Что такое оздоровительная работа
«Растим здоровых детей» (физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ)
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников детского сада “Чебурашка” пос. Эльдикан, САХА (Я)
Наш детский сад работает над этой проблемой несколько лет. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок конца 20 – начала 21 веков сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией.
Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях детского сада.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.
Консультации для воспитателей: “Особенности проведения бодрящей гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.
Планирование выступлений на педсоветах: “ Охрана жизни и здоровья детей”, “Итоги оздоровительной работы”.
Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”.
В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактический массаж ног, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.
Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.
Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты, кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание спален перед сном и проветривание групп.
Для обеспечения здоровья, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата и т.д. Но главные “киты”, на которых держатся жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Из этого следует сделать вывод: вся система физического воспитания в детском саду должна быть, прежде всего, ориентирована на развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным же средством этого развития являются движения.
Аэробная производительность тем больше, чем лучше тренирован ребенок. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но … только на свежем воздухе! Известно, что основной метод улучшения способностей к поглощению кислорода – длительный равномерный ( или, по Ю.Ф. Змановскому, оздоровительный ) бег. И именно в дошкольные годы физкультурная деятельность должна быть направлена на увеличение этих способностей. У тренированного ребенка, как показали многочисленные исследования, эти способности нередко увеличиваются вдвое. Исследователи отмечают, что у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями на свежем воздухе, и в первую очередь бегом, бесперебойно функционирует система кровеносных сосудов, развитые легкие и бронхи, выносливое сердце. Особенно полезен бег на свежем воздухе болезненным, щуплым детям. Если эти истины не усвоят воспитатели и родители, то они не смогут помочь своим детям и воспитанникам обрести надежное здоровье. ( В.Г. Алямовская “Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении).
В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать или комплексы дыхательных упражнений.
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Одним из распространенных способов повышения сопротивляемости организма в детских садах используется применение точечных массажей.
Массаж рук
Массаж ушных раковин
Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.
Массаж головы
Массаж лица
Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни.
В связи с этим коллективом принято решение ежемесячно проводить день здоровья.
Как спланировать день здоровья? Какие занятия необходимо проводить в этот день?
Тематическое планирование занятий:
Месяц | Тема занятий |
Сентябрь | “Вот я какой” |
Октябрь | “Чтобы быть здоровым” |
Ноябрь | “Наши органы дыхания” |
Декабрь | “Наши органы слуха” |
Январь | “Как сохранить хорошее зрение” |
Февраль | “Зачем человеку язык? Как сохранить зубы здоровыми?” |
Март | “Мои защитники кожа, ногти, волосы” |
Апрель | “Внутренние органы” |
Май | “Правила на всю жизнь” |
Физкультурно-оздоровительная работа
Смотреть что такое «Физкультурно-оздоровительная работа» в других словарях:
Зубрёнок (детский центр) — УО «Национальный детский образовательно оздоровительный центр „Зубрёнок“» НДЦ «Зубрёнок» Руководители Директор Онуфриева Н.Г. Основание 17 августа 1969 года … Википедия
Белорусский государственный университет физической культуры — (БГУФК) Тип Государственный Расположение … Википедия
Саров (ДЮСШ) — ДЮСШ «Саров» Детско юношеская спортивная школа города Саров Нижегородской области по игре в хоккей с шайбой. Содержание 1 Основные данные 2 Описание … Википедия
Советск (Калининградская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Советск. Город Советск нем. Tilsit Флаг Герб … Википедия
Лукойл — (Lukoil) Компания Лукойл, история компании, добыча и продажи Компания Лукойл, история компании, добыча и продажи, акционеры и руководство Содержание Содержание Общая о ОАО «» История основание фирмы ОАО «Лукойл» Акционеры и руководство… … Энциклопедия инвестора
Парки культуры и отдыха — в СССР, культурно просветительные учреждения, работа которых направлена на содействие коммунистическому воспитанию трудящихся, повышение их общественной и производственной. активности, формирование высоких эстетических вкусов в процессе… … Большая советская энциклопедия
Мишин, Евгений Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мишин. Евгений Мишин Личная информация Пол: мужской Полное имя: Евгений Александрович Мишин Дата рождения: 21 февраля 1976(1976 02 21) … Википедия
ОБЩЕЖИТИЕ — в соответствии со ст. 97 ЖК для проживания граждан на период их работы или учебы могут быть использованы общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этой цели жилые дома. Положение об общежитиях… … Юридический словарь современного гражданского права
СССР. Физическая культура и спорт — С древнейших времён национальные физические упражнения, игры и единоборства спортивного характера (метания, плавание, бег, стрельба из лука, борьба, кулачный бой, верховая езда и т. п.) использовались народами, населявшими современную… … Большая советская энциклопедия
Остров фантазий (посёлок) — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
Янбахтина Валентина Валерьевна
Инструктор по физической культуре
МКДОУ Большетавринский детский сад №1 –
филиал Сарсинский детский сад
МО Красноуфимский округ
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Одной из важнейших задач федерального государственного образовательного стандарта является охрана и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка.
Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Физическая культура способствует формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.
В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.
Для реализации данного направления были поставлены следующие цели и задачи:
Цель: Усовершенствование комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, сохранение у родителей и воспитанников здоровья через физические упражнения.
Задачи: сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, развитие их физических качеств; формирование основ культуры здоровья, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе.
В нашем детском саду разработана и реализуется система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности:
• физкультурное занятие
• подвижные игры и упражнения на прогулке
• гимнастика после дневного сна
• физкультминутки.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
Во время НОД проводятся двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции, разнообразные подвижные игры в течение всего дня и т. п.
Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма.К закаливающим мероприятиям ДОУ относится:
— утренний прием на свежем воздухе в теплое время;
— ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе и оздоровительный бег летом;
— босохождение после сна;
— контрастные воздушные и солнечные ванны;
— ходьба по профилактическим дорожкам.
В образовательной деятельности проводятся беседы с детьми на различные темы: «Неболей-ка», «Изучаем свое тело», «Полезные и вредные привычки», «Что такое здоровье», «Чистота – залог здоровья» и др.
В детском саду традиционно провожу такие мероприятия, как летний спортивный праздник «Здравствуй, лето», зимний спортивный праздник «Мы мороза не боимся»; спортивные развлечения «Народные игрища», «Путешествие в страну Спортландию» и многое другое. Дети с радостью принимают участие в подобных мероприятиях, где их всегда ждут необычные конкурсы, игры и забавы.
На прогулках совместно с педагогами организуем двигательную активность детей с помощью игровых упражнений, подвижных и спортивных игр.
В непосредственно образовательной деятельности педагоги используют физкультминутки, пальчиковую гимнастику подобранную мной.
В общей системе оздоровления особое внимание уделяем охране психологического здоровья детей. В ДОУ созданы все условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников.
Работа с детьми по формированию здорового образа жизни невозможна без взаимодействия с семьей.
Взаимодействие с родителями по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни реализуется как в традиционных, так и нетрадиционных формах работы:
— родительские собрания включала разные темы: «Здоровые дети – здоровая нация», «Охрана жизни и здоровья детей», «Активный детский отдых зимой», «О правильной осанке», «Осанка – это здоровье», «Чистота и здоровье» и т. д.
— консультации по таким темам: «Укрепление здоровья», «Правильно одеваем ребенка» и т. д. ;
— оформила памятки и буклеты в помощь родителям: «Оздоравливаем ребенка дома», «Влияние природных факторов на закаливание», «Летний отдых», «Здоровый образ жизни в семье» и т. д.
— показ НОД: «Прогулка в зимний лес», «Мы – спортсмены»;
— Особенно тщательная подготовка ведтся к таким праздникам, как «День защитника Отечества», «День Победы». Подобные мероприятия я организую с участием родителей, когда взрослые на глазах у детей демонстрируют умения бегать, прыгать, соревноваться. Это поучительно всем, а особенно детям, т. к. это придат особый эмоциональный настрой, дарит огромную радость от общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей.
Совместно с воспитателями и родителями проводятся ежегодные традиционные мероприятия «Дни здоровья», «День открытых дверей». В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений, а родители испытывают гордость за своих детей.
Для эффективности физкультурно-оздоровительной работы разработала программу кружка «Крепыши», где занятия закаляют и укрепляют физическое и психическое здоровье детей, способствуют сплочению коллектива. Также данные занятия повышают работоспособность, создают хорошее настроение, способствуют общению между детьми.
Таким образом, использование физкультурно-оздоровительной работы детского сада дает свои положительные результаты.
1. У детей сформировалось желание вести здоровый образ жизни.
2. Наблюдается снижение заболеваемости, повысилась посещаемость.
3. Родители проявляют активность.
Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению данных подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно-образовательной и физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.
Развитие ребенка зависит не только от хорошей биологической основы, но и от окружающей среды, в которой растет ребенок, от способа и уровня удовлетворения потребностей ребенка. От воспитания, физического и нравственного развития ребенка во многом зависит вся его последующая жизнь.
«Забота о здоровье- важнейшая работа воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Презентация «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду» Здоровый малыш-это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. И нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду Учитывая природные, социальные условия мира, в котором мы живем, физкультурно – оздоровительная работа должна стать неотъемлемой частью.
Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Физкультурно-оздоровительная работа в младшей группе Психофизический комплекс для оптимизации работы системы пищеварения (Руденко А. С.) (выполняется во время еды) 1. Потянуться вверх (ладони.
Физкультурно-оздоровительная работа в рамках образовательного процесса ДОУ на примере второй младшей группы Содержание проекта раскроем через следующие пункты: 1. Актуальность. Цель и задачи проекта. Сроки реализации 2. Участники проекта. Этапы.
Первые шаги к победам. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ Здоровье населения, особенно детей, один из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, одна из характеристик национальной безопасности.
Проект «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ» Первый этап: «Организационный» сентябрь 2013г. Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению.
За здоровьем в детский сад. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ ЗА ЗДОРОВЬЕМ В ДЕТСКИЙ САД Физкультура в детском саду Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Елена Побирей
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
Автор – воспитатель Побирей Е. Н. МДОАУ ДС № 14 г. Благовещенск Амурская область
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Задачи сохранения и укрепления здоровья получили своё отражение в нормативно – правовых документах современного общества: Законе РФ: «Об образовании в Российской Федерации», СанПиНе 2.4.1.3049-13, «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указе президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенции о правах ребенка» и т. д.
Цель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
— Охрана и укрепление здоровья детей
— Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка
с учётом его индивидуальных особенностей. Развитие физических качеств
— Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
— Воспитание потребности в здоровом образе жизни
— Обеспечение физического и психического благополучия
Начинать решать эти задачи надо с самого рождения. Известно, что дошкольный возраст – решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.
Основывается физкультурно-оздоровительная работа на ведущих принципах педагогики: гуманизации, индивидуальности, системности, последовательности, доступности, комплексности, взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, успешности.
В систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ входят: создание материально-технических условий в ДОУ, выполнение санитарно-гигиенических требований, организация полноценного питания и рационального режима дня, создание оптимальной двигательной деятельности детей, организация профилактических, оздоровительных и закаливающих мероприятий, диспансеризация и медицинский контроль, работа по формированию здорового образа жизни, работа с родителями.
Значение физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ
Гимнастика после дневного сна
Спортивные игры и упражнения
Лечебная физкультура (по назначениям врача)
Занятия по валеологии и экологии
Физиотерапевтические процедуры: кварцевание, ингаляции, общее УФО, УВЧ, Электрофорез, «Тубус-кварц» и т. д.
— для часто болеющих детей
— для детей с ортопедическими нарушениями
Смазывание носа чесночным маслом, оксолиновой и бороментоловой мазью
Полоскание горла солёным раствором и настоями трав
Гимнастика для глаз и т. д.
Коррекционно-развивающие занятия у психолога
Занятия по валеологии и экологии
Традиционные формы оздоровления повышают устойчивость человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды; позволяют детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места. К ним относятся:
а) полоскание горла отварами трав
б) фито чай витаминный
в) фитоадептогены (женьшень, элеутерококк)
Фитонцидотерапия (лук, чеснок)
Катание на коньках.
Подвижные игры с элементами основных видов движений,
Нетрадиционные формы оздоровления помогают мгновенно поднять уровень своей энергетики, быстро улучшить самочувствие, активизировать защитные силы организма.
Элементы дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой
Гимнастика с элементами хатка- йога и ушу и др.
Контрастные воздушные ванны
Облегченная одежда детей
Мытье рук, лица, шеи прохладной водой
Контрастный душ в бассейне (при наличии бассейна)
Полоскание горла настоями трав
Вхождение в воду контрастной температуры (ср. возраст)
Погружение ног в прохладную воду
Обтирание тела и др.
Давно доказано, что ведущая роль в сохранении и укреплении принадлежит правильному питанию детей. Оно обеспечивает нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, устойчивости к воздействию инфекций.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим дня укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешно чередует разнообразную деятельность, предохраняет от переутомления
Физкультурно-оздоровительная работа не могла состояться без создания специальных условий в ДОУ: материально – технической базы и предметно развивающей среды: пищеблок, медицинский блок с подсобными помещениями; физкультурный и музыкальный зал, спортивная площадка, уголки физической культуры, прогулочные участки, оснащенные необходимым спортивным оборудованием и инвентарём для двигательной активности детей, проведения закаливающих процедур; «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.
Вопросы оздоровления ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей.
От того, как правильно организован режим дня дошкольника, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.
Организация оздоровительной работы в ДОУ Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения.