Что такое открытый аукцион
Открытый аукцион
Открытый аукцион – это процедура закупки в виде торгов, которые проводятся на федеральных и коммерческих ЭТП, победителем которой становится Участник, который предложит наиболее низкую цену договора закупки. Размещение госзаказа через проведение открытого электронного аукциона является наиболее распространённым и часто встречающимся методом торгов.
Особенности открытого аукциона
1) Участие в аукционе является бесплатным (необходимо лишь обеспечение заявки на участие в аукционе, которое будет возвращено), за исключением, если положением о закупках предусмотрена плата за предоставление документации об аукционе.
2) Во время проведения открытого аукциона, переговоры Заказчика или комиссии с Участником закупки не допускаются.
3) Информация о проведении аукциона размещается на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru.
Достоинства открытых аукционов
Открытый аукцион в электронной форме обладает рядом преимуществ, по сравнению с простым тендером. Основными плюсами являются:
1) Возможность участия в аукционе из любой точки мира, где есть Интернет;
2) Короткий период проведения аукциона, который не затягивается на недели или месяцы;
3) Экономия финансов, которые выделяются из бюджета на организацию торгов;
4) Открытые правила, утвержденные для закупок;
5) Справедливая конкуренция;
6) Равные права для всех Участников;
7) Возможность участия малых предприятий.
Как принять участие в открытом аукционе
Чтобы принять участие в открытом аукционе необходимо пройти аккредитацию на электронной площадке, где осуществляется проведение аукциона и получить доступ к участию в торгах. Список электронных площадок по 44 ФЗ:
Оператор интернет площадки обязан гарантировать Вам, что во время проведения аукциона онлайн, сохраняется Ваша конфиденциальность. Во время проведения аукциона, участвующие лица обладают информацией о количестве Участников, но не о том, кем они являются.
Определение победителя открытого аукциона
Открытый аукцион проводится в несколько стадий, с установленными сроками. Сначала подаются заявки на участие в торгах, которые состоят из двух частей. Далее рассматриваются первые части заявок. В документах содержатся технические параметры продукции для поставки. При неправильном заполнении аукционной документации, Участники отклоняются от торгов. Затем рассматриваются вторые части заявок. На следующий день, после открытого аукциона, Заказчик публикует протокол подведения итогов аукциона. После этого, в течение 5 суток со дня размещения протокола, Заказчик посылает победившему Участнику стандартную форму госконтракта, который может быть подписан не ранее 10 дней с момента рассмотрения вторых частей заявок.
Помощь компетентных специалистов в участии в открытом аукционе.
Участие в торгах является не простым делом, включающим в себя множество загвоздок и трудностей. Если Вы не уверены в том, что сможете пройти все этапы открытого электронного аукциона, наши опытные и компетентные специалисты ГК «Тендерные решения» помогут Вам.
По наиболее интересующим вас вопросам обращайтесь по телефону +7 (495) 502-38-40.
Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ)
Здравствуйте, дорогие коллеги! Как Вы уже знаете, аукционы могут быть 3-х видов: открытые, закрытые и открытые аукционы в электронной форме.
На самом деле разновидностей аукционов гораздо больше. Это прямой (английский) аукцион, аукцион первой цены, аукцион второй цены, обратный оптовый (голландский) аукцион, редукцион (обратный аукцион), аукцион «в котором платят все» и т.д., но к 94-ФЗ они не относятся, а, следовательно, останавливаться на их рассмотрении мы не будем. 🙂
Может позже, я напишу небольшую обзорную статью об этих аукционах для общего сведения, а сегодня я хочу поговорить с Вами непосредственно об открытом аукционе в электронной форме (ОАЭФ).
Давайте рассмотрим, что же такое электронный аукцион?
Электронный аукцион — торги, проводимые в электронном виде на специализированных электронных площадках, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.
Выделяют два типа электронных аукционов:
Аукцион на повышение — победителем признается участник, предложивший наивысшую цену (это основная форма проведения электронных аукционов на частных сайтах);
Аукцион на понижение — победителем признается участник, с меньшим ценовым предложением (это основная, разрешенная форма проведения электронных аукционов на сайтах по государственным заказам).
Цель применения электронных аукционов?
Повышение эффективности размещения государственного заказа, а также противодействие коррупции в сфере государственного финансирования Правительством Российской Федерации.
Чем регламентируется?
Перечень товаров, услуг и работ?
Где проводятся?
Согласно приказа Минэкономразвития России от 26 октября 2009 г. № 428 «Об утверждении Порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» и приказа Минэкономразвития России и ФАС России от 14 ноября 2009 г. № 466/763 «О проведении отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» к 1 января 2010 года был осуществлен отбор 5-и электронных торговых площадок. Окончательный список электронных площадок на основании протокола о результатах отбора, проводимого в соответствии с Техническим заданием на функционирование электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме от 20 ноября 2009 г., имеет следующий вид:
1. ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» — www.sberbank-ast.ru
2. ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Москва) – www.roseltorg.ru
3. ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» — www.zakazrf.ru
4. ООО «Индексное агентство РТС» — www.rts-tender.ru
5. ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» — www.etp-micex.ru
Для Вашего удобства ссылки на данные электронные площадки имеются в правой колонке сайта в разделе «ЭТП» по ним Вы всегда можете перейти с моего сайта на любую интересующую площадку.
Помимо 5-и площадок для осуществления закупок для государственных нужд, существует ещё масса коммерческих торговых площадок. Более подробно о них я расскажу в следующей своей статье.
Давайте рассмотрим, что такое электронная площадка.
Электронная площадка — это сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», документы, размещаемые на электронных торговых площадках (ЭТП), должны быть подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП).
Важное примечание. Федеральный закон №1-ФЗ утратил силу с 01.07.2013 в связи с принятием Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи».
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Электронный документ — документ, информация в котором предоставлена в электронно-цифровой форме, созданный и оформленный в порядке, предусмотренном Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Преимущества для участников аукциона?
Преимущества для организатора аукциона:
— Экономия сил и времени на подготовку необходимой документации, проведения торгов и т.д. – можно объявить аукцион и до момента окончания торгов вообще не вспоминать о нем;
— Экономия денежных средств – не надо тратить деньги на организацию торгов, тиражирование документации, привлечение специализированной организации и т.д.;
— Честная конкуренция среди участников аукциона;
— Участие в торгах возможно из любой точки мира, имея лишь компьютер и доступ в интернет, не выходя из своего офиса.
Преимущества для участника аукциона:
— Быстрый поиск информации по интересующим торгам;
— Прозрачность и открытость процесса торгов;
— Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
— Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
— Участие в торгах возможно из любой точки мира, имея лишь компьютер и доступ в интернет, не выходя из своего офиса.
Какие документы необходимы для регистрации на ЭТП?
Для регистрации на электронных торговых площадках (ЭТП) Вам потребуются следующие документы:
1. Копия выписки из ЕГРЮЛ (для индивидуальных предпринимателей — ЕГРИП), полученной не ранее чем за шесть месяцев до текущего момента, или копии документов, удостоверяющих личность — паспорт (для физических лиц). Оригинал выписки должен быть с печатью налоговой инспекции, а копия выписки должна быть заверена нотариально.
2. Копия учредительных документов (для юридических лиц), копии документов, удостоверяющих личность — паспорт (для физических лиц).
Необходимо предоставить Устав/Учредительный договор организации (для юридических лиц). Устав/Учредительный договор должен быть заверен печатью организации, содержать все страницы и быть пронумерован.
3. Копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени участника размещения заказа — юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа — юридического лица без доверенности для получения аккредитации (далее руководитель).
В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, также должна представляться доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенная печатью такого участника размещения заказа и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом.
В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, должна представляться копия документа, подтверждающая полномочия этого лица.
В данном разделе требуется документ, подтверждающий право лица на аккредитацию на площадке.
Если аккредитацию на площадке проходит руководитель участника размещения заказа (владелец ЭЦП), то в данном разделе необходимо приложить решение о назначении или об избрании руководителя на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (приказ, решение).
В случае, если от имени участника размещения заказа аккредитацию на площадке проходит иное лицо (исполнитель — владелец ЭЦП), то также к документу о назначении руководителя должна предоставляться доверенность на исполнителя, с указанием его права проходить аккредитацию на электронной площадке, заверенная печатью организации и подписанная руководителем или уполномоченным лицом на исполнителя.
Если доверенность на исполнителя выдана не руководителем, а уполномоченным лицом, то к двум вышеуказанным документам пункта также должна предоставляться копия документа, подтверждающего полномочия этого уполномоченного лица, выдавшего доверенность (приказ, решение о назначении на должность).
4. Копия доверенности на осуществление действий (если ЭЦП подготовлена на директора, доверенность на директора).
5. Копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо (не руководитель), также представляются доверенности, выданные физическому лицу (лицам) на осуществление действий от имени участника размещения заказа по участию в открытых аукционах в электронной форме, (в том числе на регистрацию на открытых аукционах), заверенные печатью участника размещения заказа и подписанные руководителем или уполномоченным им лицом.
В данном разделе требуется документ, подтверждающий право лица на осуществление действий по участию в открытых аукционах (в том числе на регистрацию на открытых аукционах).
Если владельцем ЭЦП является руководитель участника размещения заказа и подавать заявки на регистрацию в аукционах и принимать участие в аукционах будет руководитель участника размещения заказа, то в данном разделе необходимо предоставить решение о назначении или об избрании руководителя на должность (необходимо предоставить приказ, либо решение).
В случае, если от имени участника размещения заказа будет действовать иное лицо (исполнитель — владелец ЭЦП), то также к документу о назначении руководителя должна предоставляться доверенность (доверенности) выданные физическому лицу или физическим лицам, с указанием права осуществлять действия по участию в открытых аукционах (в том числе на регистрацию на открытых аукционах), заверенные печатью организации и подписанные руководителем или уполномоченным им лицом.
Если доверенность на исполнителя выдана не руководителем, а уполномоченным лицом, то к двум вышеуказанным документам также должен предоставляться документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица, выдавшего доверенность (решение о назначении на должность).
Документы должны быть заверены печатью организации и подписаны руководителем.
6. Решение об одобрении или о совершении по результатам торгов сделок от имени поставщика — юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.
В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени участника размещения заказа — юридического лица.
В случае, если законодательством или Уставом Вашей организации требуется предоставление решения об одобрении крупной сделки, с указанием максимальной суммы начальной цены контракта, на участие в аукционах на право заключения которых Ваша организация может подавать заявки. Данный документ подписывается лицами, имеющими соответствующие полномочия (совет директоров, собрание учредителей или руководитель организации). В противном случае предоставляется решение о максимальной сумме сделки, совершенной по результатам открытых аукционов в электронной форме с указанием такой суммы. Данный документ подписывается руководителем организации.
Если у Вас остались какие-либо вопросы, то обязательно пишите в комментариях ниже, с радостью на них постараюсь ответить.
Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме по нормам 44-ФЗ от старта закупки до ее окончания. Действия участника и заказчика
Электронный аукцион является наиболее популярной закупочной процедурой для заказчиков. Через электронные торги сегодня заключается более 50-60% от всех контрактов в рамках контрактной системы по 44-ФЗ. Он проводится на основании норм ст. 59, 62-69, 71, 83.2 44-ФЗ. С июля 2019 года правила проведения закупки несколько изменились из-за изменения порядка регистрации участников на ЭТП.
Понятие и основания проведения электронного аукциона
Под электронным аукционом понимаются торги в электронном формате, которые проводятся на ЭТП, и победителем которых становится лицо, которое предложившее самую низкую цену исполнения государственного (муниципального) контракта. Кроме цены, другие параметры исполнения контракта для заказчика не имеют столь важного значения.
В ч. 1 ст. 59 44-ФЗ приведены характерные черты закупки в электронном виде в формате аукциона:
Заказчик выбирает продукцию для закупок через аукцион на основании ОКПД-2. При этом такой товар, работа или услуга не должны подпадать под ограничения 44-ФЗ, то есть в их отношении не должна быть установлена необходимость проведения закупки в закрытой форме.
Включение товаров, работ и услуг в перечни осуществляется при одновременном выполнении нескольких условий:
При этом в ч. 3 ст. 59 44-ФЗ предусмотрено право заказчика на закупки товаров, работ и услуг через проведение электронного аукциона, которые не входят в утвержденные Правительством и регионами перечни.
В перечнях товаров, работ и услуг находятся более 50 классов ОКПД-2, в частности:
При закупках товаров, работ и услуг из указанных перечней нужно учитывать определенные особенности. Например, закупки продуктов питания для образовательных учреждений можно проводить через конкурс с ограниченным участием.
На основании п. 2 ст. 59 44-ФЗ заказчику предоставлены некоторые послабления по вопросу обязательности применения закупок в виде электронного аукциона. Так, при НМЦК до 500 тыс. р. заказчик вправе выбрать запрос котировок независимо от того, представлен ли товар в перечне от Правительства. При заказе товаров, работ и услуг, которые можно приобрести через запрос предложений или у единственного поставщика заказчик также вправе отойти от формата электронного аукциона.
Площадки для проведения
При выборе площадки для проведения электронного аукциона заказчику следует ориентироваться на Распоряжение Правительства №1447-р от 2018 года. В настоящее время в перечне представлено 8 торговых площадок, среди которых одна специализированная.
В официальный перечень электронных площадок для проведения торгов по 44-ФЗ вошли:
Для проведения закрытых закупок в электронном формате была создана специализированная ЭТП «АСТ-ГОЗ». Данная площадка организована в 2018 году Сбербанком и ГК «Ростех» для проведения закупок гособоронзаказа.
Порядок проведения электронной процедуры заказчиком
Регламент проведения электронного аукциона приведен в ст. 68 44-ФЗ. Процедура выбора поставщика через электронный аукцион предполагает прохождение заказчиком следующих шагов:
Документы со стороны заказчика
В целях проведения закупки заказчику необходимо разработать и утвердить документацию по аукциону.
Документы, которые готовит заказчик для проведения электронного аукциона:
Заказчик так же вправе разместить извещение не только в ЕИС, но и в любых других печатных и электронных СМИ.
В извещении о проведении электронного аукциона должна быть прописана следующая информация:
Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков.
Документы со стороны поставщика
Основным документом, который необходимо оформить поставщику на участие в электронном аукционе, является заявка. Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ, заявка состоит из двух частей. Первая часть включает определенный набор сведений, которые зависят от предмета закупки (товара, работы или услуги) и указания в закупочной документации товарного знака.
В состав заявки на участие в аукционе включают:
Если в состав закупочной документации была включена проектная документация, то она должна содержать согласие участника выполнить работы на условиях данной документации.
Первая часть имеет обезличенный формат. К ее заполнению стоит отнестись максимально ответственно, так как именно некорректное оформление формы 2 становится основанием для отстранения участника от дальнейшего участия в торгах. Во второй части заявки на участие указываются сведения о поставщике, а также некоторые документы:
Запрашивать от участника аукциона иные документы и сведения заказчик не вправе. При подаче заявки на участие в электронном аукционе поставщик должен учитывать следующие особенности:
Заявку могут вернуть участнику, если она не была подписана ЭЦП, одним участником подано две и более заявки, заявка получена после окончания сроков подачи заявки, заявка получена с нарушением норм ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ, сведения о поставщике или его учредителях есть в РНП. Участник отклоняется от закупки, если сведения о нем отсутствуют в реестре участников в ЕИС.
Порядок участия в электронном аукционе поставщиков
Принять участие в закупке может любое лицо, отвечающее требованиям закупки.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ участником электронного аукциона вправе стать любое юрлицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также физлицо или индивидуальный предприниматель. Общие требования к участникам закупок приведены в ст. 31 44-ФЗ.
Главным критерием выбора победителя аукциона в электронной форме выступает ценовое предложение. В этом случае заявка на аукцион передается дистанционно посредством функционала ЭТП.
Операторы ЭТП не позднее следующего рабочего дня после регистрации участника в ЕИС должны аккредитовать его на площадке. Аккредитация происходит путем информационного обмена ЭТП и ЕИС (то есть непосредственного участия поставщика в этой процедуре не требуется).
Для того чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе, участнику стоит предварительно открыть специальный счет для внесения обеспечения по заявкам. Также данный счет будет использоваться при списании платы с ЭТП, если участник будет признан победителем закупки.
После того как подготовительный этап завершен, дальнейшее участие поставщика в закупке будет таким:
Порядок проведения торгов
В обозначенный день проводятся торги на одной из электронных торговых площадок.
Сроки и порядок проведения самой торговой процедуры зависят от нескольких факторов. В частности, от стартовой стоимости, количества участников, их стратегии поведения в ходе закупки. Минимальное время проведения закупки составляет 10 минут. Такая ситуация возможна, если в ходе торгов никто из участников не сделал свою ставку.
В последнем случае торги признаются несостоявшимися, побеждает участник, который подал заявку на участие в электронном аукционе первым. Контракт при этом подписывается по НМЦК.
В некоторых случаях торги могут длиться и несколько суток. Это возможно, если цена контракта ушла в минус, и участники продолжают борьбу за право подписания контракта (то есть они сами предлагают заплатить заказчику за право подписания этого контракта). Средняя продолжительность электронных торгов составляет 1-1,5 часа.
Делать ставки за пределами утвержденного шага аукциона недопустимо, как и подавать ценовую заявку, которая больше последней ставки. Поставщик также не вправе повторять ценовые предложения.
Порядок внесения изменений в аукционную документацию
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона (в отличии, например, от закупки в виде запроса предложений). Сделать это допускается не позднее, чем за 2 дня до окончания сроков подачи заявок.
Порядок внесения изменений в закупочную документацию следующий:
Запрос разъяснений аукционной документации
Участники закупки наделены правом направлять заказчику запросы на разъяснение положений закупочной документации. В таких запросах они могут уточнить неоднозначные положения документации и на основании ответа заказчика определиться с корректной формой заявки на участие в закупке.
Оператором ЭТП передается запрос от участника аукциона в адрес заказчика в течение часа после его поступления. У заказчика есть два рабочих дня на обработку запроса и размещение сведений в ЕИС. Таким образом, ответ на поступивший запрос размещается в открытом доступе, но указания на участника, от которого поступил запрос, он не содержит.
Заключение контракта
На основании ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ контракт допускается заключить не ранее, чем через 10 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. В течение 5 дней после размещения в ЕИС указанного протокола заказчик должен разместить проект контракта в ЕИС и на ЭТП без его подписи, но с внесенными в него реквизитами поставщика и предложенной ценой.
На подпись контракта с помощью ЭЦП поставщику отводится не более 5 дней. При наличии разногласий по проекту контракта победитель должен разместить в ЕИС протокол разногласий. Заказчику отводится три дня на внесение корректировок в проект контракта на основании этого протокола или отказ от корректировки контракта. В последнем случае заказчик обязан обосновать принятое им решение об отказе от изменения контракта по результатам рассмотрения протокола разногласий.
После того как заказчиком были размещены в ЕИС доработанный контракт или первоначальный проект контракта с обоснованием, у поставщика будет 3 рабочих дня на подписание контракта. Он также должен приложить документ, который подтвердит внесение обеспечения исполнения контракта.
Подписанный заказчиком контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС.
Также победителя признают уклонившимся, если он не исполнил антидемпинговые требования по ст. 37 44-ФЗ (если цена контракта была снижена на 25% и более). Такие требования заключаются в необходимости перечислить обеспечение исполнения контракта в повышенном размере.
Признание процедуры несостоявшейся
Электронный аукцион может быть признан несостоявшимся по следующим причинам:
Основания и порядок отмены
Заказчик имеет право отменить опубликованную им в ЕИС закупку. Под отменой понимается прекращение закупочной процедуры и информирование об этом всех заинтересованных лиц.
Необходимость отмены электронного аукциона может быть вызвана следующим обстоятельствами:
Заказчику не стоит забывать и о предельных сроках для отмены торгов. С учетом положения ст. 36 44-ФЗ устанавливаются общие требования к порядку и срокам для аннулирования. Инициировать процедуру отмены определения поставщика в форме аукциона можно как минимум за 5 дней до окончания сроков подачи заявок. После истечения указанных сроков заказчик вправе отменить закупку лишь по одной причине: если у него возникли обстоятельства непреодолимой силы. Определение таких обстоятельств приводится с учетом положений п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса. К подобного рода ситуациям можно отнести те, которые подпадают под признаки чрезвычайности, непредотвратимости и невозможности предусмотреть их на этапе планирования.
Порядок отказа от проведения электронного аукциона следующий:
При соблюдении заказчиком установленного выше порядка отмены закупки он не несет материальную ответственность перед участниками, кроме тех случаев, когда из-за незаконной отмены закупки были причинены убытки поставщикам, например, если закупку аннулировали с нарушением сроков.