Что такое отрасль обществознание
Обществознание
Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира. [1]
Содержание
Обществознание как предмет в средней школе
Обществознание — обобщённый школьный предмет средней школы РФ, который затрагивает разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение» в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук.
Включает в себя, кроме основ общественных наук (см. ниже), «введение» в право (скорее не в научном, а в прикладном смысле; полноценного разведения школьного предмета граждановедения и раздела права в курсе обществознания пока не произошло), начала психологии и общие рассуждения о «духовности» (находящиеся за рамками положительной науки).
В основном предмет обществознания изучает философию, социологию и политологию. Однако также в состав обществознания входят отдельные науки: право, экономика, история — и интегративные (культурология), а также поднауки (социальная психология).
Обществознание как комплекс наук
Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества — например, психологии).
Под термин «обществознание» подпадают как минимум: экономика, социология (так называемые hard-науки, построенные в значительной степени на математике [источник не указан 718 дней] и классической опоре на факты), культурология, политология (можно назвать soft-науками — в них пока (?) велика роль общих рассуждений и полурациональных моделей, крайне мало математики и большие сложности с фактами — во всяком случае, в классическом понимании).
Следует отметить, что в настоящее время, наряду с развитием отдельных общественных наук, идёт процесс их сближения в некую синкретическую науку (модель К. Маркса — Д. Лукача и т. п.). [источник не указан 675 дней]
Перспективы возникновения подобной обобщающей научной модели человеческого общества пока туманны, но понятно, что общественная практика требует именно целостной модели, не удовлетворяясь «частичными». [источник не указан 675 дней]
См. также
Ссылки
Примечания
Обществознание
Полезное
Смотреть что такое «Обществознание» в других словарях:
обществознание — обществозн ание, я … Русский орфографический словарь
обществознание — (2 с), Пр. об обществозна/нии … Орфографический словарь русского языка
обществознание — обществозна/ние, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.
обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.). Выбрать нужные учебники по обществознанию … Энциклопедический словарь
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различн. стороны сферы и аспекты обществ. жизни, к рая в своей целостности обеспечивает научн. понимание функционирования и развития об ва. История обществ. мысли свидетельств том, что О. развивалось на основе… … Российская социологическая энциклопедия
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность знаний общества о самом себе. Практически любая попытка конкретизировать это определение приводит к необходимости философского обоснования О., его социально исторической определенности, его структурности, его типизации, его… … Современный философский словарь
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различные стороны, сферы и аспекты общественной жизни, которая в своей целостности обеспечивает научное понимание функционирования и развития общества … Политология: словарь-справочник
обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.) Выбрать нужные учебники по обществознанию … Словарь многих выражений
обществознание — общ/е/ств/о/зна/ни/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь
Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич … Википедия
Отрасль производства. Понятие. Виды.
Отрасль производства.
Отрасль — это совокупность однородных предприятий, характеризующихся единством потребительского или экономического назначения производимой продукции, общностью перерабатываемого сырья, используемой материально-технической базы и профессионального состава кадров
Промышленность состоит из двух больших групп отраслей:
Добывающая отрасль промышленности:
предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, водопроводы, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов.
Обрабатывающая отрасль промышленности:
предприятия машиностроения, предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и др. строительных материалов, продуктов лёгкой и пищевой промышленности, а также предприятия по ремонту промышленных изделий (паровозоремонтная, локомотиворемонтная) и теплоэлектростанции.
Производственные отрасли в зависимости от использования материального продукта и специфики его создания делятся на:
Промышленность.
Отрасли промышленности:
Состав тяжелой промышленности:
Состав легкой промышленности:
Состав пищевой промышленности:
Сельское хозяйство.
Отрасли сельского хозяйства:
Строительство.
Виды.
• Транспортное – это возведение новых проектов и реконструкция старых зданий и сооружений водного, трубопроводного, железнодорожного, воздушного и автомобильного транспорта. Также включает в себя проектирование и строительство мостов, автомобильных дорог, аэродромных и дорожных покрытий, газо- и нефтепроводов и др.
• Гидротехническое – это строительство инженерных сооружений, которые направлены на использование водных ресурсов или же борьбы с неблагоприятным воздействием воды.
Обществознание. Сложный вопрос – простой ответ. Что такое отрасли, подотрасли, институты права?
Вопрос.
Что такое отрасли, подотрасли, институты права?
Ответ.
Отрасли права.
Отрасль права – система правовых норм, которая регулирует определённую сферу общественных отношений.
Конституционное (государственное) право – регулирует основы социально- эконмического, политического и территориального устройства государства, закрепляет основные права, свободы и обязанности гражданин, определяет систему власти данного государства.
Административное право – регулирует общественные отношения, складывающиеся преимущественно в государственном управлении, исполнительной деятельности государства в сфере социальной, политической, культурной, экономической и иных областях общественной жизни.
Гражданское право – регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения.
Трудовое право – регулирует отношения между работником и работодателем, включает в себя права и обязанности работника и работодателя.
Семейное право – регулирует личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновлёнными; определяет порядок устройства детей, оставшихся без родителей; устанавливает порядок и условия вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным.
Уголовное право – это совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общества, а также основания для уголовной ответственности и освобождения от неё.
Подотрасли права.
Подотрасль права – совокупность норм права, регламентирующих качественно однородную категорию общественных отношений в рамках отрасли права.
Примеры:
Институты права.
Институт права – это группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих конкретную разновидность качественно однородных общественных отношений (институт собственности и наследования в гражданском праве, институт наказания и освобождения от наказания в уголовном праве и т. д.).
Основные отрасли права
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие отрасли права
Отрасль права — это совокупность правовых норм, которые регулируют целую сферу однородных, близких по своему характеру общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.
Один из критериев разделения системы на отрасли — отличия одних социальных отношений от других по содержанию, целям, задачам.
Прежде всего все отрасли российского права различают по предмету правового регулирования.
Предмет правового регулирования— это совокупность общественных отношений, которые регулируются нормами соответствующей отрасли. Его отличительные признаки:
Метод правового регулирования— это приемы и способы, с помощью которых нормы, образующие отрасль, воздействуют на ее предмет.
Конституция РФ — исходная база всех отраслей права. В России система права охватывает около 30 отраслей.
Рассмотрим важнейшие группы отраслей права.
Виды и характеристики отраслей права
По назначению
Все отрасли права РФ по назначению делятся на два типа:
Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:
Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:
Процессуальное право представляет собой системы норм, которые регламентируют правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.
По предметному единству
По предметному единству отрасли права делятся на следующие виды:
По сфере интересов
По регулируемым отношениям (по сфере интересов) отрасли права делятся на следующие типы:
Публичное право — совокупность отраслей права, которые защищают общий интерес всего государства.
Частное право — совокупность отраслей права, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей.
Критерии, по которым право разделяют на публичное и частное:
Отдельно выделяют международное право, которое не входит в систему права ни одного государства. Оно представляет из себя совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между государствами. Это своего рода наднациональная отрасль права.
Таблица основных отраслей права РФ
Содержание правовой отрасли
Регулирует социально-значимые общественные отношения, основной источник это Конституция РФ.
Связано с осуществлением исполнительной власти.
Регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения субъектов права.
Предметом регулирования являются правовые отношения, связанные с землей.
Посвящено рассмотрению проблем, связанных с брачно-семейными правоотношениями.
Рассматривает отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности.
Предусматривает порядок отнесения деяний к правонарушениям, порядок наступления ответственности за их совершение.
Регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.
Регулирует порядок судопроизводства по гражданским делам.
Регулирует межгосударственные отношения, принципы поведения государств на международной арене.
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Понятие и виды институтов права
Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт регулирует их вид.
Институт права — это совокупность правовых норм, которая образует обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.
Юридическая норма является исходным элементом, ячейкой права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.
Институт — это составная часть, звено отрасли. Их много и у каждого есть относительная самостоятельность.
Примеры правовых институтов:
Все институты реализуют свою деятельность в тесном взаимодействии друг с другом как внутри отрасли, так и вне ее.
Классификации правовых институтов
Самый общий критерий разделения правовых институтов — это их отраслевая принадлежность.
По сфере распространения институты делят на отраслевые и межотраслевые:
По содержанию правовые институты могут быть простыми и сложными (комплексными):
Наконец, по функции институты можно разделить на регулятивные и охранительные:
Предмет обществознание и его функции
Предмет обществознание и его функции.
О б щ е с т в о з н а н и е – это наука, которая изучает, развитие человеческого общества и место в нём человека.
Обществознание включает знание из других отраслей науки: философия, социология, политология, этика, история, экономика.
Обществознание включает в себя следующие разделы: общество, человек, познания, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право.
Общественное развитие зависит от сознательной и активной деятельности людей, значит и от вашей деятельности. Знания полученные в результате изучения обществознания, помогут вам найти своё место в мире, у увидеть возможности реализации своих способностей.
1) Познавательная – это познания и понимание общественной деятельности, формирование представления о развитии общества.
2) Методологическая – это разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.
3) Образовательная – это формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.
4) Практическая – это разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.
Студенты должны знать:
1) Основные понятия и определения обществознания.
2) Называть изученные социальные, политические, экономические явления и объекты.
3) Приводить собственные примеры и уметь пояснять изученные теоретические положения.
Многообразные формы взаимодействия людей и социальный круг называют о б щ е с т в е н н ы м о т н о ш е н и е м.
Все общественные отношения могут быть разделены на материальные и духовные.
Материальные отношения подразделяются на производственные, экологический, и отношение по делу производства.
Духовное отношения – это моральные, политические, правовые, философские, религиозные, художественные.
Межличностные отношения – это особый вид общественных отношений.
Межличностные отношения – это отношения, между определёнными людьми.
Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе всегда.
Деятельность, как способ существования общества.
Р а з в и т и е о б щ е с т в а – это результат деятельности людей.
Д е я т е л ь н о с т ь – это форма активности человека, направленная на преобразование окружающей среды.
Человеческая деятельность основана обобщении опыта предшествующих поколений.
В структуре деятельности называют субъект и объект деятельности.
С у б ъ е к т – это то, кто осуществляет деятельность (человек).
О б ъ е к т – это то, на что направлена деятельность человека (окружающий мир).
В человеческой деятельности выделяют цель, средства, её достижения и результаты.
П о в е д е н и е ч е л о в е к а – это внешнее проявление его деятельности.
В поведении человека видно его отношение к обществу, людям, рассматриваемое со стороны нравственности и право.
П о с т у п к и – это сознательные действия, направленные на достижение какой-либо цели.
М о т и в ы – это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребности.
М о т и в – это то, что движет человеком.
П о т р е б н о с т ь – это сознаваемое человеком, необходимость в том, что нужно для поддержания его организма и развития личности.
Потребности человека можно разделить на три группы:
1) Биологические (нужда в питании, в воде, в тепле, сохранение рода, самосохранение).
2) Социальные потребность, порожденные обществом (общение, самоутверждение, общественное признание).
3) Идеальные потребности (хобби, музыка, наука, искусство, спорт).
Биологические, социальные, идеальные потребности у человека взаимосвязано.
Культура и цивилизация.
Ц и в и л и з а ц и я – это социо-культурное образование.
Под цивилизацией понимают уровень развития общества, материальной и духовной культуры следующей за дикостью.
Цивилизация характеризуется, как специфика, той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития. Различные цивилизации, коренным образом отличаются друг от друга, так как основаны на разных системах, социальных и духовных ценностей.
В современной теории цивилизации, есть два направления:
1) Линейно-стадиальные концепции. В них цивилизация понимается, как определённая ступень мирового развития.
2) Концепции локальной цивилизации. С точки зрения локальной цивилизации, история рассматривается, как замкнутые независимые друг от друга локальные общества.
А) Китайская цивилизация.
Б) Индийская цивилизация.
В) Русская цивилизация.
Г) Западная цивилизация.
С течением времени цивилизации меняются, но их ядро сохраняется.
Локальные цивилизации делят на две группы:
Для Восточных цивилизаций, характерна зависимость людей от природы, тесная связь человека с его социальной группы, господство традиций и обычаев.
Для Западных цивилизаций, характерна подчинение природы к человеку, ценность прав и свобод личности и формирование правового государства.
Культура представляет собой деятельность человека, отражающую взаимодействие человека с природой, обществом, и самим собой.
К у л ь т у р н ы й п р о ц е с с – это создание орудия труда, предметов, нужных человеку и освоение умений, и знаний, необходимых для труда и общениях.
Культура создаётся для благо людей, а процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций.
Современная концепция общего дома рассматривает жизнь современного человека в общемировых масштабах, а множество культур с позиции единой мировой цивилизации.
Проблемы общественного прогресса и его критерии.
Общество всегда находится в состоянии непрерывного развития и изменения.
П р о г р е с с – это поступательное движение общества от низких и простых форм более к сложным.
Р е г р е с с – это обратное движение общества, от высшего к низшему (деградация).
В современной науке, прогресс связывают с процессом модернизаций, т. е. с переходом от аграрного общества, к индустриальному, а затем к постиндустриальному.
Критерии, оценки общественного прогресса:
1) Повышение экономической эффективности общества.
2) Степень свободы граждан.
3) Согласованность различных сфер общественной жизни.
Прогрессивное развитие общества не исключает цивилизационных тупиков и срывов.
Прогресс в одной сфере общественных отношений, может быть причиной регрессов в другой.
Разные учёные выдвинули свои критерии прогресса:
1) По состоянию общественной нравственности (Сен-Симон).
2) По степени сознания свободы (Геккель).
3) По уровню развития производительных сил (К. Маркс).
Степень прогрессивности общественного строя нужно оценивать по созданным в нём условиям, удовлетворениям потребности личности и свободного развития человека.
Различают две формы социального прогресса:
Р е в о л ю ц и я – это изменение всех или большинства сторон общественной жизни затрагивающие основы строя.
Р е в о л ю ц и я – это активное действие народных масс, с целью перехода руководства общества, в руки нового класса.
Причиной революции является конфликт, между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений.
Р е ф о р м а – это преобразование какой-либо стороны общественной жизни, оставляющая власть в руках правящего класса.
Реформа, как правило проводятся сверху для решения общественных проблем.
Реформа и революция, лечат уже запущенную болезнь общества, в то время как необходимо своевременное, планомерное преобразование общества. В современном обществознании, обществу предлагается проводить инновации.
И н н о в а ц и я – это однократное улучшение, которое адаптирует общество в данных условиях.
Каждый человек имеет собственные, не совпадающими с другими представлениями о мире и жизненные программы. Факторы которые влияют на формирование мировоззрения человека:
1) Индивидуальные особенности.
2) Место жительства.
3) Эпоха в которую живёт человек.
10) Средства массовой информации.
11) Материальное положение.
Знания являются результатом особого процесса познавательной деятельности.
П р о ц е с с п о з н а н и я – это наблюдения, приобретения полезных сведений узнавание свойств предметов и явлений окружающего мира.
Описать объекты такими, какие они есть на самом деле, независимо от человека.
Познание предполагает наличие двух сторон: познающий человек (субъект) и познаваемый предмет (объект познания).
Получение необходимой информации о внешнем мире, дают зрения, осязание, слух, вкус, обоняние. Через органы чувств, информация поступает в мозг, где через мышления формируется умозаключение теории, взгляды.
И с т и н а – это соответствие наших знаний о мире, самому миру.
А б с о л ю т н а я и с т и н а – это полные объективные знания о предметах и явлениях.
О т н о с и т е л ь н а я и с т и н а – это не полные знания.
ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Социальное и биологическое начало объединены в человеке.
Прямая похожа строению мозга, форма руки – это результат изменений происходившее миллионы лет, под воздействием коллективного труда.
Определяющим условием превращение животного предка в человека, был ТРУД.
Способность мыслить и разговаривать реализуется только в обществе людей.
Способности и дарование человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.
Действовать успешно человеку поможет знание своих способностей.
С п о с о б н о с т ь – это индивидуальные особенности личности помогающие ей, успешно заниматься определённой деятельности.
Г е н и а л ь н о с т ь – это высшая ступень развития таланта связанная с открытием раннее неизвестных путей творчества.
Х а р а к т е р – это определённые черты человека. Характер формируется под воздействием наследственности общественной среды и самовоспитания. Характер появляется в привычках, в манерах поведения, отношений к людям. Характер это окончательно сформировавшиеся воля.
В о л я – это напряжение сил при встрече с препятствием.
С о ц и а л ь н ы й с т а с у с л и ч н о с т и – это положения человека в обществе в соответствии с возрастом, происхождением профессии, семейным положением.
П р е с т и ж – это оценка обществом или социальной группы общественной значимости, позиции занимаемых людьми.
А в т о р и т е т л и ч н о с т и – отражает степень влияние личности, в социальной группе или обществе.
С о ц и а л и з а ц и я – это усвоение личностью, социальных ролей и культуры. Личность не сводится к социальным ролям, а предполагает индивидуальность избирательно относящуюся к навязываемым ролям.
Социализация имеет 3-ри периода:
1) Первичная социализация (социализация ребёнка).
2) Промежуточная социализация (социализация подростка).
3) Устойчивая социализация (социализация взрослого человека).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ ОТКЛОНЕНИЯ.
1) Практическая – это преобразование природы и общества.
2) Духовное – связано с изменением сознания людей (наука, искусство, религия, мифология).
3) Созидательная – несёт в себе положительный результат, что нужно и полезно человеку.
4) Разрушительная – это отрицательный результат (войны, революции, терроризм).
5) Творческая – поражающая нечто новое, никогда не существовавшие.
6) Игровая – это моделирование какой-либо деятельности, через игру.
7) Трудовая – направлена на достижение результата для удовлетворения потребности.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ.
МНОГООБРАЗИЯ ПУТЕЙ ПОЗНАНИЯ И ФОРМ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
Общение и деятельность, самостоятельные равноправные явления.
Общение происходит, при взаимодействии, человека с человеком и предполагает обмен информации.
К о м м у н и к а ц и я – это передача информации.
Формы общения: диалог, монолог, реплика, обряды, игры, дискуссии, переговоры.
С о ц и а л ь н ы е н о р м ы – это результат исторического развития общества, система правил и требований, для обязательного исполнения всеми членами общества.
Нормы направляют поведения, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать.
Социальные нормы регулируют отношения междк людьми, группами людей и организаиями.
1) Обычаи и традиции – это первичные образцы поведения.
2) Правовые нормы (закрепляются в законах).
3) Моральные нормы (плохо, хорошо; справедливо, не справедливо).
4) Эстетические нормы – это представления о красивом и не красивом.
5) Политические нормы (регулируют политическую деятельность).
6) Религиозные нормы (поддерживаются сознаниями верующих людей).
Поведение, которое не согласуется с нормами, что ждёт от человека общество называется о т к л о н я ю щ и м с я п о в е д е н и е м.
Слабые нормы отклоняющегося поведения – это обман, грубость, халатность.
П р е с т у п л е н и е – это опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящие ущерб обществу.
Д у х о в н ы й м и р л и ч н о с т и – это стремление к своим идеалам определяющим направление деятельности.
Д у х о в н о с т ь – включает в себя, душевность, дружелюбия, волю и разум.
К духовной жизни относят: знания, веру, чувство, потребности, способности, стремления и цели людей.
Духовная жизнь личности невозможно без переживаний, радости, оптимизма, уныния, разочарования, веры.
Успешные или неуспешные действия человека дают пищу для раздумий и оценки. Огромный объём духовной культуры, накопленной человечеством, даёт человеку неограниченную возможность выбора духовной ценности.
Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой, даже в сложных условиях, человек может, если он сформировался, как личность.
Быть личностью, значит иметь способность ориентироваться в многообразных ситуациях, и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять отрицательным воздействиям.
П р и з н а к д у х о в н о й к у л ь т у р ы л и ч н о с т и – это готовность к самоотдаче и саморазвитию.
М и р о в о з з р е н и е – это представление о мире и человеке.
НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Всю жизнь идёт процесс изучения социального опыта, прошлых и современных поколений.
Процесс получения знаний осуществляются 2-мя путями:
1) В ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни.
2) В результате целенаправленного воздействия через систему образования, которые сложились в обществе.
З а д а ч и н а у к и – наращивать объективные знания о мире.
К критериям познания истины, является практика. К практике относят: наблюдение, исследование, эксперимент, моделирование.
Знания об окружающем мире и о самом себе, необходимы человеку во всех видов деятельности. Человек за свою жизнь усваивает небольшую часть знаний, накопленных за тысячелетие истории человеческого общества.
Н а у ч н о е п о з н а н и е – это изучение мира, таким какой он есть вне человека и независимо от него.
Результат познания не должен зависеть от частных мнений, пристрастий и авторитетов.
Средства и методы познавательной деятельности в науке: наблюдения, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретические объяснения.
КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
Культура является существенной характеристикой в жизни общества и неотделимо от человека.
Ч е л о в е ч е с к и е к а ч е с т в а л и ч н о с т и – это результат усвоения языка, ценностей, традиций, овладение приемами и навыками деятельности.
Д у х о в н а я к у л ь т у р а – это объединение искусства, науки, нравственности, религии.
К у л ь т у р н ы е т р а д и ц и и – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению (ценности, идеи, обычаи, обряды).
Формирование культуры, предполагает сохранение лучших элементов старого и создания нового, увеличивая культурные богатства в процессе творчества.
Каждая культурная ценность неповторимое (художественные произведения, изобретения, научные открытие).
Р а с п р о с т а н е н и е к у л ь т у р ы – это тиражирование в той или иной форме уже известного.
В духовной культуре называют два одинаково реальных облика:
1) Облик устойчивости, гармонии, единодушия.
2) Облик перемен, конфликтов, не решённых проблем.
Уровень развития духовных ценностей культуры измеряется объёмом создаваемых духовных ценностей в обществе и освоение их каждым человеком.
Ц е л ь к у л ь т у р ы – формировать способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к достижениям культуры.
Важным условием культурного развития, является наличие условий для развития способностей и талантов человека (музыкальные и художественные школы).
Кризисная ситуация сложившиеся в России изменила духовную жизнь общества.
Для современной Росси характерна:
1) Низкая материально-техническая обеспечение культуры.
2) Закрытие многих детских студий, клубов, дворцов культуры.
3) Засорение русского языка (брань, жаргон).
4) Бедственное положение науки и образования.
5) Коммерциализация культуры.
6) Выезд за границу и уход в другие отрасли деятелей культуры.
Всё это привело к падению культурного уровня и массовому бескультурью в России.
М о р а л ь – это форма норм и оценок в поведении и духовной жизни общества.
М о р а л ь – это нормы сознания.
Н р а в с т в е н н о с т ь – это реализация моральных норм в поведении людей.
Учение о нравственности и морали является этика.
М о р а л ь н а я (нравственная) о ц е н к а – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиции морального сознания общества.
Все моральные оценки опираются на вопрос: «Что такое добро?», и «Что такое зло?».
Нравственной деятельности человека является то, что оценка, как добро, а безнравственным как зло.
М о р а л ь н а я с а м о о ц е н к а – выражена в таких понятиях, как совесть, гордость, стыд и раскаяние.
С о в е с т ь – это способность личности, познавать этические ценности, формировать свои нравственные обязанности и осуществлять самоконтроль.
Ч е с т ь – это достойные уважения моральные качества личности проявляющиеся в деятельности.
Ч е с т н ы й ч е л о в е к – это добросовестный, ответственный и искренний человек.
Искренность, добропорядочность важны в сложных переходных периодах, когда сильно проявляются в отрицательных качествах.
Моральное начало не заложены в человеке от рождения, они формируются в семье, на основе примера родителей.
О с о б ы е н р а в с т в е н н ы е к а ч е с т в а ж и з н и – способность делать добро, распознавать зло, быть стойким к непремеримым к нему.
С а м о в о с п и т а н и е в с ф р е р е н р а в с т в е н н о с т и – это самоконтроль и предъявление высоких требований к самому себе.
«ЗоЛоТоЕ пРаВиЛо» нравственности:
«Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел чтобы другие поступали по отношению к тебе».
ЭКОНОМИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.
Э к о н о м и ч е с к а я т е о р и я – это наука изучающие хозяйственные основы и экономические отношения в обществе.
Экономическая теория ориентируется на подлинные социальные ценности:
1) Экономическую свободу личности.
2) Право собственности.
3) Право на предпринимательство.
Экономическая теория делится на два раздела:
1) Микроэкономика – изучает малые экономические единицы (потребителей, семейные хозяйства, фирмы) и их взаимодействие.
2) Макроэкономика – изучает хозяйственные системы в целом, национальные хозяйства, мировую экономику и общие экономические показатели.
ПРИНЦИПЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ:
1) Взаимодействие теории и практики, использование теоретического знания в практической деятельности.
3) Принцип реального историзма – предполагает построения экономических построений с учётом исторической ситуации.
Э к о н о м и к а – это одна из важнейших подсистем общества.
Э к о н о м и к а – это материальная производство и отношение возникшее в процессе производства материальных ценностей обмена и потребления.
Э к с т е н с и в н ы й п у т ь р а з в и т и я э к о н о м и к и – за счёт количественного прироста уже используемых средств.
Недостатки экстенсивного путей развития:
1) Очень большие затраты средств.
2) Техническое отставание.
Экстенсивный путь развития предполагает наличие в стране большого количества, трудовых и природных ресурсов.
Интенсивный путь развития экономики основывается на применении новой техники и технологии и повышении квалификации кадров.
Достоинство интенсивного пути развития:
1) Всесторонняя интенсификация – это обеспечение полного объёма ресурса сбережения.
2) Снимает преграды экономического роста.
3) Научно техническая революция.
Собственник имеет полномочие:
2) Пользоваться (производительном или личном использовать имущество в своих целях).
3) Распоряжаться (купить, продать, менять, дарить).
1) Частная собственность – это когда человек относится к имуществу как и к личному источнику обогащения.
2) Общая долевая собственность – это общее имущество, которое находится в собственности двух или несколько лиц и определяется доля каждого.
3) Общая совместная собственность – это нераздельное имущество и общий доход принадлежащий к каждому.
С о б с т в е н н о с т ь – это хозяйственное использование имущества, и способность ими распоряжаться.
П р и в а т и з а ц и я – передача государственной собственности в частную.
Н а ц и о н а л и з а ц и я – преобразование частной собственности в частную.
Рынок, как особый институт.
Р ы н о к – объединение сделок купли и продажи товаров.
С д е л к а – обмен товара на деньги.
1) Местный (в пределах села, города, района).
2) Национальный (внутренний).
1) Рынок рабочей силы.
2) Финансовый рынок.
5) Потребительский рынок (продукты, товары).
6) Рынок технологий.
7) Рынок духовных ценностей.
Покупатель имеет экономическую свободу если:
1) Он по желанию выбирает товар из множества.
2) Выбирает продавца из тех кто лучше обслужит и продаст товар по сходной цене.
1) Свободный – полная независимость продавцов и покупателей, характеризуется тремя признаками:
А) Нерегулируемым предложением, производитель самостоятельно решает какие товары и в каком количестве произвести.
Б) Нерегулируемым спросом, покупатель в зависимости от наличия денег сам определяет, что приобрести.
В) Нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и предложение.
2) Нелегальный рынок, имеет два направления:
А) Теневая торговля, ведётся с нарушениями правил купли продажи.
Б) Чёрный рынок, подпольная торговля вещами, которые запрещено производить и продавать.
3) Регулируемый рынок – торговля в соответствии с порядком закреплённым в правовых нормах и поддерживаемых государством.
В рыночных отношениях действуют два экономических закона: закон стоимости и закон спроса и предложения.
Закон стоимости – формирует уровень средних цен.
Закон спроса и предложения – определяет соотношение денег и товаров на рынке.
Колебания цен влияет на деятельность товаропроизводителя.
Через цены, рынок регулирует производство: что производить и в каких количествах.
Рынок пробуждает его участников к снижению производственных затрат, совершенствованию техники, технологии, повышению производительности труда.
Современная рыночная экономика – механизм координации деятельности товаров производителей и потребителей на основе экономических законов.
Государство и экономика.
Г о с у д а р с т в о – система управление общества.
Государство поддерживает общественный порядок, использует клеящиеся средства для экономического развития и обеспечивает безопасность страны.
1) Законодательной властью (парламент).
2) Наполнительной властью (правительство и министерство.
Для реализации социальных и культурных программ, развитие науки и образование, важную роль играет государственный бюджет, который формирует за счёт системы налогов.
Государство устанавливает процент налога с физических и юридических лиц. Во внешнеполитической деятельности государство исходит из интересов и защиты национального производителя.
Государство воздействует на экономические отношения:
1) Правовое регулирование направлено на упорядочение рыночных отношений.
2) Государственные заказы (позволяют, увеличит спрос, и расширить внутренний рынок).
3) Финансово-экономическое регулирование в форме налогов.
4) Кредитно-денежная система (Госбанк ограничивает или расширяет возможности получения кредита).
5) Экономическое программирование (программы, прогнозы, планирование).
Закон о правах потребителя: направлен на защиту интересов каждого члена общества от некачественной продукции.
Главная задача государства, свести к минимуму отрицательные последствия рыночных реформ (безработица, рост цен, некачественная продукция и т. д.).
Экономическая жизнь включает в себя элементы конкуренции и монополии.
К о н к у р е н ц и я – соперничество между участниками рынка за лучшие условия купли и продажи товаров.
Борьба за выживание и экономическое процветание – это важнейшее свойство рыночного хозяйства.
М о н о п о л и я – право производства или торговли принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.
М о н о п о л и я – сила подрывающая конкуренцию и свободный рынок.
В н.19 в. – н.20 в. возникла мировая система хозяйства.
М и р о в о й р ы н о к – объединение международных товара денежных отношений всех стан.
Интернализацию хозяйственных отношений породили:
2) Возникновение международных монополий.
3) Международная торговля.
В 20 в. Международные монополии поделили мировые рынки сбыта, источники сырья и области применения капитала.
Для развития мирового хозяйства характерно:
1) Международное сотрудничество на основе материальной заинтересованности.
2) Расширение мирового рыночного пространства.
3) Перемещение рабочей силы из одной страны в другую.
М и р о в а я т о р г о в л я – вид торговли, когда товары пересекают границы стран.
Экономической основой современного мирового хозяйства служит интернационализация производства.
М е ж д у н а р о д н о е р а з д е л е н и е т р у д а – специализация определённых стран их производстве тех или иных товаров, в целях продажи в других странх.
Н Т Р – углубляет общественной разделение труда, осуществляется переход от предметной к по детальной специализации.
Интернационализация производства увеличивает производство новой продукции до мировых размеров, углубляет общественное разделение труда и расширяет международную кооперацию труда.
М е ж д у н а р о д н а я к о о п е р а ц и я т р у д а – когда большое количество предприятий, входящие в национальные комплексы, становятся звеньями мирового хозяйства.
П р и н ц и п с р а в н и т е л ь н о г о п р е и м у щ е с т в а – когда страны специализируются на производстве товаров, выпуск которых обходится дешевле, чем в других странах.
Социальная структура. Изменение социальной структуры Российского общества.
С о ц и а л ь н ы е н е р а в е н с т в а (дифференсация) – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.
Э к о н о м и ч е с к и е д и ф ф е р е н с а ц и я – различие доходов, деление на богатых, средних, бедных.
П о л и т и ч е с к а я д и ф ф е р е н с а ц и я – деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров.
П р о ф е с с и о н а л ь н а я д и ф ф е р е н с а ц и я – деление общества на группы, по роду деятельности.
Современная наука считает, что неравенство – это политическое явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальные слои образуют социальную структуру.
С т р а т ы (слои) – объединения людей по одинаковому положению в обществе (доход, профессия, образование).
К л а с с ы – устойчивая социальная структура, формировавшаяся в обществе.
Л ю м п е н ы – люди опустившиеся на дно общественной жизни.
М а р г и н а л ы – люди занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями (слоями).
С о ц и а л ь н а я м о б и л ь н о с т ь – переход людей из одних общественных групп в другие.
Г о р и з о н т а л ь н а я м о б и л ь н о с т ь – переход человека в группу расположения на том же уровне, что и прежняя.
В е р т и к а л ь н кА я м о б и л ь н о с т ь – переход с одной ступени социальной лестницы на другую (восходящая, нисходящая).
К социальным лифтам называют способы перехода из одной социальной группы в другую (образование, связи, знакомства) профессионализм, выгодный брак, участие в политической жизни.
Изменение в экономике России ведут к появлению новых социальных групп (предприниматели, фермеры).
Острой социальной проблемой, является падение статуса новых интеллектуальных профессий (инженеры, работники культуры, учёные, учителя, врачи).
Тяжёлое положение сохраняется у защищенных групп населения (многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные).
Семья, как социальный институт.
Важнейшим элементом социальной структуры является СЕМЬЯ.
Положение семьи служит барометром состояния общества, показывая степень социально-культурного развития.
С е м ь я – главная единица общества, которое отвечает за рождение и воспитание детей, организует деятельность всех членов семьи для удовлетворения потребностей организмов.
Семья остаётся высшей ценностью, и государство должно укреплять её позиции.
Правительство многих стран принимает специальные меры: пособия и финансовые льготы; создания дошкольных учреждений; приспособление режима рабочего; отпуск для родителей, в связи с уходом за маленькими или больными детьми.
В обществе есть стремление к укреплению семьи и проведение положительной демографической политики, ведущей к росту рождаемости.
Семья – это коллектив, в котором всем должно быть хорошо.
Плохая семья – если коллектива нет.
Психологический климат в семье – отношения в семье, от которых зависит самочувствие и настроение её членов.
Семья – это лучшее место для восстановления затраченных сил.
Молодёжь многое не устраивает в жизни своих родителей, но из этого не следует, что каждое новое поколение должно поднимать бунт против сложившегося уклада жизни в семье.
Будьте терпимы к родителям и помогайте им быть терпимыми.
Справедливость в семье, когда не ущемляются интересы ни одного члена семьи и равноправно распределяются многочисленные обязанности.
Каждому должно принадлежать полновесное слово в распределении домашнего бюджета и в проведении семейных мероприятий.
Опыт счастливых семей показывает, что ласковое слово, понимание, проявление участия в делах и заботах близких, способны ослабить противостояние и оздоровить обстановку.
Власть и её применение.
В л а с т ь – это возможность влиять на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.
Люди обязаны подчиняться выше стоящим.
Государство нуждается в организации, которая влияет на всех членов общества и обеспечивает порядок.
1) Государство должно иметь авторитет у граждан.
2) У государства должны быть деньги.
3) Государство должно принимать полезные и справедливые законы.
4) У государства должна быть сила.
Власть – важнейший элемент общественной организации. Она позволяет принуждать большие массы людей, к выполнению тех или иных задач и решений. Поэтому в обществе возникает борьба за власть и её использование, для проведения той или иной политики.
П о л и т и к а – цели и средства их достижения направлены на реализацию в жизни интересов групп людей.
П о л и т и ч е с к и е п а р т и и – объединяют представителей общественных групп, которые хотят участвовать в политической деятельности.
Политика играет большую роль в развитии общества. От того какую политику проводит государство, зависит лучше или хуже будут условия жизни, благосостояния, степень свободы различных социальных слоёв.
Политическая система общества.
П о л и т и ч е с к а я с и с т е м а о б щ е с т в а – объединения политических отношений, возникающих между социальными слоями и государствами на международной арене.
Основные элементы политической системы:
1) Политические отношения – это отношения связанные с вопросами государственной власти.
2) Политические организации – создаются, чтобы выражать классовые, групповые, национальные интересы и т. д. (партии, организации, движения).
3) Политические нормы – устанавливают границы политического поведения и ответственность за политическую деятельность. К ним относятся: корпоративные, правовые нормы, политические обычаи, традиции и мораль.
4) Политическая культура – какие политические и нравственные принципы избирают личности в процессе политической деятельности.
В результате взаимодействия 4 элементов в обществе складывается количественный порядок (режим).
Т о т а л и т а р н ы й р е ж и м – полный контроль государства над всеми сферами жизни общества.
А в т о р и т а р н ы й р е ж и м – допускает некоторое инакомыслие в не политических сферах и отсутствием массового террора.
Д е м о к р а т и ч е с к и й р е ж и м – защищает права и свободы граждан, есть многопартийность, выборность и сменяемость руководства.
Основные функции политического управления:
1) Обработка и использование информации.
2) Принятие и реализация решений.
3) Контроль за их исполнение.
С у б ъ е к т ы п о л и т и к и – социальные группы, слои, классы, нации, личности.
О б ъ е к т о м п о л и т и к и, является общество.
В н у т р е н н я я п о л и т и к а – политические отношения в собственной стране.
В н е ш н я я п о л и т и к а – мировое сообщество и международные отношения.
Цели политики могут быть актуальными и не актуальными, приоритетными, реальными и не реальными.
С р е д с т в а п о л и т и к и – реформы, референдумы, войны, революции, переговоры.
В современном противоречивом мире от субъекта политики требуется высокая политическая культура, мораль и политическая воля.
Г р а ж д а н с к о е о б щ е с т в о это:
1) Находящаяся на определенном уровне развития общество людей с помощью труда удовлетворяющие свои потребности.
2) Добровольно сформировавшиеся объединение людей (семьи, партии, слои).
3) Объединение не государственных отношений (экономические, национальные, духовные и т. д.).
4) Сфера самореализации свободных личностей.
В 80-х годах ХХ-го века, во многих странах мира, сформировалось правовое государство.
О с н о в ы п о л а г а ю щ и е п р и н ц и п правового государства – это верховенство права во всех сферах общества.
Правовое государство считают наиболее наиболее развитым, лучшего человечеством пока не придумана.
Нерушимость закона закрепляется в конституции страны и распространяется на другие законы и нормы.
На страже неукоснительного соблюдения конституционных законов, стоит конституционный суд и вся система судов.
Главный принцип верховенства права (закона), предопределяет подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, организаций и граждан.
Правовое государство имеет качественные законы. Они являются гуманными, справедливыми, закрепляют главные права человека.
П р а в а ч е л о в е к а – это права на жизнь, на жилище, работу, медицинское обслуживание, свободу слова, вероисповедания и т. д.
Государство признаёт автономию личности по отношению к себе и рассматривает её, как равноправного партнёра.
Незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его интересов и охрана, и гарантированность, является о с н о в о й п р а в о в о г о
г о с у д а р с т в а.
В правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.
Правовое государство, законодательно закрепляет предпринимательскую деятельность, свободное владение, пользование и распоряжение имущества.
П р и н ц и п р а з д е л е н и я в л а с т е й – это разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Это означает, что не одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть.
В процессе формирования правового государства прослеживается общая черта.
О б щ а я ч е р т а – это движение человечества к свободе, стремление обуздать государство и заставить его уважать и защищать права и достоинство личности.
Право в системе социальных норм.
П р а в о в ы е н о р м ы – это правила поведения установленные государством, реализация которых, обеспечивается силой государства.
Правовые нормы, являются распространённым видом социальных норм.
П р а в о м называется объединение существующих правовых норм в государстве.
Правовые нормы регулируют значимые общественные отношения (экономические, политические, культурные и т. д.).
1) Нормативностью (т. е. состоит из норм).
2) Общеобязательностью (правовые нормы обязательны для исполнения лицами и организациями).
3) Определённостью (выражены в словесно-письменной форме и отличаются определённостью).
5) Многократностью применения (регулируют не ограниченное количество случаев).
6) Гарантированностью государства (реализация норм, обеспечивается государством).
Право призвано быть, стабилизирующем фактором общественного развития.
Реализация правовых норм, их исполнение связано с тем, насколько люди считают данные нормы справедливыми. Наиболее тесную взаимосвязь, право имеет с моралью. Нормы морали распространяют своё влияние на более широкую сферу отношений, чем та, которая регулируется правом.
Правовые нормы ложны выражать интересы населения и обеспечивать удовлетворения его потребностей.
Устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, право вносит порядок в общество, развивая у людей чувства справедливости и гуманности.