Что такое оценочное суждение простыми словами
Ответы на любые вопросы
Любая информация, которая познается человеком, непременно получает отпечаток его личного мнения. Свое собственное, не похожее ни на что отношение к предмету принято выражать с помощью специальной лингвистической конструкции, именуемой «оценочное суждение». Что это значит, важно знать для правильного толкования текста.
Основные разновидности высказываний
Предложение, выраженное в повествовательной форме, называется суждением. В социологии выделяют следующие их типы:
Оценочное суждение и оскорбление
Согласно статье 152 Гражданского кодекса, любой дееспособный житель страны имеет полное право на защиту чести и достоинства в судебном порядке. Подвергшийся оскорблению вправе требовать:
Однако не всякое высказывание, показавшееся оскорбительным, является незаконным. Как пояснил в 2005 году Верховный Суд, всякий раз при рассмотрении подобных дел необходимо проводить разграничение между:
Лингвистическая экспертиза
Штрафы за попрание чести и достоинства могут доходить до нескольких десятков тысяч рублей. Причем наказанию подлежат не только публичные высказывания, но и откровения на стене «ВКонтакте» среди друзей и знакомых.
Согласно букве закона, оценочные суждения в общем случае не являются нарушением. Однако негативно-оценочные высказывания иногда могут быть истолкованы как оскорбление. Например, «По моему личному мнению, мой начальник чмо».
Для того чтобы субъективная оценка попала под статью, она должна содержать такую лексику:
В воспитательном процессе
В образовании оценка занимает играет одну из центральных ролей. Именно на нее ориентирована вся педагогическая деятельность. Отметки являются индикаторами достижения результатов в учебе и побудительным образом воздействуют на волю школьника.
В педагогике принято разделять несколько типов оценочных суждений:
Оценочные суждения: примеры
Научная интерпретация фактов невозможна без их оценки. Всякий ученый при анализе фактического материала не может не выразить собственное к нему отношение. Поэтому при анализе текста необходимо отделять истинные социальные факты от субъективного мнения автора.
Оценочные суждения строятся по следующей модели:
Скорость проникновения сети Интернет в стране значительно отстает от скорости формирования сетевой культуры. В блогах и социальных сетях люди так же, как и реальной жизни вовсю костерят друг друга, не скупясь на матерные выражения. Но за каждое оброненное слово можно призвать к ответу. И тогда обидчик будет доказывать, что его слова не оскорбление, а лишь оценочное суждение.
Видео про эффективное общение
В данном ролике юрист Антон Абрамов расскажет простыми словами, как сформировать собственное оценочное суждение, при построении диалога:
Что такое оценочное суждение?
Понятие «оценочное суждение» всплывает, когда речь идет о защите чести, достоинства и деловой репутации. Последнее время это стало очень актуальным в связи с тем, что участились случаи обращения в суд по таким вопросам и, соответственно, увеличилось количество «оскорбленных» людей.
Каждый год по данной категории в России в судах общей юрисдикции рассматривается в среднем 5000 дел, в арбитражных судах – 800 дел.
В этой статье разберем понятие «оценочное суждение» с юридической стороны и правоприменительной практики.
Оценочное суждение, мнение или убеждение — это выражение субъективных взглядов человека. Они не могут быть проверены на предмет действительности. Поэтому не являются предметом судебной защиты (См. п. 9 ППВС РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»).
Для того, чтобы понять является ли высказывание оценочным суждением необходима судебная лингвистическая экспертиза. Только лингвист может установить в какой форме выражена информация – в форме утверждения о фактах или в форме мнения. Это и является ключевым фактором при вынесении решения судом.
За какие высказывания может наступить ответственность?
Как мы выяснили, за оценочное суждение, мнение или убеждение никакой ответственности не будет.
Ответственность может наступить за:
Утверждение и мнение: в чем разница?
Пример утверждения: «Вчера Депутат И. был задержан правоохранительными органами по подозрению в совершении взятки в особо крупном размере».
Пример мнения: «По Интернету гуляет информация, о том, что вчера Депутат И. якобы был задержан правоохранительными органами предположительно по подозрению в совершении взятки в особо крупном размере».
Спасет ли фраза «Это мое личное мнение и оценочное суждение»?
Многие думают, что если перед (или после) своей статьи, видеоролика или любого другого контента вставить волшебную фразу «Всё сказанное является моим оценочным суждением», то произойдет чудо и автор закроет себя надежным невидимым щитом от судебных исков. После этой фразы якобы можно говорить что угодно, нецензурно ругаться, оскорблять и за это ничего не грозит. Часто так делают и наверное думают блогеры на ютубе.
Но здесь стоит вспомнить, что если субъективное мнение сделано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на лицо его высказавшее может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением.
Свобода слова и мнения
Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека, свобода выражения мнения, как она определяется в пункте 1 статьи 10 Конвенции, представляет собой одну из несущих основ демократического общества, основополагающее условие его прогресса и самореализации каждого его члена.
Свобода слова охватывает не только «информацию» или «идеи», которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет «демократического общества».
В любом случае, прежде чем что-то заявить или сказать – нужно хорошо подумать. Особенно в наше «интернетное» время. И всегда помните поговорку: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь».
Примеры из судебной практики про оценочное суждение
Пример №1 (Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия, Номер дела (материала): 2-3301/2020
Исследуя содержание диалога на предмет наличия в нем со стороны ответчика утверждений о фактах либо оценочных суждений, суд принимает во внимание, что верификации и, как следствие, правовой квалификации в рамках соответствия или несоответствия действительности подлежит только то высказывание, которое произведено в форме утверждения.
Информация, распространяемая в форме утверждений о фактах, подается именно как его знание, автоматически воспринимаемое иными лицами как истинное, мнение ( оценочное суждение), наоборот, заведомо оценивается критически, как гипотетическая форма суждения, не обязательно истинная.
Признаками утверждения являются формы повествовательного предложения, без каких-либо средств субъективного выражения.
Мнение ( оценочное суждение), напротив, либо соотнесено с субъективными представлениями о действительности автора. Мнение — сообщение, соответствующее особому интенциональному состоянию говорящего с тем же названием — «мнение» (задается невербализованной, т.е. предполагаемой установкой «Я думаю, считаю, полагаю, что…», в отличие от знания, соответствующего установке «Я знаю, уверен, не сомневаюсь, что…»). Знание есть утверждение истинности суждения. Утверждая нечто, говорящий одновременно выражает убеждение: «Я располагаю некоторыми сведениями и уверен в их истинности». Мнение, напротив, есть лишь вероятностная оценка суждения: «Я располагаю некоторыми сведениями и предполагаю их истинность» (См., например: Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учеб. пособие. — М.: Флинта: Наука, 200; Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов: Сб. научн. трудов / Общ. ред. Б.Ю. Городецкого. М., 1986. — С. 151-169; Зализняк А.А. Многозначность в языке и способы ее представления. — М., 2006. — С. 190.; Судебные экспертизы в гражданском судопроизводстве: организация и практика / под ред. Е.Р. Россинской. — М., 2011. — С. 131).
В этой связи суд также учитывает позицию Европейского Суда по правам человека, согласно которой в тех случаях, когда заявление является оценочным суждением, соразмерность вмешательства может зависеть от того, существует ли достаточное фактическое основание для оспариваемого заявления, поскольку даже оценочное суждение, не подкрепленное фактами, может быть чрезмерным (Постановление Европейского Суда по делу «Джерусалем против Австрии» (Jerusalem v. Austria), жалоба N 26958/95, § 43, ECHR 2001-II, а в отношении Российской Федерации см., например, Постановление Европейского Суда по делу «Новая Газета в Воронеже» против Российской Федерации» (Novaya Gazeta v Voronezhe v. Russia) от 21 декабря 2010 г., жалоба № 27570/03, § 38).
Что такое оценочное суждение?
Абсолютно любой человек – это часть той среды, в которой он обитает. Это предполагает нежелание выделяться из общества. Теперь можно сделать вывод, что субъективное оценочное мнение каждого из нас – результат влияния общественных суждений.
Зачем нужна оценка?
Основная задача оценки – самоконтроль и самоуправление вкупе с отождествлением себя с обществом. Мы начинаем говорить об оценочном суждении, когда речь заходит о таких понятиях, как защита чести и достоинства. Но чаще всего данное понятие используется именно в научной сфере для того, чтобы дать определение тем или иным фактам и теориям.
Определения понятия
Какие бывают суждения?
Разделяют оценочные суждения обычно по их направленности. Мы можем говорить о трех типах:
Научный опыт
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно определить, что такое научный опыт и где его взять. Тут все просто, обычно это любые события, концепции, теории, схемы, которые излагаются компетентными людьми упорядоченно и конкретно. Количество знаний в мире сумасшедшее, но научными признаются только те, которые получили свое одобрение научным сообщество и были опубликованы в специальных изданиях. Теоретические суждения нельзя путать с самыми обычными фактами. Ведь явление – это конкретное событие, а теория – схема действий. Каждый человек дает определенным явлениям и предметам самостоятельную оценку, и она считается таковой, даже если это суждение навязано ему окружающим миром.
Виды оценочного мнения
Психология характеризует оценочные суждения следующим образом. Они бывают: правильные/неправильные, адекватные/неадекватные, оптимальные/неоптимальные. Каждые свои фактические суждения и оценочные суждения человек характеризует в соответствии с этими тремя позициями. Даже несмотря на то, что человек может ошибаться, он всегда считает свое мнение правильным, адекватным и оптимальным. Каждая из этих характеристик имеет свои свойства. Например, человек может сложить свое мнение о правильности суждения другого человека, если сопоставит его с закономерностями развития событий. Что касается адекватности, то мы сравнивает суждение с действительностью, уже имеющимися фактами. Оптимальность мнения определяется выгодой мнения тому, кто это мнение высказывает. Например, если человек решил соврать, такое мнение можно будет назвать оптимальным, если благодаря своей лжи человек достигнет поставленной цели. Примеры оценочного суждения неадекватного и не оптимального могут быть такими: с человеком произошло что-то неприятное, но он посмотрел на ситуацию с оптимизмом и нашел положительные моменты. В будущем такое суждение помогло ему достичь новых целей и изменить свою жизнь к лучшему. Путем оценки окружающей действительности человек может управлять и контролировать самого себя, тем самым формируя собственную реальность. Если говорить о самой важной миссии оценочного суждения, то это не борьба за правду, а оправдание собственных размышлений, слов, поступков.
Какие бывают высказывания?
Суждение – это предложение, которое высказывается путем повествования. Обычно мы имеем дело со следующими видами мнений:
Если мнение вобрало в себя сразу несколько признаков из вышеперечисленных, значит, оно является конструктивным.
Воспитательный процесс
Немаловажное значение имеет оценочное суждение в образовательном процессе. Фактически на оценку и направлена деятельность педагога. Оценки – это своего рода индикаторы достижения определенных результатов учениками, которые воздействуют на учащихся как побуждение к действию. И если с психологией все понятно, то в педагогике существует своя классификация оценочных суждений.
Как мы видим, в образовательном процессе оценочные суждения играют одну из главных ролей.
Примеры
Научная интерпретация фактов не имеет места без оценки и выражения мнения. Каждый ученый после анализа и изучение какой угодно информации должен выразить свое мнение, которое сложилось у него в процессе исследования. Именно поэтому любой материал имеет истинные социальные факты, которые перемешаны с субъективным мнением автора. Выявить оценочное суждение в научных публикациях можно благодаря использованию в тексте следующих конструкций: по всей вероятности, кажется, скорее всего, есть основания предполагать, я думаю, моя точка зрения и так далее. Нередко такие суждения могут стать почвой для объяснения влияния событий на другие предметы или явления. Определить их можно по наличию в тексте следующих фраз: эта ситуация может стать примером, данный факт объясняет следующее, исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод и так далее.
Что такое оценочное суждение: виды
Я учусь на юридическом факультете одного из самых известных ВУЗов нашей страны. Планирую идти на красный диплом. Так случилось, что в этом году я определенное количество времени проболел, пропустил некоторые лекции. На очередном зачете мне попался вопросы, связанный с таким понятием, как оценочное суждение и его характер. Я не сдал, пришлось пересдавать.
В процессе изучения тематика показалась мне очень интересной. Решил посвятить ей данную статью. Прочитав ее, вы узнаете:
Фактический характер — что это?
Фактический характер присущ определенным событиям, которые уже по факту совершились. В последующем данные ситуации будут являться определенные основой для оценочных суждений, для проведения анализа. Как оцениваются данные события, какие утверждения можно отнести к фактическому характеру? Давайте разбираться вместе.
Оценочное суждение, как таковое, констатирует и точно передает уже свершившиеся события. Именно по этой причине мнения, носящие фактический характер, опровергнуть никто не может.
Случившееся и произошедшее действие опровергнуть нельзя, но можно проанализировать и оценить. Чтобы понять фактический характер, стоит рассмотреть его на примере следующих утверждений:
Подобные утверждения эмоционально не окрашены. Они просто констатируют наступление тех или иных последствий после определенных событий.
Что представляет собой оценочное суждение?
Любой факт, имеющий место быть, человек может подвергнуть своей индивидуальной оценке. По сути, это выражение собственного мнения. И оно может быть хорошим или плохим. Довольно часто такая оценка выражается в действиях и словах, которые объясняют позицию гражданина.
Более того, общий характер проведенной оценки и соответствующих суждений может носить совершенно безразличную, нейтральную направленность. Понять и распознать оценочное суждение можно по таким характерным фразам, как:
При этом довольно часто подобные оценочные высказывания представляют собой определенную почву для дачи объяснений. Они могут касаться факта воздействия события на те или иные посторонние предметы.
Также подобное суждение необходимо при изучении причин произошедшей ситуации. В речи в такой ситуации могут звучать обороты такого плана — «это событие можно считать примером», «данный фактор является обоснованием для” и так далее.
Характер оценочных суждений
Характеры, присущие оценочным суждениям, представляют собой субъективную оценку событий, которые уже прошли, происходят в настоящем времени или грядут.
Выражается такая оценка в виде выстроенного собственными умозаключениями прогноза или личного отношения к ситуации, основанного на индивидуальных предпочтениях. Все без исключения суждения по особенностям характера можно разделить на три основные категории.
Фактический характер
Подобным образом принято называть свершившееся в реальности события. Как известно, факт — это обстоятельство, которое фиксируется определенными приборами или показаниями нескольких граждан одновременно. Кроме того, он может быть запечатлен на фотографии и видеоролике, а также это может быть печатный или рукописный документ.
Фактический характер суждения довольно часто обосновываются собственным опытом или информацией, взятой из проверенных источников средств массовой информации. Фактическое осуждение всегда и в любой ситуации можно привязать к одному определенному месту. Его можно измерить основными временными показателями.
Довольно часто к фактическим суждением относят ситуации, которые не происходили в реальности. Их приписывают героям романов и кинофильмов. Например, высказывание о том, что Гарри Поттер учился в школе волшебства — это фактический характер суждения. По сути, это выдумка, но с ней никто не будет спорить. Она носит под собой непреложный и неоспоримый реальный факт.
Оценочный характер
Обсуждения такого плана характеризуются определенной субъективностью. Причем оно проявляется даже в том случае, если высказывается определенная группа граждан и даже фиксируется мнение всей страны в целом. Отличительной чертой подобных суждений является то, что они всегда в том или ином градусе оценивают совершившийся факт. То есть могут быть положительными суждениями или негативными.
Теоретический характер
Такие суждения представляют собой описание определенного события, явления или предмета. При этом основаны они должны быть не на вымыслах и пустых словах, но на знаниях, полученных современниками или предыдущими поколениями.
Субъект, который высказывает суждение, к науке может не иметь совершенно никакого отношения. Это обычный человек, который выдают свою точку зрения и обосновывает ее на основании прочитанного или изученного чужого труда.
Последний вид суждения заслуживает особого внимания в плане научных знаний и основания. Стоит знать, что к таковым относятся:
Знания становится научными только в том случае, если они были опубликованы. Более того, они должны быть изданы в определенном тираже в специализированных изданиях.
Многие путают фактический характер суждений с теоретическими утверждениями. Здесь стоит отметить, что факт может быть научным или ненаучным, но всегда остается фактом. Что касается теории, то она описывает модель определенных произошедших событий или процессов. Но здесь важно проследить за тем, чтобы это соответствовало разработанной и принятой в настоящее время картине мира.
Разобравшись с категориями и характерами оценочных суждений, стоит определиться с тем, какие виды подобных высказываний существуют.
Виды оценочных суждений
Прежде чем описать существующие виды суждений такого плана, стоит отметить, что отличительным их признаком является субъективность. Гражданин всегда дает какому-то предмету или событию свою оценку. Но важно понимать, что подобное мнение на самом деле не является истиной. Обычно оно навязано привычкой, авторитетом иного человека или общественным мнением.
Несмотря на подобную однозначность, оценочные суждения все равно можно распределить на определенные виды. Они могут быть:
Подобное распределение базируется на анализе субъективных оценочных суждений. Для того, кто высказал то или иное мнение, оно всегда является правильным и адекватным. При этом человек может откровенно заблуждаться и даже врать, предварительно убедив себя, что он говорит истину. Довольно часто подобная форма самообмана применяется человеком при достижении им определенных целей и для собственного успокоения.
Например, студента исключили из ВУЗа. На первый взгляд может показаться, что здесь нет места положительной оценки. Но мозг и психика человека для защиты от сильного стресса выдают определенные понятия, на основании которых человек начинает высказываться так — «нет худа без добра», «люди и без дипломов неплохо живут» и так далее.
Это достаточно полезная функции человеческой психики. Подобный самообман не только защищает от стресса, но может привести к подъему самооценки и дает силы на достижение новых целей.
Функция оценочного суждения
Оценочное суждение — это важная составляющая мыслительного процесса человека. С его помощью человечество управляет миром и собой. Причина в том, что каждая оценка — это определенный прогноз и анализ, на основании которого выстраивается будущая жизнь человека, стратегии его поведении, а также поступки.
В зависимости от того, как оценивается происходящее, намерения могут быть адекватными, неадекватными, правильными и неправильными, и так далее.
На основании этого можно сделать вывод, что присутствующие у каждого человека способности выдавать оценочные осуждения заключается в таких важных для развития действиях, как сама идентификация, самоуправление, а также управление своей личностью на уровне общества.
Как оценочные суждения разрушают жизнь?
Наши мысли могут казаться настолько убедительным, что мы воспринимаем их как часть внешнего мира.
Как будто бы наши мысли и есть этот мир.
Что есть большооое заблуждение, которое разрушает жизнь.
Это то, что не зависит от нашего личного опыта, ценностей, убеждений.
То, что можно измерить.
Ну, или хотя бы попытаться.
— Ручка пластмассовая со стальным наконечником.
— Эта лампа светит ярко.
— Витя сморкается в рукав свитера.
И это то, что трудно измерить. Потому что отсутствует точка отсчета.
— Она тупая как пробка.
Оценочные суждения опасны тем, что они «отрывают» нас от реального опыта.
Хотя Вася может быть разным, но ты этого уже не узнаешь.
По этому поводу есть очень интересная книга Альфреда Коржибского «Наука и психическое здоровье», где он не в самой простой форме описывает, как и почему мы должны научиться не отождествлять названия/ярлыки и окружающий мир.
Рекомендую «погрызть» его книгу.
Для того, чтобы ощутить эффект от умения различать описания и оценки, попробуйте выполнить простое упражнение:
2) Затем сделайте несколько оценочных суждений о фильме (думаю, с этим вы справитесь легко).
И задание посложнее:
1) Вспомните какую-нибудь неприятную ситуацию из недавних (поругались с кем-то, вам нагрубили, обидели и пр.)
2) Напишите ваши оценочные суждения об этой ситуации и о ее участниках.
3) Теперь попробуйте оценочные суждения перевести в область описаний.
1) Паша гадко со мной поступил на той неделе.
2) Паша говнюк последний, не ожидал от него такого.
3) Паша не вернул мне мои 5000 р, которые я дал ему месяц назад. Мне они были нужны.
Посмотрите как изменится ваше восприятие ситуации, когда будет происходить переход от оценочных суждений к описанию.
Психология | Psychology
8.1K постов 44K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
— Эти буквы не чёрные, а дэфолтные.
— Ручка с металлическим наконечником неопределённого на данный момент сплава
— Яркость понятие относительное
— Витя если дебил, то сморкается в рукав свитера
Проститутки лучше депутатов
Эсмеральда красивая, Квазимодо уродлив
Фредди Меркьюри и милый и противный
Оценочные суждения опасны тем, что они «отрывают» нас от реального опыта.
Они основаны на опыте.
1) Антон с работы гадко со мной поступил в прошлом году.
2) Антон говнюк последний, не ожидал от него такого.
3) Антон не вернул мне мои 10000 р, которые я дал ему год назад. А потом он уволился с работы.
«Нужны» тоже содержит элемент оценки, на мой взгляд. Нейтрально было бы «без них я не имею возможности купить то-то и то-то».
Но ведь мир каждого человека и состоит из оценочных суждений и субъективного восприятия.
Заебался себя съедать своими же домыслами, спасибо за пост
Почему это «я дебил» или «у меня стрёмная рожа» меньше факт, чем «эти буквы чёрные»?
Зачем переживать, если можно не переживать
Как часто мы переживаем по пустякам и не очень. Ждём результаты экзаменов и нервно грызём ногти, стоим в пробке и опаздываем на встречу, ждём важного звонка и многое другое, что заставляет нас нервничать и повышает кортизол. Но точно ли эти переживания того стоят?
Думаете, если вот вы будете сидеть, переживать, придумывать разные исходы экзамена, то ваш результат как-то изменится? Неа, не изменится. Вы уже на экзамене сделали всё, что могли. Или если будете сидеть в пробке и прокручивать эту мысль, что вы опаздываете, то пробка будет быстрее двигаться? И снова нет. Так может заняться чем-то другим в эти моменты, вместо того, чтобы направлять свою энергию в негативные переживания. А мы помним, что мы развиваем то, куда направленно наше внимание. Поэтому после экзамена можно отдохнуть, а в пробке почитать. И после уже разбираться с проблемами по мере их поступления, а не заранее с выдуманными.
Это всё вопрос контроля, нам кажется, что мы можем что-то контролировать. Но на самом деле мы не контролируем даже наше собственное тело. Ведь если нам дать контроль над сердцем, легкими, почками и всеми остальными органами, то мы умрём через 5 минут. И если уж мы не можем контролировать то, что, казалось бы, принадлежит нам, то как мы можем контролировать то, что от нас не зависит?
Когда вы в очередной раз начнёте что-то себе накручивать и создавать себе поводы для переживаний, задайте себе несколько вопросов. Мои переживания могут что-то изменить? Эти мысли мне помогают или разрушают меня? Я могу как-то повлиять сейчас на ситуацию? А если могу, то как? И в случае отрицательных ответов переключите своё внимание на то, что действительно важно и полезно. Это сложно, непривычно, но возможно.
Как положительные эмоции могут довести до нервного срыва
Ладно, не всё так критично. Мы привыкли думать, что только негативные эмоции и разного рода стрессы истощают нашу нервную систему, приводят к перегоранию, потере интереса к жизни, но это не совсем так. Каждая наша эмоция требует энергетических ресурсов, будь то положительная или отрицательная, и в определённых моментах они равносильны по энергозатратам.
Поэтому если вы чувствуете, что у вас прекрасное настроение, вы на высоте и готовы свернуть горы, у вас куча планов и вы всеми силами их реализуете, то будьте готовы к тому, что однажды ваша нервная система устанет, вам всё надоест и вы ничего не будете хотеть делать. И это нормально, не нужно этого пугаться, нужно лишь уметь правильно с этим справляться.
Что же делать? Нужно уметь останавливаться и отдыхать, не доводить себя до перегрева. Нельзя всегда быть сверх радостным и счастливым, а кто, как вам кажется, всегда полон радости и сил, он либо врёт вам, либо себе.
Если люди вас не понимают, то с вами всё в порядке
У каждого своя картина мира в голове и это нормально, когда картины у разных людей не совпадают. Это совсем не означает, что вы делаете что-то не так, какую-то дичь или глупость. Если кто-то вам говорит «ты делаешь/говоришь какую-то хрень» то только потому, что это не укладывается в его сознании, вот и всё. У него нет этого в его представлении о жизни и это ничего не говорит про вас. Так же и вы, если вам что-то непонятно и кажется странным, то это по тем же причинам, у вас нет этой информации в вашем мышлении.
Мир состоит из кучи граней, как пирамида. Вот смотрите вы на неё сбоку и видите треугольник, но ведь если посмотреть с другой стороны, вы увидите ещё один треугольник, а потом и ещё один. Так и в жизни, на каждое явление есть свои взгляды и каждый видит свою сторону. Идеально, когда человек видит сразу несколько сторон. Но бывает и так, что человек воспринимает только одну реальность и пытается всеми силами об этом сообщить и доказать, что только его теория верна. Нет, это не так. Ведь сколько людей, столько и мнений.
Что делать с таким человеком? Да ничего, просто примите его реальность и отстаньте, не доказывайте ему ничего. Если будет надо он рассмотрит другие варианты, а если нет, то только время и силы потратите. Всегда помните, что у каждого человека своя картина мира и она может не совпадать с другими.
Продолжение поста «Почему люди живут?»
Сегодня у меня все в порядке. Антидепрессант подействовал 🙂
Прошу вас, обращайтесь к психиатру. Можно к бесплатному, как я. На учет никого не ставят, тем более если сам пришел.
Просто дойдите до психиатра, если вам плохо. Хуже не будет.
Почему люди живут?
Моя мать в детстве часто говорила: «Ждали не тебя, а мальчика Марка».
Блин, меня здесь не ждали.
Что делать? Зачем я?
Зачем нужны эмоции
Порой говорят: «эмоции нужны, чтобы жизнь была ярче». Люди, чья жизнь оказалась слишком «яркой», мечтают, чтобы эмоций не было вовсе: «лучше быть роботом, который ничего не чувствует». На самом деле эмоции — это не бонус и не спецэффект. Как и любой психический процесс, они выполняют важную функцию и помогают нам адаптироваться к внешней среде.
Что такое эмоция? Говоря простым языком, это то, как мы оцениваем происходящее. Видим бешеную собаку — испытываем страх; обнаруживаем, что другой человек не оправдал наших ожиданий — чувствуем разочарование или обиду. Эмоции помогают сохранять связь с реальностью и адаптироваться к ней. Это сигнал психики, внутренний индикатор. Информация, которая помогает нам выжить.
Долго ли проживет человек, который ничего не боится? Насколько адекватно будет вести себя тот, кто не испытывает стыда? Как уберечься от отравления, если не чувствуешь отвращения? Эмоции — средство приспособления к среде. Эволюционно выработанный механизм, помогающий нам стать сильнее, эффективнее, жизнеспособнее. Так почему же мы с ними боремся?
Эмоции бывают тяжелыми и болезненными. Именно в такие минуты хочется их выключить, убавить яркость, приглушить громкость. Страдание от душевной боли порой ощущается так же остро, как страдание от физического недуга.
Но что такое боль? Это и есть сигнал о дезадаптации. Больно биться головой об стену, больно держать руку в огне, больно, когда нас режут ножом. Эмоциональная боль, как и физическая, сообщает о том, что мы делаем что-то не так, что мы в опасности, что наше «я» или наш организм находятся под угрозой. И подталкивает к тому, чтобы опасность устранить. Разумно ли бороться с этим сигналом?
Нет хороших и плохих эмоций. Страх, печаль, обида, гнев, зависть — не плохие эмоции! Это сигналы психики о том, что мы в чем-то не адаптированы. Где-то слабы. Вместо того, чтобы бороться с этим сигналом, нужно к нему прислушаться. Увидеть эмоции, признать их, изучить — и помочь выполнить свою функцию.
Всякая эмоция может быть функциональной и дисфункциональной. Функциональная эмоция угасает сама собой. Встретил в лесу медведя — испугался — обошел стороной — страх исчез. Если же мы «застреваем» в эмоции, прокручиваем ситуацию снова и снова, не можем простить обидчика, не можем унять тревогу, не в состоянии избавиться от чувства вины — значит, эмоция не выполнила функцию. Поэтому приходит опять и опять! Это мигающая лампочка, ревущая сирена, сообщающая о том, что топливо утекает из бензобака, а самолет камнем мчится к земле. Чем дольше мы игнорируем этот сигнал, тем громче он звучит. Чтобы мы его наконец услышали и отреагировали! Превратили дисфункциональную эмоцию в функциональную. Бесполезную — в полезную.
Основные функции эмоций. Первая — оценочная: эмоции помогают нам оценить и переоценить реальность. Скорректировать картину мира. Например, если я обижаюсь на друга за то, что он чего-то не сделал, обида угаснет, когда я перестану строить ошибочные ожидания относительно его поведения. Ведь это мой прогноз не оправдался, мои представления расходятся с фактами. Обида — сигнал о рассогласовании между ожидаемым и действительным. Функция обиды будет выполнена, когда мои представления о другом начнут соответствовать реальности.
Еще одна функция — регулятивная. Эмоция подталкивает нас к изменению собственного поведения. В случае страха — избежать опасности, гнева — устранить препятствие, обиды — самостоятельно достичь желаемого. Эмоция сообщает: у нас неприятности, сделай с этим что-нибудь. И если мы должным образом откликаемся на этот сигнал, эмоция угасает.
Третья функция — коммуникативная. Порой нужно сообщить другому, что мы чувствуем: мимикой, действиями, словами. Дать понять партнеру, что его поступки нас пугают; рассказать об обиде; показать смущение; признать вину. Эмоции помогают нам быть в контакте с другими и способствуют тому, чтобы собеседник изменил поведение.
Когда одна или несколько функций выполнены, интенсивность эмоции постепенно снижается. Обида сменяется легким разочарованием, стыд — сожалением, зависть — уважением. Без всякой борьбы, естественным образом. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.
Это и есть то, что называют эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью: способность распознавать свои чувства, прислушиваться к ним и адекватно реагировать.
Подружитесь со своими эмоциями, чтобы стать сильнее и счастливее.
Я вылечилась от депрессии и стала инертной. Что делать?
Работаю программистом уже около года, зарабатываю 26 тыс. руб (первая работа после института), но во время депрессии я абсолютно перегорела. На данный момент там почти сплю, не могу заставить себя решать задачи, тупо неинтересно. Была мысль о смене работы. Сначала захотела попробовать изучить веб (сейчас в юнити пишу), но не получилось, у меня пропало желание разбираться в неизвестном, докапываться до решений. То же самое произошло недавно с 1С.
Думала о кардинальной смене работы, но тут я поняла, что мне просто пофиг чем заниматься по жизни. Хоть в общепит иди, т.к. учиться чему-то желания нет, быстро пропадает запал.
Кроме работы я потеряла интерес к занятиям спортом, чтобы хорошо выглядеть (а смысл?), готовить (никогда не любила, да и сейчас просто бутербродами питаюсь дома), заниматься английским, читать что-то (очень редко могу книжку почитать, но не затягивает), смотреть кино и фильмы (ситуация как с книгами). Друзей и мч у меня нет, заводить не охота, детей, животных тоже не охота, да и некуда.
Мне 23. Есть мысли забить на высшее образование, устроиться куда-нибудь на физическую работу, накопить на компьютер, как раньше стать игроманом, всю жизнь снимать жильё, ибо даже что-то по дому отремонтировать я не смогу.
Наверное я хотела бы побороть свою инертность, но как? Мне нужно с кем-то поговорить о том, как жить (психологи мимо, дорого). Люди, пожалуйста, отзовитесь.
Как-то сумбурно вышло, простите.
Понравилась метафора
Люди думают, что горе уменьшается со временем. В действительности это мы сами растём вокруг своего горя
Как различать ситуацию, мысли о ней и чувства
Мы делаем максимально удобное, понятное и функциональное приложение, но несмотря на это, в справку тяжело уместить слишком большой объем информации и у некоторых пользователей, не занимавшихся терапией ранее, возникают вопросы о том, как избежать путаницы при заполнении основных граф дневника.
Дневник когнитивно-поведенческой терапии у разных авторов книг самопомощи немного
отличается, но некоторые вещи остаются постоянными. Как правило, в дневник требуется записать ситуацию (события, которые вызывают неприятные мысли и чувства), свои тревожащие или огорчающие мысли, свои чувства и эмоции.
Чувства и эмоции не являются прямым следствием произошедшего. Прежде чем мы испытаем эмоцию (или целую бурю), мы должны дать интерпретацию произошедшему. Мысли, при помощи которых мы это делаем, могут пролетать в голове не заметно, потому они обычно называются автоматическими.
Иногда бывает сложно отграничить одно от другого и возникает соблазн свое видение ситуации записать в графу «Ситуация» хотя туда следует записать объективно происходящие события. Или же мысли по ошибке записываются в «Эмоции».
Нужно представить, что происходящее фиксирует видеокамера. Она не может фиксировать эмоции и мысли, только лишь то что объективно происходит. Видеокамера не может зафиксировать интересуются ли Вами другие люди, думают ли они о Вас и хотят ли чего-то. Видеокамера может зафиксировать как человек зевает (ситуация/события), но не может записать, что ему с Вами слишком скучно. Последнее является только вашей мыслью (интерпретацией). Так же возможна путаница с чувствами и мыслями. Мысль «я чувствую, что ему со мной скучно» остается мыслью и должна быть записана в именно в графу с мыслями.
Буду очень благодарен за комментарии и указании на ошибки.
Кризис среднего возраста или что это?
Приветствую всех! Поскольку пикабу всемогущ, решил обратиться сюда за помощью и советами.
Очень хочется обрести гармонию с собой и внешним миром, помогите пожалуйста) спасибо, если дочитали
Мартин Селигман: Well-being и «выученный оптимизм»
На конференции WBECS (The World’s Leading Learning Platform
For Business & Executive Coaches) прошла дискуссия с Мартином Селигманом — знаменитым американским психологом, одним из основоположников позитивной психологии.
Мартин Селигман несколько десятилетий изучал, как люди справляются с трудностями, и установил, что больше всего восстановлению после травматических событий мешают так называемые три «П»:
— персонализация — убежденность в том, что виноваты мы сами;
— повсеместность — убежденность в том, что событие будет влиять на все области нашей жизни, и
— постоянство — убежденность в том, что последствия события будут ощущаться всегда.
Люди восстанавливаются быстрее, если понимают, что в произошедшем нет их вины, что оно не может повлиять на все аспекты их жизни и не будет преследовать их везде и всегда.
Осознание этого снижает вероятность возникновения депрессии и помогает пережить трудности.
Я читал про выученную беспомощность в книге Мартина Селигмана. И сейчас, во время пандемии Cowid-19 это является одним из вызовов — переучиваться и выползать из этой приобретённой беспомощности.
Из состояния, в котором люди перестают предпринимать попытки его улучшить, так как несколько раз столкнулись с неудачами.
Впервые тему выученной беспомощности начал изучать Мартин Селигман в 1967 году.
Мартин Селигман сказал, что одно из преимуществ 50-летней работы в науке — это возможность обнаружить то, что вы были неправы.
Мы были неправы — беспомощность, это состояние, свойственное млекопитающим по умолчанию.
Мы рождаемся и вырастаем с этой беспомощностью.
А то, чему мы можем научиться — это выученный оптимизм.
Мы можем научиться:
— Воспринимать неудачи, как что-то временное, а не постоянное («сейчас тяжёлое время, но потом станет лучше» вместо «я больше никогда не буду счастлив»)
Воспринимать неудачи, как единичный случай, а не личную характеристику («у меня не получилось в этот раз» вместо «я неудачник»)
— Осознавать то, что мы можем контролировать и на что можем влиять.
И для меня это хорошие новости. Если появляется ощущение беспомощности, значит стоит начать учиться оптимизму и это то, что мы можем контролировать.
Мартин много говорил о счастье, рассказывал об идее сознательного оптимизма, и о том, как это влияет на well-being.
Одним из основных отличий пессимистично настроенных людей от оптимистично настроенных является то, что первые считают, что проблемы носят постоянный характер, а вторые — что временный. Например, первые считают, «ситуацию не исправить”, а вторые — “ситуацию не исправить, если ничего не делать”
То есть, плохо не то, что плохо, а то, что это продолжается и носит устойчивый характер. Устойчивость может проявляться и в наделении людей различными качествами. Сравните, например, “мой начальник — козел” (пессимистично) и “мой начальник сегодня в плохом настроении” (более оптимистично) — в этом примере неприятности воспринимаются как временное явление.
Универсальность добавляет пессимизма, специфичность — оптимизма. Установка “я ни с чем не справляюсь” не оставляет выбора, тогда как “я не справляюсь с ЭТОЙ работой” предполагает наличие возможного решения. Как говорится, realistic argument vs catastrophic thought (трезвый взгляд против панических мыслей)
Я думаю, вы понимаете, что оптимистично настроенным в жизни в целом попроще. И на работе они достигают лучших результатов (тут, правда, есть одно исключение — юристы — именно пессимизм позволяет им эффективно работать, согласно Мартину), и со здоровьем, и в личном плане все как-то получше.
Мартин Селигман предлагает термин “выученный оптимизм” (learned optimism) как бы намекая, что этому можно научиться.
И действительно, мы способны влиять на свое мышление, а через него — на поведение и наоборот.
Записки Тренинганутого-14. Культовая книга как способ быстро поменять жизнь
Культовая книга как способ быстро поменять жизнь.
В предыдущей серии постов я рассказывал, какую дичь творил, когда увлекся саморазвитием.
Тренинговая наркомания, сектанские глаза, разрушение отношений и трата последних денег на тренинги- было все и немного больше.
Во второй части блога- буду писать о разных методах саморазвития,честно,вместе со всеми проблемами, без той идеальной рекламной картинке, что рисуют различные «гуру».
Итак, самый простой способ заняться саморазвитием и начать менять свою жизнь – это
Культовая книга по саморазвитию.
Но сначала – что, вообще, представляет из себя типичная книга по саморазвитию?
Это – увлекательно написанные простые советы по улучшению жизни, сдобренные порцией мотивации.
Направляйте деньги на то что их приносит а не отбирает.
Вместо того чтобы покупать айфон в крелит- лучше отложить денег на то что вам будет их приносить.( обучения для работы, квартиру для сдачи, машину чтоыб на ней работать и т.п.)
(Богатый папа, бедный папа. Роберт Кийосаки)
Проблемы в отношениях?
Узнайте что именно важно для вашего партнера ( объятия, поддержка, общение) и … давайте ему это!
(«Пять языков любви». Гэри Чэпмен)
Проблемы в отношениях с самим собой?
Делай что хочешь, и… не делай чего не хочешь
(«Хочу и буду». Михаил Лабковский)
Да, это очень похоже на те банальности что изрекала тетя на семейном обеде.
Но все тут все не так однозначно. Ведь знание совсем не равно действию.
Все знают что бегать по утрам полезно, вот только стадионы дворовые почти пусты по утрам)
А в этих книгах часто простые идеи расписаны подробно и увлекательно: как именно понять чего не хватает партнеру в отношениях,чем так важно делать именно то что хочешь, как именно направлять деньги чтобы они приносили еще.
Все знают что курить вредно, что курение формирует психологическую зависимость, вредит сердцу и сосудам, и прочее бла-бла. Все смотрит на нас с плакатов, с пачек сигарет, транслируется по радио в высокоумных речах.
Помогает ли это бросить курить? Обычно нет.
И лишь у Аллена Карра получилось написать про курение так увлеченно и интересно, что около 50 процентов* прочитавших его книгу «Легкий способ бросить курить» бросали курить.
*(по данным самой книги- бросают 70 % прочитавших книгу и 95 % посетивших клинику, по данным критиков – от 25 до 50 процентов, но и в этом случае это большой успех)
Всего лишь несколько часов на книгу – и все!
Ни пластырей, ни мучительных попыток бросить, ни особой ломки.
Всего лишь прочесть книгу – и вы будете свободны от привычки, с которой живете давно. Легко. Быстро.
Запах недобросовестной рекламы? Запах того, что где-то вас хотят обмануть…
Увы, все не совсем так благостно, как говорят гуру.
Видели ли вы людей, которые бросили курить по методу Алена Карра?
У многих, весьма многих – некоторое время после прочтения – блестящие глаза при воспоминаниях о книге, фразы типа «я понял что никогда не хотел курить» с восторженным закатыванием глаз.
и постоянное втюхивание рекомендации этой книги везде и всюду. Уровень экстаза меняется, но, в целом, заметен у большинства.
хорошо этот феномен описан в мультике Масяни
И вот тут мы, наконец, подходим к названию поста.
Дело в том, что саморазвитием вы, скорее всего, начнете всерьез заниматься только после прочтения культовой книги. Не какой- то конкретной, а книги, которая стала Культом лично для вас.
Когда вступление (в котором автор, как обычно, был на дне, до того, как осознал Великую Истину) максимально будет похоже на те проблемы, что есть у вас, когда способ, которым он решил свои проблемы, отзовется в душе, а язык и мотивационные истории отлично придутся на ваш психотип – вот тут культовая книга и будет найдена.
Появится вера, что именно этот способ – то, чего вам не хватало, что это Истина что открылась для вас и что это изменит вашу жизнь.
На волне воодушевления и увлеченности книгой начнете что-то делать, и, если повезет, это даже будет приносить пользу ( но далеко не факт)
В 90е был один популярный писатель книгой которого зачитывались миллионы. Он улучшал здоровье в конкретном аспекте и делала это быстро качественно и эффективно.
200 страниц рассказа о его методе, который он получил, обучаясь в Тибете у монахов, 200 страниц шуток и интересных историй, 200 страниц о том как изменится ваша жизнь и здоровье после того как вы освоите его метод…. И… барабанная дробь…
Пару страниц из гимнастики, которую рекомендуют все врачи уже полсотни лет.
Вот только врачей мало кто слушает, а после 200 страниц увлекательного текста и рекламы – люди начинали ее делать и их здоровье улучшалось.
Менять жизнь сложно, и в этом плане книги по саморазвитию это «самораспаковывающийся архив»
Там есть и несколько полезных идей и пул мотивации, чтобы эти идеи претворять в жизнь.
И проблемы книг по саморазвитию – обратная сторона их достоинств. И чем сложнее вам начать менять жизнь – тем более «культово» должна подействовать на вас книга, и тем больше будут побочные эффекты от того, что какая-то идея стала для вас сверхценной.
Начнем с небольшого списка книг по саморазвитию которые чаще всего становятся культовыми.
«Богатый папа Бедный папа». Кийосаки.
«Сила подсознания». Джон Кехо.
«Думай и богатей» Наполеон Хилл.
«Хочу и буду». Михаил Лабковский.
«Семь навыков высокоэффективных людей». Кови.
«Мужчины с Марса Женщины с Венеры» Джон Грей
Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить»
( в связи с тем, что книга написана была давно, сейчас ее эффект несколько слабее, чем раньше – слишком много нерелевантных примеров и мотивации, которая бьет «мимо»)
В целом не совсем глупые книги, но для новичков они действуют двумя путями.
Либо человеку не зашло, и он не дочитал или дочитал и выкинул из головы.
Или увлекся и стал делать, и приобретает с мотивацией и весь список недостатков от прочтения культовой книги.
И вот тут мы опять возвращаемся к определению.
Это увлекательно написанные ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ по улучшению жизни, щедро сдобренные мотивацией.
Добавим немеряную дозу мотивации и убежденности, что это работает и… – получаем кучу проблем!
Стандартные проблемы после того, как вы увлеклись книгой по саморазвитию,помимо всего того списка проблем что я описывал ранее?
0 Это может вообще не сработать. Шансы всех этих книг с «универсальным», «100 процентным»
И тут не важно насколько хорош совет.
Жизнь-сложная штука, человеческая личность тоже.
Простые решения подходят для простых ситуаций, которых в жизни не так уж и много.
«Бегая по утрам вы улучшите свое кровообращение»
и Бег по утрам- стопроцентный способ понравится девушкам! Бегая по утрам вы притянете к себе деньги! Бегая по утрам вы станете успешным и знаменитым!»
Увы, вы не станете успешным и знаменитым бегая по утрам но второй подход если в него поверить- больше мотивирует таки начать бегать.
1. Глупые советы. Вместе с мотивацией и частью полезной информации, гуру вкладывают в тексты редкую жуть.
Вас бьет муж – вы недостаточно покорны ему. Будьте еще покорнее! Терпите сильнее!
Нет денег – вешайте трусы на люстру,–будут деньги!
Ищете секрет успеха – визуализируйте, этого хватит.
Так как это идет вместе с большой дозой мотивации и частью советов, что работают- то читатели с пылом, достойным лучшего применения, рвутся делать странные вещи, а потом получают за это от реальности болезненный откат.
Как решить? Знакомиться с книгами серьезных издательств, где не печатают книги Вроде «Способы лечения рака уринотерапией» и есть научные редакторы. Это не гарантия полной адекватности, но хотя бы полную ахинею не выпустят.
Основное издательство в России которое выпускает наиболее качественные книги по саморазвитию
Манн Иванов Фербер.
(кстати именно их подборку используют Сбербанк, МТС и Газпром)
2. Глупое применение разумных советов.
Мало прочитать полезные идеи, важно еще их верно применить. Соотнести свои желания и возможности, понять как и когда они акутальны.
Частая проблема – прочитать «Богатого папу» про пользу пассивного дохода и восхититься, как удачно он торговал недвижимостью. И бросить работу с тем, чтобы уйти в бизнес и создать пассивный доход,
Или броситься торговать на бирже.
Не имея ни знаний ни навыков ни подходящего характера для этой работы.
Увы, предупредить все возможные ошибки невозможно, можно лишь дать стандартный совет:
В течении месяца после прочтения не принимайте серьезных решений, которые не планировали до прочтения.Чтобы на волне эйфории от книги не развалить отношения, не уйти с работы.
Эйфория пройдет и вы сможете здраво оценить, насколько готовы делать, что захотели.
3. И самая частая проблема всех книг по саморазвитию.
Не Жрите мозг окружающим. )))
Нет, не надо проповедовать, какую классную книгу вы прочитали и как изменили свою жизнь
НЕ принуждайте остальных читать ее и тем более не принуждайте жить по той книге, что прочитали.
Ибо совершите ли вы какую-нибудь глупость со своей жизнью от книги по саморазвитию – не факт, далеко не факт.
А вот желание поделиться и «открыть глаза» окружающим появится наверняка. Вам будет казаться, что вы несете им добро, но больше всего вы будете похожи, в лучшем случае, на назойливых коммивояжеров.
Найти группу по интересам, канал, встречу по саморазвитию.
И только там и обсуждайте.
В норме эйфория от культовой книги проходит в течении от месяца до года.
Этого времени как раз хватает, чтобы на волне эйфории начать двигаться в нужном направлении, и… наконец, читать другие книги и что-то делать со своей жизнью.
Немного занудства в конце.
Нет нужды лопатить десятки книг пока, наконец, не набрести на ту, что зацепит.
Читайте первую главу – не зацепило, откладываем.
Больше шансы, что вас зацепит книга по текущей боли.
Проблемы в отношениях – велкам к Грею.
Проблемы с деньгами – Кийосаки, ваш выбор.
Минусы – чем более вы уязвимы, тем больше шансов, что вас зацепит книга,но. и тем больше шансов, что на нездоровом энтузиазме вы наделаете глупостей, когда будете применять советы из нее, как минимум, надоедая окружающим.
Но если вы в попали в беду и не готовы идти к психологу, а общение с близкими не помогает – как минимум, это точно лучше суицида или наркотиков. И, вероятнее всего, безопасней запоя)
Можно ли не впадать в эйфорию но при этом расти в саморазвитии?
Попадать под чужое влияние –достаточно некофмортно,и не впадать в эйфорию от книги можно, но если вы и так достаточно быстро учитесь двигаетесь и сами по себе осваиваете новое часто. Тогда новая книгу будет всего лишь еще одной идеей из сотни что вы усваиваете постоянно.
Если же вы застыли – то скорее всего не попав под влияние книги,пользы от нее будет немного.
Как понять, что книга «культ»?
Вот когда у вас будет сильное желание прийти сюда в комменты и громко доказать, что вот именно это книга – не культовая, а просто много полезных советов изложено, работает ведь.
Жарко спорить с незнакомым человеком о какой то книге – очень яркий симптом, что именно эта книга для вас и есть «культ»))
Виды внушений
Внушение — это способ направить мыслительный поток человека в нужное вам русло.
Наверное, многие слышали про НЛП, но мало кто знает, что оно по большей части состоит из техник Эриксоновского гипноза. Сейчас я вам раскажу про некоторые модели внушений, которые можно использовать в повседневной жизни. Главное помнить, что они могут работать по отдельности, но лучше использовать сразу батарею техник для результативности.
1) Инвертированое внушение.
Или «перевëрнутое», легче его воспринять как вызов на слабо.
«Не думаю, что тебе хватит сил и мотивации развития, что бы дочитать до конца»
2) Негативно парадаксальное внушение.
Мы внушаем человеку что-то, прося его не делать это.
«Не думай о белой обезьяне. Не думай о том как она испражняется себе в руку и целится в тебя. Потом кидает в тебя «снарядом» и вытирает об себя руку. И она перестала быть такой уж белой.»
3) Иллюзия выбора, или «выбор без выбора».
Смысл в том что мы предлагаем выбор, но нас УСТРАИВАЕТ любой «выбор» человека.
«Ты починишь разетку сейчас или после того, как выбьешь ковëр?»
Лично я использую это часто с племянником.
«Ты выключишь компьютер и пойдëшь спать или тебе нужно ещë 15 минут»?
4) Внушение отсутствием упоминания.
«Осень, весна, зима — какое ваше любимое время для отпуска?»
5) Последовательность принятия.
Человеку говорится несколько истин, на которые он может ответить только «да». И таким образом у него формируется установка отвечать положительно на ваши вопросы.
Вы знаете русский язык. Вы умеете читать. Вы сейчас читаете. Вам интересно, работают ли на вас внушения. Интересно, какие бывают внушения. Возможно, захочется прочитать до конца. И, если было достаточно интересно, можно подписаться на автора.
Всего разных видов внушений именно в эриксоновском гипнозе 50+, около половины из них были адаптированы под разговорные техники благодаря НЛП. Их используют все кому не лень, особенно в продажах.
На самом деле мы постоянно манипулируем и что-то внушаем людям, просто не замечаем этого и не понимаем как это работает. Создаëм детям установки, страхи, с которыми они становятся взрослыми и передают их дальше своим детям.
P. S. @posle3budet4, огромное спасибо за помощь в редактировании поста, безмерно благодарен! И приглашаю вас в мою инсту.
Работает ли НЛП?
Случаи из практики 32
— Я совсем не могу лгать! – изрядно покраснев, заявила она. – Ну то есть могу, но не всегда…
— От чего это зависит?
— В основном, когда сильно волнуюсь. Можете спросить о чем угодно и узнаете все, что у меня на уме.
— И как давно это с вами происходит?
— Например во время занятия Этим… Можете себе представить женщину, которая в разгар процесса начинает думать о том, кто стал главным бомбардиром на прошлом чемпионате Англии по футболу или представлять себя релаксирующей на берегу моря? К сожалению, такие мысли плохо совместимы с попытками получить удовольствие.
— Вы говорите со знанием дела…
— Но в конце концов вы ее нашли?
— Это был первый человек, который отнесся к моей проблеме с юмором и не стал комплексовать по поводу своих успехов в постели. Вот только когда я призналась, он сразу же начал пользоваться этим. В самый разгар вечера он как бы невзначай задает мне интересующие его вопросы, вроде того, где я была в среду днем или сколько на самом деле стоит моя новая блузка, а потом смеется, называя свое достоинство «Мечом Истины». На самом деле я на него не в обиде, но все же хотелось бы научиться держать язык за зубами…
В чем счастье на Земле?
В день своего семидесятилетия Станиславский оторвал клочок от бумаги, в которую были завернуты цветы, и по просьбе артистки Тихомировой что-то быстро написал ей на память. вот эти слова:
«Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать.
Теперь спросите меня: в чем счастье на земле?
В познании. В искусстве и в работе в постигновении его.
Познавая искусство в себе, познаешь природу; жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант!
Выше этого счастья нет.
Какая скука принимать поздравления, отвечать на приветствия, писать благодарственные письма, диктовать интервью.
Нет, лучше сидеть дома и следить, как внутри создается новый художественный образ.
1933—20—1. 70 лет жизни».
Боюсь, что не оправдаю надежд, ничего не получится, отовсюду выкинут.
Вопрос от подписчицы:
Мы все родом из детства. Одна из хороших новостей заключается в том, что оно закончилось. Теперь у вас есть возможность выстраивать свою жизнь так, как хочется. Это не значит, что это будет легко и просто. Но без действий в ту сторону вы гарантированно останетесь на месте.
На консультациях я часто сталкиваюсь с убеждением:
У меня всё должно получиться.
Или
У меня всё должно получиться хорошо и сразу.
Так, вот — не должно. 🙂
Не важно, как человек научился так мыслить, благодаря родительскому воспитанию или как-то ещё. Важно то, чем старше мы становимся, тем больше появляется возможностей что-то изменить в своей жизни. И, первое, на что стоит обратить внимание это идея «у меня должно всё получиться».
— С кем и когда вы подписали такой договор?
— С чего это вдруг «должно»?
— Если кто-то когда-то так говорил вам, означает ли это хоть что-то, кроме того, что это просто мнение человека?
— До того, как вы решили, что у вас «должно всё получаться», у вас ничего никогда не получалось?
А, если получалось, то что сейчас мешает просто разрешить себе действовать, как получится?
То, что вы перестаёте от требовать через «долженствования» не означает, что вам нужно расхотеть то, что вы намереваетесь делать. Вы можете искренне хотеть получить работу, закончить ВУЗ или какие-то курсы, научиться вязать крючком как вон та девушка из инстаграма. При этом осознавать, что вы НЕ ДОЛЖНЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНО, СТОПРОЦЕНТНО чтобы что-то у вас получилось.
Попробуйте вспомнить самоё далёкое детское воспоминание, когда вы что-то играли, пробовали, учились чему-то. Вы это просто ДЕЛАЛИ. Иногда вам хотелось делать одно, иногда другое. Наличие одного желания, не отменяло предыдущего. Но не было никакого долга не перед кем. Как нет и сейчас.
— Не оправдаете вы надежд определённого круга лиц, что будет тогда?
— Не сдадите экзамен по вождению, что будет тогда?
— Уволят вас с работы, что будет тогда?
В рамках индивидуальной работы я бы разобрал каждое последствие и способы совладания с ними.
Здесь я предположу одно: вам будет неприятно.
— Неприятно не оправдать надежд.
— Неприятно завалить экзамен.
— Неприятно, когда уволят.
Да. Это может быть неприятно. Очень неприятно. Иногда это может казаться катастрофой! Но должно ли в этих случаях быть приятно? Не уверен. Поэтому дело не в том, что будет неприятн, а в том, что вы дальше с этим «неприятно» будете делать.
Если вы считаете, что «неприятно быть не должно» и вообще «почему мне так тяжело всегда», то скорее всего испытывать сильные неприятные чувства и переживания.
Если вы согласитесь, что, мол да, неприятно, да, я бы не хотела завалить экзамен и потерять работу, но, такое может произойти! Такое может произойти независимо от того насколько я ХОРОШО подготовленна, насколько ХОРОШИЙ сотрудник и т.д.
Если такое произойдёт, то мне будет неприятно, но это не означает, что я неудачница. Это означает лишь то, что сегодня получилось так, как получилось. И я бы хотела двигаться дальше к своим целям этим или любыми другими путями.
Возможно, что это всё звучит просто, но это направление, куда стоит смотреть и двигаться. К такому мышлению и отношению можно прийти постепенно самостоятельно, а можно чуть быстрее и точнее с помощью специалиста.
Надеюсь, что некоторые новые мысли я вам подбросил.
P.S. Две простые и полезные книги на эту тему: «Тонкое искусство пофигизма» и «Магический пофигизм».
—
Обсудить любые вопросы, связанные с мотивацией, страхами, ленью и другими психологическими трудностями можно в телеграм-чате: https://t-do.me/psy_chat
Естественное предназначение?
Поговорим о «естественном предназначении женщины»?
О другой стороне медали «чуда материнства». И нет, я не о той цене, которую платит женщина. Я о самом этом «чуде», о детях.
Мальчик, 6 лет. Направлен толковым лором с подозрением на психосоматику. Астма без видимых причин. У мамы врожденный порок сердца, она совершила подвиг всей своей жизни, что вообще решилась родить ребенка ‘мужу и бабушкам’. Поэтому маму нельзя волновать, нельзя громко разговаривать, бегать и баловаться. И, конечно же, ни в коем случае нельзя плохо себя вести. Мама может умереть от этого. Буквально. После разговора с мамой: «Так я не совсем поняла. Мне что теперь, не болеть? Как по-вашему я смогу это исправить? Ваши требования просто невыполнимы! Что за чушь!»
И это я специально упомянула только более/менее благополучные семьи. Что уж говорить о детях, растущих в условиях домашнего насилия, крайней нищеты или в детдомах.