Что такое открытые и закрытые системы
Что такое открытые и закрытые системы
Дата публикации: 22.04.2015
Библиографическая ссылка:
Ашалян Г.А. Открытые и закрытые системы // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2015/04/2564 (дата обращения: 21.12.2021)
Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых частей, которые находятся в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Разделяют открытые и закрытые системы. Закрытая система-система, ограниченная от окружающего мира, взаимодействие протекает только между ее структурными компонентами, внутри самой системы. Открытая система противоположна закрытой, она функционирует благодаря взаимодействию с окружающей средой. При этом значение имеет динамичный обмен информацией и энергией с окружающей средой, представленной системами разного калибра.
В виде примера открытой системы может служить организация, которая получает сырье и трудовые ресурсы из внешней среды, которая зависит от внешних заказчиков и клиентов или банк, активным образом взаимодействующий с внешней средой (открытие депозитов, их обращение в кредиты и инвестиции, использование полученной прибыли для поддержания развития, выплаты дивидендов и уплаты налогов). Данное разделение систем на открытые и закрытые не является жестким, так как открытая система может стать закрытой и наоборот.
Рост открытой системы связан с повышением уровня специализации ее элементов и усложнением структуры, также нередким расширением границ системы или созданием новой сверх системы. К примеру, если происходит рост делового предприятия, то можно наблюдать значительную дифференциацию и усложнение его структуры. Так создаются новые специализированные отделы, приобретаются новые виды сырья и материалов, расширение ассортимента выпускаемой продукции, организация новых сбытовых контор. Абсолютно все системы имеют вход, трансформационный процесс, выход. Одни из систем получают энергию, сырье, информацию, иные ресурсы и преобразуют их в товары, услуги, прибыль или отходы, но открытые системы, при всем этом, имеют свои особенные черты.
Одна из таких черт-признание взаимозависимости между внешней средой и системой. Изменения, происходящие во внешней среде, могут сказаться на изменении одного или нескольких элементах системы, и наоборот, изменение в самой системе может повлиять на окружение. Для рассмотрения, возьмем организацию как систему. Она должна отражать состояние внешней среды, в ее основе лежат предпосылки экономического, политического, научно-технического, социального или этического характера. Должен обеспечиваться вклад каждого ее элемента в общую работу, а также должна происходить эффективная помощь ее членам в процессе достижения поставленных целей. В этом случаи действенная организация не может быть статичной.
Она должна оперативно отслеживать все изменения во внешней среде, оценивать их и выбрать наилучшую ответную реакцию, которая будет способствовать достижению ее целей. Также она должна активно реагировать на влияние внешней среды. Немаловажное значение для функционирования организации имеет обратная связь. Открытые системы постоянно получают информацию из вне, это помогает приспособиться и принять правильные корректировочные действия для исправления отклоняющихся параметров системы. Необходимо учитывать и то, что организации укомплектовываются людьми, при группировке видов деятельности и распределении обязанностей внутри организационной системы нужно ставить в учет особенности ее членов. Поведение ее элементов может рассматриваться как ее внутренняя среда, в организации постоянно возникают ситуации способные повлиять на изменение ее положения. Для того, чтобы все элементы организации действовали ритмично и были правильно скоординированы, необходимо постоянное поступление ресурсов из внешней среды. Происходит изнашивание производственного аппарата, технологии устаревают, необходимо пополнение материалов, работники увольняются.
Поэтому для обеспечения жизни организации, эти ресурсы необходимо восполнять, заменять элементами равной производительности, не прерывая при этом самого производственного процесса. Собственно, внутренние проблемы могут возникнуть и из-за недостаточного взаимодействия отдельных ее участков. Одной из причин того, что работники уходят, акционеры не желают делать вклады является неудовлетворенность этих сторон трудовыми условиями и вознаграждением за участие в организации. Это недовольство может приобрести широкий масштаб и послужить угрозой для дальнейшего функционирования организации. Для организации характерен циклический характер. Продукция на выходе обеспечивает средства для дальнейшего инвестирования, что позволяет повторять снова и снова производственный цикл.
Можно отметить, что организационные системы расположены к распаду на части. Поскольку закрытая система не получает ресурсы из внешней среды, она может со временем начать сокращаться. В отличие от нее, открытая система характеризуется негативной энтропией ( может реконструировать себя, поддерживать свою структуру, избежать уничтожения и даже вырасти, потому что приток ресурсов из вне повышает отток их из системы). Несмотря на то, что постоянно происходит приток новых ресурсов и их постоянный отток из системы, существует определенная стабильность и сбалансированность. Когда открытая система активным образом перерабатывает ресурсы в выходной продукт, она тем не менее остается способной поддерживать себя в течение какого-то времени.
Исследования показывают, что большие и сложные организационные системы имеют тенденцию к росту и расширению в дальнейшем. Они получают достаточный прочности, выходящий за пределы только выживания. Большое количество подсистем в границах системы имеют возможность получать больше ресурсов, чем требуется для производства. Открытые системы добиваются двух, зачастую конфликтных стратегий. Действия, направленные на поддержание баланса системы обеспечивают взаимодействие с внешней средой, что, в свою очередь, отгораживает систему от резких изменений в ней, которые могут выбить ее из баланса. И напротив, действия по приспособляемости системы к разновидным изменениям позволяют адаптироваться к динамике внешнего и внутреннего спроса.
Например, одна стратегия может быть ориентирована на сбалансированность системы посредствам покупки, ремонта оборудования, технического обслуживания, набора и обучения сотрудников. Другая же направленная на изменение системы путем планирования, развития производства новой продукции, изучения рынка и т.д. И то, и другое является необходимым для жизнедеятельности организации. Стабильные, не способные адаптироваться к изменению условий, организации не смогут долго существовать. То же самое можно сказать об организациях, приспособляемых к изменениям, но не стабильных.
Открытые и закрытые системы. Место и роль обратной связи в открытых системах
В противоположность закрытой системе, открытая система функционирует благодаря взаимодействию с окружающим миром. Первостепенное значение при этом имеет обмен энергией и информацией с окружающей средой, представленной системами разного калибра. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Руководители, в основном, занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.
Основная черта действующих систем в том, что происходит изменение. Как внутри системы, так и между системами происходит перераспределение энергии, информации и ресурсов. Данные операции обмена в теории систем называются Флуктуации (колебания). Как вода течет туда, где ниже, так и все обмены происходят на основе трех принципов.
1. При обыкновенных условиях перераспределение ресурсов происходит из мест с большей плотностью в места с меньшей плотностью.
2. Производимые изменения зависят не только от количества перемешенных ресурсов, но и от разности градиентов между местами откуда и куда перемещают, и от скорости перемещения.
3. Движение в обратном направлении определенного ресурса (оттуда, где меньше, туда, где больше) возможно, если в более глобальном масштабе происходит выравнивание градиентов.
Фактически, зная три этих момента, можно описать все возможные изменения систем.
Закрытая система более стабильна, так как не подвержена изменениям при взаимодействии с окружением.
Результатом всех перераспределений между элементами закрытой системы через определенный промежуток времени будет равномерное и однородное состояние. Наступает гибель системы.
Открытая система существует не за счет стабилизации процессов, а за счет постоянного обмена со своим окружением. Особенно за счет обмена энергией и информацией. Гибкое равновесие.
При формировании системы также формируются механизмы саморегуляции, несущие в основе петли обратной связи.
При получении системой излишнего количества информации и/или энергии возможен переход на более высокий уровень организации за счет перетряхивания системы и подключения механизмов саморегуляции и стабилизации.
Открытые и закрытые системы
Всесторонний анализ внутреннего строения организации обеспечивается с помощью системного подхода. Система— это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке который позволяет воспроизвести целое. Уникальной характеристикой при рассмотрении систем являются внутренние отношения частей. Каждая система характеризуется как дифференциацией, так и Интеграцией. В системе используются разнообразные специализированные функции. Каждая часть организации выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организме и формировать завершенное целое, в каждой системе осуществляется интеграция. Для этого используются такие средства, как координация уровней иерархии управления, прямое наблюдение, правила, процедуры, курс действий.
Хотя организации распадаются на отдельные части или составные элементы, они сами являются подсистемами в рамках более крупной системы. Существуют не только системы и подсистемы, но и сверхсистемы. Классификация этих понятий зависит от особенностей предмета анализа. При этом целое не является простои суммой частей, поскольку систему следует рассматривать как их единство.
Различают системы открытые и закрытые. Понятие закрытой системы возникло в физике. Это система, являющаяся самосдерживаемой. Ее главная характеристика заключается в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию внешней среде. Закрытая организационная система имеет малую применяемость.
Разграничение систем на открытые или закрытые не является жестким раз навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. У принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации. Иными словами, рост открытой системы сопровождается повышением уровня специализации ее элементов и усложнением структуры, нередким расширением границ системы или созданием новой сверхсистемы. Если деловое предприятие растет, то наблюдается значительная его дифференциация и усложнение его структуры. Создаются новые специализированные отделы, приобретаются новые виды сырья и материалов, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуютсяновые сбытовые конторы.
Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Они получают сырье, энергию, информацию, другие ресурсы и превращают их в товары и услуги, прибыль, отходы и т. п. Открытые системы имеют однако, некоторые специфические черты. Одна из таких черт-это признание взаимозависимости между системой и внешней средой. Существует граница, которая отделяет систему от ее окружения. Изменения во внешней среде влияют на один или несколько атрибутов системы, и наоборот, изменения в системе воздействуют на окружение. Внешняя среда организации схематично представлена на рис. 1.14. Организация должна отражать состояние внешней среды. В основе ее построения лежат предпосылки экономического, научно-технического, политического, социального или этического характера. Организация должна создаваться так, чтобы она нормально функционировала. Должен обеспечиваться вклад каждого ее члена в общую работу и эффективная помощь работникам в достижении поставленных целей. В этом смысле действенная организация не может быть статичной. Она должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Она должна эффективно реагировать на воздействия внешней среды.
Принципиальное значение для функционирования организаций Имеет обратная связь. Открытые системы постоянно получают информацию из внешней среды. Это помогает приспособиться и позволяет Предпринимать корректировочные действия по исправлению нежелательных отклонений параметров системы. Здесь под обратной связью понимается процесс, позволяющий получать приток в систему информации или денег для модифицирования производства выпускаемой продукции или налаживания выпуска новой продукции.
|
Нужно учитывать и то, что организации укомплектовываются людьми. Очевидно, что при группировке видов деятельности и распределении полномочий внутри любой организационной системы необходимо учитывать недостатки и привычки людей. Это не означает, что организация должна создаваться применительно к людям, а не На основе целей и сопутствующих их достижению видов деятельности. Однако весьма важным для руководителя, зачастую сдерживающим, фактором является то, какие лица будут работать в организации, какие роли они будут выполнять (табл. 1.5).
Роли в организации
Понятие ролей | Группировка ролей |
Определение основных обязанностей или областей деятельности Определение свободы действий или полномочий Обеспечение информацией и другим инструментарием | Межличностные роли (гласный руководитель, лидер, связующее звено) Информационные роли (приемник информации, распространитель информации, представитель) Роли, связанные с принятием решений (предприниматель, устраняющий нарушения; распределитель ресурсов, ведущий переговоры) |
Поведение членов организации может рассматриваться как ее внутренняя среда. В организации постоянно возникают проблемы могущие изменить ее положение. Чтобы все элементы организации действовали и были разумно скоординированы, необходимо непрерывное поступление ресурсов. Производственный аппарат изнашивается технология устаревает, материалы нужно пополнять, работники увольняются. Чтобы обеспечить жизнеспособность организации, эти ресурсы необходимо, не прерывая производственного процесса, заменять элементами равной производительности.
Другие внутренние проблемы возникают из-за недостатков взаимодействия и скоординированности разных участков организации Одной из причин того, что работники уходят, а акционеры не желают вкладывать свои сбережения, является неудовлетворенность этих групп условиями труда и вознаграждением за участие в организации и это недовольство может стать таким сильным, что возникнет угроза самому существованию организации. Внутренняя среда организации схематически показана на рис. 3.15.
Рис. 1.15. Внутренняя среда организации
Для организации характерен циклический характер функционирования. Выходная продукция системы обеспечивает средства для нового инвестирования, что позволяет повторять производственный цикл. Доходы, полученные промышленными организациями, должны быть достаточно адекватными для оплаты кредитов, труда рабочих и погашения займов, если цикличность деятельности устойчива и обеспечивает жизнеспособность организации.
Отметим, что организационные системы предрасположены к сокращению или распадению на части. Поскольку закрытая система не получает ресурсы из внешней среды, она может со временем сокращаться. В отличие от нее открытая система характеризуется негативной энтропией, т. е. она может реконструировать себя, поддерживать свою структуру, избежать ликвидации и даже вырасти, потому что приток ресурсов извне превышает их отток из системы. Приток ресурсов для предотвращения энтропии поддерживает некоторое постоянство Обмена ресурсами, в результате чего достигается относительно стабильное положение. Даже несмотря на то, что существует постоянный приток новых ресурсов в систему и их постоянный отток, обеспечивается определенная сбалансированность системы. Когда открытая система активно перерабатывает ресурсы в выходную продукцию, она оказывается тем не менее способной поддерживать себя в течение определенного времени. Исследования показывают, что большие и сложные организационные системы имеют тенденцию к дальнейшему росту и расширению. Они получают определенный запас прочности, выходящий за пределы обеспечения только выживаемости. Многие подсистемы в рамках системы имеют возможность получать ресурсов больше, чем требуется для производства продукции.
С ростом организации ее высшие руководители вынуждены все в большей мере передавать полномочия по выработке решений нижестоящим звеньям. Однако поскольку руководители высшего уровня Отвечают за все решения, их роль в организации изменяется: от выработки решений руководители высшего уровня переходят к управлению процессами выработки решения. В результате увеличение размеров организаций приводит к необходимости разделения труда в сфере управления. Одна группа — руководители высшего уровня — обладает первичными полномочиями и несет ответственность за определение характера системы управления организацией, т. е. процесса, с помощью которого должны разрешаться проблемы организации. Другая группа руководителей подчиняется руководству высшего уровня, ее основная обязанность состоит в выработке решений.
Открытые системы добиваются согласования двух, часто конфликтных стратегий. Действия по поддержанию сбалансированности системы обеспечивают взаимодействие с внешней средой, что, в свою очередь, предотвращает резкие изменения, которые могут разбалансировать систему. Напротив, действия по приспособляемости системы к различным изменениям позволяют адаптироваться к динамике внутреннего и внешнего спроса. Одна стратегия, например, ориентирована на обеспечение стабильности системы путем покупки, технического обслуживания и ремонта оборудования, набора и обучения работников, использования правил и процедур. Другая стратегия сосредоточивается на изменении системы посредством планирования, изучения рынка, развития производства новой продукции и т. п. И то, и другое необходимо в интересах выживания организации. Стабильные организации, которые не способны адаптироваться к изменению условий, долго просуществовать не смогут. Тоже самое можно сказать о приспособляемых к изменениям, но нестабильных, т. е. неэффективных, организациях.
Организационная система может достичь своих целей, используя различные комбинации ресурсов и стратегий. Вот почему необходимо рассматривать разнообразные формы и способы решения возникающих проблем, а не искать какой-либо один «оптимальный» выход, приводящий к быстрым результатам.
Виды систем. Открытые и закрытые системы
1. Разновидности неживых систем:
а) системы с периодически изменяющейся структурой во времени и имеющие несколько функций;
б) системы со стабильной структурой, не подверженные функциональным воздействиям в течение длительного периода времени.
2. Разновидности живых систем:
а) системы с относительно развитой способностью воспринимать информацию, но не обладающие самосознанием;
б) системы с самосохраняемой структурой и низким уровнем переработки информации;
в) системы с развитым самосознанием, мышлением, нетривиальным поведением;
г) социальные системы и социальные организации.
3. Разновидности социальных систем:
а) системы самоуправления. При помощи этих систем местным самоуправлением организуются социально-экономические и культурные процессы на определенной территории;
б) системы управления бизнес-организациями, т. е. хозяйствующими субъектами, осуществляющими свои интересы путем производства и реализации товаров (услуг);
в) системы государственного управления; такие системы определяют качественное состояние общества, его развития, формируемые им возможности для населения страны;
г) системы управления институтами, группами, организациями, ассоциациями.
По степени связи с внешней средой системы подразделяются на открытые и закрытые системы.
Открытые системы интенсивно обмениваются энергией, веществом или информацией с окружающей средой. К открытым системам относятся экономика страны в целом, отрасли экономики, предприятия, организации и т. п. Управляя открытой системой необходимо анализировать взаимосвязь системы с внутренней и внешней средой, учитывать факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие.
Закрытые, изолированные системы функционируют при относительно небольшом обмене (замкнутый цикл переработки информации или замкнутый технологический цикл). При управлении закрытой системой следует тщательно анализировать состав входящих в нее компонентов и процессы, происходящие с ними.
Особенность: система может быть открытой или закрытой для вещества, энергии или информации в отдельности.
Один объект может содержать множество разных систем.
Предприятие как технологическая система – это производственное предприятие, рассматриваемое как совокупность оборудования, технологических процессов, материалов и изделий, изготавливаемых с помощью оборудования.
Предприятие как хозяйственная система – выявление места рассматриваемого предприятия в системе отрасли, региона, экономики страны, мирового хозяйства, определение отношения работников предприятия к средствам производства, их участие в процессе труда и распределение результатов.
Особенность: выделенные таким образом хозяйственные системы являются в то же время подсистемами более общих, содержащих их систем. Часть системы, не входящая в данную подсистему, рассматривается по отношению к ней как окружающая подсистему внешняя среда.
Открытые и закрытые системы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, реферат
Краткое описание
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.
Содержание работы
Свойства открытых систем
Свойства закрытых систем
Сущность закрытой системы организации
Сравнение закрытых и открытых систем организации
Литература
открытые и закрытые системы 2.doc
Открытые и закрытые системы.
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.
Закрытые системы в чистом виде игнорируют любые внешние эффекты и в идеале не должны ничего получать и ничего отдавать. Для большинства организаций такое существование невозможно. Открытая система зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды.
Основная черта действующих систем в том, что происходит изменение. Как внутри системы, так и между системами происходит перераспределение энергии, информации и ресурсов. Данные операции обмена в теории систем называются Флуктуации (колебания). Как вода течет туда, где ниже, так и все обмены происходят на основе трех принципов:
· При обыкновенных условиях перераспределение ресурсов происходит из мест с большей плотностью в места с меньшей плотностью.
· Производимые изменения зависят не только от количества перемешенных ресурсов, но и от разности градиентов между местами откуда и куда перемещают, и от скорости перемещения.
· Движение в обратном направлении определенного ресурса (оттуда, где меньше, туда, где больше) возможно, если в более глобальном масштабе происходит выравнивание градиентов.
Результатом всех перераспределений между элементами закрытой системы через определенный промежуток времени будет равномерное и однородное состояние. Наступает гибель системы.
Закрытая система более стабильна, так как не подвержена изменениям при взаимодействии с окружением.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Для закрытых характерна детерминированность и линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позицию. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества вариантов принятия управленческих решений.
Свойства открытых систем
Наличие цикла событий.
Обратная связь. Под обратной связью понимается информация, которая генерируется, собирается, используется открытой системой для мониторинга, оценки, контроля и коррекции собственной деятельности. Обратная связь позволяет организации получать информацию о возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вовремя вносить изменения в процесс её развития. Отсутствие обратной связи ведёт к патологии, кризису и краху организации. Люди в организации, занимающиеся сбором и анализом информации, интерпретирующие её, систематизирующие потоки информации, обладают колоссальной властью.
Открытым организационным системам присущ динамический гомеостаз. Все живые организмы проявляют тенденцию к внутреннему равновесию и балансу. Процесс поддержания самой организацией сбалансированного состояния и называется динамическим гомеостазом.
Эквифинальность. Открытые организационные системы способны, в отличие от закрытых систем, достигать поставленных целей различными путями, двигаясь к этим целям с различных стартовых условий. Нет и быть не может единого и наилучшего метода достижения цели. Цель всегда может быть достигнута разными способами, и двигаться к ней можно с разными скоростями.
Свойства закрытых систем
· Устойчивость. Устойчивость работы системы может быть нарушена при необоснованном усложнении или упрощении организационной структуры. Опыт управления показывает, что для повышения устойчивости работы, как правило, приходится устранять излишние звенья или подсистемы управления и значительно реже — добавлять новые. На устойчивость работы организации влияют внешние факторы (например, инфляция, спрос, взаимоотношения с партнерами и государством). Для повышения устойчивости работы необходимо быстро перестраивать коммуникации организации в соответствии с новыми целями и задачами.
· Адаптивность. Под адаптивностью понимается способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.
· Централизованность. Речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами. Живые организмы, например, функционируют под руководством центральной нервной системы. В коллективе централизованность осуществляет руководитель, лидер, менеджер; на предприятиях — администрация, аппарат управления; в стране — государственный аппарат. При высокой сложности системы или невозможности единого руководства из центра последний передает часть властных полномочий автономиям, происходит децентрализация управления.
· Обособленность. Обособленность означает стремление системы к автономности, изолированности и проявляется при решении вопросов распределения ресурсов и властных полномочий частей большой организации, конгломератных объединений, централизации и децентрализации управления. Способствуют обособлению и противоречия целей и интересов, процесс распределения прибылей между частями целого. Часто наблюдаются процессы обособления персонала в неформальные группы на основе личных связей, симпатий, общих взглядов и черт характера, близкого уровня образования, этнической принадлежности, возраста, должностного положения и т.д. Процессы обособления частей системы являются малоизученными и представляют интерес для исследователей.
· Совместимость. Под совместимостью понимается взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы. На уровне государства как крупной системы возникают проблемы совместимости национальной экономики с экономиками регионов, отраслей. В России, например регионы-доноры, имеющие в своем распоряжении больший объем природных ресурсов или высокоэффективные производства, вынуждены отдавать в центр большую часть прибылей (в форме налоговых отчислений), которые впоследствии направляются на нужды дотационных регионов Севера, Сибири, Дальнего Востока, что приводит к возникновению центробежных тенденций, дезинтеграции, различным противоречиям и конфликтам. На уровне предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее подразделений. К примеру, руководство компании может принять решение о направлении большей части прибыли, зарабатываемой одним подразделением, на развитие другого, в данный момент убыточного.
· Свойство «обратных связей». Фундаментальное свойство больших систем — установление обратных связей, сущность которых заключается в том, что информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих). Для производственной системы принцип обратных связей работает следующим образом. Выходная информация, например показатели хозяйственной деятельности, под действием различных обстоятельств постоянно варьируются во времени, менеджмент постоянно проводит их анализ и сравнение с поставленными целями (вход системы). По результатам сравнения принимаются управленческие решения, корректирующие работу системы (в случае необходимости), что обеспечивает адаптивность системы (приспособление ее к новым условиям работы) и оперативность (гибкость) ее управления. Обратные связи нередко играют и негативные системные роли. Например, в подсистеме «персонал» размер вознаграждения влияет на трудовые усилия и полученные работниками результаты. Если вознаграждение за труд несоизмеримо с усилиями, система начинает саморазрушаться, снижаются стимулы к выполнению рабочих заданий и результаты труда (объем продукции, ее качество) также снижаются.
· Синергичность — однонаправленность (или целенаправленность) действий компонентов усиливает эффективность функционирования системы. Приоритет интересов системы более широкого (глобального) уровня перед интересами её компонентов.
· Целостность — первичность целого по отношению к частям; появление у системы новой функции, нового качества, органично вытекающих из составляющих ее элементов, но не присущих ни одному из них, взятому изолированно.
· Структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними.
· Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы.
Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.
Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозазисимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.
Сущность закрытой системы организации
Для организации свойственен циклический характер функционирования. Выходная продукция системы обеспечивает средства для нового инвестирования, что позволяет повторять цикл. Доходы, полученные заказчиками промышленных организаций, должны быть достаточно адекватными для оплаты кредитов, труда рабочих и погашения займов, если цикличность устойчива и обеспечивает жизнеспособность организации.
Следует подчеркнуть и то, что организационные системы предрасположены к сокращению или распадению на части. Поскольку закрытая система не получает энергию и новые вложения из своего внешнего окружения, она может со временем сокращаться. В отличие от нее открытая система характеризуется негативной энтропией, т.е. она может реконструировать саму себя, поддержать свою структуру, избежать ликвидации и даже вырасти, потому что имеет возможность получать энергию извне в большей мере, чем отдает наружу.
Закрытыми системами организации традиционно являются решения отдельных производителей. Такие решения фокусируются на продукции одного конкретного производителя и часто приводят к дорогостоящему техническому обслуживанию и сервисным услугам, а также к ограниченным возможностям при расширении системы. При использовании закрытых систем ограничена совместимость с системами и устройствами других производителей. Всё это приводит к возникновению, так сказать, «островов автоматизации». Зачастую такие системы имеют встроенные шлюзы фирмы-производителя, которые переводят информацию или фильтруют её и, таким образом, поддерживают решения, реализуемые с устройствами данной фирмы. Клиент оказывается связанным с оборудованием и продуктами одной конкретной фирмы на весь срок службы системы.
Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компании или учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, масонские общества.
Сравнение закрытых и открытых систем организации
Открытые системы организации имеют опубликованный промышленный стандарт и этот стандарт принят ведущими производителями. В закрытой системе организации стандарт продвигается одной определённой фирмой и принят лишь ограниченным количеством производителей.
В открытых системах организации работают устройства различных производителей, а в закрытых системах могут быть объединены продукты лишь одного производителя или ограниченного числа производителей.
В открытых системах организации нет необходимости в услугах инженера для обеспечения коммуникации. Обычно применяется технология маршрутизации. В закрытых системах необходимы комплексные инженерные работы для обеспечения коммуникации. Обычно используются проприетарные шлюзы.
В открытых системах организации над одним проектам работают несколько интеграторов и используют несколько типов графических пользовательских интерфейсов на одну систему. В закрытых системах над проектом работает только один интегратор и используется один единственный графический пользовательский интерфейс на одну систему.
В открытых системах организации различные источники для конкурирующих совместимых продуктов. В закрытых системах один единственный источник или ограниченное количество источников продуктов.
Техобслуживание системы в закрытых системах организации проводится только одной определённой сервисной службой, а в открытых различными сервисными службами.
У закрытых систем организации в распоряжении лишь один инструмент или ограниченное количество инструментов, которые предназначены для устройств только одного производителя, у открытых система сетевого менеджмента для электроинсталляций различных производителей.
Архитектура сети у закрытых систем организации логическая многоярусная, у открытых- логическая плоская.
В открытых системах организации возможность расширения с помощью «прозрачных» маршрутизаторов. ограниченные возможности расширения, отсутствует маршрутизация.
В закрытых системах организации объёмное использование шлюзов как к установленным ранее, так и к новым системам. В открытых системах нет необходимости в шлюзах за исключением шлюзов к ранее установленным системам.
В закрытых системах организации допускаются решения только одного единственного производителя, а открытых системах допускаются решения независимых системных интеграторов.
1. Б.З. Мильнер «Теория организации»
2. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента»