Что такое озеро 6 класс
Презентация к уроку в 6 классе по теме «Озера»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цели урока Формирование представления о многообразии озер планеты Земля и их происхождении. Формирование географической культуры, эстетического восприятия природных объектов.
План урока Понятие озеро. 2) Озерные котловины. Классификация озер по происхождению озерных котловин. 3) Вода в озере. Источники питания озер. Сточные и бессточные озера. 4) Болота. 5) Значение озер в жизни и хозяйственной деятельности человека. 6) Практическая работа. Описание озера. 7)Обобщение. Итоги урока. Рефлексия. 8) Домашнее задание.
Озеро – замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.
Самое большое озеро на Земле. В прошлом оно соединялось с морем и было морем. За размеры и солёность её называют морем.
Самое глубокое озеро на Земле. Его глубина составляет 1620 м. Озеро Байкал содержит около 10% пресной воды на Земле.
Углубления, в которых находятся озера, называют озерными котловинами.
Самые большие и самые глубокие озёра образуются в результате тектонических движений земной коры. При медленном опускании обширных участков или в трещинах земной коры. Тектоническое Байкал Каспийское море Аральское море
Ледниковое Вулканическое Озёра образующиеся в результате деятельности ледника Озёра занимающие кратеры вулканов. Кроноцкое и Курильское Ладожское и Онежское
Карстовое Запрудное Озёра образующиеся в результате вымывания подземными водами легкорастворимых пород и провала верхнего слоя. В результате провала верхнего слоя образуется озёрная котловина, которая заполняется водой. Озёра возникающие, если русло реки перегораживает обвал. Сарезское
Классификация озер по происхождению озерных котловин Происхождение котловин Условия образования Примеры Тектонические Образуются путем заполнения трещин в земной коре. Каспийское, Байкал, Танганьика Ледниковые Являются результатом деятельности материковых и горных ледников. Ладожское, Онежское Карстовые Подземные воды, растворяя горные породы, образуют под землей различные полости, что ведет к провалам. На месте провалов возникают озера. Встречаются в понижениях на холмистых равнинах. Вулканические Образуется при наполнении водой вулканического кратера. Кроноцкое, Курильское Запрудные Образуются в долинах горных рек, если русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы. Озера: Рица в Абхазии, Сарезкое Озера-старицы Участок бывшего русла реки, отчленившийся от основного русла. Мелкие озера, расположенные в поймах рек
Сточные Бессточные Озёра, из которых вытекают реки. Озёра, из которых не вытекают реки.
Ладожское Онежское Байкал
Каспийское море Аральское море
Озера по степени солености пресные – до 1 промиллей; солоноватые от 1 до35 промиллей; соленые – более 35 промиллей.
Вода некоторых озёр содержит много солей. Солёность Мёртвого моря-озера около 270‰. В этом море невозможно утонуть, в нём почти отсутствуют организмы.
Небольшие озёра со временем мелеют, зарастают. Озеро превращается в болото. Болото – сильно увлажнённый участок земной поверхности.
План описания озера На каком материке, и в какой его части находится озеро. Между какими меридианами и параллелями расположено. Происхождение котловины. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки. Соленое или пресное.
Домашнее задание § 24, прочитать, ответить на вопросы; найти пословицы и поговорки, связанные с озерами; подписать названия озер на контурной карте полушарий.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-045472
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Озеро
Всего получено оценок: 300.
Всего получено оценок: 300.
Озеро – это естественный водоем, который расположен изолированно от Мирового океана. В гидросферу мира входит почти 5 млн озер. Статья предлагает сведения об озерах, их характеристиках, разновидностях.
Что такое озеро?
Озеро – это часть гидросферы планеты, природный водоем, изолированный от океана. Исключением из общего правила являются озера-лагуны, например, Венецианское, Маракайбо.
Рис. 1. Озеро-лагуна Маракайбо.
На фотографии видно, что определение озера нарушается, так как озеро соединяется с морем узким проливом.
В районе Маракайбо наблюдается уникальное сочетание природных факторов, создающее условия для формирования бесшумных молний, которые появляются одновременно в большом количестве (до 300 молний в час).
Классификация озер
В зависимости от причины возникновения выделяют несколько групп:
Озеру Эльгыгытгын почти 3,6 млн лет, осадочные породы на дне имеют мощность более 200 м. Донные породы хранят сведения о природных условиях региона с момента его образования. Это единственный на планете метеоритный кратер в вулканических породах.
Состав воды
В зависимости от состава воды выделяют озера пресные и соленые, причем тип солей может быть разным (соль, сода и другие). Пример соленого озера – Мертвое море (Израиль), где соленость достигает 300-350%о.
Рис. 3. Мертвое море.
Что мы узнали?
Мы узнали, что такое озеро, познакомились с классификацией озер. Узнали, что разделение на виды зависит от происхождения озер и состава их воды.
Что такое озеро
Озеро это естественный замкнутый водоем, который образуются на поверхности земли в углублениях. Подобных углублений на поверхности Земли огромное количество, как только количество поступающей воды в углубления превышает количество испарений, образуются озера. Они бывают самыми разнообразными. Например, есть очень маленькие озера, который часто называют озера-лужа, а есть гигантские озера, которые называют озера-моря. Также бывают озера с пресной и с соленой водой. Бывают озера с очень холодной и очень горячей водой. Бывают озера с богатым внутренним миром организмов, а есть водоемы, в которых организмов практически нет.
Говоря об озерах нужно прежде всего отметим, чем они отличаются от других искусственных и естественных водоемов на нашей планете. Прежде всего рассмотрим основные отличия от:
Как формируется дно озер
Выше уже отмечалось, что озера формируются в котловинах на земли, где скапливается излишняя влага. Нужно отметить, что глубина озер бывает самой разнообразной от нескольких сантиметров до нескольких километров. Так, самое глубокое озеро на нашей планете это озеро Байкал, глубина которого составляет 1620 м. Почему же некоторые озера глубокие, а другие нет? Связано это с происхождением их котловин. Ниже представлена таблица, в которой описаны все возможные котловины озер на нашей планете и их особенности.
Тип происхождения | Как образовалась | Вид | Примеры |
---|---|---|---|
Тектоническая | Прогиб земной коры | Чаще всего круглой формы | Аральское |
Трещина в земной коре | Продолговатые и очень глубокие | Байкал | |
Ледниковые | Половина образуется древним ледником | Ладожская | |
Остаточные | Остатки древних морей, которые образовались в результате отделения в результате горообразования. | Обычно занимает большую площадь | Каспийское |
Запрудные | Русло реки в результате обрушения гор или извержение лавы | Сарезское | |
Вулканические | Кратер бездействующего вулкана | Круглые | Курильское |
Старица | Старое русло реки | Подковы | озера очень маленькие и показывается только на крап на картах с большим масштабом |
Провальные | Провалы в горных пород в результате землетрясений и растворений | Небольшие, круглые но глубокие | |
Метеоритные | Падение на землю метеорита | Круглые и небольшие |
Классификация озер
Озера характеризуется тем, что что в них впадают реки, а из некоторых озер реки берут начало. Поэтому очень важной особенностью является то, что размеры озер всегда зависят от питания, температуры окружающей среды и количества осадков. Часто, если рассматривать географическую карту, может обнаружить, что границы озер обозначены не сплошной, а пунктирной линией. Примером может служить озеро Чад в Африке. Такое обозначение обусловлено тем, что озеро значительно меняет свои размеры и границы. Когда начинается сезон засухи озеро значительно сокращается в размерах, иногда пропадает вовсе. Как только начинается сезон дождей, озеро вновь начинает расширяться, выходя иногда даже за границы, обозначенные на географической карте.
Все озера на нашей планете делятся на две большие категории:
Закрывая рассмотрение вопросов типов озер, нужно отметить, что все озера на нашей планете так или иначе подвержены угрозе исчезновения. Как только количество испарений превышает количество воды, поступающей в озеро, его уровень постепенно снижается, и со временем такое озеро превращается в болото.
Что такое старица
Старица это достаточно причудливая форма озер. О причудливости мы говорим в связи с тем, что часто принято понимать под озерами круглые водоем. Старица это особый тип озер, который имеет подковообразную форму. Они образуются как правило в руслах старых рек, поэтому небольшие в размерах. Старой русла рек образуется в связи с тем, что река может изменить свое течение, оставив после себя свое русло, в котором сохраняется вода. В результате образуется старица.
Значение озер для человека
Озера это важная часть жизни человека, поскольку они встречаются везде. Наиболее часто озера встречаются в Африке и Северной Америке. Опять же это связано с рельефом местности этих континентов и спецификой образования там суши и горных пород. Часто говорят, что озер нет в Антарктиде, но это не так. Действительно, на поверхности Антарктида нет озер, поскольку температура воздуха достаточно низкая и вода замерзает. Однако, в последнее время географы обнаружили под слоем льда в Антарктиде озера.
В Европе также есть участки, на которых очень много озер. Примером может выступать Северная Европа и Скандинавский полуостров. Не случайно Финляндию и Швецию часто называют страной тысячи озер. Их здесь так много, что часто нельзя сказать что это суша изрезанная озерами, или озера изрезанные сушей.
Географическое описание озер
Озера, как и любой объект на нашей планете, подлежит географическому описанию. специфика описание озера зависит от его размеров. Так, если озеро является небольшим, то оно описывается как правило целиком. Если же мы говорим о больших озерах, то чаще всего описываются его составные части. В целом же план описания следующий:
§ 47. Озера (учебник)
Чем озеро, по вашему мнению, отличается от реки?
Что такое озеро. На суше существует немало углублений (Котловин) различного происхождения, в которые стекают поверхностные и подземные воды. Если в углубление поступающей воды больше, чем за то же время испаряется, вода накапливается и образуется озеро. От реки озеро отличается тем, что вода в нем не течет, как поток в русле. В отличие от моря озеро не является частью Мирового океана.
Образование озерных котловин. Размеры, очертания берегов, глубина озер обусловлены происхождением озерных котловин.
Котловины тектонического происхождения образовались в результате движений земной коры. При медленном опускании больших участков возникли котловины Каспийского и Аральского морей-озер. В результате глубоких трещин и раздвижения участков земной коры образовалось озеро Байкал. В похожих тектонических трещинах-пропастях образовались Танганьикав Африке и Великие озера в Северной Америке. Такие озера имеют вытянутую форму, большие глубины и высокие обрывистые берега.
Вулканические озера занимают кратеры потухших вулканов. Они довольно глубокие (более 100 м), но небольшие по площадью. Загатни озера образуются в результате обвала горных пород, перегораживают русло горных рек. Загатни происхождение имеет котловина озера Синевир в Украинских Карпатах. Ледниковые озера имеют котловины, Вспаханные древними и современными ледниками. Они распространены на севере Евразии и Северной Америки, в высоких горах. Такие озера небольшие и неглубокие. Пойменные озеравозникают в долинах рек. Они являются остатками старого бывшего русла, поэтому называются озера-старицы. Они вытянуты, извилистые, небольшие по площади и неглубокие. Лиманные озера образовавшихся вследствие отпадения от моря устьевых частей рек песчаными косами. Такие озера вытянутой формы, с небольшими глубинами распространены на юге Украины на побережьях Черного и Азовского морей.
Занимательная география
Чудовище озера Лох-Несс
Занимательная география
Вопросы и задания
1. Что называют озером? Какие условия необходимы для образования озера?
2. Чем озеро отличается от моря?
3. Как могут образовываться озерные котловины?
4. Почему бессточное озеро становится соленым?
5. Выдающееся географические координаты озера Байкал.
6. В природе на поверхности существует много котловин, углублений и снижений. Однако далеко не все они становятся озерами. Почему?
7. Составьте сравнительную характеристику двух озер (по выбору) по плану:
1) название озер и ее происхождения;
2) физико-географическое положение;
3) площадь, средняя и максимальная глубины;
4) форма (круглая, удлиненная) и характер берегов (низкие, высокие);
Урок географии по теме «Озера». 6-й класс
Разделы: География
Класс: 6
Цель урока: создать условия для усвоения знаний об озёрах, на примере озера Байкал, используя ИКТ.
Тип урока: урок изучения нового материала
Главная мысль: Без воды невозможна жизнь не только на Земле, но и во Вселенной. Жизнь возникла и существует благодаря удивительным свойствам воды.
Ведущие понятия урока: озеро, озерная котловина, сточное и бессточное озеро, рациональное природопользование, нерациональное природопользование.
Ход урока
I. Постановка цели и задач урока.
(Учитель сообщает план урока, нацеливает учащихся на работу; нацеливает на самооценку в оценочном листе каждого этапа урока).
Вступительное слово учителя:
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок географии. Для начала предлагаю определить тему занятия, я загадаю вам загадку, а вам нужно её отгадать, готовы?!
– Вы уже догадались, что сегодня мы поговорим о воде. Итак, тема нашего занятия – Озёра. Слайд 2.
– Сегодня мы побеседуем о том, сколько воды на Земле, узнаем, что такое озера и какими они бывают, будем учиться сравнивать, обобщать, узнаем новые факты.
– У вас на столах лежат рабочие листы, они заменят вам тетрадь. Запишите тему занятия. Как работать с листом: вам предстоит выполнить несколько заданий они прописаны у вас в листах, ответы вписываете в строки, выполнений заданий вы оцениваете сами и за каждое задание ставите себе оценку.
II. Подготовка к восприятию (актуализация знаний и практических умений).
Учитель: Для того чтобы достаточно быстро работать, нам потребуется повторить некоторые теоретические положения, с которыми вы уже должны быть знакомы, делаем мы это следующим образом:
(УЗ1) на мониторе будут появляться утверждения и вам нужно установить истинные они или ложные, для этого у вас на столе лежат карточки они с одной стороны белые с другой синие, если вы согласно с утверждением вы должны показать мне синюю карточку, если не согласны развернуть белой стороной. Слайд 3,4.
Учащиеся оценивают работу, отметки проставляют в рабочий лист.
Учитель: Сколько воды на планете Земля? 71% приходится на долю океана и только 29% составляет суша. Слайд 6. Соотношение суши и воды на планете Земля.
Учитель: Если быть точным, площадь поверхности Земли 510 млн.кв.км, 3/4 приходится на воду. Какова поверхность водного зеркала? (решение задачи). Слайд 7,8.
Ответ: площадь поверхности водного зеркала 382,5 млн. кв.км.
Учитель: Сверьте свои ответы и оцените выполнение задания.
Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что воды на планете Земля достаточно много, но запасы пресной воды не велики.
– Где встречается пресная вода?
Учащиеся: в ледниках, в реках, озерах.
Учитель: Да, верно около 2,8% от общего количества воды, в том числе в ледниках, снежниках и полярных льдах сосредоточено 2,15% всей пресной воды и только 0,65% в реках, озерах. Слайд 9. Сейчас мы с вами наглядно в этом убедимся, проведем исследование.
Демонстрация: берем бутылку 0,5, чистой воды и разливаем по 2 стаканчикам: 1 – океан, 2 – пресная вода, затем воду из стаканчика с “пресной” водой, разливаем в 3 ст.на ледники, снежники, лёд. Делаем акцент, на том, что на пресную воду приходится только 1%. (Все действия учителя выполняются по указанию учащихся)
Учитель: Вот это ребята, вся пресная вода на планете. Согласитесь это очень мало. Нам с вами повезло, мы живем на берегу священного озера Байкала. Байкал – самый большой источник пресной воды на планете, если бы он стал единственный источникам пресной воды, то населению Земли, а это более 6 млрд. чел, хватило бы его воды на 40 лет.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Итак, мы сегодня говорим и знакомимся с озёрами. Каждый из вас видел озеро. Объясните, пожалуйста, а что такое озеро?
Предполагаемый ответ: природное углубление на суше занятое водой не имеющее соединения с морем, океаном.
Учитель: Обратитесь к учебнику (п.31), давайте уточним понятие.
Ученик зачитывает определение озеро. Слайд 11
Учитель: Озёра мира отличаются по разным признакам, мы с вами сейчас рассмотрим эти отличия, в рабочих листах вы заполняете схему “Виды озер”.
1. Признак. По сточности. Слайд 13. В чем отличие этих рисунков
Предполагаемый ответ: на первом рисунке изображено озера, в него не впадают реки и не вытекают, в будущем они превратится в болото.
На втором, в озеро реки только впадают, а на третьем реки и впадают и вытекают.
Учитель: слайд 14 по сточности озера бывают сточные и бессточные.
Учитель: Скажите, по сточности каковым является озеро Байкал?
Учащиеся: сточным, т.к. впадает 336 рек и вытекает Ангара.
Учитель: По солености. Cлайд 15 – пресные, солоноватые, соленые.
На географической карте этот признак озер показывается цветом, пресные – голубым, соленые – фиолетовым. Обратитесь к атласам, приведите примеры таких озер.
Учащиеся: пресные – Мичиган, соленые – Балхаш.
Учитель: Пояснение каждого вида. По происхождению, каковым является Байкал?
Учитель: Замечательно, мы с вами рассмотрели виды озер. (Читают учащиеся)
Проблемный вопрос.
Учитель: Байкал озеро или море? Слайд 18
Работа с дополнительными источниками (справочники).
Учитель: Объясните происхождение названия “Байкал”.
Учащиеся: бур. “богатое озеро”, эвенк. “Ламу” море.
Учитель: Очень часто мы слышим море – озеро Байкал. Предлагаю выяснить, у вас в таблице приведен список признаков 1 вариант – выбирает признаки присущие Байкалу как морю, 2 – вариант как озеру, указав напротив записи галочкой или плюсиком. 1 мин.
Запись в рабочий лист.
признаки | Море 1 вариант | Озеро 2 вариант |
Наличие течений | + | |
Обитают представители морей | + | |
Находится на суше | + | |
впадают реки и из него вытекает река Ангара | + | |
Большая глубина | + | |
Пресная вода | + |
Учитель: Проверяет. Взаимоконтроль (поменялись листами с соседом).
Проверка вместе с учащимися.
Таким образом, можно сделать вывод, что Байкалу присущи признаки и моря и озера, это ещё один факт доказывающий, уникальность озера. Я предлагаю посмотреть фрагмент фильма, после которого у вас будет задание “Продолжить предложение”: Уникальность Байкала в том, что…
Просмотр фрагмента фильма “У края чарующей бездны” (2-3 мин.)
Ученики: Уникальный животный мир, большая глубина, чистая вода и т.д.
Учитель: Да, озеро Байкал, действительно уникальное озеро, поэтому, особенно важно сохранить его чистым. Мы сказали, что запасы пресной воды очень малы. Человек не может жить без воды, следовательно, сохранить Байкал задача человечества. Известно, что в процессе производства природопользование может быть рациональным и нерациональным. В первом случае оно обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности человека, предотвращает возможные вредные воздействия. Примерами рационального природопользования могут быть создание заповедников, строительство очистных сооружений.
– Как вы понимаете нерациональное природопользование, что может служить примером такого использования.
УЗ 5. Задание: Рациональное, нерациональное природопользование
Учитель: Мы просмотрим фотографии, демонстрирующие природопользование соотнесите их по виду использования, Все фотографии будут пронумерованы, запишите в рабочий лист только те номера, которые демонстрируют рациональное природопользование, будьте внимательны, нумерация дана в хаотичном порядке. Слайды 20-23.
Учитель: Сверяем ответ (Ответ: 1642), скажите, что означает эта цифра.
Предполагаемые ответы: максимальная глубина Байкала, последние данные. (Слайд 1642 м)
IV. Закрепление. Применение.
Учитель: Основные этапы урока выполнены, я предлагаю вспомнить, повторить, что мы сегодня изучили и делать мы это будем с помощью игровой викторины, я задаю вопрос, вы отвечаете, за правильный ответ ученик получает жетон (в виде различных фигурок животных, растений) и размещает его на табло “Мы за чистый Байкал”.
V. Итоги урока.
Оценки за урок. Выставляют на оценочном листе себе оценки за весь урок.
Вернемся к нашим сигнальным карточкам, если вам понравился урок покажите синюю карточку, если вы что-то не поняли и у вас возникли вопросы – белую.