Что такое отцы церкви кратко

Кто такие «Отцы Церкви»?

Что такое отцы церкви кратко. Смотреть фото Что такое отцы церкви кратко. Смотреть картинку Что такое отцы церкви кратко. Картинка про Что такое отцы церкви кратко. Фото Что такое отцы церкви кратко

Отцы Церкви (греч. Ἐκκλησιαστικοί Πατέρες; в Православии Святые Отцы) — основоположники церковного учения и богословы прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Слово «отец» в данном случае употреблено в образном смысле, обозначая наставника или учителя истины.

В католичестве и православии к Отцам Церкви относят одних и тех же подвижников, но при этом существует разница в уровне их почитания. Невозможно перечислить всех Отцов Церкви. Назовем лишь тех «признанных отцов», кого торжественно объявили на 3-м, 4-м и 5-м Вселенских соборах в качестве церковных авторитетов: Петр, Афанасий, Феофила Александрийские, Василий Великий, Аттик Константинопольский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, Киприана Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский и Августин.

С древнейших времён существования христианства они пользовались высоким уважением и представлялись орудиями Святого Духа. Однако их учение, в большинстве случаев, не ставится Церковью в один ряд с писаниями пророков и апостолов и рассматриваются как человеческие произведения, а суждения отдельных Отцов Церкви рассматриваются как частные мнения высокоавторитетных богословов.

Считается, что Отцов Церкви от обычных богословов отличает: абсолютная приверженность учению Церкви (истинность учения), святость жизни, признание Церкви и древность. Все эти критерии заимствованы из традиционной католической патристики. Однако в Православной Церкви древность не является обязательным условием деятельности Отцов Церви. Для православного христианина Отцом Церкви в равной степени является как священномученик Ириней Лионский, живший во II веке, так и святитель Феофан Затворник, живший в XIX веке. «Наша Церковь учит, что Божественное Откровение не ограничено никакими хронологическими рамками, – указывает прот. Иоанн Мейендорф. – Дух Святой действует через людей всех времен, и Церковь «узнает» в людях своих «святых отцов» не по причине древности, а, руководствуясь своей внутренней интуицией, на основании которой и формируется Предание». Говорить, что Святых Отцов больше уже не может быть, значит утверждать, что Святой Дух покинул Церковь.

При этом допускается, что Отцы Церкви могут в чем-либо заблуждаться (а это неизбежно при отсутствии единого мнения по многим вопросам), но тем не менее их следует почитать как Отцов и изучать их труды, т.к. мнение, выраженное Отцом Церкви и не осужденное соборно, входит в границы допустимого и возможного, но не может считаться общеобязательным для православных верующих. Что касается правильности учения, то здесь необходимы уточнения. Отцы Церкви были выразителями церковного Предания, и в этом смысле их писания являются своего рода эталоном, «точным изложением православной веры»: на их учение мы ориентируемся, с ним сверяем свои взгляды и суждения. Однако в святоотеческих писаниях следует отличать то, что говорилось их авторами от лица Церкви и что выражает общецерковное учение, от частных богословских мнений (так называемых теологуменов). Философско-богословское учение Отцов Церкви, а также раздел богословской науки, изучающий это учение именуется патристикой или патрологией.

Относительно святости следует сказать, что личная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречность суждений того или иного автора. Сам факт канонизации того или иного святого не означает непременного возведения всего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия.

Критерий истинности учения Отцов Церкви сформулировал Афанасий Великий: «Вот подлинное учение и вот признак истинных учителей, как передали отцы: согласно между собой исповедовать одно и то же и не входить в споры ни друг с другом, ни со своими отцами…». При этом согласие Отцов, чтобы быть обязательным для христиан должно касаться пунктов учения, которые имеют по признанию самих Отцов характер Откровения. По прочим вопросам, даже относящимся к богословским наукам, их суждения не считаются обязательными.

Также, авторитет Отцов Церкви не всегда распространяется на все их сочинения. Во всём объёме принимаются лишь те их произведения, которые целиком торжественно были приняты на вселенских соборах. Не имеют догматического авторитета сочинения, написанные в состоянии оглашения (как панегирик Григория Чудотворца Оригену) или в споре с защитниками православия (например, Феодорит Кирский против Кирилла Александрийского). В этом отношении особым преимуществом пользуются только Учителя Церкви.

Учителя Церкви

По отношению к тем выдающимся церковным писателям, которые не удостоены Церковью звания Отцов Церкви, но известны своими высокими качествами, исключительной образованностью, подвижнической жизнью и пользуются уважением в Церкви употребляется особенно почётный титул Учитель Церкви («великий вселенский учитель»).

Что такое отцы церкви кратко. Смотреть фото Что такое отцы церкви кратко. Смотреть картинку Что такое отцы церкви кратко. Картинка про Что такое отцы церкви кратко. Фото Что такое отцы церкви кратко

Общее число Учителей Церкви, почитаемых в Католической Церкви, составляет 35 человек, в том числе — четыре женщины. Наиглавнейшим из них («князем философов») считается Фома Аквинский, которому принадлежит попытка создания системы рациональных доказательств бытия Бога.

В Православной Церкви наименование «Учителя Церкви» не имеет устойчивого и строго определенного значения. Иногда оно прилагается, как особенно почетный титул («великий вселенский учитель»), к знаменитейшим из Отцов Церкви (Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту); большею же частью употребляется в отношении к наиболее выдающимся из церковных писателей, которые не удостоены Церковью почетного звания «Отцов Церкви», но известны своими высокими качествами, исключительной образованностью, подвижнической жизнью и пользуются уважением в Церкви, хотя и не в числе святых (например, Климент Александрийский, Ориген, Иероним, Августин, Феодорит Кирский), и по своему значению близки к Отцам, стоя в тесной связи с ними.

Следует отметить, что у протестантов Отцы Церкви не имеют особенного авторитета, и рассматриваются как исторические свидетели древнецерковной веры, ценные своей эрудицией и древностью. Возражения против их догматического авторитета основываются на их потенциальной возможности согрешить и редкой достижимости согласия (лат. consensus patrum).

Принцип «согласия отцов» (consensus patrum)

Классическое определение принципа «согласия отцов» (Consensus patrum) дал в Vв. преп. Викентий Лиринский: «Но должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.

А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».

Именно такое «согласие отцов» и делает их авторитетными выразителями Священного Предания. А «Предание – это Дух Христов, оживляющий Церковь и составляющий ее внутреннюю сущность. Подобно человеческому телу, оживляемому душой, и Тело Христово оживляется живущим в Нем Духом Христовым.»

Современные богословы

Святитель Григорий Богослов говорил: «Философствовать о Боге можно не всякому… Способны к этому люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, душу и тело».

Произведения Отцов Церкви, особенно греческая патристика, по мысли почти всех богословов, являются образцовым богословием. У современных богословов могут быть свои, частные мнения, отличающиеся от мнений других богословов, они могут говорить от себя, но их личный голос никогда не должен звучать изолированно или обособленно. Современное православное богословие должно быть дальнейшим развитием Предания Отцов Церкви.

Выдающийся православный богослов протоиерей Георгий Флоровский считал, что понятийный аппарат богословия необходимо развивать в русле современности, оставаясь, при этом, в системе понятий греческой патристики. Он выступал против любых попыток переформулировать догматы в угоду современным веяниям и подчеркивал важность святоотеческих трудов для современного богословия. Так, например, современный богослов, профессор МДА А.И.Осипов являет собой пример в доступном для понимания изложении христианских догматов и основ православной веры. Благодаря его лекциям, людям открывается, что такое Христианство, Православие, Бог.

Один из самых известных современных православных богословов епископ Диоклийский Каллист (Уэр) в одном из своих интервью сказал: «В наши дни богослову непременно требуется академическое образование. Однако этого недостаточно. Богослов должен быть членом Церкви, говорящим изнутри Церкви. Богослов должен уметь пользоваться всеми инструментами, которые предлагают ему академические исследования, но он также должен быть укорененным в жизни Церкви. В моем восприятии богослов — это тот, кто часто приобщается Святым Тайнам. В IV веке Евагрий Понтийский утверждал, что «богослов – это тот, кто молится». Возможно, его восприятие богослова относительно отличалось от нашего современного понимания, однако его слова по-прежнему актуальны, так как существует связь между богословием и молитвой. Это то, что богослов должен выражать в своей жизни.»

Заключение

Упомянутый выше, епископ Диоклийский Каллист (Уэр) говорит: «Православный христианин должен не просто знать Отцов и цитировать их: он должен войти в их дух и приобрести „святоотеческий ум“. Он должен рассматривать Отцов не только как наследие прошлого, но как живых свидетелей и современников».

Митрополит Иларион (Алфеев) необходимым атрибутом всякого Отца Церкви считает актуальность святоотеческого богословия в любую эпоху. «Отцы Церкви были выразителями христианской веры для своих современников: они писали на языке своей эпохи, использовали понятийный аппарат, доступный их окружению, но при этом они выражали те истины, которые никогда не устаревают, делились опытом, который всегда актуален. Многих, кто сегодня соприкасается с творениями Отцов прежних веков, поражает, насколько они современны. Архаичным может быть язык того или иного Отца Церкви, устаревшими могут быть те или иные научные взгляды, на которые он опирался, но основной message святоотеческого богословия, его духовный строй, его догматическая и нравственная сердцевина — все это остается равно актуальным для нашего современника и для человека древности.»

Святые Отцы более всякого греха боялись впадения в ересь. Было немало богословов, которые балансировали на грани ереси или переступали через эту грань, но за порогом Церкви оставались, как правило, лишь те, кто сознательно противопоставлял свое мнение соборному разуму Церкви. Если же богослов, повинуясь церковному голосу, признавал свои ошибки, Церковь возвращала ему всю полноту своего доверия. Поэтому, боясь ереси, Отцы Церкви не боялись ошибок, зная, что безошибочность не свойственна никому, кроме самой Церкви во всей ее полноте, и что сама Церковь исправит всякую их ошибку и восполнит всякую неполноту. Как известно, только один Бог без греха. Поэтому нельзя забывать того, что Отцы Церкви были людьми: в жизни их могли случаться падения, проступки и т.д., но своим подвигом покаяния, молитвы и доброделания они искупили их пред Господом и Церковь единодушно признает их святыми.

Таким образом, можно говорить о том, что Отцом Церкви является тот богослов, который, обладая личной святостью и храня верность Преданию Церкви, в то же время говорит на языке, доступном его современникам, не боясь отвечать на жгучие вопросы современности. Отец Церкви все свои богословские суждения сверяет с мнением Церкви, ориентируясь на церковное Предание как главный критерий истины.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

При подготовке статьи использовались следующие источники:
1. Энциклопедия Кругосвет
2. Митрополит Иларион (Алфеев). Богословие митрополита Сурожского Антония в свете святоотеческого Предания
3. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века
4. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви

Источник

Отцы и учители Церкви

Отцы́ Це́ркви – почет­ное име­но­ва­ние зна­ме­ни­тых дея­те­лей Пра­во­слав­ной Церкви, кото­рые сов­ме­стили чистоту учения со свя­то­стью жизни, были при­знаны Цер­ко­вью в каче­стве веро­учи­тель­ных авто­ри­те­тов, в тво­ре­ниях кото­рых Цер­ковь видит изъ­яс­не­ние своей веры (напри­мер, Афа­на­сий Вели­кий, Васи­лий Вели­кий, Гри­го­рий Бого­слов, Гри­го­рий Нис­ский, Иоанн Зла­то­уст и др.).

Отцы Церкви суть «пре­ем­ники духа апо­столь­ского, кото­рые и могли по даро­ва­ниям бого­про­све­щен­ного ума и хотели по бла­го­дат­ной чистоте души пред­ла­гать и пред­ло­жили в писа­ниях чистую истину Хри­стову, семя Божие, дей­ству­ю­щее во спа­се­ние» (свт. Фила­рет Чер­ни­гов­ский).

Пра­во­слав­ное бого­сло­вие не выде­ляет особую эпоху Отцов Церкви, не отно­сит их дея­тель­ность лишь ко вре­ме­нам древ­но­сти. «Наша Цер­ковь учит, что Боже­ствен­ное Откро­ве­ние не огра­ни­чено ника­кими хро­но­ло­ги­че­скими рам­ками, – ука­зы­вает прот. Иоанн Мей­ен­дорф. – Дух Святой дей­ствует через людей всех времен, и Цер­ковь «узнает» в людях своих «святых отцов» не по при­чине древ­но­сти, а, руко­вод­ству­ясь своей внут­рен­ней инту­и­цией, на осно­ва­нии кото­рой и фор­ми­ру­ется Пре­да­ние».

Имя Учи­теля Церкви имеет два зна­че­ния. Во-первых, оно при­ла­га­ется к зна­ме­ни­тей­шим из Отцов Церкви (свя­ти­те­лям Васи­лию Вели­кому, Гри­го­рию Бого­слову и Иоанну Зла­то­усту) как особо почет­ное звание («вели­кий все­лен­ский учи­тель»). Во-вторых, оно при­ла­га­ется к выда­ю­щимся цер­ков­ным писа­те­лям, извест­ным своей обра­зо­ван­но­стью, подвиж­ни­че­ской жизнью и ува­же­нием в Церкви, хотя и не при­чис­лен­ным к лику святых (напри­мер, Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, Ориген, Тер­тул­лиан, Лак­тан­ций, Фео­до­рит Кир­ский).

Источник

Отцы Церкви

Что такое отцы церкви кратко. Смотреть фото Что такое отцы церкви кратко. Смотреть картинку Что такое отцы церкви кратко. Картинка про Что такое отцы церкви кратко. Фото Что такое отцы церкви кратко

Что такое отцы церкви кратко. Смотреть фото Что такое отцы церкви кратко. Смотреть картинку Что такое отцы церкви кратко. Картинка про Что такое отцы церкви кратко. Фото Что такое отцы церкви кратко

Отцы Церкви (греч. Εκκλησιαστικοί Πατέρες ; в Православии Святые Отцы) — почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Считается, что Отцов Церкви отличает православие учения, святость жизни, признание Церкви и древность. Философско-богословское учение Отцов Церкви, а также раздел богословской науки, изучающий это учение именуется патристикой или патрологией.

В католичестве и православии к Отцам Церкви относят одних и тех же подвижников, но при этом существует разница в уровне их почитания. Обычно святоотеческий период считают завершившимся на Западе на св. Исидоре Севильском, на Востоке — на Иоанне Дамаскине.

Более поздних богословов на Западе именуют «учителями Церкви», а их учение — схоластикой. В православии этот термин не используется, поэтому к Отцам Церкви иногда причисляют деятелей Средних веков (например, патриарха Фотия, Симеона Нового Богослова, Григория Паламу) и Нового времени (Паисия Величковского, Феофана Затворника, Силуана Афонского).

Список отцов церкви

См. также

Литература

Ссылки

Собрания творений Св. Отцов

Полезное

Смотреть что такое «Отцы Церкви» в других словарях:

отцы церкви — традиционное название деятелей христианской церкви II VIII вв., создавших её догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии Афанасий Александрийский,… … Энциклопедический словарь

Отцы Церкви — (святые отцы) традиционное название деятелей христианской церкви 2 8 вв., создавших её догматику и организацию. Главные отцы Церкви в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии Афанасий Александрийский … Исторический словарь

Отцы церкви — (“святые отцы”), традиционное название деятелей христианской церкви 2 8 вв., создавших её догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии Афанасий… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Отцы церкви — (“святые отцы”) традиционное название деятелей христианской церкви II VIII вв., создавших её догматику и организацию. Главные отцы Церкви в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии Афанасий … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

ОТЦЫ ЦЕРКВИ — традиционное название деятелей христианской церкви 2 8 вв., создавших ее догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии Афанасий Александрийский, Василий… … Большой Энциклопедический словарь

ОТЦЫ ЦЕРКВИ — см. Патристика. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

Отцы Церкви — (святые отцы) те из церковных писателей, произведения которых признаны самой Церковью наиболее точным выражением хранимого ею учения. Когда говорят об отцах Церкви, то обычно имеют в виду великих богословов, таких как, например, святые Игнатий … Православие. Словарь-справочник

ОТЦЫ ЦЕРКВИ — термин, употребляемый для обозначения ранних христианских писателей, развивавших вероучение на основе Св. Писания и Св. Предания. Благодаря этим авторам церковь восприняла философию и культуру греко римского мира, усваивая ее здравые элементы, и… … Энциклопедия Кольера

Отцы церкви — Три святителя Отцы Церкви (в Православии Святые Отцы) почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению… … Википедия

«ОТЦЫ ЦЕРКВИ» — традиционное назв. виднейших деятелей христ. церкви 2 8 вв., создавших ее догматику и организацию. Гл. О. ц. в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий Великий, в православии Василий Кесарийский, Григорий Богослов, Иоанн… … Советская историческая энциклопедия

Источник

Святые отцы

Святы́е отцы́ – святые, сфор­му­ли­ро­вав­шие и выра­зив­шие в своих тво­ре­ниях и собор­ных поста­нов­ле­ниях бого­слов­ское, нрав­ственно-эти­че­ское и аске­ти­че­ское учение Церкви и под­твер­див­шие истин­ность этого учения своей жизнью: дости­же­нием свя­то­сти – обо́жения чело­ве­че­ской при­роды.

Наи­бо­лее выда­ю­щи­еся отцы Церкви были отме­чены на Все­лен­ских Собо­рах. В част­но­сти, 2‑е Пра­вило Шестого Все­лен­ского Собора пере­чис­ляет поименно: архи­епи­скопа Дио­ни­сия Алек­сан­дрий­ского; архи­епи­скопа и муче­ника Петра Алек­сан­дрий­ского, епи­скопа Гри­го­рия Неоке­са­рий­ского, чудо­творца; архи­епи­скопа Афа­на­сия Алек­сан­дрий­ского; архи­епи­скопа Васи­лия Вели­кого; епи­скопа Гри­го­рия Нис­ского; архи­епи­скопа Гри­го­рия Бого­слова; епи­скопа Амфи­ло­хия Ико­ний­ского; архи­епи­скопа Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского; архи­епи­скопа Фео­фила Алек­сан­дрий­ского; архи­епи­скопа Кирилла Алек­сан­дрий­ского; пат­ри­арха Ген­на­дия Алек­сан­дрий­ского; муче­ника архи­епи­скопа Кипри­ана Кар­фа­ген­ского.

Какие кри­те­рия при­няты для опре­де­ле­ния поня­тия «отцы Церкви»?

1) Истин­ность учения, 2) свя­тость жизни, 3) при­зна­ние Церкви.

Как назы­ва­ется наука, изу­ча­ю­щая тво­ре­ния святых отцов?

Могли ли святые отцы оши­баться?

Святые отцы явля­ются при­знан­ными учи­те­лями как в обла­сти нрав­ствен­ного, так и в обла­сти дог­ма­ти­че­ского учения Церкви. Однако и в их сочи­не­ниях встре­ча­ются оши­боч­ные пред­став­ле­ния отно­си­тельно тех или иных бого­слов­ских вопро­сов.

Как пра­вило, это бывает свя­зано тем, что в одних слу­чаях они выска­зы­ва­лись как верные сви­де­тели того учения, кото­рое всегда хра­нила и испо­ве­до­вала Цер­ковь, а в других выра­жали своё личное мнение.

Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский: «Когда я гово­рил от себя, то бывало, что и оши­бался, а когда давал место Богу, ошибок не было».

Цер­ковь, как столп и утвер­жде­ние истины ( 1Тим.3:15 ), не оши­ба­ется. Отдель­ные же хри­сти­ане не застра­хо­ваны от ошибок. Личная точка зрения того или иного хри­сти­а­нина может ока­заться оши­боч­ной.

Рас­про­стра­ня­ется ли авто­ри­тет­ность Отцов Церкви на все их сочи­не­ния?

Поскольку святые отцы иногда оши­ба­лись, постольку понятно, что не все их тво­ре­ния можно при­знать за истин­ные. Отдель­ные сочи­не­ния неко­то­рых святых отцов под­вер­га­лись и до сих пор под­вер­га­ются кри­тике. К тако­вым, напри­мер, отно­сятся отдель­ные работы бла­жен­ного Авгу­стина о роли бла­го­дати и зна­чи­мо­сти личных усилий хри­сти­а­нина в деле спа­се­ния.

Нет ли опас­но­сти под­мены еван­гель­ских истин мне­ни­ями святых отцов?

Сле­дует пом­нить, что отцы Церкви не творцы цер­ков­ного веро­уче­ния, а сви­де­тели его: они, говоря сло­вами Пятого Все­лен­ского собора, веру, кото­рая изна­чала даро­вана вели­ким Богом и Спа­си­те­лем нашим Иису­сом Хри­стом святым Апо­сто­лам и ими про­по­ве­дана, во всем мире испо­ве­дали, изъ­яс­нили и святым Церк­вам пре­дали.

Как отно­ситься к тому, что у разных святых отцов могут порой воз­ни­кать разные ответы на один и тот же вопрос?

Сле­дует также пом­нить, что прин­цип «согла­сия отцов», во-первых, есте­ственно допус­кает «пар­ти­туру» част­ного голоса в созвуч­ном и едином хоре собор­ного созна­ния отцов Церкви, а во-вторых, не исклю­чает иногда вместе с тем слу­чай­ную и спо­ра­ди­че­скую дис­гар­мо­нич­ность отдель­ных «хори­стов». Дей­стви­тельно, всякий, при­сту­па­ю­щий к чтению святых отцов, порой стал­ки­ва­ется в них с раз­но­го­ло­си­цей мнений по отдель­ным част­ным вопро­сам и изредка наты­ка­ется на такие суж­де­ния, кото­рые пред­став­ля­ются явно несо­гла­су­ю­щи­мися с извест­ным и строго опре­де­лен­ным цер­ков­ным веро­уче­нием. Но подоб­ного рода факты не должны при­во­дить нас в сму­ще­ние, во-первых, потому, что рас­кры­тие Бого­от­кро­вен­ных и неиз­мен­ных дог­ма­тов в исто­рии осу­ществ­ля­лось (и осу­ществ­ля­ется даже поныне) не мгно­венно, а посте­пенно, не говоря уже о част­ных и кон­крет­ных момен­тах хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, кото­рые и до сего дня оста­ются не всегда ясными для цер­ков­ного веро­со­зна­ния; во-вторых, подоб­ные факты служат для нас камнем пре­ткно­ве­ния, как пра­вило, вслед­ствие под­спуд­ной интел­лек­ту­аль­ной гор­дыни, все­це­лого упо­ва­ния на свой соб­ствен­ный слабый и гре­хов­ный разум. Мнимые апории его часто раз­ре­ша­ются осо­зна­нием того, что, по словам архи­манд­рита Пор­фи­рия (Попова), хотя Цер­ковь при­ни­мала тво­ре­ния Отцов «с осо­бен­ным ува­же­нием и пред­ла­гала их в руко­вод­ство на буду­щие вре­мена», она «не при­пи­сы­вает Святым отцам совер­шен­ной непо­гре­ши­мо­сти».

Можем ли мы гово­рить о святых отцах и учи­те­лях Церкви при­ме­ни­тельно к людям, жившим в XVIII – XX веках?

– Хри­сти­ан­ское бла­го­ве­стие нико­гда не пре­кра­ща­лось, нико­гда не оста­нав­ли­ва­лось рас­суж­де­ние, раз­мыш­ле­ние над Свя­щен­ным Писа­нием, над тем Боже­ствен­ным Откро­ве­нием, кото­рое мы имеем, поэтому Дух Святой нико­гда не уходил из Церкви. Всегда были люди, води­мые Им, кото­рые могли объ­яс­нять то, что Он для них откры­вал. Так что и в XVIII, и в XIX, и в XX, и в XXI веках были святые отцы и учи­тели Церкви. Может быть, они нам сейчас не все явно открыты, но они были, есть и будут.
А кри­те­рий очень прост, он всегда был один и тот же: Цер­ковь решает, кого назвать святым отцом, а кого учи­те­лем Церкви. Рас­смот­рев труды того или иного отца, его жизнь, она делает вывод: «Вот это обра­зец! Это канон, кото­рому нужно сле­до­вать», потому-то мы и гово­рим о кано­ни­за­ции свя­того. В каком-то смысле есть и свое­об­раз­ная кано­ни­за­ция тек­стов, кото­рая не так явна и скорее всего вызре­вает под­спудно в про­цессе вос­при­я­тия трудов того или иного свя­того отца. Так выяв­ля­ются труды, кото­рые можно счи­тать кано­ни­че­скими.
Если гово­рить о кон­крет­ных людях, то из отцов XIX и XX веков можно назвать свя­ти­теля Игна­тия Брян­ча­ни­нова, Фео­фана Затвор­ника, свя­ти­теля Фила­рета Дроз­дова, мит­ро­по­лита Мос­ков­ского – это только из рус­ских святых, а есть ведь еще и пре­по­доб­ный Иустин Попо­вич – серб­ский святой, напи­сав­ший пре­крас­ную «Дог­ма­тику», кото­рой очень многие поль­зу­ются, пре­по­доб­ный Паисий Свя­то­го­рец, явив­ший нам нечто похо­жее на опыты пре­по­доб­ного Симеона Нового Бого­слова, пре­по­доб­ного Силу­ана Афон­ского, Гри­го­рия Паламы. Он, выра­жа­ясь про­стым языком, гово­рил о доста­точно глу­бо­ких вещах и явил скорее аске­ти­че­ское бого­сло­вие Церкви, нежели стро­гое дог­ма­ти­че­ское.
иеро­мо­нах Афа­на­сий (Букин)

Были ли святые отцы более святы и без­грешны, чем другие хри­сти­ане?

То, что отцов назы­вают свя­тыми, вовсе не озна­чает, что они были абсо­лютно без­грешны – это воз­можно одному лишь Гос­поду Богу. Пра­во­слав­ная Цер­ковь нико­гда не счи­тала без­греш­ность усло­вием при­зна­ния кого-то святым.

Можно ли читать так назы­ва­е­мых «святых отцов-ере­сео­ло­гов»? Не ере­тики ли они?

Напро­тив, «ере­сео­ло­гами» назы­ва­ются те святые отцы и учи­теля Церкви, кото­рые боро­лись с ере­сями: св. Ириней Лион­ский, Иппо­лит Рим­ский, Епи­фа­ний Кипр­ский, Кли­мент Алек­сан­дрий­ский и другие.

Что каса­ется ере­си­ар­хов, то их тво­ре­ния не явля­ются сек­ре­том, для науч­ных или мис­си­о­нер­ских целей они лег­ко­до­ступны. Что каса­ется любо­пыт­ства, то имеет ли смысл тра­тить время на душе­вред­ное чтение, если есть море душе­по­лез­ного?

Мы знаем, что есть поня­тие «святые отцы», но в лите­ра­туре встре­ча­ется еще и выра­же­ние «учи­тели Церкви». Ска­жите, это разные поня­тия или одно и то же?

– Это весьма услов­ная диф­фе­рен­ци­а­ция, потому что среди святых отцов есть учи­тели Церкви, а среди учи­те­лей Церкви есть те, кого мы не назы­ваем свя­тыми. К при­меру, Ори­гена, Тер­тул­ли­ана условно при­нято назы­вать учи­те­лями Церкви, хотя они не кано­ни­зи­ро­ваны. Более того, учение Ори­гена на V Все­лен­ском Соборе было отверг­нуто, а Тер­тул­лиан в конце своей жизни впал в ересь. Тем не менее они в свое время совер­шили некий пере­во­рот в бого­сло­вии: они чему-то научили всю Цер­ковь. Хотя эти люди потом и укло­ни­лись в ересь, но они сде­лали очень важное дело для Церкви. Таким обра­зом, учи­те­лями Церкви мы назы­ваем тех святых или несвя­тых отцов, кото­рые внесли суще­ствен­ный вклад в раз­ви­тие бого­слов­ской мысли. Они писали и гово­рили исходя из своего жиз­нен­ного опыта, и потому мы рас­смат­ри­ваем их труды с точки зрения Церкви: то, что ею одоб­рено в их тво­ре­ниях, мы вос­при­ни­маем без­условно, и не при­ни­маем того, что было отверг­нуто.
иеро­мо­нах Афа­на­сий (Букин)

Можно ли назы­вать свя­щен­ника «святой отец»?

Такое обра­ще­ние к свя­щен­ни­кам в Пра­во­слав­ной Церкви не при­нято. Свя­тыми отцами мы назы­ваем кано­ни­зи­ро­ван­ных святых. Можно ска­зать, напри­мер: «Святые отцы учат…» или «Святые отцы отно­си­тельно поста уста­но­вили такие-то пра­вила…». При­ня­тое обра­ще­ние к ныне живу­щему свя­щен­нику: «отец + », напри­мер «отец Петр», «отец Сергий» и т.п.

мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев):
«Что самое при­ме­ни­мое из насле­дия отцов для совре­мен­ной жизни? Сохра­не­ние себя в этом посто­янно меня­ю­щемся мире, сохра­не­ние иде­а­лов и прин­ци­пов хри­сти­ан­ской жизни в повсе­днев­но­сти. Каждый день, каждый час ставит нас перед нрав­ствен­ным выбо­ром: посту­пить согласно запо­ве­дям или согласно духу мира сего. Вот здесь и надо нам при­ме­нять опыт святых отцов, дабы убе­речь свою душу от иску­ше­ний. Это и есть самое при­ме­ни­мое».

прот. Геор­гий Фло­ров­ский:
«Недо­ста­точно просто подо­брать цитаты, выры­вая их из кон­тек­ста и игно­ри­руя обсто­я­тель­ства, при кото­рых было напи­сано то или иное сочи­не­ние. Многие «выска­зы­ва­ния Отцов» имеют кон­крет­ную поле­ми­че­скую направ­лен­ность: их, про­из­не­сен­ных «по случаю», надо исполь­зо­вать с вели­чай­шей осто­рож­но­стью и акку­рат­но­стью. Уста­но­вить истин­ный смысл каж­дого заме­ча­ния мы можем только из кон­тек­ста, приняв во вни­ма­ние целост­ное миро­воз­зре­ние автора».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *