Что такое оценочные обязательства в балансе
Оценочные обязательства предприятия
Отражение оценочных обязательств в бухучете является обязательным. Чаще всего бухгалтерами фиксируется резерв по оплате отпускных. Но это не единственный случай, когда нужно учитывать рассматриваемые обязательства. Фиксируются они только в отчетности. В налоговой декларации резервы фигурировать не будут.
Вопрос: Как отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности оценочные обязательства организации в связи с возникновением у работников права на оплачиваемые отпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации?
Согласно учетной политике организации формирование оценочного обязательства на оплату отпусков работникам производится ежемесячно в последний день каждого месяца на основании данных о среднем заработке и количестве дней отпуска по каждому работнику.
Управленческие расходы в качестве условно-постоянных признаются в себестоимости продаж в периоде их принятия к учету.
В налоговом учете организация не создает резерв на предстоящую оплату отпусков.
Посмотреть ответ
Что собой представляет оценочное обязательство?
Оценочные обязательства (ОО) – это имеющееся обязательство предприятия, которое отличается неопределённой суммой или сроком осуществления. При его наличии необходимо создать резерв.
Если показатель не будет фигурировать в отчётности, это приведёт к завышению чистой прибыли. По этой причине бухгалтерская отчётность не даст объективных сведений о положении предприятия. Все это может привести к негативным последствиям: увеличение дивидендов и ухудшение финансового состояния организации.
Оценочные обязательства существенно отличается от прочих резервов. Рассмотрим примеры:
При фиксировании ОО часто возникают затруднения. Для предупреждения ошибки важно отличать оценочное обязательство от других видов резервов.
Возникновение оценочных обязательств
Оценочные обязательства могут появиться вследствие следующих факторов:
Оценочные обязательства указываются в учете только при наличии условий:
Для формирования резерва должны присутствовать все перечисленные условия. Если одно из них не выполняется, признается условное обязательство. Данный показатель не нужно фиксировать в учете. Он прописывается в пояснениях к отчету.
Учет оценочных обязательств
Оценочные обязательства фиксируются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отражаться сумма может как в перечне конкретных расходов (к примеру, траты на ремонт по гарантии»), так и в списке прочих расходов.
Проводки начисления ОО будут выглядеть следующим образом:
Погашение обязательств будет отражено следующим образом:
Выбранные счета определяются проведенной операцией.
Пример
Предприятие участвует в судебных тяжбах. Ожидается, что ему придется выплачивать 80 000 рублей. Отражено это будет следующим образом:
Было получено решение суда. Расчеты предприятия не оправдались. Организации нужно будет выплатить 100 000 рублей. Операцию можно отразить следующим образом:
Все указываемые проводки должны быть подтверждены первичной документацией. Из учета можно ясно понять, какие именно операции были осуществлены.
Нужно ли отражать оценочные обязательства в налоговом учете?
Отсутствие сведений об ОО в налоговом учете – это не ошибка. Резервы можно не указывать, так как они не влияют на размер начисляемых налогов. Данная информация не потребуется налоговым органам. Зато она пригодится банковским учреждениям, к которым обращается предприятие, или его инвесторам.
Резюме
Оценочные обязательства предполагают создание резерва. Обязательства, чтобы они были признаны оценочными, должны соответствовать ряду условий. Главные признаки – невозможность определить точные суммы начислений и сроки их погашения. Обязательства должны быть неотвратимыми. К примеру, они появляются на основании договоров с сотрудниками. Если обязательство не отвечает установленным требованиям, то учитывается оно в другом порядке. ОО фиксируются только в бухучете. Указывать их в налоговой декларации не нужно, так как предполагаемые расходы на размер налогов не влияют. Их появление в учете является обязательным.
