Что такое оят у мусульман
Поминки у мусульман
Смерть («хазимуль-ляззат») — это окончание земного пути и переход в вечность. В Коране написано, что к смерти нужно готовиться всю жизнь и выполнять все предписания Шариата. Поэтому мусульмане большое значение придают соблюдению таких обрядов, как омовение и погребение.
Мусульманские поминки по шариату
В мусульманских странах они проводятся на третий, седьмой, сороковой день после кончины. Затем ушедшего из жизни вспоминают молитвой и милостыней, ежегодно на исламские праздники, например, Курбан-Байрам или Рамазан-Байрам.
По шариату, делается это согласно следующим правилам:
На поминки зовут всю родню
Мусульмане ценят родственные связи, поэтому на похороны созываются все родственники. Те, в свою очередь, должны выразить соболезнования. Отсутствие разрешено только в случае тяжелой болезни приглашенного.
Более радикально настроенные мусульмане считают, что поминальной трапезе наоборот, должно предшествовать радостное событие, а не трагичное. Присутствующие родственники на поминках, негромко беседуют, вспоминают хорошее.
Нельзя ругаться, шутить, спорить, шуметь, пить спиртное. Родственников, которые приехали из другого города необходимо разместить у себя.
Поминальный стол по шариату, скромно и обыденно
Главная особенность мусульманской кухни — это полное отсутствие свинины и алкоголя. Вначале подается суп с домашней лапшой, плов и национальные десерты.
Основным напитком традиционно является чай, который наливают в небольшие стаканы без ручек.
Чаще всего на стол подают:
Поминальные чаепития по четвергам до 40-го дня
Поминки устраивают каждую неделю, пока не наступит 40 день смерти. Основной целью является молитва и чтение Корана о душе усопшего. На стол не ставят деликатесы или какие-то специфические блюда.
Поминальный стол в исламе
В разных странах он будет отличаться, но некоторые блюда есть везде. Считается, что пар от бульона с домашней лапшой, помогает вознестись душе на небеса, а десерты делают жизнь в раю покойного слаще. Блюда из мяса должны быть разрешены по канону. Как уже говорилось ранее, запрещена свинина.
Поминальная трапеза
Она проводится на 3 день после похорон. Это священные дни у мусульман. Согласно Корану, душа человека в этот момент все еще находится на земле. Далее их устраивают на 7 и 40 день. У некоторых народов на 3, 36 и 51 сутки. Блюда подаются традиционные, в основном действуют те же правила, что и при проведении поминок.
Согласно традициям, трапеза после похорон проводится в доме усопшего. Если места, чтобы разместить приглашенных не хватает, обращаются в кафе. Здесь действуют следующие правила:
Мусульманские поминки в разных странах
Как и в других религиях, законы шариата в разных странах отличаются, поэтому и проводы умершего в загробную жизнь будут разными.
Поминки в Турции
Тело покойного в Турции не кремируют. Его отвозят в морг, омывают, закутывают в саван. В исламе особое отношение к омовению. Если очищающий обряд не был проведен, то человек не будет готов к встрече с Аллахом. Тело омывают близкие родственники. Далее идут в мечеть, чтобы пригласить имама, где он прочитает Джаназу, за иноверцев и неверующих молитва не читается. Тело покойного кладут на правый бок, так, чтобы лицо смотрело в сторону священной Каабы. Она расположена в Мекке и считается главной святыней всех мусульман.
Согласно исламским обычаям правоверного мусульманина хоронят до захода солнца в день смерти. Поминальный обед в Турции проводится на 7 и 40 день, все родственники выражают соболезнования семье умершего в течение 3 дней. Проигнорировать скорбное событие считается оскорблением. На могиле ставят памятник без фото, где выгравировано только имя. В Турции принято подавать следующие блюда:
Поминки в Азербайджане
По завершению похорон устраивают трапезу по покойному, если она проходит в доме умершего, то в подготовке участвуют все соседи. В селах устанавливают специальные навесные палатки, где размещают еду и стулья. Они напоминают армейские навесы, натянутые на железный трубчатый каркас, и стоят 3 дня с окончания похорон.
В Азербайджане подают только чай со сладостями, чаще всего халву. На 40 день или в праздник Нарвуз, завернутую в тонкий лаваш халву, раздают родственникам и соседям, несут на кладбище, угощают бедняков. Трапеза по усопшему проходит на 7 и 52 день, должен присутствовать мулла.
По прошествии трех дней принято подавать плов и мясные блюда. Стол накрывают в соответствии с материальным положением семьи, проходит обряд очищения. Согласно старым традициям, постельные принадлежности, матрас, на котором лежат покойный, стирают в реке. Сегодня стирка проходит традиционным способом.
Еще одна любопытная традиция справлять поминки каждый четверг, вплоть до 40 дня. Любой человек может прийти в семью покойного и выразить соболезнования.
В отличие от Турции, женщинам разрешено надевать черные одежды. Также вплоть до 40 дня нельзя устраивать свадьбы и другие торжественные мероприятия. Если молодые помолвлены, то они обязаны ждать год, чтобы пожениться, пока не закончится траур.
Официальных наставлений как организовывать трапезу по усопшему в Коране нет, это скорее христианская традиция, которая перекочевала в исламские страны. В каждой стране она проводится по-разному, в соответствии с традициями и обычаями страны. Одно остается неизменным, необходимо пригласить имама, муллу и читать молитвы о душе покойного.
Закят
Закят в Исламе это один из пяти столпов мусульманской религии, одна из основ, выполнение которой является важнейшей обязанностью мусульманина, если он в состоянии ее исполнить.
Предписания Ислама в выплате закята распространяются только на мусульман, для немусульман, проживающих на территориях исламского государства устанавливается фиксированная сумма налога, составляющая 10%.
Смысл закята в Исламе
Закят – это не просто налог, в Исламе это важнейший социально-экономический институт, который призван утвердить в мусульманском обществе принципы справедливости, который затрагивает в обществе многие аспекты жизнедеятельности. Выплата закята означает по Шариату, что нажитое богатство мусульманина и его доходы не являются греховными. В мусульманских странах действую открытые благотворительные организации, которые занимаются сбором и распространением закята.
Не следует путать такие понятия, как «закят» и «садака», поскольку закят является обязательной милостыней в Исламе, а садака – милостыня добровольная. Закят как выплачивать и его размер определяет Шариат один раз в год и на определенных условиях. Милостыня садака выплачивается по Исламу в том размере, в каком считает нужным сам мусульманин, и он может выплатить ее в любой момент и в неограниченном количестве.
Всевышний Аллах, возложив на мусульман обязанность выплаты закята, проявил огромную милость и глубокую мудрость, ведь в закяте очень много пользы: это и борьба с бедностью, и усиление братства между мусульманами, и воспитание в мусульманах щедрости, очищение от жадности и от скупости сердец, придание бараката материальному состоянию человека, а также преувеличение имущества мусульманина и защита его от бед, и даже болезней.
Оставление выплаты закята
По своей сути закят является собственностью бедных мусульман, нуждающихся, поэтому мусульманину, который не выплатит в земном мире закят, все равно придется вернуть его тем, кто в нем нуждался, но не получил его, в Ахирате. Поэтому после смерти мусульманина его родным с того имущества, которое осталось после покойного, следует в первую очередь выплатить закят, если у него есть долги по закяту, и только после этого можно начинать исполнение завещания.
Если мусульманин отрицает обязательность закята, то он впадает в неверие, а если мусульманин закят выплачивать отказывается, то мусульманский правитель должен забрать у него закят и раздать нуждающимся.
Для тех мусульман, которые не выплатили закят, в Судный день уготованы особые мучения, которые будут настолько же суровыми, насколько грешник нарушил его выплату: все то серебро и золото, с которых они не выплатили закят, будут прикладывать раскаленным к их телу со словами: «Это ваше состояние, с которого вы не выплатили закят и которое хранили, теперь вкусите наказание из-за него». Если же мусульманином не был выплачен закят со скота, то такая скотина, в Судный день превратится в самых крупных животных, которые будут бодать грешника и топтать его до самого момента завершения допроса людей, который будет проходить на Махшаре. Имущество, с которого закят не будет выплачен, превратится в больших ядовитых змей, у которых между глаз будет два пятна, и эти змеи свернутся вокруг шеи грешника и скажут ему, что они – то самое имущество, с которого не выплатил закят грешник.
Размер закята и облагаемая часть
Размер закят равняется одной сороковой части (два с половиной процента) от имущества мусульманина, которую он выплачивает в пользу нуждающихся.
По Шариату, закятом облагается: серебро и золото, крупный рогатый и мелкорогатый скот и верблюды, торговый товар, фрукты и финики, виноград и зерновые сельскохозяйственные культуры, полезные ископаемые и найденные клады.
Выплата со скота
Если у мусульманина есть крупнорогатый скот или овцы, то, когда их поголовье достигнет нисаба или закятооблагаемого минимума или выйдет на большее количество, которое не уменьшится за год и будет находиться на выпасе большую часть года, то по Исламу закятом этот скот также облагается.
Размер закята с крупнорогатого скота определяется таким порядком:
Закят за стадо овец выплачивается в таком порядке:
Выплата с золота и серебра
Сколько закята следует выплачивать с серебра и золота, решается таким порядком: за 85 граммов или 20 мискаль золота, которое будет находиться в собственности человека на протяжении года, а также за 595 граммов или 200 дирхамов серебра придется выплатить сороковую часть или 2,5 процента, независимо от того, в монетах или в слитках находится у мусульманина золото и серебро, в виде украшений женских или мужских.
Калькулятор закята с золота, серебра и сбережений
Закят с зерновых
С урожая пшеницы или с других зерновых культур закят следует платить с каждых пяти вуску или девятисот литров. Десятая часть выплачивается в качестве закята с того урожая, который поливался только дождем. С урожая, полученного с помощью искусственного орошения, выплачивают закят в размере двадцатой части. Если же на искусственном орошении была выращена только половина урожая, то с такого урожая выплачивают пятнадцатую часть.
Закят с товара
Для тех предпринимателей, которые занимаются торговлей, также положена выплата закята, если общая сумма его товара достигает нисаба. В закятооблагаемую сумму не входит то имущество, которое было куплено на прибыль от торговли – машина, дом, земля и подобное. В шафиитском мазхабе закят нельзя отдавать товаром – следует его стоимость перевести в деньги и отдать его деньгами.
Если нашел клад
Если мусульманин находит клад, то ему следует выплатить закят с него в размере пятой части.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
А также следующий вопрос, я откладываю деньги для возврата достаточно крупного долга и планирую их отдавать частями. Стоит ли мне как-то их учитывать или это просто будут как растраты?? Ну например, лежит 500.000руб. А я добавляю к ним в течение трёх месяцев ещё разными частями 200.000. Но как только появляется возможность, я о отдаю эти 200тыс человеку, у кого занимала
Новый год в Исламе. Могут ли мусульмане отмечать новый год, день рождения и другие праздники?
Из года в год мусульмане задаются вопросом: дозволено ли им участвовать в праздновании нового года? Или же праздновать новый год является харамом? Те же самые вопросы возникают в отношении дня рождения и иных праздников.
Высказываются различные мнения, вплоть до того, что тот мусульманин, который примет участие в праздновании нового года, совершит тем самым куфр и станет кафиром. Так ли это?
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе без эмоций, опираясь на доказательства от Аллаха и Его посланника ﷺ.
Одним из основных хадисов по этой теме является передача от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который рассказал:
قَدِمَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم الْمَدِينَةَ وَلَهُمْ يَوْمَانِ يَلْعَبُونَ فِيهِمَا فَقَالَ » مَا هَذَانِ الْيَوْمَانِ » . قَالُوا كُنَّا نَلْعَبُ فِيهِمَا فِي الْجَاهِلِيَّةِ . فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم » إِنَّ اللَّهَ قَدْ أَبْدَلَكُمْ بِهِمَا خَيْرًا مِنْهُمَا يَوْمَ الأَضْحَى وَيَوْمَ الْفِطْرِ »
« Когда посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, у её жителей было два (праздничных) дня, во время которых они играли.
Он спросил (их): « Что это за дни? » Они ответили: «(Это дни), в которые мы играли и веселились, (празднуя) их во времена невежества».
Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: « Поистине, Аллах заменил их [эти два праздника] для вас двумя лучшими (праздничными днями), чем они: днём жертвоприношения и днём разговения» » (Абу Дауд 1134).
Многие используют этот хадис в качестве довода на то, что пророк запретил празднование любых праздников, помимо дня жертвоприношения (‘ид уль-Адха) и дня разговения (‘ид уль-Фитр). Однако это не так.
Этот тезис можно легко доказать, вспомнив, что к Сунне посланника Аллаха ﷺ относится, например, также празднование по поводу заключения никах (валима), а также празднование посредством принесение жертвы по поводу рождения ребёнка (‘акыка).
Приведём соответствующие хадисы.
Сообщается, что Сальман бин ‘Амир ад-Дабби, да будет доволен им Аллах, сказал:
« Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал :
مَعَ الْغُلاَمِ عَقِيقَةٌ
«За новорожденного мальчика следует приносить жертву [‘акыка]» » (Бухари 5472).
Пророк также ﷺ сказал:
مَنْ وُلِدَ لَهُ وَلَدٌ فَأَحَبَّ أَنْ يَنْسُكَ عَنْهُ فَلْيَنْسُكْ عَنِ الْغُلَامِ شَاتَانِ مُكَافِئَتَانِ، وَعَنِ الْجَارِيَةِ شَاةٌ
« Тот, у кого родился ребенок и кто желает совершить за него жертвоприношение, то пусть принесет в жертву за мальчика двух баранов, а за девочку — одного » (Абу Дауд 2842).
Анас Ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал сподвижнику, который женился:
أَوْلِمْ وَلَوْ بِشَاةٍ
« Устрой угощение (валима) хотя бы из одной овцы » (Бухари 5153).
Эти хадисы доказывают законность, с точки зрения Ислама, таких праздников, как валима и ‘акыка. Очевидно, что они не входят в число тех праздников, которые посланник Аллаха ﷺ запретил в Медине, а значит тот запрет не является всеобщим, запрещающим любые праздники помимо дня жертвоприношения и дня разговения.
Общий приказ на запрет такого уподобления приходит из хадиса со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, который передал, что однажды пророк ﷺ сказал:
لتتبعن سنن من قبلكم شبرا بشبر، وذراعا بذراع، حتى لو سلكوا جحر ضب لسلكتموه
« Поистине, станете вы следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и дело дойдёт до того, что если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними! »
Мы спросили: «О посланник Аллаха, ты имеешь в виду иудеев и христиан?», — и он сказал :
« А кого же ещё? » (Бухари 3456, Муслим 2669).
Поэтому нельзя уподобляться представителям других конфессий в том, в чём они сами сбились с прямого пути.
Например, из Кур’ана и достоверной Сунны известно, что христиане:
Ни христиане, ни иудеи, ни представители какой-либо иной конфессии не считают эти мероприятия своими религиозными праздниками. Напротив, их отмечают абсолютно разные люди по всему миру. Это является частью общего обычая людей местности и времени, в которых мы живём (страны СНГ).
هُوَ ٱلَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى ٱلْأَرْضِ جَمِيعًا
«Он сотворил для вас всё, что есть на земле» (2:29)
Всё это может сделать празднование греховным, однако не само по себе, а в силу наличия дополнительных грехов.
Празднуя исламские праздники, мусульмане поминают Аллаха и поклоняются Ему, надеясь что это станет их благим запасом в Судный День.
Что касается таких мирских праздников как новый год, день рождения и им подобных, то даже если мусульмане и принимают в них участие, то они понимают, что это не имеет никакого отношения к их религии и не является поклонением Аллаху.
Если всё происходит именно так, и при этом мусульмане не допускают при проведении этих мероприятий каких-либо дополнительных грехов, то мы не имеем довода от Аллаха и Его посланника ﷺ на то, чтобы запретить мусульманам принимать в них участие.
Так, например, если мусульмане соберутся в кругу семьи или позовут гостей 31 декабря для того, чтобы, воспользовавшись выходными, пообщаться и попить чай, то в этом не будет абсолютно никаких проблем. Тоже самое касается и дня рождения.
Лично я (автор этой статьи) не отмечаю ни новый год, ни день рождения, поскольку не вижу в этом никакой пользы. Ведь собраться в кругу друзей и родственников можно и в любой другой день.
Однако и категорично запрещать их праздновать кому-то не могу, поскольку Аллах сказал в Кур’ане:
وَلَا تَقُولُوا لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ الْكَذِبَ هَذَا حَلَالٌ وَهَذَا حَرَامٌ لِّتَفْتَرُوا عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ إِنَّ الَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ لَا يُفْلِحُونَ
«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это — дозволено (халяль), а то — запретно (харам), и не возводите навет на Аллаха! Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха» (16:116)
قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ ٱللَّهِ ٱلَّتِىٓ أَخْرَجَ لِعِبَادِهِۦ وَٱلطَّيِّبَٰتِ مِنَ ٱلرِّزْقِ
«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он вывел для Своих рабов, и благой удел?»» (7:32)
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تُحَرِّمُواْ طَيِّبَٰتِ مَآ أَحَلَّ ٱللَّهُ لَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوٓاْ ۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلْمُعْتَدِينَ
«О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах дозволил вам, и не преступайте меру. Поистине, Аллах не любит преступающих меру» (5:87)
А ясного довода не принимать участие в таких мирских праздниках как новый год, день рождения или им подобных — нет.
Если же кто-то из мусульман посчитает новый год, день рождения или какой либо иной праздник, не упомянутый в Кур’ане и достоверной Сунне, угодным Аллаху делом и частью Ислама, то совершит тем самым нововведение в религию Аллаха.
Резюмируя можно сказать:
Как проходят похороны у мусульман: традиции и обычаи
Как проходят похороны у мусульман: традиции и обычаи: Unsplash
Когда умирает мусульманин, его близкие собираются, чтобы проводить покойного в последний путь. Подготовка к похоронам и сам процесс захоронения проходит по законам шариата. Что обязательно нужно сделать до ритуала и как проходит традиционный обряд погребения у мусульман?
Какие обычаи перед похоронами у мусульман?
В исламе прощание с умершим проходит по строгим предписаниям, поскольку в каждом действии скрыт глубокий смысл. Чтобы отдать дань уважения покойному и помочь ему получить милость Аллаха, родные готовят тело к погребению. Прежде всего умершему человеку закрывают глаза и подвязывают подбородок, а на живот кладут тяжелый предмет.
Чистота имеет особое значение для мусульман, поэтому обряд омовения обретает сакральный смысл. Как объясняет А. Муслимов в книге «Китаб Аль-Джаназа Ва-ль-истифада Мин Хаза», обмывание умершего принадлежит к шести святым обязанностям мусульманина.
Эта процедура символизирует очищение от материального мира и состоит из нескольких этапов:
Омовение у мусульман относится к внешнему тахарату (очищение), полное омовение тела — «гусль». Обряд проводится в мечети или в специальных помещениях на кладбищах. Покойного укладывают на жесткое ложе, половые органы накрывают тканью. Недопустимо укладывать покойника на землю — это мешает достигнуть цели очищения. Запрещено стричь волосы и ногти, изымать золотые зубные коронки. Все эти процедуру должны проводиться при жизни, но не после смерти. Считается, что после омовения душа усопшего готова к встрече с Аллахом.
Какие обычаи перед похоронами у мусульман: Unsplash
После очищения умершего облачают в погребальные одежды, которые состоят из нескольких покрывал (кафан). Цвет кафана по возможности должен быть белым. Для мужчин это правило обязательно, для женщин есть исключение — у них саван может быть цветным, но не синим или его оттенков.
Кафаном полностью укутывают тело. Ноги должны оставаться босыми. Мужской саван состоит из трех предметов — рубахи, отреза ткани для окутывания низа тела и для всего тела. Женский саван состоит из пяти предметов и дополнительно включает отрезы ткани для окутывания груди и волос. Детей окутывают одним отрезом ткани полностью. В саван покойного облачают близкие родственники, прежде всего те, кто принимал участие в омовении.
Как хоронят мусульман?
Мусульман хоронят только на кладбище. Кремация считается большим грехом, она запрещена и приравнивается к адским мукам. Хоронят умерших без гроба. Вместо него используются тобут — специальные носилки, оснащенные раздвижной крышкой. На тобут стелят одеяло, а крышку покрывают тканью. Сверху кладут одежду умершего. На этих носилках тело относят к могиле, возле которой имам начинает читать главную молитву — джаназу. Так, согласно определению Ефима Резвана в книге «Ислам. Энциклопедический словарь», называется и похоронный обряд в исламе.
В исламской традиции считается, что без этой молитвы похороны состояться не могут. Носилки должны быть установлены перпендикулярно направлению киблы (в сторону священной Каабы в Мекке в Аравии). В этом же положении умерший будет покоиться в могиле.
Могила должна быть просторной, но не прямоугольной. В ней должен быть ляхд — боковая ниша, куда укладывают тело усопшего.
Как хоронят мусульман: Unsplash
Как проходят похороны у мусульман? Тело умершего опускают в могилу ногами вниз с правой стороны могилы. Над женщинами принято держать покрывало, чтобы тело усопшей не попало на всеобщее обозрение — это запрещено даже после смерти.
Первым в могилу бросает горсть земли имам. Затем он читает суру таубу — молитву-покаяние, в которой звучит мольба Аллаху о прощении грехов, как пишет автор энциклопедического исламского словаря Айдын Али-Заде. После погребения могилу поливают водой семь раз и семь раз кидают землю. Все присутствующие после этого расходятся. Остается лишь один человек, чтобы прочитать молитву — талкин. Она содержит слова о вере умершего в Аллаха.
Поскольку покойного хоронят без гроба, то могилу укрепляют жженым кирпичом. Такой выход мусульмане нашли, чтобы защитить захоронение от диких животных и соблюсти требования шариата. Запах жженого кирпича отпугивает их и перекрывает остальные запахи.
Сразу после погребения не принято устраивать поминальные трапезы. Первые три дня после похорон родственники должны молиться об умершем, а остальные заботы, в том числе хозяйственные нужды, отложить. Роскошные поминки в исламе запрещены.
Традиции похорон у мусульман: Unsplash
Почему у мусульман не ходят на похороны? На похороны у мусульман не ходят женщины. Их не допускают на кладбище из опасений, что они могут громко плакать над могилой. Их считают излишне эмоциональными, несдержанными, что неуместно на церемонии прощания. Однако с разрешения мужчины и в его сопровождении женщина может посетить кладбище. Разрешение дают, если речь идет о прощании с близкими родственниками. При этом плакать женщинам запрещено. Ислам требует переносить горе смиренно и терпеливо, сдерживая страдания.
Похороны для последователей ислама — это не только прощание с человеком, но и помощь усопшему. Своими молитвами, соблюдением правил погребения родные и близкие говорят Аллаху о праведности мусульманина. Считается, что усопшие нуждаются в молитвах больше, чем живые в пище и воде.
Согласно Корану, после смерти человеческая душа проходит промежуточную жизнь, которая называется барзах. Затем она отправляется в загробный мир. Обретет ли она покой, зависит не только от земного пути, но и от родственников, которые должны соблюдать обряды и традиции перед погребением. В Коране сказано, что мусульманину, который честно выполнял свои обязанности, Аллах дарует благоденствие.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.