Что такое оценка учебной деятельности

Учебная оценка

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность оценки учебной деятельности и ее виды

Учебная оценка – это определение степени реализации учащимися поставленных целей и задач обучения, достижения требуемых результатов развития, получения новых знаний, формирования навыков и умений, должного качества образованности.

В учебном процессе оценка характеризует успешность усвоения образовательной программы и формирования различных практических навыков деятельности.

Оценка может быть следующих разновидностей:

Оценка подводит итоги усвоения программ обучения определенного уровня, характеризуя готовность к переходу на следующий учебный уровень, чтобы повысить свой ранг и качество обучения. Такая оценка характеризует итоги протекания предыдущего этапа учебного процесса.

Учебная оценка свидетельствует об уровне реально приобретенных знаний и навыков. Постановка оценки индивидуализурует учебную программу в системе открытого образования, либо производится в иных целях.

Любая деятельность обусловлена оценкой. Ее точность и полнота содержания определяет целесообразность продвижения к цели. Оценочная деятельность проводится педагогом. Она направлена на проведение контроля успеваемости учащихся и развития у них самооценки. Воспитание здоровой и адекватной самооценки является целенаправленным процессом, отражающим характеристику умения обучаться и стремиться к развитию. Воспитание самооценки предполагает формирование уверенности в себе, своих силах и способностях, исключая излишнюю любовь к себе, самолюбование и самопочитание в сочетании с навыками адекватной критики в свой адрес, без излишней самокритичности и угрызений совести.

Готовые работы на аналогичную тему

Самооценка предполагает развитие самостоятельного производства, определение ее параметров и применение оценочных показателей к разнообразным процессам и ситуациям.

Оценочная деятельность связана с постановкой оценки, предметом которой является система знаний и практических навыков учащихся.

Оценка может выражаться самыми разнообразными способами. Это могут быть знаки, оценочные суждения, отметки, вербальные символы. Отметка может иметь численное значение, буквенное выражение, код.

Рисунок 1. Оценка и отметка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Функциональная роль оценки сводится к следующим функциям:

Требования, предъявляемые к процессу постановки учебной оценки

Учебная оценка играет роль педагогического стимула, развивающего стремление к познанию, заинтересованность в обучении и совершенствовании своих интеллектуальных и нравственных качеств. Именно этот стимул в учебном процессе является определяющим для развития ее успеха и повышения качества образования.

Оценка осуществляет мотивирование ребенка по конкретным направлениям и видам деятельности, учитывая такие обстоятельства как:

Постановка оценки требуется для того, чтобы провести анализ и подвести итоги достигнутых результатов учебно-воспитательной деятельности учащихся. Оценивание должно обеспечивать связь между процессами, которые уже завершились и вновь начинают формироваться. Это помогает провести сравнительный анализ между прогнозируемыми результатами и их реальным достижением, формируя проблему, требующую разрешения для достижения целей и задач воспитания и обучения.

Помимо того, что педагог учит учащихся и оценивает их результаты, он еще и формирует навыки объективной самооценки, помогая адекватно расценить свои действия, усвоенные знания и, имеющиеся способности.

Рисунок 2. Оценка результатов учебной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Педагогическое оценивание выступает инструментом осознания учащимися своих достижений и показывает объем недоработок, а также результатов, которых еще можно достичь.

Постановка учебной оценки должна производится грамотным образом. Педагог должен обладать компетентностью в оценивании и, при этом, обладать собственной адекватной самооценкой своей профессиональной деятельности, мастерства, навыков оценивания.

К постановке учебной оценки предъявляются следующие требования:

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 02 08 2021

Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть фото Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть картинку Что такое оценка учебной деятельности. Картинка про Что такое оценка учебной деятельности. Фото Что такое оценка учебной деятельности

Источник

Реферат на тему «Оценка и учёт результатов учебной деятельности начальной школы»

Реферат по теоретическим основам организации в начальных классах на тему: «Оценка и учёт результатов учебной деятельности начальной школы»

1. Требования к системе оценки

3. Принципы системы оценивания

4. Инструменты самооценивания

Требования к системе оценки

· Фиксирование цели оценочной деятельности;

· Ориентирование на достижение результата (личностного, метапредметного, предметного);

· Фиксирование критериев, процедуры, инструментария оценки и формы представления её результатов. Одним из важных пунктов в подготовке к ВПР является оценка достижений планируемых результатов. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).

· диагностическое (стартовое, текущее);

· срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное);

Так же есть другие способы оценивания.

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами:

— не скупиться на устную похвалу при хороших результатах как один на один, так и при всем классе;

— давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;

— рисовать или штамповать весёлые или грустные лица (в 1-х классах).

Неформальное оценивание несёт скрытый характер или, если сказать по другому, наблюдение и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном оценивании.

2. Самооценивание ) – это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех. Например: («Желаемая отметка» : ученик выполняет работу, и прежде чем ее сдать на проверку учителю, выставляет себе оценку такую, какую, по его мнению, он заслуживает или учияель спрашивает, какую оценку ученик сам себе ставит за урок и объясняет почему)

Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной. Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать её и понять свои недочёты.

3. Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.

Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Школьнику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники.

Выполняя такой вид оценивания ученики:

4. Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области.

Критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их всё же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи:

— индивидуально с каждым ребёнком;

— в краткой письменной форме;

— в доброжелательной беседе.

Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребёнка.

Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Каждый ребёнок будет оценен по заслугам и уйдёт с урока удовлетворённым и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старание.

Принципы системы оценивания

Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в учебную деятельность Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При выполнении работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения заданий повышенной сложности.

· ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?(результат, процесс, динамику)

· КТО ОЦЕНИВАЕТ?(оценка, самооценка, взаимооценка)

· СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? («метод сложения»)

· ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

· КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

· ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?( базовый, повышенный)

· КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Можно выделить в качестве отдельного блока. В этот перечень входит широкий набор методик: от простейших сигнальных, таких, как светофор или цветовые дорожки, где оценивание выполнения заданий происходит с помощью цветовых сигналов.

Примером может служить Самооценка проверочных работ по окружающему миру

Плешаков А.А. «Окружающий мир» Самооценка проверочной работы Желтый Смайлик- 8 и больше правильных ответов;

1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).

2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).

3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).

4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс).

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?» и т.д. до достаточно точных и разнообразных оценочных рубрик, Один из приёмов – это алгоритм самооценки

Закончив изучение всей темы, учитель еще не один раз возвращается к ней в дальнейшем, при изучении других, так как ранее усвоенные знания нередко органически включаются в новый материал как его составная часть.

Это учет знаний, проводимый за определенный период учебного года – по четвертям и за полугодие. При правильно поставленном текущем и тематическом учете четвертные баллы можно выводить и без специальной проверки. Но когда уровень подготовки какой-то части учащихся к моменту выведения итогового балла вызывает у учителя сомнения, необходима специальная проверка знаний только этих учащихся.

Этот вид учета проводится в ходе итогового повторения в конце учебного года. То есть это воспроизведение самых важных вопросов курса, самый сжатый обзор пройденных тем, разделов учебного материала, осмысление и углубление усвоенных знаний на более высоком уровне.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оценка и учет результатов учебной деятельности учащихся по предмету

Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть фото Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть картинку Что такое оценка учебной деятельности. Картинка про Что такое оценка учебной деятельности. Фото Что такое оценка учебной деятельности Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть фото Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть картинку Что такое оценка учебной деятельности. Картинка про Что такое оценка учебной деятельности. Фото Что такое оценка учебной деятельности Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть фото Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть картинку Что такое оценка учебной деятельности. Картинка про Что такое оценка учебной деятельности. Фото Что такое оценка учебной деятельности Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть фото Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть картинку Что такое оценка учебной деятельности. Картинка про Что такое оценка учебной деятельности. Фото Что такое оценка учебной деятельности

Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть фото Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть картинку Что такое оценка учебной деятельности. Картинка про Что такое оценка учебной деятельности. Фото Что такое оценка учебной деятельности

Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть фото Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть картинку Что такое оценка учебной деятельности. Картинка про Что такое оценка учебной деятельности. Фото Что такое оценка учебной деятельности

Оценка – это установление степени выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.

Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит любая деятельность. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Целью оценочной деятельности преподавателя является контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.

Предмет оценочной деятельности – система знаний и умений учащегося. Итогом оценивания преподавателем результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться: знаком, вербально, оценочным суждением, отметкой. Отметка – это условное обозначение оценки в виде числа, буквы, кодового сигнала.

Оценка выполняет ряд функций:

– мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность учащегося и стимулирует ее продолжение;

– диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов учащегося;

– воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности учащегося;

– информационная – свидетельствует о степени успешности учащегося в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

В начальном и высшем профессиональном образовании приня­та 5-балльная шкала оценки знаний.

К выставлению оценки предъявляются следующие требования:

– симулирующий характер (возможность завышения, занижения);

Существенную помощь в оценочной деятельности при реализации оказывают различные виды оценочных шкал.

Количественная шкала предназначена для представления оценки числом. Это хорошо всем известная школьная система балльных оценок. Если начало отсчёта не связано с обучающимся, то говорят об абсолютной оценочной шкале. Например, тесты достижений, контрольные работы нацелены на диагностику состояния ученика по абсолютной количественной шкале. Относительная шкала предполагает сравнение текущего состояния учащегося с его же состоянием некоторое время назад. Следовательно, относительная шкала связана с самим измеряемым субъектом и отражает его изменение и развитие.

Учет представляет собой педагогически осмысленные количественные итоги учебной деятельности обучающихся за определенный период. Основой учета служит фиксация результатов текущего, периодического и итогового контроля, выраженных отметками в формах учебной документации, а также оценочные суждения преподавателя.

Учет учебной работы обучающихся проводится по пройденным темам и разделам программы, по итогам полугодия или учебного года. Статистическая обработка количественных показателей оценки учебной работы обучающихся при условии соответствия их установленным педагогическим требованиям в сочетании с качественными ее характеристиками и психолого-педагогическим анализом дает возможность с достаточной объективностью судить об успехах работы преподавателя и учащихся за определенный период.

Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам. Она обладает большими возможностями.

Данная система позволяет:

– определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

– получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

– дифференцировать значимости оценок за выполнение обучающимися различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и другие виды работы);

Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть фото Что такое оценка учебной деятельности. Смотреть картинку Что такое оценка учебной деятельности. Картинка про Что такое оценка учебной деятельности. Фото Что такое оценка учебной деятельности

– отразить в текущей и итоговой оценках количество вложенного учащимся труда;

– повысить объективность оценки знаний.

Основными принципами системы рейтинговой оценки является:

– относительность ее оценки: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими;

– введение обязательных и дополнительных баллов для определения рейтинга.

Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т.д.; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написании рефератов, участии в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, активное участие в практических и семинарских занятиях.

К основным достоинствам рейтинговой оценки можно отнести следующие:

1) оценка не зависит от характера межличностных отношений в системе учитель–ученик;

2) незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;

3) учащийся сам выбирает стратегию своего развития, своей деятельности.

Рейтинговая система оценки имеет и свои недостатки. Прежде всего, они связаны с трудоемкой, утомительной работой преподавателя, который фиксирует каждый шаг, действия учащегося в специальных бланках, журналах, таблицах. Если численность группы велика, это превращается в тяжелый труд, а необъективность оценки усиливается. Другой недостаток рейтинговой системы – количество очков за то или иное учебное достижение назначается экспертным путем и может сильно варьировать от одного учебного заведения к другому, отражая те или иные взгляды, сложившиеся в педагогических коллективах.

Источник

«Оценка и отметка в современных образовательных систем. Современные средства оценивания.»

Статья подготовлена учителем начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 5 г. Феодосии Республики Крым» ЛАВРИНЕНКО ЕЛЕНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ.

Оценивание, отметка оказывают огромное воздействие на ученика. Нормальное обучение, то есть обучение, существующее для ребенка в виде его собственной активности, не может быть безоценочным. Другое дело, что совершенное ребенком действие должно быть оценено в полной мере — разнообразно и с различных сторон. В статье подробно рассматриваются значения понятий «оценка» и «отметка», сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе, основные требования к системе оценивания знаний учащихся, психологические аспекты оценочной деятельности учителя.

«Оценка и отметка в современных образовательных систем.

Современные средства оценивания.»

Часто наблюдаю такую картину: ребенок, получив отметку ниже, чем он рассчитывал, или, точнее будет сказать, ниже, чем ждут от него родители, начинают переживать, а иногда и плакать. Он, боясь разговора с родителями, не хочет возвращаться домой. Или начинает выпрашивать: «поставьте мне 3 или 4, а то меня мама (папа) убьет!» Это неправильно. Отметка, прежде всего, должна быть сигналом того над, чем вы с ребенком должны поработать.

Что такое «оценка» и «отметка»

В разные периоды истории российского образования уровень знаний учеников оценивался по-разному: словесно, цифрами, словами и цифрами.

В 18 веке о сегодняшних отличниках сказали бы, что они «учения изрядного», а те, кого сейчас принято называть неуспевающими, т.е. двоечниками – «учения безнадежного»

Цифровую пятибалльную систему в России в позапрошлом и прошлом веках то вводили по примеру других стран, то отменяли из-за «излишнего формализма, жестокости и бессердечности».

Оценкам в жизни дореволюционных гимназистов придавалась огромная роль. Из-за полученной на экзамене «единицы» молодые люди способны были пойти на самоубийство.

С 1918 года по решению новых властей учителя вместо баллов стали писать на каждого ученика развернутую характеристику. Но все же вместе с этим продолжали выставлять оценки. Их, в конце концов, снова узаконили, сначала в словесном виде, а в 1944 году и по сей день – в цифровом.

Что такое оценка и отметка?

Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожегова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь».

Отметка – цифровое выражение. Толковый словарь Ожегова: «знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся».

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения:

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Система контроля и оценки не может ограничиваться целью «проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету». Она ставит более важную задачу :

Развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций :

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Она включает в себя:

возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника;

сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

Проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН, установленным государственным эталоном (стандартом)

сравнение ожидаемого эффекта обучения с действительным;

устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности, что усвоено прочно, осознано, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

3. Воспитательная функция:

выражается в формировании положительных мотивов учения

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольной работой, снижает уровень тревожности.

5. Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

Оценки и отметки в начальной школе: за и против

Как заинтересовать ребенка в получении высоких отметок? А надо ли акцентировать внимание на отметках и оценках? Не лучше ли заинтересовать ребенка мотивацией, для чего ему эти высокие отметки? Например, для успешного перехода в следующий класс; для поступления в институт; для успешного освоения выбранной профессии.

Каждый школьник за время учебы в школе в среднем получает 2 тысячи отметок. Психологи считают, что за каждой отметкой у ребенка стоит эмоциональный стресс!

Отметка внушает ребенку, что он не может учиться «без кнута и пряника»

Отметочное (по балльное) обучение приводит к тому, что успехи в учении определяют личность ребенка: хороший – учится на «4» и «5», плохой – на «2» и «3»

Только учитель знает, за что какая отметка полагается, а дети и родители угадывают, пытаются интуитивно понять ее содержание.

Словесная оценка (оценочное суждение) присутствует постоянно. Это краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности.

Особенность словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ученика. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Задача взрослых, родителей и учителей – создать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность

Оценки и отметки в учебном процессе. Безотметочное обучение в начальной школе

Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.

Практически во всех школах нашей страны принята 5-балльная система отметок. Но существуют и другие, например 0-12-балльные. Их чаще всего используют за рубежом. Надо сказать, что в современной отечественной школе действуют также 4-балльные и 3-баль-ные системы отметок, так как часто единицы и двойки не ставят.

Современная дидактика выдвигает такие требования к оценкам, при которых лучше всего использовать личностный способ оценивания, так как он позволяет проследить за индивидуальными результатами каждого ученика.

Большую роль играет вербальная оценка учителя, особенно, если это касается формирования у ученика самооценки. Учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе.

Поэтому лучше сравнивать уровень знаний ученика с его прошлыми заслугами.

В некоторых школах в порядке эксперимента стало вводиться безотметочное обучение. Основные характерные черты этой системы:

1) в ходе обучения оцениваются не только общепринятые знания, умения и навыки, но и творческие способности учащихся, их активность и самостоятельность на уроках;

2) не должны оцениваться личные качества ребенка;

3) оценка «отлично» заменяется системой высших достижений ученика в классе.

4) важно исключать возможность сравнивать детей между собой. У каждого ребенка должен быть свой «индивидуальный лист» достижений.

Одним из важнейших средств оценивания знаний учащихся является «лист индивидуальных достижений». Он должен быть у каждого ученика отдельно и фиксировать достижения по каждому предмету. При этом недопустимо афишировать достижения учащихся, выставляя в классе так называемый «экран успеваемости». Данная система создает в классе атмосферу соревновательности, что подталкивает детей к совершенствованию своих особенностей;

На пути перехода к данной системе обучения встречаются свои трудности:

— необходимо согласование оценочной политики школы с родителями учащихся и их требованиями в отношении проведения процедуры контроля внутри школы;

— необходимо согласие всех работников учебного заведения.

А. Амонашвили предложил заменить обычные отметки гибкой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержки.

системы оценивания знаний учащихся:

1) Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным

минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.

2) Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стантартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной.

3) Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок,

4) Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся своих достижений (рефлексия деятельности).

5) Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.

6) Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.

7) Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.

«Жить — значит оценивать», — сказал в свое время Ф. Ницше. Фраза многозначная, но одно из ее значений напрямую связано с обсуждаемой темой. Жить, действовать, включаться в активные, субъектные отношения с миром — значит постоянно оценивать то, что делаешь, и то, что происходит вокруг. Любое осмысленное действие предполагает его последующую оценку как минимум — самим автором, очень часто — окружающими.

Нормальное обучение, то есть обучение, существующее для ребенка в виде его собственной активности, не может быть безоценочным. Другое дело, что совершенное ребенком действие должно быть оценено в полной мере — разнообразно и с различных сторон.

Оценка должна решать, как минимум, три важные задачи:

1.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Это первая задача. Ученик выполнил определенную учебную работу. Для того чтобы можно было поставить точку на этом этапе и перейти к следующему, необходимо оценить эту работу с точки зрения результата, самого процесса и субъективного состояния.

Если ребенок находится на такой стадии своего психологического развития, что является субъектом своей учебной деятельности, все эти оценки значимы для него, и он сам стремится их сформировать.

Если учеба отчуждена от ребенка, то есть он является объектом педагогических воздействий учителя, то учитель и формулирует ему все эти оценки. И очень важно, как он это делает.

Если учитель не заинтересован в том, чтобы ученик в результате все таки присвоил учебный процесс, превратил его в собственную деятельность, он четко сформулирует оценку результата работы ученика и на этом остановится. В обратном случае учитель не будет давать оценки сам, но организует ситуацию так, чтобы ребенок сумел оценить свою учебную работу и с точки зрения результата, и с точки зрения процесса, и в субъективном, эмоциональном аспекте.

Это вторая задача. Всесторонняя оценка позволяет развиваться и самому человеку, и его деятельности: стимулирует, дает возможность исправить совершенные ошибки, сделать работу более цельной и последовательной, увидеть личный смысл проделанного. Хорошая оценка — это старт для новой продуманной активности человека.

Наконец, третья задача оценки — сравнение. Сравнение с самим собой, с эталоном, с конкретными людьми.

В данном случае человек помещает свое «Я» в разные системы координат и осуществляет сравнительную оценку своих достижений. Существующую систему школьного оценивания можно обвинить в явном социально-сравнительном уклоне, поэтому многие готовы удариться в другую крайность. Предлагается вообще отказаться от оценок, сравнивающих одного ученика с другим или с некоторым стандартом. Предлагается полностью перейти на другую систему: сравнивать ребенка с самим собой, отслеживать динамику его личных достижений. Я — за разнообразие сравнительных оценок.

С СОБОЙ И С ДРУГИМИ

Человеку очень трудно не сравнивать себя с другими. Так устроена созданная нами цивилизация, и в одночасье это не изменить. Да и нужно ли к этому стремиться? Да, личностный рост человека во многом обеспечивается тем, что человек стремится к постоянному продуктивному изменению, качественному и количественному наращиванию своих личных возможностей. И в этом ему может помочь сравнение с самим собой — вчерашним, позавчерашним и т.д.

Нужно всемерно развивать такую систему педагогической диагностики, которая позволяла бы ребенку оценивать себя с точки зрения динамики собственных достижений. («Вот столько ошибок на это правило у тебя было неделю назад. Вот столько их у тебя за эту неделю». Или: «Мы с тобой видим, что в течение всей четверти лучше всего дело у тебя обстояло с решением задач, хуже — с усвоением правил, еще хуже — с изложением теории»).

Итак, обучение не может быть безоценочным. Периодически оно может быть «безотметочным», но тогда нужно особенно тщательно продумывать форму трансляции ребенку внешних оценок его деятельности.

И в завершение темы — наставление У. Джеймса: «Желание ученика иметь сведения о своих успехах является нормальным конечным звеном в цепи его духовных функций. Поэтому знакомьте своих учеников с результатами их работ и с надеждами, которые они могут питать, и отступайте от этого правила только в отдельных случаях, когда вас останавливают какие-нибудь особые практические соображения».

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя

Оценивание, отметка оказывают огромное воздействие на ученика.

Главным недостатком существующей системы оценок и отметок является (с точки зрения психологии) их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.

Социально – психологическая служба проводила недавно опрос среди обучающихся 6-х и 9-х классов. Цель анкетирования: определить, насколько дети видят разницу между оценкой и отметкой.

Результаты анкетирования: большинство обучающихся 6-х классов (72,4%) и 86,6% 9-ков видят разницу между этими понятиями, подчеркивают их важность для человека.

Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего, потому, что они тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.

Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой.

И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.

Оценивание – очень тонкий психологический момент. То, как тебя оценивают окружающие, понятно всем, даже малышам. Жесты, мимика, взгляды, наклоны и повороты корпуса – все без исключения чувствительны к ним, мгновенно реагируют на малейшие изменения.

Необходимо напоминать педагогам, что существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:

При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе и глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.

Существует так называемый «эффект ореола». Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.

Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.

Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: «И я не хуже других!»

Извлекайте максимум стимулов из ошибок: «Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку!

Часто педагоги забывают правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.

Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Их травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу. Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы.

Еще одна школьная проблема – проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Давайте изменим к ним отношение, не будем проверять, как ребенок выучил, чему он научился. Давайте сделаем наоборот: “Ребята, завтра у нас самостоятельная работа. Я хочу проверить, как Я вас научила, на что мне надо обратить внимание. Можно ли переходить к новой теме”.

Во время контрольной работы учитель может подойти к ученику, который испытывает затруднение (степень помощи фиксируется учителем), иногда можно дать дополнительное время на работу (особенно касается учеников-флегматиков).

Каждая работа должна завершаться самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *