Что такое овладение огнем 5 класс история
Как добывали огонь?
Чтобы выжить, людям нужны были не только пища и вода, необходимо было тепло, а кроме Солнца его давал огонь. Древний человек из рода Homo научился пользоваться огнём по меньшей мере 700 тысяч лет назад. Это произошло не сразу. Вначале люди использовали огонь, который оставался после лесных пожаров, удара молнии. Они тщательно оберегали горящие поленья и ветки, старались не дать им потухнуть. Костры стойбищ тщательно поддерживались, и тлеющие угли переносили за собой на каждое новое место.
Зачем нужен был огонь?
Огонь помогал согреться. Зажжёнными ветками отбивались от хищников и загоняли крупных животных. На огне закаляли кончики деревянных орудий. В пламени костров обжигали мягкую глину, и она становилась прочной и твёрдой. Многие растения ядовиты в сыром виде, но безвредны и питательны после тепловой обработки. На огне стали готовить пищу. В конце концов люди заметили, что для того, чтобы зародилась искорка огня, приходилось или стучать твёрдыми камнями друг о друга, или добывать его трением сухих деревянных палочек. Огонь использовали и для освещения. Для этого в каменную плоскую чашу, заполненную жиром животных, опускали «фитиль» из мха или кусочков меха. Использовались и лучины, окунутые в пчелиный воск или смолу.
Огонь использовали не только для обогрева, но и для приготовления пищи. Многие ядовитые растения оказались безвредными после термической обработки.
Стихийные лесные пожары
До того как люди научились добывать огонь, они пользовались стихийными пожарами, вроде этого пожара в Африке, вспыхивавшими, возможно, от молнии или солнечного жара. Первобытные люди научились применять огонь для приготовления пищи. Многие овощные растения ядовиты в сыром виде, но безвредны после термической обработки. Огонь также использовался для охоты. Устраивалась полоса огня, после чего охотники ловили спасающихся бегством животных.
Разведение огня
Около 4 тысяч лет до н.э. была изобретена лучковая дрель для получения огня. Тетива лука используется для беспрерывного вращения деревянного сверла. Остриё его упирается в деревянное основание. Трение сверла о деревянную дощечку вызывает нагревание, от которого должен загореться мох, маленькие щепочки или солома, заготовленные у основания сверла. Такими дрелями пользуются и сейчас.
Каменная лампа
Доисторические художники пользовались простыми каменными лампами вроде этой, когда украшали стены пещер 17 тыс. лет назад. Подожженный фитиль в виде мха, лишайника или меха клался в каменную чашу, наполненную животным жиром.
Каменный очаг
Очаг — это то место, где готовили пищу, центральное в жилище человека каменного века. Вокруг очага размещались каменные сиденья, кровати, столы. В крыше над очагом была сделана дыра, чтобы через неё выходил дым. Чтобы сквозняк не затушил огонь, очаг обкладывали большими камнями.
Овладение огнем
Огонь, быстрая химическая реакция соединения углерода с атмосферным кислородом при выделении углекислого газа (CO 2), в природе встречается редко.
Он стихийно возникает вблизи вулканов, где при извержениях горячая лава и выбросы пепла поджигают все, что встречается на их пути.
Молния, ударяя в деревья, тоже может вызвать пожар.
Но такие случаи слишком редки и случайны во времени и в пространстве, чтобы позволить человеку привыкнуть к огню и овладеть им для своего блага.
Читайте также
С огнём не шутят
С огнём не шутят Какой же в басенке урок? Смешной вопрос. Года все шли да шли, — и молодняк подрос. Демьян Бедный …Неведомая теориям государственность крестьянской России, для которой монархия стала обузой, а правительство кадетов — недоразумением. Сергей Кара-Мурза.
Овладение реформой
Овладение реформой Несмотря на почти революционный характер агитации за реформу, принятый в 1832 г. закон не внес каких-либо существенных перемен, разве что создал условия для включения в представительные органы потенциально склонных к конфликтам мощных промышленных и
ЧЕКИСТЫ ПОД ОГНЕМ
ЧЕКИСТЫ ПОД ОГНЕМ В настоящее время состояние органов безопасности таково, что КГБ (и его преемник — ФСБ) не в состоянии защитить не то что страну в целом, а даже самое себя. Впрочем, началось это не сегодня и даже не вчера…Работавший под прикрытием разведчик А. Каверзнев.
Овладение высотами у Кантона и выкуп этого города.
Овладение высотами у Кантона и выкуп этого города. На военном совете в Гонконге решено было, оставив небольшой гарнизон и судно «Druid» для охраны острова и небольшой гарнизон на Северном Вангтоне, все остальные силы двинуть к Кантону.Английский флот, выйдя из Гонконга 19-го
ПОБЕДА ПРИ ИССЕ. ОВЛАДЕНИЕ ЕГИПТОМ
ПОБЕДА ПРИ ИССЕ. ОВЛАДЕНИЕ ЕГИПТОМ В 333 г. до н. э. войско Александра Македонского перешло из Малой Азии в Северную Сирию. Навстречу ему уже двигалась огромная (200—250 тысяч человек) персидская армия во главе с Дарием III, принявшим на себя командование. Противники сошлись в
Овладение островами Атту и Кыска
Овладение островами Атту и Кыска В течение почти целого года после захвата японцами островов Атту и Кыска действия союзников в районе Алеутских островов ограничивались незначительными беспокоящими налетами авиации и патрулированием подводных лодок с целью изоляции
Под огнем критики
Под огнем критики Во времена расцвета Римской империи во всем Средиземноморье проходили сотни соревнований, где лучшие атлеты, ставшие профессионалами, могли показать свое мастерство. В некоторых городах спортивные соревнования по накалу и размаху не уступали
Овладение городом Полоцк и развитие наступления в западном направлении
Овладение городом Полоцк и развитие наступления в западном направлении После овладения узлами дорог и сильными опорными пунктами противника у Оболя, Каменя и Лепеля основные усилия 1-го Прибалтийского фронта развивались в двух направлениях: в северо-западном на Полоцк
Развитие наступления войск 3-го Белорусского фронта на вильнюсском и лидском направлениях Овладение городом Вильнюс и выход на реку Неман
Развитие наступления войск 3-го Белорусского фронта на вильнюсском и лидском направлениях Овладение городом Вильнюс и выход на реку Неман Развитие наступления войск 3-го Белорусского фронта на вильнюсском и лидском направлениях4 июля 3-м Белорусским фронтом была
Огнем и мечом
Огнем и мечом «Житие… царя и великого князя святого и праведного Владимира…» повествует: «И стремясь не только Киев, но и всю державу свою светом веры святой просветить, послал Владимир людей во все русские города крестить народы, на не захотевших же креститься большую
Чекисты под огнем
Чекисты под огнем В период перестройки органы КГБ впервые испытали на себе чувство безразличия, равнодушия и подчеркнутого в отдельных случаях цинизма со стороны президента Горбачева и его ближайшего окружения. Это чувствовалось особенно в центральном аппарате КГБ
Стать матерью: овладение магическими практиками защиты и лечения
Стать матерью: овладение магическими практиками защиты и лечения Большая часть лечебной магии включает в себя заговоры и сопровождающие их ритуальные действия. Заговоры – это перформативные речевые акты, посредством которых язык управляет реальностью [Austin 1991: 58]:
Овладение пространством
Овладение пространством Крушение Советской империи Sokoloff Georges: M?tamorphose de la Russie 1984–2004, Fayard, Paris,
Огнём, только огнём!
Огнём, только огнём! В первые дни января весь Керченский полуостров был очищен от оккупантов, и линия фронта перешагнула условную границу перешейка, соединяющего полуостров со всем Крымом. Теперь она отодвинулась от Керчи километров на 45, не стало слышно грома пушек.
Презентация по истории Древнего мира на тему «Открытие и использование огня в первобытном обществе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Таганаевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Сарыгина А.В. Болотнинского района Новосибирской области
Тема «Открытие и использование огня в первобытном обществе»
Выполнил ученик 5 класса
Руководитель – учитель истории
Прохорова Вера Анатольевна
Д. Новая Чебула, 2017
Актуальность и выбор темы проекта определены следующими факторами:
Во-первых, мне очень интересна тема « Жизнь первобытных людей».
Во – вторых, мы изучали ее в начале пятого класса, и захотелось узнать о них больше.
Но особый интерес у меня вызвало то, как появился первый огонь и как люди его добывали.
Узнать, какой была первобытная эпоха.
Познакомиться с открытиями первобытности.
Познакомиться со способами добычи огня.
Прочитать книги по данной теме.
Найти исторический материал, связанный с первобытной эпохой.
Показать с помощью различных способов алгоритм добычи огня.
Книги, интернет, деревянные палочки и дощечки, сухая солома (трава), деревянная стружка.
Обобщить знания по теме «Первобытные люди».
Получить огонь 5 способами.
Рассказать одноклассникам о получении огня.
Получить хорошую оценку и получить ещё один проект в портфолио.
Собрать сухую солому и деревянную стружку.
Собрать теоретическую часть.
Освоение и овладение огнём
Около полутора миллионов лет назад человек укротил огонь. Это было, пожалуй, самое выдающееся событие в истории человечества: огонь давал свет и тепло, отгонял диких зверей и делал мясо вкуснее. Он был великим волшебником: вел от дикости к цивилизации, от природы к культуре.
Первым огнем, которым пользовался для своих нужд первобытный человек, был огонь небесный. На это указывают легенды и мифы почти всех народов мира, их персонажи – Гефест греков, Прометей. Огонь не только защищал от холода и диких зверей, с его помощью человек узнал вкус приготовленной, жареной пищи. А позже, когда появилось земледелие, под пашню стали выжигать участки леса. И конечно же, благодаря огню родились многие ремёсла. У многих народов появились легенды и мифы, рассказывающие о божественном происхождении огня. Чудесный огонь дарит людям или бог, или отважный герой (древнегреческий миф о Прометее).
Яркое пламя огня стало символом самой жизни.
Овладение огнем сделало человека неизмеримо сильнее. Люди огню поклонялись, как божеству, его хранили веками, ведь сначала добывать огонь человек не умел, он зажигал его от другого огня – во время лесных пожаров или извержений вулканов. Можно предполагать, что наиболее стабильными источниками огня были вулканы, вернее, целые вулканические зоны.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ДОБЫВАНИЯ ОГНЯ:
1.Выскабливание огня (огневой плуг).
Один из наиболее простых, но в то же время малораспространенных способов. Оно производилось с помощью деревянной палочки, которую водили, сильно нажимая, по лежащей на земле деревянной дощечке. В результате скобления получались тонкие стружки или древесный порошок. Вследствие трения дерева о дерево возникала теплота; стружки или древесный порошок нагревались, а затем начинали тлеть. Их присоединяли к легко воспламеняющемуся труту и раздували огонь. Этот способ являлся быстрым, но в то же время требовал от применяющих его больших усилий.
2.Выпиливание огня (огневая пила).
Напоминала огневой плуг, но деревянная дощечка пилилась или скоблилась не вдоль ее волокон, а поперек. При пилении также получался древесный порошок, который начинал тлеть. Иногда дерево пилилось не ножом из твердого дерева, а гибким растительным шнуром.
3.Высверливание огня (огневое сверло с рядом разновидностей)
Огневое сверло состояло из деревянной палочки, которой сверлили лежащую на земле деревянную же палочку или дощечку. В результате сверления очень быстро в углублении на нижней дощечке появлялся дымящийся и тлеющий древесный порошок, который высыпался на трут и раздувался в пламя. Простейшее огневое сверло приводилось во вращение ладонями обеих рук.
4.Высекание огня может производиться ударом камня о камень. В результате удара получаются искры, которые падают на трут и воспламеняют его.
5. Получение огня сжатым воздухом (огневой насос).
Добывание огня сжатием воздуха —довольно совершенный, но малораспространенный способ. Он употреблялся в некоторых местах Индии и Индонезии. Огневой пистон состоит из полого цилиндра, закрытого с одного конца и поршня с углублением для трута. В углубление поршня кладут трут, вставляют поршень в цилиндр, делают несколько резких возвратно-поступательных движений. Трут воспламеняется от нагретого воздуха.
Значения огня в древности было огромным. Можно с уверенностью говорить, что именно когда человек смог приручить огонь, он и начал развиваться дальше. Ведь это позволило готовить горячую пищу, сначала жарить мясо, а потом и что-то серьезнее. Обогревать пещеры, чтобы согреваться во время холодов. Также огонь давал первое освещение, позволяя видеть, что происходит ночью. И конечно же отпугивал опасных хищников.
В ходе работы над проектом;
Я узнал как разжигать огонь 5 способами.
Я научился делать проекты и добывать нужные материалы.
Мне было интересно узнать по больше о жизни Древнего мира.
Как овладение огнём изменило жизнь первобытных людей? (Школьные сочинения)
ГДЗ по истории; История Древнего мира; А.А. Вигасин; 5-й класс; стр. 27.
Человек овладел огнём не сразу. Этот процесс занял многие столетия, потому что изначально человек страшился огненной стихии и не понимал, как с ней взаимодействовать. Овладев огнём, человек получил ряд весомых преимуществ.
Во-первых, человеку стало комфортнее переживать ненастную погоду, ведь пылающий костёр дарил тепло и мог легко высушить вещи. Во-вторых, огонь отпугивал опасных хищников и обеспечивал человеку спокойствие на стоянке. В-третьих, огонь сотворил настоящую революцию в деле приготовления пищи — теперь мясо можно было подвергать термической обработке, что увеличивало его питательные свойства. Кроме того, такое мясо организму было легче переварить и усвоить, следствием чего стало укорачивание кишечника человека и ряд других анатомических изменений.
В-четвёртых, человек стал использовать огонь для обжигания глиняных сосудов, благодаря чему сделал их непроницаемыми для воды. В-пятых, огонь помогал выжигать лес и освобождать землю для выращивания культурных растений. Наконец, освоение огня внесло вклад в изменение мировоззрения древнего человека — оно постепенно становилось более материалистическим, приземлённым и ориентированным на практику. Иными словами, огонь перестал быть непостижимым чудом или неким духом, а стал неотъемлемой частью быта.
Огонь дал человеку возможность питаться проваренным и прожаренным мясом, что постепенно привело к изменениям в строении зубов человека, в его пищеварительной системе и облике в целом. Благодаря огню человек также значительно усовершенствовал свой быт: теперь ему было доступно изготовление глиняной посуды и металлических орудий. Кроме того, огонь отпугивал опасных животных, согревал в ненастную погоду и служил источником освещения, то есть давал не изведанную до того времени возможность заниматься какой-либо деятельностью не только днём, но и ночью. Огонь также способствовал расселению человека на север, поскольку человек теперь чуть меньше опасался холода и сырости.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Когда человек овладел огнем?
Зажигая спичку, мы вряд ли задумываемся о том, какой длительный путь прошел древний человек, прежде чем сумел овладеть огнем, А ведь освоение огня нашими далекими предками стало переломным моментом в социальной эволюции человека и открыло перед ним ряд новых возможностей.
Во-первых, у людей появилась возможность разнообразить свою пищу приготовлением ее на огне. Во-вторых, огонь позволял более эффективно защищаться от хищников и при необходимости проявлять активность в ночное время. В-третьих, древние люди смогли в холодное время отапливать кострами свои жилища и осваивать территории с более суровым климатом.
Когда древние люди развели первый в мире костер? По мнению ученых, это произошло где-то около 1,5 млн лет назад. Именно этому возрасту соответствуют обгорелые кремниевые орудия и куски обожженной глины, обнаруженные в Олдувайском ущелье в Танзании в месте стоянки Homo erectus. Следы костров, разведенных «человеком прямоходящим», обнаружены на его стоянках Чесозанджа (Восточная Африка), Вертеешселлеш (Венгрия), Терра Амата (Франция), Чжоукоудянь (Китай).
Ученые не сомневаются, что первоначально древние люди переносили огонь на свои стоянки из мест открытого горения торфа, с пожаров, вызванных ударами молний. Добытый таким образом огонь затем тщательно поддерживали длительное время, не допуская его угасания. Позже наши далекие предки научились самостоятельно добывать огонь трением двух кусков сухого дерева друг о друга, а затем с помощью искр, высекаемых из кремня.