Что такое озабоченная девочка
Когда сексуальное желание превращается в болезнь
Сексуально озабоченные, извращенцы, развратники, нимфоманки — так обычно называют людей, имеющих какую-либо сексуальную патологию. Болезненное сексуальное влечение «поражает» как мужчин, так и женщин вне зависимости от возраста и характеризуется постоянными навязчивыми мыслями и фантазиями на сексуальную тему и стремлением к сексуальным контактам с любым человеком.
Это психологическое состояние мучительно для человека: оно мешает работать, учиться, заниматься домашними делами.
Патологическое сексуальное влечение — это болезнь
Она разрушает личность человека, его поведение в обществе оценивается негативно. Болезнь проявляется в подростковом возрасте, когда человек, еще не сформировавшийся как личность, пытается таким образом решить свои психологические проблемы.
«И, действительно, активная сексуальная жизнь снимает психологическое напряжение», — подтверждает психотерапевт Адербал Вейра Жуниор представляющий «Программу помощи зависимым» Unifesp.
По его мнению, сформировавшаяся со временем привычка снимать психологическое напряжение сексом перерастает в болезненную зависимость, что приводит к разрушению человека как личности. «Сексозависимый» человек понимает, что себя не контролирует.
«Он стремится к сексуальным отношениям даже когда понимает, что это не подходящий момент и даже с партнером, который ему неприятен», — комментирует специалист.
Количество актов или сексуальных фантазий не является определяющим фактором для диагностирования болезни.
«Если сексуальные отношения приносят вам моральное удовлетворение и не приводят к конфликтам и душевной дисгармонии, значит вы ведете нормальную половую жизнь», — отмечает эксперт.
Патологическое сексуальное влечение отрицательно влияет на семейную жизнь
Американский актер Майкл Дуглас публично заявил о том, что страдает этой болезнью. Перед свадьбой с голливудской звездой Кэтрин Зета-Джонс он подписал брачный контракт, в котором был утвержден лимит на количество половых актов между супругами.
«Анонимные сексоголики»
Первый шаг к выздоровлению — признаться самому себе в том, что вы не можете контролировать свое сексуальное желание и обратиться к психотерапевту, который должен «покопаться» в вашей жизни и определить корни проблемы.
По аналогии с другими зависимыми во многих странах, в том числе и в России, созданы группы «Анонимные сексоголики». В России программа действует с 1999 года. В «АС» нет ни вступительных, ни членских взносов. «Анонимные сексоголики» не связаны с какой-либо религиозной сектой, вероисповеданием, политической организацией или учреждением, не поддерживают и не оспаривают чьи-либо интересы.
Применяется и медикаментозное лечение, которое назначает психотерапевт. Лекарства снижают либидо. Посещать психотерапевта надо по крайней мере два раза в неделю, и период лечения может продолжаться несколько лет. «Лечение будет только тогда эффективным, если не будет прерываться, и доведено до конца», — советует Жуниор.
Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Проявления сексуальности в детском и подростковом возрасте
Сексуальность присуща каждому человеку с рождения. Она есть даже у новорожденных младенцев. Разумеется, детская сексуальность отличается от взрослой и вовсе не означает готовности вступать в сексуальные отношения. Речь идет о врожденных проявлениях тела и души, связанных с эротическим влечением, свойственным человеку так же, как дыхание или пищеварение.
Сексуальное развитие ребенка неотделимо от психического развития. То, как оно проходит, непосредственно влияет на сексуальность и психику во взрослом возрасте. Любые сексуальные наклонности, в том числе и сексуальная ориентация, формируются в возрасте до 6 лет. Все серьезные нарушения возникают обычно задолго до вступления в подростковый возраст, поэтому столь важно вовремя обратить внимание на сексуальное развитие ребенка.
Психосексуальное развитие ребенка включает несколько стадий.
От 0 до 1,2 (1,5) лет
Возможные нарушения
Зависимый сексуальный характер формируется, если младенец получает грудь не по потребности (недостаточно или не вовремя). Повзрослев, в любви такой человек сможет быть только «ребенком», который постоянно нуждается в заботе. Склонность к садо-мазохистским отношениям зарождается, если грудь дают насильно.
Как правильно?
Важно, чтобы кормление происходило в атмосфере спокойствия и любви и по потребности ребенка. Если младенец, находясь у груди, проявляет агрессию, ее можно останавливать, но нельзя отвечать ему тем же.
От 1,2 (1,5) до 3 лет
В этом возрасте ребенок начинает активно познавать собственное тело. Процесс отправления его естественных надобностей вызывает у него закономерный интерес. Сексуальное развитие ребенка на этом этапе зависит от того, как происходит приучение к горшку.
Возможные нарушения
Если приучение к горшку происходит слишком жестко и за «оплошность» малыша всякий раз наказывают или стыдят (что еще хуже), в его характере могут появиться или усилиться мазохистские черты. Если же ребенка вообще не знакомят с горшком и никак не направляют, из-за отсутствия ограничений формируется наоборот склонность к агрессивному, деструктивному поведению или даже к садизму.
Как правильно?
Приучать к горшку ребенка нужно, но ненавязчиво, без спешки, спокойно и доброжелательно.
От 3 до 6 лет
Ребенок продолжает исследовать собственное тело. Он осознает свой пол и начинает обращать внимание на противоположный. Первый предмет влюбленности возникает в семье. Для мальчиков таким объектом становится мама, для девочек – папа. Родитель своего пола временно воспринимается ребенком, как соперник. В это время от мальчиков нередко можно услышать слова о том, что они хотят «жениться на маме», а от девочек – фантазии о союзе с папой.
Возможные нарушения
Некоторые родители пугаются эротических проявлений ребенка или начинают всерьез ревновать к нему супруга, забыв, что, проявляя свое детское влечение к папе или маме, малыш ничего «такого» в виду не имеет. Другие, наоборот, легкомысленно смеются над ребенком, не понимая, что он испытывает настоящие и довольно сложные чувства. Если ребенка подвергать насмешкам или осуждению, в будущем это сильно осложнит его сексуальную жизнь.
Как правильно?
На этом этапе чрезвычайно важно постоянное присутствие в жизни ребенка обоих родителей. К чувствам ребенка необходимо отнестись внимательно и серьезно. При этом важно сразу ему объяснить, что папа и мама его любят, но дети на родителях не женятся и замуж за них не выходят. Ребенок должен понять, что папа будет с мамой, а мама – с папой, а сам он, когда вырастет, будет с кем-нибудь другим. Сторонникам совместного сна следует учесть, что ребенку старше трех лет уже не стоит спать под одним одеялом с родителем противоположного пола.
От 6 лет до начала полового созревания
Жизнь ребенка выходит за пределы семьи. Он больше общается со сверстниками. Если раньше преобладал интерес к собственному телу, то теперь возникает интерес к телам других. Самопознание продолжается путем сравнения себя с другими. Случаются влюбленности в сверстников и учителей. Ребенок начинает интересоваться мужскими и женскими ролями, а также тем, как устроены сексуальные отношения.
Возможные нарушения
Главный вред ребенку на этом этапе может принести отсутствие доверительных отношений с родителями, особенно с родителем своего пола. Насмешки, осуждение или невнимание вынуждают маленького человека замкнуться в себе и остаться наедине со своими вопросами, что в дальнейшем, безусловно, осложнит ему жизнь.
Как правильно?
В этом возрасте ребенок утверждается в ощущении себя мальчиком или девочкой. В первую очередь становится важен надежный и эмоционально теплый контакт с родителем (или другим старшим родственником) своего пола, которому можно довериться, задать все личные вопросы, с кем можно обсудить любые проблемы.
Разговаривать с детьми о сексе можно и нужно уже лет с 6–7. Существуют специальные издания, рассчитанные на разный детский возраст. Но важно понять, что это не литература для детей, а учебные пособия для родителей. Они созданы не для того, чтобы родитель мог, избежав неудобного разговора, молча подсунуть ребенку книжку, но чтобы он просмотрел ее сам, а потом поговорил с ребенком на основании прочитанного.
Половое созревание
С ним развитие детской сексуальности заканчивается. Все сексуальные особенности человека к этому моменту уже сформировались. В это время родители опасаются, что их большой ребенок начнет искать сексуальные приключения. Если подобное случается, то это говорит не о сексуальности, проснувшейся раньше времени (она свойственна человеку с рождения), а о психологическом неблагополучии, которое было заложено раньше. Это значит, что ребенок чувствует себя одиноким в семье, ему не хватает понимания и любви, недостаток которых он и пытается таким радикальным способом найти на стороне.
Самое главное
Главное условие того, что ребенок будет развиваться нормально и в будущем сможет создать счастливую семью, присутствие в его жизни любящих и понимающих взрослых.
Запись на прием к врачу-сексологу
Для уточнения подробностей, пройдите консультацию квалифицированного специалиста в клинике «Семейная».
Единый контактный центр
Чтобы уточнить цены на прием врача-сексолога или другие вопросы пройдите по ссылке ниже:
Дети-матери
Самые «сексуально озабоченные» барышни живут в глубинке
Понятия «дети-матери», «детские браки» звучат нелепо и даже дико. Однако сегодня это реальность. Возраст сексуальных контактов девочек с мужчинами опускается все ниже. 7,3 млн девочек-подростков в мире ежегодно становятся матерями до 15 лет, из них 2 млн рожают еще раньше — до 14 лет, а вступают в половую связь и того раньше. Российские девочки, как показали впервые проведенные глобальные исследования (в 60 регионах страны), — не исключение. У нас есть случаи беременности и даже родов в 9 лет!
Готова ли физиология ребенка к столь экстремальному испытанию? И до какого предела может дойти снижение возраста сексуальных контактов в будущем? С какого возраста можно начинать половое воспитание детей, в том числе в школах, и надо ли вообще это делать?
Вопросы буквально висели в воздухе на протяжении всей пресс-конференции на тему: «Материнство в подростковом возрасте: насущные проблемы подростковой беременности» (разговор шел в рамках презентации доклада ООН по народонаселению ЮНФПА за 2013 год). Возможно, мы бы так и жили в неведении, сколько в России маленьких мам, если бы не масштабное национальное репрезентативное обследование репродуктивного здоровья россиянок, проведенное в 60 регионах, причем впервые за всю историю. Организовано оно Росстатом совместно с Минздравом РФ в партнерстве и при финансовой поддержке Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА).
Только что обнародованы итоги этого уникального обследования. О чем они говорят? В каких регионах живут самые «озабоченные» девочки-подростки? И как ранние сексуальные связи отражаются на их здоровье?
Фото: Александра Зиновьева
«К 17 годам каждая четвертая россиянка уже имеет половые контакты»
К счастью, Россия в этом плане не впереди планеты всей. Среди развитых стран самый высокий показатель «детской беременности» в США. В России этот показатель тоже достаточно высок, но он ниже, чем в Восточной Европе, и выше, чем в Западной Европе. Задумываются ли девочки-подростки о своем здоровье, когда вступают в половую связь?
— Как показали обследования, в группе самых молодых респондентов отношение к собственному здоровью, в том числе репродуктивному, отличается от других возрастных групп, — прокомментировала результаты уникального обследования старший научный сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. Ломоносова, к.э.н. Ирина ТРОИЦКАЯ. — Лишь каждая вторая (53%) обращалась к врачу в течение 12 месяцев, предшествующих опросу, чаще — за профилактической помощью или для лечения острого заболевания; 13% отложили визит к доктору (не смогли записаться на прием либо врач не работал в выбранный день).
30% опрошенных в группе 15–19 лет отметили, что проходили хотя бы раз в жизни клиническое обследование молочной железы, 1% делали маммографию (метод профилактики, предусмотренный скорее для женщин старше 40 лет). Самостоятельно обследовали свои молочные железы в целях профилактики 12% всех опрошенных и 19% среди сексуально активных.
В чем причина такого легкомыслия? Или ранние контакты с мужским полом происходят у девочек из-за элементарного незнания? Да и откуда им брать эти знания? Вопросы для России не праздные. В нашей стране до сих пор спорят: нужны ли сексологи в школах? С какого возраста следует просвещать подростков? И нужно ли вообще сексуальное образование в школах? Мнение самих респондентов однозначно: 88% поддерживают идею полового воспитания в школе, чтобы изучались вопросы: как наступает беременность (87,8%); какие виды инфекций передаются половым путем (87,6%); рассказывать о методах контрацепции (87,4%).
А вот с какого возраста начинать такое просвещение, мнения разделились. По вопросам, связанным с деторождением, каждая вторая высказалась за начало обучения еще до 14 лет; 43,5% предлагают отложить этот курс до 14–15 лет; 6,5% — отложить до 16 лет и старше.
Разделились мнения и относительно информации о контрацепции и инфекциях, передаваемых половым путем: 43% считают, что такую информацию необходимо предоставлять до 14 лет, более 48% указали, что эти темы следует начинать обсуждать с 14–15 лет, а менее 10% — в более старшем возрасте. Интересно, что сельские жительницы, а также молодые женщины, бездетные, не имеющие полного среднего образования и малообеспеченные несколько реже других рекомендовали начинать половое просвещение школьников по любым вопросам до достижения 14 лет.
А 9,4% российских женщин (почти каждая десятая!) считают, что в школах вообще нужно преподавать курс полового воспитания, так как «школьные преподаватели недостаточно обучены для проведения таких занятий (8,1%); половое воспитание подтолкнет подростков раньше начинать половую жизнь (7,1%); половое воспитание должно проводиться только дома (6,2%); половое воспитание противоречит религиозным взглядам (1,1%). Среди тех, кто указал все три наиболее частые причины, больше многодетных, не получивших полного среднего образования, а также малообеспеченные.
Фото: Геннадий Черкасов
«Половина девочек не знает, как защититься от беременности»
Как было подчеркнуто на пресс-конференции, обследование показало недостаток знаний у подростков о способах предупреждения нежелательных беременностей. 25% в возрасте 15–19 лет ответили, что не обладают достаточным знанием о контрацепции, чтобы судить об эффективности имеющихся средств. На вопрос о риске для здоровья при использовании того или иного метода защиты от беременности точнее всего подростки отвечали, когда речь шла о презервативах и гормональных таблетках. И многие верно оценили негативное влияние аборта на здоровье. Но метод, мало применяющийся респондентами в возрасте 15–19 лет (внутриматочная спираль), был недостаточно хорошо известен в этой группе.
Сами подростки осознают ограниченность своих знаний о контрацепции (более 70% из них хотели бы получить больше информации). Причем почти половина из них сочла лучшим источником такой информации медработника. Этот кредит доверия к медицине необходимо использовать максимально. Если врачи отвернутся от этих девочек, те за советом пойдут либо к подругам, таким же неинформированным, либо в Интернет. Повезет, если попадут на профессиональный сайт, по крайней мере, полученная информация будет адекватной. Если сайт серьезный, в конце каждого ответа на вопросы будет написано: «Обязательно обратитесь к врачу!» А если нет?
«Половое воспитание в школе не поддерживают бедные и необразованные мамы»
— Главным источником информации о взаимоотношении полов могла бы стать школа, — убеждена Ирина Троицкая. — Как показало обследование, 85% респондентов поддерживают идею о включении вопросов, касающихся взаимоотношения полов, в программу школьного обучения. Круг обсуждаемых вопросов может быть довольно широк: наступление беременности, методы контрацепции, заболевания, передающиеся половым путем. Обследование показало удивительное единодушие по этому вопросу в поколении дочерей (респонденты 15–19 лет) и матерей (35–44 года). Среди респондентов самой старшей возрастной группы также 85% считают, что эти темы следует включить в программу школьного образования. Почти все они (93–94%) считают, что начинать изучение в школе этих вопросов следует до достижения подростком 15 лет.
Аргументы противников преподавания этого предмета в школе иногда вполне обоснованны. Наличие квалифицированных учителей, как и разработка качественной учебной программы, и создание учебников, является необходимым условием включения предмета, посвященного взаимоотношению полов, в школьные программы. Едва ли следует доверять его преподавание учителю из числа уже имеющихся в школе, исходя лишь из схожести учебных программ. Знания принципов размножения растений недостаточно для преподавания принципов размножения людей. В данном случае умение доверительно говорить с подростками на деликатные темы не менее важно, чем знание предмета по существу.
Одним из основных направлений деятельности в отношении возрастной группы 15–19 лет следует считать обеспечение равного доступа к адекватной и детальной информации о сексуальной, репродуктивной и семейной жизни. Важно, чтобы информация попадала к подросткам до того, как в ней возникнет реальная необходимость. Как показывает мировая практика, основными источниками информации являются: система здравоохранения, прежде всего специализированные службы, и программы планирования семьи; неправительственные организации, ведущие деятельность в этой области в сотрудничестве с системой здравоохранения; школьные программы полового воспитания. В России эти три элемента эффективной информационной системы недостаточно развиты и слабо взаимодействуют между собой.
«Предупредить аборт можно. хитростью»
Показателем санитарной культуры и материального благополучия населения является частота абортов, считают исследователи. В России в 2011 году количество абортов на тысячу женщин фертильного возраста составило 26,7. Такая частота абортов не могла не сказаться на суммарном коэффициенте рождаемости: он составил 1,6 ребенка на каждую россиянку, а для естественного воспроизводства населения необходимо 2,1. По данным Росстата, сегодня количество абортов начало сокращаться. А рождаемость повысилась и впервые за последние десятилетия сравнялась с коэффициентом общей смертности. Этому способствовали также и реализация нацпроекта «Здоровье», модернизация здравоохранения, материнский капитал, а также — возросший миграционный прирост населения.
СПРАВКА «МК»
В России аборт проводится по желанию женщины на сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям — до 22 недель, по медицинским — на любом сроке беременности. Аборты (по крайней мере, хирургические и мини-аборты) включены в услуги ОМС и для женщин они бесплатны. Но надо знать: аборты приводят к материнской смерти, нарушению репродуктивного здоровья, бесплодию, невынашиванию беременности, осложнениям беременности и родов, к целому ряду гинекологических заболеваний.
Предотвращение абортов и их осложнений — одна из главных задач сохранения репродуктивного здоровья женщины и залог рождения здорового потомства. В последние годы некоторые врачи идут на хитрость: с целью предотвращения абортов практикуют обязательное «ожидание» между обращением за бесплатным абортом и его проведением.
«Дело взрослых — помочь подросткам в выборе «репродуктивной траектории»
Если девочка сперва вооружится теоретическими знаниями о взрослой жизни, а затем вступит в свои первые взрослые отношения, создаст стабильную пару, то у этой пары родятся дети — ровно в том количестве и в те сроки, которые выберет эта пара. Можно с большой долей уверенности сказать, что в этом случае девочку ждет счастливая семейная жизнь и ее репродуктивные планы реализуются. Но траектория репродуктивной жизни может быть иной, если с самого начала все пойдет не так: если взрослая жизнь для девочки начнется с незащищенного секса со случайным партнером со всеми вытекающими отсюда последствиями — нежелательной беременностью, заболеваниями, передаваемыми половым путем, и др.
Дело взрослых — помочь подросткам в выборе «сексуальной траектории». Родители, учителя, государственные мужи, медицинские работники — все мы должны объединить усилия по сохранению репродуктивного здоровья будущих поколений. Но наша деятельность не должна осуществляться вслепую. Необходимо знать о том, как обстоят дела в этой возрастной группе, каково их репродуктивное поведение, какими знаниями о семейной жизни они обладают, в какой информации и каких услугах, связанных с репродуктивным здоровьем, они нуждаются.
КСТАТИ
По данным Росстата, до 2030 года численность 15–19-летних девушек в России увеличится почти на 25%.
…Итак, где сегодняшним Ромео искать себе спутниц жизни? Как показали обследования, в сельской местности и в Москве девочки (в среднем) раньше, чем в других мегаполисах и городах, вступают в половые контакты, раньше выходят замуж и раньше обзаводятся потомством. И чем менее они образованны и беднее, тем раньше делают это. А чем выше у современниц уровень образования и финансового достатка, тем они осмотрительнее: позже вступают в сексуальные контакты, позже выходят замуж и позже рожают детей. Вот такой пасьянс.
Изнанка угрожающе пустой жизни девочек-подростков
(Выдержки из интервью Леонарда Сакса (Dr. Leonard Sax) еженедельнику «Маклинс» (Maclean’s))
Доктор Леонард Сакс, семейный доктор, психолог, основатель Национальной ассоциации “За раздельное обучение” живёт в Пенсильвании с женой и двумя дочерьми. Др.Сакс – автор двух книг, посвящённых особенностям обучения у мальчиков и девочек. Его последняя книга «Девочки на грани» (Girls on the Edge) посвящена проблемам современных девочек-подростков, за внешней уверенностью и успешностью которых скрывается угрожающе ломкое представление о самих себе.
По статистике в академических успехах девушки обгоняют своих ровесников-юношей. В канадских университетах девушки составляют 61% всех учащихся. Но при этом пятая часть девушек занимается каттингом (от cut – “резать” (англ.) – современная эпидемия среди молодых людей, когда на тело наносятся порезы с целью причинить себе боль, обычно в незаметных местах, например, на внутренней стороне бедра – О.П.) или прижигает себя спичками. Более 25% девушек в старших классах школ пьют. В США каждая восьмая принимает антидепрессанты. Наблюдается невиданный рост тревожности и депрессии среди девушек и молодых женщин.
В 1959 году была опубликована шкала тревожности Гамильтона и с тех пор психологи задают подросткам одни и те же вопросы. 40 лет назад редко можно было услышать от девушки положительный ответ на вопросы типа «Испытываете ли вы когда-нибудь такое беспокойство, что вам невозможно сконцентрироваться?» или «Просыпаетесь ли вы по ночам?». Сейчас же ответ «Да» на такие вопросы – не редкость. Жин Твенг, профессор из Университета Сан-Диего, утверждает, что современная среднестатистическая девочка-подросток обладает бóльшим уровнем тревожности, чем среднестатистическая девочка-подросток, являющаяся пациенткой психиатрического отделения госпиталя, 50 лет назад.
Само-объективизация
40 лет назад одежда для семилеток отличалась от одежды для семнадцатилетних, сейчас же нет никакой разницы между одеждой, рассчитанной на девочку в первом классе или в десятом. Майки с надписями «Да, но не с тобой» сейчас продают восьмилетним.
Девочки понимают о чём эти надписи: они помогают притвориться сексуально-осведомлёнными. Современные девочки притворяются по-взрослому сексуальными, участвуют в шоу, в котором есть опасность потерять понимание своей собственной сексуальности. Это как будто ты носишь маску, а когда её снимаешь, то оказывается, что лица у тебя уже нет.
Ещё одна проблема – это акселерация созревания. У девочек исчезает возможность прожить время, которое психологи называют «среднее детство»: между 8 и 12 годами, возраст Пеппи-Длинный Чулок, когда девочка может наслаждаться приключениями и узнавать себя как человека, не задумываясь о том, насколько она сексапильна.
Кибер-пузырь
Девочки проводят очень много времени, фотошопя свои фотографии, убирая прыщики и стараясь сделать себя хоть чуть-чуть худее. Таким образом, 14-летняя девушка представляет себя как брэнд, старается создать свой публичный образ, лакирует себя снаружи: важнее становится, как ты выглядишь и что ты делала вчера, чем кто ты есть и кем ты хочешь быть. А это ведёт к чувству отчуждённости с самим собой, потому что в большинстве случаев эти девочки даже не подозревают, что её «образ» – это не она сама. Они слишком заняты тем, чтобы понравиться «потребителям», представить брэнд, который будет продаваться. Одно дело, когда этим занята Анджелина Джоли – она взрослая женщина. Другое дело, когда этим же озабочена 14-летняя девочка. Такое внимание к внешнему лоску мешает истинной задаче подросткового периода, которая заключается в том, чтобы понять, кто ты есть, чего ты хочешь, каковы твои мечты и желания.
Каттинг
Раньше это явление встречалось очень редко, подобным занимались меньше 1% детей. В рамках проведённого в 2008 году исследования Йельской школы медицины 36% девочек от 10 до 14 лет сознались, что за последний год они резали себя или прижигали спичками. Два года назад в периодике Канадской Медицинской Ассоциации были напечатаны данные очень серьёзного, демографически репрезентативного исследования молодых людей от 14 лет до 21 года, проводившегося в городе Виктория. 8% юношей и 24% девушек занимаются каттингом и прижиганием себя.
Разница не только в цифрах. Если посмотреть на юношей, которые этим занимаются, то это будут, говоря откровенно, «социальные аутсайдеры»: не имеющие друзей, подвергающиеся остракизму молодые люди. Если ты популярный в школе парень, например, капитан сборной по хоккею, то ты не будешь тайно резать себя бритвенными лезвиями. В то же время, популярная в школе девушка, капитан сборной по баскетболу, да ещё и отличница, вероятно – скорее всего, даже вероятнее, чем обычная среднестатистическая девушка – будет себя резать.
Они делают это, потому что они не живут, они играют. А когда они режут себя, они хоть что-то чувствуют. Это настоящее. Это не крик о помощи – большинство режут себя в малозаметных местах, чтобы взрослые не увидели следов. И это не попытки суицида. Исследования показывают, что когда подростки режут себя, в кровь выбрасываются эндогенные опиаты, которые дают чувство эйфории.
Что же делать родителям?
Родители руководствуются представлениями 1980-х о том, что надо давать детям автономность и независимость, позволять своему ребёнку совершать его собственные ошибки. Как выразился один отец: «Я не считаю возможным совать свой нос в то, что делает моя дочь на Фейсбуке». Эти представления 80-х совсем не подходят к жизни в 21-м веке. Родители должны осознавать: подростки создали себе очень опасный мир. 15-летние дети не в состоянии управлять собой, они нуждаются в участии взрослых в своей жизни.
Обозначьте границы: «Не больше 30 минут в чате в школьные дни».
… А если девочке не 12, а 16, и она уже привыкла неограниченно пользоваться сотовым и иметь компьютер в своей комнате?
У меня нет лёгкого ответа, что делать в такой ситуации. Основные баталии происходят, когда вы пытаетесь изменить положение вещей, которое складывалось годами. Именно поэтому я советую родителям начинать как можно раньше. 16-летняя дочь может вам сказать: «Я ненавижу тебя, ты испортил мне жизнь». Но ваша первейшая прямая обязанность как родителя – обеспечить безопасность своего ребёнка. И вы должны быть готовы принять детский гнев.
Перевод с сокращениями Ольги Писарик