Что такое ответственность за свои поступки аргументы
Проблема ответственности за свои поступки
сочинение по тексту ЕГЭ
Вступление
Каждый из нас несет ответственность за то, что мы делаем, говорим или даже думаем. Рано или поздно придется держать ответ перед окружающими или перед самими собой за то, что совершили мы против своей совести или против общепринятых нравственных норм.
Проблема
С подобной ситуацией столкнулся Сергей Николаевич Плетенкин — главный герой текста С. С. Качалова. На примере жизнеописания своего героя, рассказа одного удивительного случая из его повседневности автор поднимает проблему ответственности за свои поступки.
Комментарий
В тексте несколькими словами обрисована простая и неторопливая жизнь Плетенкина. У него есть жена и дочь, быт налажен, работа приносит стабильный доход. Иногда, в особо удачные дни, ему удается еще и неплохо подработать, довозя людей за деньги.
В тексте представлен как раз один из таких удачных дней. Вернувшись домой, где его уже ждал горячи ужин, Плетенкин рассказал жене, как ему удалось удачно выманить деньги из встретившейся по пути женщины. За проезд он попросил 300 рублей, явно завысив цену, видя, что перед ним женщина состоятельная. Та подала ему 500, на что Сергей Николаевич не нашел сдачи. Девушка попросила его оставить сдачу себе. Вот такая удача.
Уже спустя некоторое время герой понял, что знал эту женщину, что, будучи старшеклассником, обманул ее, воспользовался ее доверием. Не первая красавица, Наташа Абросимова (так звали случайную попутчицу) в юности не пользовалась особым вниманием парней. Плетенкин начал ухаживать за ней, провожать домой, и за это попросил девушку написать за него сочинение на общегородской конкурс. Та с радостью согласилась.
Когда же молодой человек конкурс выиграл и получил путевку в Санкт-Петербург, он даже здороваться с Наташей перестал. И только на выпускном нашел в себе силы повиниться. Но девушка только сказала: «Разве ты меня обманул?» И ушла, оставив в памяти героя лишь свой тоскливый глубокий взгляд. Таким взглядом смотрела она на него и сегодня.
Нахмурившись от своих воспоминаний, Плетенкин решил, что при встрече отдаст ей все деньги. Но тут же понял, что никогда этого не сделает.
Авторская позиция
Автор убежден, что нечестный поступок не имеет срока давности. Рано или поздно он напомнит о себе и заставит платить по счетам. Дважды обманув девушку, герой рассказа, в первую очередь, обманул самого себя. И это чувство вины перед ней не покинет его до конца дней.
Своя позиция
С автором невозможно не согласиться. Решаясь на какое-то действие или поступок, необходимо хорошенько подумать, каково тебе с этим будет жить, не пожалеешь ли ты потом. Потому что исправить то, что натворил, не всегда будет возможным.
Аргумент №1
В литературе практически в каждом произведении раскрывается тема ответственности за собственные поступки. К примеру, в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского многие герои несут на себе тяжесть ответственности за совершенные ими действия. Родион Раскольников, убивая старушку-процентщицу, а вместе с ней и ее слабоумную сестру на сносях, настолько претерпевал муки совести, что буквально лишался чувств.
Поняв, что все его поступки не имеют оправдания, он на каторге в молитвах добывал себе прощение у бога, перечитывая Евангелие и вспоминая самого светлого человека в своей жизни – Соню Мармеладову.
Аргумент №2
В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» главный герой Эраст, обманувший Лизу, продавший свою любовь за женитьбу на богатой даме, всю оставшуюся жизнь будет мучаться от того, что стал причиной гибели молодой и наивной девушки. Его бездумные эгоистичные поступки привели к тому, что бросилась в реку искренне любящая его Лиза, не сумев перенести предательство и ложь любимого человека.
Заключение
вопреки ей нельзя, так как впоследствии она не раз напомнит о себе. Мы ответственны за собственную судьбу, за собственную жизнь и за свои поступки, хорошие и плохие. Жить нужно так, чтобы впоследствии не было стыдно за самих себя и совершенные действия.
Сочинение-рассуждение на тему «Что такое ответственность?»
Ответственность за свои поступки
О понятии «ответственность»
Различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение на субъекта ответственности за результаты его деятельности и поведения, и внутренние формы — саморегуляцию его поведения (чувство ответственности). Проблема ответственности охватывает следующие вопросы: в состоянии ли человек вообще выполнять предписываемые ему моральные требования (вопрос о дееспособности); в какой мере он их понимает и правильно ли истолковывает; как далеко простираются границы его деятельных способностей; должен ли человек отвечать за те последствия своих действий, на которые оказывают влияние внешние обстоятельства, может ли он предвидеть эти последствия?
Моральная ответственность предполагает следующие условия: свобода совершаемого действия (поступок, совершенный человеком не по его собственной воле, не предполагает ответственности за него); преднамеренность поступка (непреднамеренность поступка смягчает ответственность, но не исключает ее полностью); способность человека осознавать происходящее, возможность по своей воле пресечь действие, ведущее к негативным последствиям (невменяемыми признаются психически больные люди, но искусственно вызванное помешательство (алкогольное, наркотическое) лишь усугубляет вину). Безответственное поведение представляет собой действия, совершаемые без учета их последствий. Такое поведение связано с неадекватной самооценкой, равнодушием, эгоизмом, неразвитостью моральной личности.
Понимание ответственности зависит от понимания свободы. Свобода —
одно из условий ответственности, ответственность
—
одно из проявлений свободы: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других. Мера свободы человека удостоверяется мерой его ответственности. В ходе исторического развития уровень личной свободы повышается, соответственно, повышается и уровень моральной ответственности человека за себя и за свою семью. Э. Фромм утверждал, что многие люди тяготятся этой ответственностью и пытаются уклониться от нее (иногда безотчетно). Он выделил механизмы, позволяющие на социальном уровне сложить человеку с себя свободу и ответственность: тоталитарный режим (вождь берет на себя ответственность за жизнь общества и его членов); «автоматизирующий конформизм» (некритическое принятие чужих мнений, превращение мнения общества в свое собственное).
Различают перспективную и ретроспективную ответственность: первая связана с принятием решения о совершении каких-либо действий (ответственность «перед»), а вторая касается осознания результатов и последствий своего поступка (ответственность «за»). Важную роль играет также чувство ответственности: позитивная форма как ощущение своей значимости, способности благотворно повлиять на ход дел, и негативная —
неуверенность в своих силах. Развитие чувства личной ответственности
—
одна из важных задач нравственного воспитания.
Моральная ответственность – один из видов ответственности, поэтому все вышесказанное относится и к ней. Однако она имеет свои особенности.
Понимание того, что общество предъявляет к нему определенные требования, неизбежно формирует в человеке чувство ответственности, хочет он того или нет, нравится это ему или не нравится. Моральным оно является постольку, поскольку ответственность переживается личностью как собственная необходимость, внутренний долг, а не что-то только навязанное извне. В моральной ответственности сочетается ответственность перед общественным мнением и перед собственной совестью. В отличие от правовой ответственности, которая в значительной мере связана со страхом перед наказанием, для моральной ответственности характерна связь с совестью, чувствами долга, гуманности, справедливости, то есть связь с элементами морального сознания. К числу этих элементов относится уважение к общественному мнению. Для развитого морального сознания последнее не является непререкаемым абсолютом, правым оно признается лишь в том случае, если соответствует моральному закону. Поэтому моральная ответственность выступает как ответственность перед моральным законом.
Субъективной формой его выражения служит совесть. Бывает так, что голос совести оказывается более правым, чем мнение общественности, и тогда личность должна поступить наперекор этому мнению. Но это не означает, что оно является излишним в системе сознания общества, ибо оно выполняет необходимые функции формирования нравственного сознания личности и регулирования ее поведения. И общественное мнение, и совесть – неотъемлемые моменты феномена моральной ответственности.
Моральная свобода и ответственность находятся в диалектической взаимосвязи. Чем больше моральная свобода, то есть, чем благоприятнее условия для нравственного поведения, тем выше моральная ответственность, ибо общество предъявляет к личности более строгие требования, а личность испытывает большую меру ответственности за свои действия. И, наоборот, чем сильнее чувство и сознание моральной ответственности, тем большей моральной свободой обладает личность, ибо тем легче ей преодолеть объективные и субъективные препятствия для совершения моральных поступков.
Содержание моральной ответственности может быть правильно понято лишь в свете основного морального закона, в соответствии с которым она должна быть ответственностью не только за выполнение личностью ее обязанностей перед государством, перед предприятием и его руководителями, но и ответственностью за судьбы людей, за благо каждого человека, не только «ближнего», но и «дальнего». Лишь тот, кто сознает и переживает эту великую ответственность, может по праву считать себя нравственным в современном смысле этого понятия.
Безответственность
Воспитание чувства ответственности
Популярные сочинения
Проблема осознания ответственности
Сочинение — эссе «Свобода и ответственность» (по страницам литературных произведений)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Ивана Нечаева городского поселения поселка Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области
Межмуниципальный конкурс эссе
«Молодежь: свобода и ответственность»
Направление: свобода и ответственность
в литературном произведении
Свобода без ответственности не бывает
(по страницам литературных произведений)
На протяжении всего своего существования люди задумывались над вопросом: что такое свобода и ответственность, связаны они или независимы друг от друга.
Свобода — это возможность проявления своей воли, независимость, отсутствие ограничений. Если следовать этому определению, можно подумать, что свобода не имеет границ, следовательно, свободный человек может делать все, что захочет. Так ли это на самом деле?
Давайте разберемся. Мы живем в обществе, где каждый имеет свои права и обязанности. Если рассматривать вопрос с точки зрения правоведения, то каждый человек в той или иной степени ограничен моральными и правовыми нормами в целях поддержания общественного порядка. Поэтому там, где есть свобода, всегда есть ответственность – необходимость отвечать за свои действия. Чтобы ответить на все возникающие вопросы по данной проблеме, я предлагаю обратиться к произведениям писателей разных эпох.
В качестве первого примера обратимся к произведению А.С.Пушкина «Дубровский». Рассмотрим эпизод, когда Маша Троекурова со своим нелюбимым мужем князем Верейским ехала в карете, и их остановила шайка разбойников во главе с Дубровским. Владимир сказал Маше, что она свободна и может оставить князя. Но Маша, несмотря на любовь к молодому Дубровскому, ответила, что уже поздно, так как она поклялась в верности другому человеку и не может нарушить свою клятву. Она несет ответственность за данное ей обещание.
Из биографии А.С.Пушкина мы знаем, что брак и семья, освященные церковным благословением, были для него святыней. Эта мысль глубоко укоренена в его творениях, проходя через них яркою нитью.
Марья Кирилловна Троекурова проявила большую нравственную доблесть, отказавшись покинуть князя Верейского, с которым только что была против воли повенчана. Вот ее поучительные слова: «Я обвенчана, я жена князя Верейского, я согласилась, я дала клятву». А.С.Пушкин наглядно показал нам, как тесно переплетаются между собой свобода и ответственность.
Еще раз поразмышляем над проблемами романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В нем очень хорошо показано, что может произойти с человеком, вышедшим за рамки закона и переоценившим свободу своих действий. Главный герой, Родион Раскольников, чтобы подтвердить свою собственную теорию о делении людей на обычных и тех, кому все дозволено, убивает двух женщин. Дальше мы видим, что Родиона начинает мучить совесть, он жалеет о случившемся, раскаивается, но уже ничего не изменить.
Так Родион пошел на преступление и не учел, что за свои поступки надо отвечать, а любое действие всегда влечет за собой последствия. За это он был наказан собственными терзаниями.
Позволю себе подвести итог всему написанному в сочинении. Чему же учат нас писатели в своих произведениях? Живя в обществе, каждый человек имеет право на реализацию своих желаний, интересов. При этом он не должен нарушать нормы морали и права. Свобода без ответственности не бывает.
Вся наша жизнь, каждый ее день состоит из принятых решений. Человек свободен в принятии своих решений, однако надо понимать, что выбор – это ответственность перед собой и другими людьми.
6.04.2019. Абдуллаева Полина, 11 класс, МОУ СОШ №1
имени Ивана Нечаева г.п.п. Чистые Боры
Ответственность за других людей
Что такое безответственный поступок?
Ключевым понятием в этой проблеме выступает слово «поступок», то есть действие человека. Какое же действие можно определить как безответственное? В рамках исследования «Проблема ответственности человека за свои поступки» аргументы из литературы лучше раскроют этот вопрос.
Стоит вспомнить повесть В. Г. Распутина «Живи и помни». Герой произведения дезертирует с места боевых действий. Он скитается в окрестностях родной деревни и регулярно наведывается к своей жене, вовлекая ее в серьезные неприятности. Он труслив и заботится только о себе, поэтому скрывается до последнего, не желая признавать вины и отказываться от роли беглеца. Тем временем его жена мужественно выносит все горести, что выпадают на ее долю, скрывая тот факт, что муж находится в окрестностях деревни. Но силы ее не бесконечны, в конечном итоге она совершает самоубийство.
Герой произведения думает только о себе, он не задумывается о том, что его поступки могут отрицательно сказаться на судьбе матери или жены. Не желая отвечать за содеянное, он губит жизнь ни в чем не повинного человека.
Профессиональная ответственность
Ответственность за животных
Автор: Полина Батраева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Аргументы: «Ответственность человека за свои поступки» из жизни и литературы
Проблема «Ответственность человека за свои поступки» — одна из самых актуальных проблем на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, поэтому для ее аргументации мы предлагаем своим уважаемым читателям аргументы из жизни и литературы, так как один из основных критериев оценивания – подтверждение собственного мнения по проблеме. Подобранные из разных источников аргументы помогут не только при написании сочинения-рассуждения на письменном экзамене по русскому языку, но и при написании итогового сочинения.
Проблема
Что такое ответственность и должен ли человек отвечать за свои поступки, принятые решения или сказанные слова?
Отношение автора к проблеме
Каждый человек, совершая какой-либо поступок, должен задумываться об ответственности, о том, что только он в ответе за результаты этого поступка.
Аргументы
Синонимы к слову ответственность
Обязательство, ручательство, серьезность, порука, важность, грех пополам, ответ, залог, поручительство, совесть, надежность, обязательность.
Синонимы к слову человек
Муж, лицо, особа, личность, индивид, персона, индивидуум, смертный, индивидуальность.
Синонимы к слову поступок
Выходка, дело, курбет, действие, конкретика, ход, карма, шаг, демарш, акт, проделка, акция, свершение, жест, художество, подвиг, деяние.
Эпитеты к слову ответственность
Дисциплинарная, исключительная, уголовная, имущественная, персональная, иная, ограниченная, глубокая, коллективная, субсидиарная, административная, судебная, солидарная, моральная, другая, единоличная, внутренняя, нравственная, настоящая, колоссальная, новая, юридическая, человеческая, индивидуальная, экономическая, тяжкая, иная, личная, духовная, этическая, общественная, материальная, главная, правовая, государственная, осознанная, человеческая, гражданская, экономическая, корпоративная, иная, взаимная, духовная, общественная, социальная, постоянная, непомерная, официальная, строгая, максимальная, громадная, собственная, повышенная, гигантская, родительская, подобная, партийная, реальная, непосильная, всеобщая, неограниченная, дополнительная, общая, финансовая, чудовищная, безмерная, определенная, должная, огромная, совместная, двойная, чрезвычайная, круговая, основная, суровая, страшная, глобальная, великая, историческая, политическая, большая, тяжелая, налоговая, высокая, полная, возможная, профессиональная, непосредственная, лишняя, особая, законная, прямая, немалая, равная, серьёзная.
Эпитеты к слову человек
Умный, глупый, вежливый, выносливый, правильный, светлый, талантливый, злой, суровый, грозный, ответственный, великодушный, благородный, безынициативный, высококвалифицированный, безгрешный, бездушный, молодой, старый, городской, сельский, светловолосый, кареглазый, безответственный, вредный, жадный, душевный, праведный, мужественный, самоотверженны, малодушный, простодушный, смелый, лицемерный, дикий, прекрасный, грубый, высоконравственный, безотказный, коммуникабельный, безобразный, непорядочный, подлый, нечистоплотный, своенравный, горячий, молчаливый, любимый, любящий, думающий, тактичный, темноволосый, осторожный, хитрый, бесхитростный, мудрый, справедливый, скользкий, длинноногий, угрюмый, улыбающийся, длинноволосый, эрудированный, обычный, эмоциональный, щедрый, застенчивый, задиристый, эгоистичный, неприступный, интересный, любвеобильный, благодарный, восторженный, прилежный, чарующий, эпатажный, волевой, свободолюбивый, агрессивный, увлеченный, недоступный.
Эпитеты к слову поступок
Бескорыстный, хулиганский, бесстрашный, худой, благовидный, стыдный (устар.), бестактный, благоразумный, скверный, благородный, глупый, рискованный, богоугодный (устар.), преступный, великодушный, предательский, высоконравственный, постыдный, героический, позорный, геройский, подлый, гражданский, пакостный (разг.), гуманный, непотребный (устар.), отвратительный, дурной, добрый, опрометчивый, осмотрительный, душеспасительный (г/стар.), низкий, замечательный, нечистоплотный, изумительный, нечестный, милосердный, непристойный, молодецкий (разг.), неприличный, мужественный, неприглядный, похвальный, непорядочный, праведный, некрасивый, превосходный, неблаговидный, прекрасный, мошеннический, разумный, мерзкий, рыцарский, лицемерный, самоотверженный, славный, коварный, смелый, злонамеренный (устар.), справедливый, жульнический, тактичный, честный, дикий, авантюристический, дерзкий, авантюрный, грязный, аморальный, грубый, антиобщественный, головотяпский (разг.), безнравственный, гнусный, безобразный, безответственный, вредный, безумный, вероломный, бесстыдный, бесчестный,
Что такое ответственность за свои поступки аргументы
Задания 6-9 по новой демоверсии.
Сочинение 9.1.
Сочинения по лингвистике.
Сочинение 9.3.
Сочинения на морально-этические темы.
Авторитет
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) АВТОРИТЕТ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как завоевать авторитет?»
Пояснение
Авторитет (лат. – власть, значение) – признание достоинств отдельного человека, организации, ученика, идеи или моральной нормы, значимых для успешности деятельности. Эффективное взаимодействие с другими людьми – это необходимое условие успеха в любой деятельности. И важным фактором этого взаимодействия является авторитет. Без него невозможно стать лидером, успешным организатором, да и просто работать в команде. Авторитет – это то, что позволяет нам оказывать влияние на других людей.
Бескорыстность
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) БЕСКОРЫСТНОСТЬ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека бескорыстность?»
По тексту В. Пескова
Благодарность
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) БЛАГОДАРНОСТЬ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека умение быть благодарным?»
Пояснение
Благодарность – это ответная реакция, чувство признательности человека на оказанное ему добро, помощь, услугу, внимательное отношение к нему. Она выражается в словах или в конкретных поступках. Благодарность может быть неофициальной, проявлением чувств на внимательность, отзывчивость. А может быть официальной за хороший труд, успехи, победы в чём-либо. В этом случае благодарность выражается в письменном виде, например, приказе. Нужно уметь благодарить людей за их тёплое отношение, за неравнодушие и помощь.
Взаимовыручка
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ВЗАИМОВЫРУЧКА?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему нельзя бросать человека в беде?»
Пояснение
Взаимовыручка – взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле. Взаимовыручка – это конкретные действия, поступки людей, в результате которых они помогают друг другу, оказавшись в беде, в сложной жизненной ситуации, поддерживают, подбадривают. Совместными усилиями легче пережить трудности, решить сложные проблемы. Поддержка ближнего делает человека сильнее, помогает найти решение в той или иной ситуации, выполнить то, что одному не под силу. Взаимовыручка просто необходимо в деятельности людей определённых профессий, например, врачей, спасателей, пожарных, военнослужащих. Каждый должен приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, это человеческий долг.
Взаимопонимание
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ВЗАИМОПОНИМАНИЕ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит понять другого человека?»
Пояснение
Взаимопонимание – согласие, взаимное понимание, разумение, тесный контакт. У тех, кто понимает друг друга, есть единодушие во мнениях и поступках.
По тексту В. Железникова
Воображение
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ВООБРАЖЕНИЕ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Для чего человеку нужно воображение?»
Пояснение
Воображение – способность воображать, творчески мыслить, фантазировать.
По тексту А. Аверченко
Внутренний мир человека
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как может раскрыться внутренний мир человека?»
Или «Как раскрывается внутренний мир человека?»,
или «Как поступки характеризуют внутренний мир человека?».
Пояснение
Внутренний мир человека – это очень широкое понятие, включающее в себя ценности, идеалы, взгляды, представления человека о мире, о людях. Это нравственные основы личности, которыми человек руководствуется в своей жизни. Именно они определяют сущность его поступков. Внутренний мир – это и уровень образованности, культуры человека. Необходимо стремиться к обогащению своего внутреннего мира, чтобы быть яркой, интересной личностью.
Выбор
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ВЫБОР?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно сделать правильный выбор?»
Пояснение
Выбор – это процесс принятия решения, отбор одного варианта из нескольких возможных. Выбор – это и результат такого решения, то, что определил для себя человек в той или иной жизненной ситуации. По тому, какой выбор сделан, можно судить о сущности характера, духовном мире человека, ведь в основе выбора всегда лежат жизненные ценности, идеалы, взгляды человека. Часто выбор существенно влияет на судьбу человека, например, выбор профессии, спутника жизни, выбор поведения в экстремальной ситуации. Важно, чтобы он был сделан в соответствии с законами нравственности, не приносил боль другим людям.
Драгоценные книги
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какое влияние книги оказывают на человека?»
«Что такое драгоценные книги»
«Как книги влияют на человека?»
Пояснение
Драгоценным называют то, что дорого человеку, обществу. Словосочетание «драгоценные книги» имеет несколько значений.
Дружба
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ДРУЖБА?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого можно считать настоящим другом?»
«Что лежит в основе настоящей дружбы?»
«Что самое ценное в дружбе?»
«Каким должен быть настоящий друг?»
«Какого человека можно назвать настоящим другом?»
«Что может разрушить дружбу?»
«В чём заключается настоящая дружба?»
«Какими качествами обладает настоящий друг?
«В чём основа настоящей дружбы?»
Доброта
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ДОБРОТА?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть добрым?»
«Какого человека можно считать добрым?»
«Какого человека можно назвать добрым?»
«Что значит быть добрым к людям?»
«Какие поступки характеризуют доброго человека?»
«В чём может проявляться доброта?»
Жизненные ценности
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие жизненные ценности важны?»
«Какие жизненные ценности важны для человека?»
«Что такое жизненные ценности?»
«Какие жизненные ценности формируются в детстве?»
«Какими должны быть жизненные ценности»
«Какие жизненные ценности наиболее важны в жизни человека?»
«Что в жизни человека по-настоящему важно?»
Забота о людях
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ЗАБОТА О ЛЮДЯХ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит проявлять заботу о людях?»
По тексту В. Крапивина
Забота – это, прежде всего, умение отдавать, способность делать что-то полезное для окружающих, возможность и желание участвовать в судьбе того, кто очень в тебе нуждается.
Герой рассказ Крапивина заботится о незнакомых людях, которые могут заблудиться. Несмотря на гнев деда, он каждую ночь зажигает лампу и ставит ее на крышу, чтобы она была маячком для нуждающихся. Он искренне переживает за Сергея, человека нездешнего. Мальчик предлагает совсем незнакомому человеку хлеб и молоко, потому что идти ему еще долго, а для этого нужны силы.
Зависть
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ЗАВИСТЬ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем опасна зависть?
Пояснение
Зависть – это отрицательное чувство, проявляющееся в том, что человека раздражают успехи, благополучие других, вызывают в нём негативные эмоции. Завистливый человек постоянно сравнивает себя с окружающими, желает обладать теми же материальными и нематериальными ценностями. Он порой сам ничего не делает для того, чтобы добиться высоких результатов в каком-либо виде деятельности, а лишь наблюдает за успехами других и очень недоволен ими. Причины зависти кроются и в нехватке чего-либо, например, денег, и в неудовлетворённости своей жизнью вообще; это может недовольство своим внешним видом, отсутствие личных достижений. В любом случае, зависть – это черта, свойственная слабым людям, неуверенным в себе, не умеющим чего-либо добиться в жизни. Изменится человек, будет стремиться к достижению целей – постепенно исчезнет и зависть, так как сам он будет яркой личностью.
Красота
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) КРАСОТА?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какое значение в жизни человека имеет красота?»
«Что даёт человеку красота?»
Пояснение
Красота – высшая мера совершенства, высшее эстетическое качество чего бы то ни было. Красота проявляется в способности человека видеть и воспринимать это совершенство. В своей эволюции красота обеспечивает естественный отбор и выступает критерием развития как объекта восприятия, так и самого восприятия человека. Красота – это цель, к которой стремится развивающаяся жизнь. Совершенства вне красоты нет, она поднимает человека к истине. Многие чувства, например, любовь, дружба, верность, доверие, основаны на красоте собственных действий. Видение красоты зависит от степени духовности человека, его нравственного состояния. Красота очищает, возвышает, облагораживает, одухотворяет людей.
Любовь к жизни
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит любить жизнь?»
По тексту А. Платонова
Любовь к жизни – это наслаждение каждым прожитым днем, закрывая глаза на все проблемы и неудачи. Жизнь дается нам лишь одна, и это уже является весомой причиной для того, чтобы ее любить. Жить –это прекрасно, главное найти занятие, которое будет по душе, а также нужно постараться окружить себя только хорошими людьми, тогда жизнь будет по-настоящему интересной.
Любовь к родителям
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ЛЮБОВЬ К РОДИТЕЛЯМ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как нужно относиться к родителям?»
Пояснение
Любовь к родителям – глубокая привязанность, способность поддержать, найти тёплое, душевное слово, поблагодарить за то, что они для нас делают.
Материнская любовь
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляется материнская любовь»?
«Что такое материнская любовь?»
«В чём проявляется материнская любовь?»
Пояснение
Материнская любовь к детям – это одно из высших и благородных чувств на земле. Она проявляется в стремлении создать для ребёнка условия для его счастливой и здоровой жизни. Мать оберегает от бед и несчастий, помогает в трудную минуту, радуется успехам и удачам детей. Материнская любовь безгранична и бескорыстна.
Мечта
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) МЕЧТА?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт человеку мечта?»
Пояснение
Мечта – это то, к чему стремится человек, чего хочет достичь в жизни. Это та цель, которую он представляет себе, то будущее, о котором думает, которое рисует в своём воображении. Мечта должна быть обязательно. Она придаёт смысл жизни, заставляет действовать. Но необходимо, чтобы она была реальной, достижимой. Не нужно строить воздушные замки, мечтать о том, чего просто не может быть. Это приведёт к разочарованию в людях, себе самом, в жизни. Даже мечтая, надо быть реалистом. Достигнув одного, снова мечтать и двигаться вперёд.
Настоящее искусство
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Каковы признаки настоящего искусства?»
«Что даёт людям настоящее искусство?»
«В чём ценность настоящего искусства?»
«Для чего людям нужны произведения искусства?
Пояснение
Настоящее искусство – проверенное временем, не оставляющее человека равнодушным, творение, оставившее след в истории, несущее культурную и историческую ценность.
Настоящий друг
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) НАСТОЯЩИЙ ДРУГ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»
Пояснение
Настоящий друг – человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться; главное в жизни не иметь большое количество приятелей и товарищей, с которыми можно развлекаться, гораздо важнее, наличие одного настоящего друга, который всегда готов прийти на помощь в трудную минуту, с ним будешь чувствовать себя уверенным, знать, что в этом мире ты не один.
Неуверенность в себе
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как влияет на поступки человека неуверенность в себе?»
Пояснение
Неуверенность в себе – это результат низкой самооценки человеком своих способностей, возможностей, когда он не верит в успех дела, в то, что он способен что-то выполнить хорошо и достойно. Неуверенность часто возникает потому, что человек действительно слабо подготовлен к тому или иному виду деятельности, недостаточно сведущ, опытен, профессионален. В этом случае нужно постоянно самосовершенствоваться, чтобы поверить в свои силы и способности. Неуверенность можно преодолеть. Нужно просто добросовестно относиться ко всему, что делаешь. Тогда придёт и уверенность.
Нравственные ценности
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризуют человека его нравственные ценности?»
Пояснение
Нравственные ценности – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные ценности соответствуют требованиям высокой нравственности (честность, справедливость, порядочность, гуманность и др.).
Нравственные оценки
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) НРАВСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризуют человека его нравственные оценки?»
Пояснение
Нравственные оценки – это мнения о ценности, значении о поступке или человеке, это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей.
Нравственный выбор
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается нравственный выбор человека?»
«В чём заключается нравственный выбор?»
Пояснение
Нравственный выбор – это выбор между добром и злом, порядочностью и подлостью, человечностью и бессердечностью, честью и бесчестием, подвигом и предательством. Делая подобный выбор, человек на первый план ставит интересы других людей, их благополучие и даже жизнь.
Общее дело
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ОБЩЕЕ ДЕЛО?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какое общее дело было в годы войны у всех людей нашей страны?»
Пояснение
Общее дело – это те действия, мероприятия, акции, которые люди совершают сообща, имея единые цели. Оно объединяет людей, делает их сплочёнными. Прекрасно, если это действия позитивные, направленные на созидание, создание чего-то важного для каждого в отдельности и коллектива единомышленников в целом.
Ответственность за свои поступки
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается ответственность за свои поступки»
Пояснение
Ответственность за свои поступки – это способность человека давать отчет своим поступкам и действиям, а самое главное – задумываться об их последствиях. Ведь каждое действие или слово способно породить целую череду событий, причем не всегда приятных.
Ответственность
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит отвечать за кого-нибудь?»
Пояснение
Ответственность – это качество человека, проявляющееся в том, что он осознаёт, что должен отвечать за свои дела, поступки, за судьбы близких людей, за то дело, которое ему поручили, за взятые обязательства.
Ответственность – это требование к поведению человека со стороны окружающих и общества в целом. Мы ответственны за родных, за животных, которых приручили, за всё, что происходит вокруг и с чем нам приходится сталкиваться в жизни. Ответственность – это самоконтроль, умение анализировать свои действия и вовремя исправлять ошибки.
Память сердца
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ПАМЯТЬ СЕРДЦА?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что называется памятью сердца?»
По тексту Остромира
Память сердца – это то, что не забывается и остается в памяти человека до самой смерти. Как правило, в нашей памяти сохраняются самые сильные впечатления, также не забываются добрые люди и даже предметы, с которыми было легко, светло и хорошо.
Понимание
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ПОНИМАНИЕ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит понять человека?»
«Что значит понять другого человека?»
По тексту Л. Улицкой
Понимание – это способность осмыслить, постичь содержание, смысл чего-то. На мой взгляд, это то качество человека, которое помогает ему разобраться в различных жизненных ситуациях, понять того, кому нужна поддержка, и принять правильное решение. Для доказательства обратимся к тексту Л. Улицкой.
Признать свои ошибки
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ПРИЗНАТЬ СВОИ ОШИБКИ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно уметь признавать свои ошибки?»
Пояснение
Признать свои ошибки – значит, раскаяться – это сожаление о содеянном, умение признавать свои ошибки. Это очень важное состояние души, оно позволяет человеку лучше понять себя, а также помогает не повторять своих ошибок впредь.
Прийти на помощь
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит прийти на помощь?»
Пояснение
Прийти на помощь – значит, поддержать, выручить, протянуть руку помощи. Помощь людям – это бескорыстное доброе дело, слово, поступок, которые помогают справиться с болезнью, плохим настроением, неприятными событиями жизни.
Прощение
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ПРОЩЕНИЕ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?»
Пояснение
Проявлять внимание к человеку
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ПРОЯВЛЯТЬ ВНИМАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно проявлять внимание к людям?»
По тексту Ю. Яковлева
Проявлять внимание к человеку – это значит заботиться о нем, окружать вниманием, заботой. Это очень важно: чувствовать себя кому-то нужным и необходимым.
Решимость
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) РЕШИМОСТЬ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается решимость человека?»
По тексту Н. Айне
Решимость – это смелость, отсутствие боязни в принятии и осуществлении своих решений. Это качество характера, благодаря которому люди совершают смелые поступки. Об этом рассказывает в предложенном тексте.
Человеку должно быть свойственно желание в трудную минуту прийти на помощь, вот такое желание возникло у беспомощного мальчика, когда он увидел, как старшеклассник начал реально угрожать Агнии, девушке, которая заступилась за него. В финале текста Агния называет тихоню Витьку смелым, потому что в критический момент он сумел взять ответственность на себя, решив пригрозить «драчунам» милицией. Витька, не раздумывая, бросился спасать девочку. Он рисковал: его могли побить, досталось бы и ему, и Агнии, но рисковать или не рисковать, вопрос для него не стоял. Это пример настоящей решимости.
Сила духа
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) СИЛА ДУХА?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как в годы войны народ проявил силу духа?»
«В чём проявляется сила духа?»
«Что помогает человеку справиться с жизненными трудностями?»
«Что значит быть сильным духом?»
Пояснение
Сила духа – это способность человека преодолевать трудности, как бы ни тяжело это ни было. Это умение сконцентрироваться на главном, важном, преодолеть страх, боль, выйти победителем из непростой жизненной ситуации, находя всевозможные способы и средства для этого. О силе духа человека говорят в том случае, когда он, преодолевая препятствия, совершает что-то важное, ценное, доброе и для себя, и для других людей.
Слава
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) СЛАВА?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как можно прославляться?»
По тексту Н. Дубова
Слава – форма общего одобрения, признания достоинств какого-либо человека и его деяний. Прославиться можно по-разному. Можно сделать великое открытие, как Ньютон, Менделеев или Эйнштейн. Можно уничтожить миллионы людей, как Гитлер, или безвозмездно помогать тысячам, как мать Тереза. Для меня добрая слава – это, прежде всего, адский труд! Сотни часов, проведенные без сна, тысячи минут кропотливой работы ради достижения своей главной цели, с которой и приходит слава.
Счастье
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) СЧАСТЬЕ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт человеку ощущение счастья?»
«Когда человек чувствует себя счастливым?»
«Что такое счастье?»
«Что может сделать человека счастливым?
Пояснение
Счастье – это одно из самых всеобъемлющих понятий, в которое каждый вкладывает свой определённый смысл. Но есть то общее, что объединяет все взгляды людей на понимание смысла слова «счастье». Это состояние полного удовлетворения жизнью, наслаждения ею, ощущение нужности, важности в ней. Это минуты достижения поставленных целей, реализации своих планов. Это моменты ощущения огромной любви к близким, стране, народу, понимания нужности для них. Это возможность самореализации, самовыражения в любимом виде деятельности. Наконец, это просто наслаждение красотой жизни, каждого её мгновения, неповторимостью мира, который окружает. Счастье-это огромное желание жить.
Творчество
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ТВОРЧЕСТВО?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт человеку творчество?»
По тексту М. Москвиной
Творчество – это деятельность по созданию чего-то абсолютно нового, а также результат этого процесса. Творческого человека можно охарактеризовать как обладающего нестандартным мышлением, фантазией и умеющего мечтать. На мой взгляд, именно люди, наделённые творческим мышлением, меняют мир, разрушают стереотипы и своей деятельностью приносят радость окружающим.
Уважение к человеку
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит уважать человека?»
По тексту Ю. Нагибина
Фантазия
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ФАНТАЗИЯ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужна ли фантазия человеку?»
«Зачем человеку нужна фантазия?»
Пояснение
Фантазия (лат. – плод воображения) – мысленная психическая деятельность, создающая воображаемые образы и ситуации, не существующие в жизненном опыте человека. Фантазия – это воображение, изобретательная сила ума, самобытное творчество человека. С ее помощью человек может опережать события, проектировать деятельность. Слово «фантазия» когда-то было именем сына бога сна Гипноса, спящего в виде неодушевленного предмета – то земли, то воды, то дерева или камня. С тех пор этот мифологический образ сохранил себя в названии образа поэтического, психологического, мысленного.
Цель в жизни
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему у человека должна быть цель в жизни?»
Пояснение
Целеустремлённость – это черта характера, проявляющаяся в том, что человек чётко знает, чего он хочет, к чему стремится. Он ставит конкретные цели, для достижения которых использует необходимые средства. Целеустремлённый человек стремится прожить жизнь ярко, интересно, добиться в ней многого, реализовать себя.
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ЧУДО?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Можно ли делать чудеса своими руками?»
Пояснение
Чудо – это нечто небывалое, сверхъестественное, то что поражает своей необычайностью. Люди считают чудом то, во что невозможно поверить, что происходит вопреки мрачным ожиданиям и прогнозам.
Ответственность за свои поступки
Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается ответственность за свои поступки»
Пояснение
Ответственность за свои поступки – это способность человека давать отчет своим поступкам и действиям, а самое главное – задумываться об их последствиях. Ведь каждое действие или слово способно породить целую череду событий, причем не всегда приятных.
По тексту Ю. Домбровского
Ответственность за свои поступки – это способность человека давать отчет своим действиям, а самое главное – задумываться об их последствиях. В настоящее время проблема нравственности и нравственной ответственности за свои поступки остро стоит перед современным человеком.
Герой Ю. Домбровского мучается от своего поступка: он хотел засушить краба для сувенира, но не смог переступить через себя: совершить бесчеловечный поступок – не его выбор. Когда краб беспомощно лежал на берегу, Зыбин уж было подумал, что краб мёртв. Ему стало очень тяжело. Это ещё раз подтверждает, что парень имеет понятие о таких чувствах, как совесть, стыд, жалость, сопереживание, может ответить за свои поступки не только перед другими людьми, но и перед своей совестью.
В жизни часто мы сталкиваемся с ответственностью и безответственность людей. Так и в романе Александра Сергеевича Пушкина » Евгений Онегин», где Онегин ни за какие свои поступки вначале не нес ответственности: он убивает на дуэли друга, обижает по-настоящему любящую его Татьяну, а потом, встретив ее, начал добиваться её любви. Однако Татьяна Ларина умеет отвечать за свои поступки: она любит Евгения, но дала обещание быть верной своему супругу. Это и есть ответственность за свои поступки.
Таким образом, ответственность – очень важное качество личности, которое обязывает человека отвечать за свои слова и поступки. На ответственного человека всегда можно положиться.
Названия произведений литературы, которые можно использовать в качестве второго примера-аргумента