Что такое оценочные процедуры
«Письмо» Минпросвещения России N СК-228/03, Рособрнадзора N 01-169/08-01 от 06.08.2021 «О направлении Рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году»)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N СК-228/03
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
N 01-169/08-01
ПИСЬМО
от 6 августа 2021 года
По итогам проведенной работы подготовлены рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году.
Направляем указанные рекомендации для использования в работе с муниципальными органами управления образованием и общеобразовательными организациями.
Министр просвещения
Российской Федерации
С.С.КРАВЦОВ
Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
А.А.МУЗАЕВ
Приложение
к письму Минпросвещения России
от 06.08.2021 N СК-228/03
письму Рособрнадзора
от 06.08.2021 N 01-169/08-01
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ПОДХОДАМ
К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В 2021/2022 УЧЕБНОМ ГОДУ
1.1. Понятие оценочных процедур
В настоящих рекомендациях рассматриваются контрольные, проверочные и диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет не менее тридцати минут. Все перечисленные виды работ называются оценочными процедурами.
Под диагностической работой в данных рекомендациях понимается форма оценки или мониторинга результатов обучения, реализуемая в рамках учебного процесса в общеобразовательной организации и нацеленная на выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся, включая достижение каждым обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами образовательной организации, всеми образовательными организациями муниципалитета или субъекта Российской Федерации и т.д.) требований к предметным и/или метапредметным, и/или личностным результатам обучения в соответствии с ФГОС, а также факторы, обусловливающие выявленные результаты обучения.
1.2. Уровни оценочных процедур
В настоящее время в Российской Федерации сложилась практика организации и проведения оценочных процедур трех уровней.
Федеральные оценочные процедуры
Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (часть 4 статьи 97 Федерального закона N 273-ФЗ).
Согласно пункту 5 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных Постановлением, Рособрнадзор осуществляет сбор и обработку результатов, а также организацию проведения национальных и международных исследований качества образования, иных аналогичных оценочных мероприятий.
Согласно пункту 10 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286, и пункту 9 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287, требования к предметным результатам формулируются с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований).
Таким образом, на основании вышеуказанных норм Рособрнадзор осуществляет мониторинг системы образования путем проведения на регулярной основе всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования (диагностические работы), а также обеспечивает участие образовательных организаций Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях качества образования (диагностические работы).
Результаты проводимых на федеральном уровне оценочных процедур могут быть использованы для анализа и организации учебно-методической работы на региональном и муниципальном уровнях, на уровне образовательной организации.
Региональные оценочные процедуры
Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, среди которых:
разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;
обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в большинстве субъектов Российской Федерации принята практика проведения оценочных процедур регионального уровня.
Оценочные процедуры, проводимые общеобразовательной организацией
В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации.
Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется локальными нормативными актами образовательной организации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ)
2. Рекомендации по упорядочиванию оценочных процедур
При планировании оценочных процедур на региональном уровне и на уровне образовательной организации необходимо учитывать наличие информации, получаемой в ходе федеральных оценочных процедур, и избегать дублирования по содержанию различных оценочных процедур.
а) проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году;
б) не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании;
в) не проводить для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день;
г) исключить ситуации замещения полноценного учебного процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения «предварительных» контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры;
е) не использовать для проведения оценочных процедур копии листов с заданиями, полученные в результате ксерографии (возможно использование материалов, распечатанных на принтере с высоким разрешением, типографских бланков, учебников, записей на доске и т.п.).
2.2. В целях обеспечения открытости и доступности информации о системе образования ОО рекомендуется:
а) сформировать единый для ОО график на учебный год либо на ближайшее полугодие с учетом оценочных процедур, запланированных в рамках учебного процесса в ОО, и оценочных процедур федерального и регионального уровней, документы о проведении которых опубликованы на момент начала учебного года либо на момент начала полугодия (график может быть утвержден как отдельным документом, так и в рамках имеющихся локальных нормативных актов ОО, устанавливающих формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);
б) разместить сформированный график не позднее чем через 2 недели после начала учебного года либо после начала полугодия, на которое формируется график, на сайте ОО на главной странице подраздела «Документы» раздела «Сведения об образовательной организации» в виде электронного документа.
График может быть скорректирован при наличии изменений учебного плана, вызванных:
участием ОО в проведении национальных или международных исследований качества образования в соответствии с Приказом в случае, если такое участие согласовано после публикации ОО графика;
другими значимыми причинами.
В случае корректировки графика его актуальная версия размещается на сайте ОО.
Школьная система оценки качества образования
В Нижнетуринском городском округе и МАОУ НТГО «СОШ № 2» организована деятельность по формированию системной аналитической основы принятия управленческих решений, направленных на развитие муниципальной и школьной систем образования, муниципальной и школьной систем оценки качества образования и повышения эффективности механизмов управления качеством образования. По данному направлению необходимо решить следующие задачи:
обеспечение формирования аналитических выводов по результатам оценочных процедур;
проведение комплексного анализа полученной базы данных, сформированной на основе данных о результатах независимых процедур оценки качества образования (ВПР, НИКО), государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ), контекстных данных об образовательной организации.
Выбор направлений комплексного анализа должен обеспечивать анализ следующих аспектов состояния системы образования:
результатов оценочных процедур по годам и общеобразовательным предметам глубиной не менее 3 лет (там, где это целесообразно);
объективности результатов оценочных процедур;
результатов оценочных процедур;
связей между результатами процедур оценки качества образования и государственных итоговых аттестаций и контекстными данными, в том числе характеристиками условий осуществления образовательной деятельности и характеристиками образовательного процесса;
связей между результатами оценочных процедур, контекстными данными по общеобразовательным организациям и сведениями, характеризующими особенности работы органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций;
зон риска, связанных с существенным отклонением показателей от установленных норм (если таковые утверждены нормативными документами) или от средних значений по Российской Федерации, Свердловской области и по Нижнетуринскому городскому округу.
В рамках формирования системы оценки качества образования предлагается проведение комплексного анализа, предполагающего получение аналитических выводов по следующим направлениям:
1. Система оценки качества подготовки обучающихся.
2. Система обеспечения объективности процедур оценки качества образования.
3. Система мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций Свердловской области.
4. Система мониторинга качества повышения квалификации педагогов.
5. Система методической работы.
6. Система работы со школами с низкими образовательными результатами.
7. Система развития таланта.
8. Система профориентации.
Результаты комплексного анализа формируются в соответствии с перечисленными выше актуальными направлениями развития системы образования и с учетом необходимости проведения комплексного анализа по МАОУ НТГО «СОШ № 2».
План мероприятий («дорожная карта») по развитию школьной системы оценки качества образования и механизмов управления качеством образования и приложения можно посмотреть по ссылке.
Оценочные процедуры мониторинга качества образования
« Оценочные процедуры мониторинга качества образования »
1.Понятие «оценочная процедура». Основные принципы организации оценочных процедур.
2. Методы сбора и обработки информации
3. Статистическая обработка данных.
4. Хранение и распространение информации.
Идея проведения мониторинга качества образования строится на том, что правильный выбор инструментария и дальнейшее использование результатов должны способствовать приращению качества образования, то есть улучшению результатов, как необходимых для продолжения обучения на следующей ступени образования, так и для принятия важных управленческих решений по изменению содержания образования.
Очевидно, что указанные цели могут быть реализуемы только при условии использования комплекса или системы оценочных процедур с разными задачами и механизмами реализации.
В условиях массовой процедуры оценивания непосредственно объектами оценивания в той или иной мере становятся все субъекты образования: сами обучающиеся, педагоги, органы управления образованием.
по показателям и индикаторам, хранения и предоставления информации о
качества образования при проведении процедур оценки образовательной
деятельности образовательных организаций системы общего образования
(Положение о мониторинге качества образования в образовательных организациях дошкольного и общего образования Донецкой Народной Республики (утверждено приказом МОН ДНР №565 от 05.11.2015)
Обеспечение качества оценочных процедур — это планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности, отвечающие основным принципам организации процедуры и необходимые для создания уверенности в том, что результаты процедуры будут соответствовать поставленным целям оценивания. Оценочные процедуры мониторинга качества образования, должны обеспечить качественный сбор информации, необходимой для системы образования.
В первом случае «неправдивая» система сбора информации приведет к получению недостоверных данных, принятию неверных решений, а во втором случае, кроме указанных последствий, ещё и может негативно повлиять на судьбу конкретных участников.
Вся полученная в процессе мониторинга информация:
Используемая технология должна:
существенно сокращать время сбора информации
предоставлять равные возможности участникам оценки
должна быть понятна для исполнителей (организаторов) и
должна быть отказоустойчива
В связи с общими требованиями к технологии оценочных процедур мониторинга качества образования, связанными с целями и задачами этих процедур, при формировании различных информационных потоков при реализации любой массовой оценочной процедуры отмечается определенная направленность на унификацию процедур и используемых механизмов по всем оцениваемым объектам.
Основные принципы организации оценочных процедур.
В качестве используемых подходов к подготовке и проведению оценочного мероприятия необходимо опираться на основные принципы организации процедур оценки, реализация которых сможет обеспечить доверие к самой процедуре, а соответственно, к её результатам.
Любая процедура оценки должна быть:
Реализация принципа «обоснованности»
В зависимости от поставленных целей и задач, необходимо обосновать и аргументировать:
все планируемые к использованию методы, механизмы обеспечения процессов;
сроки произведения всех работ;
форматы представления результатов;
уровень защиты всех процессов и аппаратно-технических средств;
структуру инструктивно-методической базы процедуры;
необходимость документирования основных процессов и этапов;
планируемые к использованию критерии и методики оценки.
Реализация принципа «надежности»
Процедура надежна, если она:
обеспечивает равные условия участия в ней всех без исключения участников процедуры;
в достаточной степени защищена, в том числе и в части персональных данных участников;
гибка и превентивна.
Реализация принципов «прозрачности» и «открытости»
установление четких и простых правил участия в процедуре оценивания;
подтверждение легальности и легитимности с точки зрения доверия и законодательства;
заблаговременное установление порядка взаимодействия структур внутри системы мониторинга качества образования и закрепление за ними определенных функций;
публичные отчеты о проведении.
Для обеспечения «открытости» процедуры оценивания необходимо обеспечить доступ к информации о:
процедуре (сроков проведения, правил участия и др.);
о специфике контрольных измерительных материалов (демо-версии);
о планируемых вариантах использования результатов.
2. Методы сбора и обработки информации
Обеспечение качества оценочной процедуры мониторинга — это планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности, отвечающие основным принципам организации процедуры и необходимые для создания уверенности в том, что результаты процедуры будут соответствовать поставленным целям оценивания.
Мониторинговая деятельность представляет собой совокупность мониторинговых процедур. Например, сбор, обработка и представление информации (мониторинговые процедуры), организация и обеспечение мониторинговых процедур.
Необходимость построения системы мониторинга качества образования заставляет отдельно рассмотреть вопрос о требованиях к используемым в такой системе диагностическим средствам: методикам, материалам, способам обработки и представления результатов. Другими словами, к инструментарию мониторинговых исследований.
Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов (совокупность форм статистической отчетности, информационных стандартов, анкет, опросных листов, различные технические средства и т.п., которые используют субъекты мониторинга). В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов, таблицы для фиксации результатов обследования. Мониторинговая деятельность представляет собой совокупность мониторинговых процедур. Например, сбор, обработка и представление информации, организация и обеспечение мониторинговых процедур.
В практике уже существуют апробированные средства оценки (методики, программное обеспечение и др.) и алгоритмы их применения, которые обеспечивают достаточно валидную и надежную оценку показателей качества деятельности образовательных организаций, отражающих результативность обеспечения этой деятельностью личностного развития обучающихся.
Сбор, обработка информации входят в этапы внутришкольного контроля.
— Тематический контроль. Цель: Глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы и/или изучение системы работы учителя в границах учебной темы.
— Фронтально-обзорный контроль. Цель: Пилотажное изучение коллектива учащихся и/или работы группы учителей, всех педагогов по общим вопросам.
— Сравнительный контроль. Цель: Параллельное изучение личности учащихся, классов и/или работы отдельных учителей.
— Персональный контроль. Цель: Всестороннее изучение личности конкретного ребенка и/или системы профессиональной деятельности отдельного педагога.
— Классно-обобщающий контроль. Цель: Изучение качества знаний, умений учащихся и/или качества преподавания в конкретном классе.
— Предметно-обобщающий контроль. Цель: Изучение знаний, умений учащихся и/или качества преподавания по отдельным учебным курсам.
— Комплексно-обобщающий контроль. Цель: Всестороннее изучение учащихся и/или работы учителей в конкретном классе, параллели, ступени обучения.
— Оперативный контроль. Цель: Изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе.
В школьной практике широко используются социологические методы сбора информации: тестирование; анкетирование, опрос, интервьюирование, наблюдение; беседа; метод педагогического эксперимента, метод хронометрирования.
По структурным признакам могут быть:
1. закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;
2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;
3. тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихся заданий;
Метод наблюдения определяется как непосредственное восприятие проверяющим изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям. Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по возбуждению познавательной активности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемость школьников, зафиксированная в формах оценок, темпов освоения учебной информации, объемов освоенного материала, фактов личной инициативы учащихся в добывании знаний.
Сплошные наблюдения (охватывают процессы
Виды наблюдений: в целом виде)
Дискретные наблюдения (пунктирное,
Близок к методу беседы метод интервью. Здесь проверяющий как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренности испытуемых. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых проверяющим у испытуемых. Лучше, если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти проверяющего.
Анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет проверяющим при непосредственном его общении с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредством размещения на сайте образовательной организации.
Известны три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы. Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.
Поскольку с помощью анкет можно собрать большой материал, он требует и количественной обработки. Количественная обработка может дать, прежде всего, общие данные о количестве утвердительных и отрицательных ответов, полученных по каждому вопросу анкеты.
Таким образом, общая методика обработки анкетных данных сводится к их тщательному подсчету, проведению внимательного анализа всех случаев заметного совпадения, разнобоя в данных, разброса.
Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения и др.
Для обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования, тестирования, интервью, беседы, наблюдений часто применяются математические методы исследования с использованием статистических пакетов прикладных программ (Statistica, Stadia, SPSS, SyStat).
Необходимо также отметить возможность использования для статистической обработки данных табличного редактора Microsoft Excel. Данный редактор позволяет заносить данные исследования в электронные таблицы, создавать формулы, сортировать, фильтровать, группировать данные, проводить быстрые вычисления на листе таблицы. Табличный редактор Microsoft Excel с помощью встроенного мастера диаграмм также даёт возможность построить на основании результатов статистической обработки данных различные графики и гистограммы, которые можно впоследствии использовать на других этапах исследования.
Таким образом, на этапе сбора и обработки данных педагогического исследования компьютер сегодня можно считать незаменимым. Он в значительной мере облегчает работу по регистрации, сортировке, хранению и переработке больших объёмов информации, полученных в ходе наблюдения, бесед, интервью, анкетирования и других методов мониторинговых исследований. Это позволяет сэкономить время, избежать ошибок при расчётах и сделать объективные и достоверные выводы из экспериментальной части работе.
Подводя итог, можно сказать, что общеобразовательное учреждение и проведение ни одного современного педагогического исследования не может обойтись сегодня без применения информационных технологий.
3. Статистическая обработка данных
В реализации программы мониторинговых исследований качества образования значительная роль отводится образовательной статистике.
Статистические методы обработки данных можно разделить на 3 основных вида:
1) универсальные методы, которые можно использовать, не учитывая область применения;
2) методы для определенных областей деятельности, занимающиеся исследованием реальных процессов или явлений;
3) методы для исследования определенных данных.
Понятно, чем точнее метод, с помощью которого проводится статистическая обработка данных, тем результативнее окажется проведение анализа конкретной ситуации. Если первый метод применим для научных результатов, значение которых будет оценено только по общенаучным критериям, то третий метод применяется только для решения определенных задач в конкретной области. Помимо общих знаний о методах, с помощью которых обрабатываются данные, важно также знать, как лучше работать с полученными результатами.
На начальном этапе сведения можно свести в таблицу. Так, например, статистическая обработка данных мониторинга, записанная в табличном виде позволяет избавить от дополнительных записей. В таблицах удобно записывать не только данные проведенного мониторингового исследования, но и подводить промежуточные и основные итоги. Правда, для правильного их построения необходимо заранее продумать необходимое количество строк и столбцов, записать все нужные параметры. Таблицу можно делать просто на листе бумаги или сразу вводить данные в компьютер, используя программу MS Excel для статистической обработки данных. Данная программа позволяет заносить данные исследования в электронные таблицы, создавать формулы, сортировать, фильтровать, группировать данные, проводить быстрые вычисления на листе таблицы. С табличными данными также можно проводить статистические операции. Microsoft Excel с помощью встроенного мастера диаграмм также даёт возможность построить на основании результатов статистической обработки данных различные графики и гистограммы, которые можно использовать для визуализации данных.
Статистическая обработка данных дает возможность:
Создание баз данных;
Выделять группы обучающихся с высокими и низкими показателями;
Отследить динамику изменения результатов от года к году;
Проводить сравнение по заданным параметрам;
Получить сравнительную оценку качества работы педагога;
Определить состояние материально- технической базы учреждения;
Определить уровень кадрового потенциала.
4. Хранение и распространение информации мониторинга.
Ещё один аспект мониторинга качества образования – хранение и распространение информации.
При использовании результатов мониторинга на каждом уровне необходимо согласовать формат и перечень предоставляемых данных с возможностями восприятия той группой пользователей, для которой эта информация предназначена. Под согласованием понимается выбор формата представления данных мониторинга, их объема, языка изложения и необходимых поясняющих материалов для интерпретации.
Под информационной безопасностью при проведении мониторинга качества образования понимается принятие соответствующих мер, пресекающих несанкционированное вмешательство в процедуру и попыток умышленного искажения данных, направленных на изменение результатов оценки. Это касается контрольных измерительных материалов, по которым планируется проведение процедуры мониторинга, а также персональных данных участников мониторинга качества образования.
Для обеспечения информационной безопасности данных мониторинга следует учитывать различные аспекты использования информации на каждом уровне. К ним относятся:
— хранение информации в виде баз данных и на бумажных носителях;
— систематизация информация, ее структурирование;
— статистическая обработка информации;
— анализ результатов обработки;
— интерпретация данных анализа;
— принятие управленческих решений.
Проблема ограничения доступа к информации может быть разделена на две составляющих:
Этический аспект связан с возможностью использовать данные во вред кому бы то ни было. Он особенно актуален, когда в данных обследования содержатся личностные оценки, например, результаты психодиагностики, рейтинги педагогов или образовательных организаций. В случае некомпетентного использования эти данные могут принести значительный ущерб, и поэтому доступ к таким данным должен быть ограничен.
Второй аспект проблемы – аспект доверия. Как правило, обследование проходит в конкретной образовательной организации или классе и существует возможность включить его результаты в отчет, рекомендации и т.д. Попав к руководителю более высокого звена, эти данные могут быть использованы для формирования оценочных суждений и во вред образовательной организации и его руководителю. Для гарантии получения качественных результатов данные, даже с положительной стороны характеризующие организацию, не должны попадать к руководителям более высокого уровня без согласия его руководства. Анонимность должна быть обеспечена и на более высоком (муниципальном-республиканском), и на более низком (педагог-администрация). Только имея кредит доверия, можно надеяться на качество полученных результатов.
Иная ситуация складывается, когда о контрольных функциях, которые предполагается реализовать в рамках использования инструментария мониторинга, известно заранее. Однако в этом случае инструмент должен быть усовершенствован с учетом возможности воздействия факторов, смещающих оценки.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I – Основные источники:
Рыбина О.В. Мониторинг эффективности образовательного процесса как ресурс управления образовательным учреждением / Завуч.-2012.- №7.-С.18-27.
Серия в помощь администрации школы: Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование/ Попова Г.П., Размерова Г.А., Ремчукова И.Б. Учитель, 2014г.
Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ планирование/ авт.-сост. Г.П Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова.-2-е изд.- Волгоград: Учитель, 2012.
И. Шелз. MS Excel 2010. Новосибирск: НТ Пресс, 2011.
А.Ю. Дружинин, А.В. Рогозин, Р.Г. Прокди, В.В. Серогодский. Трюки, полезные приемы и готовые ответы на каждый день в MS Excel 2010: Практический спра-вочник. М.: Наука и техника, 2011.
Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика: уч. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011 г
М.Ю. Свиридова Электронные таблицы Excel, 4-е издание, исправленное. – Москва, издательский центр «Академия», 2011 г.
Г.И. Сингаевская. Функции в Microsoft Office Excel 2010. – М.: Диалектика, 2011 г.
Заславская О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов. // Научно-методический журнал. / Информатика и образование.– М., 2012, №1 (230).
II – Дополнительные источники:
Менеджмент: учебник. Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
Подковко Е.Н. Научно-педагогические основы мониторинга качества обучения. // Гуманитарные научные исследования. – Май, 2012.
Абакумова Н.Н. Трансформация понятия мониторинга в образовании// Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 3.
М. Хелворсон, M. Янг. Эффективная работа с Microsoft Office 2010, Питер, 20011.
М. Додж, К. Стинсон. Эффективная работа: Excel 2010. Питер, 2010.
О.А.Левкович. «Основы компьютерной грамотности», Москва, ТетраСистемс, 2012
И.Г. Захарова. «Информационные технологии в образовании», Москва, ИЦ Акаде-мия, 2010
Сейдаметова З. С., Сейтвелиева С. Н. Облачные сервисы в образовании // Информационные технологии в образовании. 2011. № 9.
Коптева Н.Н. Использование Google – сервисов на уроках информатики как средства повышения качества образования // Современная педагогика. 2015. № 10
1.Учебно-практическое пособие Microsoft Excel 2010
2.Применение таблиц Excel для мониторинга качества знаний учащихся
3.Понятие о процедуре оценивания. Виды процедур оценивания.
4.О. А. Решетникова Принципы организации процедур оценки качества образования http://pandia.ru/text/79/297/42725.php
5.Мониторинг развития системы образования
7.Статистическая обработка данных и её особенности
8. Создание тестов с рисунками. /index.php?automodule=blog&blogid=6885&showentry=2815
9. Презентация Инны Пендикяйнен «Google-документы: формы”
10. Как создать форму /drive/answer/87809?hl=ru