Что такое отрасль предприятия
Теория организации: конспект лекций.
1. Принадлежность предприятия к отрасли.
Основной задачей любого предприятия является выявление назначения выпускаемой продукции или характера оказываемой услуги. Поэтому основной признак для отнесения предприятия к отрасли – назначение выпускаемого товара. Однако имеются и другие дополнительные признаки, например однородность перерабатываемого сырья и однородность технологического процесса.
Чтобы отнести предприятие к определенной отрасли хозяйственной системы, важно знать классификацию отраслей.
Отрасли, выполняющие однородные функции в системе общественного разделения труда:
2) сельское хозяйство;
3) лесное хозяйство;
7) торговля и питание;
8) материально-техническое обеспечение производства, сбыт;
9) информационно вычислительное обслуживание;
10)общая коммерческая деятельность;
14)здравоохранение и физическая культура;
16)культура и искусство;
17)наука (все фундаментальные НИИ);
18)финансирование, кредитование, страхование;
20)общественные организации и партии.
В соответствии с данной классификацией каждое предприятие можно отнести к той или иной отрасли в зависимости от его производственного назначения. Каждая отрасль имеет подотрасль. Так, например, к подотраслям промышленности можно отнести следующие:
2) топливную промышленность;
3) машиностроительный комплекс;
4) черную и цветную металлургию;
5) легкую и пищевую промышленность.
Дальнейшая специализация легкой промышленности выглядит следующим образом:
В свою очередь, группами предприятий текстильной промышленности являются:
Таким образом, любое предприятие можно так или иначе в соответствии с его специализацией и назначением выпускаемого им продукта отнести к той или иной отрасли народного хозяйства. Но предприятия группируются не только по вышеперечисленным признакам. Существует множество классификаций.
Различают следующие виды собственности.
1. Государственная собственность. Сюда входят предприятия бюджетной сферы, которые непосредственно обеспечиваются и финансируются из государственной казны или бюджета соответствующего уровня. Как известно, государственный бюджет имеет трехуровневый вид: федеральный уровень, региональный и уровень субъектов Федерации (местный). Правда сегодня отсутствует само по себе название «государственное предприятие», оно теперь называется унитарным (или казенным).
2. Частная собственность представляет независимое от государства имущество, которым располагают физические и юридические лица (например, частное предприятие (ЧП), собственность общественных организаций некоммерческого сектора, совместная с иностранным капиталом собственность). Кроме того, можно выделить арендную, акционерную (ОАО, ЗАО и пр.) и кооперативную (строительные, жилищные и другие кооперативы) формы.
Предприятия можно классифицировать в соответствии с их размерами посредством следующих критериев: по среднесписочной численности персонала, исходя из объемов производства, т. е. количества товаров и услуг, которые производятся на данном предприятии, по мощности установленного оборудования. На основании этого предприятия бывают:
1) мелкими: до 100 человек в промышленности, 70 – в сельском хозяйстве, до 30 – в бытовом обслуживании;
2) средними – предприятия с персоналом не более 300 человек;
3) крупными – 300 и более рабочих.
Данная классификация приведена относительно российских предприятий. К средним в мире относят предприятия с численностью работников около 500. Помимо этих критериев, экономисты классифицируют предприятия по географическому (территориальному) признаку. В зависимости от территориально-национальных масштабов деятельности предприятия бывают национальными и транснациональными, т. е. межнациональными. По организационно-правовым формам предприятия делятся на единоличные владения (ЧП), партнерства и корпорации.
1. Принадлежность предприятия к отрасли
1. Принадлежность предприятия к отрасли
Основной задачей любого предприятия является выявление назначения выпускаемой продукции или характера оказываемой услуги. Поэтому основной признак для отнесения предприятия к отрасли – назначение выпускаемого товара. Однако имеются и другие дополнительные признаки, например однородность перерабатываемого сырья и однородность технологического процесса.
Чтобы отнести предприятие к определенной отрасли хозяйственной системы, важно знать классификацию отраслей.
Отрасли, выполняющие однородные функции в системе общественного разделения труда:
2) сельское хозяйство;
3) лесное хозяйство;
7) торговля и питание;
8) материально-техническое обеспечение производства, сбыт;
9) информационно вычислительное обслуживание;
10)общая коммерческая деятельность;
14)здравоохранение и физическая культура;
16)культура и искусство;
17)наука (все фундаментальные НИИ);
18)финансирование, кредитование, страхование;
20)общественные организации и партии.
В соответствии с данной классификацией каждое предприятие можно отнести к той или иной отрасли в зависимости от его производственного назначения. Каждая отрасль имеет подотрасль. Так, например, к подотраслям промышленности можно отнести следующие:
2) топливную промышленность;
3) машиностроительный комплекс;
4) черную и цветную металлургию;
5) легкую и пищевую промышленность.
Дальнейшая специализация легкой промышленности выглядит следующим образом:
В свою очередь, группами предприятий текстильной промышленности являются:
Таким образом, любое предприятие можно так или иначе в соответствии с его специализацией и назначением выпускаемого им продукта отнести к той или иной отрасли народного хозяйства. Но предприятия группируются не только по вышеперечисленным признакам. Существует множество классификаций.
Различают следующие виды собственности.
1. Государственная собственность. Сюда входят предприятия бюджетной сферы, которые непосредственно обеспечиваются и финансируются из государственной казны или бюджета соответствующего уровня. Как известно, государственный бюджет имеет трехуровневый вид: федеральный уровень, региональный и уровень субъектов Федерации (местный). Правда сегодня отсутствует само по себе название «государственное предприятие», оно теперь называется унитарным (или казенным).
2. Частная собственность представляет независимое от государства имущество, которым располагают физические и юридические лица (например, частное предприятие (ЧП), собственность общественных организаций некоммерческого сектора, совместная с иностранным капиталом собственность). Кроме того, можно выделить арендную, акционерную (ОАО, ЗАО и пр.) и кооперативную (строительные, жилищные и другие кооперативы) формы.
Предприятия можно классифицировать в соответствии с их размерами посредством следующих критериев: по среднесписочной численности персонала, исходя из объемов производства, т. е. количества товаров и услуг, которые производятся на данном предприятии, по мощности установленного оборудования. На основании этого предприятия бывают:
1) мелкими: до 100 человек в промышленности, 70 – в сельском хозяйстве, до 30 – в бытовом обслуживании;
2) средними – предприятия с персоналом не более 300 человек;
3) крупными – 300 и более рабочих.
Данная классификация приведена относительно российских предприятий. К средним в мире относят предприятия с численностью работников около 500. Помимо этих критериев, экономисты классифицируют предприятия по географическому (территориальному) признаку. В зависимости от территориально-национальных масштабов деятельности предприятия бывают национальными и транснациональными, т. е. межнациональными. По организационно-правовым формам предприятия делятся на единоличные владения (ЧП), партнерства и корпорации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Как показать свою принадлежность к сообществу руководителей
Как показать свою принадлежность к сообществу руководителей Что такое «сообщество руководителей» и какое оно имеет к вам отношение Самое очевидное для окружающих (и незаметное для самого руководителя) – это понимание того, что, становясь руководителем, вы не просто
Какие привилегии и возможности дает принадлежность к сообществу руководителей
Какие привилегии и возможности дает принадлежность к сообществу руководителей Руководители – такие же профессионалы, как и все остальные. С небольшой добавкой: это, как правило, люди незаурядные, привыкшие добиваться своих целей, облеченные властью и полномочиями
Знание отрасли и товара
Знание отрасли и товара 1. Советую читать хотя бы по одной статье в день о сфере, в которой продаешь. Идеи, успешные модели нужно искать у лучших из лучших. Это минимум. Хотя бы пять минут в день выделить на это. Например, на сайте «5 сфер». Но не просто читай, а используй
Создаем племя: принадлежность, значимость и признание
Создаем племя: принадлежность, значимость и признание Во многих компаниях лояльность – это односторонний процесс: компания требует от сотрудника лояльности, самоотдачи и обязательств с первого дня и до момента его сокращения, перевода или просто увольнения.
Принадлежность и значимость
Принадлежность и значимость Племенной инстинкт заложен в каждом из нас. У всех есть потребность принадлежать к группе. Это общечеловеческое желание. То, как мы одеваемся, указывает на наше «племя»: военные демонстрируют свою принадлежность к какому-либо роду войск с
Фирма и отрасль
Вы будете перенаправлены на Автор24
Фирма
Фирма – это обособленный экономический и технический комплекс, предоставляющий покупателям социальные блага с целью получения прибыли.
Как правило, фирмой называют одно или несколько объединенных предприятий, главной целью которых является продвижение конечного или сопутствующих продуктов на рынке. Фирма имеет статус самостоятельного хозяйствующего субъекта, и ее деятельность направлена на получение максимальной величины прибыли, что возможно только при условии производства продукции, нужной покупателю.
С точки зрения экономики фирма является важным звеном, поскольку она обеспечивает занятость населения, предоставляя рабочие места, выплачивая зарплату, участвуя в решении многих социальных проблем.
Фирмы имеют широкую классификацию касаемо всех аспектов ее деятельности. Они классифицируются:
Отрасль
Отрасль являет собою группу конкурирующих фирм, которые продают на рынке схожие продукты потребления.
В отрасль могут входить:
Готовые работы на аналогичную тему
Особенность отрасли как рыночного элемента заключается в том, что любые фирмы могут свободно входить и выходить из нее. Приоритетная отрасль каждой отдельно взятой фирмы – это сфера деятельности, в которой зафиксировано наивысшее процентное соотношение дохода фирмы к ее общей прибыли. Если уровень прибыли, который фирма извлекает на одном из рынков, становится неоправданно низок и не покрывает даже расходы, то фирма переориентируется на отрасль, которая приносит более высокую прибыль при одинаковой степени риска.
Бывает, что фирмы начинают извлекать очень высокую прибыль. Это автоматически стимулирует другие фирмы войти в эту же отрасль. Вхождение в перспективную отрасль большого количества фирм приводит к увеличению роста предложения, что сказывается на цене продукции, доносимой до покупателя. Цена становится все ниже и ниже, до тех пор, пока экономическая прибыль от реализации продуктов отрасли не станет равна нулю.
Отрицательная экономическая прибыль вынуждает фирмы уходить из данной отрасли в поисках более выгодного направления. Такие колебания прибыли и предложения в отраслевых сегментах являются основным регулирующим фактором по увеличению или сокращению производства благ для потребителя на рынке товаров и услуг. Сокращение или увеличение изготовляемых продуктов потребления возвращают уровень потенциальной прибыли к нулевой отметке.
По причине постоянного колебания прибыли на почве роста и падения предложения внутри отраслей, современные фирмы практически всегда специализируются на многопрофильном походе к деятельности. Это делает их существование более устойчивым к экономическим внутриотраслевым спадам. Рассредоточение капитала фирмы по разным отраслям и образование многопрофильного производства называется диверсификацией.
Легко проследить за разницей, которая существует между предприятием и фирмой как субъектами производственной деятельности.
Если предприятие – это, как правило, однопрофильное производство, то фирма может сосредотачивать свою деятельность в разных направлениях. Таким образом, фирма может включать в себя несколько предприятий с несхожей специализацией.
Вариабельный подход к распределению капитала фирмы в разных отраслевых сегментах укрепляет стойкость фирмы в условиях жесткой конкуренции.
Барьеры входа и выхода в отрасль и на рынок
Фирмы, готовые выйти в отраслевой сегмент рынка товаров и услуг, должны знать, что их вхождение неизбежно повлечет за собою перераспределение рынка, повышение уровня конкуренции и снижение цен.
Кроме того, нужно учесть, что вхождению предприятия на рынок может препятствовать целый ряд барьеров, разнообразных по своему характеру. Это может быть высокий уровень капиталоемкости (например, в автомобильной промышленности), существенные тарифные скидки (авиационные перевозки), территориальное размещение магазинов (розничная торговля), высокая скорость морального обновления (компьютерная и мобильная техника).
Существуют входные и выходные барьеры, которые препятствуют свободному проникновению фирмы внутрь рынка и отраслей.
Входными барьерами могут оказаться жесткий контроль сфер сбыта продукции, их раздел между монополистическими структурами, искусственная ограниченность некоторых видов экономических ресурсов, необходимых для производства конкурентных благ.
Входные барьеры воздвигаются на уровне получения патентов на изобретения и лицензий по запуску производства. Отсутствие патента лишает исконного владельца всяких прав на распоряжение своей идеей. Этот жесткий юридический барьер обойти невозможно, поскольку он имеет правовую природу. Прохождение данной стадии занимает достаточное количество времени и усилий.
Существуют и экономические входные барьеры на стадии проведения нововведений на рынок товаров и услуг. Собственник новейших изобретений тщательно оберегает свои уникальные разработки, и тем самым создает природную монополию на данный вид продукции. Проходят годы, прежде чем конкурентам удается разработать полностью аналогичный товар, а все потому, что подробные знания о запуске и производстве новых технологий известны ограниченному кругу людей.
Поэтому часто конкуренция на стадии «ноу-хау» может принимать достаточно жесткий характер, особенно в том случае, если изобретение более совершенного вида продукции породило незанятый сегмент рынка с высокими возможностями сверхприбыли. Тогда монополисты скупают мелкие предприятия, внедряют на них технологические нововведения под своей торговой маркой, что значительно расширяет сферы влияния на рынке. Подобная тактика монополистов внутри отраслей направлена на устранение возможных конкурентов. Ограниченные возможности сбыта нередко являются главным тормозом, понуждающим мелкие фирмы отказаться от попыток вхождения в отраслевой рынок. Если существует высокий риск того, что затраты на производство и поиск сфер сбыта не окупятся, фирмы воспринимают это как потенциальную угрозу и не рассматривают более данную отрасль в качестве возможного источника получения прибыли.
Существуют и выходные барьеры на рынке товаров и услуг, которые являются сдерживающим фактором для крупных монополий, преуспевающих в какой-либо отрасли. Эти барьеры могут быть достаточно громоздкими, носить не только экономический, но и социальный характер. Именно они понуждают крупные фирмы терпеть убытки от снижения спроса и покупной цены. Это случаи, когда сворачивание производства и уход с отраслевого рынка будет стоить значительно дороже, чем убытки на снижении прибыли. Такими выходными барьерами могут стать высокие затраты на консервацию производства, выплаты увольняемому персоналу компенсаций, необходимость списания крупных инвестиций, проблемы с закрытием юридической фирмы, наличие неоплаченных кредитов.
Что такое отрасль предприятия
9. Принадлежность предприятия к отрасли
Чтобы отнести предприятие к определенной отрасли хозяйственной системы, важно знать классификацию отраслей
Отрасли, выполняющие однородные функции в системе общественного разделения труда:
2) сельское хозяйство;
3) лесное хозяйство;
7) торговля и питание;
8) материально-техническое обеспечение производства, сбыт;
9) информационно вычислительное обслуживание;
10) общая коммерческая деятельность;
11) геология, геодезия;
12) жилищное хозяйство;
13) коммунальное хозяйство;
14) здравоохранение и физическая культура;
16) культура и искусство;
17) наука (все фундаментальные НИИ);
18) финансирование, кредитование, страхование;
20) общественные организации и партии.
В соответствии с данной классификацией каждое предприятие можно отнести к той или иной отрасли в зависимости от его производственного назначения.
Различают следующие виды собственности.
1. Государственная собственность.
2. Частная собственность.
Предприятия можно классифицировать в соответствии с их размерами посредством следующих критериев: по среднесписочной численности персонала, исходя из объемов производства, т. е. количества товаров и услуг, которые производятся на данном предприятии, по мощности установленного оборудования. На основании этого предприятия бывают:
1) мелкими: до 100 человек в промышленности, 70 – в сельском хозяйстве, до 30 – в бытовом обслуживании;
2) средними – предприятия с персоналом не более 300 человек;
3) крупными – 300 и более рабочих.
Данная классификация приведена относительно российских предприятий. К средним в мире относят предприятия с численностью работников около 500. Помимо этих критериев, экономисты классифицируют предприятия по географическому (территориальному) признаку. В зависимости от территориально-национальных масштабов деятельности предприятия бывают национальными и транснациональными, т. е. межнациональными. По организационно-правовым формам предприятия делятся на единоличные владения (ЧП), партнерства и корпорации.