Что такое отрок литература 5 класс
Литература. 5 класс
Конспект урока
«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Летопись – свод записей об исторических событиях
Киев – столица древнерусского государства
Святослав – великий князь, правил Киевом в 957-972 гг., совершил много военных походов, заключил договор с Византией
Печенеги – кочевые племена, совершавшие набеги на Русь
Воевода – предводитель дружины
Дружина – отряд воинов на службе у князя
Воевода Претич – великий воевода, хитростью помог спасти Киев от печенегов
Отрок – подросток, переплывший Днепр и предупредивший дружину о нападении печенегов
1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. «Литература. 5 класс» Учебник. В 2-х частях. ФГОС— М. : «Просвещение», 2015. Ч.1 – 304 с.; Ч.2 – 304 с.
1. Дёмина Е. Н. Повесть временных лет // Перевод: Лихачёв Д. С. – серия классика / подарочное издание – Москва, ОлмаМедиаГрупп / Просвещение, 2015 – стр. 304
2. О. М. Гладкова Первые книги Святой Руси – Москва, Даръ, 2005 – стр. 560
3. Акунин Борис Повесть временных лет. Галицко-Волынская летопись (сборник) // Перевод: Лихачева О. П., Творогов О. В.– Москва, АСТ, 2014 – стр. 304
Открытые электронные ресурсы:
1. Информационно-образовательный портал Гдз-класс.pф URL: http://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/load/5_klass/5 (Дата обращения 03.06.2019)
2. Информационно-образовательный портал Hiztory.ru URL http://hiztory.ru/rus/rus.html (Дата обращения 03.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Считается, что первые, рукописные исторические хроники стали создаваться в конце X века. Именно в это время иноки в монастырях стали вести записи – летописи.
В этих хрониках отражались и повседневные события, например, какой был урожай в этом году или сколько собрано пожертвований; описывались удивительные явления природы, например, солнечные или лунные затмения, а также – выдающиеся военные походы князей, или вражеские набеги на русскую землю.
Монах Нестор жил в Киево-Печерском монастыре (Лавре) на рубеже XI–XII веков. Его называют первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первым памятником древнерусской письменной литературы.
Летопись – это жанр древнерусской литературы, представляющий собой хронику исторических событий.
Разумеется, монах не мог быть свидетелем всех событий, описанных в этой летописи. Он, как и многие иноки, переписывал то, что было написано до него. Ведь печатный станок ещё не был изобретен, и создать ещё одну книгу можно было только тщательно переписав предыдущую.
Иногда переписчики что-то добавляли от себя, приукрашали.
Первоисточники, с которых монах Нестор делал списки, до нас не дошли.
Исследователи отнесли рукопись «Повесть временных лет» к началу XII века.
Повествование начинается со слов «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».
Старец Нестор рассказывает об истории становления Русской земли.
Название «Русская земля» упоминается в первых летописях в 6360 году (852 по современному календарю).
Когда русы подошли к Царьграду – столице Византийской империи, самому богатому и влиятельному государству в то время.
Защищать Царьград от нападения русских князей византийцам помогали печенеги – воины-кочевники.
Вы уже заметили, что события в «Повести временных лет» обозначаются двумя датами.
Дело в том, что в летописи летоисчисление велось от библейской даты, которая называлась сотворением мира.
В современном календаре точкой начала нашей эры является Рождество Христово.
Столицей древнерусского государства тогда был город Киев, располагавшийся на высоком холме над рекой Днепр.
Со всех сторон он был обнесён крепостной стеной.
Печенеги вынашивали планы по захвату Киева и ждали удобного момента.
И вот, в 6476 году (968), воспользовавшись тем, что князь Святослав отправился в поход, и его мать княгиня Ольга осталась в Киеве под охраной небольшой дружины, враг осадил город.
Согласно летописи, осада произошла, когда и этой небольшой дружины не было в городе. Войско защитников Киева находилось на другом берегу Днепра.
Княгиня Ольга попросила у горожан совета, как отправить послание о набеге князю и воеводе. Летописец делает акцент на этом обращении к народу – для него важен патриотический подъем, сплочение людей перед общей опасностью вне зависимости от их сословия. Патриотизм присущ многим историям из «Повести временных лет».
В опасную экспедицию отправляется подросток, умеющий говорить на печенежском. Юноша вышел из города и прикинулся, что потерял своего коня. Автор подробно останавливается на опасном пути киевлянина к дружине: вплавь через Днепр под стрелами печенегов. Каждым словом подчеркивается, что он не воин, что он не может противостоять захватчику, но делает все, чтобы спасти родной город.
Именно в этом и есть его подвиг.
Кульминация рассказа: встреча воеводы Претича, спешащего к стенам Киева, с печенежским ханом. Воевода – воин, он готов погибнуть, защищая родную землю. Так в чём его подвиг? Летописец и тут подробно рассказывает, что подвиг воеводы в том, что он не погубил напрасно свою дружину, а смог убедить противника в том, что за ним идут огромные силы князя. Несмотря на суровые времена, описанные в повести, мы видим, что воевода заботится о своих подчиненных, и наши симпатии, как и симпатии автора – на его стороне. Хотя в самом тексте никакими изобразительно-выразительными средствами эта симпатия не выражается.
Сам же князь Святослав всё время, пока разворачиваются события, как бы остается вне нашего поля зрения. Его возвращение в Киев стало развязкой. С одной стороны, это счастливый конец, потому что захватчики разгромлены, а с другой – никто не восхваляет князя. Наоборот, народ укорил его: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих».
Этот монолог народа, передает и нам авторскую оценку события, как бы сам летописец ни старался бы остаться беспристрастным.
Теоретический материал для углубленного изучения
«Повесть временных лет» – самый древний литературный памятник, дошедший до наших дней.
Летописи, исторические произведения XI-XVII веков, в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «в лето» – отсюда название – летопись. Это важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в летописи излагалась русская история от её начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, об их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с другими народами и странами. Вместе с тем летописи являются предвестниками художественной литературы, потому что в текстах часто проявляется авторская оценка событий.
«В Древней Руси имели огромное значение исторические сочинения: летописи, исторические повести, жития. Литература повествовала только о том, что, по мысли их авторов, было, существовало в прошлом, – вернее, происходило в прошлом, совершалось. Поэтому, для того чтобы показать значительность события, надо было его сравнить с большими событиями прошлого: ветхозаветного, новозаветного или с прошлыми событиями истории Древней Руси…
Героями литературных произведений Древней Руси были по преимуществу люди высоких иерархических положений: князья, иерархи церкви или «иерархи духа»; выдающиеся храбрецы или святые; люди, занимающие высокое положение, даже конкретно высокое… Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.
Прошлое должно служить современности!» (из книги Д. Лихачёва «Земля родная»)
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подчеркните верный вариант ответа. Чего боялась княгиня Ольга и киевский народ?
Варианты: голода; холода; поражения князя Святослава; нападения печенегов; победы воеводы Претича.
Обучающийся должен вспомнить изученный материал и из представленных вариантов подчеркнуть верный. Он анализирует пройденный урок, вспоминает, какие исторические события описываются в «Повести временных лет», кого опасались правители Руси в то время, и находит нужный ответ. Задание основывается на материале, пройденном на уроке.
Правильный ответ: нападения печенегов.
Выбор элемента из выпадающего списка.
Выберите правильный ответ, в чём заключался подвиг отрока-киевлянина.
В чём заключался подвиг отрока-киевлянина? Варианты:
— отрок в одиночку победил всех врагов-печенегов;
— отрок сам притворился печенегом, чтобы переплыть на другую сторогу реки и рассказать о беде киевским воинам;
— отрок разгромил печенегов вместе с воеводой Претичем.
В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал, вспомнить, каким именно поступком восхищался монах Нестор, какую хитрость проявил отрок, почему дружина воеводы смогла защитить город, и на основании этих знаний дать ответ на вопрос. После прочтения всех вариантов ученик вспоминает, что отрок-киевлянин говорил на печенежском языке, и это позволило ему прикинуться чужаком.
Верный ответ: отрок сам притворился печенегом, чтобы переплыть на другую сторогу реки и рассказать о беде киевским воинам.
отрок
Смотреть что такое «отрок» в других словарях:
отрок — отрок, а … Русский орфографический словарь
ОТРОК — СОРВИГОЛОВА, ОТРОК. Смешанный характер всех языков выражается, между прочим, в сосуществовании и столкновении синонимов, восходящих к лексическим системам разных языков, диалектов или жаргонов. Так как смежные лексические системы скрещиваются,… … История слов
ОТРОК — муж. отроковица жен. отрочица жен., архан. дитя от 7 до 15 лет, а пора эта: отрочество, отроческий возраст; подросток. До семи лет зовут младенцем, а иногда только до трех, а далее, до семи, дитятей. | Отрок, ·стар., церк. царская, княжеская… … Толковый словарь Даля
отрок — См. мужчина … Словарь синонимов
ОТРОК — 1) подросток, юноша.2) Младший княжеский дружинник на Руси 10 12 вв., участвовал в походах и сборах дани, выполнял отдельные поручения князя по суду, взиманию налогов и т. п … Большой Энциклопедический словарь
отрок — ’отрок мальчик в возрасте от 12 лет (Лук.2:42 43) до 16 лет (Быт.21:16 ), но в некоторых случаях и больше, ибо Иосифу (Быт.37:30 ) было 17 лет (Быт.37:2 ), а Исааку (Быт.22:12 ) и Авессалому (2Цар.18:5 ) и того больше (25 30 лет) (также и… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
ОТРОК — ОТРОК, отрока, муж. 1. Мальчик подросток, среднего возраста между ребенком и юношей. «Конем спокойно всадник правит и отроком отец повелевает.» Пушкин. «Я отроком блуждал по тихим волжским берегам.» Некрасов. 2. В древней Руси младший член… … Толковый словарь Ушакова
ОТРОК — ОТРОК, а, муж. (устар.). Мальчик подросток. | прил. отроческий, ая, ое. О. возраст. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОТРОК — ОТРОК, 1) подросток, юноша. 2) Младший княжеский дружинник на Руси 10 12 вв., участвовал в походах и сборах дани, выполнял отдельные поручения князя по суду, взиманию налогов и т. п. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
отрок — ’отрок мальчик в возрасте от 12 лет (Лук.2:42 43) до 16 лет (Быт.21:16 ), но в некоторых случаях и больше, ибо Иосифу (Быт.37:30 ) было 17 лет (Быт.37:2 ), а Исааку (Быт.22:12 ) и Авессалому (2Цар.18:5 ) и того больше (25 30 лет) (также и… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
понедельник, 4 октября 2021 г.
«Подвиг отрока-киевлянина». Ответы на вопросы учебника для 5 класса
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 51-53
Читаем древнерусскую летопись
1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?
Отрок сумел переплыть Днепр и рассказал воеводе Претичу о тяжелом положении осаждённых.
Воевода сказал печенежскому князю, что за ним идут во множестве силы Святослава. Тот испугался и снял осаду.
2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «И», «А». Какую роль они играют в тексте?
Эти союзы придают тексту напевность, музыкальность.
3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?
Повествование заканчивается призывом к Святославу позаботиться о родной земле. Автор хотел подчеркнуть необходимость беречь родную землю, а не думать о землях чужих.
Автор любит родной народ и не хочет, чтобы ему было плохо. Он видит в князе единственного заступника, опору. Он восхищается смелостью отрока и хитростью воеводы.
Размышляем о героях литературы древней Руси
1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа?
Отрок был обычным воином, дружинником. Он не занимал высокого положения, но был храбрецом, «иерархом духа».
Мы должны быть благодарны им за то, что они сумели сберечь нашу Родину, отстояли её от врагов. А благодарность наша должна выражаться, прежде всего, в памяти об их подвигах. А также в том, чтобы продолжать их дело, беречь Родину от врагов так же, как это делали они.
3. Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока служить современности?
Это повествование может служить примером для современных молодых людей. В нём показывается, как надо действовать в минуту грозной опасности для Родины: забывать о себе и действовать решительно и смело.
Обогащаем свою речь
1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.
В лето 6476 (968) пришли впервые печенеги.
2. О чём говорят первые слова этого повествования?
Эти слова говорят, что в то время использовалось летоисчисление от Сотворения мира параллельно с летоисчислением от Рождества Христова.
Также в первых словах говорится о вторжении печенегов и осаде Киева.
3. Прочитайте диалоги с отроком? Что для них более характерно (краткость, напевность и т.д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?
Для этих диалогов характерна краткость:
Повествование очень конкретное, в нём нет описательного элемента, почти отсутствуют прилагательные.
4. Как вы понимаете слово отрок? Составьте предложение с этим словом.
Князь подозвал отрока и передал ему колчан со стрелами.
Отрок не выучил урока и получил двойку.
5. Подерите синонимы к словам отрок, осада, дружина.
Отрок: дружинник, юноша, молодой человек, новичок.
Осада: окружение, блокада.
Дружина: рать, войско, полк.
Литература и изобразительное искусство
1. Рассмотрите репродукцию картины Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя?
Я представляла героя более одетым. Это молодой человек, с длинными чёрными волосами, подвязанными в пучок. Он невысок, но крепок. В руках у него была уздечка.
Он должен был немного походить на печенегов, раз те принимали его за своего.
2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?
Художник использовал мрачные тёмные, почти чёрные краски. Они передавали напряжение ситуации, угрозу.
Чёрной вражеской силе противопоставлен светящийся отрок, он словно луч света, который прорезает мрак. И красная полоска ткани символизирует надежду, это как флаг, с которым идут в бой.
Пример сочинения по картине Иванова «Подвиг молодого киевлянина» для 5 класса
На полотне Александра Иванова изображён драматический момент истории, нам знакомый по летописи «Подвиг отрока-киевлянина».
Юноша побежал через лагерь печенегов, а достигнув берега, скинул одежду и бросился в воду.
Именно этот момент выбрал для своей картины художник. На первом плане мы видим отрока, который уже пробежал весь лагерь и даже сразил нескольких врагов, лежащих у его ног. Сейчас он бросится в воду. Полоска алой ткани развивается перед ним, как флаг.
Отрок кажется символом свободы, символом борьбы и мужества. Он решительно пренебрегает опасностью, ведь речь идёт не о его жизни, а о жизни всех киевлян.
Вокруг отрока простирается мрак, из которого художник выхватывает отдельные фигуры печенегов. Мрак не в силах остановить бег отрока, а вдали у горизонта солнечные лучи уже окрашивают небо.
Это символ возрождённой надежды. Отрок справился с трудным заданием и для киевлян появилась надежда. Она придёт с другого берега, с востока, где стоят рати воеводы Претича.
Это удивительно динамичная картина, полная символов и знаков. Она производит очень сильное впечатление и вызывает подъем патриотизма.
Фонохрестоматия
1. Вы прослушали рассказ о тревожных событиях, угрожавших Киеву разорением. Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, не дают воли чувствам. Как вы думаете почему?
В этом отличительная особенность летописи, как жанра литературы. Она бесстрастно излагает факты и этим напоминает научно-позновательный текст из энциклопедии.
2. В одном месте спокойное повествование прерывается взволнованным обращением к Святославу. Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?
Эти строки выражают личную позицию автора летописи. Они передают его чувства. А потому и отличаются совершенно другим тоном, эмоциональным.
Актёр подчеркивает боль автора и его переживания о судьбе Родины.
3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?
Главная мысль этого произведения в том, что нужно защищать Родину, а не думать о чужих землях.
Эту мысль автор сам выражает в своём эмоциональном призыве к Святославу.
4. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.
Диалог читателей о подвиге отрока-киевлянина для 5 класса
— Кто такой отрок из этой летописи?
— Я думаю, что это младший дружинник, который остался в Киеве охранять княжну.
— Почему он вызвался идти, хотя знал, как это опасно?
— Отрок понимал, что если не передать весть Претичу, то все в Киеве погибнут. Он хотел спасти людей.
— И он совершил подвиг. А ты заметил, какие качества при этом продемонстрировал отрок?
— Да. Он показал безумную храбрость и решительность. Он проявил находчивость и целеустремлённость. И он трезво оценивал свои силы. Он знал, что способен переплыть Днепр.
— А если бы отрок погиб?
— Я думаю, обязательно нашёлся бы кто-то ещё, кто довёл бы его дело до конца. Тем более, что пример отрока воодушевил бы людей.
Анализ летописи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 5 класс
Урок 10 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА»
дать представление о древнерусской литературе; познакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока…»; развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.
Изучение на уроках литературы
Конечно, «Повесть временных лет», записанная Нестором, требовала перевода и обработки для того, чтобы это историческое произведение было понятно современному читателю. Содержание легенд и исторические события доносит до нас древнерусская литература. Подвиг отрока-киевлянина изложен уже на современном русском языке. Сегодня легенда изучается в школах учениками пятых классов. Для детей остаются непонятными некоторые старорусские слова, название племен, народов. Чтобы легче запоминались архаизмы, следует составить для себя небольшой словарь: во время объяснения педагога записать значение выражений или отдельных названий. Дети могут не знать что такое отрок, отчина, печенеги, тужить. Хотя параллельно на уроках истории дети изучают Древнюю Русь и слышат некоторые термины.
Книги и летописи
До XI века книги попадали на Русь только из Византии, а затем и из Болгарии. Это были переводы зарубежных авторов. Первые произведения уже древнерусских писателей появились только в одиннадцатом веке: это сочинение Иллариона и летописи. В других странах такого жанра не знали. В XII веке монах Нестор делает дополнения и исправления в старых летописях и дает им название «Повесть временных лет». Временные лета – это значит минувшие года. В летописи описывается жизнь и деятельность всех князей русских: особо автор подчеркивает мысль о том, что только любовь братьев и желание мира могла сплотить их. Любовь к Родине, бережное отношение к земле своих предков – отчине — это основной мотив всего произведения. И хотя начало книги похоже на предания и мифы, читатель получает информацию об исторических личностях, создававших первые княжества Древней Руси. Частью повестей и является описание того, какой подвиг совершил отрок-киевлянин и воевода Претич.
Тест по отрывку из летописи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». 5класс, учебник
Тест по отрывку из летописи
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав
2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги
3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих
4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь
5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка
6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток
7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин
8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.
Публикация на сайте: https://www. saharina. ru/metod/lit/
Источник иллюстрации: https://www. tainaxx. info/images/articles/s7_3.jpg
1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав
2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги
3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих
4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь
5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка
6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток
7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин
8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.
1. Какой князь правил в Киеве? 1) Ярослав, 2) Святослав, 3) Владимир
2. Кто напал на Киев? 1) печенеги, 2) татары, 3) половцы
3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он был похож на них, 2) он говорил на их языке, 3) он предал своих
4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) князь, 3) воевода
5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) тарелка, 3) лодка,
6. Кто такой ОТРОК? 1) мальчик-подросток, 2) воевода, 3) князь
7. Кто совершил подвиг? 1) княгиня Ольга, 2) князь Святослав, 3) отрок-киевлянин
8. Кого летопись называет хитрым? 1) отрока-киевлянина, 2) князя, 3) воеводу
1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав
2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги
3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих
4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь
5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка
6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток
7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин
8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.
1. Какой князь правил в Киеве? 1) Ярослав, 2) Святослав, 3) Владимир
2. Кто напал на Киев? 1) печенеги, 2) татары, 3) половцы
3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он был похож на них, 2) он говорил на их языке, 3) он предал своих
4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) князь, 3) воевода
5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) тарелка, 3) лодка,
6. Кто такой ОТРОК? 1) мальчик-подросток, 2) воевода, 3) князь
7. Кто совершил подвиг? 1) княгиня Ольга, 2) князь Святослав, 3) отрок-киевлянин
8. Кого летопись называет хитрым? 1) отрока-киевлянина, 2) князя, 3) воеводу
1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав
2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги
3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих
4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь
5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка
6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток
7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин
8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.
1. Какой князь правил в Киеве? 1) Ярослав, 2) Святослав, 3) Владимир
2. Кто напал на Киев? 1) печенеги, 2) татары, 3) половцы
3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он был похож на них, 2) он говорил на их языке, 3) он предал своих
4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) князь, 3) воевода
5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) тарелка, 3) лодка,
6. Кто такой ОТРОК? 1) мальчик-подросток, 2) воевода, 3) князь
7. Кто совершил подвиг? 1) княгиня Ольга, 2) князь Святослав, 3) отрок-киевлянин
8. Кого летопись называет хитрым? 1) отрока-киевлянина, 2) князя, 3) воеводу
Легенда о подвиге отрока
Это случилось летом 968 года или, по календарю тех времен, в 6476 году. Княжества постоянно подвергались к нападениям восточных племен. Но в это лето впервые на Киевское княжество покусились печенеги. В это время в городе Киеве не было Святослава: он находился в Переяславце. Здесь оставалась его мать – княгиня Ольга со своими внуками, детьми Святослава.
Это были три его сына: Олег, Владимир и Ярополк. Она заперлась вместе с ними в городе Киеве, и они не имели возможности выйти оттуда: печенеги осадили его великою силою. Не было возможности населению выйти за пределы города, нельзя было послать вести и попросить о помощи. Люди изнемогали от голода и жажды.
Отрок-киевлянин и подвиг
С другой стороны Днепра тоже собрались люди, которые не могли пробраться к Киеву сквозь огромное полчище печенегов, чтобы оказать помощь жителям города или доставить туда провизию и воду. Они наготове стояли в ладьях на противоположном берегу и не могли ничего сделать.
Население города пыталось найти кого-нибудь, кто смог бы пробраться через ряды врагов и сообщить отрядам, что если они не подойдут к Киеву, то придется сдаваться печенегам. И вот один отрок-киевлянин заявил, что он проберется к «своим». Люди сказали ему: «Иди!»
Этот мальчик знал язык печенегов. Он взял в руки уздечку и вышел с нею в стан противника. Он пробежал через их ряды и спрашивал, не видел ли кто его коня? Они принимали юношу за своего человека. Добежав до Днепра, он сбросил одежду и бросился в воду. Печенеги увидели его маневр и кинулись за ним, стреляли: но ничего нельзя уже было сделать.
«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Сегодня на уроке мы:
· поговорим о летописях Древней Руси;
· разберем летописное сказание «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».
– Дедушка, – обратился однажды к дедушке Костя, – вот мы с тобой говорили о сказках. Они хранят в себе историю и быт нашей страны.
– Это верно, – согласился дедушка, – мы можем узнать из сказок наше прошлое.
– Но всё-таки сказки – это сказки, – продолжал Костя, – и изучать по ним прошлое нельзя.
– Конечно, нельзя, – ответил дедушка, – но по сказкам никто прошлое и не изучает. Для этого есть летописи и другие документы.
– Летописи? – удивился Костя. – А что это такое?
– это такие сочинения древних авторов, в которых описаны события, происходившие в давние времена, – объяснил дедушка. – Летописи создавались очень давно – во времена Древней Руси.
События в летописях записывали по годам. А так как в Древней Руси год назывался «лето», то и документы эти получили название летописей, то есть описания лет. Рассказ о каждом события начиналось словами «В лето …», указывался год, а дальше уже излагались сами события, делались комментарии к ним.
Писались летописи обычно при дворе князя или в монастыре, и назывались по месту написания: Киевская
летопись,
Новгородская
летопись,
Суздальская
летопись,
Владимирская
летопись. Или же названия давались по имени писавшего:
Лаврентьевская
летопись.
Разные летописи по-разному изображают одно и то же событие, поэтому учёным приходится сравнивать летописи, чтобы выяснить, что же происходило на самом деле. Получалось это из-за того, что князю, в чьём княжестве писалась летопись, выгодно было себя выставить во всём правым, а соседа своего – виновным. Не говоря уже о том, какими жестокими выглядят в изображении придворного летописца бунтующие крестьяне.
Грамотных людей в те времена было немного, поэтому основными летописцами
– людьми, писавшими летописи – были
монахи
. В монастырях обязательно учили грамоте и письму. Летописи писали на пергаменте – выделанной телячьей коже. На одну книгу уходило стадо телят до нескольких десятков голов. Для иллюстраций использовались дорогостоящие краски, иногда даже серебро и золото.
Монахи терпеливо день за днём выводили гусиными перьями буквы, разрисовывали страницы. Летописные миниатюры
– так называются иллюстрации в летописях – не только украшают листы, но много дают для понимания происходивших событий. Работа эта была трудной и долгой. Недаром монах Киево-Печерского монастыря
Нестор
был канонизирован, то есть объявлен святым. До сего дня православная церковь поминает святого Нестора Летописца.
Чем же он прославился? Им была написана самая известная из всех древних летописей – «Повесть временных лет».
Она не только самая известная, но и одна из самых древних. Написана была «Повесть временных лет» в ХІІ веке, около 1113 года в Киево-Печерском монастыре. Сам Нестор так говорит о назначении летописи:
«Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжть и откуда Русская земля начала быть
Это вовсе не означает, что до Нестора никто ничего не писал, а на происходившее не обращали внимания. Он использовал для работы более древнюю летопись «Начальный свод»
, в котором цитировались ещё более ранние летописи. Но они не сохранились. Почему? Дело в том, что князья русских княжеств часто воевали между собой, а где война – там пожары и разрушения. Летописи гибли в огне, летописцы погибали или уходили из родных мест.
В «Повести временных лет» описывается всё, что случалось в стране: крещение Руси, взаимоотношение с другими государствами, войны князей между собой, народные восстания, борьба христианской церкви с язычеством и многое другое.
Ничего не добавляя от себя, Нестор описывал только реальные события, используя для этого рассказы очевидцев, древние документы, церковные книги.
Кроме исторических событий, в «Повести временных лет» есть различные предания, поучения для потомков, притчи, описание первых путешествий в дальние страны. Есть в ней и сказания.
– это описание какого-нибудь отдельного события. Например, о пришествии в Русскую землю апостола Андрея, о приезде на Русь Рюрика с братьями, о крещении князя Владимира, о борьбе с извечными врагами Руси – кочевыми племенами хазар и печенегов и так далее.
Вот одно из сказаний «Повести временных лет» – «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». О чём оно? Десятый век, правление князя Святослава.
Князь-воин покинул Киев и ушёл завоёвывать чужие земли, а в это время печене
ги осадили его «стольный град». Осада тяжела:
«И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды».
«Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: “Не видел ли кто-нибудь коня?” Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего».
Молодому дружиннику повезло: он добрался до отряда Претича целым и невредимым. Но у воеводы Претича, наверное, было не очень много воинов, если понадобилась хитрость для одоления врага. Только воевода не зря назначен воеводой. И с малым количеством людей он смог победить большое войско. Права пословица: «Воюют не числом, а умением»:
«Я… пришёл с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество».
Снятием осады с Киева война не закончена. Печенеги только отступили от города, но не ушли совсем. В любой момент они могут понять истинное положение дел, а уж тогда беды не миновать. Заслуженный упрёк посылают киевляне князю Святославу:
«Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»
Стоит отметить обращение воеводы Претича к своим воинам после сообщения отрока о просьбе киевлян:
«Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав».
В отличие от молодого дружинника воевода думает не о городе и горожанах, а о себе. Видимо, князь суров не только с врагами.
В Киеве находятся мать и дети Святослава. Если с ними что-нибудь случится, князь «погубит» виновных. И неважно, что он сам оставил их почти без защиты, уведя основное войско на захват новых земель. Князья всегда бывают только правыми. А виновные найдутся. И вовсе не сказочной будет фраза: «Мой меч – твоя голова с плеч»
Предвидя это, Претич собирается спасать только княгиню и княжичей. Отрок хочет спасти весь Киев. Сравнивая поступки обоих, летопись даёт им определение: отрок совершает подвиг, воевода проявляет хитрость. А князь Святослав гонит врагов прочь, и на земле воцаряется мир:
«И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир».
Летопись поучает не только князя Святослава, но и всех, кто «ищет чужой земли и о ней заботится, а свою покинул
». Главное – это мир в родном краю, чтобы потом не «
сокрушаться о том, что случилось от печенегов
» или от других врагов.
– Ну, дедушка, – с восторгом воскликнул Костя, – как интересно ты всё рассказал!
– Это не я – это летопись, – ответил дедушка. – Надо просто внимательно читать и анализировать. Летописи хранят прошлое. Читая их, мы его узнаём, сравниваем свои поступки с поступками далёких предков, делаем выводы.
– Как жаль, что сейчас другое время, – вздохнул Костя, – Наверное, сейчас летописями интересуются только… историки.
– И историки в том числе, – согласился дедушка. – Но подожди. Я кое-что покажу тебе.
Василий Петрович подошёл к компьютеру, поискал в Интернете. К великому своему удивлению, Костя увидел древнюю историю в современных комиксах.
– По летописям рисуют комиксы?! Но почему? – удивился Костя.
– Подумай, – ответил Василий Петрович.
Немного помолчав, Костя сказал:
– Герои нужны всегда. Родину защищать надо во все времена.
– Вот видишь, – улыбнулся Василий Петрович, – значит, летописцы трудились не зря.
Что же мы должны сегодня запомнить?
– это такие сочинения древних авторов, в которых описаны события, происходившие в давние времена.
«Повесть временных лет» – самая древняя летопись на землях Руси. Её написал в двенадцатом веке монах Нестор.
В летописях мы можем встретить сказания.
– это описание какого-нибудь отдельного события.
«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» – это сказание, часть «Повести временных лет».
Воевода Претич и его хитрость
Люди на противоположном берегу заметили, что отрок-киевлянин бросился в воду и поплыл по направлению к ним. Они пошли на ладьях навстречу к нему, подняли его на борт и доставили в дружину. Отрок сообщил, что если не подойдут завтра к городу воины, то людям придется сдаться печенегам. Воеводой был Претич, и он предложил подойти в ладьях к городу, захватить княжну Ольгу и княжичей, умчать на противоположный берег. Если же они этого не сделают, не спасут княжичей, то Святослав не простит этого и погубит их. Настоящий подвиг совершил отрок-киевлянин, сообщив о тяжелом положении Киева.
План воеводы
По плану Претича на рассвете дружина села в ладьи и с трубными звуками двинулись к Киеву. Люди в городе, услышав звуки труб, закричали. Печенеги кинулись врассыпную, во все стороны: им показалось, что это пришел сам князь Святослав. Из города вышла княгиня Ольга со своими внуками, свитой и направилась к ладьям. Князь печенегов, заметив это, вернулся к ладьям самостоятельно и спросил Претича о том, кто они такие? На что получил ответ, что это люди с другой стороны Днепра. На вопрос печенежского князя, не Святослав ли он, Претич ответил, что они – это передовой отрад, а за ними движется огромное войско во главе с князем Святославом. Он специально так сказал, чтобы напугать печенежского князя. Это и решило все противоречия: печенег предложил Претичу дружбу и тот принял ее. Они пожали друг другу руки и обменялись доспехами: князь получил щит, меч и кольчугу, а Претич – коня, стрелы и саблю.
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05
Узнать стоимость работы
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
1. Все ли слова понятны в заглавии произведения? Какое именно слово непонятно?
( отрок это дитя от 7 до 15 лет)
2. А что такое подвиг? (Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.) Знаете ли вы хотя бы об одном человеке, совершившем подвиг?
3. Как вы думаете, о чём это произведение?
Перед нами отрывок из летописи, которую обычно называют «Повестью временных лет». Вспомните, что такое летопись? А может быть, кто-нибудь знает имя монаха-летописца?
II. Стадия осмысления содержания.
1. Чтение первого отрывка.
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.
2. Чтение 2-го отрывка.
И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:
— Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам».
И сказал один отрок:
3. Чтение третьего отрывка.
Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стан печенегов, спрашивая их:
— Не видел ли кто-нибудь коня?
Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него, но не могли ему ничего сделать.
На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок:
— Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.
Сказал же Воевода их, по имени Претич:
— Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону.. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав».
Всё ли вам понятно из этого отрывка?
Значение каких слов затрудняетесь объяснить? (Ладья — большая лодка, гребная или под парусом. Воевода — начальник войска в древней Руси, княжичи дети князя.)
Почему поступок отрока называют в летописи подвигом? Чем рисковал отрок?
4.Чтение четвертого отрывка.
Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же подумали, что пришел сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил :
— Люди той стороны Днепра.
Печенежский князь снова спросил:
Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:
5. Чтение последнего отрывка.
И послали киевляне к Святославу со словами:
— Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придешь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих?
Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришел в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и был мир.
III. Стадия рефлексии. Задания на выбор (письменный ответ на вопрос).
Общий вопрос : какое слово (событие) по-вашему самое главное в отрывке.
ДЗ: с. 52, Обогащаем речь вопросы 1- 3 (устно), 4, 5 (письменно; Лит. и изобр. искусство 1,2 вопросы (устно); Подготовить выразительное чтение отрывка.
Список использованной литературы.
Победа над врагами
Несмотря на перемирие и отступление печенегов от города, опасность быть захваченными оставалась. Враг остался стоять плотным становищем на реке Лыбедь, и жителям невозможно было вывести напоить коней. И тогда решили жители Киева послать к Святославу гонца со словами о грозящей им опасности. Они упрекали князя в том, что воюя и заботясь о чужой земле, он оставил свою родную сторону. А печенеги чуть не взяли в плен и его мать, и его детей. Жители звали князя на помощь, просили защитить. Как только дошли до него эти вести, Святослав вместе со своею дружиною быстро воротился в Киев, где его встретила мать и трое сыновей.
Он очень сокрушался о том, что пришлось пережить им всем. Святослав собрал всю свою дружину и прогнал далеко в поле всех печенегов. После чего наступило мирное время.
Теперь на вопрос о том, какой подвиг совершил отрок-киевлянин, каждый может сказать, что он спас жителей древнего города и семью князя Святослава. Это сегодня называется патриотизмом и любовью к Родине.
Подвиг Сусанина
В начале XVII века в России шла гражданская война, известная как Смутное время. В эту войну были вовлечены все слои общества, в нее вмешались иностранные интервенты, поэтому война приобрела характер национально-освободительного движения, пишет histrf.ru.
Недалеко от деревни Домнино отряд встретил вотчинного старосту Ивана Сусанина. По одной версии, Сусанин послал в Домнино своего зятя, чтобы укрыть Михаила Романова в Ипатьевский монастырь, а сам повел вражеский отряд в непроходимые места (так называемое «Сусанинское болото»). Только на следующий день Сусанин рассказал полякам о своем обмане, за это он был «изрублен в мелкие куски», пишет РИА Новости.