Что такое оценивание в педагогике

Понятие оценивания в образовании

Что такое оценивание в педагогике. Смотреть фото Что такое оценивание в педагогике. Смотреть картинку Что такое оценивание в педагогике. Картинка про Что такое оценивание в педагогике. Фото Что такое оценивание в педагогике

Дата публикации: 09.11.2018 2018-11-09

Статья просмотрена: 5565 раз

Библиографическое описание:

Понятие оценивания в образовании / Т. В. Загоруйко, С. Ю. Диденко, Е. И. Черепанская [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53434/ (дата обращения: 22.12.2021).

Оценивание учащихся — одна из основных проблем в образовательном процессе. Данная проблема волнует ученных и педагогов-практиков, так как новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур диктуют свои правила.

Организация любой деятельности, тем более учебно-познавательной, невозможна без оценивания. Это обусловлено тем, что именно процесс оценивания является одним из компонентов рассматриваемой деятельности, является ее регулятором, показателем эффективности. Таким образом, оценивание — это процесс, а оценка — результат этого процесса. Оценка в таблицах успеваемости, классных журналах, дневниках, базах данных фиксируется с помощью отметки.

Отметка — условное обозначение, кодовый сигнал, «зарубок», памятные знаки и так далее.

Оценивание — это контроль качества образования [1, с.35].

Оценивание — это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности [1, с.35].

Оценивание — это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика [3, с.34].

В рамках каждого государства существует своя система оценивания. Так, в России это пятибалльная система. В других странах существуют девяти-, десяти-, двенадцатибалльные, а в некоторых государствах Африки даже тридцати- и стобалльные системы. Однако такие системы не всегда оправданы: они имеют немалую произвольность выставления отметки.

Основой для оценивания успеваемости учащегося является итог — результат контроля, при этом учитываются как качественные, так и количественные показатели определенной работы учащихся. Количественные показатели чаще всего фиксируются в баллах, качественные, в свою очередь, в оценочных суждениях типа «отлично», «хорошо» и т. д. Каждому оценочному суждению соответствует определенный, заранее установленный показатель, например, в России оценочному суждению «отлично» соответствует балл 5.

Следует отметить, что оценка — не число, получаемое в результате каких-то измерений и вычислений, а значение, приписанное суждению.

Оценивание, как процесс, имеет следующие функции:

Перечисленные функции важны при оценивании учеников. В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль, Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.

Рассмотрим подходы к оцениванию школьников в разных странах.

В Великобритании начальные школ используют буквенную систему для оценки успеваемости. В данной системе высшая оценка — «А» — отлично, «B» — «хорошо», «C» — «удовлетворительно», «D» — «плохо» и «F» — «провал», при этом каждая оценка, кроме F, может быть с плюсом или минусом, означающими «промежуточный» уровень. Например, «B+» — это очень хорошо, но не отлично. Большинство школ также присваивают числовые соответствия каждой отметке:

Источник

Оценивание в образовании

В первую очередь необходимо задаться вопросом «Что же такое оценивание в образовании?». Оценивание – это контроль качества образования; инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности; способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого преподаватель определяет уровень подготовленности учащегося. Причем под понятием «контроль» ни в коем случае нельзя понимать наказание, это лишь обратная связь, благодаря которой можно корректировать процесс образования, для получения желаемых результатов.

• Внутреннее оценивание (внутреннее оценивание основывается на стандартах образования, служит для мониторинга достижений и продвижений студентов на уровне школы, ВУЗа, аудитории). Существует два вида такого оценивания: формативное (формирующее) и суммативное (итоговое) оценивание.

• Национальное оценивание (это система, постоянно осуществляемая в конце определенного этапа обучения для наблюдения за качеством образования и обеспечивающая оценивание достижений учащихся на республиканском уровне).

• Международное оценивание (выполняет функцию повышения и оценивания качества образования, проводится сравнительными исследованиями, мониторингами, создает возможность для получения информации о состоянии образования в стране, для выявления требующих решения важных проблем, их исследования и сравнения результатов с зарубежными странами)

Формативное (формирующее) оценивание применяется в целях измерения образовательного прогресса обучающихся, и имеет следующие способы: наблюдение, устные ответы, письменные работы, тестовые задания, портфолио, эссе, самооценива­ние, оценивание одним студентом другого.

Суммативное (итоговое) оценивание достижений полученных учащимися образования в конце единицы обучения, полугодия и года. Итоги данного оценивания, это надежный показатель уровня усвоения стандартов содержания. Можно выделить следующие его типы: устные ответы на экзамене, тесты, демонстрация достижений.

Возникает вопрос «Что же мы как преподаватели должны оценивать?».

Если мы пойдем с точки зрения традиционного подхода в педагогике, то преподаватель – оценивает эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся по количеству правильных ответов, результаты тестов и контрольных работ – един­ственный источник информации об уровне знаний и умений учащихся, контроль и оценка учебных достижений осуществляются в отрыве от процесса обучения, учащиеся преимущественно работают в условиях фронтального обучения в классе и индивидуально – дома.

К сожалению, такой подход остается доминирующим в нашей системе образования, который нам достался от советской системы образования. Конечно, многие сейчас могут возразить и сказать, что советская система образования была самой лучшей. В целом соглашаясь с ними, я хотела бы отметить что она соответствовала требованиям того периода развития общества. Сейчас же в связи с мировыми глобализационными процессами, изменениями спроса к требованиям на навыки на рынке труда, мы обязаны изменить систему образования, подходы в педагогике. Какова же альтернатива? Не будем изобретать велосипед, а обратимся к зарубежному опыту. Одним из главных навыков в современном мире является: разрешать вопросы и проблемы, которые не имеют простого и четкого решения; высказывать и обосновывать научные идеи, разрабатывать новые подходы, аргументировать. Как же можно добиться таких результатов? Становится очевидно, что использовав традиционный подход в образовательном процессе мы такого результата не добьемся. Альтернатива традиционному подходу, конструктивистский подход. При конструктивистском подходе преподаватель – ценит самостоятельные, пусть не всегда правильные, рассуждения учащихся, «умные» вопро­сы, сознательно исправленные ими ошибки.Оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс. Контроль и оценка осуществляются в тесной связи с тем, как реально протекал процесс обучения. Учащиеся большую часть времени как на уроке, так и при выполнении домашних заданий работают в малых группах, командах или парах. Конструктивистский подход требует использования активных методик обучения. В качестве аргумента за конструктивистский подход обучения, хотелось бы привести результаты исследований, проведенные в США в 1980-х годах. Исследования (NationalTrainingLab oratoriesinBethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучении взрослых. Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» (LearningPyramid, см.рис. 1). Они подтверждают древнюю мудрость, сформулированную в китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Позволь мне сделать – и это станет моим навсегда».

Что такое оценивание в педагогике. Смотреть фото Что такое оценивание в педагогике. Смотреть картинку Что такое оценивание в педагогике. Картинка про Что такое оценивание в педагогике. Фото Что такое оценивание в педагогике Рисунок 1. Пирамида обучения

После того как мы определили подход, мы должны поставить цель в познавательной сфере. В решении данного вопроса очень конструктивным является таксономия педагогических целей впознавательной сфереБ. Блума (рис.2).

Что такое оценивание в педагогике. Смотреть фото Что такое оценивание в педагогике. Смотреть картинку Что такое оценивание в педагогике. Картинка про Что такое оценивание в педагогике. Фото Что такое оценивание в педагогике Рисунок 2 Таксономия Блума

Как видно из таксономии Блума, мы должны научить наших учащихся знанию, пониманию, использованию, но наивысшая наша педагогическая цель – это научить учащихся анализировать, синтезировать и оценивать. Для того чтобы они были востребованы в современном мире и смогли ориентироваться в быстро меняю­щемся мире.

Второй вид оценивания, о котором мы упоминали выше это национальное оценивание, наблюдения за качеством образования и обеспечивающая оценивание достижений учащихся на республиканском уровне. В качестве примера можно привести исследование – Национальное оцени­вание образовательных достижений учащихся (НООДУ), проведенное в Кыргызстане в 2006 и 2009 учебном году. Цель НООДУ – получить объективное и научно-обоснованное представление о том, что знают и умеют делать учащиеся по действующим в стране стандартам образования. Для оценивания определены 3 предметные области: математика, грамотность чтения и естественные науки (химия, физика, биология, физическая география). Исследования проводились для 4 и 8 классов общеобразо­вательных школ.

Общереспубликанское тестирование (ОРТ) также можно привести в качестве национального оценивания в Кыргызстане, проводимого с 2002 года. ОРТ проводится не государ­ственным органом, а независимой профессиональной тестовой службой – Центром оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО).

Сейчас очень много дискуссий по поводу ОРТ. Быть или не быть ему в Кыргызстане. У меня, как у человека много лет находящегося в образовательной системе, конечно, есть свое мнение по этому поводу. ОРТ оценивает индивидуальные когнитивные и академические навыки, а не уровень усвоения пройденного в школе материала. То есть, то, что по результатам ОРТ поступают на бюджет, это оправдано, так как ОРТ – это тест который ориентирован на выявление у уча­щегося выдающихся способностей, дающих право обучаться на бюджете, это тест высокого достижения. В связи с чем считаю, введенное решение в 2011 году по инициативе Министерства образования и науки, согласно которому ОРТ стал обязательным и на контракт, несправедливым. Мало того, нарушающим конституционное право, согласно которому каждый имеет право на образование. Объясню почему. Как мы уже отмечали выше основа ОРТ логические задания, для выявления наиболее одарен­ных учащихся. Для того чтобы ввести ОРТ для всех учащихся, необходимо изменить структуру теста. Этот тест должен проверять уровень усвоения пройденного в школе материала. А то получается так: учим одному, а требуем совершенно другого. Если объяснять по таксономии Блума, не секрет, что в наших школах в основном учителя удовлетворены, когда ученик знает и понимает, и очень рады результатом, когда он использует, ну а об анализе, синтезе и оценке и говорить не приходится. А для прохождения теста ОРТ необходимы как раз таки последние способности учащихся. Так что получается? Мы требуем то, что не дали. Понятно, что систему образования коренным образом требуется менять, но так как мы ее еще не поменяли, будет несправедливо требовать этого от учащихся.

В Кыргызстане есть также другое тестирование на республиканском уровне, проводимое Национальным центром тестирования (НЦТ). НЦТ проводит республиканское тестирование учащихся общеобразовательных школ на добровольной основе, т.е. альтернативный государственный выпускной экзамен, основан на знании школьного материала. Республиканское тестирование для уча­щегося дает право выбора сдавать традиционный экзамен или тест, как альтернативный выпускной экзамен.

Третий вид оценивания – международное оценивание.

В Кыргызстане таковым исследованием является PISA – это международное сравнительное исследование образовательных достижений 15-летних учащихся. Проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года.

В каждом цикле упор делается на одно из трех направлений, в частности грамотность чтения (2000 г.), математическая грамотность (2003 г.), естественнонаучная грамотность. (2006 г.), читательская грамотность (2009 г.). Что оценивает PISA? В исследовании оценивалась функциональная грамотность юношей и девушек, их готовность к самостоятельной жизни в обществе. Осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития ОЕCD – (OrganisationforEc onomicCooperationandDevelopment), а также при участии национальных центров и организации OECD. Среднее значение по Кыргызстану среди всех 57 стран (2006 г.), 65 стран (2009 г.), принявших участие в данном исследовании является самым низким по всем трем направлениям, т.е. по естественнонаучной грамотности, грамотности чтения и математической грамотности

Так как международное оценивание проводится для получения информации о состоянии образования в стране, для выявления требующих решения важных проблем, их исследования и сравнения результатов с зарубежными странами, результаты которые мы имеем по Кыргызстану, должны заложить основу для коренных реформ в образовательной системе нашей страны, учитывающих все выше обозначенные проблемы.

Источник

Что такое оценивание в педагогике

«Оценка – это правильное кровообращение

без неё неизбежны застои и болезненные явления».

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Оценивание является процессом, а оценка её результатом.

В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банков) данных и так далее, оценки фиксируется в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и так далее).

Оценивание-это контроль качества образования.

Оценивание-это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание-это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

В каждой стране есть своя система оценивания. Например, 5- ти балльная в России.

Оценивание как и все процессы имеет свои функции: образовательную, стимулирующую, аналитико – корректирующую, воспитывающую, развивающую, контрольную:

-образовательная функция заключается в том, что проверка, кон­троль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошиб­ки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении;

-стимулирующая функция как продолжение и дополнение об­разовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорга­низовывал деятельность ученика, а вдохновлял его, вселял уве­ренность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития;

-воспитывающая и развивающая функции связаны с формирова­нием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способ­ностей и черт характера;

Наконец, контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

Они очень важны при оценивании учеников.

Теперь мы хотим рассмотреть подходы к оцениванию в разных странах.

Источник

Педагогическая оценка как стимул для учащегося. Эффективность педагогической оценки

Что такое оценивание в педагогике. Смотреть фото Что такое оценивание в педагогике. Смотреть картинку Что такое оценивание в педагогике. Картинка про Что такое оценивание в педагогике. Фото Что такое оценивание в педагогике

Рубрика: Общие вопросы

Дата публикации: 03.09.2017

Статья просмотрена: 8696 раз

Библиографическое описание:

Семенчук, Л. В. Педагогическая оценка как стимул для учащегося. Эффективность педагогической оценки / Л. В. Семенчук. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2694/ (дата обращения: 22.12.2021).

Актуальность данной темы заключается в том, что оценивание результатов обучения в системе образования представляет собой один из сложных и ответственных видов педагогической деятельности.

Одним из важных компонентов обучения является оценивание. В результате его осуществления учитель может иметь полную картину достижения ключевых целей. Оценивание помогает осуществить обратную связь необходимую родителям, руководящему звену и общественному мнению. Также оценивание должно помочь ученику в формировании адекватной самооценки самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности.

Сегодня перед учителем стоит задача — не передать ребенку определенную сумму знаний, умений и навыков, а сформировать такие умения, которые позволят ему успешно учиться в дальнейшем, развивать самостоятельность учебных действий.

Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его.

Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:

‒ Частое оценивание, желательно на каждом уроке

‒ Выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов

‒ Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку

Основная наша задача в оценочной деятельности- все больше обращать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора.

Каждый ученик по-своему реагирует на то, что ему удается в обучении и что не удается, по-своему воспринимает оценку своего учебного труда.

Так что же такое оценка? Оценка- это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемое человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще, любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.

Оценка — одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка и критическое отношение к своим успехам.

Роль оценки важна не только как диагностирующей функции, но и как стимулирующей, для создания ситуации успеха.

Итак, педагогическая оценка — это своего рода стимул. Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально- психологического развития ребенка. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной. Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех.

Такая оценка должна обеспечивать максимум мотивированности ребенка именно в данных видах деятельности с учетом следующих 4 обстоятельств:

‒ Знания необходимого и достаточного множества разнообразных стимулов, которые влияют на стремление ребенка к успехам в учении и воспитании;

‒ Знания подлинных мотивов участия детей разного возраста в данных видах деятельности;

‒ Знания индивидуальных различий в мотивации учения и воспитания;

‒ Знания ситуативных факторов, которые воздействуют на мотивацию усвоения информации, формирование умений и определенных качеств в личности у детей.

Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрения или наказания, должны быть уравновешенными. С одной стороны, они должны содержать в себе систему стимулов, активизирующих развитие положительных свойств и особенностей у ребенка, с другой стороны, включать совокупность не менее действенных стимулов, препятствующих возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения у тех же самых детей. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, ситуации и ряда других факторов, соотношение и характер педагогических оценок, используемых в качестве поощрений и наказаний, должны меняться. Типы и способы оценивания успехов и неудач ребенка в учении и воспитании следует систематически варьировать для того, чтобы не возникало явления привыкания и угасания реакции на действие данных стимулов.

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы; предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные. Предметные оценки касаются того, что делает или, что уже сделал ребенок, но не его личности.

В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект. Персональные педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умение, прилежание и т. д. В случае предметных оценок, ребенок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае субъективных — через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.

Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них — это внимание, одобрение, выражение признания, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека.

Говоря о педагогической оценке, не можем не коснуться эффективности педагогической оценки. Что понимать под эффективностью? Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально- полезных форм культурного поведения.

Представления об эффективности педагогической оценки имеют индивидуальный и социально-специфический характер. Индивидуальный характер представлений и действия педагогической оценки проявляется в том, что ее эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его актуальных потребностей. Действенной будет та педагогическая оценка, которая соотносится с тем, что более всего интересует ребенка. Для того чтобы на практике определить индивидуальный характер оценки, необходимо хорошо знать систему интересов и потребностей ребенка, их ситуативную иерархию, динамику изменения со временем. Необходимо как можно точнее приспосабливать систему стимулов к интересам и потребностям ребенка.

Когда говорят о социально-специфическом характере педагогической оценки, имеют два обстоятельства:

‒ во-вторых, социально-специфический характер педагогической оценки проявляется в том, что такая оценка может быть различной по своей эффективности в зависимости от социальной ситуации, в которой она дается. Различные педагогические оценки, предлагаемые в разных ситуациях, могут обладать неодинаковой значимостью для ребенка и с разной степенью вероятности вести к удовлетворению актуальных для него потребностей. Та педагогическая оценка, которая обладает в данной ситуации наибольшей ценностью, и обеспечивает наивысшую вероятность достижения успеха.

Следует помнить, что персональная значимость педагогической оценки со временем может меняться. Это происходит, по крайней мере, по двум причинам. Прежде всего, потому, что от ситуации к ситуации изменяется иерархия человеческих потребностей по мере их удовлетворения. Кроме того, с возрастом происходят существенные личностные изменения детей, и те оценки, которые раньше были значимыми для них. теряют свою стимулирующую роль, а вместо них на первое место выходят другие, которые более соответствуют возрастным интересам ребенка. Наконец, существуют индивидуальные различия между детьми, в силу которых то, что является стимулом для одного ребенка, может не быть им для другого.

Особое внимание необходимо уделять повышению роли социально-психологических стимулов, так как в определенные периоды детства они могут иметь решающее значение в мотивации учебной и воспитательной деятельности.

Итак, педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. Индивидуальные особенности детей определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно-познавательной и личностно-развивающей деятельности. Достигнутый ребенком уровень интеллектуального развития влияет на его познавательные интересы, а личностное развитие влияет на стремление иметь у себя определенные персональные качества.

Педагогическая оценка является стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех. Педагог должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимися работы. Кроме того, необходимо каждый раз объяснять обучающимся, какая, почему и за что выставляется оценка.

Важно помнить, что оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Незнание — это не порок, а стимул к познанию. Новая система оценивания снижает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка в новой системе образования прежде всего фиксируют достижения ученика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *