Что такое оттепель в области духовной жизни какие культурные
Свобода слова и мышления
Многие историки, давая характеристику деятельности Хрущева, считают эти годы лучшими в истории России. С1953-го по 1964-й годы изменились многие стороны жизни советских людей. Это было удивительное время относительной свободы в стране. Начался плодотворный период, и происходил подъем не только благосостояния населения, но и улучшение в духовной сфере. К этому времени Советский Союз уже победил разруху, которую принесла Вторая мировая война. Преобразования в стране вышли на новый уровень.
В творчестве, культуре, искусстве, науке, образовании и общественной жизни появились новые возможности, правда, все ещё действовала определенная цензура. Существовала некоторая граница дозволенности, переходить которую не разрешалось: существовал риск, что гнев партийного руководства мог обрушиться при нарушении некоторых стандартов. Это основное противоречие той эпохи. О подробностях и новых веяниях «оттепели» в духовной жизни и политике можно рассказать немного подробнее.
Во время правления Никиты Сергеевича Хрущева начались перемены, которые затронули духовную и культурную жизнь в СССР. В журнале «Новый мир» вышла повесть, написанная И. Г. Эренбургом «Оттепель». Отсюда пошло название хрущевского периода.
Политическая жизнь страны при Сталине сравнивается с зимой, а при Хрущеве наступила «оттепель».
Политическая сторона вопроса
После смерти Сталина в советской стране началась борьба за власть. В течение непродолжительного времени страной руководил Георгий Маленков (1953−1955 годы). Какое-то время Сталин еще считался великим лидером. Но в 1955 году на пост первого секретаря ЦК КПСС был назначен Никита Сергеевич Хрущёв. Был введён термин десталинизация. Это нужно было для формирования личной власти Н. Хрущева. Итогом стало формирование системы взглядов, дававших гарантию элите на сохранение своих должностей. Многие политические деятели встали на сторону Хрущева.
Доклад Никиты Сергеевича носил секретный характер, но вскоре он распространился по странам Восточного блока, затем текст был опубликован в США и почти сразу же официальная версия была обнародована в российских средствах массовой информации. С этой «секретной речи» началось проявление свободы, затронувшее многие стороны жизни народа.
Некоторые особенности и недостатки преобразований в политической жизни страны кратко описаны в таблице:
Изменения в искусстве и культуре
Оттепель проявилась в искусстве и культуре: стала заметна демократизация, одно из проявлений которой заключалось в разрешении различных стилей. Теперь музыканты, художники, поэты и другие люди искусства могли создавать произведения разного стиля, например, была разрешена новая музыкальная форма джаз. Некоторые авторы писали стихи и прозу о политике. Популярный сатирический киножурнал «Фитиль» критиковал недостатки политической системы советского государства.
Были сняты художественные фильмы, в которых показывалась неэффективность местного чиновничества и отдельных руководителей. В качестве примера можно привести фильмы «Карнавальная ночь» и «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён». Но всё же оставался определенный порог, который нельзя было переступать. Нарушившие это вето авторы и создатели попадали в опалу.
Во времена «оттепели» начали расширяться контакты с западными странами. У советских людей появилась возможность съездить за границу. Поначалу это касалось деятелей культуры, искусства, спортсменов. Советские атлеты успешно выступали на различных соревнованиях. Неплохо выступила сборная на Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне. В другие страны начали ездить обычные люди.
В 1957 году в Москве состоялся 6 Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Международные конкурсы, фестивали и другие крупные события стали доступны для проведения в СССР.
В музыкальном конкурсе имени Чайковского (1958 год) победил американский пианист Ван Клиберн. Ведущие режиссеры мечтали, чтобы их пригласили на Московский международный кинофестиваль, который состоялся в 1959 году.
Оттепель в литературном поприще
В этот период в СССР началась публикация стихов Есенина, Ахматовой, возродились произведения Зощенко. В изданиях журнала «Новый мир» появились публикации, которые ранее были под запретом. Казалось, что наступила свобода слова. Но она была избирательной. Это наглядно видно на примере Бориса Пастернака. Роман «Доктор Живаго» в 1957 году был издан на западе. Основная тема — жизнь интеллигенции в Гражданскую войну. Автор получил Нобелевскую премию 1958 года в области литературы за это произведение.
Однако были и позитивные факты для советской литературы. Появилось много новых имен:
Реформы в просвещении и науке
Основным изменения в образовании стала отмена трудовых резервов, которые были созданы во время Великой Отечественной войны. Такая мера была направлена на то, чтобы дети могли начинать свою трудовую деятельность сразу же после окончания школы и приносить пользу для страны. По указанию Хрущева открылись профессионально-технические училища. В них подрастающее поколение овладевало азами профессии.
Кроме этого, в школе вводились новые дисциплины. Со второго класса дети изучали предмет «Труд». Начиная с седьмого класса для школьников велись уроки в мастерских, оборудованных простейшими станками, например, деревообрабатывающим или токарным. В девятом классе мальчики проходили практику по вождению машин, тракторов, обучались электротехнике и другим профессиям. Девочки могли изучать швейное дело, кулинарные азы и получать другие практические умения и знания.
Одной из приоритетных областей была наука. Начиная с послевоенного времени за 20 лет расходы на развитие научной деятельности увеличилось в 12 раз, что дало потрясающие результаты:
Можно сделать основной вывод о периоде хрущевского правления: духовная жизнь общества имела противоречивый характер. Была проведена критика «сталинского самодержавия» и открытие «железного занавеса», что вызвало оживление в общественной жизни людей, развитие культуры, искусства, науки.
Но в то же время партийные и государственные органы стремились главенствовать во всех сферах деятельности. Официальная идеология была направлена на поддержание главенствующих позиций коммунистической партии, действия руководящих органов ставили культуру на службу партийных интересов, поэтому цензура держала в определенных рамках некоторые явные проявления «антисоветчины».
Что такое оттепель в области духовной жизни какие культурные
Подробное решение Параграфы § 33 по истории для учащихся 11 класса, авторов Н.В. Загладин, Ю.А. Петров Базовый уровень 2014
Вопрос 01. Что такое «оттепель» в области духовной жизни? Какие культурные явления могли, на ваш взгляд, появиться только в условиях «оттепели»?
Ответ. Это неофициальное обозначение периода в истории СССР, который характеризовался осуждением культа личности Сталина, репрессий 1930-х годов, либерализацией режима, освобождением политических заключённых, ликвидацией ГУЛага, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности.
Вопрос 02. В чём проявлялось существование двух пластов культуры — официальной и неофициальной? О каких чертах развития советского общества свидетельствует формирование неофициального искусства?
Ответ. Появление неофициальной культуры видно в распространении «самиздата» (перепечатанных дома на машинках книг), неофициальных выставок, концертов в квартирах (которые милиции преподносились просто как дружеская компания) и т. п. Появление такого искусства свидетельствует о нежелании интеллигенции возвращаться к сталинской атмосферы страха и жёсткого детерминирования культуры партийными органами.
Вопрос 03. С творчеством каких деятелей искусства, названных в параграфе, вы знакомы? Выскажите своё мнение об их произведениях.
Ответ. Классикой литературы стало творчество В.В. Быкова, читал несколько его произведений о войне, таких как «Болото» и «Волчья стая».
Вопрос 04. Проанализируйте перемены политики советской власти по отношению к религии, Церкви. В чём состояли эти изменения? Почему они происходили?
Ответ. Церковь сыграла положительную роль в годы Великой Отечественной войны, на не оккупированных территориях безоговорочно поддержала власть. Одновременно власть увидела, какое влияние она всё ещё имела среди населения. Потому после войны политика по отношению к церкви значительно смягчилась. Не только прекратились гонения на её служителей, но и были сняты некоторые запреты прежних лет, в частности, на колокольный звон. Однако после прихода к власти Н.С. Хрущёва ситуация изменилась в противоположную сторону. В своих мемуарах этот партийный деятель писал о себе, как о коммунисте Гражданской войны, человеке, взгляды которого сформировались во время продразвёрстки. Тогда шла непримиримая борьба с церковью, она же была возобновлена Н.С. Хрущёвым: снова закрывали и даже взрывали храмы, вели активную антирелигиозную пропаганду на всех уровнях, посещавшие храмы граждане рисковали карьерой.
Вопрос 05. Сравните методы контроля за духовной жизнью, осуществлявшиеся в периоды деятельности И.В. Сталина и Н.С. Хрущёва.
Ответ. При И.В. Сталине неугодные деятели искусства арестовывались, осуждались и попадали в лагеря или даже на расстрел. Делались такие вещи быстро и относительно тихо (на открытых, широко обсуждавшихся процессах на скамье подсудимых сидели более важные люди). При Н.С. Хрущёве неугодные деятели культуры подвергались публичному осуждению в печати и на общественных собраниях (особенно хорошо это видно на примере травли Б.Л. Пастернака, во время которой на собраниях звучали фразы вроде «Я Пастернака не читал, но осуждаю») и запрете на профессию (деятелей культуры увольняли, переставали печатать их произведения, в общем всячески не давали творить дальше).
Вопрос 06. Расскажите об основных направлениях развития советской науки в 1940-1960-е гг.
Вопрос 07. Что вы знаете о достижениях советского спорта в 1940-1960-х гг.? Как они влияли на международный престиж СССР?
Ответ. После Второй мировой войны СССР стали принимать в международные спортивные организации. На соревнованиях мирового уровня советские спортсмены стали показывать отличные результаты (например, их триумфом являлись Олимпийские игры 1960 года). Самым популярным в самом СССР, поистине всенародным видом спорта оставался футбол, и сборная по этому виду спорта добивалась впечатляющих успехов. Это повышало международный престиж СССР, но влияло больше не на среду политиков и дипломатов, а на общественное мнение Запада.
Состояние отраслей культуры, науки и образования в период «оттепели»
Культура в СССР в период «оттепели»
Отрезок отечественной истории, который имеет тесную связь с персоной Никиты Сергеевича Хрущева, историки зачастую именуют «великим десятилетием». Происходящие в этот временной промежуток изменения затронули не только области политики и экономики, но и культуру, науку, образование, а также иные сферы духовной жизни социума.
Значение данного периода, особенно в области культурного развития страны, выдается далеко за рамки реформаторского движения самого Хрущева. Самым емким и образным определением данной эпохи стало название художественного романа Ильи Эренбурга «Оттепель», который увидел свет в 1954 году.
Самое значительное событие, радикально повлиявшее на сознание общества, была трансформация идеологии, которая была вызвана критикой сталинского правления. В годы «оттепели» было сформировано целое поколение интеллигенции Советского Союза, которое воспитали в стиле критики «деформаций социализма», которые непосредственно связанны с особой Сталина.
Чуть позже, представителей данного слоя либеральной интеллигенции станут именовать «шестидесятниками». В отрасли культуры четко обрисовались свойственные тому времени черты противоречия, когда послаблениям в идеологии пришли на смену грубое администрирование, когда руководители партийного аппарата нагло и напрямую вмешивались в ход художественного творчества и научные поиски, по-старому думая, что культуре и науке следует обслуживать лишь интересы политики, учитывая задачи пропаганды коммунизма.
Образование
В сфере школьного образования в середине 1950-х годов приоритетным вектором развития стало «упрочение связей школы с жизнью». Уже в 1955-56 учебном году в средней школе вводились новые учебные планы, которые были направлены на получение политехнического образования, позволяющее выпускникам определить свое место в сфере производства.
Как гласил Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый в декабре 1958 года, стало обязательным восьмилетнее общее образование. Период получения образования в полной средней школе продлевался с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ вынуждены были сочетать процесс обучения с рабочей деятельностью на предприятии либо в сельской местности (колхозах).
Аттестат зрелости всем выпускникам вручали в одно время со свидетельством о полученной специальности. Вместо многочисленных профессиональных училищ и школ формировалась единая система профессионально-технических училищ (ПТУ), где срок обучения составлял от одного года до трех лет.
Стоит заметить, что лозунг связи школы с жизнью по факту был слабо реализован в жизни, так как лишь малая часть выпускников шла работать по специальности, полученной в школе. Также отмечалось снижение уровня общеобразовательной подготовки.
Во время вступления Советского Союза в эру научно-технического прогресса возросла потребность специалистов, имеющих высшее и среднее специальное образование. При этом больше внимания уделялось увеличению возможностей получения вечернего и заочного обучения.
