Что такое оценочные материалы

Методическая разработка «Контрольно-оценочный материал, как средство контроля профессиональных знаний и умений

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж»

«Контрольно-оценочный материал как средство контроля профессиональных знаний и умений»

Подготовила: Гуацаева А.А.

Чтобы получить качественный методический продукт в деятельности

педагога и мастера производственного обучения, необходимо владеть методикой диагностики знаний и умений учащихся в системе профессионального образования, в котором особое внимание уделяется выбору контрольно-оценочных материалов как средства контроля профессиональных знаний и умений учащихся.

Поскольку в современном мире будущее – за высшим рабочим образованием, методическая подготовка педагога, мастера производственного обучения должна выйти на новый уровень развития профессионального образования.

Методическое конструирование, применение современных педагогических технологий, технических средств обучения, практики обучения даст возможность достигнуть единства в учебном процессе.

Контрольно-оценочные материалы – средства, позволяющие отслеживать ход учения и выполнения профессионального действия путем сопоставления полученных результатов с заданными образцами для определения соответствия или несоответствия знаний, умений, навыков учащегося целям и задачам обучения.

Тестовое задание – это задание, логическая единица теста, включающая в себя текст задания определенной конструкции, эталон ответа и имеющая оценочный показатель.

Задача – задание, представленное в виде набора условий (требующее

нахождения решения по известным данным с соблюдением известных условий).

Упражнение – задание, повторяющееся многократно с целью приобретения навыков.

1. Сущность понятия «контрольно-оценочный материал»

С психологической точки зрения необходимость контроля для успешного протекания образовательного процесса обусловлена тем, что каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах.

Одна из трактовок понятия «контроль» в образовательном процессе

предполагает наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков

студентов. Контроль обеспечивает установление обратной связи, т.е. получе ние сведений о результате учебной деятельности студентов. Обратная связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в образовательный процесс, для совершенствования его содержания, методов и форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью студентов.

Раскрывая сущность процесса оценки, выделяем в нем следующие компоненты:

§ формирование целей контроля, позволяющих определить, что должно

§ выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей;

§ выставление отметки или иного способа выражения результатов проверки.

Все компоненты оценки как процесса взаимосвязаны и каждый влияет на все последующие. Цели контроля позволяют уточнить результаты обучения, показать изменения в знаниях, умениях студентов. В зависимости от поставленных целей контроля подбираются различные типы вопросов и заданий, выполнение которых обнаружит определенные качества знаний.

Кроме оценивания (как процесса) контроль содержит в себе и оценку (как результат) проверки. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Также в педагогической литературе рассматривается понятие «педагогическая оценка» как последовательность действий преподавателя, включающая в себя постановку цели, разработку контрольного задания (вопроса), организацию, проведение и анализ результатов деятельности, реализация которых в образовательном процессе приводит к заключению, обуславливающему цели проверки.

В последнее время в педагогике появилось и широко используется понятие «контрольно-измерительный материал». Понятие «контрольно-измерительный материал» в педагогике рассматривается как система заданий специфической формы, позволяющая измерить уровень обученности студентов, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области содержания дисциплины или профессионального модуля. Одним из преимуществ контрольно-измерительных материалов является большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность студента.

Исходя из определения понятия «контрольно-измерительные материалы», можно сделать вывод, что под данными материалами подразумеваются только тестовые задания.

Понятие «контрольно-оценочный материал» рассматривается шире, чем понятие «контрольно-измерительный материал» и определяется как средства, позволяющие отслеживать ход учения и выполнения профессионального действия путем сопоставления полученных результатов с заданными образцами для определения соответствия или несоответствия знаний, умений, навыков студента целям и задачам обучения.

Целью использования контрольно-оценочных материалов является управление образовательным процессом на основе анализа эффективности усвоения учебного материала и качества знаний и умений студентов. Так как

контроль выполняет диагностическую, обучающую и воспитательную функции, а оценка – диагностическую, воспитательную, мотивационную и информационную функции, то, следовательно, контрольно-оценочный материал служит основным средством для реализации этих функций.

В общем виде контрольно-оценочные материалы имеют единый структурный элемент, являющийся элементом неизвестности. Для нахождения элемента неизвестности содержательной составляющей в контрольно-оценочных материалах служит некое условие, представленное в виде теоретических вопросов, банка тестовых заданий, задач (текстовых, экспериментальных, на проверку умений), упражнений (письменных, графический, учебно-трудовых), заданий по моделированию конкретных ситуаций.

Таким образом, на основе определения структуры контрольно-оценочного материала можно представить классификацию этих материалов.

2. Классификация контрольно-оценочного материала

В настоящее время тестирование является одним из современных методов контроля знаний и умений в профессиональных учебных заведениях.

В самом общем виде тестовые задания должны:

· соответствовать содержанию учебного материала;

· быть составлены по определенным правилам;

· быть апробированы (проверены на практике);

· быть понятными испытуемому.

Состав разрабатываемого задания включает три части:

v правильный ответ (эталон).

Инструкция должна содержать указания на то, что тестируемый должен сделать, каким образом и как предъявить правильный ответ (сделать пометку, вписать слово, присвоить номера и т. д.).

Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания и может включать введение (информация, предшествующая вопросу), само задание (вопрос) и стимулирующий материал (рисунки, схемы, таблицы, графики и т. д.).

Правильный ответ – обязательный атрибут тестового задания. Для заданий объективного плана должен быть дан эталон ответа, с которым будет

сравниваться ответ тестируемого.

Для заданий субъективного плана необходимо привести правила оценивания (набор критериев), которые позволят однозначно оценить качество выполнения задания.

Преподаватели (мастера п/о) при проведении тестирования, направленного на проверку усвоения учебного материала, чаще всего используют следующие виды тестовых заданий:

1. Тестовые задания первого уровня, требующие выполнения деятельности по узнаванию изучаемого объекта:

ü «выбор одного правильного ответа из двух и более предложенных альтернатив»;

ü «выбор нескольких правильных ответов из предложенных альтернатив»;

ü на установление правильной последовательности.

2. Тестовые задания второго уровня, требующие выполнения деятельности по воспроизведению изучаемого объекта, – тестовые задания на дополнение.

Источник

Доклад «Формирование фонда оценочных материалов»

Выбранный для просмотра документ Формирование фонда оценочных материалов.docx

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Баратаевская средняя общеобразовательная школа

Болотнинского района Новосибирской области

«Формирование фонда оценочных материалов»

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС .

Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Как учитель, так и ученик имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена или занижена

Уровни достижения планируемых результатов освоения ООП:

Базовый уровень достижений – оценка

«Удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Повышенный уровень-оценка «хорошо» (отметка «4»).

Высокий уровень – оценка «отлично» (отметка «5»).

Пониженный уровень – оценка «неудовлетворительно»

Низкий уровень – оценка «плохо» (отметка «1»)

Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради.

Критерии оценивания направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных.

Оценивание производится в баллах, которые затем переводятся в оценку.

При аккредитации любой образовательной организации по реализации основных образовательных программ любого уровня имеется критерий:

Определение соответствия качества фондов оценочных материалов организации, осуществляющей образовательную деятельность, федеральным государственным стандартам;

• При переходе на ФГОС, изменяется и фонд оценочных средств;

Как использовать, то что уже имелось и разработать такие материалы, которые бы учитывали индивидуальные

Для чего необходимо разрабатывать фонд оценочных материалов?

Для того, чтобы всесторонне оценить образовательную деятельность учащихся. Сегодня от педагога требуется чёткая формулировка того, что необходимо измерить.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений

поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программе (ООП) создаются фонды оценочных материалов (ФОМ) для проведения входного и текущего

оценивания, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. ФОМ является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения ООП ООО, входит в состав ООП в целом и учебно-методических комплексов (в частности Рабочей программы) соответствующего учебного предмета.

Оценочные материалы (ОМ) – это методические материалы,

которые нормируют процедуры оценивания результатов обучения обучающихся для установления их соответствия требованиям ФГОС. Оценочные материалы как неотъемлемая часть образовательных технологий (прежде всего инновационных) должны стать действенным средством не только оценки, но и (главным образом) обучения.

• Формы контроля должны еще более чем раньше, стать

своеобразным продолжением методик обучения, позволяя

обучающемуся более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а

преподавателю – направлять деятельность обучающегося в

• Фонды оценочных материалов (ФОМ) – это совокупность

методических материалов позволяющих оценить качество

усвоения учебного материала, т.е. знания, умения и уровень

приобретенных компетенций обучающихся.

Фонд оценочных материалов – комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения,

• ФОМ как система оценивания состоит из трех частей:

1. Структурированного перечня объектов оценивания (структурной матрицы формирования и оценивания результатов обучения ООП),

2. Базы учебных заданий,

3. Методического оснащения оценочных процедур.

Фонды оценочных материалов создаются для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений

поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программы ОО.

обучающихся, на разных стадиях их обучения, а также для проведения итоговой аттестации обучающихся и проверки соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки

требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ООП, учебного предмета.

Оценивание производится в ходе:

• входного и текущего контроля знаний;

Порядок и условия оценивания определяются образовательной организацией общего образования самостоятельно и фиксируются локальными нормативными актами образовательной организации.

Условия и порядок проведения оценочных мероприятий и процедур раскрываются в Положении о проведении текущего контроля и

Формирование ФОМ в соответствии с требованиями компетентностного подхода проводится на основе:

использования методов контроля, помогающих формировать самооценку ученика и нацеленных на рефлексию познавательной деятельности;

использование методов групповых и взаимных оценок (взаимопроверка; экспертные оценки группами),

перехода от оценки только результатов обучения к

систематическому контролю, включая пооперационный (контроль для обучения);

отслеживания и фиксации формирования личностных качеств (необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, способствующей подготовке выпускника, готового вести поиск решения новых задач); переноса акцента в контроле с того, что не «знают» на

оценку того, что «знают», умеют, способны продемонстрировать;

повышения объективности результатов оценивания при

применении качественных стандартизированных инструментов;

применения программных средств, позволяющих проводить

адаптивный контроль, своевременную индивидуальную

коррекцию обучения, а также хранить и обрабатывать

информацию по всем оценочным мероприятиям.

Фонд оценочных средств должен формироваться на основе

ключевых принципов оценивания:

валидность (объекты и содержание оценивания должны

соответствовать поставленным целям и функциям контроля

надежность (нацеленность используемых методов и средств

на объективность оценивания);

эффективность (оптимальность выбора для конкретных

условий использования целей, методов и средств контроля).

Функции различных ФОМ:

1) ФОМ входного оценивания используется для фиксирования начального уровня подготовленности обучающихся и построения

индивидуальных траекторий обучения.

2) ФОМ текущего контроля используется для оперативного и регулярного управления учебной деятельностью (в том числе самостоятельной).

3) ФОМ промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету, модулю предназначен для оценки степени

достижения запланированных результатов обучения по завершению изучения предмета, модуля в установленной

учебным планом форме: контрольная работа, тест, диктант и т.д.

4) ФОМ итоговой аттестации используется для проведения контрольной работы, зачета, экзамена, выполнения и оценки

качества выполнения ООП.

Этапы формирования фонда оценочных материалов:

1) Разработка и подбор контрольных заданий, по результатам выполнения которых можно судить о достижении обучающимся

определенного результата обучения и, следовательно, соответствии тому или иному предъявляемому требованию.

2) Формирование содержания конкретных контролирующих мероприятий (контрольная работа, зачет, самоконтроль и т. п.). Разработка плана контролирующего мероприятия, в которой

указываются контролируемые результаты обучения (дидактические единицы), индикаторы (деятельностные цели), структура используемого комплекса заданий, регламент проведения, учебно-

методические, технические условия его проведения, критерии оценивания, использование результатов контроля.

3) Определение критериев оценивания результатов выполнения контрольных заданий в заданных условиях. Процедура выставления оценки должна быть обязательно известна, прозрачна и ясна обучающемуся. В результате оценивания обучающийся должен четко осознавать что, как и когда оценивалось,

за что ему начислен или не начислен балл

4) Разработка методических материалов для каждого участника контролирующего мероприятия. В различных формах контроля это:

• инструкции (методические указания) для обучающихся,

• сценарии контролирующих мероприятий;

• инструкции по обработке, анализу и интерпретации полученных результатов;

• формы бланков ответов (опросные листы), рецензий, оценочных листов

Оценивание результатов должно проводиться по специально установленной шкале. Шкала определяет систему пересчета суммы баллов (суммы веса критериев), полученных обучающимися в ходе оценочных мероприятий и правила принятия решения об итоговой оценке.

Материалы для письменных работ комплектуют по вариантам (не менее 2-х), включая в них контрольные задания и инструкции для обучающихся по их выполнению.

Тесты (в т.ч. для проведения компьютерного тестирования)

формируют в соответствии с общими требованиями к оформлению и содержанию тестов.

Методически грамотно сформированный фонд оценочных материалов является инструментом, позволяющим выполнять требования федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированных на результаты образования.

Перед педагогическими коллективами стоят сложные задачи по разработке заданий, адаптированных к практикоориентированным оценочным процедурам, обеспечивающих принятие обоснованных решений об освоении обучающимися компетенций, видов

Работа по созданию современных оценочных средств будет способствовать достижению более высокого уровня качества образования.

Титульный лист оценочных материалов

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № __

______________________________________ Наименование МО

Фонд оценочных средств

по учебному предмету (модулю)

наименование учебного предмета(модуля) в соответствии с учебным планом

Составитель / составители: ______________________________

Фонд оценочных средств рассмотрен и одобрен на заседании

протокол №_____ от «_____» ________________ 201__ г.

Руководитель Методического объединения(кафедры) __________________

ПАСПОРТ фонда оценочных материалов

по учебному предмету______________________________

Контролируемые разделы, темы, модули

Знания, умения, формируемые компетенции

Оценочные материалы Количество тестовых заданий

Другие оценочные средства Вид Количество

Наименования разделов, тем, модулей соответствует

рабочей программе учебного предмета.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

возможности и способности учеников.

а личность, которую ВЫ формируете.

а кто его применяет на практике.

Выбранный для просмотра документ Формирование фонда оценочных материалов.ppt

Источник

«Формирование фонда оценочных материалов и их место в рабочей программе педагога»

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

Содержимое разработки

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

Формирование фонда оценочных материалов и их место в рабочей программе педагога

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает в качестве своего ведущего компонента требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками образовательного процесса.

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

Портфель достижений – это специально организованная подборка работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях.

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

выполнение проверочных работ

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

администрация образовательного учреждения

фонд оценочных материалов для проведения промежуточного контроля

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

Оценочные материалы должны содержать разноуровневые:

базовый (опорный) уровень свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимый для продолжения образования на следующей ступени, о правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) задач, построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для решения простых учебных и учебно – практических задач (знакомых и освоенных в процессе обучения). Оценка достижений этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач (заданий), в которых очевиден способ решения.

повышенный (функциональный) уровень свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижений этого уровня осуществляется с помощью задач (заданий), в которых явного указания на способ выполнения, и обучающемуся приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» во 2 классе

Состав слова (морфемика)

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

Обучающийся получит возможность научиться:

оценка достижений учащихся в процессе изучения предмета, курса, дисциплины с выделением положительных и отрицательных результатов, а также планирование предупреждающих, корректирующих мероприятий;

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

Фонд оценочных материалов по каждому предмету или курсу должен соответствовать разделу рабочей программы и включать тестовые задания и другие оценочные средства по каждому разделу дисциплины. Каждое оценочное средство по теме должно обеспечивать проверку усвоения конкретных элементов учебного материала.

Источник

Оценочные средства и критерии оценивания

Что такое оценочные материалы. Смотреть фото Что такое оценочные материалы. Смотреть картинку Что такое оценочные материалы. Картинка про Что такое оценочные материалы. Фото Что такое оценочные материалы

Оценочные средства и критерии оценивания

Понятие качества образования сегодня лежит в основе оценки педагогических технологий, образовательных программ, деятельности учебных заведений, подготовки выпускников. Особую остроту проблемы оценки качества образования и разработки оценочных средств приобрела в связи с реализацией ФГОС ВПО, констатирует следующее:

1. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

2. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания и умения, и освоенные компетенции.

3. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся.

Итак, данные ФГОС ориентирует преподавателей на то, что к началу учебного года у них должны быть разработаны и соответствующим образом оформлены фонды оценочных средств по дисциплине. Но сложность выполнения такой задачи заключается в том, что сегодня нет для этого необходимой нормативной базы.

В первую очередь определимся в понятиях «оценочная деятельность», «оценочные средства» и «фонд оценочных средств». Известно, что структура оценочной деятельности включает определение предмета оценивания, формулирование цели оценивания, разработку критериев оценки, подбор средств оценки, выбор технологии оценивания. С учетом того, что любую оценку можно произвести, только сравнивая некую величину на ее соответствии неким образцовым значениям, в качестве предмета оценивания могут выступать:

1. Продукты образовательной деятельности студентов, оцениваемые на соответствие определ е нному эталону, требованиям (например, соответствие представленных к оценке результатов самостоятельной работы установленным требованиям к реферату, курсовой работе, отч е ту по практике).

2. Процесс образовательной деятельности студентов, который оценивается на соответствие установленному алгоритму, регламенту (например, на практическом занятии оценивается точность и скорость выполнения студентом учебных и профессиональных операций).

3. Уровень усвоенной студентами профессионально значимой научной информации в рамка учебной дисциплины.

4. Компетенции (общекультурные или профессиональные).

Оценочные средства представляют собой специально разработанные методические и контрольно-измерительные материалы, позволяющие объективно и корректно определять соответствие результатов и процесса учебно-профессиональной деятельности студентов, а также освоенных ими компетенций требованиям, установленным нормативными документами, образовательными и профессиональными стандартами. Под фондом оценочных средств понимается комплект методических, контрольно-измерительных и оценочных материалов, предназначенных для оценивания результатов и процесса образовательной деятельности студентов. Фонд оценочных средств может состоять из тр е х частей: средства для текущей аттестации студентов, средства для промежуточной аттестации студентов, средства для итоговой аттестации выпускников.

Важный момент, о котором следует помнить, создавая оценочные средства, заключается в том, что они должны стать своеобразным и естественным продолжением используемых преподавателем технологий и методик обучения. Это позволяет студенту более ч е тко осознавать свои достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а педагогу – направлять деятельность обучающегося в русло, необходимое с позиции формирующихся компетенций. Так, если преподаватель работает на основе интерактивных технологии, то для оценки умения анализировать и сопоставлять ситуационные задачи, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств целесообразно будет использовать такие методы, как составление концептуальных таблиц, решение ситуационных и проблемных задач, перекр е стную дискуссию, синквейн и т. д. Возможны оценочные средства, не имеющие на сегодня признанных решений. Правда, они используются довольно редко. Чем выше уровень неопредел е нности, творчества (выше сложность, эвристичность ответа), задаваемого оценочным средством, тем меньше степень нормирования. Например, если в качестве оценочного средства используется ситуационная задача, то е е содержание будет нормировано. А вот решения, предлагаемые студентами, ж е стко нормировать вряд ли возможно. Таким образом, будут заданы лишь общие критерии оценки ответа: обоснованность, оригинальность и т. п. Помимо индивидуальных оценок могут использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга, оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ, экспертные оценки группами из студентов, преподавателей т работодателей. По итогам оценивания следует проводить анализ образовательных достижений остудентов, отмечая как положительные, так и отрицательные индивидуальные и групповые результаты, обозначая пути дальнейшего развития.

В работе по созданию фонда оценочных средств можно выделить ряд взаимосвязанных и последовательных этапов.

1этап. Устанавливается полный состав требований к студенту на разных этапах обучения и выпускнику. Требования, содержащиеся в ФГОС, дополняются требованиями, вытекающими из заявленных целей учебного заведения, а также имеющихся профессиональных стандартов.

2 этап. Созда е тся перечень компетенций студентов.

3 этап. Проектируется накопительная система сбора данных на каждого студента за весь срок обучения (портфолио студента).

4 этап . Формируется структура и содержание оценочных средств для каждого этапа обучения студентов.

5 этап. Созда е тся спецификация проверяемых компетенций и соответствующих им заданий, ориентированных на каждый этап контроля. Определяется число заданий и время, необходимое для ответов. Устанавливается процедура контрольно-оценочного процесса. Обеспечивается высокая значимость каждого задания.

6 этап . Для оценки каждой из заявленных к оцениванию компетенций разрабатываются задания, по результатам выполнения которых можно судить об уровне е е сформированности, а также степени освоения учебного материала дисциплины.

7 этап . Разрабатываются наборы оценочных материалов, равнозначных по содержанию, сложности и сумме входящих в низ заданий.

9 этап. Устанавливаются критерии и шкала оценивания, по которым можно судить о соответствии или несоответствии уровня сформированности компетенций студентов требованиям ФГОС.

10 этап. Разрабатываются инструкции по выполнению контрольно-оценочного процесса.

Целесообразно разработать программу или план создания фонда оценочных средств. Структура фонда оценочных средств может быть примерно такой:

— программа и план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок обучения;

— модели компетенций и программы оценивания компетенций в соответствии с этапами обучения и специальностью подготовки;

— критерии и показатели оценки уровней сформированности компетенций (критерии оценки соответствия должны быть одними и теми же для всех участников оценивания) и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля;

— совокупность контрольно-измерительных материалов, предназначенных для измерения знаний и умений студентов при освоении содержания учебных дисциплин;

— совокупность компетентностно-оценочных материалов, предназначенных для оценивания динамики формирования компетенций на определ е нных этапах обучения;

— методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций на всех этапах проверки;

— инструкции и программно-инструментальные средства обработки результатов, статистического анализа данных, графической визуализации, форматы представления их пользователям;

— банк статистической информации и программы мониторинга учебно-профессиональных достижений студентов;

— структура портфолио и доступная статистическая информация (интерфейсы по категориям пользователей: студенты, преподаватели, администрация, работодатели);

— совокупность заданий, предназначенных для предъявления выпускнику на экзамене, критерии их оценки;

— методические материалы, определяющие процедуру проведения экзамена;

— методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ФГОС на основе выполнения и защиты их выпускной и квалификационной работы;

— рекомендации по обновлению фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменения процедур, методов, технологий, показателей, критериев).

Оценка качества освоения студентами основных образовательных программ включает текущий, рубежный контроль успеваемости, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию студентов. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации студентов на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП создает настоящие фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной учебной работы по курсу дисциплины, учебной практики по индивидуальной инициативе преподавателя. Данный вид контроля стимулирует у студента стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной дисциплины, овладению профессиональными и общекультурными компетенциями. При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление образовательным процессом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *