Что такое оценка и самооценка и оценка

Оценка и самооценка в школе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Самооценка и её формирование

Самооценка – это оценка себя, своих возможностей, достижений, качеств и места среди других людей, это показатель отношения человека к самому себе.

Самооценка в школьном возрасте имеет большое значение – если она низкая, ребенок не пытается достичь большего, он не чувствует в себе силы, чтобы что-то изменить. Завышенная самооценка тоже не приводит ни к чему хорошему, потому что ребенок будет чувствовать себя способным на всё повлиять.

Формирование самооценки происходит с раннего возраста, поэтому в школу малыш приходит с определенным восприятием самого себя.

Адекватная самооценка говорит о том, что ребенок хорошо понимает свои слабые и сильные стороны, он не прячется от проблем, находит себе друзей и не влезает во враждующие компании. Дети с неадекватной самооценкой тянутся друг к другу. Адекватная самооценка позволяет при любых обстоятельствах оставаться самим собой.

В школьные годы самооценка трансформируется под влиянием друзей, сверстников, под влиянием окружающих и результатов успеваемости в школе. Под воздействием данных факторов она продолжает развиваться дальше.

Поле окончания школы в мир выходит человек со сформировавшимся в детские годы определенным самомнением.

Самооценка является сложным психологическим феноменом и у младшего школьника она определяет направленность в поступках, мировосприятии, отношение к людям и к самому себе. Проявляется она в коммуникации и совместной деятельности с окружающими людьми.

При формировании самооценки у ребенка в основу надо положить следующие принципы:

Готовые работы на аналогичную тему

Постепенно ребенок, по мере обучения, становится более критичным и требовательным к самому себе. Свои неуспехи первоклассник может адекватно оценить внешними обстоятельствами и своими способностями. Второклассник плохие отметки начинает воспринимать как результат собственных ошибок

В младшем школьном возрасте ребенок воспринимает оценки как личное отношение учителя к нему и только в более старшем возрасте он начинает относиться к оценке более адекватно.

Самооценка ребенка в среднем школьном возрасте во многом зависит от влияния сверстников, на первый план выходят взаимоотношения с ровесниками, а успешность становится сопутствующим фактором. Ребенок начинает оценивать себя так, как его оценивают окружающие люди, но и родительское влияние на самооценку ребенка ещё сказывается. Психологи рекомендуют в этом возрасте общаться с ребенком, помогать ему, уважительно относиться к его мнению и позиции. Там, где ребенок принимает активное участие в производстве оценки – в выработке её критериев и в применении их к разным конкретным ситуациям, там и начинается самооценка.

Самооценка и оценка в обучении

Оценка показывает степень выполнения учащимися тех задач, которые поставлены перед ними в процессе обучения, качества полученных знаний, сформированных умений и навыков. Оценка применяется в трех направлениях: применительно к учебному процессу, степени готовности к освоению выбранного курса, уровня реально имеющихся знаний.

Научить ребенка умению учиться, значит воспитать у него здоровую самооценку, уверенность в себе, которая будет сочетаться со спокойной самокритичностью. Задача учителя в том, чтобы сделать усилия ребенка, которые он совершает, не ради его оценки или не только ради неё. При сформировавшейся самооценке снижается зависимость от внешней оценки.

Детская самооценка во многом зависит от школьной системы оценочных взаимоотношений, которая нацелена на развитие рефлексивной, дифференцированной, осознанной, устойчивой и адекватной самооценки школьника. Если учитель выполняет основные правила безопасности в обращении с детской самооценкой, то эта система к завершению младшего школьного возраста должна дать положительные результаты. Суть заключается в том, что учитель всегда должен иметь в виду – благополучное развитие детской самооценки может быть только тогда, когда есть прочный фундамент положительной общей самооценки.

Главным направлением развития самооценки младшего школьника является становление рефлексивной самооценки, т.е. представления о собственных знаниях и незнаниях, возможностях и ограничениях.

Главным центром способности оценивать границы собственных возможностей является учебное действие оценки. При систематически организованной учебной деятельности у младшего школьника в развитии рефлексивной способности оценивать границы собственных возможностей, может произойти качественный скачок.

Целенаправленное формирование учебного действия оценки учит младшего школьника фиксировать трудности и даже анализировать их причины. Например, ребенок не может решить ту или иную задачу и не знает, что ему делать – это запрос образца, вместо этого у него может родиться учебное – я смогу решить эту задачу, если… Далее формируется гипотеза о том знании, которого ему недостает.

Ребенка надо научить знать о своем незнании, понять, чего не хватает для успешного действия, и начать его поиск. С этой целью учитель создает особые учебные ситуации неопределенности.

Рефлексивная самооценка, являясь частью общей педагогической задачи воспитания умения учиться в рамках начальной школы, не может быть полностью решена.

Выпускники начальной школы, которым всего по 10 лет полной оценочной самостоятельности достичь ещё не могут. Поэтому им важна и нужна похвала значимого для них взрослого, которую можно выразить не только словами, но и улыбкой.

Второй причиной неполной оценочной самостоятельности является то, что оценка границ знаний, умений, способностей складывается в более широком контексте учебной самостоятельности – эти навыки формируются уже в средней школе.

Безотметочное оценивание

В основе безотметочного оценивания навыков лежат следующие принципы:

Эффективным и безопасным механизмом коррекции завышенных и заниженных самооценок младших школьников, является сравнение двух его собственных самооценок – прогностической, более трудной и ретроспективной.

Прогностическая – это оценка предстоящей работы, которая является точкой роста самой способности к оцениванию самого себя. Только тогда, когда ретроспективная самооценка ребенка осознана, адекватна и дифференцирована, ему можно предложить оценить свои возможности в выполнении предстоящей работы.

Для того, чтобы ученик стал субъектом собственного научения, учебную деятельность надо насытить средствами, которые помогут ученику объективировать, происходящие с ним в процессе обучения, изменения. Данная задача не может быть решена, пока таких средств у ребенка нет.

Источник

Как воспитать в себе адекватную самооценку и где это может пригодиться

Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть фото Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть картинку Что такое оценка и самооценка и оценка. Картинка про Что такое оценка и самооценка и оценка. Фото Что такое оценка и самооценка и оценка

Что такое самооценка

Самооценка (англ. self-esteem) — это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Существует общая самооценка, которая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. И частная самооценка, характеризующая отношение человека к различным сторонам своей личности, поступкам, успешности в отдельных видах деятельности. Например, человек считает себя психологически здоровой личностью — это общая самооценка; но при этом считает, что он плохо готовит или ему тяжело даются физические нагрузки — это частная самооценка.

Первым теорию самооценки представил американский психолог Уильям Джеймс в 1890 году. Он использовал простую формулу для определения самооценки, утверждая, что самооценка равна успеху, разделенному на наши цели, ценности и то, что мы думаем о своем потенциале. То есть, если наши фактические достижения невелики, а наш предполагаемый потенциал и цели высоки, мы считаем себя неудачниками. И наоборот, если наш успех превосходит ожидания, мы чувствуем себя прекрасно, и наша самооценка повышается.

В психологии самооценку характеризуют по уровню — высокая, средняя и низкая; реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); и устойчивости — стабильная и нестабильная.

Как формируется самооценка

Как говорят опрошенные РБК Трендами психологи, основы самооценки закладываются в детстве. По словам заведующего кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимира Шляпникова, основа базового отношения к себе — принимаю ли я себя таким, какой я есть, или нет — формируется в результате общения с родителями в детстве.

«Важную роль в формировании самооценки играет и школа. В отличие от родителей учителя выставляют нам первую социальную оценку. Она носит более дифференцированный характер и относится к конкретным видам деятельности и предметам», — говорит он.

Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть фото Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть картинку Что такое оценка и самооценка и оценка. Картинка про Что такое оценка и самооценка и оценка. Фото Что такое оценка и самооценка и оценка

Во взрослом возрасте на самооценку в большей степени влияют:

Обычно именно наш опыт формирует основу для общей самооценки. Например, те, кто постоянно получают чрезмерно критические оценки от семьи и друзей, скорее всего, будут иметь низкую самооценку. Те, кто испытывают то, что американский психолог Карл Роджерс называл «безусловным позитивным отношением», с большей вероятностью будут иметь здоровую, адекватную самооценку. Под адекватной или здоровой самооценкой психологи понимают соответствие восприятия человеком самого себя реальному положению дел.

Как самооценка влияет на человека

Много факторов влияет на самооценку и, вместе с этим, много на что влияет сама самооценка. Она воздействует на процесс принятия решения, наши отношения с окружающими, эмоциональное здоровье. Рассмотрим подробнее, как самооценка может влиять на личность в целом, на обучение и на построение карьеры.

На личность

Для человека самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию.

Как объясняет Владимир Шляпников, при здоровой самооценке человек адекватно оценивает свои возможности и ставит реальные цели. Например, если человек не является профессиональным спортсменом, но захочет принять участие в марафоне, он поймет, что ему для подготовки к забегу понадобится гораздо больше времени на подготовку, чем опытным атлетам; исходя из этого знания он примет решение, стоит ли ставить такую цель и как ее достигать. При этом, отмечает Шляпников, это не значит, что люди с адекватной самооценкой не могут ставить перед собой сложные цели — они должны это делать, и, как правило, люди с адекватной самооценкой достигают своих целей. «Такой человек добивается успеха и действует при этом на пределе своих возможностей, что позволяет ему развиваться как личности и профессионалу. При неадекватно завышенной самооценке человек неизбежно будет сталкиваться с неудачами. Ставя заведомо нерешаемую цель, человек вряд ли ее достигнет, как бы не старался. А сам процесс достижения цели может нести угрозу жизни и здоровью», — говорит он.

По словам эксперта, неадекватно заниженная самооценка плоха тем, что человек тоже не развивается. Он избегает риска, сложных задач, идет по пути наименьшего сопротивления, боится раскрыться в полной мере.

Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть фото Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть картинку Что такое оценка и самооценка и оценка. Картинка про Что такое оценка и самооценка и оценка. Фото Что такое оценка и самооценка и оценка

На обучение

В подростковом возрасте самооценка ученика оказывает значительное влияние почти на все, что он делает в школе — как справляется с трудностями, как взаимодействует с другими людьми. И в детстве, и во взрослом возрасте низкая самооценка может снизить желание человека учиться, его способность сосредоточиться на процессе обучения. При этом из-за завышенной самооценки и внутренней позиции «я все знаю», у человека в принципе может пропасть желание учиться новому, а значит — развиваться.

На профессиональную сферу

О том, что самооценка может серьезно повлиять на профессиональную сферу человека, говорят опрошенные РБК Трендами эксперты. По словам гештальт-терапевта и консультанта онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk Валентина Оськина, заниженная самооценка мешает человеку работать, развиваться и иметь высокий доход.

«Человек с заниженной самооценкой в реальности может быть хорошим профессионалом, может и не лучшим, но хорошим. Такой взгляд на себя нередко заставляет человека не только верить в то, что его деятельность не хороша, но и что исправить это он тоже не в силах — ведь нужно быть более умным, волевым, осознанным, терпеливым и так далее», — говорит эксперт.

Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть фото Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть картинку Что такое оценка и самооценка и оценка. Картинка про Что такое оценка и самооценка и оценка. Фото Что такое оценка и самооценка и оценка

Рассмотрим, как проявляется завышенная и заниженная самооценка и с какой самооценкой человек более эффективен — в личных целях и в работе.

Завышенная самооценка

У многих завышенная самооценка — на самом деле попытка компенсировать заниженную самооценку и низкую самоценность, говорит Валентин Оськин. То есть, объясняет он, человек внутри себя чувствует, что он «не очень», уверен в том, что у него ничего не получается и все валится из рук, но другим преподносит себя ровно наоборот — прекрасным и восхитительным, мастером и талантом. При этом он часто получает от людей восхищение и похвалу.

«Это восхищение и похвала не дает человеку падать обратно в свой личный ад, но действие этих внешних эмоций очень скоротечно, и вскоре человек снова будет ощущать себя никчемным и ни к чему не способным, даже если это не так», — говорит Оськин.

Другой вариант завышенной самооценки — когда человек в детстве получал только похвалу и никогда не получал адекватную критику, даже тогда, когда это было объективно необходимо, объясняет эксперт. При такой ситуации человек часто не может адекватно сравнить свои навыки с реальным положением дел. Обычно в этом случае человек чувствуют внутри себя большую уверенность и восхищение собой, воспринимая то, что он делает, как нечто очень хорошее, прекрасное и важное, хотя на деле же его результаты довольно посредственны, если не плохи.

Признаки

Человек с завышенной самооценкой может:

Низкая самооценка

Низкая самооценка может привести к различным расстройствам психического здоровья, включая тревожные и депрессивные расстройства. Более того, она увеличивает риск возникновения суицидальных мыслей.

Признаки

Человек с заниженной самооценкой может:

Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть фото Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть картинку Что такое оценка и самооценка и оценка. Картинка про Что такое оценка и самооценка и оценка. Фото Что такое оценка и самооценка и оценка

Какой должна быть самооценка

Психологи утверждают, что для личности эффективным является достаточно высокая общая самооценка и адекватные частные самооценки разного уровня. То есть, человек в целом может считать себя хорошим человеком, но понимать свои слабые стороны. При этом Владимир Шляпников утверждает, что неадекватная самооценка — это не проблема, а симптом. Поэтому нужно корректировать не саму самооценку, а решать проблемы, которые на нее влияют. Говоря об общих способах повысить самооценку, психологи советуют минимизировать общение с людьми, которые принижают достижения человека; заботиться о себе, делать вещи, которые приносят радость; установить личные границы и следить за их соблюдением; чаще хвалить себя за даже небольшие достижения.

«Часто спрашивают, что лучше — заниженная или завышенная самооценка. Ответ простой — лучше всего адекватная, поскольку в предыдущих случаях она не соответствует реальности», — говорит Валентин Оськин. Эксперт дает пять советов, как воспитать адекватную самооценку:

Эксперты говорят, что стремиться к завышенной самооценке не стоит еще по одной причине. Дело в том, что достигнутый реальный успех человека с завышенной самооценкой будет выглядеть для него неполным. Вокруг нас есть примеры людей с деньгами, властью и впечатляющей карьерой, которые при этом не получают удовольствия от достигнутого.

Кроме того, в Сети есть множество тестов и методик на выявления уровня самооценки. Один из них — шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, которая считается классическим методом оценки уровня своей тревожности.

Источник

В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.

Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть фото Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть картинку Что такое оценка и самооценка и оценка. Картинка про Что такое оценка и самооценка и оценка. Фото Что такое оценка и самооценка и оценка

Что такое самооценка

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть фото Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть картинку Что такое оценка и самооценка и оценка. Картинка про Что такое оценка и самооценка и оценка. Фото Что такое оценка и самооценка и оценка

Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Заниженная

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

Нормальная

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.

Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть фото Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть картинку Что такое оценка и самооценка и оценка. Картинка про Что такое оценка и самооценка и оценка. Фото Что такое оценка и самооценка и оценка

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

ФункцииОписание
СтимулирующаяМотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнознаяБлокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
РегулирующаяОбеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
ЭмоциональнаяПозволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
ЗащитнаяФормирует стабильность личности.
КонтролирующаяОбеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
РазвивающаяМотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть фото Что такое оценка и самооценка и оценка. Смотреть картинку Что такое оценка и самооценка и оценка. Картинка про Что такое оценка и самооценка и оценка. Фото Что такое оценка и самооценка и оценка

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

Кстати, о комплиментах. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

Источник

Оценка и самооценка личности.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).

Адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.

Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т.е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда, так и для его последователей-неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматривается в связи с аффективно-потребност-ной сферой личности.

С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.

Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.

В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория К. Роджерса.

Личность, по К. Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью являются знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуются с его самооценкой.

В индивидуальном развитии, как говорит К. Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. К. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный опыт. Другие оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой, т. е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям. Психологи отмечают значение для развития личности потребности в положительной оценке: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.

В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, с именами Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Л.С. Славиной, Е.А. Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.

Самооценка, закрепившаяся и ставшая чертой характера, не ограничивается рамками какой-либо одной деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности. Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, какие взаимоотношения сложились у него с окружающими людьми, отвечает ли он тем требованиям, которые к нему предъявляются, насколько удовлетворяется его потребность в положительной оценке. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием и более значимой, чем потребность в оценке окружающих.

Генетическая потребность в оценке – более раннее образование, чем потребность в самооценке. С возрастом самооценка в известной мере эмансипируется от мнения окружающих и начинает выполнять самостоятельную функцию в формировании личности, опосредуя отношение субъекта к действительности, в том числе к оценкам окружающих. Сущность этой функции заключается в том, что человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в соответствии с этими требованиями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *