Что такое отрицательная деловая репутация
Как в бухучете отражать отрицательную деловую репутацию
Имидж, деловая репутация могут быть присущи не только физическому лицу, но и бизнесу, компании. Однако если положительную деловую репутацию можно себе представить в какой-либо оценке, а значит, в учете, то смысл учета отрицательной деловой репутации зачастую от бухгалтеров ускользает.
Что представляет собой отрицательная деловая репутация
Понятие деловой репутации обретает экономический смысл в момент покупки бизнеса. Сделка такого рода учитывает не только имущество, но и иные составляющие бизнеса, например, рынок сбыта, круг постоянных покупателей, торговую марку, узнаваемое наименование, коллектив сотрудников, специалистов, постоянных контрагентов (поставщиков, клиентуру). Это активы нематериального свойства, один из видов НМА, что следует из ПБУ14/07п. 4 «Учет НМА», и есть деловая репутация фирмы (положительная).
Вместе с тем бизнесмены-практики знают: факторы деловой репутации далеко не всегда могут позитивно влиять на бизнес, работать на увеличение доходов. В подобном случае деловая репутация характеризуется как отрицательная, и носит также название «bad will» – «бэдвилл».
Бэдвилл рассматривается как следствие отсутствия у приобретаемого бизнеса:
Бэдвилл выражает собой скидку с цены при приобретении бизнеса, предоставляемую в качестве компенсации за отсутствие названных выше факторов. Он отражается в БУ как прочие доходы и относится полностью на финансовый результат.
Вопрос: Как отразить в учете отрицательную деловую репутацию, возникшую при приобретении предприятия как имущественного комплекса?
Отрицательная разница между покупной ценой предприятия и стоимостью его активов и обязательств по передаточному акту (отрицательная деловая репутация) составляет 3 000 000 руб.
Посмотреть ответ
Как рассчитать отрицательную деловую репутацию
Значение деловой репутации (ДР) рассчитывается формулой: ДР = СБД – (А — О), где:
СБД включается в расчет без НДС, активы и обязательства берутся из статей баланса на дату покупки фирмы. Обязательства арифметически уменьшают статью активов.
Пример. Организация А покупает организацию Б как комплекс имущества. Стоимость по договору составила 60 млн руб., в том числе НДС по каждому виду имущества 15,25% (по нормам ст. 158, п. 4 НК РФ). Необлагаемого имущества нет.
Кстати говоря! Даже если в составе имущества находится товар, облагаемый по ставке 10%, при расчетах все равно применяется ставка НДС 15,25%.
Балансовая стоимость имущества — 75 млн руб., в том числе:
При определении объема деловой репутации бухгалтер сделал следующие расчеты:
Результат показывает, что на момент продажи фирмы Б сформировалась ее отрицательная деловая репутация.
Проводки
Все записи в БУ делаются на дату государственной регистрации сделки купли-продажи. Основанием для записей будут служить (по тексту ФЗ №402, ст.9-1; ГК, ст. 563, 561):
Стоимость деловой репутации учитывается с использованием счета 76. Открывается отдельный субсчет, например «Расчеты по приобретению организации», на котором отражаются все расчеты по сделке:
Как видно из корреспонденций счетов, дебет счета 76 отражает плату за приобретенную фирму и ее кредиторскую задолженность, кредит – входной НДС, активы, в числе которых и дебиторская задолженность.
Унифицированных бланков документов по учету деловой репутации в БУ нет, поэтому организация вправе сделать расчет без их применения, например, в форме бухгалтерской справки.
Бэдвилл отражается в бухгалтерском учете в виде прочих доходов проводкой: Дебет 76/ Расчеты по приобретению организации Кт 91/1 в отчетном периоде (ПБУ 14/07 п. 45).
Заметим, что ряд источников предлагает списывать отрицательную деловую репутацию, основываясь на п. 44 указанного ПБУ, в течение 20 лет, равными долями, помесячно, с использованием проводок:
Однако из контекста п. 44 следует, что он относится к положительной деловой репутации, а значит, бэдвилл можно списывать на доходы в отчетном периоде по правилам п. 45 ПБУ.
Бухгалтерский учет деловой репутации
«Бухгалтерия и банки», 2011, N 5
Понятие деловой репутации в российской деловой практике
Деловая репутация представляет собой своего рода «доброе имя» лица и учитывается в составе его нематериальных активов наряду с авторскими правами, ноу-хау и торговыми марками. Деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной.
Положительная деловая репутация связана с позитивным отношением контрагентов к ее обладателю, с доверием к нему и уверенностью в положительном результате сотрудничества. Отрицательная деловая репутация показывает нестабильность положения ее обладателя в экономическом обороте, недоверие к нему со стороны контрагентов.
Деловая репутация может оцениваться как качественными, так и количественными показателями. В качестве примера количественного показателя можно назвать стоимостную оценку деловой репутации, используемую в российской экономической практике при бухгалтерском учете нематериальных активов: стоимость деловой репутации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения), так называемый гудвилл (понятие, используемое в зарубежной деловой практике).
Гудвилл
Гудвилл (стоимость деловой репутации) равен покупной стоимости компании минус справедливая рыночная стоимость чистых активов (стоимость всех ее активов и обязательств по бухгалтерскому балансу).
Передача гудвилла означает передачу прав на фирму и ее деловые связи при продаже торгового предприятия (например, передача инфраструктуры и информации о клиентах).
Бухгалтерский учет деловой репутации
Согласно п. 4.20 Приложения 10 Положения Банка России от 26.03.2007 N 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» деловая репутация, возникшая в связи с приобретением имущественного комплекса (в целом или его части), учитывается в составе нематериальных активов.
Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении имущественного комплекса кредитной организации (в целом или его части), и суммой всех активов (их соответствующей части) за вычетом суммы всех обязательств (их соответствующей части) по бухгалтерскому балансу на дату ее покупки (приобретения).
Активы и обязательства имущественного комплекса (в целом или его части) должны быть отражены в бухгалтерском балансе на дату его покупки (приобретения) по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости, определенной в соответствии с договором о покупке (приобретении) имущественного комплекса.
Отражение положительной деловой репутации
Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта на балансовом счете 60905 «Деловая репутация».
Учет положительной деловой репутации, возникшей в связи с приобретением организации как имущественного комплекса, производится проводкой:
Д-т 60905 «Деловая репутация»
К-т 60323 «Расчеты с прочими дебиторами».
Приобретенная положительная деловая репутация может проверяться на обесценение в соответствии с законодательством РФ и иными нормативно-правовыми актами. При наличии признаков обесценения кредитная организация определяет сумму убытков от обесценения, которая отражается бухгалтерской записью по дебету балансового счета 70606 «Расходы» (символ 27308) в корреспонденции с балансовым счетом 60905 «Деловая репутация».
Отражение отрицательной деловой репутации
Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием у продаваемого имущественного комплекса факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.д.
Отрицательная деловая репутация в полной сумме относится на доходы кредитной организации.
Отражение доходов в полной сумме отрицательной деловой репутации:
Д-т 60322 «Расчеты с прочими кредиторами»
Оценка риска потери деловой репутации
Оценка риска деловой репутации производится с использованием экспертных оценок вероятности возникновения, вида и суммы возможного убытка не только в текущем времени, но и с учетом долгосрочной перспективы.
Принципы оценки риска потери деловой репутации (РПДР):
Методология оценки разрабатывается службой РМ при необходимости с привлечением сотрудников подразделений, генерирующих риск. К сожалению, специфика данного вида риска усложняет его количественный анализ: вероятность может оцениваться только экспертным путем, как и корреляция между возникновением рискового события и ущербом.
Наиболее гибким инструментом оценки РПДР является ситуационный анализ (в том числе прогнозирование ухудшения существующего имиджа в результате негативного изменения рыночной ситуации в банковском секторе, раскрытия отрицательной информации о деятельности банка и (или) ее результатах, намеренных и ошибочных искажений такой информации контрагентами и персоналом банка, принятия непродуманных управленческих решений в области рекламы и маркетинга и др.).
Отражение расходов при наличии признаков обесценения производится проводкой:
Д-т 70606 «Расходы», символ 27308
Управление риском деловой репутации
Многообразие источников и причин РПДР, необходимость использования принципов «знай своего клиента» и «знай своего сотрудника» предполагают отражение ряда функций по управлению данным риском в многочисленных внутрибанковских документах, регламентирующих порядок взаимодействия с клиентами, предоставления банковских продуктов и услуг, функции, права и обязанности структурных подразделений и отдельных сотрудников, контроля за их деятельностью и др. Создание новых положений и инструкций и актуализация всей уже существующей нормативной базы кредитной организации должны осуществляться с учетом необходимости управления данным риском.
Непосредственное участие в управлении данным риском служба РМ принимает с целью:
Текущий мониторинг и оценка эффективности
Данные процессы управления РПДР на уровне банка, так же как и первичный анализ, рекомендуется сосредоточить в службе РМ. На этом этапе основной задачей подразделения становится формирование управленческой отчетности по оценке риска (с указанием факторов возникновения, уровня РПДР и прочих показателей) для органов управления банка и совета директоров.
Значительной проблемой при анализе эффективности управления риском является системный учет всех данных о затратах, связанных с мероприятиями по формированию положительного имиджа кредитной организации, как прямых (например, стоимость рекламы в СМИ, проведения презентаций и др.), так и косвенных (например, стоимость рабочего времени менеджеров, потраченного на проведение интервью, и др.).
Поскольку риски любого банка во многом являются отражением системных рисков деловой репутации банковского сектора и его негативного имиджа в целом, мероприятий, разработанных отдельно каждым банком с учетом индивидуальных особенностей его деятельности, недостаточно для улучшения ситуации. Поэтому на уровне отдельных российских банков и банковского сообщества в целом также необходима активная работа в данном направлении.
Отрицательная деловая репутация
Смотреть что такое «Отрицательная деловая репутация» в других словарях:
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ — термин, характеризующий ситуацию, которая имеет место, когда рыночная цена компании меньше суммы рыночных цен ее чистых активов … Энциклопедический словарь экономики и права
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КОМПАНИИ — термин, характеризующий ситуацию, которая имеет место, когда рыночная цена компании меньше суммы рыночных цен ее чистых активов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 … Экономический словарь
отрицательная деловая репутация компании — термин, характеризующий ситуацию, которая имеет место, когда рыночная цена компании меньше суммы рыночных цен ее чистых активов … Словарь экономических терминов
Деловая репутация — Деловая репутация нематериальное благо, которое представляет собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств[1]. Деловая репутация организации это разница между покупной ценой… … Википедия
Деловая репутация организации — является одним из видов нематериального актива. Деловая репутация организации может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
РЕПУТАЦИЯ, ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ (США) — такая репутация имеет место, когда цена приобретения компании меньше, чем сумма рыночных цен приобретаемых чистых активов; Совет по бухгалтерским принципам требует, чтобы оценка приобретенных в этом случае долгосрочных активов (за исключением… … Большой экономический словарь
Репутация — (Reputation) Понятие репутации, репутация организации, деловая репутация Информация о понятии репутация, деловая репутация, репутация организации Содержание Содержание Понятие деловой репутации в российской деловой практике Гудвил Деловая… … Энциклопедия инвестора
Гудвилл — Деловая репутация нематериальное благо, которое представляют собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств[1]. Содержание 1 Понятие деловой репутации в российской деловой практике … Википедия
Гудвил — Деловая репутация нематериальное благо, которое представляют собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств[1]. Содержание 1 Понятие деловой репутации в российской деловой практике … Википедия
ПБУ 14/2000 — ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ (ПБУ 14/2000) Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 23.01.2008 N 11н. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н утверждено новое Положение по бухгалтерскому… … Бухгалтерская энциклопедия
Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете деловую репутацию (гудвилл)
Купив организацию (бизнес), ее новый владелец приобретает не только имущественный комплекс, но и совокупность других ресурсов: трудовой коллектив, торговую марку, круг постоянных клиентов и поставщиков, сформированный рынок сбыта и т. д. (ст. 559 ГК РФ). Оценить эти ресурсы по отдельности и признать их в качестве материальных активов невозможно. Поэтому приобретения такого рода признаются в совокупности и называются деловой репутацией (гудвиллом).
Деловая репутация как объект, подлежащий оценке, возникает, только если организация (бизнес) приобретается по договору купли-продажи. Деловая репутация может быть положительной или отрицательной.
Положительная деловая репутация
Положительную деловую репутацию необходимо рассматривать как надбавку к цене, которую платит новый владелец организации за получение в будущем потенциального дохода от приобретенного бизнеса. Это означает, что средства, затраченные на приобретение деловой репутации, впоследствии принесут экономическую выгоду, прибыль, то есть окупятся.
Отрицательная деловая репутация
Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, которую получает новый владелец организации в связи с отсутствием у приобретенного предприятия стабильного рынка сбыта, навыков маркетинга, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т. п.
Определение стоимости
Стоимость деловой репутации рассчитайте по формуле:
Бухучет
Для расчета стоимости деловой репутации используйте данные по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», к которому откройте, например, субсчет «Расчеты по приобретению предприятия». На этом субсчете отражают информацию об активах и обязательствах покупаемой организации, а также о стоимости ее приобретения.
По дебету этого счета показывают сумму, которая была уплачена продавцу при покупке бизнеса, а также стоимость обязательств (а именно долгосрочной и краткосрочной кредиторской задолженности), которые перешли организации в результате данной сделки:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия» Кредит 51
– отражена сумма, уплачиваемая продавцу за организацию (бизнес) в соответствии с договором купли-продажи;
Дебет 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия» Кредит 60 (70, 68, 69, 66, 76. )
– приняты к учету обязательства (кредиторская задолженность) приобретаемой организации.
По кредиту счета 76 показывают сумму входного НДС, предъявленного продавцом организации, а также стоимость всех активов (в т. ч. дебиторской задолженности) этой организации:
Дебет 19 Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– отражена сумма входного НДС по приобретаемой организации;
Дебет 08 (10, 20, 40, 41, 43, 62. ) Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– приняты к учету активы (внеоборотные и оборотные активы) приобретаемой организации.
Такой порядок следует из положений пункта 42 ПБУ 14/2007 и Инструкции к плану счетов.
Унифицированной формы для расчета стоимости деловой репутации законодательством не установлено. Поэтому такой расчет можно оформить, например, бухгалтерской справкой (п. 1, 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
В бухучете положительную деловую репутацию учитывайте в составе нематериальных активов на счете 04 «Нематериальные активы». При этом делайте проводки:
Дебет 08 Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– отражено возникновение положительной деловой репутации;
Дебет 04 Кредит 08
– учтена положительная деловая репутация в составе нематериальных активов.
Такой порядок следует из пунктов 4 и 43 ПБУ 14/2007 и Инструкции к плану счетов (счета 08, 04).
Одновременно с принятием на учет положительной деловой репутации в составе нематериальных активов (отражением на счете 04) заполните карточку по форме № НМА-1, утвержденной постановлением Росстата от 30 октября 1997 г. № 71а.
Пример расчета стоимости деловой репутации
ЗАО «Альфа» приобрело ООО «Торговая фирма «Гермес»». Покупная цена «Гермеса» (с НДС) в соответствии с договором купли-продажи составила 110 970 698 руб. Входной НДС, выставленный продавцом, равен 10 970 698 руб. В соответствии с передаточным актом балансовая стоимость имущества приобретенной организации составила 50 000 000 руб., в том числе:
– стоимость основных средств – 20 000 000 руб.;
– стоимость нематериальных активов – 7 000 000 руб.;
– стоимость материально-производственных запасов – 1 900 000 руб.;
– стоимость готовой продукции – 1 200 000 руб.;
– стоимость финансовых вложений – 6 000 000 руб.;
– сумма дебиторской задолженности – 13 900 000 руб.
Стоимость краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности приобретаемой организации составила 20 000 000 руб.
Приобретение «Гермеса» как имущественного комплекса бухгалтер отразил так.
Дебет 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия» Кредит 51
– 110 970 698 руб. – отражена сумма, уплаченная за организацию в соответствии с договором купли-продажи;
Дебет 19 Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– 10 970 698 руб. – отражена сумма входного НДС по приобретенной организации;
Дебет 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия» Кредит 60 (76. )
– 20 000 000 руб. – приняты к учету обязательства (кредиторская задолженность) приобретенной организации;
Дебет 08 Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– 27 000 000 руб. (20 000 000 руб. + 7 000 000 руб.) – приняты к учету основные средства и нематериальные активы приобретенной организации;
Дебет 10 (20, 41. ) Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– 1 900 000 руб. – приняты к учету материально-производственные запасы приобретенной организации;
Дебет 43 Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– 1 200 000 руб. – принята к учету готовая продукция приобретенной организации;
Дебет 58 Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– 6 000 000 руб. – приняты к учету финансовые вложения приобретенной организации;
Дебет 62 Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– 13 900 000 руб. – отражена дебиторская задолженность имущественного комплекса.
После того как бухгалтер отразил все активы и обязательства приобретенного «Гермеса», он рассчитал деловую репутацию как разницу между ценой приобретения организации и стоимостью ее активов за вычетом ее обязательств. Она составила 70 000 000 руб. (110 970 698 руб. – 10 970 698 руб. – (50 000 000 руб. – 20 000 000 руб.)). Таким образом, при приобретении «Гермеса» сформировалась положительная деловая репутация. Ее возникновение бухгалтер отразил проводкой:
Дебет 08 Кредит 76
– 70 000 000 руб. – отражено возникновение положительной деловой репутации.
Отрицательную деловую репутацию отразите в составе прочих доходов отчетного периода проводкой:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия» Кредит 91-1
– учтена отрицательная деловая репутация в составе прочих доходов.
Такой порядок следует из пункта 45 ПБУ 14/2007 и Инструкции к плану счетов (счет 91).
Во всех случаях записи на счетах делайте на дату госрегистрации договора купли-продажи на основании:
Это следует из пункта 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и статей 561 и 563 Гражданского кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена и в письме УМНС России по г. Москве от 16 мая 2003 г. № 23-10/2/26257.
Амортизация положительной деловой репутации
– 20 лет или срока деятельности организации (если его продолжительность составляет менее 20 лет);
– стоимости положительной деловой репутации (т. е. стоимости, учтенной на счете 04).
Начислять амортизацию начинайте со следующего месяца после отражения положительной деловой репутации на счете 04. При этом делайте проводку:
Дебет 20 (25, 26. ) Кредит 05
– учтена в составе расходов положительная деловая репутация.
Такой порядок следует из подпункта «а» пункта 29, пунктов 31 и 44 ПБУ 14/2007 и Инструкции к плану счетов.
Порядок учета деловой репутации (гудвилла) при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.
ОСНО: налог на прибыль
Порядок учета деловой репутации при расчете налога на прибыль зависит от того, является она положительной или отрицательной.
В состав нематериальных активов деловая репутация в налоговом учете не включается. Она не удовлетворяет требованиям пункта 3 статьи 257 Налогового кодекса РФ.
Превышение стоимости чистых активов над покупной ценой организации в налоговом учете считается скидкой с цены (абз. 3 п. 1 ст. 268.1 НК РФ). То есть часть имущества организация-покупатель получает бесплатно, и у нее образуется экономическая выгода. Поэтому величину отрицательной деловой репутации отразите в составе внереализационных доходов при расчете налога на прибыль (абз. 1 ст. 250 НК РФ). Такой доход признается в месяце регистрации права собственности на приобретенную организацию (подп. 2 п. 3 ст. 268.1 НК РФ). Так поступайте вне зависимости от того, какой метод определения налоговой базы применяет организация – начисления или кассовый. Это следует из пункта 1 статьи 271 и пункта 2 статьи 273 Налогового кодекса РФ.
Пример отражения в бухучете и при налогообложении отрицательной деловой репутации
ЗАО «Альфа» решило приобрести ООО «Торговая фирма «Гермес»». В августе был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым покупная цена «Гермеса» (с НДС) составила 44 097 218 руб. Входной НДС, выставленный продавцом, равен 4 097 218 руб. В этом же месяце организация была передана «Альфе» по передаточному акту, подписанному сторонами. В конце августа «Альфа» получила свидетельство, удостоверяющее ее право собственности на приобретенную организацию. «Альфа» применяет метод начисления, налог на прибыль платит помесячно.
В соответствии с передаточным актом балансовая стоимость имущества приобретенной организации составила 60 000 000 руб., в том числе:
– стоимость основных средств – 30 000 000 руб.;
– стоимость нематериальных активов – 7 000 000 руб.;
– стоимость материально-производственных запасов – 1 900 000 руб.;
– стоимость готовой продукции – 1 200 000 руб.;
– стоимость финансовых вложений – 6 000 000 руб.;
– сумма дебиторской задолженности – 13 900 000 руб.
Стоимость краткосрочной и долгосрочной задолженности приобретаемой организации составила 7 100 000 руб.
Приобретение «Гермеса» как имущественного комплекса бухгалтер отразил так.
Дебет 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия» Кредит 51
– 44 097 218 руб. – отражена сумма, уплаченная за организацию в соответствии с договором купли-продажи;
Дебет 19 Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– 4 097 218 руб. – отражена сумма входного НДС по приобретенной организации;
Дебет 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия» Кредит 60 (76. )
– 7 100 000 руб. – приняты к учету обязательства (кредиторская задолженность) приобретенной организации;
Дебет 08 Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– 37 000 000 руб. (30 000 000 руб. + 7 000 000 руб.) – приняты к учету основные средства и нематериальные активы приобретенной организации;
Дебет 10 (20, 41. ) Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– 1 900 000 руб. – приняты к учету материально-производственные запасы приобретенной организации;
Дебет 43 Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– 1 200 000 руб. – принята к учету готовая продукция приобретенной организации;
Дебет 58 Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– 6 000 000 руб. – приняты к учету финансовые вложения приобретенной организации;
Дебет 62 Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– 13 900 000 руб. – отражена дебиторская задолженность имущественного комплекса.
Таким образом, при приобретении «Гермеса» сформировалась отрицательная деловая репутация. Бухгалтер включил ее в состав прочих доходов в августе (т. е. на дату госрегистрации права собственности на приобретенную организацию). При этом он сделал проводку:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия» Кредит 91-1
– 12 900 000 руб. – учтена отрицательная деловая репутация в составе прочих доходов.
В налоговом учете отрицательную деловую репутацию в размере 12 900 000 руб. бухгалтер учел в составе доходов в момент приобретения «Гермеса», то есть в августе.
Положительная деловая репутация, то есть превышение покупной цены над балансовой стоимостью организации, в налоговом учете считается надбавкой к цене, которую платит покупатель в ожидании будущих экономических выгод (абз. 2 п. 1 ст. 268.1 НК РФ). Такую надбавку покупатель признает внереализационным расходом равномерно в течение пяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации права собственности на приобретенную организацию. Такие правила установлены в подпункте 1 пункта 3 статьи 268.1 и подпункте 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. При этом, если организация применяет кассовый метод, указанные расходы должны быть оплачены продавцу (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Поскольку порядок включения в расходы положительной деловой репутации в бухгалтерском и налоговом учете различается, в бухучете возникает налогооблагаемая временная разница (п. 12 ПБУ 18/02). Это приводит к формированию отложенного налогового обязательства (п. 15 ПБУ 18/02), которое отражается проводками:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
– начислено отложенное налоговое обязательство с положительной деловой репутации в течение первых пяти лет после покупки предприятия;
Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– списано отложенное налоговое обязательство в период с шестого по двадцатый год после покупки организации.
Пример отражения в бухучете и при налогообложении положительной деловой репутации
ЗАО «Альфа» решило приобрести ООО «Торговая фирма «Гермес»». В августе был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым покупная цена «Гермеса» (с НДС) составила 110 970 698 руб. Входной НДС, выставленный продавцом, равен 10 970 698 000 руб. В этом же месяце организация была передана «Альфе» по передаточному акту, подписанному сторонами. В конце августа «Альфа» получила свидетельство, удостоверяющее ее право собственности на приобретенную организацию. Альфа применяет метод начисления, налог на прибыль платит помесячно.
В соответствии с передаточным актом балансовая стоимость имущества приобретенной организации составила 40 000 000 руб. Стоимость краткосрочной и долгосрочной задолженности приобретаемой организации составила 10 000 000 руб.
После того как бухгалтер отразил все активы и обязательства приобретенного «Гермеса», он рассчитал стоимость деловой репутации как разницу между ценой приобретения организации и стоимостью ее активов за вычетом ее обязательств. Она составила:
110 970 698 руб. – 10 970 698 000 руб. – (40 000 000 руб. – 10 000 000 руб.) = 70 000 000 руб.
Таким образом, при приобретении «Гермеса» сформировалась положительная деловая репутация. Бухгалтер включил ее в состав расходов в августе (т. е. на дату госрегистрации права собственности на приобретенную организацию). При этом он сделал проводки:
Дебет 08 Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия»
– 70 000 000 руб. – отражено возникновение положительной деловой репутации;
Дебет 04 Кредит 08
– 70 000 000 руб. – учтена положительная деловая репутация в составе нематериальных активов.
Ежемесячно, начиная с сентября, бухгалтер учитывает амортизационные отчисления равными долями в течение 20 лет или 240 месяцев (20 лет × 12 мес.):
Дебет 20 (25, 26. ) Кредит 05
– 291 667 руб. (70 000 000 руб. : 240 мес.) – учтена в составе расходов положительная деловая репутация.
В налоговом учете положительную деловую репутацию (70 000 000 руб.) бухгалтер учитывает в составе расходов равномерно в течение пяти лет или 60 месяцев (5 лет × 12 мес.). Амортизация начисляется начиная с сентября в сумме 1 166 667 руб. (70 000 000 руб. : 60 мес.). Одновременно бухгалтер отражает отложенное налоговое обязательство:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
– 175 000 руб. ((1 166 667 руб. – 291 667 руб.) × 20%) – отражено отложенное налоговое обязательство с положительной деловой репутации.
По истечении пяти лет (после того, как положительная деловая репутация будет полностью списана в налоговом учете) бухгалтер будет ежемесячно погашать отложенное налоговое обязательство проводкой:
Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 58 333 руб. (291 667 руб. × 20%) – списана часть отложенного налогового обязательства с положительной деловой репутации.
ОСНО: НДС
Приобретение (формирование) деловой репутации не влияет на обложение НДС (входного налога не образуется). Это связано с тем, что деловая репутация приобретается не сама по себе, а только в рамках договора купли-продажи организации (ст. 559 ГК РФ).
Продажа организации в свою очередь является объектом обложения НДС. Следовательно, сумму входного налога, предъявленную продавцом, по этой операции можно принять к вычету. Сделайте это в общем порядке после принятия к учету всех видов имущества, входящих в имущественный комплекс. Это следует из совокупности положений статьи 158, подпункта 1 пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.
УСН
Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, положительную деловую репутацию в составе расходов не учитывайте. Это объясняется тем, что такой вид расхода в статье 346.16 Налогового кодекса РФ не поименован.
Ситуация: нужно ли учесть при расчете единого налога отрицательную деловую репутацию?
При расчете единого налога учитываются доходы, предусмотренные статьями 249 и 250 Налогового кодекса РФ (ст. 346.15 НК РФ). То есть доходы, принимаемые при расчете налога на прибыль. При этом организации на упрощенке не учитывают при расчете единого налога доходы, поименованные в статье 251, а также доходы, облагаемые по ставкам, установленным пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса РФ.
Отрицательная деловая репутация (гудвилл) учитывается при расчете налога на прибыль на основании абзаца 1 статьи 250 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 1 ст. 268.1 НК РФ). Значит, независимо от объекта налогообложения, который выбрала организация, доход в виде отрицательной деловой репутации будет увеличивать и базу по единому налогу (ст. 346.15 НК РФ).
Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 января 2013 г. № ЕД-4-3/1357.
При этом доход учтите в момент приобретения организации (т. е. на дату госрегистрации перехода права собственности на имущественный комплекс (ст. 564 ГК РФ, подп. 2 п. 3 ст. 268.1 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ)).
Организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет, в том числе основных средств и нематериальных активов (п. 1 ст. 2 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Его цель – контроль за остаточной стоимостью имущества, которая в совокупности по всем объектам не должна превышать 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
ЕНВД
Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы стоимость деловой репутации (как положительной, так и отрицательной) не влияет.
Организации – плательщики ЕНВД обязаны вести бухучет и сдавать отчетность в полном объеме. Такие правила установлены в статье 2 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Поэтому при отражении в бухучете деловой репутации применяйте такие же правила, как и при общей системе налогообложения.
Совмещение ОСНО и ЕНВД
Если организация одновременно занимается деятельностью, переведенной на уплату ЕНВД, и деятельностью на общей системе налогообложения, отрицательную деловую репутацию учтите в составе внереализационных доходов (абз. 1 ст. 250 НК РФ). То есть распределять ее стоимость не нужно. Это связано с тем, что порядка распределения доходов, полученных при совмещении разных налоговых режимов, законодательством не предусмотрено (письмо Минфина России от 15 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/116).