Согласно новым правилам приема в высшие учебные заведения, утвержденным в 1957 году, были положены льготы при поступлении для молодых людей, которые имели производственный стаж не менее двух лет, а также для демобилизованных военнослужащих. В 1958-59 учебном году высшие учебные заведения выпустили из своих стен почти в три раза больше квалифицированных инженеров, нежели в Соединенных Штатах. Уровень образования населения, которое было занято в сфере производства, быстро увеличился, составив в 1959 году 39% рабочих и 21% работников колхоза с высшим и средним специальным уровнями образования.
Наука
Быстрые темпы развития научно-технического прогресса оказали ощутимое влияние на научную сферу Советского Союза. Особенное место в данный период отводилось теоретической физике. Успехи ученых-физиков Советского Союза получили огласку и широкое признание по всей планете.
Обладателями Нобелевских премий стали П. А. Черенков, И. Е. Тамм, И. М. Франк за открытие и объяснение эффекта люминесцентного излучения Вавилова-Черенкова (1958 год); Л. Д. Ландау за создание теории жидкого гелия (1962 год); Н. Г. Басов и А. М. Прохоров за опыты в сфере квантовой электроники (создание лазера и мазера, 1964 год).
Вместе с физикой, химией и математикой отмечалось бурное развитие биологии. Но личная протекция Хрущева, оказываемая академику Т. Д. Лысенко жестко останавливала развитие в Советском Союзе таких ее направлений как молекулярная биология, генетика и генная инженерия.
Период «оттепели» вошел в историю мирового технического прогресса как эпоха колонизации космического пространства. С помощью достижений в сфере ракетно-космической техники, Советский Союз превратился на долгие годы в признанного лидера в изучении околоземного пространства.
4 октября 1957 года на базе сконструированных советскими учеными и конструкторами во главе с Сергеем Павловичем Королевым баллистических многоступенчатых ракет в Советском Союзе был запущен первый за всю историю человечества искусственный спутник Земли.
А 12 апреля 1961 года стало знаменательной датой для все планеты, так как впервые за всю ее историю на космическом корабле «Восток» летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил пилотируемый полет по околоземной орбите, продолжавшийся 108 минут (рисунок 1)
Рис.1 – Гагарин и корабль «Восток»
За три последующих года по программе «Восток» на кораблях этой серии, рассчитанных на одно место, было осуществлено еще шесть полетов, а в 1965 году летчик-космонавт А. А. Леонов впервые вышел в открытый космос.
Значительных успехов советская наука достигла и в отрасли авиастроения.
В 1956 году взлетел первый турбореактивный пассажирский лайнер Ту-104, который был создан под руководством конструктора А. Н. Туполева, а спустя один год в 1957, группой инженеров и конструкторов, возглавляемых С.В. Ильюшиным, был создан четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18, который стал надежнейшим самолетом гражданской авиации Отечества.
Развивающаяся бурными темпами космическая и авиационная техника Советского Союза стала фундаментом для расширения открытий астрономов и астрофизиков. Благодаря искусственным спутникам Земли, советские ученые смогли исследовать внешний радиационный пояс и магнитное поле нашей планеты, а также реализовать создание фотографии обратной стороны Луны, явить миру новые астрофизические объекты.
Обществоведение и история
Процессы духовной демократизации, уклонение от жестких правил «Краткого курса ВКП(б)» послужили новым импульсом для развития обществоведения.
Прекрасным фактом стало открытие новых научных журналов типа «Мировая экономика и международные отношения», «История СССР», «Новая и новейшая история», «Вопросы языкознания» и прочее. На страницах научных периодических изданий разгорались споры и дискуссии касательно актуальных проблем теории и методологии советского обществоведения, велся поиск новейших подходов к разрешению ключевых научных задач (например, велось обсуждение вопросов периодизации истории Отечества).
В этот период жизни из забвения возвращаются имена несправедливо репрессированных в годы правления Сталина деятелей советского государства, партийного руководства и военных офицеров. Несмотря на такую демократизацию общества, стоит отметить, что открытия в сфере общественного развития Советского Союза все также упирались в строгий контроль партии.
Запретными были целые перечни главных тем государственно-политического и социального развития. Внутренние противоречия, характерные эпохе «оттепели» в отрасли идеологии, не давали возможности обществоведам Советского Союза победить концептуальный консерватизм; определить объективные причины из-за которых зародился и развивался авторитаризм в нашей стране. Самые робкие попытки осуществить анализ всей системы социализма натыкались на решительное сопротивление.
Литература и кинематограф
Литературная отрасль того периода отмечается ярким возникновением кризиса идеологии советского общества после смерти Сталина. Художественная форма позволяла затрагивать лишь те злободневные жизненно важные проблемы, невозможные подверганию обсуждениям в открытую из-за цензурных рамок и преград.
Возникли такие новые художественные журналы, как «Москва», «Нева», «Наш современник», «Дружба народов», «Юность» и прочие. В общем и целом, в конце 1950-х годов в Советском Союзе публиковалось около 28 литературно-художественных журналов и семь альманахов. В эпоху «оттепели» согласно инициативе руководства Коммунистической партии СССР, отметилось начало деятельности творческих союзов.
Благодаря их помощи идеологи и политтехнологи партии хотели сохранить главенствующее влияние идеологии марксизма в среде творческой интеллигенции и осуществить контролирующие действия над литературно-художественными процессами. К концу 1950-х годов в среде творческой интеллигенции четко оформились два центра противостояния:
Значительными произведениями периода «оттепели» помимо известной повести И. Э. Эренбурга, давшей название всей эпохе, стали романы В. Д. Дудинцева, Д. А. Гранина (Германа), А. Я. Яшина, повести А. Т. Гладилина, В. Н. Семина, пьесы В. И. Пановой, В. С. Розова, Л. Г. Зорина. Публикации этих авторов привели к бурным дискуссиям широкой аудитории читателей.
Массовый интерес, в частности в молодежной среде, вызывала поэзия. С помощью политической реабилитации у читателей всего Советского Союза возникла уникальная и неведомая до этого возможность познакомиться с творчеством А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама и многих других поэтов, которые были запрещены еще в 1930-е годы. Особенностью «оттепели» стало появление так называемой «эстрадной» поэзии Б. А. Ахмадуллиной, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского и прочих.
Значительные успехи в период «оттепели» были достигнуты кинематографом. Лучшие фильмы Советского Союза того периода были по достоинству признаны многомиллионной зрительской аудитории как в Советском Союзе, так и за его границами. На международных кинофестивалях премий удостоились ленты, которые были посвящены Великой Отечественной войне: «Летят журавли» (режиссер М. К. Калатозов, 1957 год), «Баллада о солдате» (режиссер Г. Н. Чухрай, 1959 год), «Судьба человека» (режиссер С. Ф. Бондарчук, 1959 год, рисунок 2).
Рис. 2 – Фрагмент из фильма С.Бондарчука с ним же в главной роли «Судьба человека»
«Оттепель» в духовной жизни
Урок 10. История Новейшего времени. 1945 – начало XXI века
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока ««Оттепель» в духовной жизни»
«Очень трудно в вечер жизни припомнить, понять её утро – меняется освещение, меняется и восприятие того, что видишь». Илья Эренбург.
После смерти Сталина происходили перемены не только в политической и экономической жизни общества. Изменения коснулись и культуры.
В ходе урока вы узнаете о литературе, музыке и кинематографе, науке и образовании, спортивных достижениях СССР.
Термин «оттепель» появился после выхода в 1954 году одноименной повести, автором которой стал Илья Григорьевич Эренбург. Критик Померанцев призывал писателей сделать объектом внимания человека, его повседневную жизнь. Эренбург в своей повести показал, как «оттаивают» человеческие сердца и отношения между людьми. «Оттепель» получила много критических отзывов, однако все признали её роль в пробуждении советского общества.
Но стоит помнить, что происходившие в культуре перемены были именно лёгкой «оттепелью», а не полноценной весной. Десталинизация, приоткрытие железного занавеса сопровождались попытками партийных органов использовать культуру в идеологических целях.
Рассмотрим, что происходило в литературе.
Появилось обновленческое направление. Для него было характерно обращение к внутреннему миру людей, их ежедневным заботам. Поднимались нерешённые проблемы страны.
В 1953 году в журнале «Новый мир» вышла статья Владимира Михайловича Померанцева под названием «Об искренности в литературе». Автор призывал писать честно, не обращая внимания на выражения лиц «высоких» читателей.
В последующих выпусках журнала появились статьи других авторов:
Валентин Овечкин, очерки «Районные будни», которые описывали экономическую и общественную жизнь советской глубинки.
Фёдор Абрамов писал о деревенской жизни. Несмотря на литературные премии, его часто обвиняли в сгущении красок.
Вера Панова, роман «Времена года», в котором писательница представила конфликт старого и молодого поколения.
Фёдор Панфёров, трилогия «Волга-матушка река», описывающая развитие сельского хозяйства после войны.
Авторы смело писали о том, как губительно сказалась сталинская эпоха на жизни простых людей Советского Союза.
Редактором журнала был Александр Трифонович Твардовский. Однако после отставки Хрущёва началась кампания против «Нового мира». Были сняты с должностей заместители Твардовского, а вместо них, пришли настроенные против редактора люди. В результате в 1970 году Твардовский ушёл из журнала.
Глава Союза писателей Александр Александрович Фадеев не принял «оттепели». Его подвергли критике, обвиняли в репрессиях против писателей в послевоенные годы. Фадеев застрелился, оставив письмо, в котором написал, что «искусство загублено невежественным руководством партии».
Широкую известность получило «Дело Пастернака», началось оно после выхода романа «Доктор Живаго». В СССР он был отвергнут литераторами, которые отмечали неоднозначную оценку Октябрьской революции. Книга была опубликована в Италии, затем в Голландии и Великобритании. А в 1958 году Пастернаку присудили Нобелевскую премию. Сразу началась травля, его исключили из Союза писателей. Говорили о том, что автор стал орудием в ведении «холодной войны». В результате Пастернак был вынужден отказаться от премии.
Популярность получили произведения Даниила Гранина «Искатели», «Иду на грозу», посвящённые борьбе принципиальных талантливых учёных с бездарными карьеристами.
Юрий Герман написал трилогию «Дело, которому ты служишь». В ней описывалось формирование нового человека, полного высокой идейности.
Развитие получила «лейтенантская» проза. Писатели, прошедшие войну, рассказывали о своём опыте, цене, которой стоила Победа.
В период десталинизации появилась возможность поднять тему репрессий. Настоящим событием в литературе стал выход повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Это рассказ об одном дне из жизни лагерного заключённого.
Активными темпами развивалась наука и техника, и писатели сразу же на это отреагировали. Популярной стала научная фантастика. Среди самых известных авторов в этом жанре были братья Стругацкие.
Власти пытались воздействовать на советскую интеллигенцию. Хрущёв на встречах с литераторами часто давал оценку произведениям, которая приобретала значение официального мнения. К этому относились как к вмешательству в культуру.
Музыка, театр и кинематограф.
В 1958 году ЦК КПСС выпустил постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца». Их прежняя оценка была признана бездоказательной и безосновательной. Сняли обвинения с композиторов Хачатуряна, Шостаковича, Мурадэли и Прокофьева.
Успехов достиг кинематограф. Появились фильмы, рассказывающие о судьбе простого человека на войне: «Баллада о солдате», «Летят журавли», получивший в 1958 году главный приз «Каннского фестиваля».
Молодому поколению, поиску им своего пути в жизни посвящены фильмы «Я шагаю по Москве», «Девять дней одного года».
В этот период открылись такие известные театры как «Современник» и Театр драмы и комедии на Таганке. Здесь ставились спектакли, отражающие ответственность молодёжи за судьбу государства, её активную жизненную позицию.
Наука и образование.
Середина 20 века – это время научного прогресса. Проходила автоматизация производства, применялись электронные вычислительные машины, использовались новые виды энергии.
Была расширена сеть научно-исследовательских учреждений. В 1956 году открылся Объединённый институт ядерных исследований. Для развития науки на Дальнем Востоке в 1957 году организовали Сибирское отделение Академии наук СССР.
В Советском Союзе были достигнуты крупные успехи в науке. Здесь СССР имел первые показатели в мире.
В 1954 году в городе Обнинск заработала промышленная электростанция на атомной энергии. Её созданием руководили учёные Игорь Васильевич Курчатов, Николай Антонович Доллежаль, Дмитрий Иванович Блохинцев.
17 июня 1955 года взлетел турбореактивный самолёт ТУ-104.
4 октября 1957 года был запущен первый в мире искусственный спутник земли. С этого дня ведёт отсчёт космическая эра человечества. За три месяца полёта спутник совершил 1440 витков вокруг земли.
Группу учёных по запуску спутника возглавлял Сергей Павлович Королёв. Об этом событии знаменитый фантаст Рэй Брэдбери написал так: «В ту ночь, когда Спутник впервые прочертил небо, я смотрел вверх и думал о предопределённости будущего. Ведь тот маленький огонёк был будущим всего человечества».
Знаковым годом стал 1961. 12 апреля был совершён первый в истории полёт человека в космос. Ракета «Восток» с Юрием Алексеевичем Гагариным на борту взлетела в 9 часов 7 минут утра с космодрома Байконур.
Первой в мире женщиной-космонавтом стала 26-летняя Валентина Терешкова.
Учёные из СССР становились лауреатами Нобелевской премии. Николай Геннадиевич Басов и Александр Михайлович Прохоров за вклад в изучение квантовой электроники. Нобелевскую премию по физике получили Лев Давидович Ландау, Павел Алексеевич Черенков, Илья Михайлович Франк, Игорь Евгеньевич Тамм. В области химии этой премии был удостоен Николай Николаевич Семёнов.
Столь быстрое развитие науки требовало обновления системы образования. При этом на предприятия были нужны и простые рабочие. Поэтому решили провести образовательную реформу.
В 1958 году вышел закон, по которому создавались восьмилетние политехнические школы. То есть школы, основанные на обучении технической базе и подготовке рабочих. После их окончания можно было поступить в профтехучилище или техникум.
Среднее образование можно было получить в школе рабочей молодёжи, техникуме или средней трёхгодичной трудовой общеобразовательной школе. В старших классах школ вводили производственную практику. Можно было освоить профессии повара, швеи, автослесаря. Таким образом, выпускники уже имели профессию по окончании школы.
Период «оттепели» запомнился спортивными победами СССР. В 1952 году в Хельсинки прошли Летние Олимпийские игры. Команде Советского Союза удалось завоевать 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей. Это была первая Олимпиада для советских спортсменов. Первую в истории СССР золотую олимпийскую медаль получила Нина Пономарёва, метательница диска.
Следующая Олимпиада прошла в 1956 году в Мельбурне. На ней в неофициальном медальном зачёте сборная СССР заняла первое место. Владимир Куц поставил рекорд в беге на длинную дистанцию.
Лучшими на летней Олимпиаде1960 года в Риме стали Пётр Болотников, взявший золото в беге, сестры Ирина и Тамара Пресс в лёгкой атлетике и метании диска, первым советским олимпийским чемпионом по велоспорту стал Виктор Капитонов, Лариса Латынина стала чемпионкой в гимнастике.
1960-е годы стали временем триумфа футбольного вратаря Льва Яшина, который вместе с советской командой выиграл олимпийские игры 1956 года.
Все эти победы вызвали огромный интерес к спорту, который успешно развивался. Чтобы поощрить этот интерес, правительство выделяло средства для строительства стадионов, дворцов спорта, открывались детские спортивнее школы и кружки. Все это послужило основой для будущих побед советских спортсменов.
Таким образом, вы видите, что «оттепель» способствовала культурному и спортивному развитию СССР. Правительство было заинтересовано в рабочих, которых готовили со школьной скамьи.
Давайте подведём итоги.
Термин «оттепель» ввёл в обиход писатель Илья Эренбург.
В литературе появилось обновленческое направление.
Были сняты обвинения с композиторов Шостаковича, Мурадэли, Прокофьева, Хачатуряна.
Середина 20 века – время научного прогресса СССР.
Создавались политехнические школы.
Больших успехов достигли советские спортсмены.