Что такое оценка эффективности деятельности
Что такое ключевые показатели эффективности
Показатель KPI (Key Performance Indicators) – важнейший элемент оценки уровня работы компании и ее отдельных сотрудников. KPI, как инструмент анализа, по-настоящему универсален. С его помощью возможно дать оценку эффективности любому процессу в компании, а также уровню достижения стратегических целей, которые были запланированы.
KPI и его виды
Согласно статистике, свыше 70% руководителей разных уровней отечественных предприятий недовольны системами оценивания результатов деятельности, внедренными на предприятиях и фирмах. В процессе работы предприятия не всегда удается отследить зависимость между планированием, его реализацией на практике и полученными результатами. Если внедрить KPI, то можно вычислить эффективность деятельности каждого сотрудника, что поможет компании развиваться быстрее.
В отечественном бизнесе в качестве понятия KPI часто используют ключевой показатель эффективности, что не всегда корректно. Правильное значение термина KPI — «ключевой показатель результата деятельности». Во многом данные понятия похожи, но также имеют и отличия. Под эффективностью понимается соотношение между ресурсами, которые были затрачены, и полученной прибылью. Эффективность определяет способность компании реализовывать свои планы с определенными требованиями: затратами, временем и тем, насколько цель была достигнута.
Под результативностью понимают степень достижения тех целей, которые были запланированы. Именно поэтому правильнее подразумевать под термином KPI «ключевой показатель результата деятельности», так как он содержит и степень получения запланированных результатов, и затраты на ее получение.
Кстати говоря! KPI можно оперировать в любой отрасли бизнеса. Если требуется оценить деятельность парикмахерской, в ход идут такие параметры, как сумма среднего чека и количество тех, кто воспользовался услугой. Эти же показатели используются, если в ваших планах организация студии косметических услуг
Для чего необходим KPI
На любой фирме можно применить KPI, чтобы оценить результативность ее деятельности, а также то, насколько хорошо работает каждый из отделов или отдельный специалист. Еще показатель KPI можно применять, чтобы эффективно мотивировать сотрудников. Это важно для тех специалистов, от которых зависит финансово-экономическая эффективность компании. Например, в рекрутинговых агентствах – это специалисты по подбору персонала, а в страховых компаниях – страховые агенты.
Система ключевых показателей актуальна как для молодых фирм, так и для компаний, уверенно стоящих на рынке. Разница в этих двух случаях будет лишь в сроке, на который устанавливаются задачи. Для новых компаний стратегическая цель должна регулярно пересматриваться по мере развития. Для зрелых же допустимы более долгие сроки планирования.
KPI могут быть двух разновидностей:
Дополнительная классификация KPI:
Ключевые показатели может применять не только топ-менеджмент, но и рядовые специалисты, особенно те, чей доход зависит от результативности напрямую. Пользуясь KPI, сотрудник может разработать для себя план действий, выполняя который, он сможет добиться необходимых результатов.
Например, в страховых компаниях KPI дают возможность повысить количество продаж, за счет создания системы понятных сотруднику действий, которые он должен предпринять. В целом же число продаж нередко само по себе и есть ключевым показателем. Вывод – система KPI, по сути, есть усовершенствованной формулой стандартного планового подхода.
Главным плюсом системы KPI является ее непосредственная цель использования. То есть повышение эффективности работы компании. Эффективность, в свою очередь, выражается в непосредственном объеме продаж, а не в том, сколько действий сотрудник сделал за определенный период времени. Действия действиями, однако если они не дают результат, значит, подход к работе необходимо менять. Но не кардинально, а лишь на том этапе, где он дает сбой. Здесь можно провести параллель с анализом воронки продаж, который дает понять, на какой стадии пользователь конвертируется в клиента, и сделать акцент на ее развитие.
Основные требования к KPI
Довольно часто на предприятиях руководитель подразделения рассчитывает какие-то показатели эффективности, сообщает их подчиненным, и об этом забывают на некоторое время. Использование KPI удобно тем, что позволяет обнаружить закономерности как в бизнес-процессах, для осуществления которых необходим краткосрочный период, так и в глобальных изменениях. Также данные показатели применяют при планировании бюджетов. Ведь бюджет представляет собой совокупность финансовых показателей, которые позволяют компании реализовывать свои тактические и стратегические цели. И главная цель – это получение прибыли, по которому и оценивается работа топ-менеджмента компании. Кроме того, KPI выполняют следующие функции:
Работая с KPI, не стоит забывать, что к показателям применяют ряд требований. А именно:
Данные показатели должны стимулировать рост эффективности сотрудников компании.
Так, если подразделение продаж выполнило поставленный план по поиску новых заказчиков, то его сотрудники могут получить премию. Если же план не выполнен, то и премия персоналу не будет выплачена.
KPI в современном бизнесе
Компании, которые занимаются прямыми продажами, чаще всего используют KPI эффективности. Эти параметры дают возможность просчитать зависимость количества продаж от того, сколько холодных звонков было сделано и сколько встреч проведено.
Специалист по страхованию или активным продажам, применяя ключевые показатели, установленные в этой компании, наглядно видит свою эффективность. Он понимает, что для получения запланированных результатов он должен продать определенное количество страховых полисов или товаров. Для этого ему нужно сделать определенное количество телефонных звонков и столько-то раз встретиться с клиентами.
Полезно знать! Стандартным KPI в страховом бизнесе принят 1/10. Это значит, чтобы продать один полис агент должен встретиться с 10 потенциальными клиентами. А для того чтобы состоялась одна встреча, нужно сделать 10 телефонных звонков.
Если в качестве примера мы возьмем специалиста-продажника, для него ключевые показатели будут такими: средняя сумма договора с заданным минимумом и количество новых заказчиков, которые не должно опускаться ниже определенной отметки. В этом случае мы используем в работе уже другой тип показателей – KPI результата.
KPI следует определять отдельно для каждой должности, при этом достаточно, если в работе будут использованы три или пять показателей, не более.
Показатели должны быть четко и прозрачно сформулированы, чтобы их оценку смог проводить как сам сотрудник, так и руководитель.
Помимо стимулирования, KPI может применять в своей работе топ-менеджмент компании и руководители отделов, чтобы понимать, где и почему тот или иной сотрудник работает неэффективно. По итогам оценивания лучшие работники становятся кандидатами на повышение оклада и должности, худшие, напротив, попадают в списки на увольнение.
Если снова в качестве примера привести менеджера, занимающегося активными продажами, внедрение ключевых показателей поможет его руководству понять, достаточно ли сотрудник делает телефонных звонков, часто ли встречается с потенциальными клиентами. Если же все показатели выполняются, а количество клиентов не растет, то такому специалисту не хватает нужных навыков или стремлений к достижению цели.
Все эти особенности работы можно легко проследить именно с помощью KPI, поэтому большинство компаний, занимающихся активными продажами, используют данный индикатор.
Типы показателей и их количественная реализация зависят от направления деятельности компании, поэтому на разных предприятиях значения могут быть различными.
На практике для расчета KPI используют принятую на фирме систему измерений, с нужной периодичностью снимают текущий показатель KPI, а затем сравнивают его установленной нормой. После этого принимается решение о корректировке, а затем ведется работа по воплощению данных изменений в жизнь.
Основная же суть методологии KPI довольно проста — специалисты, работающие в фирме, или приглашенные консультанты анализируют бизнес-процессы компании и определяют значимые для нее направления. В данных областях деятельности назначают определенную совокупность показателей, которые будут измеряться с заданной периодичностью. При этом данные для измерений появляются в процессе работы фирмы.
Важно! Перед тем как внедрять использование KPI в компании, необходимо для каждого сотрудника составить должностную инструкцию, где будет прописана основная цель должности, а также действия, которые должен совершать данный специалист.
Правила использования KPI
Внедрение системы ключевых показателей в компании следует осуществлять поэтапно. Стадии выглядят следующим образом:
KPI любой единицы бизнеса должно соответствовать следующим условиям:
Недостатки системы KPI
Основной минус формулы ключевых показателей – она подходит не для всех категорий сотрудников. Какие показатели вы пропишете для условного бухгалтера или инженера? Сложный вопрос. Если с продажниками и HR-ми все гораздо понятнее, то для большинства других специалистов актуальнее будет должностная инструкция.
И ни в коем случае нельзя использовать систему KPI лишь в качестве «кнута». Бич многих отечественных компаний – желание сэкономить на сотрудниках. Невыполнение ключевых показателей карается штрафами, а выполнение считается чем-то самим собой разумеющимся. А работнику обязательно нужна мотивация. Желательно — финансовая.
Вердикт
Использование KPI позволяет владельцу бизнеса видеть, как тот или иной сотрудник влияет на рост прибыли компании. Важно, что стратегическая цель при этом четко определена и ее понимают руководство и каждый сотрудник. Введение KPI – возможность анализировать, чем заняты работники конкретного подразделения, определять сильные и слабые стороны своего бизнеса.
Однако при всем этом руководитель должен понимать, что KPI – это не только цифры. Рост числа продаж ничего не значит, если при этом не растет уровень сервиса. Принцип ключевых показателей был придуман для того, чтобы обеспечить слаженную работу коллектива. Которая заставит ваших потенциальных клиентов совершать не разовые, а регулярные покупки. KPI – это всего лишь один из инструментов общей маркетинговой стратегии. Нельзя, чтобы этот инструмент стал основной целью работы сотрудников. А наоборот, необходимо, что каждый работник применял инструмент по назначению, реализуя с его помощью как собственные задачи, так и глобальные цели компании.
Оценка эффективности работы персонала
Оценка эффективности труда персонала, будучи одной из важнейших составляющих кадрового менеджмента, позволяет узнать, как действия работающих людей влияют на результативность деятельности всего предприятия. Также если проводить ее в отношении конкретного подразделения или сотрудника, можно выявить сильные и слабые узлы кадровой сети.
Зачем определять эффективность работы персонала
Такие мероприятия имеют важное значение на всех ступенях управления персоналом. Поэтому руководителю HR-службы стоит проводить их:
Понадобиться может такая деятельность и в исключительных случаях, например, при реорганизации предприятия. Ее итоги дают возможность работодателю справедливо распределить новые роли.
Критерии и показатели эффективности деятельности персонала
Что же именно мы оцениваем? Сразу отметим, что это не только показатели результативности, выраженные в абсолютном значении. Необходимо учитывать и качественный компонент.
Ключевые показатели (KPI, Key Performance Indicators) — это всегда отношение к какой-либо базе, например:
Каждая организация может сформировать свою систему критериев, в зависимости от характера работы. Невозможно одинаково оценивать инженера и дизайнера, менеджера по продажам и юриста, строителя и учителя.
Как проводить анализ эффективности использования персонала предприятия
Вне зависимости от того, какие критерии избраны, можно пользоваться комплексной методикой. Для ее разработки следует привлечь специалистов планового отдела. Совместными усилиями необходимо выявить три «пункта»:
Их предстоит подставить в две формулы:
Четвертый компонент формул — это фактический результат оцениваемого. Это интегральная величина, рассчитанная исходя из количественных и качественных итогов.
Первая формула показывает KPI сотрудника или подразделения в целом. Вторая позволяет оценить степень перевыполнения норматива, если таковое присутствует.
Как повысить показатели эффективности использования персонала
Основная цель HR-менеджера — не только определить слабые и сильные места. Нужно поработать над укреплением первых и поддержкой вторых. И при этом не следует гнаться за цифрами: качество не менее важно.
Не стоит забывать и о возможной коррекции управления. Не всегда низкие цифры полностью зависят от сотрудника. Иногда непосредственный руководитель недостаточно четко ставит задачи или не обеспечивает необходимых условий для их выполнения. И если проблема кроется в менеджменте, анализ это покажет.
Раздел 5. Основные направления повышения эффективности хозяйственной деятельности
Цель, задачи: Важную роль в организации хозяйственной деятельности предприятия играет оценка финансовых результатов и эффективности его функционирования. В данной теме раскрывается содержание основных финансовых результатов деятельности предприятия, приводится характеристика основных подходов к системному анализу хозяйственной деятельности и определяются пути повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Оглавление
1.1. Основные финансовые показатели деятельности предприятия
Результаты хозяйственной деятельности предприятия выражаются в финансовом состоянии предприятия и финансовых результатах его деятельности. Финансовые результаты складываются из финансовых результатов от реализации продукции, основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
ФР – финансовый результат, тыс. руб.;
ФРРП – финансовый результат от реализации продукции, тыс. руб.;
ФРИ – финансовый результат от реализации основных средств и иного имущества предприятия, тыс. руб.;
ДВО – доходы от внереализационных операций, тыс. руб.;
РВО – расходы от внереализационных операций, тыс. руб.
Прибыль (ФРРП) является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности коммерческой организации. Экономическая сущность прибыли состоит в том, что она является частью добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. По величине она представляет разницу между ценой продукции и себестоимостью, а в целом по предприятию – разница между выручкой от реализации продукции и издержками производства.
ВРП – выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг) тыс.руб.;
НДС – налог на добавленную стоимость в составе валового дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.;
ЭП – экспортные пошлины, тыс. руб.;
А – акцизы и аналогичные обязательные платежи в составе валового дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг),тыс. руб.;
ЗПР – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) тыс. руб.
Финансовый результат от реализации основных средств и иного имущества (ФРИ) определяется как разница между выручкой от реализации и первоначальной или остаточной (для основных фондов нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов) стоимостью, скорректированной с учетом индекса инфляции.
ФРИ – финансовый результат от реализации основных средств и иного имущества, тыс. руб.;
РИ – выручка от реализации основных средств и иного имущества, тыс. руб.;
С – первоначальная или остаточная стоимость основных средств и иного имущества, тыс. руб.;
Инфл. – индекс инфляции, ежеквартально рассчитываемый Госкомстатом РФ.
Балансовая прибыль включает прибыль от реализации продукции, доходы от внереализационных операций (дивиденды, доходы от сдачи имущества в аренду, положительные курсовые разницы и т. п.).
Валовая прибыль представляет собой скорректированную балансовую прибыль. Она является базой для определения налогооблагаемой прибыли.
Чистая прибыль = налогооблагаемая прибыль за минусом налога на прибыль.
Методы планирования прибыли
На практике применяют следующие методы: метод прямого счета, анализ лимита рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, нормативный метод, метод экстраполяции, аналитический метод.
Метод прямого счета состоит в определении разницы между планируемой выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью продукции, реализуемой в предстоящем периоде. Наиболее широко этот метод используется при выпуске небольшого ассортимента продукции, а также при обосновании и осуществлении проекта.
Достоинством этого метода является простота и планирование прибыли на короткий период.
Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала.
Прогноз рентабельности вложенного капитала осуществляется следующим образом.
Определяется размер вложенного капитала как сумма капитальных вложений и оборотных средств. Затем рассчитывается коэффициент оборачиваемости капитала как отношение оборотных средств к вложенному капиталу. Вычисляются коэффициент прибыли как отношение оборота капитала к себестоимости и коэффициент рентабельности как отношение прибыли к обороту капитала.
,
Анализ перекрытия ликвидности основан на определении минимальной величины оборота капитала, необходимой для сохранения ликвидности предприятия.
Нормативный метод планирования прибыли основан на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов. Нормативами являются: норма прибыли на собственный капитал, норма прибыли на активы предприятия, норма прибыли на единицу реализуемой продукции. Особенность этого метода состоит в необходимости рассчитать обоснованные нормативы.
Метод экстраполяции представляет анализ динамики прибыли за ряд лет, выявление тенденций развития и прогнозирование прибыли на плановый период. Этот метод достаточно эффективен в коротком периоде.
Аналитический метод состоит в построении многофакторных моделей и выявлении роли различных факторов на размер прибыли.
1.2. Системный анализ хозяйственной деятельности
Основными элементами методики системного анализа хозяйственной деятельности предприятия являются:
Наряду с этим комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия включает анализ технического уровня производства, анализ организации производства, анализ уровня организации управления хозяйственной деятельностью, анализ социального обслуживания и обеспечения работающих на предприятии.
Диагностика и анализ финансового состояния предприятия осуществляется на основе изучения баланса предприятия. Из баланса можно определить следующие характеристики финансового состояния предприятия:
Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов предприятия позволяет определить меры по улучшению баланса. Успешная текущая финансово-хозяйственная деятельность предприятия характеризуется следующими чертами:
Оценка показателей ликвидности необходима для выяснения способности предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет текущих активов.
Различают коэффициент ликвидности, коэффициент срочной ликвидности, коэффициент автономии.
Коэффициент ликвидности отражает достаточность оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств. Рассчитывается как отношение текущих активов (оборотных) к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам). Его величина должна быть в диапазоне от 1 до 2. Нижняя граница отражает достаточность средств для покрытия своих обязательств. Верхняя граница свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании.
Коэффициент срочной ликвидности рассчитывается как отношение денежных средств и краткосрочных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам. Его величина должна быть больше 1. Низкие значения свидетельствуют о необходимости работы с дебиторами в целях обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов с поставщиками.
Коэффициент автономии (коэффициент ликвидности при мобилизации средств) отражает степень зависимости платежеспособности предприятия от материально-производственных запасов с точки зрения мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств. Рассчитывается как отношение материально-производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных обязательств. Его величина должна находится в диапазоне от 0,5 до 0,7.
Расчет показателей финансовой устойчивости необходим для выяснения стабильности деятельности предприятия в долгосрочной перспективе. Выясняется финансовая структура предприятия, степень его зависимости от внешних обязательств. Оценка финансовой устойчивости включает расчет следующих показателей: соотношение заемных и собственных средств, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент маневренности собственных оборотных средств. Соотношение заемных и собственных средств отражает сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. вложенных в активы собственных средств. Рассчитывается этот показателей как отношение всех обязательств предприятия к собственным средствам (собственному капиталу). Значение этого соотношения должно быть меньше 0,7. В противном случае это означает зависимость предприятия от внешних источников.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами отражает наличие собственных оборотных средств предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Рассчитывается он как отношение собственных оборотных средств к общей величине оборотных средств предприятия. Величина этого показателя не должна быть меньше 0,1. Чем выше этот показатель (около 0,5) тем лучше финансовое состояние предприятия.
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств отражает способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников. Этот показатель должен быть в диапазоне от 0,2 до 0,5. Чем ближе к верней границе его величина, тем больше возможность финансового маневра у предприятия.
Измерение деловой активности характеризует скорость оборота активов предприятия. Для оценки деловой активности рассчитывают коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, коэффициент оборачиваемости собственного капитала.
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала отражает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за анализируемый период. Рассчитывается он как отношение объема чистой выручки от реализации к средней величине стоимости материальных оборотных средств, денежных средств и краткосрочных ценных бумаг. Предприятие должно стремиться к ускорению оборачиваемости оборотного капитала.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала отражает скорость оборота вложения собственного капитала. Рассчитывается он как отношение чистой выручки от реализации к среднему за период объему собственного капитала.
Выяснение рентабельности работы предприятия позволяет определить характеристику полученной прибыли. Одна и та же прибыль может быть получена за счет разных ресурсов и затрат. Рентабельность активов показывает эффективность использования средств, принадлежащих предприятию. Рассчитывается как отношение чистой прибыли от реализованной продукции к объему затрат на производство реализованной продукции. В качестве затрат может выступать имущество предприятия, уставный капитал, сумма основных и материальных оборотных средств, инвестиции, денежное выражение реализованной продукции. Динамика этих показателей может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью реализованной продукции. Кроме рентабельности могут рассчитываться фондо-, энерго-, материалоемкость продукции.
Анализ технического уровня производства представляет качественную и количественную характеристику состава средств производства. Наличный состав применяемых основных фондов изучается с помощью показателей структуры основных фондов (соотношения активной и пассивной части), удельного веса оборудования и машин в составе активной части основных фондов, удельного веса прогрессивных групп машин и оборудования, возрастной состава оборудования, доли модернизированного оборудования и т. д.
К показателям, характеризующим применяемые предметы труда, относятся структура сырья, материалов и энергии, удельный вес новых, прогрессивных материалов, удельный вес дефицитных материалов, удельный вес покупных полуфабрикатов и т. п.
Уровень применяемых технологий производства отражают показатели структуры технологических процессов, удельный вес основных технологических процессов, коэффициент использования материалов, уровень механизации и автоматизации технологий и т. д.
Анализ организации производства включает анализ работы на всех стадиях подготовки и осуществления производственного процесса от технической подготовки производства, экономической подготовки производства до организации хода производства на предприятии.
Анализ в области социального обслуживания и обеспечения работающих на предприятии включает характеристику рационального использования средства для помощи семьям, имеющим детей, для воспитания детей дошкольного возраста и создания условий профессиональной подготовки детей работников предприятия. Анализ использования ресурсов для организации условий труда и отдыха работающих и членов их семей.
1.3. Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия является одной из важных проблем в рыночной экономике. Это обусловлено необходимостью повышать конкурентоспособность, сохранять позиции на рынке. Сущность проблемы повышения эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования факторов производства.
Повышение эффективности производства достигается как за счет экономики текущих затрат, так и на основе лучшего использования ресурсов предприятия.
Определяющим результатом рыночной деятельности предприятия является максимальное получение прибыли на вложенный капитал. Это находит свое выражение в росте рентабельности производства.
Основными направления повышения эффективности производства выступают повышение производительности труда, рост фондоотдачи и снижение материалоемкости продукции.
Рост производительности труда отражает эффективное использование персонала предприятия. Это находит свое отражение в снижении удельного веса затрат на выплату заработной платы производственных работников в себестоимости единицы продукции.
Рост фондоотдачи проявляется в снижении доли затрат перенесенного прошлого труда в виде амортизационных отчислений в себестоимости единицы продукции.
Снижение материалоемкости продукции ведет к снижению доли материальных затрат в себестоимости единицы продукции.
Важным показателем эффективности производства является качество продукции. Эта характеристика продукта является объективным показателем состояния и использования основных производственных фондов и оборотных средств на предприятии.