Что такое открытый тип композиции

Открытая и закрытая композиция

Цель работы:получить навыки формирования композиции пространства под открытым небом, изучить характеристика восприятия ландшафтных пространств.

Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Чаше всего композиция складывается из множества равноправных центров, заполняющих поле изображения. При изображении панорамного пейзажа, широкого простора нужно отказаться от каких-либо объектов по краям изображения, ограничивающих пространство. Лучше отдать предпочтение уходящему за края пространству. Основные направления линий из центра.

Изображения с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себе. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие элементы опять к фокусу. Другими словами, взгляд стремится с любого места композиции к ее центру. Особенность замкнутой композиции является наличие полей. В таком случае целостность изображения проявляется в буквальном смысле. Замкнутая статичная композиция используется для изображения чего-то неподвижного, устойчивого. Форма круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает нужное решение.

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

1. Одинокий корабль ниже линии горизонта. Взгляд свободно перемещается по всей поверхности картины – это открытая композиция. Но прямая линия горизонта быстро проведет взгляд от одного края картины к другому и человек не успеет рассмотреть корабль.

2. Если расположить судно так, чтобы оно отчасти перекрывало горизонт, внимание зрителя будет удерживаться дольше. Композиция открытая и парусник привлекает внимание.

3. Деревья в обеих сторон перекрывают горизонт и не дают взгляду скользить к краям. Внимание приковывается к паруснику. Это закрытая композиция.

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композицииЧто такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

Примеры композиции пространства под открытым небом:

ЦельнаяС размежеванием
Открытая Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции
Частично открытая Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции
Закрытая Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

Задание: выполнить эскиз закрытой и открытой композиции под открытым небом (карандашами, красками, ручкой, мелками – по желанию)

Теория. Общие вопросы композиции пространства под открытым небом

Определим некоторые понятия, важные для понимания сущности ландшафтной композиции.

Перспектива – это искусство изображения на плоскости трехмерного пространства в соответствии с тем кажущимся изменением величины и очертаний предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения, это вид, картина природы с какого-то отдаленного пункта, видимая даль.

Законами воздушной перспективы обусловлены явления:

1) Объемы, находящиеся вблизи зрителя, представляются более детально, рельефно (воздушный признак перспективы). Стушевывание красок или очертаний удаленного предмета зависит также от погоды (ясности или облачности неба, сухости или влажности воздуха). Особенно четко воспринимается далекая перспектива при безоблачной погоде и чистом воздухе.

2) Яркость освещения и цвета изменяются в зависимости от расстояния между наблюдателем и различными планами паркового пейзажа. Мягкие, плавные, с синеватым оттенком элементы пейзажа оптически удаляются, а четкие, контрастные, теплых тонов, особенно желто-красных, наоборот, кажутся ближе. Богатство колористических сочетаний проявляется в парковом пейзаже при условии хорошей освещенности.

Линейная перспектива отражает изменения видимых форм в зависимости от их положения в пространстве. Законами линейной перспективы обусловлены явления:

1) чем дальше предмет, тем он кажется меньше;

2) все вертикальные линии в перспективе остаются вертикальными;

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

Характеристика восприятия ландшафтных пространств:

а – виды обзора: детальный (100 м), общий (500 м), панорамный (2000 м);

б – виды ограниченного обзора: рамка, кулисы, обзор без ограничений;

в – восприятие пространства: резкая разница планов, многоплановое пространство, уходящая перспектива.

Источник

Замкнутая и открытая композиция

Основы композиции в дизайне. Что такое композиция?

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое. Так же композицией можно назвать само произведение.

Интуитивное понятие о композиции в различной степени присутствует у каждого. Иначе в ней не было бы никакого смысла. То есть люди имеют схожее представление о гармонии, целостности, единстве …

Деятели искусства уделяют особое внимание поиску наиболее выразительных композиционных схем. На протяжении долгих столетий создавались произведения с различными композиционными решениями, в том числе и произведения изобразительного искусства. Однако в этой статье мы не будем рассматривать сложные художественные произведения.

Любой объект с легкостью можно вписать в одну из трех геометрических фигур: прямоугольник, треугольник, эллипс. Так что оперировать мы будем именно этими фигурами.

А саму композицию рассмотрим как правильное расположение элементов изображения, основанное на предметном изучении восприятия человеком зрительной информации.

Речь пойдет о композиции в изобразительном искусстве, композиции в фотографии и, конечно же, дизайне.

Геометрический и композиционный центры, средства выделения композиционного центра, плановость в композиции

Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции.
Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции
Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. В рекламе выделение композиционного центра может пригодиться для привлечения внимания потенциального покупателя к интересной ему информации. Это может быть текст или изображение.

Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.

Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Композиционный центр может быть выделен:

Контрастом света и тени

Контрастом цвета

Размером

Формой

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

Часть 2 Основные понятия и правила композиции

Диагональные линии в композиции

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

График на рисунке слева означает рост. График на рисунке справа означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.

Замкнутая и открытая композиция

В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.

Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление, Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции.

Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

Правило золотого сечения

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

Рисунок слева выглядит намного более гармоничным. Почему?

Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам:симметрии и правилу золотого сечения.

Что такое симметрия, я думаю, вы знаете. А что такое золотое сечение?

Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Это выглядит так:

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться так:

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

Правило трех третей

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

В этом рисунке не соблюдено правило золотого сечения, но создается ощущение гармонии.

Если разделить плоскость, на которой находятся наши геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей. Это упрощенный вариант правила золотого сечения.

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композицииЧасть 3. Динамика и статика в изображении, движение, ритм

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

Так же для передачи движения используют смазанный, размытый фон и направление линий композиции в сторону движения объекта.

Движение можно замедлить или ускорить:

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

Кажется, что движение на левом рисунке быстрее, чем на правом. Так устроен наш мозг. Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо.

Замедлить движение можно наличием в композиции вертикальных линий.

Что такое открытый тип композиции. Смотреть фото Что такое открытый тип композиции. Смотреть картинку Что такое открытый тип композиции. Картинка про Что такое открытый тип композиции. Фото Что такое открытый тип композиции

Ритм

Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.

Источник

Что такое открытый тип композиции

Третья пара понятий : развитие от изображения замкнутой формы к открытой: Классицизму присущи замкнутые формы изображения, Барокко – открытые формы изображения.

Г.Вельфлин представляет, что каждое художественное произведение оформлено и представляет собой организм, должно быть замкнутым це­лым, и нужно считать недостатком, если оно не огра­ничено самим собой. Существеннейшим признаком произведения является присущий ему характер необходимости: в нем ничто не может быть изменено или смещено, но все должно быть таким, как оно есть. Однако толкование этого требова­ния было столь различным в XVI и XVII столетиях, что по сравнению с распущенной формой Барокко класси­ческую слаженность можно справедливо считать искус­ством замкнутой формы. Ослабление суровых правил, смягчение тектонической строгости — означает не просто увеличение привлекательности, но является последовательно прове­денной новой манерой изображения; вот почему и этот мотив, по мнению Г.Вельфлина, должен быть отнесен к основным формам изоб­ражения.

«Замкнутым» по Вельфлину называется изображение, которое с помощью большего или меньшего количества тектонических средств превращает картину в явление, ограниченное в себе самом, во всех своих частях ограниченное в себе самом, во всех своих частях объясняющееся собою самим, тогда как стиль открытой формы, наоборот, всюду выводит глаз за пределы картины, желает показаться безграничности, хотя в нем всегда содержится скрытое ограничение, которое одно только и обуславливает смысл замкнутости(законченности) в эстетическом смысле.

При попытке осмыслить понятие замкнутой формы, мы вправе принимать в расчет не только высшие дости­жения строгой закрытой формы, вроде Афинской школы (1) или Сикстинской Мадонны (2) Рафаэля.

Не следует забывать, что такие композиции и в пре­делах своей эпохи представляют исключительно строгий тектони­ческий тип, и что наряду с ними всегда существует более свобод­ная форма, без геометрического остова, которая с таким же пра­вом может рассматриваться как «замкнутая форма»; примерами могут служить Чудесный Улов Рафаэля (3) или Рождество Марии Андреа дель Сарто (4) во Флоренции. 3. 4.

Свойство, присущее всем картинам XVI века: вертикальное и горизонтальное направления на них не только имеют место, но им принадлежит господствующая роль. XVII век избегает отчет­ливо выражать эти элементарные противоположности. Они те­ряют тектоническую силу даже в тех случаях, когда фактически проступают во всей своей чистоте. Части картины располагаются в XVI веке около средней оси или же, где ее нет, таким образом, чтобы между половинами кар­тины существовало совершенное равновесие, которое хотя и не всегда поддается точному определению, все же очень явственно чувствуется при сопоставлении с более свободным распределением частей на картинах XVII века. Что же касается проведения средней оси, то изобразительное искусство барокко питает к ней самое реши­тельное отвращение. Чистая симметрия исчезает или же делается незаметной при помощи всякого рода нарушений равновесия. При заполнении картины для XVI века было естественно при­держиваться данной плоскости. Содержание распределяется в пределах площади картины таким образом, что кажется, будто оно определено ею. В XVII веке заполнение отрешается от рамы. Делается все для того, чтобы избежать впечатления, будто данная композиция придумана специально для данной плоскости. Хотя скрытое соответствие, естественно, продолжает давать себя знать, целое все больше стремится к тому, чтобы выглядеть как случайный отрезок видимого мира.

В конечном же итоге все явственнее обнаруживается тенден­ция к тому, чтобы картина перестала выглядеть как самодовлею­щий кусочек мира, но казалась преходящим зрелищем, которое радует зрителя именно тем, что приобщает его к жизни мгнове­ния.

Элементы изображения закрытой и открытой формы:

1. Классическое искусство есть искусство отчетливо выражен­ных горизонталей и вертикалей. Наглядность этих моментов до­водится в искусстве до высшей ясности и остроты. Идет ли речь о портрете или о фигуре, о жанровой сцене или о пейзаже, в картине всегда господствует противоположность отвесных и горизонтальных на­правлений. Барокко склонен если и не вовсе вытеснить названные моменты, то все же затушевать их противо­положность. Нельзя утверждать, будто классическое искусство пользуется исключительно отвесными и горизонтальными на­правлениями в их чистом виде, но они предполагаются всегда и слу­жат для чувства нормой. Изменение геометрии, конечно, меняет явление во всех отно­шениях. Для классического Грюневальда (5) световой ореол, окру­жающий воскресающего Христа, само собой разумеется, был кругом, Рембрандт (6) же, при аналогичном намерении создать впе­чатление торжественности, не мог бы пользоваться этой формой. 5. 6.

2. Симметрия и в XVI веке не была всеобщей композиционной формой, однако к ней прибегали очень часто, ее всегда заменяет ясно выраженное равновесие половин картины. XVII век превратил это устойчивое отношение равновесия в отношение неустойчивое, по­ловины картины утрачивают сходство. Где речь идет о симметрии, там имеют в виду прежде всего торжественность впечатления; к симметрии стремятся при всякой попытке дать более монументальную композицию, для буднич­ного же настроения она нежелательна. XVI век решался подчинять симметрии даже сцену свободного движения, не опасаясь произвести впечатление мертвенности; XVII век дает сим­метрическое расположение, лишь когда оно реально налично. Важно, однако, что и в этом случае картина все равно остается атектонической.

Классическую картину можно узнать издали по равномерному распределению на плоскости световых пятен, по тому, например, как освещение головы на портрете уравновешивается освещением руки. У Барокко расчет другой. Не вызывая впечатления рас­стройства, он освещает одну лишь сторону картины, внося в нее таким образом живое напряжение. Различные способы насыщен­ного распределения света и тени кажутся в эпоху Барокко чем то мертвым. Картина спокойно текущей реки с видом Дордрехта фан Гойена (10), где наиболее ярко освещен самый край, содержит такое распределение света, которое было недоступно XVI веку даже в тех случаях, когда он пытался выразить крайнее воз­буждение. 10.

Примерами нарушенного равновесия колорита могут служить хотя бы Андромеда Р убенса (11), где сверкающая масса кармина—сброшенный плащ—асимметрично подчеркнута в ниж­нем правом углу, или Купающаяся Сусанна Рембрандта (12) с издали бросающимся в глаза вишневым платьем, у самого края картины направо: эксцентрическое распределение колорита здесь можно почти осязать.

3. В тектоническом стиле заполнение картины определяется ее площадью, в атектоническом — отношение между площадью и за­полнением кажется случайным.

Какова бы ни была площадь картины: прямоугольная или круглая, — в классическую эпоху всегда руководились правилом делать данные условия законом для собственной воли, т. е. при­давать целому такой вид, как если бы данное заполнение суще­ствовало именно для данной рамы, и наоборот. Параллельные ли­нии способствуют впечатлению законченности и прикрепляют фигуры к краям. Напротив, даже столь тщательно построенные пейзажи Рей­сдаля (13) определяются главным образом стремлением освободить картину от власти рамы: она не должна выглядеть так, точно она получает свой закон от рамы, или как утратила соприкос­новение с линиями рамы Дорога в Миддель Гарнис Гоббемы (14). 13.
14.

С проблемой признания или отрицания рамы связывается, далее, другая проблема: умещается ли мотив целиком в преде­лах рамы или же, напротив, пересекается ею. Барокко избегает слишком явных совпадений между площадью картины и вещью. И классическое искусство, конечно, не обходилось без пересечения краев изобра­жаемого, но все же классическая картина производит целостное впечатление, потому что она дает зрителю ответ на все суще­ственное, и пересечения касаются лишь предметов, лишенных какого бы то ни было ударения. Позднейшие художники стре­мятся создать иллюзию насильственного пересечения, но в дей­ствительности и они не жертвуют ничем существенным (в про­тивном случае кар­тина всегда произво­дила бы неприятное впечатление.

4. Если на Тайной Вечере Лионардо (15) Христос восседает в ка­честве подчеркнутой центральной фигуры между симметрично расположенными боковыми группами, то это пример тектоничного распределения, о котором была уже речь выше. 15.

Но иным и новым является то обстоятельство, что этот Христос одновре­менно согласован с изображенными на картине архитектурными формами: он не только сидит посредине комнаты, но его фигура точно совпадает со светлым пятном центральной двери; от этого впечатление усиливается: Христос предстоит нам как бы в ореоле. Важно то, что такая дис­позиция вообще была возможной, тогда как позже она больше невозможна. Доказательством служит Рубенс (16), он ото­двигает важнейшие фигуры в сторону, и такое расхождение осей ощущается теперь не как нарушение строгой формы, как в XVI веке, но просто как нечто естественное. 16.

5. Резюмирующим понятием тектонического стиля следует считать планомерность, которая лишь отчасти сводится к геоме­трической правильности; скорее можно сказать, что она создает впечатление общей закономерной связанности, отчетливо выра­женной освещением, манерой проведения линий, перспективой и т. д. Атектонический стиль не есть нечто свободное от всяких правил, но порядок, лежащий в его основе, кажется настолько чуждым строгости, что с полным правом можно говорить о про­тивоположности закона и свободы.

Пространственность классического искусства, как мы знаем, носит ступенчатый хара­ктер, причем эта ступенчатость закономерна. Напротив, мотив вроде изображения переднего плана в крупных размерах стал возможным только потому, что худож­ники перестали видеть красоту в равномерности, но зато при­обрели способность наслаждаться прелестью причудливого ритма. Разумеется, и в этом случае соблюдается известная правильность, т. е. в основе построения картины лежит известный закон, но он не бросается в глаза, и поэтому порядок на картине кажется свободным. Стиль замкнутой формы есть архитектурный стиль. Он строит, как строит природа, и ищет в природе то, что ему род­ственно. Влечение к изначальным направлениям: вертикальному и горизонтальному, связывается с потребностью в границе, по­рядке, законе. Никогда симметрия человеческой фигуры не чув­ствовалась сильнее, никогда противоположность горизон­тальных и вертикальных направлений и законченная пропор­циональность не ощущались острее, чем тогда. Всюду классический стиль стремится изобразить незыблемые, пребывающие элементы формы. Природа есть космос, а красота — открывшийся взору художника закон. Для атектонического стиля интерес к архитектурности и вну­тренней замкнутости отступает на второй план. Картина пере­стает быть архитектурой. В изображении фигуры архитектониче­ские моменты играют второстепенную роль. Самым существен­ным в форме является не схема, но дыхание, расплавляющее ока­менелость и сообщающее всей картине движение. Классический стиль создает ценности бытия, барокко — ценности изменения. Там красота заключена в ограниченном, здесь — в безграничном. Различное миросозерцание! Классика демонстрирует нам креп­кую слаженность рисунка в портретах классических художников, как явление новое. Четко намеченное противопоставление опреде­ляющих форм, вертикальная установка головы, привлечение подчеркивающих тектоничность сопрово­ждающих форм, вроде симметричных дере­вец, — все действует в одном и том же смысле. Автопортрет Дюрера (17) является, в качестве такой чисто фронтальной картины, выра­жением credo не только личности художника, но всего тектонического искусства. 17.

Однако исключение вертикальности дело невозможное. И в Барокко люди на картинах «стоят прямо». Но за­мечательно: вертикальное напра­вление утратило свое тектоническое значение. Как бы ясно оно ни про­ступало, его согласованность с си­стемой целого исчезает. Сравним бюст Красавицы Ти циана (18) с Луиджией Тассис Ван-Дейка (19): у Тициана фигура живет в рамках тектониче­ского целого, от которого она заим­ствует силу, и которое; в свою оче­редь, сама усиливает, у Ван-Дейка фигура отрешена от тектонической основы. В первом случае фигура со­держит в себе нечто фиксированное, во втором — она движется. 18.
19.

Когда Терборх (20) изо­бражает свои стоящие в пу­стых помещениях одинокие фигуры, то кажется, что связь между осью фигуры и осью картины совершенно утрачена. 20.

В трактовке нагой фигуры ни одна нация не применяла тектонического стиля с такой убедительностью, как италь­янцы (Бресчиано, Венера и купидоны 21). 21.

Здесь мы в праве ска­зать, что стиль вырос из со­зерцания тела, и цар­ственному строению человече­ского тела вообще. Этого убеждения держишься до тех пор, пока не увидишь, во что обратили человеческое тело художники типа Рубенса (11) или Рембрандта (12) с их иною формою видения.

История тектонического стиля не может быть написана без учета национальных и местных различий. Как уже сказано, север всегда ощущал атектоничнее, чем Италия. На севере всегда казалось, что геометрия и «правила» убивают жизнь. Северная красота не есть красота в себе замкнутого и ограниченного, а красота без­граничного и бесконечного.

Posted on Jan. 15th, 2012 at 08:19 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *