Что такое отрядный огонек
Отрядный огонек
Хорошо разделить отряд на группы и чтобы каждая подготовила на отрядный огонек свои сценки, игры и сюрпризы для всех, среди них могут быть как лучшие творческие находки детей за смену, так и что-то новенькое…
Музыка на огоньке должна заполнять паузы между конкурсами или служить для медленных танцев.
Важно, что бы огонёк не выродился в отрядную дискотеку. Очень хорошо, когда старшие отряды сначала собираются каждый в своём помещении, а последний час танцуют на общей (для трёх отрядов) дискотеке.
Одним из самых важных моментов в организации праздника/мероприятия является подготовка сценария. Именно он помогает провести все действие по плану и не испортить мероприятие различного рода заминками. (хоть их и не избежать)
Инструкция к применению. Перед применением проконсультируйтесь с ближним своим (напарником, коллегой, администрацией).
А ещё можно обговорить тему. День рождения— это святое, даже если в отряде нет именинников. Это огонёк свой, т.е чай из столовой, а сладости свои. Девчонки все нарядные. это первый огонёк. Запросите у начальства только территорию. Второй-с темой, пайком(сладости, фрукты, чай) от лагеря.(чаще всего дают продукты только на одно проведение огонька)
А вот тема Хеллуина, пришельцев, дет/сад, и т. д. потребует от каждого приготовить себе костюм. Главное с горящими глазами расписать, что вы ждете от этого огонька. К сожалению у многих огонёк сводится к очередной дискотеке. Детям становится скучно, начинают расползаться.
Главное, чтобы огонёк оставил приятные впечатления, став жи-ы-ырной эмоциональной точкой всей отрядной жизни. Творите.
Что такое вечерний отрядный «огонек»?
Краткие алгоритмы анализа
I. Анализ деятельности вожатого:
1) выполнил ли цель дня;
2) какое дело или событие было особенно важным;
3) анализ этого события;
4) общая характеристика прожитого дня (какие изменения произошли в отряде);
5) общий вывод дня (удался ли день в целом, формирование задач на следующий день).
II. Анализ результатов педагогической деятельности:
1) организационный период:
– качественная и количественная характеристика детей;
– характеристика стадии самоопределения детей;
– анализ собственной деятельности;
– основные виды и перспективы работы на смену;
– уровень самореализации детей;
– анализ собственной деятельности;
– основные виды и перспективы работы на смену;
– степень достижения поставленной педагогической цели и задач;
– характеристика изменений, произошедших с детьми;
– анализ собственной педагогической деятельности.
III. Самооценка эмоционального состояния:
1) оценка себя по отношению к себе;
2) оценка себя по отношению к окружению:
Распространенной формой организации аналитической деятельности с детьми, позволяющий в то же время решать и ряд других педагогических задач является — «Огонек».
Что такое вечерний отрядный «огонек»?
«Огонек» — особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.
«Огонек» — это особое искусство создавать теплое вечернее задушевное общение. Вожатый должен видеть перед собой не воспитанников – объектов воздействия, а друзей, с которыми он разделяет общую жизнь Общение, которое организуется педагогом в ходе совместной деятельности детского коллектива, становится содержанием образования, подростки усваивают особый ритм и особую атмосферу общения.
Правила вечернего «огонька»:
1. Создание и поддержка эмоционального настроя, доброй атмосферы.
2. Дети должны быть заранее настроены и готовы к «огоньку», тема огонька должна быть актуальной для участников.
3. Все участники — и дети, и взрослые — располагаются в кругу на одном уровне вокруг огня, который находится в центре, или вокруг свечи.
4. Дети и вожатые выполняют законы «Огонька»:
ü Когда говорит один — остальные участники молчат.
ü Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
ü Закон свободного микрофона. Высказаться может каждый желающий.
ü Все сказанное на «огоньке» не должно «выноситься» за его пределы.
«Огонек» — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.
Каждый этап становления детского коллектива имеет свои особенности, связанные с динамикой развития совместной деятельности. Поэтому «огоньки», организуемые на каждом из этапов, имеют свои функции.
«Огоньки» организационного периода
Задача — воспитывать у подростков потребность в общении, в рефлексии совместной деятельности.
В первые дни «огоньки» могут быть достаточно продолжительными, но незатянутыми: 40-60 мин в зависимости от возраста. Желательно, чтобы на «огонек» собрались все ребята, но никакого принуждения не должно быть. Не смотря на продолжительность «огонька» основное содержание — рефлексия дня — не должно длиться более 15-25 минут. Вожатый рассказывает об истории лагеря (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно окрашенным, хорошо, если в рассказе будут какие-то воспоминания, шутки, рассказ о природных и географических, исторических особенностях месторасположения лагеря), поет вечерние песни. У вожатого, конечно, должно быть очень много заготовок для вечернего «огонька». Самое главное — это разбудить у детей потребность к непринужденному общению. В частности, предлагается уже с первых дней вводить правила проведения «огонька». Способы введения правил разные. Опытные вожатые вводят их постепенно, обсуждая неудачи общения, а только потом предлагают ребятам их записать (формулировки, сами правила ребята могут придумать свои). В некоторых ситуациях приходится вводить правила в открытом порядке, т.е. предъявлять правила с их обсуждением. При этом опытный вожатый делает ссылку, что эти правила были созданы ребятами из прошлых смен, что они оставили наказ в целях передать свой опыт, и просят вас в течение смены внести свои поправки.
Очень важно, чтобы каждый смог высказаться. С первых дней ребята должны не оценивать работу другого (взрослых, другого коллектива), а говорить о том, что, с их точки зрения, стоило бы изменить и что они конкретно предлагают. Еще одна педагогическая ошибка — длинная речь вожатого в анализе дня, в которой он поучает всех остальных. Поскольку у подростков в оргпериод «фестивальное» настроение, то речь вожатого останется не воспринятой, а он сам получит негативную оценку. Важно, чтобы вожатый в этих первых диалогах получил «обратную связь», способствовал укреплению веры у ребят в лучшее. Такие формы позволяют снимать оценочное и потребительское отношение ребят к окружающим, концентрировать внимание на собственных ресурсах и возможностях.
Традиционным в оргпериод является огонек «Расскажи мне о себе».
«Огоньки» в основной период
Задача — рефлексия деятельности отряда.
Обычная продолжительность небольшая 15-20 мин. В ситуациях кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов «огонек» может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на «огонек» всегда был неформальным. Так, в своей работе важно использовать опосредованные формы сбора: вожатый на месте проведения огоньков затевает какой-то рассказ с детьми (тема может быть самой необычной — о цветопсихологии, о стихах, легенда, случай, рассказ о киногерое или о книге, фантастика и приключения — все это может стать темой рассказа, переходящего в беседу), или с небольшой группой поют песни, или вожатый зачитывает какой-то отрывок из книги (особенно в отрядах младших подростков).
Необязательно, чтобы в основной период постоянно присутствовали такие символы «огонька», как свеча или костер, их необходимо «беречь» для особых случаев. Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Вожатый, используя паузы, обращает внимание на собравшихся и персонально обращается к кому-либо, чтобы пригласили остальных. Очень важно уметь найти плавный переход от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные и формальные формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков пренебрежение, если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то такое общение станет потребностью всех членов отряда.
«Огоньки» в итоговый период
Задача «огоньков» этого периода — подвести итог жизни отряда, определить какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива.
Традиционно в это время проводится огонек «Расскажи мне обо мне». Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Схема проведения «огонька» такая же, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а о том кто его держит, говорят члены детского коллектива.
Один из вариантов итогового огонька — «Живой огонь». Все собираются у костра, в руках у каждого участника «огонька» — свеча. Каждый говорит по кругу, передавая эстафету зажженным от костра огнем свечи. К окончанию разговора у всех участников «огонька» зажжены свечи. Это не только красиво, но и символично. У каждого появились новые друзья, идеи для реализации после окончания лета. Завершить такой разговор можно необычным совместным действием: расставить свечи в сумерках на большой поляне, смастерить и отправить в плавание кораблики с зажженными свечами (романтическое завершение смены более интересно старшим подросткам), нарядить свечами дерево или ель и устроить импровизированный концерт (веселое завершение смены — для младших подростков).
Огоньки в лагере
Методика проведения «огоньков». Данная методика была взята из «Орленка».
Виды лагерных огоньков
Содержание
Методика огонька знакомства
Виды огоньков знакомств
Специфика огонька знакомства.
Заранее мальчишки вместе с вожатым готовит костровую поляну. Огонек знакомства планируют и проводят сами вожатые.
Сложности, с которыми вожатый может столкнуться во время проведения огонька:
Форму проведения вожатые выбирают сами.
Методика построения огонька знакомства.
Задача вожатых днем заинтересовать (пустить интригу в отряде). Вечером привести на отрядное место или костровую поляну и посадить отряд в круг. Спеть песню. Начинают разговоры вожатые. В конце разговора нужно сказать о том, что вожатые ждут от лагеря, отряда.
Не должно быть – обезличивание, подмены содержания песнями и стихами. Не практиковать чай, конфеты, танцы. С первого дня очень важно не задерживаться по времени.
Таким образом, в течение огонька представляются четыре традиции:
Ребята возвращаются к корпусам, крепко взявшись за руки цепочкой, первый идет в полшага.
Огонек рабочий в оргпериод
В оргпериод проходят два рабочих огонька.
Время проведения огонька – 40-50 минут, это нужно учитывать при планировании дня.
Примерный план проведения огонька в оргпериод.
(при постановке вопроса внимание концентрируется только на позитивных моментах)
Что должно быть обязательно.
Огонек основного периода
Первая треть основного периода решающая в жизни отряда. Начало работы органов самоуправления. Появление конфликтных ситуаций.
Время проведения 25-30 минут. Предварительно вожатый и дежурный командир определяются с темой и вырабатывают схему анализа.
Темы могут быть: обсуждение дня, обсуждение работы группы, работоспособность отряда, кухня отрядных дел.
Речевка дня: «День отшумел и ночью объятой лагерь идет ко сну. Доброй вам ночи девчата, доброй вам ночи ребята. Доброй вам ночи вожатые наши завтра нам снова в путь. Гоп разбежались».
Схема анализа усложняется постоянно и постепенно.
Время проведения 20-25 минут.
Задача: научить детей системному анализу дела. Научить видеть причину успеха и неудач. Прививать навыки творческого анализа дел, встреч, и т.д.
Огонек анализ дежурства.
Время проведения 25-30 минут.
Проводится в отряде рассвет и на общем сборе дежурных командиров.
Огонек откровенный разговор.
Время проведения 1,5 часа.
На огоньке обсуждается каждый член отряда, как лидер. Дается общая характеристика или высказывается индивидуальное мнение каждого присутствующего. Важно создать атмосферу доброжелательного отношения. Возможно, первоначально может сложиться атмосфера напряжения для этого вожатым рекомендуется использовать приемы снижения эмоционального накала. Хороший эмоциональный тон задаст легенда, выдержка из книги, костер, свеча. Мнения о каждом из членов отряда высказывается по принципу «свободного микрофона».
Соблюдается принцип добровольности.
Основным элементом разговора должен быть поиск причин напряжения в отряде. Важно суметь увидеть хорошее в каждом. Приветствуется откровенность и честность.
3.5. Огоньки второго и третьего периода смены
В этот период проходят больше тематические огоньки. Огоньки анализа в новом качестве.
Огонек проводится без анализа в группах, сразу в отряде. (Принцип свободного микрофона).
Функции ведущего передаются дежкому или творческой группе готовящий сегодняшний огонек.
Цели и задачи остаются теме же.
Огоньки заключительного периода
Темы: «Как мы встретимся», «Какими мы будем», «Что получили мы от смены, проведенной в лагере», «Что вы будете делать в школе по приезду домой».
Тема: «Что я сделаю по приезду домой».
Характерные особенности проведения.
Тему выбирает и готовит инициативная группа самостоятельно.
Огонек «Расскажи мне обо мне».
Методика организации и проведения вечернего «огонька» в отряде
Здравствуйте, дорогие ребята! Продолжаем работу, сегодня мы изучим тему
Методика организации и проведения
вечернего «огонька» в отряде
На «огоньке» должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается. Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.
День, не завершившийся «огоньком», можно выбрасывать на свалку!
В организации вечерних «Огоньков» очень важно, чтобы с первых дней пребывания в лагере «Огонек» был не формальным местом, напоминающим классное собрание, а местом задушевного общения.
Существует ряд необходимых условий для удачного проведения «вечернего огонька»:
1. Огонек готовится заранее ведущими (в организационный и итоговый период это делают вожатые, в основной период смены ведущими могут быть сами ребята). Ведущие определяют цель, форму проведения, время и место с учетом возраста отряда.
2. Ребята должны быть заранее эмоционально настроены и готовы к огоньку.
3. Все участники располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
4. Необходимо поддерживать добрую атмосферу, избегать повышенного тона.
5. Тема огонька должна быть актуальна для большинства участников.
6. Всем участникам необходимо соблюдать законы проведения «Огонька»:
Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слова.
Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего. Когда говорит один – все молчат.
Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.
Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на «Огоньке» или запретить кому-то говорить.
На «Огоньке» говорят откровенно о том, что думают и что волнует. Все сказанное на «Огоньке» не должно «выноситься» за его пределы.
Береги время, дай возможность высказаться другому.
Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.
«Огонек» может включать в себя следующие элементы:
1. Песню. Сбор начинается и завершается песней. Песни поют для настроения, иногда в середине разговора, чтобы снять напряжение, направить разговор в нужное русло.
3. Откровенный разговор. Темы для обсуждения могут быть самые разные, более подробно см. далее.
6. Гость на огоньке. Им может быть приглашенный актер, художник, поэт, представитель администрации лагеря, вожатый или член другого отряда, ветеран. Все зависит от мнения ответственного за проведение «Огонька». Его чествуют и радушно принимают.
«Огоньки» организационного периода (огоньки знакомства).
Огонек знакомств – показательный и очень важный момент в жизни отряда. От того, как вы его проведете, будет зависеть отношение ребят друг к другу, к вам, к лагерю.
— дети не адаптированы к новой ситуации;
— дети имеют различный уровень умения общаться в большой аудитории, поэтому не каждый готов, а главное способен, рассказать о себе всему отряду, да еще так, чтобы это было интересно;
— внимание рассеяно, т.к. первый день богат новыми впечатлениями и к концу дня дети слишком устают и морально и физически для восприятия еще одного блока достаточно серьезной информации.
Чтобы избежать сухости и формализма на этом первом и самом важном отрядном деле, знакомство лучше всего проводить в течение всего дня. Ведь мы знакомимся не только между собой, но и знакомимся с лагерем, с его территорией, традициями, с его персоналом, вожатыми, с тем, чем мы будем заниматься в течение всей смены. Это знакомство не стоит проводить в виде лекции. Лучше использовать различные игровые формы.
Мы предлагаем несколько вариантов проведения первого «огонька».
2. «Горящая спичка». Для проведения такого огонька вам понадобятся спички. Загорается первый огонек. Пока он горит, звучит короткий рассказ о самом главном в жизни того человека, рука которого держит спичку. Таким образом, передавая по кругу спички, высказываются все. Неплохо, если разговор начнет вожатый.
— того, кто играет на музыкальных инструментах;
— того, у кого больше пуговиц на одежде;
— того, кто хорошо поет;
— того, у кого больше карманов и т.д.
Если претендентов в номинации будет несколько, среди них проводятся конкурсы.
6. «Давай с тобой поговорим. ». Для проведения «огонька знакомств» каждому участнику необходимо иметь ручку и лист бумаги. Здесь можно написать:
— вашу любимую пословицу;
— название любимой породы собак;
— если бы я нашел на улице большую сумму денег, то. ;
— если бы я был животным, то был бы. ;
— любимое направление в музыке;
— любимый жанр литературного произведения;
— мое жизненное кредо и т.д.
После того как все закончили писать, вожатый собирает листочки с ответами. Затем раздает их случайным образом. Желательно, чтобы листок не попал автору.
Первый участник читает содержание ответов на поставленные группе вопросы. Тот, кто узнает в этих ответах свои, заявляет об этом, таким образом, образуя пару с первым, и читает тот листочек, который оказался у него. На этот раз тот, кто узнал свои ответы, получает право обнародовать мнение своего будущего партнера, как это делал первый участник. И так далее, пока все не образуют пары. В результате первый участник объединяется со вторым, третий с четвертым, пятый с шестым и т.д.
« Огоньки» в основной период
В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек.
Задача огоньков основного периода: рефлексия относительно деятельности отряда. Обычная продолжительность небольшая – 15-20 мин. В ситуациях кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов «Огонек» может быть более продолжительным.
Задачей такого «огонька» является: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.
С первых дней ребята должны не оценивать работу другого (взрослых, другого коллектива), а говорить о том, что, с их точки зрения, стоило бы изменить и что они конкретно предлагают
Примерные вопросы для анализа.
Что нового, полезного вы открыли для себя?
Полностью ли ребята использовали литературу, музыкальное оформление?
Какая интересная проблема, тема особо привлекла ваше внимание?
Над какими качествами твоего характера (поведения) проведенное дело побудило тебя задуматься?
Помогло ли это дело стать тебе лучше?
Помогло ли это нашему коллективу стать лучше, идти к тому идеалу, который обсуждался в отряде в начале смены?
Кто из ребят для вас раскрылся по-новому, что нового вы узнали друг о друге?
Как выглядел твой отряд на фоне других?
9. С какими отрядами удалось подружиться?
10. Какие отряды вы узнали лучше? И т. п.
11. Чем отличалась подготовка к делу, как смогли сорганизоваться члены отряда при подготовке и организации дела?
12. Какие организационные навыки, умения ты получил при подготовке дела и его проведении?
Каково значение этого дела для отряда, его членов, для окружающих?
Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем? И т. п.
Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?
Что сегодня в нашем отряде было хорошо, а что было не очень хорошо и даже плохо?
Что необходимо сделать, чтобы стало лучше?
После того как в отрядный круг подсел последний человек, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).
Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на вопросы, обозначенные вожатым (не надо ставить все вышеперечисленные вопросы, для каждого «огонька» достаточно будет 2-3, каждый раз это могут быть разные вопросы).
Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый (главное, чтобы этот спор не перерос в «базар»).
Дети делятся на «разговорившихся» и «не разговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго «огонька» и к концу смены их, как правило, не бывает.
Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Обязательно необходимо подвести итоги. Если на первых «Огоньках» анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело. Завершается вечерний «огонек» песней из серии «День закончен, спать пора» и «сонной» речёвкой.
2. «Паутина». Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
4. «Шляпа». Написать вопросы, которые накопились за один или несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не совсем хороших (о каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.
Проведение такого «огонька» необходимо в основной период смены, когда отряд становится коллективом и начинают возникать темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех.
Задача: организация разговора по актуальной для отряда теме. «Огонек» способствует самопознанию личности, ее духовному развитию.
На таких «огоньках» можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь. Эти понятия стоит подкреплять литературными образами, поэтому надо помнить, что тематический «огонек» крайне редко бывает удачным, если желание его провести появилось спонтанно. Такие огоньки готовятся заранее, чтобы прослеживалась логика разговора, чтобы все слова и примеры звучали убедительно. Ведущие подбирают тему и предлагают каждому подготовиться к общему разговору, инициативные группы готовят отдельные сюжеты «Огонька». Важно использовать необычную обстановку
«Мои любимые строки,».» (поэтический).
«Музыка вокруг нас» (музыкальный).
«С песней по жизни» (вечер авторской песни).
«Встреча с Ассоль. » (тема «Алых парусов» в стихах, песнях и нашей жизни).
«Белая ворона» («Огонек» с элементами диспута).
«Давайте восклицать. » (песни Б. Окуджавы).
Как встать вровень с веком?
Подвиг: мгновение или жизнь?
Что можно считать правилами хорошего тона?
Вредные привычки: проблема личная или общества.
Что значит быть взрослым?
Что значит быть современным?
Как быстро прожить жизнь? (по вредным привычкам)
Проблемные огоньки (конфликтные)
Надо помнить, что любой отряд в течение смены проходит через период конфликтов. Единственная разница в том, что от мастерства педагога зависит, насколько серьезным будет этот конфликт. Не забывайте, что есть волшебное слово «ПРОФИЛАКТИКА». Тем не менее, проблемный «огонек» лишним в отрядной жизни не будет никогда.
Рассмотрим несколько приемов, которые могут быть использованы на таком «огоньке».
1. «Здравствуй, мне очень нравится …» По кругу каждый из сидящих в кругу говорит своему соседу слева фразу: «Здравствуй, мне очень нравится …», продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то приятное, хорошее.
Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:
1. Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?
2. Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?
3. Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?
4. Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?
3. «Кельтское колесо» По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.
По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо.
Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.
1. 7-10 минут на подготовку. Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.
2. Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.
3. Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.
4. Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной, в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям, назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.
«Огоньки» итогового периода (прощальные огоньки)
Задача: подвести итог жизни отряда, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания в самооценки.
Этот «огонек» должен стать самым запоминающимся, самым важным событием для ребенка.
Этот огонек тоже можно провести по-разному:
Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать «свободный микрофон». Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет имена 2-3 человек, от которых хотел бы услышать мнение о себе. Вероятно, это будут самые уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить! Если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом нужно руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время «огонька» вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.
2. Ассоциации. Один из участников выходит из комнаты. Когда водящий выходит за дверь, ему дают оценку-определение. Каждый человек говорит о водящем, какой он, это записывается. Когда водящий возвращается, он должен угадать, кто что про него сказал. («Один человек сказал про тебя, что ты шумный. Кто это?») Ответ дается после всех вопросов.
2. «Золотой» и «черный» стул. В центре стоит стул, на который может сесть любой участник игры. Все остальные садятся плотно вокруг него. Сидящий на стуле диктует условие: если он говорит, что стул «золотой», то все будут говорить о сидящем на нем только хорошее; если «черный», то все столь же искренне, от души будут говорить о его слабых сторонах и недостатках. Кто и на какой стул хочет попасть?
После того, как все высказались, сидящий на стуле говорит о своих впечатлениях по этому поводу.
3. Круг пожеланий. У каждого участника имеется чистый лист бумаги, он делится на три колонки: «что мне нравится в этом человеке», «что не нравится», «что я ему хочу пожелать», внизу подписывается фамилия владельца. После этого каждый участник передает свой подписанный листок соседу слева (по часовой стрелке), тот заполняет колонки и загибает лист со своей надписью, передает следующему, он пишет свое мнение ниже, загибает и т.д.
4. Живой уголек. В руках говорящий держит свечу, горящую ветку и т.д. – («живой уголек»). Высказываются последние пожелания и «живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Огонек ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.
5. « Я как в зеркала смотрюсь в людей. » Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и слушающий находятся в креслах друг против друга. Первый высказывает свое мнение о втором, затем они меняются местами. Далее их места занимает другая пара участников. Пары могут формироваться как произвольно, так и по желанию. В ходе огонька достигается концентрация внимания на диалоге. Проводить такой огонек рекомендуется при высоком уровне отряда.
Пусть на этом «огоньке» будет не только обнажение душ. Напомните ребятам все самое доброе и светлое, что происходило в отряде и на смене в целом. Вспомните лучшие номера, самые любимые песни. Заготовьте ребятам памятные сувениры от вожатых. Не сомневайтесь, это будет самым приятным подарком для них. Заготовьте несколько неожиданных сюрпризов. Если вдруг атмосфера станет совсем грустной, используйте эти сюрпризы для разрядки ситуации.
Пусть сюрпризная группа подготовит внутриотрядное награждение по номинациям, придумает каждому на память стихи-посвящения.
Дайте ребятам время, чтобы они написали «прощальные письма» друг другу и вам, обменялись адресами и пожеланиями.
Хорошим дополнением на «огоньке» будут лиричные прощальные песни, легенды, воспоминания о смене, курьезных случаях.
Пусть этот «огонек» продлится дольше остальных, для этого стоит начать его раньше, чем обычно. Но он не должен продолжаться до утра, ведь есть же режим дня (не забывайте, что вы педагог, и отвечаете за жизнь и здоровье детей).
ВНИМАНИЕ ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
Придумайте «Огонёк» организационного периода т.е. Огонёк знакомств. Можно в форме плана или сценария.