что свобода доступа к информации может быть реализована по-разному и информация может иметь множество форм.
Так текст документа, начитанный на аудио, скан документа и тот же документ, как текст для копирования – это разные уровни его качества. Так же как и государственные базы данных, доступные только для просмотра – это неудобно для всех, кто понимает, что эти данные могут быть проанализированы иначе и сопоставлены. Для того, чтобы от этих баз была польза, чтобы их можно было использовать повторно, и поднимается вопрос об их раскрытии в форматах, пригодных для компьютерной обработки. Как минимум в файлах Excel, а как максимум — в специальных форматах. Однако об этом я напишу подробнее в следующий раз. Так в чем же смысл и перспективы официального Открытого/Большого Правительства и что же ждет нас в итоге?
Что будет в итоге
Во всем мире инициативы по Открытому государству нацелены на то, чтобы установить доверие между гражданами и управляющими ими элитами. Это реакция властей на общественный запрос и сильное давление со стороны гражданского общества. Реакция, вызванная не только тем, развиваются ли протестные настроения, но и тем, что протест звучит не в целях сменить одних лиц на других, а в том, чтобы изменить сами принципы общественного устройства. Возможно, Открытое государство – это именно та доктрина, что позволит пройти эту трансформацию к наибольшей общей пользе для всех.
В России на открытость есть огромный, хотя и пока еще не сформулированный общественный запрос на изменения. Становится все больше общественных инициатив и не упомянутых здесь, но безусловно важных региональных проектов. Для того, чтобы федеральной власти соответстовать этим вызовам, крайне важно понимание, что без системной работы, без ясного и четкого изложения принципов открытости, без соответствия международной практике и запросов общества невозможно сохранить и установить уровень доверия людей, который позволил бы пережить грядущие трансформации общества безболезненно. Но даже если это понимание к ним не придет, ничто не помешает нам строить Открытое государство без государства.