Что такое отрезок времени история
Интегрированный урок окружающий мир + история в 4-м классе «Историческое время: век, тысячелетие, эра. Лента времени»
Тема: «Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени».
Задачи урока:
Оборудование для учителя: учебник О.Т. Поглазова В.Д. Шилин «Окружающий мир»; рабочая тетрадь № 1 О.Т. Поглазова «Окружающий мир»; М.Т. Студеникин В.И. Добролюбова «Методика преподавания истории в начальной школе»; О.Т.Поглазова «Методические рекомендации по изучению исторического материала в интегрированном курсе «Окружающий мир»». «Лента времени» (большая бумажная лента, на которой постепенно будут наклеиваться или рисоваться, отображающие основные события истории Отечества),таблички со словами «календарь», «дата»; таблица счета лет.
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь №1, «лента времени» (на каждой парте), карточки в конвертах с датами и пословицами,сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
— Что является стрелкой в солнечных часах?
— Какое время показывают часы в полдень?
— Как можно проверить точность хода часов?
— Что можно соорудить в школьном дворе, чтобы наблюдать изменение положение Солнце на небе в разные времена года?
— Как называется высокий вертикальный шест в солнечных часах?
— Как называются часы с использованием воды?
2. Блиц-опрос (учащиеся используют сигнальные карточки: если верно данное высказывание – зеленую, если неверно – красную).
— Шведский ботаник Карл Линней устроил цветочные часы.
— В солнечных часах стрелкой является маятник.
— Электронными часами пользовались монахи-летописцы.
— Самые точные часы атомные.
— В электронных часах маятником являются колеблющиеся заряженные частицы.
— Механические часы появились тысячу лет назад.
— Водяные часы – современные.
— Часы с кукушкой называют электронными.
Ответы: да, нет, нет, да, да, нет, нет, нет.
III. Сообщение темы урока.
Ребята, часто ли вам приходится слышать такие выражения: «У него сегодня торжественная дата», «Дата его рождения».
Назовите дату вашего рождения. Дату рождения ваших родителей.
Ответ уч-ся: Это когда называют – день, месяц и год события.
Как же мы узнаем с вами эти даты? Что нам в этом помогает? (календарь)
— На доске вывешивается большой календарь.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Ответ уч-ся: Мы будем сегодня говорить о датах и календарях?
Действительно, мы сегодня познакомимся с видами календарей. Узнаем, что такое историческое время.
IV. Что такое календарь.
1.Работа по учебнику
— Откуда же взялось слово «календарь»?
— Что же сейчас называют словом «календарь»?
У вас у каждого на парте лежат календари. Давайте, рассмотрим:
— Сколько месяцев составляет год?
— Одинаково ли количество дней в месяцах?
— Одинаково ли количество недель в месяцах?
— Какие существуют календари?
— Каким календарем пользуемся мы с вами?
— Что определяют по календарям? (даты происходящих событий)
2. Работа с тетрадью на печатной основе.
А с вами происходили важные события?
— Что же самое важное произошло за годы вашей жизни?
Давайте нанесем эти события на линию времени, которая у вас находится в тетради на с.9 №21.
(На доске учитель чертит линию времени. Это прямая линия, разделенная поперечными черточками на равные отрезки, означающее определенное число лет. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях).
— Какое самое важное событие произошло в жизни ваших родителей и вашей?
— Когда пошел(а) в детский сад? В школу?
— Сколько лет был(а) в детском саду? Сколько учишься в школе?
— Сколько лет многим из вас исполнилось в этом году? (10)
Можно сказать, что вы прожили свое первое десятилетие.
— Сколько прожили десятилетий ваши родители? дедушки, бабушки?
— Как вы думаете, а происходили ли какие-либо события до вашего рождения, рождения ваших родственников?
— Какая наука изучает жизнь человечества в прошлом?
Рассмотрите иллюстрацию на с.23 учебника.
— Как развивалось человечество?
Физминутка
V. Как изображают течение времени.
1.Чтение отрывка.
Вы любите слушать рассказы о сказочных странах?
Сейчас я вам прочитают отрывок из книги Л.Талимоновой «Путешествие во времени», о стране Беоргин.
(Учитель читает отрывок из книги Л.Талимоновой «Путешествие во времени»).
«В стране Беоргин жили замечательные люди. Превыше всего беоргийцы ставили гармонию в мире. Жили они по законам Истины, Добра и Красоты. Они верели в Бесконечность и поклонялись Времени. В представлении беоргийцев Время делилось на три части: Прошлое, Настоящее, Будущее. Прошлое они принимали за абсолютную истину и уважали его. Будущее – всегда движение вперед, к чему – то лучшему. А Настоящее – это только мостик из Прошлого в Будущее. Беоргийцы представляли Время огромной рекой, текущей из Прошлого в Будущее…»
Вопросы:
— Какое представление о времени было у жителей сказочной страны и какое представление о времени у вас?
— Чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»?
— Чем отличаются понятия «вчера», «сегодня», «завтра»?
Путешествовать в историю нам поможет «Лента времени». Она даст возможность понять, как далеко во времени стоит одно событие от другого.
— Чем настоящее время отличается от исторического времени?
Учитель: В настоящем времени, как правило, задают вопрос «В каком году это было?», в историческом времени – «Когда произошло событие?». Отвечая на вопрос об историческом событии, могут назвать год, век, тысячелетие.
2. Работа с «Лентой времени»
(У уч-ся на каждой парте лежит «лента времени» и 2 конверта, на доске вывешивается большая бумажная «лента времени»)
Положите перед собой ленту времени и скажите:
— Что отмечают на ленте времени? (Даты, события.)
— Что еще отмечают на «ленте времени»?
Работа в парах
Возьмите белый конверт. В нем таблички с единицами измерения времени: эра, месяц, день, год, век, неделя. Расставьте в хронологической последовательности приведенные здесь единицы измерения.
— Что у вас получилось?
Ответ: день, неделя, месяц, год, век, эра.
— Какие из этих единиц можно использовать для описания жизни вашей семьи, а какие – для истории города, страны, народа?
— Что же еще отмечают на «ленте времени»? (год,век,тысячелетие)
— Сколько веков составляет тысячелетие?
Учитель : В «историческом времени» принято пользоваться арабскими и римскими цифрами. Арабскими, как правило, обозначаются годы, а римскими – века.
Работа в тетради с.8 №18.
Заполните пропуски римскими цифрами.
— А как же надо определять век по году?
Все годы каждого века с 1-го по 100– й включительно относятся к одному веку.
За точку отсчета времени в большинстве стран мира принят год, в котором, по библейскому преданию, родился Иисус Христос. Эта дата делит всю историю людей на два периода – на две эры: «до нашей эры» (до н. э.) и «нашу эру» (н.э.).
VI.Обобщение знаний учащихся.Практическая работа.
1.Работа с «лентой времени, карточками-датами.
Сейчас мы поработаем с «лентой времени» и с карточками – датами. Для этого вам необходимо взять розовый конверт и достать карточки, да еще 2 листочка с пословицами.
(В конверте уч-ся находятся даты: 862г.,988г., 1147г., 1242г., 1380г.1495г.,1700г.1861г.,2000г.,2001г.).
а) Определите век по дате и расположите дату на «ленте времени».
Работа выполняется фронтально.
— В каком веке мы с вами живем? (21в.)
— С кого года начался XXI век? (2001г.)
— Какой был предыдущий век? (ХХв.)
— Каким годом он закончился? (2000г.)
Возьмите 1-й листок (белый). Это пословицы.
б) Составьте дату из пропущенных в пословицах цифр. Выполним эту совместно.
Что эта дата означает?
….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.
У ….. нянек дитя без глазу.
Из следующих пословиц, узнайте дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля. Работу выполняют самостоятельно в парах с последующей проверкой.
Семеро с ложкой, …. один с сошкой.
Пошел на все ….. стороны.
….. раз надо сказать, на десятый только послушает.
….. пальцев в одно кольцо не возьмешь.
в) Определите, к каким векам относятся оставшиеся года и расположите их на «ленте времени».(862г.,988г.,1242г., 1380г., 1700г., 1861г.)
Давайте, проверим как вы справились с этим заданием ( уч-ся отвечают, а учитель поясняет даты или спрашивает у детей).
— Начинайте называть даты и век в хронологическом порядке.
Ответы уч-ся:
Учитель: Это год рождения древнерусского государства.
Учитель: Это год Крещения Руси.
Ответ уч-ся: Основание Москвы
Учитель: Ледовое побоище.
Учитель: Куликовская битва.
Ответ уч-ся: Сооружение кирпичных стен и башен Кремля.
Кто помнит, что это за дата?
Ответ уч-ся: С этого года в России по Указу Петра I Новый год отмечается с 1 января.
Кто помнит, что это за дата?
Ответ уч-ся: Отмена крепостного права в России.
Чем знаменателен для вас ХХ в.?
Ответ уч-ся: В этом веке мы родились.
Чем знаменателен для вас ХХI в.?
Ответ уч-ся: Мы сейчас живем в этом веке.
VII.Итог урока.
— Что взято за основу счета времени в солнечном и лунном календарях?
— Как следует называть дату события?
— Какие единицы исчисления используют историки?
— Что такое «лента времени»?
— Сколько лет, веков, тысячелетий длится наша эра?
Молодцы! Все вы очень хорошо работали на уроке!
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
Домашнее задание: учебник с.22-25; рабочая тетрадь №1 с.8-9 № 19,20.
Исторические эпохи по порядку
Содержание статьи
Что такое исторические эпохи, и в каком порядке они расположены? По какому принципу выстраивалась именно такая хронология? Какие признаки характерны для каждой из эпох, и почему тот или иной вид искусства, технологий развивался в определенный промежуток времени? Современные историки готовы дать ответы на все эти вопросы.
Что такое историческая эпоха
Эпоха в истории – это временной промежуток. Его длительность определяется событиями, характерными признаками, особенностями развития промышленности, искусства, человечества в целом.
Само слово-определение «эпоха» имеет греческие, а точнее – древнегреческие корни, переводится буквально как «значимый момент». Не все исторические периоды стали эпохами. К примеру, в тот или иной промежуток времени не происходило никаких значительных событий, и они остались в так называемом безвременьи.
В качестве примера можно привести литературные факты. Своеобразными эпохальными событиями можно назвать появление в литературе таких произведений, как «Война и мир» или «Тихий Дон».
Критериями периодизации исторических процессов стали общественные формации и формации в искусстве. На их основании были выделены:
И если рассматривать эти временные периоды через «призму» событий, особенности развития искусства, литературы, промышленности, то можно разобраться детально в том, что такое исторические эпохи.
Каждый из перечисленных временных промежутков развития человечества можно разделить на дополнительные эпохи, для которых характерны те или иные события. Яркий тому пример – эпоха древнего мира. Именно в этот промежуток истории человек сделал колоссальный рывок в освоении недр земли, введении пусть и самых простых, но инноваций в свою жизнь.
Древний мир как эпоха в развитии человечества
Эпоху Древнего мира многие исторические источники позиционируют, как Доисторическое время, включающее в себя первобытные период развития человечества и Древний мир. Временной промежуток делят на несколько эпох:
Эпоха мезолита (с 10 000 лет до н.э. до 6 000 лет до н.э.) отмечена не только достижениями человека, но и природным явлением – окончился последний ледниковый период и повысился уровень мирового океана. Люди начали образовывать первые сообщества – родовые общины, усовершенствовали каменные орудия и расширили область их использования.
Эпоха неолита в период Древнего мира не имеет четких временных границ. Но именно на этом этапе своего развития человек перешел от собирательства к производству, обнаружил железо, изучил его свойства и научился применять его в быту, на охоте и других областях жизни.
На последних этапах эпохи Древний мир у человека появилась письменность, зародились империи и государства, где началось разделение на высшее и низшее сословие. На фоне освоения новых земель разгорались войны, ставшие своеобразным толчком к инновациям в развитии промышленности и военного дела.
Средневековье и его значение в истории человечества
Средневековье стало первой яркой вехой в истории развития человечества. Для этой эпохи характерны значимые события и кардинальные изменения в искусстве, промышленности. Историки считают именно этот временной период началом зарождения цивилизации в Европе.
В начале эпохи широко развивалась аграрная сфера, но на основе феодализма. Государственный строй стран уже представлял собой некую систему, в которую входили
Во второй половине Средневековья началась ускоренная эволюция человеческого сообщества, появились денежные отношения и товарное производство, то есть образовались мануфактуры, выпускающие определенный вид товара.
Обществом фактически правила религия. Сообщества этого плана оказывали огромное влияние и на государственный строй, и на производство. Началась эпоха в эпохе, когда церковь стремилась не просто поделить с государством сферы влияния на общество, а взять все бразды правления в свои руки. Религия тормозила развитие науки, боясь, что новые знания станут причиной, своеобразным катализатором к ее падению.
Новое время в истории
Эпоха Нового времени (с 1480 по 1790 года нашей эры) в истории человечества интересна тем, что в нее не все народности и страны вступили одновременно. В этот период огромное влияние на весь мир в целом оказывала Европа и европейские государства. Для эпохи характерно зарождение гражданского общества, разработка законов и законодательной базы в целом, ее принятие обществом.
В этот временной период зарождается философия, позволяющая объяснить хронологию и принцип развития человечества, производства и других сфер с точки зрения рациональности. Кроме этого, начинается становление капиталистического строя, причем на основе гражданского права и законодательства, появляются первые мировые сообщества. И, как ни странно, на этом фоне появляется отчужденность между некоторыми государствами или их группами, основанная на принципах
В эпоху нового времени мир начинает делиться на капиталистический и социалистический лагери, формируются военные блоки, дестабилизирующие мир и отношения меду странами.
Несмотря на все негативные характеристики Нового времени, именно в эту эпоху стартует развитие экономики и промышленности, происходят значимые изменения в искусстве, литературе, вводятся в использование новые технологии.
Эпоха Новейшего времени в истории человечества
Эпоха Новейшего времени, согласно большинству исторических источников и трудов, начинается в 1918 году. Она является самой противоречивой и самой переломной одновременно. Колониальные империи начинают распадаться, вспыхивают революции, происходят значимые изменения и в правовом, и в общественном плане, интеграция религиозных направлений и сообществ.
Несмотря на то, что в этот исторический период происходили и происходят большое количество военных столкновений и экономических кризисов, стремительно развивается промышленность, вводятся все новые и новые инновационные технологии, а во многих отраслях происходят стремительные технологические прорывы.
Меняется и искусство, появляются его новые направления, на передний план выходит авангардизм, необычные музыкальные направления, в литературе появляются новые веяния.
Историки считают, что для потомков наиболее интересной эпохой будет именно Новейшее время в истории человечества. Насколько длинна и значима будет эта эпоха, судить будут те, кому выпадет на долю ее анализ и подведение итогов сделанного.
Всеобщая история
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Единицы измерения времени
Проблемный вопрос: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?
Много различных явлений произошло с настоящего времени: революций, завоеваний, бунтов, открытий. Каждое из этих событий происходило в свой период истории. Что помогает людям не запутаться во всем многообразии временных событий?
В глубокой древности людям необходимо было определять временные промежутки, без них наши предки не могли понять в какое время нужно сеять сельскохозяйственные культуры и впоследствии собирать урожай. Таким образом, благодаря древним земледельцам появился счет времени по годам. Это было вынужденной мерой для людей, так как их жизнь зависела во многом от земледелия, без которого снижался качественный уровень жизни.
В дальнейшем стали применяться определенные единицы измерения времени, которыми пользуются до сих пор: час, день, сутки, неделя, месяц, год и т.д. Издревле люди пытались определить время, используя различные приборы для его определения: солнечные, песочные,водяные и огненные часы, они были не точными, и их было неудобно использовать.Вначале основной единицей измерения времени считались сутки, первобытные люди замечали только смену дня и ночи, такое наблюдение помогало общине успешно добывать пищу и вести свой быт.
Образование первых цивилизаций наметило появление первых календарей (от лат. – «календариум») – долговая книжка. Это слово берет свое происхождения от Древнего Рима, там должникам, дабы не сбиться в своих расходах, приходилось записывать какой процент они должны платить в первыйдень «календы»(месяца).
Календарь представляет собой систему счета больших интервалов времени, он помогает людям планировать различные дела, знать какое сегодня число, месяц.
Древние люди активно наблюдали за небесными светилами и природными явлениями, от них зависела их жизнь. В современном мире существует три вида календаря: солнечный, лунный, лунно-солнечный. Мы пользуемся солнечным календарем, где год составляет 365 дней в году (366 в високосном году). Самыми известными считаются: Юлианскийи Григорианский (новый стиль). Последний календарь применяется многими современными государствами, в году здесь насчитывается 365 дней (366 дней в високосном году).Лунный календарь насчитывает 354 дня в году (355 дней в високосном году), в основе его лежит период полного оборота Луны вокруг Земли, по нему живут буддисты и мусульмане. Тем, кто живет по лунно-солнечному календарю, приходится компенсировать разницу в 10-11 дней в году междусолнечным и лунным календарем, а именно вводить 13 месяц, а год делать високосным.
Для лучшего понимания происхождения крупных событий или явлений используют большие единицы измерения времени: десятилетие, век, тысячелетие.1 век состоит из 100 лет, а уже в тысячелетие входит 10 веков.
Летоисчисление в Древности. Как ведется счет лет в истории в современное время
В нынешнее время люди не могут обойтись без единиц времени, человечеству необходимо знать в каком периоде они сейчас живут, сколько примерно лет назад проходили те или иные события. Без понимания временного пространства люди не могли достичь какого-либо прогресса. Для ориентации во времени была придумана хронология (с греч.— «время», «учение») – наука, устанавливающая очередность исторических событий.
Как ведется счет лет в истории сейчас? В современном летоисчислении, по-другому христианским, дата рождения Иисуса Христа по праву считается нулевым годом. Для большинства людей этот человек считался Спасителем, Сыном Божьим, перенесшим многочисленные страдания во имя спасения человечества. Поэтому год его рождения для христиан был настолько важным событием, что они решили с него отсчитывать время. До этой даты происходили иные явления и происшествия, поэтому период до Рождества Христова стали называть до нашей эры (до н.э.), а период от Рождества Христова – наша эра (н.э.)
Историческая лента времени
С целью наглядного рассмотрения временных промежутков применяют хронологическую ленту времени.
Отрезки времени, изображаемые на ленте времени, представляют 5 крупных периодов, происходивших в прошлом человечества. Самым длительным из них считается Первобытный мир, в эпоху которого люди пытались только осознать временное пространство.
Необходимо правильно обозначать даты: начиная с 0 года, даты идут в строгой последовательности – от более раннего события к более позднему. До Рождества Иисуса Христа время идет в противоположную сторону.Например, следующим годом к границе нашей эры будет I век, за ним II век, потом III в. и т.д.
Таким образом, историческая лента времени необходима историкам, чтобы знать, когда случилось какое-либо событие, ведь без этих знаний историю как науку невозможно себе представить.
Исторические задачи
Чтобы узнать,как пользоваться лентой времени, необходимо разобрать несколько исторических задач. Для начала необходимо нарисовать линию времени, затем отметить на ней необходимые временные промежутки.
1) Сколько лет тому назад произошло Крещение Руси?
Решение: необходимо отметить 988 г. на ленте времени, затем текущий год. Обе даты относятся к нашей эре, чтобы узнать сколько лет прошло от 988 г. до 2018 г., необходимо из второго числа вычесть первое: 2018-988 = 1030.
2) Город Санкт-Петербург был заложен в 1703 г., а город Рим – в 753 г. до н.э. Какой город был основан раньше? На сколько лет?
Решение: события на исторической линии отмечаются последовательно, начиная слева. Поэтому все даты, расположенные правее от выбранной точки, случались позже и наоборот. Соответственно 753 г. до н.э. был раньше, чем 1703 г. н.э. Год основания Рима относится к периоду до нашей эры, а дата основания Санкт-Петербурга – к периоду нашей эры. Оба события находятся в различных периодах, поэтому эти два числа нужно прибавить друг к другу: 1703+753=2456.
3) Определите век: А. 1875 г. н.э.; Б. 1700 г. н.э.; В. 56 г. до н.э.
Решение: для определения века, необходимо посмотреть на 2 последние цифры данного числа.
Во втором примере Б. две последние цифры являются нулями – 17 00 г., соответственно здесь не нужно к оставшимся цифрам прибавлять 1, в 1700 г. прошло 17 веков, а первый год нового века еще не наступил, следовательно, идет XVII в.
В примере В. мы должны вспомнить, что 1 век составляет 100 лет, поэтому 56 г. относится к I веку, ведь он еще идет.
4) В 1240 году произошла Невская битва. В каком веке будет отмечаться 1000-летие этого события?
Решение: 1240+1000 = 2240.
Ответ: 1000-летие Невской битвы будет праздноваться в XXIII в.
Решение исторических задач помогают лучше ориентироваться во времени, здесь происходит объединение двух великих наук: математики и истории. Благодаря первой науке мы имеем более точное представление об исторической хронологии, а без ее понимания невозможно понять историческую науку.
Подведем итог: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?
Историческая наука состоит из определенных фактов, событий и явлений, которые обозначаются на линии времени по хронологии (от более раннего события к более позднему). Расположение дат в такой последовательности позволяет людям лучше понять историю, наглядно представить, что собой представляет данная наука. Если не знать когда происходили те или иные явления, невозможно ориентироваться ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем времени.