Что такое заёмные средства и оценочные обязательства
В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает о двух видах пассивов. Первый хорошо знаком российским бухгалтерам. Второй они предпочитают не замечать или называют резервами предстоящих расходов, хотя их экономическая сущность сильно отличается. В новых ФСБУ оценочных обязательств становится все больше, поэтому разбираться с ними все равно придется.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом. Заканчиваем разбирать пассивы, сегодня познакомимся с заёмными средствами и оценочными обязательствами.
Заёмные средства
Заёмные средства — это обязательства по полученным займам и кредитам. Для справки: займы и кредиты — это не одно и то же, хотя с точки зрения учета большой разницы нет. Кредит может выдавать только финансовая организация с соответствующей лицензией на строго определенный срок. Кредит выдаётся и возвращается только деньгами. За пользование кредитными средствами всегда берется плата. Заем может выдать кто угодно на определенный или неопределенный срок. Взаймы могут даваться любые активы — хоть продукты питания. Заем бывает беспроцентным, то есть бесплатным для заемщика.
В международной финансовой отчетности заёмные средства представлены несколькими статьями:
Возможно и другое разделение. Предпринимателю важно разграничить составляющие заёмных средств по экономической сущности, а не по юридической форме.
Первая составляющая — так называемое тело займа или кредита. Это сумма, которая взята в долг. Для заёмщика это не доход и не расход, а просто денежные средства, которые одолжены на время. Возникшая сумма денег уравновешена точно таким же обязательством перед кредитором.
Вторая — плата за пользование чужими деньгами. Это обязательство, которое влечёт расход. Когда компания берет в долг, нужно понимать за счет чего это обязательство будет погашаться. Для этого нужно планировать свои продажи и считать рентабельность собственного капитала.
Третья — плата за получение возможности пользоваться чужими деньгами. Например, это стоимость консультационных услуг по подбору займа или кредита. И это тоже расход.
ООО «Рога и копыта» взяло кредит 100 000 руб. на 2 года под 12% годовых. В момент получения кредита обязательство составляет 100 000 руб. Через год — 112 000 руб. К концу срока действия договора — 124 000 руб. Итого за два года расходы составят 24 000 руб.
Есть исключение. Если заём или кредит берётся на приобретение основных средств или нематериальных активов, то проценты, начисленные до начала их использования, включаются в стоимость таких активов. То есть они сначала увеличивают стоимость активов, и в моменте расхода нет. Но важно понимать, что эти суммы все равно станут расходами, когда будет начисляться амортизация.
ООО «Рога и копыта» взяло кредит 100 000 руб. на 2 года под 12% годовых для строительства сарая. В момент получения кредита обязательство составляет 100 000 руб. Через год сарай был построен. Его стоимость составила 112 000 руб. (тело кредита проценты, начисленные за год). К концу срока действия договора начислено еще 12 000 руб., которые сразу отнесены на расходы. Сарай планируется использовать 6 лет. Поэтому каждый год 1/6 его стоимости будет списываться на расходы. В этой сумме будет сидеть 2000 руб. процентов.
И последнее. В бухгалтерской отчетности заёмные средства подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. До срока возврата первых осталось больше года, вторых — меньше. Когда до срока возврата долгосрочных заемных средств остается меньше года, они становятся краткосрочными.
Оценочные обязательства
Оценочные обязательства (Provisions) — это обязательства с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. Так гласит Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». То есть мы точно должны денег, но пока не знаем сумму долга. Или когда его нужно будет погасить. Или и то и другое. Но гасить придется.
Например, такое может случаться, когда:
ООО «Рога и копыта» производит тортики. Клиент заказал сложный свадебный торт. Директор радостно подписал договор на изготовление. Позже посчитал себестоимость и понял, что она больше цены продажи. Договор не предусматривает санкций за его расторжение. Оценочное обязательство не признаётся, потому что договор можно расторгнуть без финансовых последствий.
Пример 4.
Та же ситуация, но договор предусматривает неустойку за расторжение. Оценочное обязательство признается, потому что расходов избежать не удастся. Придётся либо производить торт с убытком, либо платить неустойку.
Чтобы определить величину оценочного обязательства, нужно вычислить наиболее вероятную величину расходов на его погашение. Для этого определяется средневзвешенное или среднеарифметическое значение. Выбор метода оценки зависит от того, как мы можем оценить вероятные величины: набором или интервалом значений.
ООО «Рога и копыта» заключило договор на поставку партии тортиков. Договор предусматривает неустойку 100 000 руб. за каждый день просрочки поставки. Что-то пошло не так, и тортики уехали к покупателю на неделю позже оговоренного срока. Покупатель требует заплатить 700 000 руб. неустойки. Продавец считает, что по его вине просрочка составила лишь два дня, а остальные пять вызваны обстоятельствами непреодолимой силы — ураган разрушил склад готовой продукции, из-за чего партию пришлось делать заново. Поэтому готов заплатить только 200 000 руб.
Покупатель не согласен с такой оценкой и обратился в суд. Юрист «Рогов и копыт» оценивает шанс того, что дело решится в пользу истца в 20%, в пользу ответчика — в 80%. Считаем методом средневзвешенного.
Величина оценочного обязательства составит:
200 000 руб. * 80% + 700 000 руб. * 20% = 300 000 руб.
Пример 6.
Та же ситуация, но юрист предполагает, что суд может посчитать форс-мажором любое количество дней из пяти спорных и принять решение о присуждении любой суммы неустойки в интервале от 200 000 руб. до 700 000 руб. Считаем методом среднего арифметического.
Величина оценочного обязательства составит:
(200 000 руб. + 700 000 руб.) / 2 = 450 000 руб.
Важно помнить, что оценочное обязательство — это совершенно реальный долг. И ближе к дате погашения о нем становится известно все больше точно определенных фактов. Из-за этого он может стать больше, чем его прошлая оценка в балансе.
Кстати, интернет-бухгалтерия «Моё дело» интегрирована с крупнейшими российскими банками. Поэтому учет операций по поступлению и возврату заёмных средств сопряжен с фактическим поступлением или выплатой денег. И все это — из интерфейса интернет-бухгалтерии. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!
Секреты оценочных обязательств
Автор: Виктория Лихушина, старший бухгалтер-консультант Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2021 г.
В качестве классических оценочных обязательств принято считать оценочные обязательства по будущей оплате отпусков. Но для корректного учета нужны и другие обязательства. О том, как работать с обязательством при применении ФСБУ 5/2019 «Запасы», 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения», узнаете в этом материале. Периодически будем ссылаться на ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».
Редкие оценочные обязательства
При покупке определенных видов долгосрочных активов, организации должны ликвидировать эти активы по окончании срока их полезного использования и определить к восстановлению площадь, указанную под эти активы.
Согласно ФСБУ 5/2019 (подп. «г» п. 11), который применяется с начала 2021 г., оценочное обязательство по демонтажу ОС, утилизации и восстановлению окружающей среды включаем в фактическую стоимость запасов.
С начала 2022 г. вступает в действие ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Этот документ определяет: когда компания обязана организовать демонтаж, утилизацию ОС и расходы по таким процессам возможно корректно оценить, в бухгалтерском учете нужно признать оценочное обязательство, которое называется ликвидационным. Стоимость ликвидационного обязательства включают в фактические расходы на капвложения.
Нет необходимости признавать ликвидационное обязательство, если:
Компания избежала расходов на приобретение актива.
Расходы не способствуют уменьшению экономических выгод компании.
Расходы не подлежат обоснованной оценке.
Если для работ по ликвидации негативного последствия создания ОС установлены сроки до окончания строительства или непосредственно после него, то их стоимость включают в фактические затраты на капитальные вложения в обычном порядке. Если невозможно определить срок работ, стоимость формируем способом создания оценочного обязательства.
Чтобы признать в бухгалтерском учете оценочное обязательство, нужно:
уточнить величину оценочного обязательства;
уточнить ставку дисконтирования;
посчитать приведенную стоимость оценочного обязательства;
сформировать соответствующие бухгалтерские проводки.
Как определить величину оценочного обязательств при ликвидации
Сумма обязательства определяется величиной планируемых расходов на устранение ОС и ликвидации негативных последствий для окружающей среды, с учетом уровня инфляции. Момент исполнения обязательства определяем для каждого актива отдельно. Обоснование оценки созданного обязательства оформляем документально (п. 16 ПБУ 8/2010).
Дисконтируем обязательство
Так как срок использования ОС превышает момент исполнения обязательства, в его изначальную стоимость необходимо включать дисконтированную (приведенную) сумму оценочного обязательства (п. 8, 20 ПБУ 8/2010, подп. «ж» п. 10 ФСБУ 26/2020).
Формула для определения коэффициента дисконтирования (приложение 2 к ПБУ 8/2010):
где КД – коэффициент дисконтирования; СД – ставка дисконтирования; n – период дисконтирования оценочного обязательства в годах.
Для отражения оценочных обязательств в бухгалтерском учете используют счет 96 «Резервы предстоящих расходов». При приобретении ОС нужна проводка:
При признании оценочного обязательства отражаем дисконтирование текущей стоимости обязательства для доведения его до планируемой стоимости.
Регулирование дисконтированной суммы обязательства за счет сокращения срока до погашения обязательства указывают в составе прочих расходов, обычно по строке 2330 «Проценты к уплате» Отчета о финансовых результатах.
По окончании каждого года необходимо уточнять обоснованность признания обязательства и его размер (п. 23 ПБУ 8/2010). По результатам уточнения обязательство изменяют: увеличивают, уменьшают, полностью списывают или оставляют без изменения.
Поскольку ликвидационное оценочное обязательство признается по приведенной (дисконтированной) стоимости, суммы его корректировок необходимо продисконтировать исходя из срока, который остался до исполнения обязательства. Исключение – ситуации, когда с момента корректировки до окончания срока остается не более 12 месяцев (п. 20 ПБУ 8/2010).
Что проверить в годовом балансе до его представления в ГИР БО: оценочные обязательства
Оценочными признаются обязательства с неопределенной величиной или сроком исполнения, которые возникают из законодательных норм, судебных решений, договоров.
Отражаются такие обязательства на счёте учёта резервов предстоящих расходов (96). Неопределенность в сумме и в сроках погашения – ключевое отличие резервов от задолженности перед поставщиками и подрядчиками, например.
Формирование оценочных обязательств регулирует ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (Приказ Минфина РФ от 13.12.2010 г. № 167н).
Для начисления резервов предстоящих расходов (оценочных обязательств) нужно принимать во внимание следующее:
— резервами признаются обязательства, возникающие из прошлых событий, которые существуют независимо от будущих действий организации;
— резервы никогда не начисляются на возможные текущие убытки деятельности (п. 12 ПБУ 8/2010);
— сумма резерва должна быть документально подтверждена (профессиональное суждение, опыт прошлых событий, экспертная оценка);
— если срок исполнения оценочного обязательства больше 12 месяцев после отчётной даты, величину резерва нужно дисконтировать (п. 20 ПБУ 8/2010);
— на конец года величина резерва и обоснованность его начисления обязательно проверяются.
В качестве оценочных обязательств (= резервов предстоящих расходов) могут быть учтены:
— резерв предстоящей оплаты отпусков;
— резерв на гарантийный ремонт;
— резерв по планируемой реструктуризация деятельности;
— резерв по заведомо убыточным (обременительным) договорам (расходы на выполнение договора превышают поступления по нему, а за выход из договора предусмотрены санкции);
— резерв по предстоящим судебным издержкам и пр.
Начисление резервов обязательно, если есть основания для этого (п. 5 ПБУ 8/2010). Начисление происходит за счёт расходов по обычным видам деятельности или прочих расходов (п. 8 ПБУ 8/2010) (Дт 20, 23, 26, 44, 08, 91/2 Кт 96).
При составлении годовой отчётности проверьте, являются ли ваши резервы переходящими, если нет – их нужно восстановить (включить в соответствующие доходы) (Дт 96 Кт 91/1).
Пример проверки обоснованности резерва предстоящей оплаты отпусков
В ООО «Дельта», не являющимся СМП, остаток резерва предстоящей оплаты отпусков по состоянию на 31.12.2020 г. составляет 528 525 руб., в том числе по вознаграждениям за отпуск – 405 000 руб., по страховым взносам – 123 525 руб. Кадровая служба представила справку о величине предстоящих расходов по оплате отпускных на 31.12.2020 г. 438 000 руб. Страховые взносы с суммы вознаграждений за неиспользованные дни отпуска на 31.12.2020 г. – 133 590 руб. (438 000 х (30 % + 0,5 %))
Общая сумма резерва составит: 571 590 руб. (438 000 + 133 590).
Резерв необходимо доначислить в сумме 43 065 руб., в т. ч. по отпускным выплатам 33 000 руб. (438 000 – 405 000); по страховым взносам 10 065 руб. (133 590 – 123 525), что будет отражено в учете: Дт 20 Кт 96 – 43 065 руб.
Пример проверки резерва на гарантийный ремонт
Если обязательства по гарантийному ремонту и обслуживанию не завершены, резерв не восстанавливается.
Пример начисления резерва по заведомо убыточному договору
ООО «Альфа» заключила договор консультационного обслуживания с клиентом на один год с фиксированной абонентской платой – 300 000 руб. в месяц. В феврале «Альфа» посчитала, что будущие затраты на исполнение этого договора вырастут и составят 350 000 руб. в месяц. Санкции на расторжение договора составляют 400 000 руб.
Резерв нужно признать по наименьшей из двух величин:
— убытки по договору (300 000 руб. – 350 000 руб.) × 10 мес. = (500 000) руб.;
— санкции за расторжение – 400 000 руб.
На конец февраля «Альфа» признаёт резерв в размере 400 000 руб. вне зависимости от решения компании расторгать или продолжать деятельность по этому договору (Дт 91/2 Кт 96 – 400 000 руб.).
А что же будет, если резервы не начислять? ПБУ 8/2010 никакой ответственности не предусматривает, а вот налоговые органы при проверке могут признать отсутствие резервов при наличии оснований к их начислению грубым нарушением правил учёта доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) со всеми вытекающими – штраф 10 000 руб., плюс штраф на должностных лиц по ст. 15.11 КоАП РФ от 2 000 до 3 000 руб.
Оценочные обязательства
Оценочные обязательства – это обязательства с неопределенной величиной и (или) сроком погашения.
Термин «оценочные обязательства» введен ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Он в целом аналогичен понятию резервов по МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».
Оценочные обязательства отражаются в бухгалтерском учете на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».
Для отражения оценочного обязательства должны выполняться следующие условия:
1. В результате прошлых событий возникло обязательство, исполнения которого невозможно избежать.
— обязывающее событие должно произойти до окончания отчетного периода;
— выполнения обязанности нельзя избежать в силу:
2. Уменьшение экономических выгод, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно (уменьшение экономических выгод более вероятно, чем его отсутствие).
3. Может быть обоснованно оценена величина оценочного обязательства.
Оценивается сумма затрат, необходимых для погашения обязательства. Оценка производится на основании суждений руководства, прошлого опыта или мнения экспертов. ПБУ 8/2010, в отличие от МСФО (IAS) 37, требует документального подтверждения обоснованности оценки.
Требования к дисконтированию стоимости оценочного обязательства присутствует и в ПБУ 8/2010 и в МСФО (IAS) 37. При этом, если МСФО (IAS) 37 считает необходимым дисконтирование «когда влияние фактора времени на стоимость денег существенно», то ПБУ 8/2010 определяет более четкие критерии – если срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев, или меньший срок, установленный учетной политикой.
Примерами оценочных обязательств являются:
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.