Что такое отрицательная перегрузка

Какие нагрузки испытывает пилот и пассажир самолета

Принято считать, что перегрузка в 1g действует на человека, который спокойно стоит или движется прямо с постоянной скоростью. Но, если скорость движения меняется, то меняется вес тела, а с ним и перегрузка. Обычный человек ощущает такие изменения, когда пользуется лифтом или катается в парке на аттракционах. Перегрузку примерно в 1,5 g переносят пассажиры сверхзвукового лайнера при взлете. Принято различать следующие основные виды перегрузок:

· кратковременные (их испытывают, например, водитель и пассажиры автомобиля при аварии);

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка

· положительные, проявляющиеся, когда человек быстро поднимается в лифте или мотоциклист разгоняется на шоссе;

· отрицательные действуют при резком торможении (особенно эффектно это наблюдается в поезде);

При положительных перегрузках кровь отливает от головы и приливает к ногам. Это состояние переносится легче, чем наоборот, при отрицательных перегрузках. Перегрузки могут быть направлены в любую сторону (вверх, вниз, вбок, по диагонали), но противоположную направлению ускорения.

Профессии, связанные с перегрузками

2. Космонавты в спускаемом аппарате переносят довольно длительные перегрузки в 3-4 “джи”. Выдержать такое испытание может далеко не каждый даже подготовленный космонавт, в космический отряд попадают только пилоты, прошедшие сложные испытания и жесткий отбор.

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка

Еще дальше пошли дятлы. Средняя скорость нанесения ударов дятлом — 20-25 движений за секунду. Если бы по дереву с такой скоростью била любая другая птица, то уже через несколько ударов она бы умерла от перегрузок. Измерения показывают, что перегрузки, испытываемые дятлом, достигают 1000 — 1200g. Это гораздо больше, чем могут выдержать организмы других животных, включая человека.

Как пилоты готовятся к перегрузкам

Чтобы выдерживать огромные постоянные перегрузки, людям героических профессий приходится:

· ежедневно тренироваться по несколько часов в день по специально разработанным программам, уделяя особое внимание мышцам шеи и спины чтобы максимально защитить позвоночник;

· используя тренажеры, настойчиво тренировать и укреплять вестибулярный аппарат;

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка

· очень внимательно следить за здоровьем, регулярно проходить тестирования;

· особое внимание уделять весу, не допуская его увеличения, поскольку при повышенных нагрузках он создает дополнительный риск для сердца.

Как подготовиться к перегрузке пассажиру самолета

Чтобы избежать последствий от перегрузок в виде головокружений, головных болей, закладывания ушей при перепадах давления, выполняйте простые правила:

2. при взлете и посадке используйте кислые леденцы или жвачку;

3. во время полета принимайте побольше жидкости и постарайтесь отвлечься от процесса полета с помощью книги, журнала, беседы. Можно с пользой провести время, работая на ноутбуке.

Источник

Перегрузки и их действие на человека в разных условиях

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка

В авиационной и космической медицине перегрузкой считается показатель величины ускорения, воздействующего на человека при его перемещении. Он представляет собой отношение равнодействующей перемещающих сил к массе тела человека.

Перегрузка измеряется в единицах, кратных весу тела в земных условиях. Для человека, находящегося на земной поверхности, перегрузка равна единице. К ней приспособлен человеческий организм, поэтому для людей она незаметна.

Если какому-либо телу внешняя сила сообщает ускорение 5 g, то перегрузка будет равна 5. Это значит, что вес тела в данных условиях увеличился в пять раз по сравнению с исходным.

При взлете обычного авиалайнера пассажиры в салоне испытывают перегрузку в 1,5 g. По международным нормам предельно допустимое значение перегрузок для гражданских самолетов составляет 2,5 g.

В момент раскрытия парашюта человек подвергается действию инерционных сил, вызывающих перегрузку, достигающую 4 g. При этом показатель перегрузки зависит от воздушной скорости. Для военных парашютистов он может составлять от 4,3 g при скорости 195 километров в час до 6,8 g при скорости 275 километров в час.

Реакция на перегрузки зависит от их величины, скорости нарастания и исходного состояния организма. Поэтому могут возникать как незначительные функциональные сдвиги (ощущение тяжести в теле, затруднение движений и т.п.), так и очень тяжелые состояния. К ним относятся полная потеря зрения, расстройство функций сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, а также потеря сознания и возникновение выраженных морфологических изменений в тканях.

С целью повышения устойчивости организма летчиков к ускорениям в полете применяют противоперегрузочные и высотно-компенсирующие костюмы, которые при перегрузках создают давление на область брюшной стенки и нижние конечности, что приводит к задержке оттока крови в нижнюю половину тела и улучшает кровоснабжение головного мозга.

Для повышения устойчивости к ускорениям проводятся тренировки на центрифуге, закаливание организма, дыхание кислородом под повышенным давлением.

При катапультировании, грубой посадке самолета или приземлении на парашюте возникают значительные по величине перегрузки, которые могут также вызвать органические изменения во внутренних органах и позвоночнике. Для повышения устойчивости к ним используются специальные кресла, имеющие углубленные заголовники, и фиксирующие тело ремнями, ограничителями смещения конечностей.

Перегрузкой также является проявление силы тяжести на борту космического судна. Если в земных условиях характеристикой силы тяжести является ускорение свободного падения тел, то на борту космического корабля в число характеристик перегрузки также входит ускорение свободного падения, равное по величине реактивному ускорению по противоположному ему направлению. Отношение этой величины к величине называется «коэффициентом перегрузки» или «перегрузкой».

На участке разгона ракеты-носителя перегрузка определяется равнодействующей негравитационных сил — силы тяги и силы аэродинамического сопротивления, которая состоит из силы лобового сопротивления, направленной противоположно скорости, и перпендикулярной к ней подъемной силы. Эта равнодействующая создает негравитационное ускорение, которое определяет перегрузку.

Ее коэффициент на участке разгона составляет несколько единиц.

Если космическая ракета в условиях Земли будет двигаться с ускорением под действием двигателей или испытывая сопротивление среды, то произойдет увеличение давления на опору из-за чего возникнет перегрузка. Если движение будет происходить с выключенными двигателями в пустоте, то давление на опору исчезнет и наступит состояние невесомости.

При старте космического корабля на космонавта действует ускорение, величина которого изменяется от 1 до 7 g. По статистике, космонавты редко испытывают перегрузки, превышающие 4 g.

Способность переносить перегрузки зависит от температуры окружающей среды, содержания кислорода во вдыхаемом воздухе, длительности пребывания космонавта в условиях невесомости до начала ускорения и т.д. Существуют и другие более сложные или менее уловимые факторы, влияние которых еще не до конца выяснено.

Под действием ускорения, превышающего 1 g, у космонавта могут появиться нарушения зрения. При ускорении 3 g в вертикальном направлении, которое длится более трех секунд, могут возникнуть серьезные нарушения периферического зрения. Поэтому в отсеках космического корабля необходимо увеличивать уровень освещенности.

При продольном ускорении у космонавта возникают зрительные иллюзии. Ему кажется, что предмет, на который он смотрит, смещается в направлении результирующего вектора ускорения и силы тяжести. При угловых ускорениях возникает кажущееся перемещение объекта зрения в плоскости вращения. Эта иллюзия называется окологиральной и является следствием воздействия перегрузок на органы внутреннего уха.

Многочисленные экспериментальные исследования, которые были начаты еще ученым Константином Циолковским, показали, что физиологическое воздействие перегрузки зависит не только от ее продолжительности, но и от положения тела. При вертикальном положении человека значительная часть крови смещается в нижнюю половину тела, что приводит к нарушению кровоснабжения головного мозга. Из-за увеличения своего веса внутренние органы смещаются вниз и вызывают сильное натяжение связок.

Чтобы ослабить действие высоких ускорений, космонавта помещают в космическом корабле таким образом, чтобы перегрузки были направлены по горизонтальной оси, от спины к груди. Такое положение обеспечивает эффективное кровоснабжение головного мозга космонавта при ускорениях до 10 g, а кратковременно даже до 25 g.

При возвращении космического корабля на Землю, когда он входит в плотные слои атмосферы, космонавт испытывает перегрузки торможения, то есть отрицательного ускорения. По интегральной величине торможение соответствует ускорению при старте.

Космический корабль, входящий в плотные слои атмосферы, ориентируют так, чтобы перегрузки торможения имели горизонтальное направление. Таким образом, их воздействие на космонавта сводится к минимуму, как и во время запуска корабля.

Источник

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ПЕРЕГРУЗКИ

Перегрузкой называется отношение равнодействующей всех сил (кроме веса), действующих на самолет, к весу самолета.

В связанной системе координат определены перегрузки:

Полная перегрузка определяется по формуле

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка (11.2)

Продольная перегрузка nх возникает при изменении тяги двигателя и лобового сопротивления.

Если тяга двигателя больше лобового сопротивления, то перегрузка положительная. Если же величина лобового сопротивления больше силы тяги двигателя, то перегрузка отрицательная.

Продольная перегрузка определяется по формуле

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка (11.3)

Боковая перегрузка nz возникает при полете самолета со скольжением. Но по величине боковая аэродинамическая сила Z очень мала. Поэтому в расчетах боковую перегрузку принимают равной нулю. Боковая перегрузка определяется по формуле

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка (11.4)

Выполнение фигур пилотажа в основном сопровождается возникновением больших нормальных перегрузок.

Нормальной перегрузкой nу называется отношение подъемной силы к весу самолета и определяется по формуле

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка (11.5)

Нормальная перегрузка, как видно из формулы (11.5), создается подъемной силой. В горизонтальном полете при спокойной атмосфере подъемная сила равна весу самолета, следовательно, перегрузка будет равна единице:

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузкаЧто такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка

В криволинейном полете, когда подъемная сила становится больше веса самолета, перегрузка будет больше единицы.

При движении самолета по криволинейной траектории центростремительной силой является, как уже говорилось, подъемная сила, т. е. давление воздуха на крылья. При этом величине центростремительной силы всегда сопутствует равная, но противоположная по направлению центробежная сила инерции, которая выражается силой давления крыльев на воздух. Причем центробежная сила действует подобно весу (массе), а так как она всегда равна центростремительной силе, то при увеличении последней возрастает во столько же раз. Таким образом, аэродинамическая перегрузка подобна увеличению веса самолета (летчика).

При появлении перегрузки летчику кажется, что его тело стало тяжелее.

Как уже говорилось, увеличение подъемной силы в криволинейном движении равносильно увеличению веса самолета на ту же величину, тогда

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка (11.6)

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка (11.7)

Из формулы (11.7) видно, что величина располагаемой перегрузки определяется запасом коэффициентов подъемной силы (запасов углов атаки) от потребного для горизонтального полета до его безопасного значения (СуТР или СуКР).

Максимально возможная нормальная перегрузка может быть получена тогда, когда в полете на данной скорости и высоте полета будут полностью использованы возможности самолета по созданию подъемной силы. Эту перегрузку можно получить в том случае, когда самолет резко (без заметного уменьшения скорости полета) выводится на Суу макс:

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка (11.8)

Однако до такой перегрузки нежелательно доводить самолет, так как произойдет потеря устойчивости и срыв в штопор или штопорное вращение. По этой причине не рекомендуется на больших скоростях полета, особенно при выходе из пикирования, отклонять резко ручку управления на себя. Поэтому максимально возможную или располагаемую перегрузку принимают меньшей по величине, чтобы предупредить выход самолета на режим тряски. Формула определения этой перегрузки имеет вид

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка (11.9)

Для самолетов Як-52 и Як-55 графические зависимости располагаемых перегрузок от скорости полета показаны на Рис. 7, Рис. 8. При выполнении полетов на самолетах Як-52 и Як-55 располагаемая нормальная перегрузка в основном ограничена по прочностным характеристикам самолета.

Максимально допустимая эксплуатационная перегрузка для самолета Як-52:

с колесным шасси:

с лыжным шасси:

Максимально допустимая эксплуатационная перегрузка для самолета Як-55:

в тренировочном варианте:

в перегоночном варианте:

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка
Рис. 7 Располагаемые перегрузки самолета Як-52 при Н=1000 мРис. 8 Располагаемые перегрузки самолета Як-55 при Н=1000 м

Превышение в полете этих перегрузок запрещается, так как могут появиться остаточные деформации в конструкции самолета.

При выполнении установившихся криволинейных маневров перегрузка зависит от запаса тяги силовой установки. Запас тяги определяется из условия сохранения заданной скорости в течение всего маневра.

Предельной перегрузкой по располагаемой тягеnуПРЕД называется наибольшая перегрузка, при которой тяга силовой установки еще уравновешивает лобовое сопротивление. Она определяется по формуле

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка (11.10)

Предельная по располагаемой тяге перегрузка зависит от скорости и высоты полета, так как вышеуказанные факторы влияют на располагаемую тягу Рр и от скорости аэродинамическое качество К. Для расчета зависимости nуПРЕД V необходимо иметь кривые Рр (V)для различных высот и сетку поляр.

Для каждого значения скорости с кривой Рр (V) снимают значения располагаемой тяги, определяют Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузкас поляры для соответствующей скорости V снимают величину коэффициента Су и рассчитывают по формуле (11.10).

При маневрировании в горизонтальной плоскости с перегрузкой меньше располагаемой, но более предельной по тяге самолет будет терять скорость или высоту полета.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

«Перегрузки в авиации»

Тамбовское областное государственное общеобразовательное учреждение

Общеобразовательная школа – интернат с первоначальной летной подготовкой

имени М. М. Расковой

«Перегрузки в авиации»

Выполнил: воспитанник 103 взвода

Руководитель: Пеливан В.С.

4. Перегрузки при выполнении фигур высшего пилотажа.

5. Ограничения по перегрузке. Невесомость.

ПЕРЕГРУЗКИ В АВИАЦИИ

Силы тяготения являются, очевидно, первыми, с которыми мы знакомимся еще с детских лет. В физике их часто называют гравитационными (от латинского – тяжесть).

Значение сил тяготения в природе огромно. Они играют первостепенную роль в образовании планет, в распределении вещества в глубинах небесных тел, определяют движение звезд, планетных систем и планет, удерживают около планет атмосферу. Без сил тяготения невозможной была бы жизнь и само существование вселенной, а значит, и нашей Земли.

Сооружая здания и каналы, проникая в глубь Земли или в космическое пространство, конструируя корабль или шагающий экскаватор, добиваясь результатов почти в любом виде спорта, человек всюду имеет дело с силой тяготения.

Великие и таинственные силы тяготения были предметом размышления выдающихся умов человечества: от Платона и Аристотеля в древнем мире до ученых эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи, Коперника, Галилея, Кеплера, от Гука и Ньютона до нашего современника Эйнштейна.

При рассмотрении гравитационных сил используются различные понятия, в числе которых сила тяготения, сила тяжести, вес.

Вес – есть сила, с которой вследствие земного притяжения тело давит на опору или натягивает подвес.

В аэродинамике под весом тела понимают несколько иную величину.

На самолет при полете действуют аэродинамические силы (подъемная сила и лобовое сопротивление), сила тяги двигательной установки и сила земного притяжения, которую называют весом и обозначают G.

где m – масса летательного аппарата, g – ускорение свободного падения.

Вес – одна из самых сложных сил в природе. Вы знаете, что вес – величина непостоянная, он меняется в зависимости от характера движения тела.

Если тело движется без ускорения, то вес тела равен силе тяжести и определяется по формуле P = mg.

Если тело движется с ускорением вверх, т. е. с ускорением противоположно направленным ускорению свободного падения (а↓↑g), то вес тела увеличивается, определяется по формуле P = m(g+a) и возникает перегрузка.

Если тело движется с ускорением вниз, т. е. с ускорением сонаправленным с ускорением свободного падения (а ↓↓g), то вес тела определяется по формуле P = m(g-a), и в этом случае возможны несколько вариантов:

если |a| |g|, то вес тела становится отрицательным и возникает отрицательная перегрузка.

Перегрузкой называется отношение суммы всех сил, кроме силы веса, действующих на самолет, к весу самолета, и определяется по формуле:

где P – тяга двигателя, R – суммарная аэродинамическая сила.

Стрелки над символами в формуле указывают, что учитывается направление действия сил, поэтому силы нельзя складывать алгебраически.

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка

Например, если аэродинамическая сила R и тяга двигателя P лежат в плоскости симметрии, то их сумма R+P, определяется, как показано на рисунке 4.14.

Существуют три вида перегрузки: нормальная, продольная и боковая.

Нормальная перегрузка ny определяется в первую очередь подъемной силой и определяется по формуле:

где Y – подъемная сила.

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузкаНа заданной скорости и высоте полета изменить нормальную перегрузку можно путем изменения угла атаки. Как показано на рисунке с уменьшением скорости полета предельные нормальные перегрузки возрастают, а с увеличением высоты – уменьшаются. При отрицательном угле атаки возникают отрицательные перегрузки.

Продольная перегрузка nx определяется отношением разности сил тяги двигателя (Р) и лобового сопротивления (Q) к весу самолета:

Продольная перегрузка положительна, если тяга больше лобового сопротивления, и отрицательна, если тяга меньше лобового сопротивления или если тяги вообще нет.

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузкаТаким образом, знак продольной перегрузки зависит от соотношения величин тяги двигателя и лобового сопротивления самолета.

С увеличением высоты полета положительные продольные перегрузки nх уменьшаются, т. к. уменьшается избыточность тела. Зависимость продольной перегрузки от высоты и скорости полета изображена на рисунке.

Боковая перегрузка nz возникает при несимметричном обтекании самолета воздушным потоком. Это наблюдается при наличии скольжения, либо при отклонении руля направления.

4. Перегрузки при выполнении фигур высшего пилотажа.

Рассмотрим, какие перегрузки возникают при выполнении фигур высшего пилотажа.

На самолетах в разных пилотажных фигурах перегрузка действует по-разному.

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузкаНапример, на самолете Л-39 при выполнении полупетли необходимо выдерживать оптимальные изменения перегрузки.

Полупетля – фигура пилотажа, при выполнении которой самолет описывает восходящую часть петли Нестерова с последующим поворотом относительно продольной оси на 180 0 и выводом в горизонтальный

полет в направлении, обратном вводу.

При выполнении данной фигуры можно отметить несколько отсчетных точек:

1. Ввод в полупетлю.

4. Начало ввода в полубочку. Перегрузка

приблизительно равна 1ед.

5. Вывод из полубочки.

При перегрузке больше оптимальной резко увеличивается лобовое сопротивление и быстро падает скорость, возможен выход самолета на режим тряски и сваливания. При перегрузке меньше оптимальной увеличивается время выполнения фигуры и скорость в верхней точке также становится менее заданной.

Рассмотрим еще одну фигуру высшего пилотажа – переворот.

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузкаПереворот – это фигура пилотажа, при выполнении которой самолет поворачивается относительно продольной плоскости оси на 180 0 с последующим движением по нисходящей траектории в вертикальной плоскости и выводом в горизонтальный полет в направлении, обратном вводу.

При выполнении переворота на Л-39, в первой половине траектории составляющая силы веса (Gcosθ) способствует искривлению траектории, поэтому на этом участке достаточно небольшое значение нормальной перегрузки 2 – 3 ед. Во второй половине эта же сила препятствует искривлению траектории, поэтому для вывода самолета из пикирования необходима большая перегрузка 3,5 – 4,5 ед. При перевороте происходит зависание самолета, возникновение отрицательных перегрузок в положении «вверх колесами» летчик устраняет, взяв РУС на себя, увеличивает перегрузку до допустимой и создает необходимое угловое вращение.

При выводе из виража «Горки», во избежание возникновения больших отрицательных перегрузок, вывод летчик производит плавным движением ручки управления от себя.

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузка

Еще одной захватывающей фигурой высшего пилотажа является петля Нестерова.

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузкаПетля Нестерова – фигура пилотажа, при выполнении которой самолет описывает траекторию в вертикальной плоскости, расположенную выше точки ввода.

При выполнении петли Нестерова на Як-52 летчик должен следить по нарастанию перегрузки за созданием угловой скорости. Необходимо создать угловую скорость вращения с таким расчетом, чтобы при угле кабрирования 40 0 – 50 0 перегрузка была равна 4 – 4,5 ед. При выводе самолета из петли летчик должен следить за темпом нарастания перегрузки.

5. Ограничения по перегрузке. Невесомость.

Исходя из условий обеспечения безопасности полета, вводятся ограничения, накладываемые на различные режимы полета самолета.

Для существующих самолетов ограничения накладываются на нормальную перегрузку. Продольная и боковая перегрузки не учитываются, т. к. они незначительны. Создание больших перегрузок, с одной стороны, приводит к разрушению самолета, с другой – имеет ограничения, обусловленные физиологическими особенностями членов экипажа.

Так с увеличением аэродинамических сил растут нагрузки на элементы конструкции самолета. Например, с увеличением подъемной силы увеличиваются перерезывающая сила, изгибающий и крутящий моменты, действующие на крыло. При определенном значении подъемной силы, а следовательно, и нормальной перегрузки крыло разрушится. Перегрузка, при которой происходит разрушение конструкции самолета, называется разрушающей перегрузкой. Максимальная эксплуатационная перегрузка должна быть в 1,5 – 2 раза меньше разрушающей.

Отрицательные перегрузки для большинства самолетов, по существу, ограничены физиологическими особенностями человека и условиями работы топливной системы. Так, например, при отрицательных перегрузках может прекратиться подача топлива в двигатель.

Помимо перегрузки человек может испытывать состояние невесомости.

Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть фото Что такое отрицательная перегрузка. Смотреть картинку Что такое отрицательная перегрузка. Картинка про Что такое отрицательная перегрузка. Фото Что такое отрицательная перегрузкаПолет по параболе – практически единственный метод воспроизведения невесомости на земле. Во время такого полета пилот сначала на высоте 6000 м поднимает нос самолета и начинает набор высоты до 7600 м. Этот этап длится около 20 с и в это время пассажиры испытывают перегрузку 1,8 g. Затем пилот уменьшает тягу двигателя почти до 0 и направляет самолет по параболической траектории. Самолет начинает свободное падение (тяга двигателей компенсирует только сопротивление воздуха). При этом самолет продолжает набор высоты. На высоте 8500 м самолет достигает вершины параболы и начинает терять высоту. В течение почти 20 с в самолете наблюдается невесомость.

В ходе многих испытаний выяснилось, что подавляющее большинство людей переносят кратковременную невесомость хорошо. Но даже натренированный на кратковременные невесомости человек, может страдать спутниковой болезнью.

У человека есть органы, которые отвечают за ощущение веса. Находятся они во внутреннем ухе, по обеим сторонам головы, а выглядят, как маленькие пластиночки. Под микроскопом видно, что каждая пластинка состоит из трех слоев: внутреннего – нервные клетки, среднего – чувствительные волоски, наружного – слизь, в которую вкраплены камешки, точнее кристаллы кальциевых солей. Из-за камешков весь орган был назван отолитовым. Благодаря этим органам человек всегда четко представляет, где небо, а где земля. Только в одном случае органы эти перестают работать, и человек утрачивает ориентировку в пространстве: при невесомости. Такая неестественная для земных условий ситуация приводит к разнообразным расстройствам. Спутниковая болезнь сопровождается головокружением, тошнотой и чувством страха.

Но в подобных случаях существует и еще одна проблема. У человека есть так называемая система гравитации. Это не что иное, как сформированная еще у наших далеких предков система, состоящая как из органов, воспринимающих вес, так и из центров, управляющих борьбой с его постоянным воздействием. Если бы системы антигравитации не существовало, мы не могли бы даже встать, ведь при это кровь переливалась бы в сосуды ног. Земное притяжение тянет кровь вниз, а система антигравитации – вверх. Стоит тяжесть убрать, как кровь устремляется вверх. Сосуды головы набухают, лицо становится отечным, нос закладывает, как при насморке, кровь переполняет вены и артерии легких, мешая дыханию, раздувает предсердия, нарушает работу сердца.

Со всеми этими проблемами, связанными как с перегрузками, так и с невесомостью, человеку приходиться справляться.

В данной работе мы пытались дать полную характеристику такому сложному понятию, как вес тела; пытались разобраться, какое значение играет вес в авиации.

Можно сказать однозначно, что понятие веса тела и, связанные с ним, перегрузка, состояние невесомости – неразрывно связаны с авиацией и космонавтикой. Влияние их на технические конструкции и живые организмы обязательно учитывается.

Поэтому, выбирая профессию, связанную с авиацией, необходимо хорошо ориентироваться в понятии веса тела и в том, какое влияние оказывает его изменение на технические характеристики механизмов, в том числе летательных аппаратов, а также на человека.

2. Коровин А. Е. Пособие летчику Як-52. – М.: «ДОСААФ СССР», 1987

3. Самолет Л-39. Альбом наглядных пособий. Под редакцией В.В.Ерофеева. – М.: Воениздат, 1990

4. Газета. 1сентября./ Физика № 3. – М.: Просвещение, 2006

5. Газета. 1 сентября./ Физика № 6. – М.: Просвещение, 2005.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *