Что такое отрицательный персонаж
Чем герой и антагонист отличаются от антигероя. Зачем нужен антигерой автору и почему нельзя обойтись отрицательными второстепенным персонажами. Что делает антигероя убедительным. И обязательно ли он должен проиграть.
Теория литературы дает такое определение термину «антигерой»:
Антигерой – это главное действующее лицо литературного произведения, его центральный персонаж, лишённый «героических» черт в их общепринятом понимании. Грубо говоря, это главный персонаж, наделенный вопреки читательским ожиданиям плохими чертам: он нарушает этический кодекс, приступает морально- этические законы общества, ведёт себя бесчестно, цинично, агрессивно и т.д… Он просто плохой человек (подлец, лжец, авантюрист, негодяй, эгоист и т.д.) и действует в соответствии со своим мировоззрением, но при этом играет главную роль в произведении.
Отличие антигероя от антагониста
Термин «Антигерой» ввёл в литературный оборот Федор Достоевский, употребив его в «Записках из подполья» (1864).
Антигерой – не антагонист, не второстепенный отрицательный персонаж, который вводится в сюжет для противостояния герою, центральному персонажу произведения. Если бы он боролся с положительным героем, и все повествование строилось бы вокруг хорошего парня, мы бы говорили о протагонисте и антагонисте, то есть о герое и его противнике, классическом литературном злодее. Протагонист выражает позицию автора — он носитель добра и истины он двигает сюжет, а действия антагониста препятствуют выполнению главным героем его драматургического предназначения. Антагонист – это злодей, который нужен автору для того, чтобы раскрывать образ главного героя – протагониста и двигать сюжет. Антигерой же – это центральный персонаж произведения, но в отличие от героя он наделен отрицательными чертами.
Почему автор выбирает антигероя
Антигерой нужен автору для того чтобы ёмче, выпуклей изобразить центральный конфликт произведения, решить поставленные перед автором художественные задачи, высказать собственную точку зрения. Антигерой нужен для того, чтобы максимально обострить противоречия, обнаружить правду, обнажить истину. Чтобы обозначить главные болевые точки общества. Чтобы исследовать своё время и поколение.
При этом в соответствии с феноменологией интереса — к антигерою читатель относится с особым вниманием. Осуждая моральные качества, читатель может испытывать симпатию к антигерою, благодаря его уму, ловкости, харизматичности. Некоторые отрицательные черты подчас даже вызывают восхищение читателя. Вспомните Дориана Грея: в некоторых ситуациях, особенно в начале повествования ему можно посочувствовать, а где-то даже восхититься им. А ловкость, изворотливость ума и предпринимательская хватка Остапа Бендера никого не оставляла равнодушным – у этого антигероя миллионы поклонников.
Помещая отрицательного персонажа в центре произведения, автор позволяет читателю заглянуть в голову герою, познакомить с мотивировкой его действий. Автор исследует антигероя при этом зачастую не вынося в начале повествования вердикта. Например, в Госпоже Бовари читатель не с самого начала понимает, что в центре повествования оказывается антигероиня. Только совокупность действий Эммы Бовари, её однозначно ошибочные поступки позволяют читателю сделать вывод, кто перед ним: герой или его противоположность.
Иногда антигерой помещается в центр повествования для того, чтобы отразить цайтгайст (дух времени), как например, в романах «Милый друг», «Опасные связи», «Заводной апельсин», «Унесенные ветром». И для того, чтобы поиронизировать над законами жанров, читательскими ожиданиями, литературным каноном — так появились антигерои комиксов Рассомаха и Дедпул.
Байронический герой
Иногда герой выбирает стиль поведения злодея, подлеца, авантюриста, ошибочно считая его праведным, то есть заблуждаясь насчёт собственной правоты. Например, Родион Раскольников, будучи человеком исключительной честности, прямодушным и совестливым, с обостренным чувством справедливости, решается на преступление, находясь во власти ложных убеждений. То есть сам по себе герой – хороший человек, но он ошибочно исповедует ложные ценности, изменяющие его поведение.
Такого антигероя еще называют байроническим героем – литературный тип, характерный для 19 – начала 20 века. Он сформировался после входа поэмы лорда Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». К героям такого типа в русской литературе относятся Чацкий, Онегин, Печорин – сомневающиеся, потерянные, не находящие своего призвания люди.
Крах антигероя
Сама природа антигероя и причины его помещения в центр повествования предполагают его фиаско в конце истории. Ведь отрицательный персонаж неизбежно должен проиграть, а иначе читателю будет казаться что автор одобряет антигероя. Собственно, чаще всего автор и выбирает сложную, противоречивую личность — антигероя, для того чтобы показать ложность его пути, ошибочность мировоззрения. Месседж таков: плохие парни (и девчонки) никогда не выигрывают.
И правда, если мы взглянем на опыт мировой литературы, то увидим, что почти все отрицательные персонажи, находящиеся в центре произведения, заканчивают свой путь фиаско. Вспомним Франкенштейна, графа Дракулу, Фауста, Эмму Бовари, Печёрина, Раскольникова, Фёдора Карамазова, Дориана Грея, Скарлетт О’Харру, Гумберта Гумберта — они либо гибнут, либо оказываются в сложном положении. Так автор выносит вердикт антигерою, отказывая ему в праве на дальнейшее счастливое существование. Если антигерой не погибает, то он неизбежно должен потерпеть поражение в столкновении с жизнью и прозреть. Так, Раскольников, Скарлетт О’Харра изображаются на пути к прозрению, а фиаско героев становится их характеристикой. Алекс – герой романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин» прозревает в финале, Тайлер Дёрден в конце концов побежден выстрелом рассказчика.
Хотя Жорж Дюруа (главный герой «Милого друга») наоборот – не только не терпит фиаско, но и занимает более высокое положение в обществе и становится богаче. Так Ги де Мапассан вынес вердикт современной бездуховной, меркантильной эпохе, для которой подобные антигерои становятся нормой.
Зло и добро: почему антигерои нравятся людям больше?
Почему люди все больше любят фильмы с антигероями, в которых нет однозначного добра.
Все большему количеству людей нравятся сериалы и фильмы с неоднозначными персонажами и главными героями: Уолтер Уайт идет против системы, варит наркотики и убивает людей, но большинство зрителей в восторге от него, а в сериале «Барри» профессиональный киллер подкупает всех своим обаянием и стремлением стать лучше.
Рассказываем о том, почему антигерои становятся все более популярными в современной культуре.
Кто такие антигерои и герои
В литературе и фильмах есть широкая классификация персонажей: антигерои, протагонисты, антагонисты, второстепенные герои., каждый из которых играет свою роль.
Протагонисты — это главные герои, которым в противопоставление идут антагонисты — главные злодеи. Герои, у которых нет явного стремления спасать мир или у которых есть явно отрицательные черты — антигерои. При этом, несмотря на все недостатки, их любят и ими восхищаются.
В поп-культуре любимые образы героев менялись. Если в начале двадцатого века мало кто подумал бы восхищаться злым персонажем, то в последние несколько десятилетий интерес к антигероям растет. Автор может вызвать эмпатию к антигерою, либо показать, что его мотивы не менее ценные, чем мотивы главного героя и таким образом раскрыть персонажа с разных сторон.
Нельзя сказать, что антигерои полностью вытеснили героев со сцены — они все так же популярны и любимы аудиторией.
Теория аффективной диспозиции
В последнее время популярность набрала теория аффективной диспозиции. Ее последователи считают, что зрители оценивают поступки персонажей с моральной точки зрения, и это влияет на то, понравится ли им произведение или нет.
Если поначалу эта теория была применима только к положительным героям, то сейчас исследователи начинают дополнять теорию о том, как вырабатывается механизм симпатии к отрицательным персонажам.
По результатам исследований, к концу просмотра фильма с харизматичными героями и антигероями зритель одинаково положительно настроен по отношению к ним.
Недавние работы предполагают, что зрители со временем привыкли воспринимать схему сюжета, которая позволяет получать удовольствие от поступков антигероя, несмотря на аморальность персонажей.
Характеристика антигероев
По мнению некоторых исследователей, растущая популярность образов с такими чертами связана с тем, что они открывают окно в темную сторону человеческой натуры и позволяют узнать чуть больше о человеке.
В психологии есть темная триада личностных характеристик, которая включает в себя нарциссизм, макиавеллизм и психопатию — сценаристы и писатели часто их используют при создании отрицательных персонажей.
При этом антигероям не обязательно быть злыми: это могут быть привычные нам герои боевиков или приключенческих фильмов, которые сражаются со злом.
Например, Джеймс Бонд, персонажи Marvel приносят разрушения в город, могут действовать не по закону и убивать тех, кто по их мнению не прав.
Более того, людям нравится отождествлять себя с антигероями, которые идут против системы и не боятся проявлять себя. Например, Робин Гуд, Джокер, Бонни и Клайд, герои Тарантино — очень популярные антигерои и неоднозначные персонажи, которых не назовешь положительными.
Существует большой пласт злодеев с различными мотивациями, которые нравятся разным людям.
Также существует мнение о том, что людям нравятся антигерои и они готовы не обращать внимание на средства достижения цели, если цель им кажется достойной и оправданной.
Архетипы и создание персонажей
Рассматривая эту тему, нельзя не обратиться к архетипам Юнга: они описывают бессознательные знаки и образы, которые есть в обществе. Несмотря на то что теория Юнга об архетипах не знакома широкой аудитории, многие режиссеры и критики используют ее, чтобы сделать героя более узнаваемым: в обратном случае зрителю тяжело считать образ и понять, о чем идет речь в произведении и кто есть кто.
Например, архетип героя хочет сделать мир лучше, готов бороться за свои ценности и действовать для достижения своих целей, преодолевать свои страхи.
В противоположность герою выступает архетип тени — она скрывает то, что находится в бессознательном: все, что человек подавляет в себе, все, что порицается обществом находит отражение в архетипе тени. Злодеи в фильмах и книгах — представители этого архетипа.
Механизм симпатии к разным героям все еще до конца не выяснен, однако существующие теории позволяют предполагать, что и дальше люди будут с удовольствием смотреть на харизматичных антигероев, которые идут против системы и стремятся добиться своих целей.
Что такое отрицательный персонаж
Здесь рассматриваются самые часто встречающиеся отрицательные персонажи в кинематографе.
По определенным причинам основная масса отрицательных персонажей относится к 7 типам Майерс-Бриггс. Каждому из них присвоен своеобразный псевдоним.
16 типов MBTI
ISTJ
ISFJ
INFJ
ISFP
INFP
INTP
ENFP
ESFJ
ENFJ
Как правило, это второстепенные отрицательные персонажи, можно сказать, исполнители приказов. Они спокойные, сильные, решительные, уверенно идущие к своей цели.
Они имеют те же самые характерыне черты, как у положительных персонажей ESTP, но крайне самоуверенные и самовлюбленные. С первого взгляда не всегда понятно, что персонаж отрицательный.
Как правило, это второстепенные отрицательные персонажи, но одни из самых противных. Их отличает безумное, абсолютно асоциальное поведение.
Эти отрицатеьные персонажи выдумщики, изобретатели, отличающиеся неожиданными и оригинальными идеями.
Часто встречающиеся отрицательные персонажи: властные и надменные угнетатели. Все они занимают руководящие должности. Беспристрастность в своих суждениях.
«Холодок» по коже, пугающая бесчувственность. Эти отрицательные персонажи превосходные стратеги, воплощающие свои идеи в жизнь. Обычно занимают руководящие должности.
Психология Зла: чем привлекательны негодяи в искусстве?
Тьма завораживает. Тьма удивляет. Тьма вдохновляет и притягивает. Замечали ли вы за собой, что в кино, книгах, искусстве в целом вас больше притягивают “приспешники тьмы”? Думаете, с вами что-то не так? Нет, вы такой далеко не один: только посмотрите на фан-базу Локи, популярность персонажа Ганнибала Лектора в поп-культуре и кассовые сборы прошлогоднего “Джокера”. Но почему нас всех вдруг стало так завораживать зло?
Для начала стоит разобраться, кого мы называем злодеями. В классическом понимании мы представляем персонажа, наделенного исключительно отрицательными чертами и противостовляющегося идеализированному протоганисту. Но часто ли вы сегодня видите именно таких героев и вызывают ли они какие-то эмоции? Нет, потому как никому сегодня не интересны клишированные персонажи, “плохие, потому что плохие”. Тех, кого мы называем интересными злодеями, можно разделить на три основных типа (иногда пересекающихся), применимых к кино, литературе, комиксам, мультфильм – к чему угодно.
Драко Малфой – один из отрицательных персонажей серии фильмов “Гарри Поттер”
Кадр из одного из фильмов серии
Антигерой
Это протагонист, наделенный ярко отрицательными чертами или обделенный положительными. Подобного персонажа не принято называть “злодеем”, но он и не “герой” ни в коем случае. Антигерой не спасает утопающего из побуждений доброты – он его топит, но чаще всего, обладая трагичной мотивацией и интересной историей на пару с хорошей эмоциональной реакцией на происходящее, как, например, наемный убийца Барри из одноименного сериала, раскаивающийся и рыдающий почти после каждого совершенного преступления. Хороший антигерой действительно заставит задуматься, а не перейти ли нам на его сторону, так ли она “зла”, как позиционируется? В жизни мы бы обходили такого человека за километр, в искусстве за такими увлекательно наблюдать. Антигероя в комиксах представляют Дэдпул и Веном, в аниме – Ягами Лайт, в сериалах – Декстер Морган и Уолтер Уайт, а также многие другие.
Уолтер Уайт
Кадр из сериала “Во все тяжкие”
Антизлодей
Это зачастую носитель образа “падшего ангела” произведения или противопоставление антигерою, которое встречается намного реже. Антизлодей не главный герой, он часто антагонист и вообще плохой человек, но движимый благими побуждениями или наделенный положительными, притягивающими чертами. В большинстве случаев антизлодей заставляет задаться тем же вопросом, что и антигерой. Самым ярким и известным примером будет Ганнибал Лектор, известный по серии фильмов и книг Томаса Харриса, а также одноименному сериалу. Он каннибал, убивающий людей ради удовольствия, что, неоспоримо, делает его отрицательным персонажем. Но также он тактичный, вежливый, образованный, ему не чужды человеческие отношения и хороший вкус. Все это создает противоречивого, но явно не положительного персонажа.
Ганнибал Лектор
Кадр из сериала “Ганнибал”
“У любой сладости есть своя горечь, у каждого зла свое добро”
Антогонист
Это самая широкая группа, часто включающая в себя и антизлодеев. Концепция антагониста построена на противопоставлении данного персонажа главному герою и их соперничестве. Другими словами, антагонист не обязательно “плохой” и “злой”. Это и “Шрам” из Короля Льва, и Грушницкий из “Героя нашего времени”, и Джокер из “Темного Рыцаря”.
Грушницкий и Печорин
Кадр из сериала “Герой нашего времени”
Какой персонаж вообще может завладеть вниманием потребителя, не учитывая, будет он положительным или отрицательным? Харизматичный, мотивированный, часто, но не во всех случаях внешне привлекательный. Но главное – мы должны ассоциировать себя с ним. Данный тезис доказывает недавнее исследование, опубликованное на сайте the british psychologist society. Зачастую персонаж, например, Рик Санчез, содержит в себе порицаемые обществом, но присущие многим из нас черты, которые принято скрывать: нигилизм, пристрастие к алкоголю, черный юмор, отсутствие мотивации и т.п. Вот только в образе Рика эти черты возведены в абсолют, так еще и сам персонаж наделен выдающейся харизмой. Никто из нас не хотел бы стать таким уставшим от жизни, рыгающим и постоянно пьющим стариком Риком, но все мы проецируем его образ на себя и находим точки соприкосновения.
Кадр из мультсериала “Рик и Морти”
Подобную идею выражал Карл Юнг в своих трудах еще в начале двадцатого века. В одной из его поздних статей был рассмотрен, так называемый, архитип “тень”. Простыми словами все то, что определенно “нельзя”, что запрещали родители в детстве, и что мы подавили в себе на долгие годы.
“Тень персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки – напрямую или же косвенно – снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции”,
Если мы ассоциируем себя со злом в кино и литературе, почему это не работает в реальной жизни? То же описанное ранее исследование The british psychologist society говорит и о том, что нам некомфортно видеть какие-либо сходства между собой и «плохими» людьми, например, реальными убийцами. Так, мы испытываем страх перед Тедом Банди, но никак не симпатию, даже в фильме “Хороший, Плохой, Злой” и книге Элизабет Кендалл “The Phantom Prince: My Life with Ted Bundy”, по которой тот был снят, потому как знаем, что это был реальный человек, совершавший ужасные вещи. В том то и магия искусства – вызвать у смотрящего эмоции, противоположные тем, что он бы испытал в реальной жизни.
Тед Банди
Бесспорно, есть произведения, показывающие зло отвратительным и безжалостным, например, фильмы “Дом, который построил Джек” Ларса фон Триера с главным героем – педантичным маньяком, пугающим и отвратительным – и “Бар Золотая Перчатка” Фатиха Акина. Эти режиссеры получили бурю осуждения за свои работы и зрителей, падающих в обморок во время премьеры, потому как фильмы были слишком реалистичны и жестоки для массового зрителя. Это просто другой подход к показу репрезентации зла.
Кадр из фильма “Дом, который построил Джек”
И тем не менее многие искренне любят данные фильмы, потому что они вызывают эмоции: удивляют, пугают и вызывают отвращение, но не оставляют равнодушным. Это еще одна причина, почему нас заворачивают отрицательные герои – мы любим удивляться.
Притягательные злодеи могут быть совершенно разными, нет общей формулы, работающей в любом случае и не превращающей персонажа в ходячее клише. Для примера возьмем игру Death Stranding. Отрицательный персонаж по имени Хиггс, скорее всего, будет вас раздражать, но он харизматичен, мотивирован (хоть и цель средства не оправдывает) и привлекателен. Второй отрицательный герой – Клифф – будет интересен, потому как только к концу прохождения мы раскроем его мотивацию, он противоречив и загадочен, а история воистину трагична.
Хиггс
Кадр из игры Death Stranding
Более того, интерес массовой аудитории к ярко отрицательным персонажам в искусстве исследователями принято выделять как характерный признак сегодняшней эпохи и нового веяния в культуре. Глобальной причиной этому социологи называют затянувшийся на десятки лет всемирный политический и экономический кризис.
Кадр из аниме-сериала “Тетрадь смерти”
Мир меняется, меняются и предпочтения людей. Массовая аудитория требует более интересных, продуманных и мотивированных персонажей, чье существование невозможно без ярких отрицательных черт. И, если вас привлекают “негодяи” больше “добряков”, это нормально. Скорее всего, у вас просто хороший вкус.
Антигерои и герои в советских фильмах: Что они пропагандировали и почему в них влюблялись
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Акцент на комедию как основной жанр
На кино возлагалась весьма заметная роль, об этом говорит хотя бы тот факт, что лично Сталин активно участвовал в создании многих фильмов, причем не просто утверждал по факту «годится – не годится». Он был практически частью команды, читал сценарий, вносил в него правки, придумывал названия и многое другое. Особенностью советского кинематографа специалисты называют его ориентированность на текст. Кино воспринималось как экранизация сценария и именно на него направлялись все усилия, в том числе и чиновников.
Такое отношение сохранялось вплоть до 70-х годов, а в 30-е принимало наиболее массовый характер. Из-за такого перекоса больше всего доставалось сценаристам, а вот режиссеры оказывались ни в чем не повинными. Так, например, сценариста «Веселых ребят» Николая Эрдмана арестовали прямо на съемочной площадке. Причиной ареста был не достаточно идеологически выдержанный текст. А вот режиссер считался не при чем, даже Сталин считал, что с режиссера брать нечего, ведь он просто переводит на экран написанный текст.
При этом, стоит отдать должное, кино считалось развлекательным жанром, потому на него все же возлагалась именно увеселительная роль. Но именно тогда и появился девиз «Поучать, развлекая», то есть идеология должна была быть подана в интересной и яркой форме, тогда то и было решено делать основной акцент на комедии. Поскольку в Советском Союзе с комедиями дело обстояло не особенно хорошо, для перенятия опыта несколько режиссеров были направлены в Америку. Визит оказался успешным, тогда то и появились «Веселые ребята».
Акцент делался на комедию, поскольку зрители привыкли к ней, до этого времени, когда подавляющая часть проката занимало зарубежное кино, чаще всего предпочтение советский зритель отдавал комедии. Несмотря на то, что другие жанры тоже существовали. Однако это были исторические, военные, документальные фильмы.
После того как первая отечественная комедия имела оглушительный успех, было решено создать собственный Голливуд, даже место было выбрано соответствующее – в Крыму. Но принцип был совершенно иной, основной упор был сделан на ограниченное количество фильмов, каждый из которых должен был иметь успех. Следить же за работой огромного количества сценаристов и режиссеров, было бы слишком сложно. Потому сценарии отбирались еще на начальном этапе.
Обычная сюжетная схема советской комедии строилась на смешении с мелодрамой, ведь любовная история всегда хорошо воспринимается зрителем. Итак, происходит случайная встреча, возникает путаница, происходит размолвка, борьба за счастье, наказание отрицательных героев. Справедливость торжествует, а главные герои могут смело создавать новую ячейку общества.
Насколько реальны были советские комедии и их герои?
Один из секретов популярности советских комедий – это то, что они вливались в уже готовый советский быт и определенные моменты были ясны и понятны зрителю настолько, что они готовы были простить некую идеализированность. И, несмотря на то, что порой встречались моменты, когда герои работали в полях в национальных костюмах, все же фильмы тех времен куда более адаптированы к действительности, нежели современные.
Например, описание быта в тех фильмах было куда более правдоподобным, нежели в современных фильмах, герои которых живут в огромных квартирах, тогда как зрители наблюдают за перипетиями их судеб из хрущевок. Или героини, просыпающиеся сразу не просто красивыми, а с полным боевым раскрасом? В старом советском кино такого нет.
Еще одна трогательная особенность советских фильмов была в том, что отрицательный герой выявлялся не просто какими-то поступками, но и низкой производительностью труда. Вообще любовные переживания героев и производительность труда крайне тесно переплетены, а девушкам нравятся не только красивые и умные, но еще и трудолюбивые. И вообще, если хорошо работает, фотокарточка его украшает доску почета, то плохим человеком он быть не может. Такая связь между работой, ударным трудом и любовью сохранялась вплоть до 70-х, просто любовь, без связи с общественно полезной деятельностью появиться не мог.
Это только на первый взгляд в фильмах все просто и понятно, на самом деле там все продумано до мелочей, плюрализма мнений возникнуть не могло, потому информация, которая таким образом передавалась зрителям, должна была быть разжевана и понятна однозначно.
Герои и антигерои определяются даже без слов
Практически в любом советском фильме главная роль отводится девушке, даже если в центре работяга-парень, все равно ключевые моменты проговариваются именно от женского лица. Особенно, что касается идеологических установок, они просто лились рекой как из рупора пропаганды из прекрасных женских уст. Возможно, это считалось более действенным методом, возможно, так демонстрировался личностный рост героини, ведь эмансипации советской женщины в кино уделялась огромная роль.
К тому же, именно благодаря женскому образу раскрывалась еще и одна черта отрицательного героя. Положительный герой настроен серьезно, хочет жениться, семью, как ячейку общества и основу государства. Отрицательный же пристает к девушкам, обманывает их, выставляет в негативном свете.
Обычная сюжетная линия разворачивается вокруг нескольких героев: главные действующие лица фильма – парень и девушка, трудолюбивые, красивые, честные, но при этом простые и открытые. Как правило, и у парня и у девушки есть друзья – непосредственные, смешные, немного наивные, всегда рядом есть советчики, люди, которые бескорыстно помогут и протянут руку помощи. К тому же, каждый герой четко определялся и по социальной принадлежности – рабочий, артист, колхозник, чиновник. Это не делало образ выпуклым, скорее наоборот, способствовало тому, что он еще больше наполнялся стереотипами.
Положительный герой, как правило, выглядел определенным образом, точнее даже имел определенный внешний типаж, который пытались подстроить под понятие «советский гражданин». Обычно это был человек славянского типа внешности, с честным и прямым взглядом, правильными чертами лица, высокий статный, хорошо сложенный, пышущий здоровьем. Иногда они были немного простодушными, но небольшая хитреца тоже приветствовалась, такой образ человека, которого не проведешь. Обычно такие выступали в качестве советчиков для главных героев – категоричных, упертых, очень честных максималистов. Сергей Столяров и Евгений Самойлов идеально подходили для этих ролей, поскольку производили именно такое впечатление.
Если говорить об антигероях, то их внешность противопоставлялась главному положительному герою. Зачастую это зависело от того с какой страной в конфронтации находился СССР. В 30-е годы часто эксплуатировался образ азиатско-восточного типа, после Великой Отечественной войны отрицательные герои имели по-немецки жесткие черты лица, даже жестикуляция была похожая, резкая, категоричная, взгляд надменный и холодный.
Еще одна чисто советская фишка – антигерои были отлично одеты. Если главный герой, эдакий рубаха-парень в бушлате и в сердцах сминающий кепку и без сожаления бросающий ее под ноги, то отрицательный персонаж настоящий франт. Его беспокоит все земное, бренное и материальное, ведь он жадный хапуга, который транслирует в мир исключительно собственные интересы и во всем ищет выгоду. Общая картина его щепетильности подчеркивалась его манерностью, например, во многих фильмах только герои с отрицательной характеристикой едят с помощью ножа и вилки.
Опасные роли для актеров
Все это деление оказывалось весьма болезненным для актеров. Однажды согласившись на роль злодея, он уже больше не мог претендовать на главную положительную роль, ему так и оставалось до конца кинокарьеры играть негодяев. Однако все бы ничего, ведь такие роли, как правило, самые захватывающие и интересные, если бы киношный образ не переносился в реальную жизнь и актеру не приходилось бы доказывать, что он в жизни отличный парень.
Особенно сложно приходилось тем актерам, которым «посчастливилось» быть избранными на роль лидера страны. Сыграть Ленина, Сталина – значило стать весьма ограниченным в дальнейших ролях (если они вообще будут), ведь тот, кто воплощал на экране образ вождя, не мог сыграть какого-нибудь проходимца даже много лет спустя. Поэтому такие роли хоть и считались весьма лакомыми, но актеры предпочитали держаться от них подальше.
Но почти всегда отрицательный герой получался ярче, харизматичнее, чем главный герой, сильнее запоминался зрителю. Возможно потому, что все хорошие герои были одинаковыми, а плохие всегда плохими по- разному. В этом заключается феномен «17 мгновений весны», фильм должен был поднять патриотический дух, а на деле фашисты получились весьма романтичными и интересными героями.
Говоря о пропаганде, стоит заметить, что это и не правда, и не ложь, а некая третья параллель, которую нельзя доказать или опровергнуть. Она просто есть и с ней можно бороться только путем другой пропаганды, которая будет звучать громче и увереннее. В век пропаганды советские лозунги были отнюдь не самыми худшими, равно как и кино, вместе с их плоскими героями и отцензуренными сценариями.
Забавные ляпы в советских фильмах, которые подметили внимательные зрители лишь доказывают тот факт, что даже в условиях жесткой цензуры удавалось создавать киношедевры.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: